Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Быт и воспитание спартанцев

В государственном строе Спарты привилегированное сословие – спартиаты – составляли так называемую «общину равных». Это был пережиток военной демократии, характерный для переходного периода от родового общества к классовому. Но «община равных» в условиях спартанского рабовладельческого государства оказалась военизированным объединением господствующего класса (сословия спартиатов) для подавления илотов и периэков.

Спартанцы занимались военным делом. Только оно считалось достойным занятием спартиата. Для того чтобы выращивать сильных и крепких воинов, общественный строй Спарты культивировал специальную систему воспитания.

Руины театра в древней Спарте

Каждого новорожденного несли в высшее государственное учреждение Спарты – совет старцев, т. е. совет старейшин, после чего в специальной комиссии решали, оставить ли ребенка жить или убить его. Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и сильного ребенка спартанцы оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т. е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим спартанской школы был очень суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрывались легким одеялом. Единственной их одеждой был плащ (гиматий). Ходили юноши-спартанцы босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод.

Для того чтобы воспитать в мальчиках выносливость, спартанское государство приучало их к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали их и к перенесению физической боли. С этой целью при переходе из младшей возрастной группы в старшую юных спартиатов секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, державшая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был ни кричать, ни стонать, так как это считалось позором.

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Целью такого принятого в общественном строе Спарты воспитания было вырастить сильного, закаленного воина. Юноши-спартанцы учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотическую тему. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Спартанские мальчики приучались говорить как можно короче – «лаконично» (от названия страны – Лакония). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, провожавшей сына на войну. Она дала ему щит и сказала: «С ним или на нем».

В Спарте, единственном государстве Греции, обращалось большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровые дети могут быть только у здоровой матери

Поэтому девочки не занимались домашним хозяйством. Это все делали илотки. Спартиатки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте устраивались состязания по гимнастике и легкой атлетике. Сначала выступали юноши, потом – девушки. Сохранилась статуя спартанской девушки – победительницы в беге.

Спартанский шлем

Когда спартанцы достигали совершеннолетия, они женились, создавали семью, но, согласно требованиям спартанского общественного строя, вся их последующая жизнь носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в военном отряде с теми же товарищами, с которыми учились в школе. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели. Они обедали по военным подразделениям. Эти совместные обеды назывались в Спарте фидитиями, греки других городов называли их андрейа.

Члены фидитий составляли главную ячейку спартанского общества – «общину равных» – и обладали всеми политическими правами. Для того, чтобы быть членом фидитий, надо было вносить определенный натуральный взнос на общие обеды. Если спартиат обеднел и не мог сделать этого взноса, он выбывал из фидитий и тем самым из «общины равных». Он терял политические права.

Вся направленность, как спартанского государственного воспитания, так и дальнейшей общественной жизни спартиатов, имела целью укрепление военной мощи страны. Спартиат прежде всего должен был быть воином. И это была необходимость, вызванная не близостью внешнего врага, а постоянной совместной жизнью с угнетенным, враждебно настроенным населением – илотами.

Афины, как пример неравноправия в воспитании детей

Как и во многих других городах того времени в Афинах было ущемление прав и свобод женщин. Это отражалось на воспитании девочек, а также отношениях в семье.

Мать с первых лет жизни обучала девочек скромности и покорности в отношениях с мужчинами. Им не позволялось развивать физические умения и заниматься спортом. По сравнению с уровнем воспитания в Спарте, афинская система образования был рассчитана лишь на мальчиков.

Афинская девочка обучалась дома, мамами и бабушками, во время свободное от домашних забот. В их ежедневные занятия входило чтение и письмо, а особенности времяпрепровождение – были уроки музыки. Маленькие хозяйки в Афинах учились рукоделью и ведению домашних дел. Главным заданием и целью женщин в Афинах была забота о семье.

Выйти на улицу как девочкам, так и женщинам в Афинах, было позволено лишь в сопровождении рабов.

Важно! Естественно, воспитывать девочку скромной и уступчивой к взрослым стоит, но ущемлять ее права как в Афинах противопоказано.

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4

Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

Воспитание мальчиков

До семилетнего возраста спартанские мальчики считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками. По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы. Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18-20 лет.

С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартиатов. Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.

Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок. Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.

Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка. Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием. Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.

Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку. В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто — силён, кто — умён, а кто — хитёр и смел. Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».

А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно настолько, сколько им нужно было для бытовой жизни. А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями. 

Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости. Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода. Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными. А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве! И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).

Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам. Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным. Умение быть сдержанным, скупым на слова и умение не показывать эмоций тоже были принципами спартанской воспитательной модели.

Из единственных культурных моментов воспитания в жизни маленьких спартанцев оставались только музыка и патриотическо-идеологическая поэзия. Мальчики регулярно играли на кифаре и флейте, маршировали под военную музыку и пели военные песни.

Когда заканчивалось воспитание мальчиков? В 18-20 лет молодые люди получали гражданские права и покидали агелу. Самыми успешными признавались те, кто попадал в специальный корпус спартанских всадников — именно из него потом выбирались люди для высших чинов полиса.

Мальчики жили в казарме с семи лет

В казарме с семи лет…

Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому «спартанскому воспитанию». Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром «надзирателя». Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир — если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно «выбивали дурь». Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не «портить» детей.

Спартанское воспитание

Главной целью спартанского воспитания было вырастить из каждого мальчика сильного бесстрашного воина, а из каждой девочки — здоровую мать физически крепких детей. История о том, что в Спарте слабых детей скидывали с обрыва — миф. Ее не подтверждают как многочисленные источники, так и археологические раскопки.

Девушек воспитывали дома. Мальчиков, достигших семилетнего возраста, распределяли по особым отрядам, которые назывались «агелах», то есть «стадами». Там они привыкали к совместной жизни со сверстниками, приобщались к военному делу.

Домом им служила общая казарма. В любое время года спартанские мальчики ходили босиком, едва одетыми. Детей специально держали впроголодь, заставляя самостоятельно добывать пищу, быть ловкими и моторными.

Было стыдно не украсть, а попасться на краже. В документах упоминается история, как мальчик украл лису, спрятал под одеждой, но она начала его кусать. Чтобы не узнал воспитатель, он терпел и молчал, пока не умер.

Образованию детей почти не уделялось внимания. Было вполне достаточно, если они овладеют письмом и математикой. Вместе с тем, спартанцев учили говорить кратко и по делу. Позже такую речь назовут “лаконичной”, в честь Лаконики — области, где находилась Спарта.

Жан-Пьер Сен-Урс «Отбор детей в Спарте»

Спартанские девушки

Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.

Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским

За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества

Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.

Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.

Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.

Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют. О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.

Младенцы проходили жёсткий отбор

Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец нес новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет выявления болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму под названием «apothetae», где его оставляли умирать от голода.

Если ребенок выживал, то ему обещали впоследствии свободный участок земли, но шансы на это были довольно низкими. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.

Военно-физическое воспитание в Спарте

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан

Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: «…Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: «…Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать». Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием.

  • Назад

  • Вперёд

Казахское воспитание юных красавиц

Традиции и обряды занимали достойное место в жизни казахских народов. При рождении ребенка проводился необычный ритуал, который требовал поднесения ребенка к стремени на лошади знаменитого человека. Первая стрижка волос ребенка приносила огромный праздник семье, ребенку дарили ценности и угощения.

Воспитание казахской девочки отличалось продуманностью и внимательностью, она многому училась за первые двенадцать лет. Казачки рано выходили замуж, это объяснялось плохим материальным состоянием семьи и обычаями. Малыши до семи лет не разделялись в воспитании по половому признаку, к ним применялась общая система обучения. После этого возраста, обязанностями казахской девочки были все домашние заботы. Юная хозяйка училась готовить, убирать, смотреть за скотиной, а главное, воспитывать младших детей.

До замужества девочка умела вести хозяйство и в полной мере заботится о детях, передавая им культурные традиции и нравственность. Воспитание девочек большую часть времени проводилось бабушками и дедушками. Физического наказания девочек в семье, как традиционного не было.

Маленькие казачки учились правильному поведению в присутствии мужчин, и мать требовала от нее исключительных манер в процессе воспитания. Красавиц обучали ухаживать за волосами и делать прически, которые подобает носить замужним женщинам. Наряду уделялось много внимания и с возрастом его элементы кардинально менялись, а украшения передавались младшим девушкам в семье. Воспитание имело и мужские элементы, к примеру, обучение верховой езде.

Важно! Казахи обожали своих детей и не скупились на ласку, а хвалили детей лишь за заслуги. Такое отношение учило девочек правильно выражать любовь к окружающим и ценить свою культур, ведь в ней они находили защиту и заботу.

Морально-волевые качества спартанок

Но не стоит представлять спартанских женщин изнеженными созданиями. Они укрепляли не только тело, но и дух. Не зря вошло в историю напутствие спартанской матери своему сыну: «Со щитом или на щите». То есть — или вернись с победой или погибни с честью (павших воинов приносили на щитах), но в любом случае щит должен быть с тобой, так как считалось даже не позором, а преступлением, если спартанский гоплит бросал свой щит и спасался бегством. Кроме того, из фразы понятно, что для спартанок также было обязательно соблюдать правила лаконичной речи (самоназвание Спарты — Лаконика), уметь выразить сложную мысль в нескольких словах, краснобайство не приветствовалось.

Древние авторы отмечают скромность и добродетельность спартанских женщин, которые, впрочем, не просто сидели по домам под присмотром мужа, но обладали определённой свободой действий и правами, которых не было у жительниц иных греческих полисов. Супружеская верность была для спартанок на первом месте, а взаимоотношения с мужем преследовали не получение чувственного удовольствия, а рождение новых граждан Спарты. Желательно — мальчиков, будущих воинов, но и девочки были желанными детьми и отнюдь не людьми второго сорта. В Спарте не было ничего похожего на культ Диониса, когда хмельные женщины рыщут по окрестностям, предаваясь сексуальным излишествам с первыми встречными, а то и калеча и убивая их в неистовстве.

Спартанки славились хозяйственностью и были полными владычицами в доме. Домашнему хозяйству девушек обучали матери, передавая как свой опыт, так и знания предыдущих поколений.

Спартанки были признанными красавицами, но неизвестны их браки с мужчинами из других греческих полисов. Не потому, что не было желающих, спартанки, воспитанные особым образом, не видели смысла в замужестве с кем-то, кроме спартанца.

11

Heart

3

Wow

1

Love

1

Sad

1

Poop

Haha

Yay

Angry

Недостатки современного воспитания

Те, кто так много говорит о спартанском воспитании и восхищается им, изменят свое мнение после прочтения этой статьи. Однозначно можно сказать, что дети Спарты – многострадальное поколение, которое становилось взрослым с пеленок. Адекватные современные родители далеки от подобного взгляда на воспитание. Как вы думаете, какие недостатки мы формируем у наших детей?

Главный недостаток воспитания XXI века – это дефицит родительского внимания. Жесткие условия выживания диктуют взрослому человеку свои правила: нужно много работать и тогда станет легче. В результате, ребенок уже в годик отправляется в ясли или остается на попечении няни.

Родитель, чувствуя вину перед малышом, начинает одаривать его материальными вещами – гаджетами, приставками, компьютерами. Такая модель поведения разрывает тесную связь между мамой, папой и ребенком.Некоторые родители забывают, что у маленького человека тоже есть свое мнение, эмоции, чувства. Кроха тянет руки к своему родителю не для того, чтобы услышать «Отстань, не сейчас». Это травмирует его нежную психику.

Дорогие родители! Давайте попробуем слушать и слышать своих детей. Кроме нас, их так сильно все равно никто любить не будет.

До скорых встреч!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.