Оглавление
Похожие термины:
-
умение разглядеть, выявить в отобранных явлениях, фактах их существо, отвлечься от случайного и несущественного, умение обобщать.
-
audiovisual thinking) – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей аудиовизуального текста.
-
это мышление, которое определяется лишь желаниями и фантазиями субъекта без учета окружающей среды или реалистического восприятия пространства и времени. Инфантильный (детский) аутизм — детское
-
анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.
-
гр. – разделение на две части) – качественная характеристика мышления, разделяющего явления и их свойства по противоположным признакам. Такое мышление способствует наличию в сознании человека д
-
(lateral thinking). Производное от «латеральный» (от лат. lateralis — боковой, latus — бок) расположенный с боку, удаленный от срединной продольной плоскости. В современной психологии рассматривается как особый
-
установка отдельных личностей на отказ от своей собственной точки зрения на ту или иную проблему в целях сохранения гармонии и единства группы.
-
(от лат. divergere — обнаруживать расхождение) — это мышление «расходящееся», протекающее в различных направлениях. Этот вид мышления необходим в решении проблем, имеющих многочисленные правильные о
-
стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет (Ж. Пиаже). Происходит начало формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основой плана
-
это качественная характеристика мышления, способного перерабатывать огромный объем информации по широкомасштабным проблемам мира, страны или народа. Это мышление широкими категориями, системно
-
вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.
-
способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным так и нестандартным ситуациям, вопроса
-
critical creative thinking) по отношению к системе медиа и медиатекстам – сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирован
-
мышление, в котором решение задачи достигается установлением отношений между понятиями.
-
гр. – перенос) – разновидность образного мышления, способного преобразовывать исходную знаковую или предметную информацию в художественные или жизненные образы. Делается это посредством сравне
-
вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
-
глобальное мышление в его связи и взаимодействии с экосистемой Земли. Биосфера Земли в результате деятельности человека превратилась в ноосферу. Ноосфера – сфера разума – есть высшая степень ин
-
мышление, представляющее собой результат противоречия, несоответствия устаревших, привычных педагогических представлений новым обстоятельствам и требованиям жизни; прорыв творческой, новаторс
-
показатель профессионального мастерства, проявляющийся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий, в способности к критическому самоанализу и самоконтр
-
определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в пед. взаимодействии.
Расстройства мышления по форме
В психологии выделяют следующие расстройства мышления в зависимости от конкретных нарушений.
Нарушения по темпу:
- Ускоренное мышление. Характеризуется ускорением речи, то есть слова произносятся быстро и невнятно. Мышление торопливое, поверхностное, а умозаключения, как правило, не соответствуют действительности.
- Замедленное мышление. Выражается в заторможенности поведения, медленной речи с задержками слов. Умозаключения часто неверные, даются трудно.
Нарушения стройности мышления:
- Разорванное мышление. Характеризуется отсутствием смысла в речи, хотя слова выстраиваются по правилам грамматики.
- Бессвязное мышление. Проявляется в отсутствии смысла в речи. Предложения выглядят как набор отдельных, не связанных слов, строятся с нарушениями правил грамматики.
Нарушение целенаправленности мышления:
- Резонерство. Выглядит как туманные, слишком мудрые, пространные рассуждения об обычных вещах и на обычные темы.
- Аутистическое мышление. Погружение в мир собственных иллюзий и фантазий, непонятных другим.
- Символическое мышление. Вырабатывание собственного языка, новых слов, непонятных другим. Употребление слов-символов, которые имеют особый смысл только для говорящего человека.
- Патологическая обстоятельность. Погружение в детали, неспособность выделить главное в речи, заострение внимания на второстепенных, ненужных подробностях.
- Персервация мышления. Выражается в настойчивом повторении одних и тех же фраз, трудном переходе к другим словам.
Расстройства мышления по содержанию
- Бредовые идеи. Представляют собой ошибочные умозаключения из обычного набора фактов.
- Бредовые синдромы. Основаны на неверной оценке личных жизненных ситуаций. Влекут за собой ошибочные выводы и умозаключения о процессах в жизни.
- Сверхценные идеи. Возникают на основе реальных фактов, однако неоправданно переоцениваются. Им придается слишком большая ценность и значение.
- Навязчивые идеи. Имеют воображаемый, стойкий, навязчивый характер в виде неприятных, иногда мучительных мыслей, представлений, переживаний.
Наглядно-действенное мышление
Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.
Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.
Ручное мышление детей
Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:
- Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
- Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
- Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.
Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.
Наглядно-действенное мышление у взрослых
Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».
Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.
Кратко о развитии форм мышления: психология мысли
Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:
- знакомство с определенными вещами и явлениями;
- определение признаков предметов;
- отбор наиболее существенных свойств;
- обозначение их конкретным словом.
Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).
Задайте вопрос
Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:
- Недостаток знаний и отсутствие опыта.
- Замена незнакомых условий задач на знакомые.
- Непоследовательное выражение мыслей.
Способы правильного построения умозаключений:
- поиск целесообразности в реальности;
- определение назначения и сущности окружающих вещей;
- нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.
Что понимают под мышлением
Познавая мир, запоминая ощущения и восприятия предметов и явлений, человек способен воспроизвести, смоделировать, в памяти нужный предмет или закономерные связи между действиями. Это происходит с помощью мышления – познания, которое выражает обобщенное и опосредованное отражение окружающего мира с помощью понятий, суждений, теорий и других отражений.
Первые познания мира у человека связаны с действиями – первичной формой факта мышления, которые сопровождаются практическими мыслительными операциями. Со временем практические мысли становятся теоретическим мышлением. Так, мышление невозможно без действий и речи. Учёные доказали, что мышлению требуется язык. Задачу проще решить, если слова читать или проговаривать мысленно, или вслух, а с зажатым языком решения не приходит.
Только человек, как высшее существо животного мира, владеет мыслительными процессами, которые усложняются с развитием и подтверждают существование этого человека. Мышление заканчивается понятием, смыслом или идеей, поэтому только благодаря мышлению появились наука, искусство, религия и политика.
Отличия мышления
Мышление имеет следующие признаки:
- Первый признак мышления — опосредованность, обобщённость, с которой отражается действительность. Когда невозможно прямое, непосредственное, познание, единичные предметы и явления представляются здесь в обобщённом виде. При этом сильную роль играет чувственный опыт с ощущениями и представлениями, а также багаж теоретических знаний.
- Второй признак связан с опосредованным познанием действительности, не контактируя с предметами, а делая анализ, получая косвенную информацию. Такая словесная информация выдаётся об отдельном объекте, образе, представлении или обобщаются сходные объекты.
- Другой главный признак – связь мышления с проблемной ситуацией, когда требуется решить задачу. Начало мышления – выбор вопроса, цель – поиск ответа.
- Следующий признак – неразрывная связь мышления со словами, когда мысли выражаются с помощью языка, но это не разговор. Слова – представители предметов или знаки, способные заменить называемые объекты.
- Ещё один признак – присутствие эмоционально-волевой стороны, куда входят побуждения и мотивы, реакции на результат мышления и отношения к решаемой задаче.
Образцы мышления представлены понятиями, суждениями и умозаключениями, что относится к абстрактному мышлению.
В понятиях, с помощью мысли и слова, выражается обобщённый опыт жизнедеятельности человека, как результат познаний, отражающий главные признаки предметов. Это высшая ступень изучения природы.
Суждения отражают действительность со связями и отношениями. Одно суждение сопровождается одной мыслью. Логически связанная цепочка суждений для решения задачи – это рассуждение, которое заканчивается выводом – умозаключением.
С помощью умозаключений человек получает новые знания о предмете, явлении и связях, которые относятся к объективному миру. Умозаключение представлено видами: индукцией и дедукцией.
Алгоритм мышления состоит из:
- сравнения с определением сходств и различий объектов;
- анализа – мысленного расчленения предмета или действия, чтобы выделить составляющие элементы;
- синтеза – процесса, противоположного анализу, с поиском связей для объединения отдельных частей;
- абстракции, когда выделяется одно отличительное свойство объекта;
- обобщения (генерализации) для объединения объектов по группам, опираясь на одинаковые главные признаки;
- конкретизации – завершение мыслительного процесса с переходом к решению задачи.
Кратко о развитии форм мышления: психология мысли
Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:
- знакомство с определенными вещами и явлениями;
- определение признаков предметов;
- отбор наиболее существенных свойств;
- обозначение их конкретным словом.
Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).
Задайте вопрос
Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:
- Недостаток знаний и отсутствие опыта.
- Замена незнакомых условий задач на знакомые.
- Непоследовательное выражение мыслей.
Способы правильного построения умозаключений:
- поиск целесообразности в реальности;
- определение назначения и сущности окружающих вещей;
- нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.
Формы мышления и их характеристика
Известные 3 формы мышления направлены на упрощение жизни человека. Это определяется теми структурами нервной системы, с которой рождается человек. Мыслительный процесс считается наивысшим процессом, который позволяет отделить человека от животного мира. Здесь интересными станут характеристики форм мышления.
Понятие бывает:
- Простым – объединяющим предметы и явления по одному признаку.
- Сложным — объединяющим предметы и явления по нескольким признакам. В свою очередь бывает:
- Дизъюнктивным – понятия, объединяемые одним или другим свойством, или двумя одновременно.
- Конъюнктивным – понятия, объединяющиеся как минимум двумя признаками.
- Соотносительным – объединение понятий по всем связям и взаимоотношениям между структурами отдельной группы.
- Единичным.
- Специфическим.
- Всеобщим.
- Конкретным – показывает определенные характеристики рассматриваемого явления.
- Абстрактным – показывает характеристики, которые трудно представить, подтвердить.
Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Таким образом, человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения, а не всей категорией предметов.
Понятия формируются у человека двумя путями:
- Он обучается, вследствие чего познает новые понятия, их определения и особенности.
- Он наблюдает, на основе чего формируется опыт, который и позволяет сделать определенные выводы.
Суждение представляется в психологии как понимание индивидом многообразия взаимосвязей предмета или явления с другими вещами окружающего мира. Чем больше человек знает о предмете, о котором он рассуждает, тем более точным и правильным становится суждение. Ошибки возникают тогда, когда человек думает обобщенно. Все предметы, схожие по какому-то признаку, он наделяет качествами, которые им не присущи. Это является поверхностным суждением.

Эта тема закрыта для публикации ответов.