Пэт/кт-исследование

Алан-э-Дейл       19.07.2022 г.

Методы работы РЭПТ

Методы работы РЭПТ с мышлением можно разделить на три основных стадии:

  • анализ мышления и выявление иррациональных верований;
  • конфронтация с этими убеждениями и их пересмотр;
  • смягчение этих убеждений и требований и появление новых, рациональных.

Основной вопрос, с помощью которого производится оспаривание любой мысли или верования: «какие у меня есть доказательства того, что эта мысль верна?». При использовании такого подхода со временем человек вырабатывает новые, более эмоционально здоровые убеждения. Задача специалиста, практикующего это направление, сделать так, чтобы клиент со временем стал сам себе терапевтом. Только в том случае, если он научится подвергать своё мышление критическому анализу, можно будет заменить иррациональные верования. Кроме того, риск необходимости повторного лечения в таком случае будет сведён к минимуму.

Для этого следует регулярно заниматься развитием навыка оспаривания мыслей и рационального ответа на них. Терапевт может задавать направление движения, помогать увидеть иррациональные верования, но основная работа должна проводиться клиентом самостоятельно.

ABC-схема

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия предполагает использование ABC-схемы для анализа мышления и поведения.

  • A – любые события, чувства или мысли, связанные с ними, воспоминания о нашем прошлом опыте;
  • B – наши верования, убеждения и правила;
  • C – следствия, включающие в себя эмоции, поведенческие и телесные реакции.

События, верования и следствия находятся в прямой зависимости друг от друга. Для того чтобы повлиять на эмоции, иногда есть возможность воздействовать непосредственно на «A». Или же можно осознать, что верования и убеждения иррациональны и нужно работать с ними, постепенно заменяя их на рациональные. Идеальным результатом терапии будет такое изменение жизненных установок, которое позволит жить в гармонии с собой и окружающими.

КПТ в лечении наркомании и психического здоровья

Исследования успеха когнитивно-поведенческой терапии показали, что когнитивно-поведенческая терапия эффективна для лечения психических расстройств . Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения многих психических заболеваний, в том числе:

  • Депрессия
  • Тревожные расстройства
  • Шизофрения и другие психотические расстройства
  • Булимия и другие расстройства пищевого поведения
  • Расстройства личности
  • Биполярное расстройство
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • Обсессивно-компульсивное расстройство
  • Нарушения употребления вещества
  • Связанные с беременностью расстройства
  • Расстройства управления гневом
  • Фобии
  • Бессонница
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Когнитивно-поведенческая терапия также может быть использована для лечения зависимости:

  • марихуана
  • Алкоголь
  • Кокаин
  • Амфетамины
  • Опиаты
  • Другие вещества

На индивидуальных консультациях терапевт может использовать когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь человеку определить автоматические мысли, которые удерживают их в цикле аддиктивного поведения или способствуют расстройству их психического здоровья.

В групповом консультировании люди могут активно практиковать свои навыки межличностного общения и совладать со своими сверстниками. На тренингах по профилактике рецидивов они могут научиться распознавать свои триггеры токсикомании и распознавать признаки раннего предупреждения потенциального рецидива .

Навыки, приобретенные в когнитивно-поведенческой терапии, предлагают практический способ заменить деструктивные мысли позитивными, самоутверждающимися убеждениями. Для людей, находящихся на выздоровлении, или людей с психическими расстройствами, которые утратили чувство контроля над собственной жизнью, когнитивно-поведенческая терапия дает надежду на свободу от цикла разрушительного поведения.

В лечении наркомании и расстройств психического здоровья когнитивно-поведенческая терапия дает пациентам следующие возможности:

  • Предоставление им простых, практических инструментов для изменения негативных убеждений
  • Укрепление их уверенности и чувства самоопределения
  • Помогая им визуализировать будущее в позитивном ключе
  • Помогая им развивать более крепкие, более доверительные отношения
  • Обучение их практическим способам предотвращения рецидивов
  • Помогая им развивать трезвую деятельность, чтобы заменить употребление психоактивных веществ

Хотя когнитивно-поведенческая терапия является важным компонентом программ лечения психического здоровья и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ , одной лишь терапии может быть недостаточно, чтобы помочь каждому в достижении целей восстановления. Сочетание когнитивной поведенческой терапии с другими методами лечения может дать даже лучшие результаты, чем одна только терапия.

В Наркоздраве мы используем когнитивно-поведенческую терапию, чтобы помочь нашим пациентам вести здоровый и значимый образ жизни. Если вы или кто-то, кого вы любите, боретесь с расстройством, связанным с употреблением психоактивных веществ, мы можем предоставить все условия, необходимые для выздоровления. 

Важно знать!

Эллис считал, что каждый человек склонен мыслить
иррационально, однако частоту, продолжительность и интенсивность такого мышления
можно сократить благодаря знанию трех важных вещей:

1. Люди не просто расстраиваются, а расстраиваются из-за
негибкости собственных убеждений.

2. Какова бы ни была причина огорчения, человек продолжает
чувствовать себя таким образом, потому что не может избавиться от иррациональных
представлений о жизни.

3. Улучшить свое психологическое состояние можно только с
помощью напряженной целенаправленной работы над изменением этих убеждений, а для
этого требуется активная и продолжительная практика.

Почему от них лучше отказаться

Формирование иррациональных установок свойственно периоду детства. Ребенок еще не имеет возможности самостоятельно выбирать себе убеждения. Он впитывает те, что осознанно или нет предоставляются значимыми взрослыми из его окружения: родителями, бабушками, дедушками, воспитателями, учителями. Поэтому приобретенные установки догматичны, возведены в ранг непреложной истины, абсолютизированы. Они управляют поведенческими реакциями ребенка, и продолжают управлять ими, даже когда он становится взрослым. Руководствуясь этими верованиями, человек придумывает и выдвигает категоричные предписания себе, другим, миру. Они проявляются через использование установок «надо», «обязан», «должен», и ведут к развитию дисфункционального, даже девиантного поведения – курение, алкоголизм, а также злоупотребление другими веществами.

Иррациональные требования к самому себе обычно сформулированы подобным образом: «Я просто обязан быть безупречным, только тогда меня будут одобрять другие». В случае не получения удовлетворения этих требований, человек занимается самоедством, самоуничижением. Как правило, это ведет к развитию негативной самооценки, формированию ощущения «я – плохой, недостойный». Человек становится подвержен отрицательным эмоциям, таким как стыд, вина, тревога, гнев. Может развиться депрессия.

Иррациональные требования к окружающим бывают выражены подобным образом: «Люди обязаны быть безупречными во всем, что они делают, иначе они негодяи». Установки, провоцирующие такие ожидания от окружающих, зачастую ведут к чувствам негодования, гнева. Также эти верования могут провоцировать пассивно-агрессивную форму поведения или даже насилие.

Иррациональные предписания миру могут быть выражены, к примеру, в такой форме: «Миру непременно должно быть справедливым, обеспечивающим комфорт». Верования, под влиянием которых у человека формируются подобные ожидания от окружающего мира, зачастую ведут к развитию чувства жалости к себе, к обидам. Далее это может приводить к алкоголизму или наркомании. Также могут возникать проблемы с самодисциплиной, проявляющие себя постоянными промедлениями.

Помимо этого, чрезмерному преувеличению негативных последствий различных событий Альберт Эллис дал название «иррациональные катастрофические установки». Они проявляются использованием в речевых оборотах оценочных суждений, отражающих крайние степени положительных или отрицательных явлений: «ужас», «катастрофа», «кошмар», «невыносимо» или «восхитительно», «потрясающе», «ошеломляюще».

Иррациональные установки характеризуются как категоричные эмоционально-когнитивные взаимосвязи. Они отражают жесткие предписания, требования, приказы. Исключений в данном случае даже не подразумевается. По этим причинам к действительности они не имеют никакого отношения.

Однажды сформировавшись, далее они функционируют уже как самостоятельные, автономные структуры. Раз за разом они провоцируют возникновение патологических эмоциональных реакций. Это создает серьезные помехи человеку на пути достижения его целей.

Запускающее событие

В рамках модели под активирующим событием (на английском языке «активирующее событие») понимается то явление, которое происходит с человеком или которое он сам привел к возникновению вызывает серию проблемных мыслей и поведения.

Это может быть внешняя по отношению к человеку ситуация, такая как несчастный случай, болезнь члена семьи, спор с другим человеком, или что-то внутреннее по отношению к человеку, например, собственные мысли, фантазии, поведение или эмоции человека.

Следует понимать, что в рамках модели идея, что одно и то же событие может восприниматься двумя людьми по-разному, и что степень, в которой это связано с каким-либо типом дисфункционального поведения, сильно варьируется от человека к человеку.

Истоки заболевания

В масштабном формате о расстройстве заговорили в 1983 году благодаря шведскому ученому Бенгту Хагбергу. В это время он со своей группой изучал 35 подобных между собой случаев в 3 разных странах: в Португалии, Франции и Швеции.

Однако Хагберт не является первооткрывателем синдрома. Впервые его обнаружил педиатр Андреас Ретт, имя которого носит заболевание. Он наблюдал за двумя девочками, имеющими одинаковые симптомы. Их он заметил в очереди на прием. Они сидели на коленях у матерей, а те держали их за руки. Девочки раскачивались как маятники, а затем внезапно обе начали совершать стереотипные движения руками. Дети застыли в одном положении, отстраненные от окружающего мира. Взгляд был направлен в одну точку. Поражала их синхронность в движениях и поведении.

В своих письменных архивах врач отыскал подобные истории болезни, а затем отправился в Европу, чтобы разыскать и там таких же пациентов. В 1966 он сделал первые публикации своих исследований, которые, однако, не вызвали особого интереса.

Зафиксированную им болезнь Ретт назвал синдромом атрофии мозга. Сначала ее считали проявлением аутизма или шизофрении, и только лишь в 1983 году вывели в отдельную нозологическую единицу.

В настоящее время синдром относят к категории довольно редких генетических заболеваний. Он встречается с частотой случаев 1 на 15000. Причиной его называют мутацию гена МЕСР2. Этот ген отвечает за синтез определенного белка, влияющего на развитие мозга. В норме этот белок, спустя некоторое время после рождения, должен подавляться другими генами, чтобы обеспечить нормальное развитие мозга.

Если же ген МЕСР2 мутирован, то белок инактивируется не полностью, что вызывает аномальное мозговое созревание, и провоцирует развитие синдрома Ретта.

Обычно мутирующий ген располагается в Х хромосоме, потому заболеванием страдают преимущественно девочки.

Принципы рационально-эмотивной терапии

Фото автора SHVETS production: Pexels

Часто человек не может справиться с проблемами из-за того, что не верит, что это в его силах. На пути успеха стоят страхи, неуверенность в себе, привычка сдаваться, родительские установки. Представь, что ты встала утром в прекрасном настроении и отправилась на работу.

По дороге сломался автобус, в котором ты ехала, всех пассажиров высадили посреди улицы, до ближайшей остановки – 3 км. Кто-то бодро пошел вперед, успел на следующий автобус и не опоздал на работу. Кто-то вызвал такси. Третьи же начали брюзжать, что у них испорчен весь день, они не смогут вовремя прийти на работу, за это их уволят.

Медленно двигаясь вперед, переговариваясь, возмущаясь, они, действительно, опаздывают и вступают в конфликт с шефом. Настроение испорчено, отношения с руководством тоже.

Неважно, кто виноват в сложившейся ситуации – техника, водитель, транспортная компания. Важно, как по-разному отреагировали на нее люди – кто-то сумел решить проблемы, другие ее раздули до конфликта

Именно этот момент был тонко отмечен психологом из США А. Эллисом. Он же стал одной из краеугольных проблем рационально-эмотивной терапии. Иногда название ее расширяется до рационально-эмотивно-поведенческой терапии и вот почему.

Рационально-Эмоциональная Поведенческая Терапия

С точки зрения А. Эллиса, человек функционирует в трех полях:

Когниции (мысли) – то, какую информацию имеет человек о реальности, в которой существует

Это не объективная информация, а то, как он ее внутренне переработал, воспринял и, что очень важно, оценил. Она содержит отношение к миру, установки

Последние могут иметь различную окраску – долженствование (ты должна), рекомендации (тебе следует, ты можешь).

Например, ты плохо себя чувствуешь. Хорошо бы денек полежать дома. Но в голове у тебя сформирована установка, что ты должна встать и идти на работу вне зависимости от своего состояния. Ты автоматически расставляешь приоритеты в пользу работы. Приходя в офис, падаешь в обморок. Вопрос – правильная ли была установка, что ты должна работать.

Эмоциональная оценка. Она может быть положительной – «это хорошо для меня» или отрицательной – «а вот это для меня плохо». Обычно эмоции обладают временным характером, они могут быстро меняться. Но, с точки зрения РЭТ, одно и то же эмоциональное отношение может возникать в разных ситуациях автоматически, т.е. без осмысления их плохого или хорошего характера. Такое отношение носит характер ярлыка.

Интересно, что Эллис даже сформировал своеобразный «кодекс невротика», который отражает типичные отношения к тем или иным явлениям.  Например, неадекватное поведение можно ожидать от людей, которые привыкли считать окружающих подлыми или ленивыми.

Но есть и еще одна особенность – эмоции могут исполнять и свою непосредственную роль, т.е. быть сиюминутной реакцией на события.

Поведение – собственно действия, которые выливаются из установок, управляющих отношением к ситуации.

Построенная таким образом матрица позволяет выявить ключевые моменты реагирования человека на ту или иную ситуацию, и в дальнейшем заняться их решением.

Когда применяется

РЭТ эффективна во многих сферах психологии. Благодаря особому подходу к проблемам и пониманию особенностей процесса принятия человеком решений, она позволяет прорабатывать следующие вопросы:

  • Депрессивные состояния, апатия;
  • Тревожность и беспокойство;
  • Фобии;
  • Зависимости;
  • Проблемы с питанием, в том числе переедание, вызванное эмоциональным дискомфортом, стрессом;
  • Нарушения сна;
  • Склонность к откладыванию дел, планированию действий и их невыполнению;
  • Отрицание или отказ от ответственности;
  • Импульсивность и неумение сдерживать гнев;
  • Проблемы в семейных и межличностных отношениях;
  • Агрессивность.


Фото автора Min An: Pexels

Рационально-эмотивная терапия способствует решению проблем с поведением. Происходит это за счет снижения остроты реагирования на конфликтные ситуации и корректировки способов их разрешения.

Еще одна важная область применения РЭТ – развитие новых, нужных человеку качеств или их подкрепление. В группах и на индивидуальных занятиях прорабатывается умение решать проблемы, общаться, взаимодействовать, добиваться цели. Методы терапии эффективны для развития навыков разрешения конфликтов и принятия решений.

Рационально-эмотивная терапия – отличный помощник в решении эмоциональных, поведенческих проблем. Ее цель заключается в поиске иррационального отношения к событиям и замена его рациональными установками.

Подробно о социофобии

Дебютирует это расстройство психики в подростковом возрасте, юности, исчезает совсем или продолжается на протяжении многих лет с разной интенсивностью.

Потенциальные ситуации, при которых социальная фобия дает о себе знать:

  • необходимость поддержать разговор;
  • публичное выступление;
  • участие в спектакле;
  • знакомство;
  • встречи с противоположным полом;
  • игра в оркестре;
  • общение с начальством;
  • прием посетителей;
  • принятие пищи дома в присутствии других людей, даже членов семьи;
  • выполнение работы при посторонних;
  • медицинское обследование;
  • использование общественного туалета и т.д.

Социофоб боится пристального внимания, быть униженным насмешками, подвергнуться критике или осуждению, если он не оправдает ожидания. Темы его переживаний: как о нем думают другие, его внешность кажется им непривлекательной, слова – глупыми, а сам он – невнимательным, неотзывчивым и грубым.  К такому страху прибавляется еще и беспокойство того, что окружающие заметят, что он смущается, не может подобрать слова, теряет мысль, потеет, краснеет, трясется. Тревога может быть настолько сильной, что даже может открыться рвота.

Все это может происходить с индивидом только в сравнительно небольших группах, но никогда в толпе.

Симптомы

Существуют две формы этого расстройства:

  1. Генерализированная социофобия – индивид боится всех социальных ситуаций, которые влияют на него всесторонне. Протекает тяжело, лечение осложнено.
  2. Специфическая социофобия. В этом случае человек реагирует только на некоторые случаи, а тревога проявляется слабо.

Демонстрирует себя патология весьма разнообразно, у каждого человека такие симптомы будут свои.

Физиологические проявления:

  • дыхание затруднено;
  • сердечный ритм ускорен;
  • тошнота;
  • тремор,
  • координация движений нарушена;
  • сильное потоотделение.

Больной старается избежать контакта с людьми, не смотрит в глаза собеседнику, испытывает неловкость. Находясь в обществе, он крайне напряжен и хочет от всех спрятаться, убежать.

Когнитивные проявления:

  • «пустота» в голове;
  • неспособность сконцентрироваться;  
  • ход мыслей не контролируется;
  • «проигрывание» ситуации;
  • завышенные требования к себе;
  • сосредоточенность на своем поведении.

Что касается эмоций, то социофоб паникует при мысли, что о нем подумают. У него часто меняется настроение, он раздражается без всякого повода, нервничает, плачет без причины.

Страдающий этим расстройством человек гипертрофированно требователен к самому себе и критичен. Главное для него – произвести на окружающих хорошее впечатление, дескать, что он крайне культурен, хорошо воспитан, много знает. При этом в голове у него всегда «живет» мысль, что все равно о нем будут думать плохо.

Социофоб, ожидая травмирующей его психику ситуации, продумывает пути отступления и уверен, что его план не удастся в любом случае. А когда тревожащий момент проходит, он размышляет о нелепости своих действий, заставивших всех смеяться над ним. На самом деле ничего такого и не происходило, но больной такие сеансы самоанализа проводит каждый день, иногда даже не в состоянии заснуть от своих тяжелых мыслей.

Патологический страх заставляет социофоба вести себя неестественно в присутствии коллег, начальства, партнеров. У него в это время потухший взгляд, глаза опущены, на лице яркий румянец, руки скрещены на груди. Он сторонится людей, может внезапно выйти из помещения, а иногда, чтобы выглядеть солидно, врет, рассказывает выдуманные истории. Потом больной тяжело переживает о таком своем поведении.

Носители социальной фобии боятся негативной оценки, и многие признают, что их страх велик и ничем не обоснован, но ничего поделать не могут. Все эти проблемы адаптации в определенных ситуациях, а сильно влияют на жизнь больных, отрицательно сказываясь как на личной жизни, так и на профессиональной сфере. Социофобы не могут знакомиться, развивать отношения, завести семью. Недаром это расстройство называют «болезнью утраченных возможностей».

В попытке преодолеть такие трудности, чтобы придать себе храбрости, больные начинают принимать наркотики, спиртные напитки, что тоже ни к чему хорошему не приводит.

И чем дальше, тем становится хуже. Поэтому необходимость своевременно начать лечение не требует особого объяснения.

Любому человеку свойственно переживание и волнение. Но если на пустом месте эмоции бьют через край, возникает агрессия, а страх и тревога переполняет так, что доставляет дискомфорт, то это повод обратиться к специалисту.

Согласно исследованиям, социофобия способствует развитию депрессии. Кроме того, в 6 раз повышается риск суицида.

Симптомы ПРЛ

Первые признаки расстройства появляются обычно в юношеском возрасте, с годами статистика заболеваний снижается и почти у 50% пациентов состояние улучшается в течение десяти лет после появления первых симптомов. Случаев заболеваний среди женщин почти втрое больше, чем среди лиц мужского пола.

Краеугольный камень заболевания – нестабильное эмоциональное состояние, толчком к которому послужила чрезмерная реакция на внешние события, и торможение возврата к прежнему эмоциональному состоянию. Подверженность таким импульсивным переходам наблюдается у тех, кто склонен к резким сменам оценивания людей, от идеализирования к разочарованию. У пациентов с таким расстройством крайне интенсивна чувствительность, их может переполнять любовь, радость, они могут испытывают небывалый подъем, но в то же время их обуревают и негативные эмоции: гнев и тревожность, страх и вина. Интенсивность эмоций настолько велика, что происходит подмена реакций: пациенты сильно скорбят вместо обычной грусти, ощущают позор и принижение своего достоинства вместо неловкости, паникуют вместо небольшого волнения, доходят до умоисступления вместо негодования.

При пограничном расстройстве высок порог чувствительности к неудачному развитию событий, к получению отказа. Пытаясь избежать сильных негативных эмоций, люди, страдающие ПРЛ, наносят себе телесные повреждения, скрывают чувства. Невозможность контролировать свои реакции иногда приводит к суициду. Несмотря на кратковременные ощущения подъема и легкого веселья, наиболее интенсивно у больного проявляются гнев и удрученность, ярость и потерянность, сменяющие друг друга тревожные и депрессивные настроения.

Импульсивное поведение (злоупотребление алкоголем и/или психотропными веществами, чрезмерное поглощение пищи или нарушение режима питания, неконтролируемые траты денег, беспорядочные сексуальные связи, опасное вождение автомобиля, резкое увольнение, внезапное завершение отношений) отражает импульсивные эмоции – так человек стремится как можно скорее избавиться от сильнейшей душевной боли и от проблем, ее вызывающих. Но через какое-то время приходит боль от раскаяния, ощущение вины за свой поступок и, как ответ, стремление к новому импульсивному акту, чтобы облегчить новую боль. С течением времени такое поведение в некоторых случаях становится автоматической реакцией на боль от негативной эмоции.

Риск самоубийства при ПРЛ составляет до 10%. Есть доказанные данные, что мужчины подвержены большему (вдвое выше) риску покончить с собой, нежели женщины. Суицидальные наклонности и попытки самоубийства у пациентов с пограничным расстройством могут свидетельствовать об их убеждении, что таким образом они облегчат жизнь другим, что всем станет только лучше. Такие пациенты особенно чувствительны к тому, как к ним относятся люди: они чрезмерно рады и благодарны за хорошее к ним отношение и, наоборот, чересчур печальны или злятся, когда их обижают или подвергают критике. Диапазон чувств обширен и смена их происходит очень быстро. Бывает достаточно лишь вероятности того, что нужный человек может исчезнуть из жизни или что можно лишиться его уважения, и маятник чувств колеблется от любви к ненависти, от почитания к разочарованию. Подобные настроения вредят не только конкретным отношениям, они влияют на отношения в семье, в социуме, на самооценку.

При пограничном расстройстве есть склонность к восприятию мира как опасного места, полного злорадных людей. В то же время присутствует безграничная преданность в романтических отношениях, основанная на страхе. Этому способствуют неудовлетворенность партнером, конфликты в семье и физическое насилие, хронический стресс, нежелательные беременности

Защищаясь от интенсивных эмоций, вызванных болезненными жизненными событиями, сознание переключает внимание с этих событий или воспоминаний о них. Блокировка негативных эмоций временно облегчает импульсивные ощущения, но одновременно и притупляет обычные эмоции, отчего человек с пограничным расстройством теряет способность концентрироваться и реагировать естественным образом в повседневном режиме, что существенно усложняет его положение в социуме

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.