Ведущая деятельность

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Оглавление

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:

Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.

Сюжетно-ролевая игра

Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.

Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.

Значение игровой деятельности для нормального становления и развития личности ребенка

Игровая деятельность лежит в основе становления всех психических процессов организма. В дошкольном возрасте игровая деятельность преобладает над иными формами активности, выступая в качестве основного способа познания окружающего мира

Ребенок усваивает информацию более продуктивно именно в игровой форме, поскольку она является наиболее простой и доступной для усвоения и, что немаловажно, увлекает ребенка, развивает его воображение. Посредством принятия участия в игровой деятельности, дети учатся построению коммуникативных связей со сверстниками, взрослыми

Основы взаимоотношений с разными возрастными категориями, полами формируются именно в игре. Дети усваивают ведущие правила установления социальных контактов в ролевых и сюжетных играх.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 470 руб.
  • Реферат Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 280 руб.
  • Контрольная работа Игра как ведущий вид деятельности дошкольника 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость В игре, ребенок обучается подчинению правилам, которым необходимо следовать в обществе. Это обеспечивается благодаря тому, что игра строится на основе конкретных правил, которые ребенку требуется выполнять. Поэтому малышу приходится подчинять свои желания первым запретам и установкам «надо».

Замечание 1

Все психические процессы организма развиваются в игре. Кроме того, она позволяет сформировать духовно-нравственные свойства личности, первые представления о добре и зле, хорошем и плохом, ответственном и безответственном поведении.

Игровая деятельность способствует физическому развитию детского организма и помогает сформировать полезное досуговое времяпрепровождение. Именно в игре происходит формирование новых мотивов деятельности и оформляются первые потребности ребенка.

В игре формируются новые направления развития и складываются представления о существующих видах деятельности. например, в игре происходит развитие трудовых навыков, привитие семейных ценностей, формируются основы взаимоотношений детей с педагогами.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Замечание 2

Игра является символическим видом деятельности. В ней присутствует минимум операций, а предметы носят условный характер.

Игра относится к самостоятельным видам деятельности ребенка. Она развивается в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. В ходе игры происходит заложение основ человеческой деятельности, передается исторический и культурный опыт развития общества.

Игровая деятельность является наиболее эффективным способом усвоения знаний, развития ребенка. Игра активизирует познавательные процессы дошкольника, посредством постановки перед ним собственной игровой задачи, которая требует включения мыслительных и логических процессов ребенка.

Обучение ребенка в обычной форме, основанной на передаче знаний является неэффективным способом в раннем возрасте, поскольку эти знания не вызывают у ребенка интереса и стремления к их усвоению. Поэтому они достаточно проблематично усваиваются и не развивают ребенка

В игровой форме ребенок проявляет стремление к обучению тому, что ему интересно, нужно и важно. Поэтому в игровой деятельности ребенок активно развивается, формируются его психические процессы, личностные качества, способности

Игровая деятельность в дошкольном возрасте нацелена на:

  1. Познание окружающего мира – усвоение основных навыков поведения, способов действия с предметами окружающего мира и методов построение взаимоотношений с людьми;
  2. Воспитание ребенка – привитие ребенку основных форм организации социальных связей, отношений к другим людям, норм общественного поведения.

Понятие ведущей деятельности

Замечание 1 Впервые термин «ведущая деятельность» был выдвинут А.Н. Леонтьевым с целью обозначения деятельности, которая определяет появление главных психических новообразований. В пределах ведущей деятельности осуществляется подготовка, формирование и разделение других видов деятельности.

В дальнейшем понятие ведущей деятельности было использовано Д.Б. Элькониным с целью построения периодизации процесса развития психики, которая была основана на поочередной смене типов ведущей деятельности в конкретном возрастном периоде. В целом можно выделить два подхода трактовки понятия ведущей деятельности: педагогический и психологический.

Согласно педагогическому подходу к проблеме ведущей деятельности, необходимо выделять ведущую деятельность, посредством которой формируются общественно значимые психические новообразования. С точки зрения разработчиков психологического подхода следует различать ведущую деятельность, которая определяет формирование ценных психических новообразований.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Ведущая деятельность в психологии 420 руб.
  • Реферат Ведущая деятельность в психологии 270 руб.
  • Контрольная работа Ведущая деятельность в психологии 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Культурно-историческая психология определяет игру как ведущую деятельность в дошкольном развитии. В основополагающей работе Выготского (1967-1978гг) были выделены две категории ведущих влияний: игра вносит фундаментальный вклад в развитие семиотической медиации и включает активное присвоение социальных ролей и правил, а также других неотъемлемых аспектов социальной организации.

Через игру начинают проявляться творческие способности и воображение. Игра развивает когнитивные навыки символического представления, которые помогают формировать абстрактное мышление, которое превращается в символизм.

В процессе игры дети переходят от конкретной деятельности, связанной с предметной игрой, к симуляции игры. Их развитие переходит от социальной деятельности к когнитивно-абстрактной деятельности.

Игра под руководством детей часто требует от воспитателей проворства, умения и опыта преподавания.

Игра является не только основным видом деятельности в дошкольном образовании, но и важным средством развития у детей саморегуляции, развития языковых, когнитивных и социальных навыков.

Согласно мнению психологов, игру можно разбить на пять основных элементов:

  • Создает хорошее настроение.
  • Не ставит перед собой никаких целей.
  • Сюжет спонтанен и доброволен.
  • Вовлекает в активное участие.
  • Способствует развитию фантазии.

Некоторые виды лучших видов игры:

Песок — черпание, копание, насыпание и просеивание учит детей принципам работы, а также укрепляет их мышцы и координацию.

Игра с водой – знакомит с базовыми понятиями такими, как объем. Игра в воде отлично подходит для изучения последствий действий, развития зрительно-моторной координации и физической силы.

Лепка — укрепляет пальцы, готовит руку к письму, развивает мелкую моторику, творчеству и зрительно-моторную координацию.

Переодевание и ролевые игры — переодевание помогает детям начать понимать взрослый мир, роли и интересы, а также способствует социальному взаимодействию. Переодевание помогает укрепить аспекты самообслуживания, которые необходимы в начальной школе.

Игровые персонажи и куклы — персонажи в виде мини-фигурок и кукол позволяют девочкам и мальчикам развивать свою социальную игру, развивает воображение и учит выражению чувств.

Рисование — позволяет детям ощутить свой мир чувственным образом и развивать самовыражение с помощью красок, карандашей или пастели, знакомит с цветами и их смешиванием, а также развивает навыки подготовки к письму.

Лего, мозаика, сортеры — закладывает основы пространственного мышления, логических рассуждений, упорядочивания и распознавания различных форм, размеров и цветов.

Музыка, танцы, пение — помогают развивать чувство ритма, язык и формируют основу навыков грамотности, а также основных математических понятий, таких как счет. Танцы помогают развить силу, гибкость и координацию.

Бег, прыжки, лазание, качели – развивают крупную моторику, повышают уверенность, развивают сопротивляемость за счет принятия рисков.

Игры на природе — полезно для здоровья, учит бережному отношению к окружающей среде и истокам биологии, помогает стать более независимыми и любознательными.

Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая включает осязание, обоняние, вкус, зрение и слух. Его можно снабдить тарелкой с желе, водными бусинами, льдом, рисом или даже небольшими емкостями с песком. Сенсорная игра стимулирует исследования и строительные навыки.

Настольные игры — в дополнение к темам чисел, цветов, форм и ранней фонетики, эти игры жизненно важны для обучения детей определению очередности и общению.

Кулинария и воображаемая кулинария — приготовление пищи или воображаемая кулинария, сервировка и магазины — отличные игровые сценарии для детей. Сама по себе кулинария сочетает в себе элементы сенсорной игры, математических идей и концепций, безопасности дома и следования процессов, а также социальному взаимодействию и тому, как быть внимательными к другим.

Творческая игра – необходимо: случайный набор предметов, время и место для творческой игры

Это развивает воображение, что важно для навыков грамотности и интеллектуального мышления, увеличивает чувство собственного, а также понимание мира вокруг них, а также способность справляться со скукой.

Картонная коробка – она может быть домом, машиной, дом для приятелей и кукол. Эта игра позволяет исследовать свой мир, развивая воображение и начиная думать как инженер.

Наталья Шахова

Читать далее: Гиперопека — как сделать ребенка беспомощным

Этапы развития игры в дошкольном возрасте

Игра охватывает весь период детства. В игре проходит его развитие с самого раннего возраста и продолжается в течение последующей жизнедеятельности. При этом игра видоизменяется, и ее структура преобразуется по мере роста и развития ребенка. В игровой деятельности можно выделить следующие этапы развития:

  • Младший дошкольный возраст. На этом этапе происходит самостоятельное игровое действие ребенка. Игра носит предметный, манипулятивный и конструкторский характер. Дети воспроизводят действия взрослых, которые они наблюдали и усвоили. По сути, эти игры строятся на основе сюжетной линии и ее отображения. Модель поведения взрослых – родителей, педагогов, иных родственников и сторонних лиц, ребенок стремится максимально точно воспроизвести в действии. При этом, сюжетная линия игр не отличается разнообразием. В основном все действия носят идентичный, повторяющийся характер. Они являются имитацией реальной деятельности взрослых.
  • Средний дошкольный возраст. В этот период ребенку требуется партнер для игры. Как правило, таким партнером становится сверстник, поскольку он стоит на одной ступени развития и имеет ту же возрастную специфику развития. Игра строится на основе практического воплощения взаимоотношений между людьми. Игры носят сюжетно-ролевую направленность. В них уже имеются правила, которым нужно следовать. Дети воплощают семейные взаимоотношения, отношения с другими родственниками, друзьями, воспитателями, имитируют профессиональные роли –врача, летчика и т.д., персонажей сказок. Дети выполняют роли взрослых в игре, либо используют игрушки для наделения их особыми ролями.
  • Старший дошкольный возраст. На этом этапе происходит расширение сюжетно-ролевой сферы игровой деятельности. Темы игр становятся серьезнее и разнообразнее, усложняются правила игры и расширяется ее содержание. Помимо этого, игры носят символический характер. В процессе выполнения определенной игровой роли, дети этого возраста проявляют свои личностные качества. Как правило, в игровом действии, дети имитируют реальные взаимоотношения, возникающие в детском возрасте – дружба, противостояние, вражда, лидерство. В играх активно используются игрушки, которые могут быть купленными в магазине, а могут быть сконструированы самостоятельно, специально для конкретного игрового действия.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника, игровая деятельность претерпевает качественные изменения.

Ты студент любого из вузов России? Приглашаем на платное интервью! Тема интервью — подготовка к сессии и проблемы, возникающие при этом Узнать подробности

Игровая деятельность

Большую часть времени дошкольник занят играми. Игра развивает и является ведущей деятельностью в этом возрасте. За период от 3 до 7 лет игровая деятельность сильно меняется, обогащается новыми формами и содержанием.

Трехлетка может играть в одиночку, увлекшись предметом. Интерес к тому, как играются сверстники, возникает несколько позднее. Младшие дошкольники начинают подражать друг другу, показывать свои игрушки, могут просто бегать вместе, и для них это уже игра.

Наиболее распространены в дошкольном детстве подвижные и сюжетно-ролевые игры. Подвижные игры, такие как прятки или догонялки, направлены на развитие двигательных способностей.

Они отличаются строгими правилами – иначе игры не будет. Интересно, что до 4-х лет ребенок не понимает, зачем он убегает или прячется, но правило выполняет. Даже в такой простой деятельности закладывается формирование представлений о правилах и нормах.

Особо значимой для дошкольника является ролевая игра. Действуя по правилам роли, ребенок развивает воображение, осваивает нормы общения, учится контролировать свое поведение.

Игра подготавливает дошкольника к следующему виду приложения своих сил – к художественной продуктивной деятельности.

Согласно целевым ориентирам дошкольного образования на этапе завершения ребенок должен:

* обладать чувством собственного достоинства;

* обладать установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;

* может выражать свои мысли и желания;

* активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

* способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

* стараться разрешать конфликты.

Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка. В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх

И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Факторы, влияющие на развитие ребенка в раннем детстве

Психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.

Особенности воспитания на пятом месяце

Ребенок не просто гулит, но и произносит хорошо различимые звуки. Видя игрушку поблизости, он может дотронуться до нее, а также крепко удерживать в руках. Все вещи он продолжает воспринимать на вкус и по тактильным ощущениям.

Мышцы и конечности ребенка уже окрепли, что дает ему возможность приподниматься на руках, тянуть ноги и даже вставать на четвереньки

Родителю важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с младенцем

Важно носить ребенка на руках, часто говорить с ним, отвечать что-то на его звуки, улыбаться в ответ. Также хорошо будет развить в малыше чувство ритма, для этого следует проводить массаж и гимнастику со счетом и пританцовывать под музыку

Ребенок очень рад, когда видит, что им довольны. Эмоции проявляет по-разному: капризничает и плачет, чтобы показать дискомфорт, либо смеется и играется, когда ему весело

Важно помнить, что при громком плаче ребенок не манипулирует родителями, а просто показывает свои потребности либо недовольство, так как по-другому этого делать еще не умеет

Трудовая деятельность

Дошкольнику хочется быть как мама или папа. Он смотрит, каким делом занимаются взрослые, и жаждет также попробовать свои силы. В это время ребенком движет сильнейший интерес и желание быть наравне.

Ребенка увлекает процесс, а не результат. Он хочет вместе с мамой месить тесто и рядом с папой поливать цветы на клумбе. Дошкольник заявляет, что он будет помогать. Не проблема, что «помощник» окажется весь в муке, или воду из лейки выльет на самого себя. Важна причастность к полезному делу.

Главное правило, которым должны руководствоваться при этом родители: не раздражаться! Ребенок проявляет самостоятельность, реализует свои потребности. К тому же он впитывает манеры взрослых, и родительская реакция станет для него образцом поведения в дальнейшем.

Ребенок ожидает положительную оценку, похвалу, одобрение своих действий. Чувство гордости за свои достижения у ребенка проявляется уже в возрасте 3-х лет, как только он открыл для себя собственное Я

Очень важно хвалить ребенка и поручить ему посильное для него дело

Особая ценность трудовой деятельности с точки зрения младшего дошкольника заключается в том, что он становится сотрудником взрослого и действует в реальной ситуации, а не игровой. У старшего дошкольника другие приоритеты

Он с удовольствием принимается за работу, если понимает ее важность. Каким бы ни оказался мотив включения в деятельность, у дошкольника постепенно формируются трудовые навыки

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Российским психологом Д.Б. Элькониным были представлены две модели систем периодизации ведущей деятельности:

«ребенок — социальный взрослый»

Читать далее: Подростковый возраст — сложности взросления

«ребенок — социальный объект»

В деятельности типа «ребенок — социальный взрослый» механизм развития представляет собой полную реконструкцию жизненных ситуаций, в которой ребенок обнаруживает собственные чувства.

Исходя из того, очевидно, что деятельность каждого этапа многогранна и одновременно присутствует мотивационный и операционный компонент.

С точки зрения периодизации ведущей деятельности, в развитии ребенка стоит учитывать влияние на человека (ребенка) 3 основных фактора:

  1. Влияние окружающей среды: образование, климатические условия.
  2. Внутренние биологические условия: врожденные состояния, воздействия, действующие на человека в период пренатального, перинатального и послеродового периода.
  3. Индивидуальная активность личности: деятельность человека (работа, отдых, досуг).

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В конце младенчества ребенок еще не понимает сути окружающих предметов и их функции. Ведущая деятельность раннего возраста (от 1 до 3 лет) характеризуется преобладанием предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качественными особенностями предметов.

Деятельность делится на три этапа:

  1. Переход от неспецифического к специфическому использованию предмета с помощью взрослого наставничества. Пример:

Знает, что это чашка > приходит понимание для чего она нужна > использует по назначению.

  1. Этап переноса действия с одного предмета на другой. Пример:

Освоил кружку (поильник) > может начать осваивать стакан.

  1. Этап переноса действия с данным предметом в игровое русло

Научился пить из чашки > чаепитие для игрушек.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

С наступлением младшего школьного возраста (7 — 11 лет) – ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Причем рассматривается любая учебная деятельность, позволяющая усваивать новые знания и умения. Благодаря этому происходит массированное увеличения словарного запаса, с возможностью придумывания собственных языков. В этот период происходит активный рост и как результат происходит дисгармония в развитии и дополнительная нагрузка на нервную систему. Этот период может отмечаться быстрой утомляемостью, повышенной активностью и возбудимостью. В процессе обучения происходит усвоение и структуризация не только теоретических знаний, но и систем оценки, контроля и дисциплины. Укрепляется понятие иерархии.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Юность (от 16 до 18 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков. Учебная деятельность приобретает профессиональную перспективную окраску, а с ней и область интересов. Речь пока не идет о самоопределении, но уже можно говорить о готовности к ней.

В этом периоде созревает готовность к принятию решений и понятие ответственности за них. А также возможность и необходимость внесения собственного вклада в развитие общества.

Читать далее: Гиперопека — как сделать ребенка беспомощным

В этом возрасте нередки случаи «примеривание» на себя роль взрослого кумира – реального человека или литературного героя. Психологические и физиологические процессы замедляются, а кризисные временные промежутки становятся длиннее.

Ведущая деятельность.

Основные новообразования.

Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал соотношение внешних и внутренних условий развития психики. Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, самому себе.

Возрастные новообразования. Выступает новый тип строения личности, психические изменения, позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Ведущая деятельность. А.Н. Леонтьев, говорил, что эта деятельность обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности.

Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития. Ее характеризуют следующие признаки: 1) от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период, 2) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, 3) в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы (1981, с. 514—515).

Несмотря на то что каждому возрастному периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют или ущемлены» другие виды деятельности. Для дошкольника ведущая деятельность — игра. Но в дошкольный период в жизни детей можно наблюдать элементы учения и труда. Однако они не определяют характера основных психических изменений в данном возрасте — их особенности в наибольшей мере зависят именно от игры.

Рассмотрим периодизацию детства, которая была разработана Д. Б. Элькониным на основе трудов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева. В основу данной периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка’.

Приведем указанную периодизацию.

2. Предметно-маннипулятнвная деятельность является ведущей ^для ребенка от 1 года до 3 лет. Осуществляя эту деятельность (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспро­изводит общественно выработанные способы действия с вещами;

у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-дей­ственное мышление. Центральным новообразованием этого воз­раста является возникновение у ребенка сознания, выступаю­щего для других в виде собственного детского

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.