Психологические установки. должноанизм. я должен. должен ли я?

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

Оглавление

История

Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.

Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.

Общая направленность индивида

Рассмотрим третий уровень диспозиции. Он характеризует общую направленность личности в определенную сферу социальных действий. На данном уровне потребности человека, касающиеся его общественных связей, становятся более сложными. Например, индивид стремится приобщиться к тому или иному направлению деятельности, желая превратить его в основную доминирующую сферу.

Здесь могут быть рассмотрены такие варианты, как профессионализм, досуг или семья. В этом случае целенаправленные и последовательные поступки человека составляют основу его поведения в той области деятельности, где им преследуются более отдаленные и значимые цели.

Социальные установки в психологии

В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.

Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:

  1. «Социальная ценность». Этим термином стала называться социальная организация.
  2. «Аттитюд» или «социальная установка» – для характеристики личности.

После этого в зарубежной психологии твердо укоренился термин «аттитюд», который отражал состояние личности относительно той или иной социальной ценности.


Ф. Знанецкий и У. Томас

Ученые, изучавшие эффект установки

Абрахам Лачинс, Д. Н. Узнадзе.

Список использованных источников:
  1. Эффект установки. Почему первая идея может оказаться худшей// Электронный ресурс: Режим доступа: https://lpgenerator.ru/blog/2016/04/01/effekt-ustanovki-pochemu-pervaya-ideya-mozhet-okazatsya-hudshej/
  2. Эффект установки — реакция сознания на неожиданности// Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.coursera.org/lecture/psikhologiya-soznaniya/effiekty-ustanovki-pUzXi
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Кто подвержен интроекции

Все. Любой человек, воспитанный в обществе, не способен избежать заимствования ценностей. По факту, в этом нет ничего плохого. Нормально, когда родители объясняют ребёнку грани “плохого” и “хорошего”, стимулируют к адекватному поведению, прививают ему определённые ценности.

Собственно, проблема заключается не в привитии определённых взглядов и ценностей, а в том, что человек изначально принимает их как истину в последней инстанции, стараясь соответствовать в дальнейшем. Именно нежелание (или неспособность) к объективному анализу информации, а также отсутствие собственного опыта в конкретных вопросах, приводит к негативным последствиям.

Главный отрицательный эффект интроекций — отсутствие самой возможности ставит под сомнение верность навязанных убеждений. Из-за подмены потребностей постулатами происходит внутриличностный конфликт, чреватый нервными срывами, подростковыми бунтами и прочими яркими эмоциональными фейерверками.

Уточнение термина

Что такое установка в психологии? Это явление, имеющее трехчастную структуру, в которую входят:

  • чувственный образ (эффективный компонент);
  • действия, относимые к объекту оценивания (поведенческий компонент);
  • когнитивный фактор.

Согласно мнению учеников Д. Н. Узнадзе — Т. Ш. Иосебадзе и Т. Т. Иосебадзе, может быть дано следующее определение установки в психологии. Это явление характеризуется учеными как модус или конкретное состояние, присущее целостному объекту. То есть оно определяет психофизическую организацию человека и его модификацию в каждой конкретной ситуации, а также его готовность к совершению той или иной деятельности, необходимой для удовлетворения актуальных потребностей.

В психологии установка и поведение индивида считаются отражением его внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) состояния. При этом подобное свойство считается опосредствованным звеном, неким «принципом связи», который существует между отдельными состояниями субъекта, его элементами и функциями.

Более четкая позиция в данном вопросе принадлежит Ш. Н. Чхартишвили. Этот ученый разделил установку на первичную и фиксированную. Обе из них с легкостью дифференцируются друг в друга, но имеют при этом различные функции и свойства.

Какие подходы используются

На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:

  • когнитивный;
  • мотивационный;
  • структурный;
  • бихевиористский;
  • генетический.

При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.

Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:

  • темпераментом;
  • интеллектуальными способностями;
  • биохимическими реакциями.

Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».

Врожденные и приобретенные формы поведения

При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:

  • наблюдений за поведением других индивидов и анализа последствий;
  • позитивных подкреплений;
  • формирования между существующими аттитюдами и стимулами ассоциативных связей.

В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.

Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.

Что такое установки?

Установки — это наши мнения, мысли и верования.

Например, я живу в Москве и верю в то, что 100 тыс. рублей — это средняя зарплата, на которую можно существовать, но хорошо жить сложно. Прочитав эту фразу житель другого, менее богатого города подумает, что я сошла с ума. Ведь в его городе зарабатывать в 100 тыс. рублей — это значит быть богатым.

Кто их нас прав? Мы оба правы. Мы просто живем с разными системами убеждений.

Представим двух женщин в возрасте 40 лет. Одна из них уже много лет живет в счастливом браке с хорошим мужем. Они обожают друг друга и все дела делают сообща. Эта женщина убеждена, что в мире много интересных умных достойных мужчин, которые честны, верны и искренне заботятся о своих женщинах.

Вторая женщина не столь успешна в отношениях. Ей часто не везет и она искренне считает (а точнее знает), что мужчин нормальных в стране мало (всех убили на войне), те кто остались либо алкоголики, либо дамские угодники. Вообще мужчинам сложно верить, так все изменяют.

Кто из них прав? Обе. Просто у них разные системы убеждений.

Как возникают эти убеждения я написала уже в статье Зеркало мира: догадываетесь ли вы, что внешний мир и другие люди просто отражают ваши мысли?

Как установки определяют нашу жизнь?

Часть из вас, дорогие читатели, могла подумать, что тут нет ничего удивительного — одному человеку повезло жить в Москве, а что касается женщин — так сложилась судьба…

Но вспомните слова Вадима Зеланда:

На самом деле не реальность определяет убеждения, а совсем наоборот. Система наших убеждений буквально СОЗДАЕТ нашу жизнь.

Наш мозг просто не способен увидеть в реальности того, чего нет в нашей системе убеждений.

Эффект когнитивных искажений

Ошибки мышления (ограничивающие установки) формируют представления человека о себе и о мире.

Представьте человека, убежденного в том, что актерским мастерством не заработать. Он встречается с друзьями и слышит от них две разные истории. В одной друзья рассказывают ему об успехе одноклассника, ставшего высокооплачиваемым актером. В другой – о том, как их бывшая коллега бросила работу и прогорела на своем решении попробовать актерскую карьеру.

Чьей истории он поверит? Больше шансов, что второй. Тем самым он продемонстрирует одно из когнитивных искажений – склонность к подтверждению своей точки зрения. Или тенденцию человека искать информацию, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.

Теперь представьте, что его познакомили с тем успешным одноклассником, сделавшим актерскую карьеру. Изменит ли он свое мнение или продемонстрирует эффект стойкости убеждения, когда мнение сохраняется даже тогда, когда поддерживающие его свидетельства были опровергнуты?

Убеждения формируются благодаря опыту и полученной извне информации, они обусловлены многочисленными искажениями мышления. Убеждения часто не имеют ничего общего с реальностью.

По сути мы слепы…

Нейробиология об убеждениях

Чем чаще человек повторяет определенное действие, тем прочнее становится нейронная связь между клетками мозга, которые совместно активировались для осуществления этого действия. Чем чаще активируется нейронная связь, тем выше вероятность активации этих нейронов в будущем. И значит, выше вероятность сделать то же, что и обычно.

Верно и противоположное утверждение: между нейронами, которые не синхронизированы, нейронная связь не образуется.

Вы должны знать — синоптическая связь между нейронами способна меняться. Использование нейронных связей, представляющих определенный навык и способ мышления, приводит к их укреплению. Если же действие или убеждение не повторяются, нейронные связи ослабевают.

Так приобретается навык: будь то умение действовать или способность мыслить определенным образом.

Вспомните, как вы учились чему-то новому, раз за разом повторяли усвоенный урок, пока не достигли успеха в обучении. Изменения возможны. Убеждения изменяемы.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу

При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому

Об этом важно знать каждому

Мой пример психологической установки

Примеры моих психологических установок:

в отношениях нет места насилию и агрессии;
любые эмоции и чувства должны быть выражены и отработаны;
нужно хорошо выполнять свою работу, в каком бы состоянии ты не находился, в противном случае не берись за работу;
здоровые отношения – это союз двух независимых финансово, морально и физически людей;
я достойна любви и умею любить;
все можно изменить, пока человек жив;
прошлое не определяет будущее;
у каждого человека есть достоинства и недостатки;
важно поддерживать внутренний баланс, следить за гармонией между мыслями и действиями;
в любой неприятной ситуации нужно искать возможности для роста;
не бывает безвыходных ситуаций – нас не всегда устраивает видимый выход.

Это лишь малая часть тех установок, с которыми я живу. На самом деле их, наверное, тысячи. Какие-то из них относятся к осознанным, а какие-то – к бессознательным. С частью деструктивных бессознательных установок я уже разобралась. Как? В психологии это называют когнитивно-поведенческой психотерапией. Сначала вы выявляете все проблемные ситуации, потом составляете новый алгоритм действий в рамках этих ситуаций и приступаете к практике. Вы несколько раз (как правило, много раз) повторяете одно и то же.

Сначала это дается с трудом, но с каждым разом все легче. Спустя время ваш мозг перестроится, вы обзаведетесь новым паттерном поведения. Уже эта программа станет для вас привычной. С помощью этого приема можно бороться с любыми нежелательными психическими состояниями, например, с фобиями, комплексами, страхами и другими расстройствами. В общем, вы меняете свой образ мышления с минуса на плюс, у вас появляется дополнительная энергия для новых успехов.

Принуждение

Влияние, оказанное этим способом, заставляет людей работать или что-то делать в угоду инициатору. Для принуждения используется лишение свободы, шантаж или угрозы. Самой грубой формой принуждения считается физическое насилие или ограничение свободы.

Кроме физического давления, может быть оказано еще и моральное. Инициатор высказывает критику в грубой форме, унижает или оскорбляет человека.

Принуждение воспринимается жертвой как лишение жизненных потребностей и психологическое давление

Причем неважно предупреждает инициатор или угрожает жизни жертвы всерьез. Для человека, который подвергается подобной тактике, это по меньшей мере неприятно, и вынуждает на несвойственные ему действия

Как научиться принимать?

Принятие – это ценное умение, которое должен развивать каждый, кто хочет стать гармоничной личностью

Никому оно не дано от природы, в чём можно убедиться, обратив внимание на поведение детей. При этом многие взрослые, благодаря своему опыту, способны легко принимать действительность такой, как она есть

Если у вас это не получается, попробуйте стратегию из трёх шагов, которую рекомендуют применять психологи.

Шаг 1. Согласитесь, что событие уже свершилось

Речь идёт не о смирении и не о подчинении обстоятельствам. Нужно просто признать, что событие, которое уже произошло, отменить не получится. Многим людям это даётся тяжело, и они подолгу обдумывают ту ситуацию, представляя альтернативные сценарии развития событий. Это не только бессмысленно, но и болезненно.

Соглашаясь, человек оставляет неприятную ситуацию в прошлом. Это даёт ему возможность вернуться в настоящее и начать эффективно работать для того, чтобы минимизировать ущерб или даже полностью исправить последствия неприятной ситуации. Именно в этот момент он видит картину максимально полно и отчётливо, благодаря чему может найти сразу несколько решений для возникших проблем.

Шаг 2. Определите причину произошедшего

Мы часто укоряем себя за свои ошибки, даже не пытаясь осмыслить, почему мы поступили именно так, а не иначе. Подумайте, почему произошла эта ситуация. Какие ваши действия подготовили обстоятельства. Какие цели вы преследовали, когда совершили ошибку. Понимали ли вы, к чему могут привести эти действия.

И обязательно извлекайте уроки из подобных событий. Это позволит взглянуть на случившуюся неприятность как на ценный опыт, благодаря которому в будущем можно будет избегать подобных ошибок.

Шаг 3. Примите решение двигаться дальше, не оглядываясь

Поняв причину и оставив событие в прошлом, следует сказать себе: «Теперь я знаю, как не допустить подобных ошибок в будущем, а значит, могу более уверенно двигаться вперёд». Осознайте, что будущее начинается именно сейчас. Поэтому нужно отталкиваться от тех обстоятельств, которые имеются в данный момент, и строить будущее, не застревая в прошлом даже на уровне мыслей и эмоций.

Психологический феномен

Человеку, живущему в третьем тысячелетии, уже самому очевидно, насколько стремительно меняется тот мир, в котором он живет. Причем любая вновь приходящая реальность неизменно сопровождается теми или иными изменениями. Это требует перемен в самих людях. А вот признать необходимость в изменении самого себя уже, согласитесь, намного сложнее. В каждом случае в человеке начинает срабатывать механизм противодействия вновь созданным условиям, который носит название психологического барьера. Это не что иное, как специфическая форма синдрома противодействия изменениям, которое имеет две стороны. Человек боится утратить свое старое, привычное, и в то же время у него возникает страх перед непривычным для него, новым.

Если рассматривать понятие «барьер» в широком смысле, то оно означает длинную перегородку, которая проставлена в качестве препятствия на пути, то есть является заграждением. Аналогичным смыслом обладает это слово в сфере психологии. В данной науке оно обозначает те существующие в человеке внешние и внутренние препятствия, которые не позволяют ему достичь поставленной цели.

Под психологическим барьером понимается такое состояние индивида, при котором проявляется его неадекватная пассивность, становящаяся препятствием к выполнению определенных действий. В эмоциональном плане механизм подобного явления представляет собой усиление установок к низкой самооценке и отрицательным переживаниям. Психологические барьеры существуют и в социальном поведении индивида. Они выражены коммуникативными препятствиями, которые проявляются в жесткости межличностных и прочих установок.

Как же решить проблему барьеров? Это позволят сделать более широкие рамки такого понятия, как «психологическая установка». Она выражается в готовности человека действовать и воспринимать, а также трактовать объект мышления и восприятия или же грядущих событий тем или иным образом.

Что означает понятие установки в психологии? Это особое видение, которое является основой поведения человека, его избирательной активности. Оно способно регулировать осознаваемые, а также неосознаваемые формы деятельности личности в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах. Любая установка складывается благодаря накопленному человеком жизненному опыту и способна явиться для него как колоссальным преимуществом, так и существенным ограничением.

Структура и компоненты социальной установки

Социальная тревожность — что это такое

Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:

  1. Когнитивный компонент. Для него характерно наличие знаний у субъекта о той сфере жизни, к которой относится та или иная установка.
  2. Аффективный компонент. Выражается в эмоциональных оценках, чувствах и переживаниях, связанных с событиями, объектами или процессами.
  3. Поведенческий компонент. Характеризуется реальными действиями, которые может совершить личность в отношении рассматриваемого объекта.


Поведенческий компонент

Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.

Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными. Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов

При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий

Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.

Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.

Виды психологических установок (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В психологии восприятие человека классифицируется по следующим группам:

  • позитивное;
  • негативное;
  • адекватное.

Что означает каждый из этих видов? При позитивной установке происходит оценка положительных качеств личности. Негативное восприятие приводит к рассмотрению только отрицательных черт характера человека. Самой оптимальной установкой считается адекватная. Ведь каждый человек обладает как положительными, так и отрицательными личностными качествами. Присутствие каждой из этих установок рассматривается психологами как неосознаваемая предрасположенность к оценке и восприятию качеств собеседника.

Начиная свое общение, люди влияют друг на друга с помощью глубинных психологических механизмов. Исследователи доказали то, что при этом возникает такое свойство, как заражение. Оно представляет собой эффект усиления эмоций контактирующих между собой людей. Происходит заражение на бессознательном уровне. Причем чаще всего оно наблюдается на публике, в очереди или в толпе. Например, заразительным может быть смех, злость и прочие эмоции.

Среди психологических установок существуют и такие свойства, как подражание и внушение. Первое из них является динамическим. Его проявлениями могут служить слепое копирование жестов и поведения, а также интонации, вплоть до сознательного подражания поведению. Внушение бывает групповым и индивидуальным, происходя на сознательном или бессознательном уровне, что будет зависеть от цели контакта. Под этим свойством в психологии понимается способность человека таким образом воспринимать доносимые до него чувства, действия и идеи так, что непроизвольно они становятся вроде бы его собственными.

В ряду психологических механизмов общения находится также и соревнование. Оно представляет собой желание людей не ударить лицом в грязь, быть ничем не хуже других, а также стремление сравнить себя с другими. Соревнование способствует созданию напряжения физических, эмоциональных и умственных сил. Хорошо, если подобные установки служат стимулом развития. Самый плохой вариант, когда соревнование перерастает в соперничество.

Следующим уровнем взаимодействия людей является аргументированное, письменное или речевое, сознательное выражение поступков, мнений и идей с целью убеждения. Подобная установка становится действенной лишь в том случае, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, дела, а также на эффекты подражания, внушения и заражения.

Ценностные ориентации

Рассмотрим высший уровень иерархии диспозиции. Для него характерно образование ценностных ориентаций не только на цели жизнедеятельности, но и на средства, необходимые для достижения поставленных задач. Четвертый уровень включает в себя высшие социальные потребности. При этом немаловажным фактором становится жизненная позиция человека, в которую трансформируется самосознание личности. Это не что иное, как принцип поведения индивида, который основывается на мировоззренческих установках, нормах и идеалах, общественных ценностях, а также на готовности действовать.

Благодаря диспозиционной теории были установлены непосредственные связи между социально-психологическим и социологическим поведением человека. При этом высшие формы установок по Ядову включают в себя:

  • ценностные ориентации и жизненную концепцию;
  • обобщенные установки на типичные социальные ситуации и объекты;
  • предрасположенность к поведению и восприятию в имеющих место условиях и в данной социальной и предметной среде.

Под ценностными ориентациями понимают отношение человека или группы людей к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых в качестве предметов или их свойств, целей, а также средств, позволяющих удовлетворить потребности индивида или группы. Это понятие выражается в смысле жизни, в идеалах, и проявляется в социальном поведении людей. В ценностных ориентациях отражается отношение субъекта к имеющим место условиям своего бытия, что является результатом сознательного выбора значимых для личности объектов и предметов.

Дополнительные способы

Описанные выше приемы психологического воздействия используются людьми чаще всего, но существуют и другие, менее популярные методы формирования убеждений.

Благосклонность

Задача – повысить лояльность человека по отношению к какому-то убеждению. А для этого человек расписывает все преимущества и пользу своей установки. Если другой человек проникается этим, то есть становится благосклонным, то и он перенимает это убеждение.

Просьба

Спокойный темп речи, негромкий тон, улыбка, пара комплиментов, небольшая личная история – набор, который повышает шансы на успех, если вы кого-то о чем-то просите. Просьбой можно повлиять на поведение человека, а уже на основе этого у него сформируется новое убеждение.

Самопродвижение

Это способ для влияния на самого себя. Суть в том, что вы демонстрируете свои лучшие качества, навыки, знания. За счет этого повышается ваша самооценка, и вы добиваетесь больших успехов.

Принуждение

Как и две последующие техники, это жестокий и деструктивный прием воздействия. Принуждение предполагает изменение установок человека за счет игры на его инстинкте выживания. Принуждение предполагает использование насилия, шантажа, угроз, ограничения свободы.

Нападение

От собственной боли человек нападает на другого, пытаясь внушить ему, что тот плохой. Если речь идет о моральном нападении, то это крик, оскорбления. Если мы говорим о физическом воздействии, то речь идет о стремлении убедить человека в его физической слабости, никчемности.

Манипуляция

Существуют десятки манипулятивных техник, но все они преследуют одну цель – заставить человека делать то, что выгодно манипулятору.

Функции

Любая сформированная социальная установка имеет ряд важных функций (самим человеком обычно не осознаваемых). Выделяют четыре основных назначения соцустановок:

  1. Разрешение внутренних сомнений, конфликтов, освобождение эго от восприятия неприятной ему информации. Подсознательно человек стремится быть высокого мнения о себе и о социальной группе, к которой он принадлежит, и чьи социальные установки разделяет. По этому принципу традиции и устои &laquo,своего&raquo, социума признаются, как достойные и значимые, &laquo,хорошие&raquo,, а противоречащие традиции другой группы , часто как опасные заблуждения, негативные &laquo,плохие&raquo, явления.
  2. С формированием социальной установки происходит систематизация, упорядочивание знаний об окружающем мире. Аттитюд дает возможность быстро проанализировать и оценить поступившую информацию: важна она или нет, соответствует ли ценностям человека, его жизненным интересам. Сложившийся стереотип значительно упрощает изучение и обработку информации.
  3. Адаптация к людям, событиям, явлениям. Соцустановки помогают индивиду находить тех людей и те объекты, которые способствуют достижению его личных целей, с меньшими потерями, максимально эффективно. Человек осознает, что, поддерживая те или иные принятые обществом каноны (соцустановки), он будет принят, получит одобрение социальной группы. Но аттитюд может и противопоставить человека социуму (при несовпадении сложившихся установок).
  4. Помощь в самореализации, выражении своих ценностей и взглядов на жизнь. Соцустановки помогают человеку действовать по готовой схеме, реализоваться в социуме. Также они становятся элементом самоопределения: человек понимает, &laquo,кто он&raquo, , как относится к разным событиям, объектам, людям.

Таким образом, аттитюд , мощная конструкция сознания, которая одновременно служит автоматизации и упрощению жизненных процессов, психической самозащите и стабилизации человека в жизни.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.