Как психиатр виктор франкл выживал в концлагерях

Алан-э-Дейл       31.10.2024 г.

Нацизм и вторая мировая война

Виктор Франкл был евреем и жил в Австрии. Из-за этого он почувствовал последствия распространения нацизма с раннего возраста. Его ситуация становилась все более и более нестабильной. Когда началась Вторая мировая война, его брат Уолтер был захвачен нацистами и отправлен в концлагерь.

Он понял, что должен попытаться жить для будущего, и черпал силы из мыслей о своей любимой жене и глубокого желания дописать начатую книгу по логотерапии. Он находил смысл в проблесках красоты в искусстве и природе. Самое главное, он понял, что бы ни случилось, у него есть свобода в том, как реагировать на страдания. В первую очередь, на собственные.

Он рассказывает о заключенных, которые отказались от борьбы, потому что потеряли всякую надежду на будущее и неизбежно умерли первыми. Они умирали не столько из-за недостатка пищи или лекарств, сколько из-за отсутствия надежды, из-за чего-то, ради чего можно было жить.

Работая в лагерной больнице, Франкл заметил, что уровень смертности вырос в течение недели между Рождеством и Новым годом в 1944 году. Он объяснил это тем, что некоторые заключенные надеялись на освобождение до Рождества. С приближением конца года стало ясно, что их положение не изменилось, они потеряли мужество и надежду. Это, в свою очередь, повлияло на их силу сопротивления и способность выживать.

А у выживших заключенных, которые нашли способ терпеть, всегда была большая цель, которая давала им надежду на будущее. Для некоторых это был ребенок, который был в родной далекой стране и ожидал их освобождения. Для кого-то это был супруг или член семьи. Для других— незаконченная задача или творческая работа, которая требовала их уникального вклада.

Достоинства и недостатки

Плюсы:

  • эффективность в лечении депрессий, обсессивно-компульсивного расстройства, фобий, зависимостей и склонности к суициду;
  • гуманистическая направленность (во внешний мир, а не в себя);
  • моральный аспект (нивелирована сексуальная составляющая психоанализа Фрейда);
  • тщательная проработка концепции, начиная с древних философов;
  • не просто философия и эмпирические размышления, а способ реального спасения жизней;
  • длительный результат: часто избавляет от фобии на всю жизнь.

Минусы:

  • не помогает в тяжёлых клинических случаях расстройств личности;
  • мало профессиональных центров и логотерапевтов;
  • предполагает тщательную работу пациента над собой;
  • некоторые случаи требуют длительного лечения (до 1,5 лет).

Личная жизнь

Завесу над тайной отношений полов братьям Франкл приоткрыла горничная, позволявшая подросткам раздевать ее и притрагиваться к телу. В старших классах Виктор думал, что, женившись, перестанет спать, чтобы тратить все ночные часы на радости личной жизни.

В конце 1941 года врач женился на медсестре Тилли Гроссер. Женщина вскоре забеременела, но в ситуации нарастания репрессий по отношению к евреям супруги предпочли сделать аборт. Тилли, как родители и брат Виктора, не вернулась из фашистских концлагерей. Любовь к жене и воображаемые разговоры с ней поддерживали Франкла в самые тяжелые моменты заключения. Книга психолога «Доктор и душа» посвящена «мертвой Тилли».

Embed from Getty Images Тилли Гроссер и Виктор Франкл в молодости

В 1947 году Виктор взял замуж католичку Элеонору Катарину Швиндт, с которой прожил до конца жизни. Супруги уважительно относились к религиям друг друга, вместе посещали костел и синагогу, праздновали Рождество и Пурим.

Дочь, ставшую впоследствии детским психологом, Виктор и Элеонора назвали в честь отца врача Габриэль. Франкл успел поучаствовать в воспитании внуков Катарины и Александра и увидеть правнучку Анну Викторию.

Психолог обожал крепкий кофе и галстуки. Во все поездки брал таблетки кофеина на случай, если в кафе не смогут заварить достаточно крепкий напиток. Галстуками Франкл любовался в витринах магазинов, даже в тех случаях, когда не собирался их купить.

Виктор сочинял музыку (элегии и мелодии в ритме танго). Ученый превосходно разбирался в оправах (на большинстве фото философ запечатлен в очках), ценил юмор и игру слов, а лекции украшал байками и анекдотами.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме Виктор Франкл

  • [frankl.hpsy.ru/biography.php Виктор Франкл. Биография]
  • [www.hpsy.ru/authors/x102.htm Публикации на русском языке]
  • [www.viktorfrankl.org/e/audioE.html Видеоинтервью с Виктором Франклом]
  • [video.yandex.ru/users/wesen715/view/182/?cauthor=wesen715&cid=7 Видеозапись лекции В. Франкла «Социальные кризисы и воспитание ответственности», прочитанной во дворце Культуры МГУ им. М. В. Ломоносова в сентябре 1992 года.]
  • [video.yandex.ru/users/wesen715/view/205/?cauthor=wesen715&cid=7 Лекция Д. А. Леонтьева «Виктор Франкл в борьбе за смысл»]
  • Овчаренко В. И. [sites.google.com/site/psychoanalysisbiography/Home/f/frankl Психоанализ. Иностранные психоаналитики. Франкл Виктор]. Проверено 7 сентября 2009. [www.webcitation.org/65ZoJtO5J Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012].
  • [levi.ru/guests/guests.php?id_catalog=33&id_position=417 Птица Франкл: крыша, она же небо]. О Викторе Франкле и встрече с ним в Москве рассказывает Владимир Леви

Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкль родился в Вене 26 марта 1905 года. Он пережил четыре концлагеря, в том числе Освенцим. С раннего возраста он проявлял интерес к изучению медицины и естествознания. Он также очень критически относился к редукционистским позициям.

Его призвание пришло очень рано, и его собственный поиск смысла начался задолго до Холокоста. Во время Холокоста он работал над своей самой известной книгой «Человек ищет смысл». 

Виктор Франкл был убежден, что то, что делает нас уникальными, это человеческий дух. Сведение жизни и человеческой природы к «ничто», как это делали многие философы и психиатры того времени, было не самым подходящим способом взглянуть на жизнь.

В 19 лет он уже разработал свои две основные идеи:

  1. Первое: мы должны ответить на вопрос, который жизнь задает о смысле нашей жизни, поскольку мы несем ответственность за свое существование.
  2. Второе: конечный смысл находится за пределами нашего понимания и останется там. Это то, во что мы должны верить, стремясь к этому.

Опыт Франкла в концентрационных лагерях показал ему, что люди способны найти смысл. Смысл для любых жизненных обстоятельств, даже самых нелепых и болезненных.

Цитаты

«В конце концов, Богу, если он есть, важнее, хороший ли Вы человек, чем то, верите Вы в него или нет.»
«Если тебя о чем-то спрашивают, следует отвечать как можно более правдиво, но о том, чего не спрашивают, лучше молчать.»
«Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко.»
«Счастье подобно бабочке — чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает

Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо.»
«Самая тяжелая ситуация как раз и дает человеку возможность внутренне возвыситься над самим собой.»

Время в концлагере

В 1942 году по Австрии прокатилась волна массовых арестов евреев. Семья Франкла была депортирована в лагерь «Терезиенштадт», что под Прагой. Их вместе с другими арестантами поместили в тесный сарай и заставили сидеть на холодной земле. В первый день Виктора разлучили с родными, и больше он их никогда не видел.

За годы войны Франкл сменил четыре концлагеря. Несмотря на потерю семьи, он смог найти новый смысл жизни. В концлагере Виктор не только сам выживал, но как психолог наблюдал за другими заключенными и поддерживал их морально. Тогда это стало единственным смыслом жизни для него самого. Ему удалось предотвратить несколько десятков самоубийств других узников. 

Основные принципы

Согласно логотерапии, человеческая жизнь приобретает смысл лишь в трёх случаях.

1. Деятельность, творчество, созидание

Когда человек реализует свой потенциал, желая оставить после себя след или просто безвозмездно помочь другим. Он становится деятельным. У него появляется мотивация: закончить картину, добиться карьерного роста, спасти как можно большее количество бездомных животных и т. д.

Добившись цели, он ставит перед собой новую и начинает всё заново. Такая направленность во внешний мир не оставляет места для утрирования собственных проблем. Они решаются сами по себе, с течением времени, когда приходит необходимость.

2. Новый опыт, новые ощущения, новые знакомства

То же самое происходит с людьми, которые постоянно обогащаются чем-то новым. Они хотят прочитать как можно больше книг, посетить как можно больше мест, попробовать экстремальные виды спорта. Сюда же относятся любовь, дружба, семья, когда чья-то жизнь становится важнее собственной.

С одной стороны, это делается для удовлетворения личных потребностей, но способы реализации всё равно лежат вне человека и направлены в окружающий мир. Это не даёт зацикливаться на своих внутренних конфликтах и противоречиях.

3. Страдания — путь к переосмыслению

Если два первых пути к обретению смысла жизни не даются человеку, лишь в этом случае логотерапия разрешает обратиться внутрь себя. На личные проблемы необходимо взглянуть как бы со стороны и подвергнуть их логическому анализу. А есть ли смысл в собственных страданиях? К чему они приведут? Ответы на эти вопросы становятся началом переосмысления жизненных ценностей.

https://youtube.com/watch?v=KdcuAsgxptc

Психолог в концлагере

25 сентября 1942 г. Виктор Франкл, его родители и его молодая жена были помещены в концлагерь «Терезиенштадт». Именно там Франкла встретился с доктором Карлом Флейшманом, у которого были планы по организации психологической помощи заключённым, особенно вновь прибывшим. Он поручил создание такой организации Франклу, как практикующему психиатру. Вместе с врачами, социальными работниками из Центральной Европы во время всего своего пребывания в лагере он оказывал медицинскую помощь заключенным втайне от СС. Задачей организации стала помощь по преодолению шока и поддержки в начале пребывания людей в лагере.

«Я помню, что было, возможно, самым тяжелым опытом в лагере. Вероятность выживания в лагере была меньше, чем один из двадцати восьми. Было невозможно сохранить рукопись моей первой книги, которую я спрятал в пальто, когда прибыл в Освенцим. Таким образом, мне пришлось пережить потерю своего интеллектуального творения. Я задался вопросом, не будет ли в таком случае моя жизнь лишена всякого смысла».

До войны он понимал, что поиск смысла жизни является ключом к благополучию и психическому состоянию человека. Попав в заключение, он хотел понять, имеет ли смысл его собственная жизнь. Выживание в тех условиях было совместным результатом воли к жизни, инстинкта самосохранения, некоторых щедрых актов человеческой порядочности и, конечно, это также зависело от слепой удачи, прихоти охранников, выбора кому доверять. Однако для преодоления лишений и деградации личности в лагере требовалось нечто большее.

История создания

Основатель логотерапии, Виктор Франкл (1905-1997) — удивительной судьбы человек. Австрийский психиатр, невролог, психолог. Трудно сосчитать, скольких людей на своём веку он спас от суицида и сколько продолжают избавляться от этих мыслей сейчас, благодаря его учению.

Изначально он увлекался идеями Зигмунда Фрейда, но вскоре не только отошёл от них, но и противопоставлял психоанализ своему направлению. До войны в течение 10 лет реализовывал собственную программу по поддержке студентов. За это время не был отмечен ни один случай суицида среди тех, с кем он работал, хотя раньше это была не редкость.

Всё изменилось с приходом к власти нацистов. Виктору запретили заниматься лечебной практикой из-за его еврейского происхождения. В 1942 году его вместе с женой и родителями депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштад. Именно там логотерапия Франкла и оформилась в самостоятельное направление.

Виктор заметил, что все узники лагеря делились на две группы. Одни были подавлены, глубоко несчастны, постоянно страдали и нередко сводили счёт с жизнью, то бросаясь на колючую проволоку заграждений, то отказываясь есть. Другие, несмотря на точно такие же условия, старались терпеливо выносить все тяготы, молча ели, так же молча работали и никогда не жаловались.

Франкл стал тайно работать с заключёнными, проводить беседы. Он вывел, что у первой группы узников не было смысла существования, тогда как вторые старались выжить ради какой-то цели. Одни это делали потому, что их ждали родные на воле. Вторые — так как хотели закончить недописанный роман. Третьим этого не позволяла религия. У каждого была своя мотивация.

На основе сделанных наблюдений и выводов Виктор Франкл начал спасать тех, кто больше не мог выносить тяготы концентрационного лагеря. Он беседовал с ними, убеждал, помогал находить смысл жизни.

В 1944 его перевели в лагерь Дахау, где ему не давали заниматься практикой и общаться с другими заключёнными. В этом же году он потерял всех своих близких — жену и мать убили, отец скончался от болезни.

В 1945 его освободили. Буквально сразу из-под его пера выходит книга «Сказать жизни «ДА»» о пребывании в концентрационном лагере, получившая известность во всём мире.

Около 25 лет Франкл возглавлял Венскую неврологическую клинику, потом преподавал в Венском Университете и читал лекции в Гарварде. Повторно женился. Его дочь стала известным детским психологом. Объездил с семинарами множество стран, в том числе был в России. Его книги переведены более чем на 20 языков. Ему были благодарны тысячи пациентов, которых он спас от депрессии и суицидальных мыслей.

Духовная свобода вопреки концу света: в чем искать смысл?

Одним из самых главных был вывод о том, что «заключенный, который потерял веру в будущее, обречен». Франкл вспоминал, что в концлагере самоубийства были повсеместным явлением и лучшие шансы на выживание были не у самых сильных или самых здоровых заключенных, а у тех, кто, несмотря на страдания, смог обрести смысл существования. Некоторым узникам удавалось «найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе». Это помогало им переносить лагерную жизнь.

Франкл часто вел воображаемые беседы со своей женой Тилли (которая, как он позже узнал, умерла в другом концлагере) или читал лекции перед воображаемой аудиторией о психологии концлагеря — теме, которой он посвятит всю последующую жизнь.

Методы и техники

В логотерапии используется 3 основные техники работы с пациентами.

Логоанализ

Автор техники — один из учеников Франкла, американский психотерапевт Джеймс Крамбо. Сам он называл её инвентаризацией.

Методика логического анализа жизни человека, детальный разбор по полочкам его ценностей, обучение взгляду на себя внутреннего со стороны. Используемые приёмы:

  • расширение поля сознательного знания;
  • стимулирование творчества.

Логотерапевт пошагово расписывает пациенту, как надо действовать. Полученные результаты совместно обсуждаются. Полный курс лечения — 1,5 года.

Парадоксальная интенция

Автор техники — сам Виктор Франкл. Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Методика предполагает намеренное стремление захотеть то, чего человек боится (в случае с фобиями). Примеры:

  • при бромгидрофобии (боязни вспотеть) — стараться каждый раз вспотеть ещё сильнее, чем раньше, поставить новый рекорд;
  • при кинофобии (боязни собак) — намеренно завести себе питомца;
  • при талассофобии (боязни моря) — отправиться отдыхать на морской курорт.

С помощью парадоксальной интенции можно вылечить практически любую фобию. Известны реальные случаи выздоровления уже через неделю активного применения методики.

Дерефлексия

Автор техники — Виктор Франкл.

Заключается в том, чтобы полностью отключиться от собственных переживаний, забыть про них, направив всю энергию во внешний мир. Применяется при лечении нарциссизма, депрессии, невроза и даже сексуальных дисфункций. Человек учится постепенно отводить на второй план то, что его беспокоит, заменяя мыслями о других.

Например, при завышенной самооценке пациенту предлагается устроиться волонтёром, заняться благотворительностью.

При депрессии устраивают групповую терапию, при этом логотерапевт выступает лишь в роли направляющего, а не ведущего: пациенты должны заниматься проблемами друг друга, но не своими.

При половой дисфункции предлагается акцентировать внимание на партнёре, а не на собственном дискомфорте и фиаско. Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально

Какие именно методы логотерапии применять в том или ином случае, специалист решает индивидуально.

Виктор Франкл и смысл жизни

Когда Виктор Франкль был еще студентом, он провел свою первую конференцию. Он назывался «Смысл жизни» и преподавался в Народном университете Вены. С юных лет он был занят вопросами, на которые он пытался ответить на протяжении всей своей жизни: почему мы существуем? В чем смысл жизни?

Хотя первоначально он был очень заинтересован в психоанализе, в 1925 году он дистанцировался от Фрейда. Он полагал, что его подходы были слишком детерминированными. Он обратил свое внимание на «индивидуальную психологию» Альфреда Адлера. Впоследствии он заинтересовался тезисами Рудольфа Аллерса и Освальда Шварца, основателя психосоматической медицины. Франкл всегда был увлечен философией, особенно экзистенциализмом. Тем не менее он был склонен изучать медицину, специализируясь на неврологии и психиатрии. С 1933 по 1937 год он был психиатром в психологической клинике Венского университета. В 1939 году он был назначен заведующим отделением неврологии в больнице Ротшильда в Вене. Он преуспел в своей профессии, пока его судьба не приняла радикальный оборот

Франкл всегда был увлечен философией, особенно экзистенциализмом. Тем не менее он был склонен изучать медицину, специализируясь на неврологии и психиатрии. С 1933 по 1937 год он был психиатром в психологической клинике Венского университета. В 1939 году он был назначен заведующим отделением неврологии в больнице Ротшильда в Вене. Он преуспел в своей профессии, пока его судьба не приняла радикальный оборот.

Жизнь как череда уникальных возможностей для каждого

Ценности могут быть ситуативные и вечные. Возможность совершить ситуативную ценность единственна для каждого момента. Жизнь каждый день дает возможность дарить окружающему миру ситуативные ценности, наполнять собственное бытие смыслом. Упускать эти возможности – значит, упускать смысл.

Вечные ценности невозможны без ситуативных. Они осознаются тогда, когда приходит понимание собственной миссии. Часто это происходит через страдания.

Логотерапия призвана учить пациентов относиться с благоговением к каждому моменту собственной жизни. Именно поэтому Франкл выступал резко против эвтаназии и самоубийств. По его мнению, судьба не будет шутить. Ученый отмечает: «Если бы она (судьба) действительно готовила человеку смерть, она бы нашла способ довести дело до конца» . Потому врач не имеет морального права брать на себя функции судьбы. Вывод о безысходности ситуации всегда субъективен, даже если он аргументирован вполне объективными фактами.

Логотерапия, наследие для человечества

Виктор Франкл смог переделать свою жизнь. Он женился в 1947 году, имел дочь, двух внуков и правнука. Его брак продлился 50 счастливых лет. Он получил более 40 почетных докторских степеней, опубликовал более 30 книг и преподавал в некоторых из самых престижных университетов мира. К ним относятся Гарвард, Стэнфорд и Вена. Он умер в 1997 году, сразу после того, как совершил свой первый полет в качестве пилота-любителя.

Школа психологии Франкла называется Логотерапия, и многие психиатры используют его методы сегодня. Его теории утверждают, что у людей есть 3 измерения: соматическое или физическое, ментальное и духовное. С его точки зрения, психологические проблемы возникают из-за недостатка силы в духовном измерении или в определении смысла жизни. Для логотерапевтов «воля к значению» — это то, что позволяет нам продолжать жить.

Как мы находим смысл? По словам Франкла и его последователей, мы можем избрать 3 пути: создание, трансцендентный аффективный опыт и отношение к страданию. Первое соответствует ценностям творчества. Это связано со способностью создавать произведения искусства, писать и т. д. Второе основано на ценности опыта, межличностных взаимодействий и ощущений

Третий относится к важности отношения и предполагает способность преодолевать страдания

Сообщение, которое Виктор Франкл хотел бы передать другим, заключается в том, что психические расстройства возникают не в страдании, а в том значении, которое дано этому страданию. Его жизнь была примером способности человека подняться над любым обстоятельством.

Жизнь

Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, Леопольдштадт , на Чернингассе 6, вторым ребенком министра иностранных дел Габриэля Франкла и его жены Эльзы, урожденной Лион. В 1923 году он сдал аттестат зрелости, среди прочего, с трактатом по психологии философского мышления .

Он изучал медицину, а его главными предметами стали депрессия и самоубийство . В дополнение к своей медицинской диссертации в 1930 году он представил философскую диссертацию под названием «Бессознательный Бог в 1948/49 году» . У него был личный контакт с Зигмундом Фрейдом и Альфредом Адлером , основателями первой и второй «Венской школы психотерапии». Франкл был исключен из Общества индивидуальной психологии в 1927 году из-за «неортодоксального поведения (вопросы о значении)» Альфреда Адлера. В то время как Адлера интересовал вопрос о значении для предотвращения и предотвращения ущерба, который может возникнуть в результате беспокойства, лишений и жалоб у психически здоровых людей, Франкл поставил вопрос о значении в центр своей работы по предотвращению самоубийств .

1924/1925 Франкл был председателем социалистической средней школы в Австрии. В 1928 году он основал молодежные консультационные центры в Вене (вместе с Вильгельмом Бёрнером ). В 1930 году, во время выпуска, он организовал акцию, чтобы отговорить студентов с плохими оценками от совершения самоубийства.

С 1933 по 1937 год он руководил «павильоном самоубийц» в психиатрической больнице в Вене . В качестве старшего врача он ежегодно лечил до 3000 женщин, подвергающихся риску самоубийства.

После «аншлюса» Австрии в марте 1938 года ему запретили лечить «арийских» пациентов из-за его еврейского происхождения. В 1940 году он взял на себя руководство неврологическим отделением больницы Ротшильдов , единственной больницы в Вене, которая все еще лечила пациентов-евреев. Некоторые из его отчетов этого периода были предназначены для защиты пациентов от национал-социалистической эвтаназии . В 1941 году его попросили явиться в консульство США в Вене для выдачи визы, на которую он подал заявку. Однако он предпочел не оставлять родителей одних и отказался от визы.

Мемориал концлагеря в Тюркхайме

В декабре 1941 года он женился на Тилли Гроссер. Как евреи, он, его жена и его родители были гетто Терезиенштадт 25 сентября 1942 года . Его отец умер там в 1943 году, его мать была убита в газовой камере в Освенциме , как и его брат Вальтер, а его жена умерла в концентрационном лагере Берген-Бельзен . Франкл был доставлен из Терезиенштадта в Освенцим 19 октября 1944 года, а через несколько дней — в концлагерь Кауферинг III, а 5 марта 1945 года — в лагерь Тюркхайм, лагерь- спутник концентрационного лагеря Дахау . 27 апреля 1945 года он был освобожден армией США в Тюркхайме.

В книге он изложил свои впечатления и переживания в концлагерях … Все равно скажи жизни «да» ( психолог переживает концлагерь) . Вскоре после окончания войны он придерживался мнения, что примирение, в частности, может обеспечить значимый выход из катастроф мировой войны и Холокоста . В 1946 году он был назначен в совет директоров Венской неврологической поликлиники и оставался им до 1971 года. В 1950 году он основал Австрийскую медицинскую ассоциацию психотерапии и стал ее первым и единственным президентом.

В 1947 году Виктор Франкл женился во второй раз на Элеоноре Катарине Швиндт, которая была не только его партнершей на протяжении более 50 лет, но и поддерживала его научно. У них родилась дочь Габриэле.

Могила Виктора Франкла на Центральном кладбище Вены, «Староизраильский департамент».

В 1948 году Франкл помог Хайнцу фон Ферстеру опубликовать его первую важную научную публикацию (Das Gedächtnis. Квантовое физическое исследование) .

В 1955 году он получил звание профессора по неврологии и психиатрии в Университете Вены , посещающие профессорские взял его в США ( Harvard University , Даллас и Pittsburgh ). Его считали одним из величайших знатоков своего дела. Франкл написал 32 книги на 49 языках; он получил 29 почетных докторских степеней по всему миру .

Виктор Франкл был увлеченным альпинистом и альпинистом; Ракс была его любимая гора. Его именем названы три трудных виа феррата. В 67 лет получил лицензию пилота.

Похоронен на Центральном венском кладбище в «Староизраильском отделении».

Карьера

Психиатрия

Между 1928 и 1930 годами, еще будучи студентом-медиком, он организовал консультационные центры для молодежи, чтобы справиться с большим количеством подростковых самоубийств, происходящих примерно во время табелей успеваемости в конце года. Программа спонсируется городом Вена и бесплатна для студентов. Франкл нанял в центр других психологов, в том числе Шарлотту Бюлер , Эрвина Вексберга и Рудольфа Драйкурса . В 1931 году ни один венский студент не покончил жизнь самоубийством .

После получения степени доктора медицины в 1930 году Франкл приобрел обширный опыт в психиатрической больнице Штайнхоф, где он отвечал за лечение суицидных женщин. В 1937 году он начал частную практику, но нацистская аннексия Австрии в 1938 году ограничила его способность лечить пациентов. В 1940 году он поступил в больницу Ротшильда , единственную больницу в Вене, которая все еще принимает евреев, в качестве главы неврологического отделения. Перед депортацией в концентрационные лагеря он помог многочисленным пациентам избежать нацистской программы эвтаназии, нацеленной на умственно отсталых.

В 1942 году, всего через девять месяцев после женитьбы на своей жене, Франкл и его семья были отправлены в концлагерь Терезиенштадт. Его отец умер там от голода и воспаления легких. В 1944 году Франкла и оставшихся в живых членов его семьи отправили в Освенцим, где его мать и брат были отравлены газом. Его жена умерла позже от тифа в Берген-Бельзене. Сам Франкл провел в общей сложности три года в четырех разных концлагерях.

После войны он стал главой неврологического отделения Венской поликлинической больницы и открыл частную практику у себя дома. Он активно работал с пациентами до выхода на пенсию в 1970 году.

В 1948 году Франкл получил степень доктора философии в Венском университете. Его диссертация, Бессознательный Бог , исследует отношение психологии и религии. В этом Франкл выступает за использование сократовского диалога (дискурса самопознания) с клиентами, чтобы войти в контакт с их духовным бессознательным.

Могила Виктора Франкла в Вене

В 1955 году Франклу было присвоено звание профессора неврологии и психиатрии в Венском университете , и в качестве приглашенного профессора он читал лекции в Гарвардском университете (1961 г.), Южном методистском университете в Далласе (1966 г.) и в Университете Дюкесна в Питтсбурге (1972 г.). ).

На протяжении всей своей карьеры Франкл утверждал, что редукционистские тенденции ранних психотерапевтических подходов дегуманизировали пациента, и выступал за повторную гуманизацию психотерапии.

Американская психиатрическая ассоциация награжден Франкл 1985 Оскар Пфистер премии за вклад в развитие религии и психиатрии.

Человек в поисках смысла

После освобождения он смог вернуться в Вену. Там он возглавил неврологическое отделение поликлинической больницы, а затем в течение девяти дней написал « Человек в поисках смысла» . Книга, первоначально озаглавленная «Психолог из концентрационного лагеря» , была выпущена на немецком языке в 1946 году. Миллионы экземпляров были распроданы на десятках языков.

Английский перевод книги «В поисках смысла» был опубликован в 1959 году и стал международным бестселлером. Франкл видел в этом успехе симптом «массового невроза современности», поскольку название книги обещало решить вопрос осмысленности жизни.

В 1991 году « Человек в поисках смысла» вошел в десятку самых влиятельных книг США по результатам опроса, проведенного для Библиотеки Конгресса и Клуба « Книга месяца» .

Логотерапия и экзистенциальный анализ

Франкл разработал логотерапию и экзистенциальный анализ, которые основаны на философских и психологических концепциях, в частности, на желании найти смысл жизни и свободу воли . Франкл выделил три основных способа осознания смысла жизни: изменение мира, получение определенного опыта или принятие определенных взглядов.

Основные техники, предлагаемые логотерапией и экзистенциальным анализом:

  • Парадоксальное намерение : клиенты учатся преодолевать навязчивые идеи или тревоги с помощью дистанцирования и юмористического преувеличения.
  • Дерефлексия: отвлечение внимания клиента от симптомов, поскольку гиперотражение может привести к бездействию.
  • Сократический диалог и изменение отношения: задавание вопросов, призванных помочь клиенту найти и реализовать самоопределенный смысл своей жизни.

Его признание смысла в качестве центральной мотивационной силы и фактора психического здоровья является его неизменным вкладом в область психологии. В нем заложены фундаментальные принципы зарождающейся области позитивной психологии .

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.