Оглавление
Проявления повышенной чувствительности при возрастных изменениях
Гиперчувствительность к сильному шуму часто сопровождает ухудшение работы органов слуха в пожилом возрасте. С возрастом, барабанная перепонка начинает плохо переносить посторонние шумы, звуки высокой частоты и различные звуковые вибрации. Перепонка может деформироваться, в некоторых случаях бывают ее разрывы.
Пожилые люди чаще ощущают переутомление слуха, они более уязвимы к интенсивным звукам. Это состояние объясняется тем, что мембрана становится менее эластичной.
Расстройство имеет несколько стадий:
- Больной ощущает покалывание в ушах, слышит хлопки. При воздействии шумов низкой частоты, наблюдается повышенное давление на уши, как при перелетах.
- Дискомфорт возникает под воздействием низко- и высокочастотных звуков. Больной ощущает щекотание в органах слуха, его речь становится плохо разборчивой.
- Посторонние шумы приводят к возникновению болезненных ощущений в ушах. Разборчивость речи еще сильнее снижается, становится невнятной.
- Боли появляются даже при относительно негромких шумах. Эту патологию сопровождают вегетативные и эмоциональные расстройства. Понять речь больного невозможно.
Очень раздражают звуки: что делать?
Звуковик рождается с тонким слухом, с ним это свойство будет до последнего вздоха. Нет ответа на вопрос: «Как перестать раздражаться на звуки?» Его просто нет. Даже не ищите.
Но есть ответы на другие вопросы: • Почему звуковик слышит больше других? Зачем ему дано природой такое свойство? • Что на самом деле значит раздражение на громкие звуки? В чем его смысл? • Когда и как это отношение, свою дичайшую душевую боль, можно поменять на обратное состояние? • Как наслаждаться жизнью, а не страдать от нее?
Причины раздражения от звуков скрыты в самом звуковом векторе. Ему необходимо научиться слышать за внешними проявлениями не форму (капанье, скрип, чавканье и так далее), а суть — раскрыть для себя смысл всего, что окружает нас, смысл жизни: своей собственной и общества в целом.
Но это не получается, а значит, он несет в себе боль и ненависть. Именно внутреннее раздражение и напряжение в норме должно подталкивать нас туда, в правильном направлении. Но, к сожалению, вовремя находятся «костылики»: наушники, беруши, медитации, валерьянка и другое. Они ослабляют боль, как болеутоляющее, — частично, временно, но никак не решая проблему. А она только накапливается и накапливается, стремясь превратиться в то самое цунами ненависти и прорваться наружу. И вот уже, будучи в наушниках, на фоне грохочущего рока мы начинаем слышать раздражающее чавканье, от которого не спрятаться и просто сходишь с ума.
Причины возникновения
Чувствительность к посторонним шумам чаще всего может усиливаться, когда человек испытывает сильные эмоции, серьезный стресс. В таких случаях появляется повышенная тревожность, активизируется нервная система. Звуковая чувствительность может наблюдаться у людей любого возраста. Она может проявляться частично, когда возникает непереносимость отдельных звуков или быть полной, когда от громких звуков возникает сильная боль.
Гиперчувствительность к звукам может быть односторонней или двусторонней. Часто это состояние сочетается с другими расстройствами слуха. Иногда повышенная чувствительность сопровождается дополнительными проявлениями: головными болями, головокружениями, потерей равновесия, тошнотой, расстройствами сна.
Спровоцировать гиперчувствительность к звукам могут:
- черепно-мозговые травмы;
- болезнь Меньера;
- инфекционные патологии тканей головного мозга;
- неврологические расстройства (неврозы, панические атаки);
- расстройства сосудистой системы;
- опухоли головного мозга.
Патология может быть временной (или периодической) – например, гиперчувствительность к шуму может возникать при экссудативном отите. Экссудат, скапливаясь в полости среднего уха, может стать причиной повышенной чувствительности. После санации носоглотки, чрезмерная реакция обычно снижается. После проведенного лечения отита, гиперчувствительность к шуму и ухудшение слуха будут некоторое время сохраняться, но через некоторое время состояние улучшится.
Мисофония
Гиперакузия — болезнь органов нашего тела, которая влияет на восприятие звуков. Другое расстройство, которое меняет отношение к некоторым звукам — мисофония, неврологическое заболевание.
Мисофонию иногда называют селективной звуковой чувствительностью. У людей, страдающих от этого расстройства, например, скрип ногтей по стеклу вызывает не просто раздражение, но и целую гамму реакций — от тревоги до вспышки ярости или панической атаки. Название расстройства буквально переводится как «ненависть к звукам».
В целом это заболевание пока мало изучено, поэтому гипотез о его происхождении и лечении много. Мисофония может быть реакцией на предыдущий (негативный) опыт, связанный с определенными звуками. В таком случае звуки-триггеры могут вызвать совершенно несоразмерную реакцию: звук жевания — вспышку ярости, крик ребенка — панику, и так далее. Мисофония может быть одним из признаков посттравматического невроза, о реальном источнике и причинах возникновения которого человек мог уже забыть.
Мисофония также может быть признаком более крупного заболевания — например, существуют исследования, авторы которых пытались связать мисофонию с обсессивно-компульсивными расстройствами или даже описать её как одну из разновидностей ОКР.
Ещё одна интересная гипотеза описывает мисофонию как аномалию мозга, результат нетипичных связей между слуховой корой, которая обрабатывает звук, и лимбической системой, отвечающей, в частности, за формирование эмоций.
Чтобы проверить эту теорию, выборке людей с мисофонией предлагали послушать разные звуки: нейтральные, например, шум дождя, общепринято неприятные (крики), и звуки, которые участники эксперимента находили неприятными (хруст пакета, грохот вагона метро и т.д.). Во время эксперимента снимали томограммы мозга.
Исследование показало, что у людей с мисофонией островковая доля коры головного мозга, которая (в том числе) обеспечивает взаимодействие между физическими ощущениями и эмоциями, работает иначе. Звуки-триггеры вызывают «перегрузку» — слишком сильную эмоциональную реакцию. Согласно этой теории мисофония может передаваться по наследству.
Фото zeitfaenger.at / CC BY
Почему раздражают громкие звуки: причины и последствия
Все начинается с раннего детства.
У звуковика от природы очень тонкий слух. Он слышит больше, чем способны услышать другие. Пение птички далеко-далеко, трение лапок жучка, скрип половиц, журчание речки. Но, к сожалению, его окружают не только такие звуки.
Орущий телевизор, играющее на всю катушку радио в машине во дворе, кричащие дети в соседней квартире, повышенный тон матери, поющей на кухне за готовкой ужина. Кстати, бывает и так, что другие дети быстро замечают эту особенность звуковика и могут специально ранить его. Например, подбегать сзади и хлопать по ушам. Или специально притащить пенопласт и скрипеть ему на ухо. Какофония звуков ранит маленького звуковика, она превращает его жизнь в боль. Появляется реакция — хочется закрыться, убежать от звуков, отключить мир. Где-то это получается. Но время неотвратимо идет вперед.
Если к подростковому возрасту не удается правильно сформировать навык сосредотачиваться на внешних событиях, выходить наружу своим вниманием, то появляется настоящее раздражение на звуки и неприязнь к людям, их издающим. «Выключите мир!» — это внутренний вопль звуковика, попавшего в ловушку повышенного звучания, ведь он начинает замечать буквально все звуки вокруг, даже дыхание в другой комнате
И данное состояние будет только нарастать. Оно не может никуда деться, потому что слышать тонко — это врожденное. От этого свойства нельзя отказаться. И никогда не получится перестать слышать окружающие звуки.
И есть только один выход. Правда, он крохотный. Но за ним — другой мир. Где звуки не ранят, а наслаждают. Где скрип и чавканье не замечаются, а музыка наполняет. Где нет раздражения. Правда, попасть в него тяжелее, чем верблюду пролезть в игольное ушко. Много-много сложнее. Но есть и хорошая новость — это все же возможно!
Скрежет ногтей по доске
Флориан Холлервегер (Florian Hollerweger), специалист по акустике и звуковому искусству, доцент Колумбийского колледжа в Чикаго.
Как известно, самый противный звук — это скрежет ногтей по доске. Просто ужасно! Никто до сих пор точно не знает, в чем загадка этого звука. Уже даже начали психоакустическое исследование данного феномена. Без шуток. Мне становится не по себе, когда я просто думаю о нем.
Бытует мнение, что пандемия тоже сделала свое дело: многие повседневные звуки теперь кажутся нам очень раздражающими. В зависимости от вашей ситуации, это могут быть соседи или ваши домашние. Издаваемые ими звуки теперь раздражают нас куда больше, чем еще год назад.
«Раздражающий звук» — понятие очень неоднозначное. Как ни странно, многое зависит не только от самого человека, но и от окружающей обстановки и эмоционального состояния. Если задуматься, то все это кажется простым, но только с первого взгляда. Думаю, речь идет о замечательном факте: звук — это сила, способная управлять нами. И не только в негативном смысле: в данном случае я также говорю о самых красивых звуках — о музыке.
Все сказанное, безусловно, касается музыки. Восприятие зависит от предпочтений слушателя, от жизненного периода, от настроения и т.д. Другими словами, мы воспринимаем звуки по-разному в зависимости от обстановки и жизненного уклада. От этого зависит, будут ли звуки для нас «прекрасными» или «ужасными».
Как мне кажется, эти две крайности подтверждают нашу причастность к природной красоте, и мы можем воспитать в себе чувство прекрасного, стать частью настоящей красоты (например, через музыку). Это выходит за рамки оценочных суждений, но мы, похоже, не можем обойтись без них.
Часть моей работы посвящена экспериментальной музыке и звуковому искусству. Основываясь на моем опыте, могу утверждать, что чья-то любимая «прекрасная музыка» кому-то кажется «самыми отвратительными звуками». Быть может, когда вакцина от коронавируса станет доступной повсеместно, вы сходите на живой концерт послушать экспериментальную музыку.
И тогда вы поймете, к какой к группе людей относитесь. Возможно, вы где-то посередине. Рекомендую послушать музыкальную композицию «Imago», созданную британским композитором Тревором Уишартом (Trevor Wishart). Основой этого невероятно сложного произведения стал простой звон двух стаканов.
Постигать смыслы приятно и не так трудно
Людей с чувствительными ушами тянет постичь всю глубину мира. Кого-то затягивают общественные явления, другим подавай тайны Вселенной и атомов с квантами, некоторых захватывает устройство биологических тел, а может, даже мозга, психики. Но многие отмахиваются от этих желаний, не видят перспективы и предпочитают на время уйти в себя, поговорить с собой и представить что-нибудь несбыточное и невероятное о себе и о людях. А потом вернуться в реальность как ни в чем не бывало и оставить все свои идеи невысказанными, незаписанными, нереализованными. По сути, вычеркнуть их из реальности, а реальность — из них. Навсегда сгрузить их на склад в своей голове и никогда не осуществить.
Но сознание все еще упорно ищет смысл в реальности, не находит, за что зацепиться, и выхватывает немелодичный набор звуков.
Когда людей раздражают даже мелкие шумы, это говорит о том, что их сознание отчаянно жаждет пищи и цепляется за любую поступающую информацию, даже за мусор
Громкие звуки первыми привлекают внимание воспаленного сознания. То, что человек не переносит резкий шум, — это знак, что его сознанию не хватает осмысленного наполнения
Диета для большого сознания тех, кто чувствителен к звукам, — это загрузка интересными и конструктивными интеллектуальными задачами.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» позволяет решать самые запутанные психологические проблемы. С помощью знаний, полученных на тренинге, люди способны заглянуть в человеческую психику, постичь глубинные желания, управляющие человеком. Они избавляются от болезненной чувствительности к шуму, потому что загружают сознание на полную мощность.
Мизофония: способы лечения
Есть и несколько других рекомендаций, позволяющих справиться с мизофонией:

Эта тема закрыта для публикации ответов.