Алтайский психиатр рассказал, что такое дестигматизация и почему люди с проблемами в голове не хотят идти в диспансер

Алан-э-Дейл       05.12.2024 г.

Два слова и кубики

— Иногда приходят самостоятельно. Но чаще всего пациентов к нам направляют врачи-педиатры или специалисты сферы образования,когда встают проблемы с воспитанием,поведением,усваиванием школьной программы и пр.

Женщина и ребенок перед ноутбуком. Интернет.

СС0

— Представить какого-то усредненного ребенка с аутизмом невозможно,каждый случай индивидуален. Но есть три признака,общие для всех.

В первую очередь — нарушения социализации,а значит,уменьшение возможностей для образования и вообще нахождения в обществе.

Аутизм может быть и у взрослого человека,так же,как детский церебральный паралич,например. Он не проявляется внезапно,человек,возможно,не получил соответствующего качественного лечения в детстве или оно не имело эффекта.

Нарушения коммуникации — еще один признак болезни: как ребенок пользуется разговорной речью,жестами,мимикой. Многие не могут на прощание помахать ручкой или на что-то указать пальцем.

Причем это не добровольный отказ от контактов. Они,может быть,и рады бы общаться,у них просто это не получается в силу болезни.

Третий признак — особое поведение со стереотипиями: например,бег по кругу со взмахами руками,употребление одной и той же еды,которая здоровому человеку давно бы надоела,постоянное стремление к упорядочиванию каких-то предметов,например,кубиков в игре.

Есть и другие пациенты,их больше,чем детей с конкретным диагнозом «аутизм». Например,диагноз звучит так: «задержка психического развития,аутистикоподобный синдром». То есть у ребенка просто есть поведенческие и эмоциональные особенности,которые тоже надо лечить,и они поддаются терапии.

Цифра

18% — настолько увеличилось количество детей с расстройствами аутистического спектра за последние три года в Алтайском крае.

Малыш.

СС0.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТИГМАТИЗАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ?

Имеются объективные доказательства того, что связанные с инфекционными болезнями стигматизация и страхи препятствуют эффективной борьбе с ними

С другой стороны, положительный эффект имеют укрепление доверия к надежной медицинской помощи и рекомендациям, проявление сопереживания с затронутым болезнью людям, понимание особенностей самой болезни и принятие действенных практических мер, помогающих людям и их близким оставаться в безопасности.
Для мобилизации общества на решительную борьбу с болезнью и предупреждение роста страхов и стигматизации крайне важно распространять информацию о COVID-19. Необходимо создать среду, позволяющую открыто, честно и конструктивно обсуждать болезнь и ее последствия

Ниже приводятся некоторые рекомендации о том, как не усугубить и в конечном счете преодолеть проблему социальной стигматизации:

1. Слова имеют значение: в каком ключе можно и нельзя обсуждать новую коронавирусную инфекцию COVID-19
2. Личный вклад каждого: простые советы, помогающие преодолеть стигматизацию
3. Советы и тезисы для коммуникационной деятельности

Контакты с девиантами

Явление «понимающих» особенно заинтересовало Эрвинга Гоффмана. Он подробно описал данный тип человеческого отношения в своей книге «Стигма». Согласно его предположению, для того чтобы сблизиться с маргиналом, обычному человеку необходимо пережить серьезное потрясение – что-то такое, что позволило бы ему взглянуть на окружающих непривычным для себя взглядом.

Стигматизированные с трудом идут на контакт с людьми из чужого круга. Например, «плохой» ребенок, изгнанный из компаний сверстников, скорее всего, будет огрызаться на попытки установить с ним какие-либо отношения. Это естественная психологическая защита от окружающей по большей части враждебной среды. Каждый асоциальный человек со временем теряет свою коммуникабельность. Постепенно ему все сложнее находить с людьми общий язык. Поэтому даже дружелюбно настроенному индивиду придется некоторое время ждать и стараться показать свою искренность. И только после этого ему удастся заручиться доверием стигматизированного.

Ссылки

  • Lipp W. Stigma und Charisma: über soziales Grenzverhalten. Würzburg: Ergon-Verl., 2010
  • George Ritzer (англ.)русск. (2006). Contemporary Social Theory and its Classical Roots: The Basics (Second Edition). McGraw-Hill.
  • Blaine, B. (2007). Understanding The Psychology of Diversity. SAGE Publications Ltd.
  • Smith, R. A. (2009). Stigma communication. In S. Littlejohn & K. Foss (Eds.), Encyclopedia of communication theory (pp 931–34). Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Osborne, Jason W. (November 1993) Niagara county community college. «Academics, Self-Esteem, and Race: A look at the Underlying Assumptions of the Dissidentification Hypothesis»
  • Carol T. Miller, Ester D. Rothblum, Linda Barbour, Pamela A. Brand and Diane Felicio (September 1989). University of Vermont. «Social Interactions of Obese and Nonobese Women»
  • Kenneth Plummer (1975). Sexual stigma: an interactionist account. Routledge. ISBN 0-7100-8060-3.

Никто не застрахован от психического расстройства

Еще стоит раз напомнить, что стигматизация − это навешивание ярлыков типа “ненормальный”, “бешенный”. Но не так много нужно, чтобы получить психическое расстройство. Многие со школьных лет помнят рассказ Чехова “Палата номер 6”, а недавно режиссер Карен Шахназаров снял фильм по этому произведению. Стоит вспомнить М. Ф. Достоевского, который страдал шизофренией, и его рассказы: “Записки сумасшедшего”, “Записки из сумасшедшего дома”. Многие слышали о синдроме Кандинского, который известный психиатр смог описать после того, как сам заболел этим недугом. К сожалению, сегодня нередко наблюдается стигматизация в психиатрии. Все потому, что общество не достаточно информировано в отношении этих проблем.

Что такое стигматизация?

Общество словно указывает на то, что данный индивид (группа) не принадлежит к социуму, он не такой, как все.

Исходя из сказанного, мы понимаем, что такое стигматизировать. Это наделять человека теми качествами и характеристиками, которые ему должны быть присущи, по мнению общества, без доказательств и оснований.

В основе социальных стереотипов лежит именно стигматизация. Такое явление, как навешивание ярлыков отмечалось во все времена. Мы знаем, что для каждой эпохи характерны те или иные правила, обычаи.

Взгляды, ценности меняются. Некоторые стигмы со временем устаревают, теряют актуальность. Но клеймение, попытка обозначить отличие человека от других, производилась всегда.

В средневековье женщину могли сжечь только за то, что она обладала рыжими волосами. Общество верило, что она ведьма. Доказать свою непричастность к колдовскому искусству несчастной, не удавалось. Это характерное для средневековья явление стигматизации.

Рыжие волосы становились социальной стигмой, клеймом. Отношение к носительнице отличительного знака было заранее запрограммировано. Полноценную жизнь женщина уже вести не могла, общество её не принимало, более того, исторические факты подтверждают, что рыжеволосых девушек сжигали, как того и требовали суеверия.

Вообще, выделяют три виды стигмы:

  • Позитивную (не приносящую вред человеку). Например, полные люди считаются добрыми. Вес, конечно, никак не является показателем личностных качеств человека.
  • Негативную (влекущую за собой дискриминацию). ВИЧ-инфицированный, по мнению общества, обязательно – наркоман.
  • Нейтральную (не вызывающую никаких последствий).

Осознание того, что он не такой, как все и неспособность найти выход из создавшейся ситуации, могут привести личность к глубокой депрессии и даже самоубийству.

Здесь работать нужно не только с обществом, но и с носителем стигмы. Необходимо устранять причины низкой самооценки. Сделать это непросто

Мнение и отношение социума важно для нас

Стигматизация в социологии

Шестидесятые годы прошлого столетия знаменуют активизацию интереса социологов к явлению стигматизации. В период с середины шестидесятых и до начала девяностых появилось на свет множество научных изысканий, которые исследовали широкий спектр отклоняющегося поведения индивидов. Социологи этого периода рассматривали «норму» и «девиацию» не в качестве самостоятельных и изолированных явлений друг от друга, а как «антагонистичности», обнаруживающиеся в сложных процессах взаимодействия членов социальных групп. Исходя из описанного подхода, вопрос «Кто становится стигматизированным и почему?» отходит на второй план, а на передний выходит вопрос «Кто ставит клеймо, навешивая «ярлык», какие для этого существуют основания?».

Проблемы стигматизации заключаются в последствиях клеймения. Поскольку ее итогом всегда является социальное маркирование, то есть выделение индивида либо группы индивидов из сообщества с последующим противопоставлением его или их остальным членам общности. Заключительным этапом стигматизации будет полное либо частичное отторжение от сообщества заклейменного индивида или группы людей. Нередко социальное маркирование становится фактором, который предопределяет на ее основе программирование и самопрограммирование поведенческого реагирования заклейменного индивида.

Считается, что термин «стигма» зародился в Древней Греции. Вначале его применяли к телесным татуировкам, которые означали либо зависимый, либо общественно неодобряемый статус заклейменного. Стигма ранее выступала условным признаком общественного клеймения индивидов, фактором социального позиционирования, показателем социальной позиции в обществе человека. Стигма является атрибутом социального характера, который свидетельствует о низком статусе человека или группы индивидуумов. Наличие стигмы окружающими расценивается в качестве так называемого «порока», а носитель стигмы считается индивидом, заслуживающим порицание, нередко даже наказание. Любая природная характеристика или социальное качество может послужить поводом для клеймения. Следовательно, стигмой является, прежде всего, социальная характеристика индивидуума (группы), формируемая общественной средой, в которой совершается действие.

Считается, что стигма может быть трех видов: нейтральная, позитивная (утверждающая достоинство личности) и негативная (лишающая индивида заслуг и достоинств).

Стигма в качестве социального явления в большинстве случаев характеризуется негативной направленностью и основывается на отторжении социумом каких-либо выраженных отличительных внешних признаков, например: внешнего облика индивидуума, качеств его характера, специфических особенностей его поведенческих реакций. «Специфичность» индивида часто не представляет опасности для окружающего социума, но это не мешает его стигматизации, которая ведет за собой его осуждение в различной форме выраженности, отнесение его особенностей характера или личностных черт к девиантности. Вследствие чего стигма воздействует на поведение индивидуума и его самосознание, либо неоправданно унижая, либо возвеличивая его на основе исключительно внешних признаков. Этим клеймение опасно для отдельных индивидов, так как негативно влияет на их социальную самостоятельность и способно спровоцировать девиантность. Кроме того, стигматизация небезопасна и для общества. Ведь маркирование отдельных групп ударяет по общественной нравственности и гуманным установкам социума, вызывает конфликты внутри общества. Следовательно, явление стигматизации является своеобразным замкнутым кругом, поскольку социальное клеймо и страх быть подвергнутым наказанию вызывает психологическое и социальное отчуждение, которое в равной степени причиняет вред и индивиду, и социуму. В этом и заключаются проблемы стигматизации.

Стигматизация в социологии

Шестидесятые годы прошлого столетия знаменуют активизацию интереса социологов к явлению стигматизации. В период с середины шестидесятых и до начала девяностых появилось на свет множество научных изысканий, которые исследовали широкий спектр отклоняющегося поведения индивидов. Социологи этого периода рассматривали «норму» и «девиацию» не в качестве самостоятельных и изолированных явлений друг от друга, а как «антагонистичности», обнаруживающиеся в сложных процессах взаимодействия членов социальных групп. Исходя из описанного подхода, вопрос «Кто становится стигматизированным и почему?» отходит на второй план, а на передний выходит вопрос «Кто ставит клеймо, навешивая «ярлык», какие для этого существуют основания?».

Проблемы стигматизации заключаются в последствиях клеймения. Поскольку ее итогом всегда является социальное маркирование, то есть выделение индивида либо группы индивидов из сообщества с последующим противопоставлением его или их остальным членам общности. Заключительным этапом стигматизации будет полное либо частичное отторжение от сообщества заклейменного индивида или группы людей. Нередко социальное маркирование становится фактором, который предопределяет на ее основе программирование и самопрограммирование поведенческого реагирования заклейменного индивида.

Считается, что термин «стигма» зародился в Древней Греции. Вначале его применяли к телесным татуировкам, которые означали либо зависимый, либо общественно неодобряемый статус заклейменного. Стигма ранее выступала условным признаком общественного клеймения индивидов, фактором социального позиционирования, показателем социальной позиции в обществе человека. Стигма является атрибутом социального характера, который свидетельствует о низком статусе человека или группы индивидуумов. Наличие стигмы окружающими расценивается в качестве так называемого «порока», а носитель стигмы считается индивидом, заслуживающим порицание, нередко даже наказание. Любая природная характеристика или социальное качество может послужить поводом для клеймения. Следовательно, стигмой является, прежде всего, социальная характеристика индивидуума (группы), формируемая общественной средой, в которой совершается действие.

Считается, что стигма может быть трех видов: нейтральная, позитивная (утверждающая достоинство личности) и негативная (лишающая индивида заслуг и достоинств).

Стигма в качестве социального явления в большинстве случаев характеризуется негативной направленностью и основывается на отторжении социумом каких-либо выраженных отличительных внешних признаков, например: внешнего облика индивидуума, качеств его характера, специфических особенностей его поведенческих реакций. «Специфичность» индивида часто не представляет опасности для окружающего социума, но это не мешает его стигматизации, которая ведет за собой его осуждение в различной форме выраженности, отнесение его особенностей характера или личностных черт к девиантности. Вследствие чего стигма воздействует на поведение индивидуума и его самосознание, либо неоправданно унижая, либо возвеличивая его на основе исключительно внешних признаков. Этим клеймение опасно для отдельных индивидов, так как негативно влияет на их социальную самостоятельность и способно спровоцировать девиантность. Кроме того, стигматизация небезопасна и для общества. Ведь маркирование отдельных групп ударяет по общественной нравственности и гуманным установкам социума, вызывает конфликты внутри общества. Следовательно, явление стигматизации является своеобразным замкнутым кругом, поскольку социальное клеймо и страх быть подвергнутым наказанию вызывает психологическое и социальное отчуждение, которое в равной степени причиняет вред и индивиду, и социуму. В этом и заключаются проблемы стигматизации.

Индивидуальные доказательства

  1. Эндрю Пасификус Алькофер: стигма, стигматизация . В: Вальтер Каспер (ред.): Лексикон теологии и церкви . 3. Издание. Лента9 . Гердер, Фрайбург им. Брайсгау, 2000, Sp.1004 .
  2. Эндрю Пасификус Алькофер: стигма, стигматизация . В: Вальтер Каспер (ред.): Лексикон теологии и церкви . 3. Издание. Лента9 . Гердер, Фрайбург им. Брайсгау, 2000, Sp.1004 .
  3. Эрик Сильверман: Культурная история еврейской одежды . Блумсбери, Лондон, Нью-Йорк, 2013 г., стр.14.
  4. Клаус Вестерманн: Книга Исайя, гл. 40–66 (= немецкий язык Ветхого Завета). Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen 1966, стр.112.
  5. ↑ Septuaginta Deutsch , Stuttgart 2009, p. 1370.
  6. Греко-немецкий словарь сочинений Нового Завета и ранней христианской литературы , основанный Вальтером Бауэром, 6-е полностью переработанное издание, под редакцией Курта Аланда и Барбары Аланд, Вальтер де Грюйтер, Берлин, Нью-Йорк 1988, Sp 1533f.
  7. Удо Борсе: Послание к Галатам (Регенсбург, Новый Завет), Пустет, Регенсбург 1984, с. 225.
  8. Ханс-Георг фон Арбург: Искусство татуировки , в: Гюнтер Бутцер, Иоахим Якоб (Hrsg.): Metzler Lexikon literary symbols , Штутгарт / Веймар 2008, стр. 378 f., Цитата стр. 378.
  9. Отто Вайс: Стигматы: знаки признания святости? , Мюнхен, 2013, с. 114.
  10. Ричард С. Трекслер: Стигматизированное тело Франциска Ассизского: задумано, обработано, исчезло. В: Клаус Шрайнер, Марк Мюнц (ред.): Благочестие в средние века. Политико-социальные контексты, визуальная практика, физические формы выражения. Fink, Munich 2002, pp. 463-497, здесь pp. 466-486.
  11. Achim Wesjohann: Mendikantische, основавшие повествования в 13-м и 14-м веках. Мифы как элемент институциональной историографии средневековых францисканцев, доминиканцев и августинцев-отшельников. ЛИТ, Берлин 2012, с. 236.
  12. Эндрю Пасификус Алькофер: стигма, стигматизация . В: Вальтер Каспер (ред.): Лексикон теологии и церкви . 3. Издание. Лента9 . Гердер, Фрайбург им. Брайсгау, 2000, Sp.1004 .
  13. Марианна Шлоссер , Встреча с Катариной фон Сиена (Аугсбург, 2006), стр.77.
  14. Франц Лотар Шлейер: клеймо кровавыми следами. 1948, стр. 45 и сл.
  15. Клара Вурм: Медицинский взгляд на феномен религиозной стигматизации в XIX веке , Кассель, 2013, с. 120.
  16. Рудольф Вирхов: О чудесах . Речь на первом общем собрании 17-го собрания немецких естествоиспытателей и врачей в Бреслау 18 сентября 1874 г. с припиской, Бреслау 1874 г.
  17. Клара Вурм: Медицинский взгляд на феномен религиозной стигматизации в XIX веке , Кассель, 2013, стр. 121 f.
  18. Клара Вурм: Медицинский взгляд на феномен религиозной стигматизации в XIX веке , Кассель, 2013 г., стр. 122, примечание 22.
  19. Клара Вурм: Медицинский взгляд на феномен религиозной стигматизации в XIX веке , Кассель, 2013, стр. 121 f.
  20. Клара Вурм: Медицинский взгляд на феномен религиозной стигматизации в XIX веке , Кассель, 2013, с. 129.
  21. Отто Вайс: Стигматы: Признаки признания святости? , Мюнхен, 2013 г., стр. 111 f.
  22. Эндрю Пасификус Алькофер: стигма, стигматизация. 4. Богословский . В: Вальтер Каспер (ред.): Лексикон теологии и церкви . 3. Издание. Лента9 . Гердер, Фрайбург им. Брайсгау, 2000, Sp.1005 .
  23. Schlosser, Encounter Catherine of Siena , p. 77.
  24. Отто Вайс: Стигматы: знаки признания святости? , Мюнхен, 2013, с. 113.
  25. О. Зайдль: О стигматизации и недостатке еды Терезы Нойман. 2008, стр. 836-844.
  26. Отто Вайс: Стигматы: Признаки признания святости? , Мюнхен, 2013, с. 122.

В микроволновке

— Какие факторы влияют на развитие аутизма?

— Есть много разных причин. В том числе генетические. Речь здесь не обязательно идет о наследственности. Есть, например, небольшие структурные сбои при формировании генотипа нового человека. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут привести к аутизму. Этими обстоятельствами могут стать стрессы, инфекции, интоксикации.

Существуют биологические теории, согласно которым причиной заболевания могут стать нарушения в тонких структурах мозга — во взаимодействии нейронных клеток между собой и обмене информацией. Этого не видно на томограмме или рентген-снимке.

По мнению некоторых ученых, современная экология способствует развитию таких заболеваний. Некоторые считают, что причина в повышенном излучении. Компьютеры, телефоны, бытовая техника, радиация — на неокрепший детский мозг все время что-то воздействует, и он развивается как будто в микроволновке.

Конечно, здоровье родителей играет большую роль.

Ожидание ребенка.

СС0.

— Можно ли исключить развитие аутизма?

— Этого никто не может исключить. Никаких скринингов для выявления вероятности аутизма нет. Есть некоторые генетические исследования, которые определяют процент вероятности, но он не велик и не показателен.

Как проявляется?

Стигматизация может появляться со стороны членов семьи, соседей, медицинского персонала, окружающих. Профессионалы могут неуважительно, формально, с демонстративной снисходительностью относиться к больным, обращаться к пациенту на “ты”, невзирая на возраст. Близкие такого человека начинают чрезмерно контролировать.

Можно выделить три этапа самостигматизации в семье:

  • Сначала все стараются скрывать факт заболевания родственника путем ограничения социальных контактов страдающего.
  • Если больной начинает вести себя необычно, члены семьи не могут скрывать информацию о его проблеме. Наступает критический момент для адаптации в домашних условиях.
  • Последний этап − это окончательная изоляция всей семьи, противопоставление себя другим, принятие роли «изгоя».

Всех залечат

— Что настораживает людей при обращении за помощью?

— Есть определенные барьеры, связанные со стигматизацией психиатрической помощи. Но проблемы, на мой взгляд, нет. Конечно, ни одно медицинское учреждение не предполагает какого-то приятного времяпровождения. Это в равной степени касается и хирургии, и стоматологии, и терапии, и психиатрии. Но это необходимо для здоровья и полноценной жизни.

Многих настораживает, что вместе с диагнозом они «приобретают» какие-то социальные ограничения, например взрослый человек не получит справку на вождение транспортного средства.

Но далеко не все болезни становятся препятствием для такой справки. А если и есть противопоказания, то они точно придуманы не зря и не назло, а для того, чтобы сделать жизнь безопаснее.

Что касается аутизма, есть обратная сторона вопроса: иногда родственники, наоборот, требуют поставить диагноз «аутизм». Это объясняется просто: есть социальные выгоды. Например, по закону такому ребенку полагается адаптивная программа и тьютор, который поможет в школьных занятиях. Плюс у детей с аутизмом есть все показания для получения инвалидности, а это дополнительный доход.

Школьник. Подросток.

СС0

Всех залечат

— Что настораживает людей при обращении за помощью?

— Есть определенные барьеры,связанные со стигматизацией психиатрической помощи. Но проблемы,на мой взгляд,нет. Конечно,ни одно медицинское учреждение не предполагает какого-то приятного времяпровождения. Это в равной степени касается и хирургии,и стоматологии,и терапии,и психиатрии. Но это необходимо для здоровья и полноценной жизни.

Многих настораживает,что вместе с диагнозом они «приобретают» какие-то социальные ограничения,например взрослый человек не получит справку на вождение транспортного средства.

Но далеко не все болезни становятся препятствием для такой справки. А если и есть противопоказания,то они точно придуманы не зря и не назло,а для того,чтобы сделать жизнь безопаснее.

Что касается аутизма,есть обратная сторона вопроса: иногда родственники,наоборот,требуют поставить диагноз «аутизм». Это объясняется просто: есть социальные выгоды. Например,по закону такому ребенку полагается адаптивная программа и тьютор,который поможет в школьных занятиях. Плюс у детей с аутизмом есть все показания для получения инвалидности,а это дополнительный доход.

Школьник. Подросток.

СС0

литература

  • Андреас-Пазификус Алькофер, Бернхард Гром : Стигма, стигматизация . В: Вальтер Каспер (ред.): Лексикон теологии и церкви . 3. Издание. Лента9 . Гердер, Фрайбург им. Брайсгау, 2000, Sp.1004f . .
  • Вольфганг Гарвельманн : Вы видите Христа. Отчеты об опыте Страстей и Воскресения Христова. Анна Катарина Эммерих, Тереза ​​Нойман, Юдит фон Галле. Конкорданс. Verlag am Goetheanum, Дорнах 2008.
  • Ирмтрауд Гётц фон Оленхузен (Ред.): Замечательные видения. Женщины и католическое благочестие в XIX и XX веках. Шенинг, Падерборн и др. 1995, ISBN 3-506-76178-1 .
  • Майкл Хеземанн : Стигматы. На них клеймо Христа. Серебряный шнур, Güllesheim 2006, ISBN 3-89845-125-9 .
  • Иоганнес Мария Хёхт: Носитель ран Христовых. История заклейменных. Отредактировано и дополнено Арнольдом Гийе . 6-е издание, Christiana-Verlag, Stein am Rhein 2004, ISBN 3-7171-0596-5 .
  • Ингрид Мальцан: Падре Пио фон Пьетрельчина. Чудеса, исцеления и сила молитвы. Grasmück, Altenstadt 2001, ISBN 3-931723-12-7 .
  • Джо Никелл: В поисках чуда. Плач, иконы, реликвии, стигматы, видения и лечебные средства. Книги Прометея, Буффало, штат Нью-Йорк, 1993, ISBN 0-87975-840-6 .
  • Герд Овербек, Ульрих Ниманн: Стигматы: история и психосоматика религиозного феномена . ГВБ, Дармштадт, 2012 г.
  • Октавиан Шмуки : стигматизация . В: Йозеф Хёфер , Карл Ранер (Hrsg.): Лексикон теологии и церкви . 2-е издание. Лента9 . Гердер, Freiburg 1964. .
  • Клара Вурм: Медицинский взгляд на феномен религиозной стигматизации в XIX веке . В: Axel Karenberg et al. (Ред.): Исследования по истории медицины. Материалы журнала «Рейниш Крайс дер Медизинхисторикер». Кассель, 2013 г., стр. 119–132.

Астигматизм — что это за патология?

В переводе с латыни это слово означает «отсутствие точки фокуса». Название помогает понять, что такое астигматизм: это искажение изображения из-за расфокусировки оптических лучей, проходящих через глазной аппарат.

Здоровый глаз имеет ровную сферическую поверхность роговицы и хрусталика. Они одинаково изогнуты во всех направлениях, за счет чего глаз фокусирует свет и передает четкое изображение на сетчатку.

Что это такое — астигматизм? При этом состоянии сферичность роговицы и реже — хрусталика нарушена. Из-за этого преломляющая сила на разных участках поверхности отличается, а оптические лучи искажаются. В результате изображение получается размытым или непропорциональным. 

В зависимости от того, какими дополнительными нарушениями рефракции осложнен астигматизм, выделяют несколько его видов:

  1. Простой гиперметропический: дальнозоркость в одном главном меридиане и нормальные зрительные функции (эмметропия) во втором.
  2. Простой миопический: близорукость в одном главном меридиане и эмметропия в другом.
  3. Сложный гиперметропический: дальнозоркость наблюдается в обоих главных меридианах.
  4. Сложный миопический: близорукость в двух главных меридианах.
  5. Смешанный: сочетание дальнозоркости в одном меридиане и близорукости в другом.

Стигматизация в социологии

Шестидесятые годы прошлого столетия знаменуют активизацию интереса социологов к явлению стигматизации. В период с середины шестидесятых и до начала девяностых появилось на свет множество научных изысканий, которые исследовали широкий спектр отклоняющегося поведения индивидов. Социологи этого периода рассматривали «норму» и «девиацию» не в качестве самостоятельных и изолированных явлений друг от друга, а как «антагонистичности», обнаруживающиеся в сложных процессах взаимодействия членов социальных групп. Исходя из описанного подхода, вопрос «Кто становится стигматизированным и почему?» отходит на второй план, а на передний выходит вопрос «Кто ставит клеймо, навешивая «ярлык», какие для этого существуют основания?».

Проблемы стигматизации заключаются в последствиях клеймения. Поскольку ее итогом всегда является социальное маркирование, то есть выделение индивида либо группы индивидов из сообщества с последующим противопоставлением его или их остальным членам общности. Заключительным этапом стигматизации будет полное либо частичное отторжение от сообщества заклейменного индивида или группы людей. Нередко социальное маркирование становится фактором, который предопределяет на ее основе программирование и самопрограммирование поведенческого реагирования заклейменного индивида.

Считается, что термин «стигма» зародился в Древней Греции. Вначале его применяли к телесным татуировкам, которые означали либо зависимый, либо общественно неодобряемый статус заклейменного. Стигма ранее выступала условным признаком общественного клеймения индивидов, фактором социального позиционирования, показателем социальной позиции в обществе человека. Стигма является атрибутом социального характера, который свидетельствует о низком статусе человека или группы индивидуумов. Наличие стигмы окружающими расценивается в качестве так называемого «порока», а носитель стигмы считается индивидом, заслуживающим порицание, нередко даже наказание. Любая природная характеристика или социальное качество может послужить поводом для клеймения. Следовательно, стигмой является, прежде всего, социальная характеристика индивидуума (группы), формируемая общественной средой, в которой совершается действие.

Считается, что стигма может быть трех видов: нейтральная, позитивная (утверждающая достоинство личности) и негативная (лишающая индивида заслуг и достоинств).

Стигма в качестве социального явления в большинстве случаев характеризуется негативной направленностью и основывается на отторжении социумом каких-либо выраженных отличительных внешних признаков, например: внешнего облика индивидуума, качеств его характера, специфических особенностей его поведенческих реакций. «Специфичность» индивида часто не представляет опасности для окружающего социума, но это не мешает его стигматизации, которая ведет за собой его осуждение в различной форме выраженности, отнесение его особенностей характера или личностных черт к девиантности. Вследствие чего стигма воздействует на поведение индивидуума и его самосознание, либо неоправданно унижая, либо возвеличивая его на основе исключительно внешних признаков. Этим клеймение опасно для отдельных индивидов, так как негативно влияет на их социальную самостоятельность и способно спровоцировать девиантность. Кроме того, стигматизация небезопасна и для общества. Ведь маркирование отдельных групп ударяет по общественной нравственности и гуманным установкам социума, вызывает конфликты внутри общества. Следовательно, явление стигматизации является своеобразным замкнутым кругом, поскольку социальное клеймо и страх быть подвергнутым наказанию вызывает психологическое и социальное отчуждение, которое в равной степени причиняет вред и индивиду, и социуму. В этом и заключаются проблемы стигматизации.

Почему возникает астигматизм

 

Врожденный астигматизм

Приобретенный астигматизм

Причиной являются наследственные генетические изменения, провоцирующие нарушения сферичности хрусталика или роговицы глаза: 

неравномерное развитие костей глазницы, нарушение работы глазных мышц и др. Врожденный астигматизм может проявляться у альбиносов, детей с врожденным пигментным ретинитом, а также при алкогольном синдроме плода.

Приобретенный астигматизм проявляется в результате:

  • рубцов на роговице;
  • травм глаза;
  • дистрофии или помутнения роговицы;
  • воспалительных заболеваний глаз;
  • операций на глазном аппарате.

Ссылки

  • Lipp W. Stigma und Charisma: über soziales Grenzverhalten. Würzburg: Ergon-Verl., 2010
  • George Ritzer (англ.)русск. (2006). Contemporary Social Theory and its Classical Roots: The Basics (Second Edition). McGraw-Hill.
  • Blaine, B. (2007). Understanding The Psychology of Diversity. SAGE Publications Ltd.
  • Smith, R. A. (2009). Stigma communication. In S. Littlejohn & K. Foss (Eds.), Encyclopedia of communication theory (pp 931–34). Thousand Oaks, CA: Sage.
  • Osborne, Jason W. (November 1993) Niagara county community college. «Academics, Self-Esteem, and Race: A look at the Underlying Assumptions of the Dissidentification Hypothesis»
  • Carol T. Miller, Ester D. Rothblum, Linda Barbour, Pamela A. Brand and Diane Felicio (September 1989). University of Vermont. «Social Interactions of Obese and Nonobese Women»
  • Kenneth Plummer (1975). Sexual stigma: an interactionist account. Routledge. ISBN 0-7100-8060-3.

В микроволновке

— Какие факторы влияют на развитие аутизма?

— Есть много разных причин. В том числе генетические. Речь здесь не обязательно идет о наследственности. Есть, например, небольшие структурные сбои при формировании генотипа нового человека. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут привести к аутизму. Этими обстоятельствами могут стать стрессы, инфекции, интоксикации.

Существуют биологические теории, согласно которым причиной заболевания могут стать нарушения в тонких структурах мозга — во взаимодействии нейронных клеток между собой и обмене информацией. Этого не видно на томограмме или рентген-снимке.

По мнению некоторых ученых, современная экология способствует развитию таких заболеваний. Некоторые считают, что причина в повышенном излучении. Компьютеры, телефоны, бытовая техника, радиация — на неокрепший детский мозг все время что-то воздействует, и он развивается как будто в микроволновке.

Конечно, здоровье родителей играет большую роль.

Ожидание ребенка.

СС0.

— Можно ли исключить развитие аутизма?

— Этого никто не может исключить. Никаких скринингов для выявления вероятности аутизма нет. Есть некоторые генетические исследования, которые определяют процент вероятности, но он не велик и не показателен.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.