Оглавление
Что такое притязание и какие бывают у него уровни, что это такое в психологии
- повышения притязания с целью получения успеха;
- снизить их, чтобы избежать опасности.
Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.
А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:
- выбираются слишком трудные или очень легкие цели;
- повышенная тревожность;
- неуверенность в своих силах;
- избегание соревновательных ситуаций;
- некритичность отношения к достижениям;
- ошибки в прогнозах.
Примеры реальных и завышенных притязаний
Если человек целеустремленный, активный и успешный, то его уровень притязаний не слишком высокий, но и не низкий. Его цели вполне реальны и чаще всего воплощаются в реальность.
В отличие от мечтателей, такие люди ставят перед собой реальные задачи, которые соответствуют их качествам. Такие люди имеют высокий уровень мотивации, поэтому они и достигают желаемого.
Это успешные бизнесмены, врачи, артисты и т.д.
https://youtube.com/watch?v=IPTa4iAGbBA
А вот те, кто имеет слишком высокие и нереальные стремления чаще всего слабо мотивированы и не способны реализовать свои стремления. Примером тому можно назвать то, что провинциальные девушки считают, что достойны шикарной жизни в столице или за границей. Но в большинстве случаев они не стремятся уехать, получить образование или выучить иностранный язык.
Как можно определить свой собственный уровень притязаний?
Определить свою степень притязаний любой желающий может с помощью специальных тестов или же при обращении к опытному психологу.
Подобный анализ может потребоваться, если человек не может достичь той или иной цели. Вполне вероятно, что желаемый уровень не совпадает с личностными характеристиками человека.
Возможно, потребуется снизить свои желания или же поработать над усовершенствованием своих личностных качеств.
Если у индивидуума есть определенная цель, но он не может ее достичь, лучше пересмотреть свое отношение к себе, научиться чему-то новому и измениться так, чтобы можно было соответствовать своим стремлениям, а не занижать их.
Самооценка личности и уровень ее притязаний
Определение 1 Уровень притязаний – это тот уровень, которого индивид стремится достичь в разных сферах жизнедеятельности.
Рисунок 1. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустраций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процессы, формирующие самосознание человека, включают в свой состав самооценку личности. Оценивая сам себя, человек пытается посмотреть на себя как бы со стороны и оценить свои качества, свойства, возможности.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Самооценка и уровень притязаний личности 450 ₽ Реферат Самооценка и уровень притязаний личности 230 ₽ Контрольная работа Самооценка и уровень притязаний личности 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Самооценку можно осуществлять через самонаблюдение, самоотчет, самоанализ и сравнение себя с другими людьми. В основе самооценки лежит мотив самосовершенствования, самолюбие и стремление к успеху, а не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства. Самооценка помогает человеку увидеть свое настоящее «Я» и связать его с прошлым и будущим.
Самооценка формируется в ранние годы – это с одной стороны, а с другой стороны она является более устойчивой характеристикой личности. Исходя из этого, самооценка дает возможность рассмотреть корни слабых и сильных сторон и найти более адекватные модели своего поведения в каких-либо повседневных ситуациях. Человек, по мнению Т. Манна, познавший самого себя, становится совсем другим.
Самооценка имеет структуру, где выделяются когнитивный и эмоциональный компоненты:
- Когнитивный компонент отражает то, что индивид узнал о себе из разных источников,
- Эмоциональный компонент выражает собственное отношение индивида к разным сторонам своей личности.
Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности
Замечание 1
Самооценка человека становится выше, если у него появляются значимые достижения в той или иной сфере. Этот фактор имеет тесную связь с уровнем притязаний.
Под уровнем притязаний понимается сложность и достижимость цели, на которую человек претендует. Если притязания и реальные возможности имеют между собой большой разрыв, то они могут и не реализоваться. Следствием этого является неадекватность самооценки и изменения в поведении – может возникнуть агрессия, тревожность, эмоциональный срыв и др. Реалистичные цели делают человека увереннее, настойчивее в их достижении.
Замечание 2
По уровню притязаний люди делятся на два типа, как считает американский ученый Дж. Аткинсон, – одни стремятся, во что бы то ни стало, избежать неудачи, поэтому их цели простые и легко достижимые, другие, наоборот, стремясь к успеху, выбирают наиболее сложные задачи.
Тот или иной достигнутый уровень притязаний оказывает влияние на формирование самооценки личности.
Для определения самооценки У. Джемс – американский психолог, предложил формулу:
Самооценка = Успех / Уровень притязаний.
Формула показывает, что, если снизить уровень притязаний или повысить результативность действий, то самооценку можно повысить.
В тех случаях, когда притязания не реалистичны, человек терпит неудачу и испытывает фрустрацию – это сильное эмоциональное состояние, возникающее в результате несоответствия желаний и возможностей. Повторяющаяся фрустрация закрепляет у одних агрессивность и озлобленность, а у других вызывает безразличие, вялость, комплекс неполноценности. В конечном итоге она может привести к неврозу.
Понятие о воображении и его видах
Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.
Виды воображения
- Активное воображение — пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение — его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение — в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение — ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Волшебные грезы как прием в искусстве
Появившись на свет литературным движением во Франции в 1920 году благодаря творчеству поэта и писателя Андре Бретона, сюрреализм был использован как метод изображения действительности, несуществующей реальности многими последующими художниками, фотографами и деятелями кино.
В словаре русских синонимов написано, что ирреальность — слово, означающее: призрачность, фиктивность, обманчивость, химеричность, эфемерность, иллюзорность, мнимость, сказочность .
А изображение магического, волшебного мира становится искусством высшей школы познания реальности.
Парадоксальные явления реальности через образы и аллюзии знакомы широкому кругу почитателей изобразительного искусства и кинематографии.
- Это творчество Дали, Линча, Иеронима Босха, Брейгеля. Труды Блавадской и Гурджиева и многие другие примеры великих художников, философов, писателей.
- Явления ирреальности и отражение в подобных произведениях изобразительного искусства насыщают эмоциональный фон человека, создают иной взгляд на существование ирреального в реальном.
Например, Ремедиос Варо создает в своих произведениях иные, ирреальные галактики и полеты души в запредельные пространства реальности.
Ирреальность — это возможность оторваться от привычных и обжитых границ реальности, выйти за пределы лабиринта стереотипов.
Путешествие к иным мирам через сновидения, мечты, фантазии для познания такого фантастического и нереального в своей реальности окружающего мира — это причина возникновения ирреальности в нашей жизни.
Источник
Ирреальность — это мистификация действительности
Природа — великий мистификатор. Достаточно вспомнить о Северном сиянии. Ирреальное для нас визуальное явление фантастических всполохов в небесах на самом деле имеет вполне реальную подоплеку — возникновение магнитных бурь под воздействием магнитных полей Земли.
Таким образом все, выходящее за рамки привычных для человека явлений, можно назвать ирреальным, не имеющим вещественных доказательств. Предположить, что ирреальность — это парадокс реальности.
В концепции ирреализма принято считать, что «ирреальность» так же реальна и фактически существует, как и сама «реальность».
Примеры
Чтобы лучше понять, что такое уровень притязаний личности, приведем примеры каждого из трех видов.
Примеры адекватного уровня притязаний:
- Человек хочет сменить работу на более прибыльную. Он изучает вакансии и останавливается на одной из них. Он сравнивает требования к соискателю со своими навыками, знаниями, умениями. У него есть опыт, который здесь требуется: он знает английский язык, «общается» с компьютером на уровне продвинутого пользователя, да и вообще соответствует описанному портрету. Он приходит на собеседование и получает эту работу.
- Обычный парень-работяга ищет себе девушку среди таких же простых женщин. Да, внешне ему нравятся ухоженные и местами накаченные девушки (он постоянно любуется на их фото в Инстаграме), но он понимает, что не потянет такую даму, да и она вряд ли вообще посмотрит на него.
- Фрилансер ищет заказы. Он изучает требования по одному из проектов. Все понятия ему знакомы, похожие задачи он уже выполнял. Только одна программа, с которой нужно работать, пока неизвестна, но он уверен, что сможет с этим разобраться, потому что в аналогичных сервисах он успешно работает. Фрилансер подает заявку на заказ, а параллельно приступает к изучению этой программы, ведь все равно в будущем это пригодится.
Примеры завышенного уровня притязаний:
- Молодой человек, который еле-еле закончил 9 классов, дальше ни на кого не учился и ни дня не работал, приходит устраиваться в крупную фирму. Он претендует на роль директора. Из раза в раз ему отказывают, но он не сдается и давит авторитетом своего успешного отца: «Да вы хоть знаете, кто мой отец! Он закроет вашу шарашкину контору!». Молодой человек путает свои способности и возможности с достижениями отца.
- Красивая, но не самая умная и мудрая, невоспитанная, необразованная девушка (а иногда еще и не красивая, не умеющая и не желающая следить и ухаживать за собой) ждет принца на белом коне. Она уверена, что какой-то миллионер должен взять ее под свое крыло и удовлетворять все ее потребности просто за сам факт ее существования. То есть она ему ничего не может предложить, кроме своего тела (и то не всегда), но считает, что этого вполне хватит для того, чтобы прийти к успешной жизни.
- Парень 25 лет отказывается работать за минимальную оплату, потому что считает, что это не его уровень – ему нужно сразу и минимум 50 тыс. рублей в месяц. Но при этом у него за плечами только школа, официального трудового стажа нет, хромает самоорганизованность и дисциплина, неразвиты многие другие деловые качества, специальных навыков для работы за желаемую оплату тоже нет. Но он продолжает игнорировать реальные для него вакансии, отказывается работать над собой и продолжает ходить на собеседования в крупные компании. А потом жалуется на то, что весь мир против него, работы нет, а директора этих компаний совсем обнаглели и зажрались. Периодически он устраивает скандалы прямо в офисах.
Примеры заниженного уровня притязаний:
- Преподаватель говорит студентам: «Все, кто посещали лекции, могут автоматом получить тройки. Если хотите другую оценку – тяните билет и сдавайте экзамен. Все, кто учатся на «плохо» и «удовлетворительно», согласились на автомат, но среди них оказался один отличник. Почему? Потому что он не уверен, что сможет хорошо сдать экзамен. Он вообще никогда не бывает в этом уверен, но всегда получает «хорошо» или «отлично». Однако это не меняет его отношения к себе. «Повезло», – всегда говорит он.
- Уже 10 лет мужчина работает в одном и том же месте на одной и той же должности. Обязанности растут, зарплата не меняется. Окружающие убеждают его, что нужно попросить о прибавке или о повышении либо сменить работу, потому что он явно достоин большего. Но он так не считает, убеждает себя и других, что его все устраивает, а дохода на все хватает. Однако в глубине души он мечтает о большем, но боится рискнуть и потерять даже то, что имеет.
- Школьник сдает ЕГЭ и надеется, что наберет хотя бы минимальный балл – на большее не рассчитывает. Неожиданно для самого себя он набирает 90 баллов из 100, что намного больше минимума. Однако это не снижает его общей тревожности. Дальше предстоит обучение в ВУЗе. И хотя баллов хватит для того, чтобы поступить на желаемое, престижное направление, выпускник выбирает более простой вариант, так как уверен, что в первом ВУЗе ему будет тяжело учиться. Зачем занимать чье-то место?
Типы поведения в ситуации целевого выбора
Свобода выбора при определении степени сложности планируемых задач приводит к развитию конфликта. Личность стоит перед выбором – понизить или повысить степень сложности. В первом случае поводом и мотивирующим посылом служит повышение вероятности успеха (снижение риска неудачи). Основной мотив во втором случае – возможность достижения максимального (идеального) результата и как следствие объективное повышение самооценки.
Выбор между задачами различной степени сложности осуществляется с учетом прошлого опыта. При успешном завершении намеченного дела уровень притязаний повышается, в случае неудачи – понижается. Смещение показателя влечет за собой постановку более сложных или легких задач относительно первоначального уровня. Иногда наблюдается неадекватное смещение показателя, когда индивид нацелен на более трудные задания после того, как потерпел фиаско.
Возможна противоположная ситуация, когда ориентация направлена на простые задания после успешного достижения предыдущей цели. Атипичное изменение показателя чаще свидетельствует о необъективной самооценке. Если индивид способен реалистично судить о своих талантах и возможностях, он ориентирован на выполнение посильных заданий и обычно его деятельность приводит к победным результатам. Признаки индивида с адекватным показателем УП:
- Уверенность в себе.
- Настойчивость, решительность, целеустремленность.
- Высокая продуктивность.
- Критическая оценка своих действий и достижений.
Выделяют ситуативный и общий (личностный) уровень притязаний. Ситуативный относится к победным исходам в определенном виде деятельности, например, в спорте, искусстве, бизнесе. Ситуационный критерий применим при анализе поведения индивида в рамках социальных контактов. Например, когда личность стремится занять определенные позиции в социальной группе – трудовом коллективе, кругу друзей, в семье.
Личностный критерий применим при анализе общей деятельности индивида. В этом случае рассматриваются успешные исходы в рамках многосторонней деятельности, охватывающей многие сферы жизни. Обычно для выполнения поставленных задач индивид задействует нравственные, творческие качества и интеллектуальные способности. Высокий уровень притязаний ассоциируется с высокой оценкой своих способностей.
Например, если индивид предполагает, что его способности проигрывают в сравнении с групповыми усилиями, направленными на решение задачи, его УП опускается ниже группового показателя. И наоборот, при наличии уверенности в своих наивысших способностях в сравнении с совокупными способностями участников группы, УП индивида повышается относительно группового показателя.
На УП индивида может оказывать влияние неосознанная реакция подражания. Человек, следящий за достижениями окружающих, определяет свой уровень притязаний, что впоследствии сказывается на формировании самооценки. В этом случае трансформация УП в основном осуществляется под влиянием достижений лиц, которые имеют авторитет, приобрели высокий статус в социальной группе. Формирование УП непрерывно продолжается по мере получения образования и накопления опыта.
Причины динамики УП связаны с изменением требований личности к себе. Психологически зрелая личность осознает и учитывает разницу между концептами «хочу» и «могу». Психологически незрелая личность не видит различий, что приводит к постановке целей, основанных на личных желаниях и требованиях «Эго», несопоставимых с реальными способностями и возможностями индивида. В таких ситуациях наблюдается ирреальность (несбыточность, фантастичность) притязаний.
Умение разграничивать реальные и невыполнимые задачи – показатель зрелости личности, наличия сформированных, целостных взглядов и жизненной позиции. Такие люди отличаются уравновешенным характером, придерживаются рациональной тактики целеполагания, выбирают последовательные, логичные, взвешенные стратегии достижения результата.
Невозможность дифференцировать реальные и нереальные задачи приводит к негативным психологическим деформациям личности и вытекающим жизненным последствиям – неудачи в начинаниях, понижение самооценки, депрессия, апатия, социальная дезадаптация и добровольная самоизоляция.
https://youtube.com/watch?v=gBm-RfhxHtc
Классификация уровня притязаний
Уровень притязаний может быть частным или общим.
Частный уровень относится к стремлениям в разных видах деятельности или же отношениях, например:
- достижения в спорте или музыке;
- отношения с родителями, детьми или противоположным полом.
В основе таких уровней лежит та или иная самооценка личности в конкретной области.
Если говорить об общем уровне, то тут он относится к разным сферам деятельности и жизни человека, где он проявляет свои нравственные и умственные способности. В его основе лежит целостная оценка собственной личности человека.
Данное понятие ввел в обиход К. Левин и его ученики с целью объяснения стремления личности к цели, имеющую сложность в соответствии со способностями человека
Здесь важно выявить соответствия способностей и возможностей человека тому, к чему он стремится
Исследования показали, что данный показатель формируется под влиянием успехов или поражений, но при этом ни успехи, ни поражения не являются решающим фактором в его формировании, им скорее является переживание личностью своих достижений как успешных, так и провальных.
Уровни притязаний также подразделяются на адекватные возможностям человека и неадекватные. Если они слишком завышены, то могут быть источником аффекта неадекватности. При воспитании детей родители должны их непременно учитывать, чтобы они соответствовали их возможностям, это будет способствовать гармоничному развитию ребенка.
Нельсон Гудмен и построение миров
Человек постоянно сталкивается с ирреальным, создавая и моделируя окружающий мир. По мнению ученого, логика и философа ирреальности Нельсона Гудмена — наука и искусство являются проводниками ирреального. Чем более человек связан в своих познаниях с научной или творческой деятельностью, тем скорее и успешнее он путешествует из реальности в мир ирреального и обратно.
Большое внимание изучению ирреального уделяют в своих работах литераторы, художники, психологи и психиатры. Они изучают как и когда в результате воздействия стрессов на психику человека он становится деперсонализированным, переставая ощущать реальный мир, все более погружаясь в ирреальное
В самом широком смысле ирреальность — это мир фантазий, который обычно используется при создании произведений фантастического жанра или для написания ирреалистических, сюрреалистических картин.
По мнению французского философа и литературоведа Ролана Барта:
На фото: зеркало, проводник ирреального мира, образ, который довольно часто используется в литературе жанра фэнтези.
Какие бывают уровни притязаний
Уровень притязаний можно определить относительно уровня достижений и относительно уровня возможностей.
Фото автора Shiny Diamond: Pexels
Уровень достижений – это понимание, сформированное на основе прошлого опыта, о том, достижения какой сложности ты можешь осилить
Тут важно делать поправку на возраст, опыт, знания и умения в прошлом. Весьма вероятно, что в настоящий момент ты можешь уже достичь большего, чем достигала тогда
Так, если в школьные годы ты хорошо рисовала и, например, участвовала в конкурсах школьного уровня, а после школы продолжила развивать свой талант, вероятно, что в настоящее время ты наверняка рисуешь уже шикарно, и твоя работа могла бы занять призовое место уже в конкурсе международного уровня.
Относительно уровня достижений можно выделить следующие уровни притязаний:
ниже уровня достижений
Если ты имеешь уровень притязаний ниже своих прошлых достижений в конкретной сфере, такое положение дел не способствует развитию. Даже наоборот, это может понемногу разрушать уже наработанные для выполнения более сложных задач в конкретной сфере навыки и возвращать тебя на ступень ниже.
Однако, если такое происходит только в какой-то не актуальной для тебя сейчас сфере, в этом нет ничего страшного. Возможно, здесь тебе и не хочется развиваться. Вряд ли навык высчитывания химических формул пригодятся практикующему юристу.
Экспресс-тест на самооценку
равный уровню достижений
Когда твои притязания находятся на том же уровне, что и твои достижения в целом в конкретной области, складывается ситуация стабильности. Ты поддерживаешь уровень навыков, но не развиваешь их или они развиваются с небольшой скоростью.
выше уровня достижений
Когда твой уровень притязаний выше уровня достижений, актуально желание получить больше, чем было и есть сейчас – это, определенно, ситуация развития. Чтобы достичь больше, тебе нужно делать больше или по-другому, учиться новому и расширять знания и навыки.
Теперь рассмотрим зависимость уровня притязаний от актуальных возможностей.
Уровень возможностей – это совокупность ресурсов в настоящее время, которые могут быть применены к достижению цели. К возможностям можно отнести время, финансы, навыки, знания, умения и другое.
Относительно уровня возможностей можно выделить следующие уровни притязаний:
Giphy
ниже уровня возможностей
Это ситуация, когда твоих возможностей хватит на большее, чем необходимо для достижения конкретной цели. В таком случае складывается ситуация стабильности, но здесь можно ощутить недостаток реализации потенциала. Это может сопровождаться ощущением, что ты «не в своей тарелке».
равный уровню возможностей
Такая ситуация тоже свидетельствует о стабильности, когда ты получаешь столько, сколько рассчитываешь, при этом актуальные возможности позволяют добиваться цели прямо сейчас.
выше уровня возможностей
Если твоих возможностей недостаточно для получения того, что ты хочешь, для достижения той цели, которую ты ставишь, это может быть ситуация развития – придется наработать ресурсы, перераспределить время, научиться новому или подкопить для достижения результата в будущем. Однако это может быть и ситуация, которая показывает, что ты идешь не туда: например, токсичный коллектив невозможно переделать путем собственного саморазвития, в таком случае лучше сменить коллектив.
3 Оценка УП
Существует определенная методика — методика Шварцландера для определения УП. Разработан тест, который позволяет быстро оценить УП. Его проводят при приеме на работу или для уже работающих сотрудников.
Испытуемым предлагают предположить, сколько знаков «+» он нарисует за 10 секунд. По сигналу участник эксперимента проставляет «плюсики». Число знаков считают и записывают в специальную таблицу. Такую процедуру повторяют четыре раза, с каждым разом уменьшая время на 1 секунду. Данное задание является экспресс-методикой для оценки УП, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут.
Что характеризует уровень притязаний человека?
Такой показатель характеризует следующее:
- уровень трудности, преодолев которые человек будет преследовать свою идеальную будущую цель;
- выбор цели следующего действия, которая формируется на фоне переживания успеха или провала в будущем и является текущим уровнем притязаний;
- желаемая самооценка человека.
Такая категория взаимосвязана с самооценкой человека и формируется на фоне субъективных переживаний побед и поражений. Однако если человек хочет повысить свою самооценку тогда, когда он может выбрать степень трудности последующих действий, то это может привести к конфликту таких стремлений:
- повышения притязания с целью получения успеха;
- снизить их, чтобы избежать опасности.
Когда человек переживает успех и поражение после достижения или недостижения того или иного уровня притязаний, то может произойти смещение его в плоскость более трудных или легких целей. Так, если желаемая цель снижается и происходит антипичное изменение уровня притязаний, то это говорит о неадекватной самооценке или же том, что его стремления не совсем реалистичны.
А если они реалистичны, то человек уверен в своих силах, настойчивости, он продуктивен и критично относится к достигнутому. А если самооценка неадекватна, то цели завышены, занижены или нереальны. Поведение при этом становится таким:
- выбираются слишком трудные или очень легкие цели;
- повышенная тревожность;
- неуверенность в своих силах;
- избегание соревновательных ситуаций;
- некритичность отношения к достижениям;
- ошибки в прогнозах.
Самооценка личностных качеств
В процессе жизни человек оценивает умение, способности, опыт, возможности. Сравнивая себя с окружающими, мы удовлетворяем собственные желания:
собственное совершенствование; стремление к поставленной цели; любопытство.
Самооценка дает возможность увидеть слабые и сильные стороны и выбирать подходящие варианты поведения в жизненных реалиях.
Человек оценивает собственное поведение, основываясь на двух компонентах:
эмоциональный — человек определяет, как он сам относится к собственным чертам характера, привычкам, поведению и другим чертам личности; когнитивный — узнает о себе от друзей, родственников, коллег, недоброжелателей.
Психолог американец Джеймс У. вывел следующую формулу для самооценки: отношение успеха к степени притязаний.
Успех — установленный факт какого-либо результата, решения поставленной задачи. Степень притязаний в данном варианте — цель будущих процессов в идеальном виде. Исходя из формулы видно, что возвысить самооценку можно двумя способами:
снизить уровень притязаний; повысить результативность процессов.
Психологи отмечают, что уровень притязаний неразрывно связан с самооценкой.
Несоответствие реальных сил и притязаний приводит к тому, что человек судит себя и собственное поведение неправильно. Из-за этого появляется упадок эмоциональных сил и срыв, увеличивается тревожность. Это ведет к занижению собственной ценности и провалу поставленных планов.
Эта тема закрыта для публикации ответов.