Что такое вербальная и невербальная коммуникация?

Алан-э-Дейл       12.12.2024 г.

Что включает невербальное общение?

Во-первых, в общении много информации мы получаем за счет звука и звуковых средств (около 38%). Это и тон голоса, громкость, интонация звука, наличие и отсутствие пауз, а также многочисленные звуки, не связанные со словами, но показывающие нам эмоции собеседника (например, различные восклицания и междометия «а», «ого», «о-о-о», «у-у-у», «эх», «м-м-м»).

Невербальное общение

Например, вы смотрите фильм и едите попкорн

Ваше фокусное внимание сосредоточено на фильме, а периферийное – на поедании попкорна

Самое важное в том, что действие, выполняемое на периферии, делается «на автомате», само собой. Вы же не думаете о том, как взять попкорн, как зажать пальцы, чтобы схватить кукурузинки, как поднять руку и как положить попкорн в рот? Если вы учитесь играть на музыкальных инструментах, то вы обращаете внимание на клавиши (струны или что-либо еще), на то, как и в какой последовательности вы на них нажимаете

Но когда вы достигаете определенного уровня мастерства, то способ игры отходит на периферию, а фокус сосредотачивается на мелодии

Вы же не думаете о том, как взять попкорн, как зажать пальцы, чтобы схватить кукурузинки, как поднять руку и как положить попкорн в рот? Если вы учитесь играть на музыкальных инструментах, то вы обращаете внимание на клавиши (струны или что-либо еще), на то, как и в какой последовательности вы на них нажимаете. Но когда вы достигаете определенного уровня мастерства, то способ игры отходит на периферию, а фокус сосредотачивается на мелодии.

Тоже самое происходит и с нами вовремя общения. Мы всегда сосредотачиваемся на словах, на том, что мы говорим. Меньше уделяется внимания тому, как мы говорим. И совсем мало мы обращаем внимания на то, что мы при этом делаем, как стоим, какие движения совершаем

И это совершенно естественно, у нас лишь одно фокусное внимание. Наше тело действует на периферии

Мы думаем и говорим, то что думаем или то, что хотим сказать – это фокус. Мы думаем и говорим телом то, что думаем (немного запутано, не правда ли, но зато отражает суть:)).

Наше тело выражает наши же мыли, чувства, настроение, оценку. Но поскольку поза, жесты и мимика находятся на периферии, то наше сознание не может контролировать их полностью. И поэтому, наши слова могут говорить неправду, а тело лгать не умеет.

Как же распознать этот загадочный «язык тела», как разгадать звуки и интонацию? Самое главное в таком деле – слушать, наблюдать. Это первое и самое легкое, что может каждый. Я немного раскрою тайны невербального общения. Эти знания безумно интересны (по крайней мере, для меня) и, как показал опыт, могут быть полезны. Ведь все мы общаемся каждый день с множеством людей. Уметь понимать невербальное общение других людей и правильно выражать свои мысли – способность очень полезная.  А кроме того, каждый из вас может стать исследователем невербального общения. И возможно, в будущем, написать собственную статью о вашем опыте.

Наблюдайте, слушайте, анализируйте!

https://youtube.com/watch?v=LE0auvGyfk0

Нравится? Поделитесь материалом

Формы вербального общения и барьеры не его пути

Общаясь вербально, мы можем использовать разные формы и стили для того, чтобы донести определённую информацию в конкретном контексте и окрасе. Это хорошо можно проследить по стилям, которые используются в литературе:

  1. Публицистический – главная цель такой речи – это донести людям мысль, суть произошедшего.
  2. Научный – отличается логикой и чёткими высказываниями с использованием терминологии, сложных понятий.
  3. Официально-деловой – сухой язык законов, где всё точно и без каких-либо эпитетов.
  4. Художественная – здесь возможно сочетание любых слов и словоформ, жаргонов и диалекта (диалектизмов), речь наполнена немыслимыми образами и красками.
  5. Разговорная – характеризует как отдельные диалоги в произведениях, так и наше с вами общение, когда мы встречаем знакомого.

Речевое взаимодействие можно поделить по количеству людей, которые принимают в этом участие:

  1. Монолог (один человек):

    1. выступление – на собраниях перед кем-то либо рассказывая стих перед классом;
    2. отчёт – важная информация, как правило, подкреплена цифрами;
    3. доклад – похоже на отчёт, но представляет собой более обширную информацию и описание;
    4. лекция – подача полезной информации для аудитории.

Диалог (двое или более людей):

  1. обычный разговор – обмен приветствиями и мыслями;
  2. дискуссия – обсуждение темы, где собеседники выступают представителями разных точек зрения;
  3. спор – тут тоже присутствуют две позиции, между которыми нужно решить образовавшийся конфликт;
  4. диспут – это дискуссия в рамках науки;
  5. собеседование – прохождение беседы, во время которой работодатель думает, стоит ли нанимать человека.

Несмотря на то что мы общаемся на одном языке, могут возникать разные барьеры в вербальном общении:

Например, фонетический. Собеседник может иметь дефект речи, неприятную дикцию, подбирать непривычную интонацию, сыпать словами паразитами и т.п…
Смысловая помеха вырастает между людьми из разных стран, при различном менталитете или даже при воспитании детей в разных семьях.
Логический барьер – если у собеседников разные типы мышления, уровни развития и интеллекта.
Стилистический барьер заключается в том, что собеседник неправильно выстраивает цепочку вербального общения, чтобы донести информацию

Сначала нужно привлечь внимание к тому, что хотим сказать, заинтересовать. Потом выложить основную информацию; ответить на вопросы, которые могут возникнуть у оппонента. После этого дать время на обдумывание, чтобы он сделал выводы или принял решение.

После этого дать время на обдумывание, чтобы он сделал выводы или принял решение.

Вербальное или невербальное — что это и какой вид общения важнее

Люди не могут существовать без общения. Передаём друг другу знания и предположения, факты и слухи, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Принято считать, что существует всего 2 способа передачи информации: невербальный и вербальный. Первый предполагает, что доступны все каналы коммуникации, а во втором случае мы пользуемся только речью и письмами.

Вербальное общение бывает 3 типов:

  • Речевое. Общение происходит с помощью слов (монологов и диалогов).
  • Письменное. Слова написанные (напечатанные).
  • Внутреннее. Это наши мысли, внутренний диалог.

Своему происхождению термин обязан латинскому слову «verbalis», которое переводится на русский язык, как «словесно».

Соответственно, все другие коммуникации считаются «невербальными». К ним относят:

  • Поза, жест, мимика лица. Те, кто умеет в них разбираться — могут вынести сразу правильное мнение о говорящем.
  • Визуальное (зрительное) восприятие, когда мы видим внешность, пол, возраст.
  • Акустическое. Оценка тембра голоса, правильность речи, яркость выражений, паузы, громкость, слова-паразиты, кашель и пр.
  • Тактильное. Большое значение имеют прикосновения. Одно показывают дружеские намерения, а другие вызывают опаску.
  • Запах. Одни привлекают к себе, а другие, наоборот, способны оттолкнуть.
  • Движения. Излишняя жестикуляция может утомить. Но если пользоваться в меру, то возможно добиться большего расположения к своей персоне. Политиков, артистов, дипломатов искусству жестов учат специальные тренеры.
  • Личное пространство. Согласитесь, что не каждому понравится, когда во время разговора его держат за пуговицу рубашки или бесцеремонно похлопывают по плечу.

 Что же это такое?

Как мы уже написали выше, обмен какой-либо информацией с помощью устной и письменной речи называют «вербальным общением». Смысл от обмена словами (в живом разговоре или письменным общением) не меняется. Мы усваиваем принятую информацию, накапливаем её и осознаём.

Оно характеризуется однозначностью и точностью формулировок, которые исключают двоякое трактование.

Виды 

Исследователи вывели несколько разновидностей:

Обмен знаниями с целью повышения образования.
Передача информации, которую собеседник считает важной.
Выражение своих эмоций, мыслей, страхов, опасений, желаний и пр.
Служащее для налаживания контактов.
Необходимое для накопления информации.

Как можно понять, многие функции тесно переплетены между собой.

Значение 

Кроме обычных фраз немалую роль играют мимика, жесты и интонация, с помощью которых можно понять искренность говорящего. И сделать выводы о его правдивых выражениях. Может стоит отнестись к ним крайне скептически?

https://youtube.com/watch?v=WoJH5U-rgKw

Подобные взаимоотношения являются важным инструментом, для отношений между собеседниками. Если уметь им пользоваться, то можно добиться больших успехов в курьере и в личной жизни. Многие учатся красиво говорить, кратко и лаконично излагать свои мысли, пополняют словарный запас. Самым правильным способом улучшить коммуникативные навыки является чтение книг.

https://youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Основные правила 

С грамотным человеком всегда приятно иметь дело. Своими знаниями мы вызываем к себе уважение и доверие. Не зря же хорошие ораторы добиваются больших успехов в жизни. Прислушайтесь к нашим нескольким полезным советам.

  • В разговоре всегда уважайте своего собеседника. Дайте ему возможность высказать свою точку зрения.
  • Избегайте совершенно бесполезных споров, переходов на личности, выяснения отношений. Как говорят в народе: «Спор ради спора».
  • Будьте логичны и последовательны в разговоре. Не меняйте свои первоначальные высказывания.
  • Нет нужды обильно усиливать свою речь специфическими терминами, цитатами великих, пошлыми анекдотами. Многим это не по нраву.
  • Старайтесь говорить только правду. Ложь легко вычислить.
  • Не забывайте про национальность, вероисповедание, субкультуру, возраст и социальный статус собеседника. Нарушив этикет можно легко обидеть человека.
  • Научитесь ни в коем случае не перебивать других.

Тут уже возможно сделать некоторые выводы. Развивать в себе подобные навыки не только можно, но и крайне необходимо. Всё вместе взятое пригодится как на работе, так и в личной жизни.

Предлагаем Вашему вниманию бесплатный вебинар:

Что общего между языками

Человек по жизни пользуется двумя типами общения. Невербальный язык – это не прерогатива глухонемых. Его можно назвать внешним проявлением деятельности мозга. Не начав еще произносить фразы вслух, индивид мимикой лица, позой тела, взглядом может невольно намекнуть о ходе своих мыслей.

Но собеседник может неправильно интерпретировать подобные сигналы, или индивидуум преднамеренно искажает информацию, передаваемую языком тела. Чтобы понять партнера и получить более полные сведения, для анализа необходим еще речевой контакт.

Невербальные и вербальные средства общения несут определенную информацию, передаваемую собеседнику, и являются способом организации обратной связи. При этом язык тела может дополнять вербальное сообщение, усиливая его, или, наоборот, противоречить сказанному.

Интонация, тембр и ритмика голоса – это элементы невербального языка. В то же время данные характеристики являются составляющей словесного общения. С их помощью легко изменить смысл сказанной фразы. Но остальные знаки тела, если их не контролировать, неосознанно «развенчают» ложность высказывания.


Словесная речь и язык тела в гармонии

Чтобы общение не утомляло партнера, оба языка должны быть уравновешены. Монотонность, безэмоциональность речи, чрезмерная жестикуляция мешают в восприятии информации и способны оттолкнуть собеседника.

Недопонимание приводит не только к разочарованию в отношениях, но и к серьезным конфликтам. Проявляется это на любом уровне: в семье, бизнесе, деловом общении, усложняя тем самым жизнь. Научившись владеть языком тела и словесным, приведя оба вида общения в гармонию, человек добьется больших успехов на любом поприще.

Правила эффективного общения, предложенные Китом Дэвисом

Профессор Кит Дэвис выделил следующие 10 правил эффективного слушания.

  1. Невозможно воспринимать информацию, когда вы говорите, поэтому перестаньте говорить.
  2. Помогите вашему собеседнику раскрепоститься. Нужно сделать так, чтобы человек ощущал свободу, то есть создать непринужденную атмосферу.
  3. Говорящему следует показать вашу готовность слушать. Следует действовать и выглядеть заинтересованно. Слушая другого, пытайтесь понять его, а не выискивать причины для возражений.
  4. Раздражающие моменты необходимо устранить. Избегайте постукиваний по столу, рисования, перекладывания бумаг во время общения. Возможно, при закрытой двери информация будет восприниматься лучше?
  5. Говорящему следует сопереживать. Для этого постарайтесь представить себя на его месте.
  6. Проявляйте терпение. Не прерывайте собеседника, не экономьте время.
  7. Сдерживайте характер. Если человек рассержен, он придает неверный смысл своим словам.
  8. Не допускайте критики и споров. Это заставляет того, кто говорит, занять оборонительную позицию. Также он может рассердиться или замолчать. Не нужно спорить. На самом деле вы проиграете, если победите в споре.
  9. Задавайте собеседнику вопросы. Это его подбодрит и покажет ему, что его слушают.
  10. И, наконец, перестаньте говорить. Этот совет идет первым и последним, так как от него зависят все остальные.

Кроме умения эффективно слушать своего собеседника, существуют иные способы улучшения искусства общения. Перед передачей идей необходимо прояснить их, то есть следует систематически анализировать и обдумывать вопросы, идеи или проблемы, которые вы планируете сообщить другому

Если вы хотите достичь успеха в карьере или личной жизни, очень важно учитывать различные особенности межличностного взаимодействия

Исследователи говорят о том, что, наряду с вербальным (словесным) общением, нужно принимать во внимание и невербальный язык, который используют люди

Как совершенствовать вербальное и невербальное общение

Коммуникация поддается улучшению, как и другие навыки. Ее качество зависит от знаний и практики. Успех вербального общения определяется качеством информации, которая посредством него передается. Для этого необходимо много читать, слушать выступления профессионалов и общаться с умными людьми, перенимая их словарный запас и взгляды на определенную ситуацию.

Чтобы овладеть «языком тела» одних книг не достаточно. Необходимо развивать наблюдательность, анализировать поступки людей и их жесты, мимику, позы. Далее все это связывается воедино, помогая находить причинно-следственные связи. Например, собеседник регулярно отводивший взгляд в сторону, сказал человеку неправду. Следующий, с кем он разговаривал, повел себя аналогичным образом и тоже обманул. Уже в третий раз этот человек внимательно изучает того, с кем ведет общение, и если обнаружит похожую реакцию, то вполне обосновано предположит, что его хотят одурачить.

Помимо анализа собеседников, необходимо контролировать и собственные реакции на те или иные ситуации. Допустим, на парня напали хулиганы и преградили пути к отступлению. По принципу плащеносной ящерицы, раздувающей капюшон для устрашения хищников, он хочет продемонстрировать свою уверенность, чтобы отпугнуть нападающих. Но дрожащий голос и трясущиеся колени выдают его смятение. Как итог – пустые карманы и фингал под глазом за плохую актерскую игру. Вербальное общение в таких ситуациях не помогает. Необходимо научиться правильной мимике, жестикуляции, соблюдению дистанции. В результате этого даже более слабый соперник может победить в конфликтной ситуации, произведя на оппонентов нужное впечатление.

Умение правильно формировать и передавать свои мысли помогает человеку налаживать диалог, передавать знания окружающим или обучаться самому. Важнейшую роль в этом играет вербальное общение, особенно в официальной обстановке. Но не следует забывать и о «языке тела», который иногда «звучит» даже громче речи. Если овладеть в совершенстве обоими навыками, можно с легкостью заводить знакомства, завоевывать авторитет в обществе. Это помогает как в личной жизни, так и на работе, превращая человека в приятного и интересного собеседника.

Дополнительная информация:

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение — это «язык тела», который передает информацию без помощи слов, при помощи жестикуляции, выражения лица, изменения позы и других неречевых элементов. Считается, что в личном общении невербальная составляющая имеет большее значение, чем сказанные слова. У людей есть так называемый эмоциональный интеллект, который помогает улавливать наименьшие изменения в поведении. Этот навык вместе с социальным интеллектом помогает добиваться успеха даже больше, чем профессиональные знания и опыт.

Невербальные средства общения выполняют такие задачи:

Акцентируют внимание на определенных деталях;
Дополняют устную речь;
Усиливают слова при помощи эмоций;

К слову, невербальное общение, в отличие от вербального, полезнее не тому человеку, который производит информацию, а его собеседнику. Дело в том, что «язык тела» предательски выдает многие секреты, о которых предпочитают молчать

Очень важно научиться распознавать скрытые желания и эмоции окружающих, в чем помогает невербальное общение. Психология людей содержит множество шаблонов, которые можно использовать для понимания собеседников

Например, в фантастическом фильме «Вспомнить все» главный герой в исполнении Арнольда Шварценеггера, пребывая на Марсе, чуть не попал в ловушку, когда ему пытались внушить, что все происходящее – сон. Неизвестный, представившийся сотрудником фирмы «Rekall», почти убедил героя глотнуть таблетку, но скрыть свое волнение не сумел и капля пота, стекающая у него по щеке сыграла злую шутку. В итоге, в лучших традициях жанра злодей получил пулю в лоб, а чудом спасшийся герой отправился за новыми приключениями.

Хоть это вымышленная ситуация, но и в реальной жизни особенности невербального общения, если их не учитывать, могут неожиданно изменить ход событий, оборачиваясь неудачным свиданием, проваленной попыткой трудоустройства или упущенным клиентом. Можно сколько угодно петь дифирамбы и сочинять басни, но долго скрывать правду в мимике, позе или жестах практически невозможно. Поэтому, сравнивая вербальное и невербальное общение, отчетливо видна решающая роль последнего в принятии окончательного решения собеседником. Но и устная речь важна в процессе диалога, просто ее можно сравнить с вершиной айсберга, подводная часть которого – «язык тела».

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога

Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав

Коммуникативные барьеры

Фонетический барьер. Он обусловлен особенностями речи. Бывает полным или неполным. Неполное непонимание возникает тогда, когда человек невнятно произносит слова, шепелявит, говорит очень быстро. Полное непонимание может быть, например, при доведении информации на иностранном языке

Фонетический барьер также возникает при резком повышении тона, так как при этом блокируется понимание сказанного, а  внимание переносится на отношение говорящего. Фонетический барьер можно преодолеть грамотной расстановкой пауз, умеренно спокойной речью

Семантический барьер. Возникает тогда, когда собеседник не понимает смысла сказанного. Это связано, например, с применением представителями различных субкультур жаргонных слов. Для преодоления  данного барьера необходимо отказаться от применения речевых форм, применяемых сугубо в вашей субкультуре. Стилистический барьер. Это несоответствие стиля передачи данных их содержанию. Например, представление рецепта блюда в художественном стиле. Логический барьер возникает у людей с неодинаковым типом мышления. К примеру, один собеседник обладает абстрактно-логическим, другой наглядно-образным. Можно абсолютно разными способами объяснить дорогу. У человека с абстрактно-логическим мышлением это будет выглядеть таким образом: «пройдете прямо 200 метров до знака пешеходного перехода, после него поверните налево и пройдите вперед до упора, пока не встретите желтую вывеску». Для человека с наглядно-образным мышлением будет характерно такое объяснение: «Идите туда (показывает рукой вперед), пока не увидите толпу людей, ее направление укажет вам дальнейший путь». Необходимо научиться подстраиваться под тип мышления получателя информации.

Невербальные средства, связанные с речью

Среди средств общения выделяют такие, которые самостоятельной роли не играют и тесно связаны с речевой деятельностью. Но их тоже относят к невербальным средствам. Это интонация, с которой произносится высказывание, повышение и понижение тона, паузы, громкость и скорость речи. Такие средства тоже передают информацию об эмоциональном состоянии человека. Например, чем более возбужден и взволнован человек, тем быстрее и громче становится его речь, а нерешительного или испуганного человека выдают дрожащий голос и частые паузы в речи. Интонативность речи очень важна в общении, иногда ее достаточно, чтобы понять, что хочет сообщить человек, говорящий на незнакомом языке. Палеолингвисты считают, что интонация как средство общения возникла даже раньше самой членораздельной речи.

Рассмотрев основные виды невербальных средств, становится понятно не только то, насколько они важны, но и то, что они пронизывают буквально все уровни коммуникации, а в межличностном общении вполне могут вообще заменять слова, и тогда о людях говорят, что они понимают друг друга без слов. Бывает так, что ваш партнер обижается и сердится, а вы, недоумевая, спрашиваете: «Ну, что я такого сказала, на что ты обиделся?» Так вот, он обиделся не на те 20 % информации, которые вы передали словами, а на те 80 %, что продемонстрировали с помощью невербальных средств: интонации, выражения лица, взгляда и т. д.

Вербально — это наше отличие от другого живого мира

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

» alt=»»>

Для того чтобы поддерживать речевое вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Это, в первую очередь, лексика (что это?). Чтение книг, прослушивание лексики, разговор с интеллектуально развитыми людьми – всё это значительно помогает пополнять и расширять словарный запас.

При письменном общении очень важно знать правила пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию. Часто, неправильно расставив точки и запятые, можно исказить смысл или сделать акцент на чём-то не том

Все мы помним мультик, где нужно было поставить знак препинания верным образом и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».

Речевое и письменное общение решает сразу несколько задач:

  1. Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях.
  2. Познавательная – человек получает знания и новую информацию.
  3. Аккумулятивная – отображение накопленных знаний (написание конспектов, книг).
  4. Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.
  5. Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).

Кинесика

Кинесика – отрасль психологии, изучающая эмоциональные реакции человека с точки зрения его экспрессивных выразительных движений (телодвижений). В данном аспекте, в качестве основных невербальных средств общения рассматриваются: поза, выразительность жестов, мимика, особенности походки, взгляд. Считается, что информация, которую собеседник хочет донести с помощью речи, может значительно отличаться от реально испытываемых им чувств.

Поза

Позы, принимаемые человеком в процессе беседы, свидетельствуют о его истинных намерениях, красноречивее жестов и мимики. Совладать со своими эмоциями легко, но контролировать позы при общении сложнее.

Современные психологи подразделяют позы на три типа:

  1. Доминирование – человек нависает, старается смотреть сверху вниз, сидит, откинувшись назад, закинув ногу на ногу. Зависимость – индивидуум опускает голову, сидит, плотно сжав колени, теребит пальцы.
  2. Закрытость – оппонент сцепляет пальцы, закрывается путем скрещивания рук, ног, отстраняется от собеседника, отводит взгляд. Открытость – индивидуум, расположенный к общению, отличает расслабленная поза, широкая улыбка, раскрытые ладони, вытянутые ноги, повернутое к собеседнику туловище.
  3. Противостояние – выражается приподнятым подбородком, сжатыми кулаками, раскинутыми либо расположенными на бедрах, боках руками. Гармоничность – проявляется в умиротворенной позе говорящего, его добродушном взгляде.

Жесты

С помощью данных невербальных элементов коммуникативного общения наши предки пытались достичь взаимопонимания еще с древних времен. Движения головы, жестикуляция рук способны передать эмоциональное состояние собеседника – его перевозбуждение, грусть, радость, гнев и пр.

В невербальном смысле язык жестов классифицируют по следующим видам:

  • модальные – передающие отношение участников разговора (доверие/недоверие, одобрение/несогласие, удовлетворение/недовольство);
  • коммуникативные – используются при запретах, утверждении, прощании, приветствии, привлечении внимании и т.д.
  • описательные – выражают эмоциональную окраску в контексте определенных высказываний.

Мимика

Мимические реакции считаются одним из главных показателей истинных чувств собеседника. Согласно исследованиям, если индивидуум сохраняет неподвижность лица, то информация о его личностных характеристиках теряется на 15 %. Психологами отмечены более 20 000 различных невербальных трактовок выражений лица. Основными считаются такие эмоциональные состояния, как:

  • гнев;
  • страх;
  • раздражение;
  • печаль;
  • удивление;
  • радость;
  • отвращение.

При изменении эмоционального состояния у человека начинает динамично меняться конфигурация всего лица, главным образом, губы, брови и лоб.

Походка

Походка олицетворяет жизненную позицию индивидуума. Анализируя стиль передвижения человека можно судить об особенностях его характера, возрасте, самочувствии и даже профессии. По динамике, ритму и амплитуде шага психологи узнают о таких состояниях, как гордость, страдание, болезнь, гнев, решительность, счастье и пр. «Легкая» походка выдает приподнятое настроение, радость, уверенность в себе. «Тяжелая» – характерна для угрюмых лиц, которые находятся в унынии либо состоянии гнева. «Вялая», «плетущаяся» – бывает у страдающих, неуверенных в себе лиц.

Взгляд

Визуальный контакт – невербальный сигнал, являющийся наиболее важным элементом в искусстве общения. Прямой, заинтересованный взгляд располагает собеседника к себе, вызывает симпатию. Слишком долгий взгляд воспринимается как вызов, чрезмерный интерес собеседника. Короткий, наоборот – дает основания полагать, что оппонент неискренен, скрывает информацию. Оптимальным считается – обмен взглядами в 10 секунд.

Также стоит учитывать национальный фактор, к примеру, азиаты (японцы, корейцы) не смотрят часто на лица, европейцы отличаются прямым взглядом. В зависимости от специфики психологи выделяют следующие типы взглядов:

  • социальный – характерен для светского, непринужденного общения;
  • деловой – используется в рабочей атмосфере (при заключении деловых контрактов, собеседовании и т.д).;
  • интимный – олицетворяет заинтересованность, влюбленность и пр.;
  • взгляд «искоса» – может свидетельствовать о враждебности, зависти, критичности, подозрительности.

Глаза способны передавать самые тонкие сигналы эмоционального состояния индивидуума. Сужение/расширение зрачков происходит у человека на бессознательном уровне в зависимости от его настроения и состояния организма. Возбужденный, заинтересованный в чем-либо человек, будет иметь расширенные в 4 раза зрачки. Мрачное, депрессивное состояние приводит к сужению зрачков.

Какая роль невербальной системы общения людей в обычной, деловой жизни?


Невербальное общение людей

Человек не может взаимодействовать с обществом, развивать личность и профессионализм без общения. Одну из главных ролей в коммуникации играет невербальное общение, которое производится с помощью мимики и жестов, взгляда и речи, дистанции. Какая роль невербальной системы общения людей в обычной, деловой жизни? В чем она заключается?

С помощью невербальной системы общения собеседники:

  • Обмениваются информацией, контролируя процесс разговора
  • Объясняют, дополняют, подтверждают, опровергают информацию
  • Проявляют чувства, эмоции, мысли
  • Контролируют и воздействуют друг на друга

Во время коммуникации с целью передачи информации выделяют такие невербальные знаки:

  • Специальные, к которым относятся жесты и прикосновения
  • Неосознанные, спортивные, к которым относятся удивление и изменение цвета лица.

Понять эмоциональное состояние собеседника возможно по его мимике — движению мышц лица. С помощью жестов собеседник отвечает и завершает разговор. Взгляд – один из компонентов невербального общения, который передает точные сигналы о собеседнике, указывает направление его внимания. Во время общения людям немаловажен голос — его тембр и интонация, скорость произношения речи и паузы в ней. Для эффективного развития отношений между партнерами и коллегами существует деловая коммуникация.

В системе невербального общения существует ряд своеобразных средств, характерных для типа деловой культуры. Ученые классифицируют эти средства следующим образом:

  • Движения тела и жесты
  • Дистанция между собеседниками
  • Выражение лица и глаз
  • Акустические и тактильные средства
  • Одежда, запах, манеры

Основным невербальным средством в деловом общении является организация пространства. Психологи различают четыре зоны:

  1. Интимная — от 15 до 46 см
  2. Личная — от 46 до 120 см
  3. Социальная — от 120 до 360 см
  4. Общественная — более 360 см

Невербальная система коммуникации в жизни людей является древней, так как наши предки часто общались без слов. Словесно человек получает или передает логическую информацию, а невербальные средства общения дополняют эту информацию, ослабляют или противоречат.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.