Оглавление
Введение
Социальная
неоднородность общества, различия
уровней дохода, власти, престижа и т.д.
нередко приводят к конфликтам. Конфликты
являются неотъемлемой частью общественной
жизни
- Стороны (участники) конфликта;
- Условия конфликта;
- Предмет конфликта;
- Действия участников конфликта;
- Исход (результат) конфликта.
Стороны конфликта
Главные участники конфликта — противодействующие стороны, которых в конфликте минимум две. Зачастую в литературе именуются «противостоящими сторонами», изредка «конкурентами», «соперниками» или «противниками». Последнее относится к конфликтам, которые протекают в острой форме: взаимодействие сторон напоминает борьбу. Сторонами конфликта могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы, организации, в том числе более масштабные социальные общности (государства, коалиции государств).
Для возникновения конфликта важными являются интересы участников конфликта, преследуемые ими цели, их индивидуальные особенности. Конфликтное взаимодействие берет свое начало с действия одного из участников, он на начальном этапе считается инициатором. Сторона, которая проявляет инициативу на всех этапах конфликта, называется активной, а другая пассивной. Для успешного разрешения конфликта необходим учет интересов всех участников конфликта, в том числе и тех, кто не принимал участие в конфликте, но чьи интересы так же могут быть затронуты. Они могут рассматриваться как косвенные участники данной конфликтной ситуации.
Условия конфликта
Условиями конфликта считаются факторы или обстоятельства, которые определяют его характеристики и возможность возникновения, иными словами, они состоят из условий возникновения и протекания конфликта.
Обычно под условиями возникновения понимают объективные особенности внешней ситуации, которые считаются существенными для возникновения конфликта. К условиям возникновения социальных конфликтов относятся, как правило, субъективные факторы, связанные с людьми. В ситуации межличностного конфликта необходимо рассматривать в общем характере отношений, который можно оценить в рамках кооперативного/конкурентного поведения, равенства/неравенства партнеров, их ориентации в решении задачи и во взаимоотношениях. Понимание того, что в словах или действиях сторон послужило причиной перехода взаимодействия в конфликтную форму — итог процесса выявления причины конфликта.
Причины, оказывающие влияние на развитие конфликта, относят к условиям его протекания.
Эти причины можно разделить на следующие группы:
- Социокультурный контекст конфликта (включающий культурные нормы протекания и разрешения конфликтов),
- Непосредственный ситуационный фон развития данной конфликтной ситуации (который может выступать как фактор ужесточения конфликта),
- Наличие третьих сил, заинтересованных в смягчении или обострении конфликта.
Предмет конфликта
Предметом конфликта называют то, что становится объектом противоречащих друг другу или разнонаправленных интересов сторон. Являться предметом может как конкретный объект (материальный), конкретная возможность, так и нечто абстрактное, например, ценностное утверждение, которое несовместимо с мнением оппонента. Предмет конфликта — это именно то, из-за чего спорят, что становится объектом переговоров или борьбы участников взаимодействия. Предмет конфликта зачастую связан с целями противоборствующих сторон, но не все их цели в конфликте связаны с предметом конфликта.
Иногда выделяют отдельно объект конфликта. В таком случае предмет раскрывает характеристики объекта, которые стали причиной конфликта.
Действия участников конфликта
Действия участников образуют конфликтное взаимодействие, это основное содержание конфликта. Взаимосвязанность и взаимозависимость действий участников побуждают называть это взаимодействием. Рассмотрим классическое описание развития противоречия, принадлежащее Гегелю: «Действие начинается, собственно говоря, лишь тогда, когда выступила наружу противоположность, содержавшаяся в ситуации. Но так как сталкивающееся действие нарушает некоторую противостоящую сторону, то этим разладом оно вызывает против себя противоположную силу, на которую оно нападает, и вследствие этого с акцией непосредственно связана реакция»
Исход конфликта
Исход конфликта рассматривается как идеальный образ результата, на который направлены участники конфликта, который определяет направленность взаимодействия, регулирует итог. В конфликтном взаимодействии участники преследуют разные цели: связанные с воздействием друг на друга, предметом конфликта, «сохранением лица» и так далее. Зачастую они не полностью осознаются участниками, а тем более не формулируются словесно.
Социология и смежные науки
Очень много ученых различных специальностей изучают различные аспекты жизни человека. Это психология, включающая несколько направлений, антропология, философия, а также экономика и социология. Последняя — сравнительно молодая наука, ведь она стала самостоятельной лишь в XIX веке. И она изучает то, что происходит с обычными людьми каждый день, — процесс их взаимодействия. Так или иначе, всем членам общества приходится общаться между собой. И то, что при этом происходит, как люди себя ведут в тех или иных ситуациях (с точки зрения окружающих) — главный предмет интереса социологии. Кстати, несмотря на свою сравнительно небольшую историю, эта наука успела в достаточной степени развиться и разветвиться на несколько школ и течений, рассматривающих разные явления с отличающихся точек зрения. Различные взляды и мнения позволяют сформировать более или менее целостную картину, хотя активные исследования все еще продолжаются, ведь общество меняется, в нем наблюдаются новые явления, а другие устаревают и уходят в прошлое.
Определение понятия
Динамику конфликта можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае под этим состоянием подразумевают наиболее острую стадию противостояния. В широком смысле этапы развития конфликта — это длительный процесс, при котором фазы выяснения отношений сменяют друг друга в пространстве и времени. К рассмотрению этого явления нет однозначного подхода. Например, Л. Д. Сегодеев выделяет три этапа динамики конфликта, каждый из которых им разбивается на отдельные фазы. Китов А. И. разделяет процесс противостояния на три стадии, а В. П. Галицкий и Н. Ф. Фседенко — на шесть. Некоторые ученые считают, что еще более сложным явлением является конфликт. Этапы конфликта, по их мнению, имеют два варианта развития, три периода, четыре стадии и одиннадцать фаз. В данной статье будет изложена именно эта точка зрения.
1.2 Психологические компоненты конфликта
Важными психологическими составляющими конфликтной ситуации являются устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т. е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте речь идет о мотивах, целях, интересах, ценностях, потребностях отдельных лиц, социальных групп, государств или их сообществ.
Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно, выявить истинные мотивы оппонентов, так как они в большинстве случаев скрывают их, предъявляя в позициях и декларируемых целях мотивировку участия в конфликте, которая отличается от первичных мотивов (рис. 2).
Базисным побудителем активности оппонента в конфликте являются его потребности.
Они представляют собой состояния субъекта, создаваемые испытываемой оппонентом нуждой в объектах (ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых для его существования и развития, выступающих источником его активности
.
Потребности в безопасности, признании, идентичности, социальной принадлежности и т.п. присущи как отдельному индивиду, так и социальным группам, целым обществам и государствам. По мнению Д. Бертона,…только те организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта.
Рис. 2. Система устремлений оппонентов в конфликте
Анализ причин поведения сторон в конфликтах показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы.
Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта и способствуют реализации его конфликтного поведения.
Близки к интересам оппонентов и ценности,
которые они могут отстаивать в конфликте. Это могут быть общечеловеческие ценности (например, истинность суждения, идеи, справедливость решения), ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры, а также личностные ценности (чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т.п.).
Созданная с целью улучшения управления делами на производстве и в бизнесе «решетка менеджмента» была удачно интерпретирована для различения стратегий поведения в конфликте (рис. 3).
Рис. 3. Типология поведения оппонентов в конфликте
Соперничество
(конкуренция) заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество
(проблемно-решающая стратегия) позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны
Компромисс
предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон. Применение стратегии приспособление
(уступка) основывается на понижении своих стремлений и принятии позиции оппонента. При избегании
(бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению
При избегании
(бездействии) участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению.
Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, в значительной части конфликтов по вертикали в зависимости от изменения обстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на это в полтора раза чаще, чем руководители — 71% и 46% соответственно. Порой конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче вход пускается соперничество, которое может также оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит обращение к сотрудничеству, что приводит к успешному разрешению конфликта.
Соперничество — наиболее часто применяемая стратегия: оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем 90% конфликтов. Это и понятно. Собственно конфликт и заключается в противоборстве, подавлении оппонента. Поэтому личность или группа идут на конфликт, так как другими способами договориться с оппонентом не удается.
По этой причине тактические приемы соперничества более разнообразны, чем те, которые позволяют реализовать другие стратегии. Исторически сложилось так, что именно данные средства воздействия совершенствовались в большей мере, чем миротворческие. Обычно задача определялась таким образом — оппонент должен быть использован или нейтрализован (Макиавелли, Катарбинский и др.).
Постконфликтный этап
- Частичное разрешение. Этапы социального конфликта завершаются на этой относительно мирной стадии. Данное состояние характеризуется сохранением эмоциональной напряженности, переговоры происходят в атмосфере обоюдного высказывания претензий. На этом этапе противостояния часто возникает постконфликтный синдром, который чреват развитием нового спора.
- Нормализация, или полное разрешение конфликта. Эта фаза характеризуется полным устранением негативных установок и выходом на новый уровень конструктивного взаимодействия. Этапы управления конфликтом на данной стадии полностью завершаются. Стороны восстанавливают отношения и начинают продуктивную совместную деятельность.
Предмет разногласий
Как правило, характер спорной ситуации можно детерминировать как объективными условиями в конкретном государстве, большой, малой социальной группе, так и посредством субъективного восприятия либо склада конфликта, который сформировался у действующих в определенной спорной ситуации групп особ либо особ. Такое восприятие далеко не всегда отвечает реальному положению вещей. К примеру, завязался конфликт между двумя мужчинами по причине внимания женщины, которая в рассматриваемой ситуации выступает в роли объекта разногласия, и все же в качестве предмета конфликта может также быть стремление каждого субъекта обладать ею, или нежелание того, дабы соперник ею обладал. Иначе говоря в различных обстоятельствах может быть один и тот самый объект разногласия, и все же предметы существенно отличаются.
Человеческие познание способны представлять объективную природу, а также включают в себя как обязательный элемент природу человека. По такой причине отношения между восприятиями, образами и действительностью достаточно не простые, не только практически никогда полноценно ей не соответствуют, а и способны достаточно кардинально отличаться, что и является еще одним значимым источником разногласий.
Примечание
Важно учитывать, независимо от существующих образов, представлений, восприятий спорной ситуации, разногласие не может начаться, пока они не будут выражены в конкретных взаимных поступках. Объективные и субъективные мотивы конфликтной ситуации, которые проявляются на его отдаленных и ближних действиях, состав субъектов детерминируют комплекс допустимых альтернатив решений, поведения участников
Из-за того, что любой поступок одного из субъектов спора тянет за собой соответствующее сопротивление, они взаимно воздействуют друг на друга.
Этапы развития конфликта
Ниже будет приведена схема разрешения конфликта.
Зарождение
Для распознавания ссоры в самом начале требуется обладать отменной интуицией или значительным количеством опыта. При первых симптомах проявления можно добиться урегулирования ситуации. Одним из лучших способов является разговор между людьми. Благодаря ему можно снизить напряжение и прийти к конструктивному разрешению ситуации.
Созревание
На данном этапе конфликтующие стороны уже имеют представление о созревшем конфликте и в какой сфере он проявился: дружбе, отношениях, семье, деньгах и тому подобное… В этот момент времени происходит анализирование ситуации, подбор союзников и обозначение врагов. Определившись с формированием группы, конфликтная энергия начинает нарастать. Время от времени начинают происходить первоначальные стычки, не столь значительные, не несущие за собой больших последствий. На данном этапе лучшим способом разрешить конфликтную ситуацию является вмешательство авторитетного человека от обеих сторон для урегулирования ситуации.
Инцидент
В большинстве случаев участники конфликта осознают случившееся только на данной стадии. В этот момент уже ясно кто играет роль жертвы, кто палач, а кто судья и так далее… Самое страшное, что конфликт может возгореться от банального высказывания, неучтенной запятой и тому подобное… Выходом из ситуации будет сосредоточение на причине конфликта, а не на мелких его предпосылках.
Конфликт
Стадия наполнена агрессией, хамством, гневом – наблюдаются все признаки конфликта, вследствие чего получается неприятный опыт и страх к конфликтам. При столкновении с ситуацией, происходит обмен информацией. На рабочем месте узнается несправедливость в выполняемых обязанностях, в семье скрытые недовольства, умалчиваемые годами и тому подобное… Здесь уже поможет осознание того, что лучший исход любой ссоры является перемирие.
Развитие вражды
Суть спора остается прежней, но сменяется манера поведения участников ссоры. Вплоть до смены ролей. Где палач, оказывается в роли жертвы. В момент спадания напряжения между оппонентами, стороны стараются тут же завершить ссору, так как ее наличие неприятно всем
Здесь важно быть рассудительным, проявлять вежливость и стараться найти точки соприкосновения
Конфликтное взаимодействие. Эскалация
Эта стадия характеризуется резким увеличением агрессивности противоборствующих сторон. При этом их последующие деструктивные действия гораздо интенсивнее, чем предыдущие. Последствия сложно предсказать, если так далеко заходит конфликт. Этапы конфликта в своем развитии делятся на несколько ступеней:
- Резкое уменьшение когнитивной сферы в деятельности и поведении. Субъекты противостояния переходят к более агрессивным, примитивным способам противоборства.
- Вытеснение объективного восприятия оппонента универсальным образом «врага». Этот образ становится ведущим в информационной модели конфликта.
- Увеличение эмоционального напряжения.
- Резкий переход от разумных аргументов к личным выпадам и претензиям.
- Рост иерархического ранга запрещаемых и нарушаемых интересов, их постоянная поляризация. Интересы сторон делаются биполярными.
- Бескомпромиссное применение насилия в качестве аргумента.
- Утрата первоначального предмета столкновения.
- Генерализация конфликта, его переход в глобальную стадию.
- Вовлечение в противоборство новых участников.
Вышеперечисленные признаки характерны как для межличностных, так и для групповых конфликтов. При этом инициаторы столкновения могут всячески поддерживать и формировать данные процессы при помощи манипулирования сознанием противоборствующих сторон. Необходимо подчеркнуть, что в процессе эскалации сознательная сфера психики оппонентов постепенно утрачивает свою значимость.
Динамика конфликта
Конфликты развиваются по определённым стадиям.
Латентный период включает в себя:
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание её проблемности индивидами,
- попытку разрешить ее неконфликтными способами,
- возникновение предконфликтной ситуации.
Возникновение проблемной ситуации всегда предшествует развитию конфликта. Сущность данной ситуации заключается в возникновении противоречия между субъектами, а именно между их стремлениями, мотивами, целями и действиями. Если ситуация еще неконфликтна, однако имеются противоречия, такую ситуацию называют проблемной. Она возникает под воздействием объективных причин. С проблемными ситуациями мы сталкиваемся ежедневно – на производстве, в бизнесе, в семье, в быту, а также в других областях и сферах жизни. Некоторые проблемные ситуации существуют длительный период, никак не проявляя себя.
Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Ситуация создает угрозу возникновения конфликта. Но для этого необходимо, чтобы ситуация перешла в реальность в сочетании с субъективными факторами. Конфликт может возникнуть только при осознании объективной проблемной ситуации.
Для того, чтобы ситуация стала конфликтной, индивид должен опознавать её в качестве конфликтной. Как правило, такая ситуация происходит тогда, когда у субъектов имеются противоречия в сфере интересов, морали, ценности, социальных установок и так далее. Каждый человек индивидуален, и его осознание проблемы также индивидуально. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность её искажения субъектами, вступающими в конфликт.
После возникновения предконфликтной ситуации происходит конфликтное взаимодействие или собственно конфликт. Конфликт включает в себя следующие стадии:
- Инцидент — это первое столкновение сторон, попытка разрешить конфликт в свою пользу. Если у одной из сторон достаточно ресурсов, она может одержать победу, в таком случае инцидентом конфликт и ограничится. Однако возможно, что конфликт будет развиваться дальше в качестве череды конфликтных событий и инцидентов. В таком случае конфликтные действия начинают усложняться, в связи с чем усложняется и структура конфликта. Этот процесс можно представить как словесную борьбу, проявление эмоций, ошибку восприятия, интенсивность борьбы и так далее.
- Эскалация — резкая динамика борьбы между оппонентами.
- Сбалансированное противодействие – это такое вид противодействия, при котором субъекты взаимодействуют, ОДНАКО уровень борьбы снижается. Как правило, на данной стадии не применяются силовые методы, однако соглашения еще не достигнуто.
- Разрешение конфликта – переход от конфликтных действий к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. На данной стадии конфликта возможно также его перерастание в другой конфликт.
Этапы развития конфликта
Ниже будет приведена схема разрешения конфликта.
Зарождение
Для распознавания ссоры в самом начале требуется обладать отменной интуицией или значительным количеством опыта. При первых симптомах проявления можно добиться урегулирования ситуации. Одним из лучших способов является разговор между людьми. Благодаря ему можно снизить напряжение и прийти к конструктивному разрешению ситуации.
Созревание
На данном этапе конфликтующие стороны уже имеют представление о созревшем конфликте и в какой сфере он проявился: дружбе, отношениях, семье, деньгах и тому подобное… В этот момент времени происходит анализирование ситуации, подбор союзников и обозначение врагов. Определившись с формированием группы, конфликтная энергия начинает нарастать. Время от времени начинают происходить первоначальные стычки, не столь значительные, не несущие за собой больших последствий. На данном этапе лучшим способом разрешить конфликтную ситуацию является вмешательство авторитетного человека от обеих сторон для урегулирования ситуации.
Инцидент
В большинстве случаев участники конфликта осознают случившееся только на данной стадии. В этот момент уже ясно кто играет роль жертвы, кто палач, а кто судья и так далее… Самое страшное, что конфликт может возгореться от банального высказывания, неучтенной запятой и тому подобное… Выходом из ситуации будет сосредоточение на причине конфликта, а не на мелких его предпосылках.
Конфликт
Стадия наполнена агрессией, хамством, гневом – наблюдаются все признаки конфликта, вследствие чего получается неприятный опыт и страх к конфликтам. При столкновении с ситуацией, происходит обмен информацией. На рабочем месте узнается несправедливость в выполняемых обязанностях, в семье скрытые недовольства, умалчиваемые годами и тому подобное… Здесь уже поможет осознание того, что лучший исход любой ссоры является перемирие.
Развитие вражды
Суть спора остается прежней, но сменяется манера поведения участников ссоры. Вплоть до смены ролей. Где палач, оказывается в роли жертвы. В момент спадания напряжения между оппонентами, стороны стараются тут же завершить ссору, так как ее наличие неприятно всем
Здесь важно быть рассудительным, проявлять вежливость и стараться найти точки соприкосновения
↑ Причины социальных конфликтов:
Социальные конфликты могут быть вызваны не только политическими и культурными, но и социальными и экономическими причинами. Социальные конфликты бывают в любом обществе и происходят в различных сферах общества.
- социальная неоднородность общества, наличие противоположных позиций;
- различия в уровнях доходов, власти, культуры, доступе к образованию, информации;
- различия в целях, представлениях и ценностях;
- религиозные различия;
- территориальные споры
- психологическая несовместимость;
- поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.);
- неумение общаться и договариваться;
- и многие другие
Эта тема закрыта для публикации ответов.