Мышление и его виды. понятие предикативного мышления

Алан-э-Дейл       09.06.2022 г.

Похожие термины:

  • умение разглядеть, выявить в отобранных явлениях, фактах их существо, отвлечься от случайного и несущественного, умение обобщать.

  • audiovisual thinking) – творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей аудиовизуального текста.

  • это мышление, которое определяется лишь желаниями и фантазиями субъекта без учета окружающей среды или реалистического восприятия пространства и времени. Инфантильный (детский) аутизм — детское

  • анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.

  • гр. – разделение на две части) – качественная характеристика мышления, разделяющего явления и их свойства по противоположным признакам. Такое мышление способствует наличию в сознании человека д

  • (lateral thinking). Производное от «латеральный» (от лат. lateralis — боковой, latus — бок) расположенный с боку, удаленный от срединной продольной плоскости. В современной психологии рассматривается как особый

  • установка отдельных личностей на отказ от своей собственной точки зрения на ту или иную проблему в целях сохранения гармонии и единства группы.

  • (от лат. divergere — обнаруживать расхождение) — это мышление «расходящееся», протекающее в различных направлениях. Этот вид мышления необходим в решении проблем, имеющих многочисленные правильные о

  • стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет (Ж. Пиаже). Происходит начало формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основой плана

  • это качественная характеристика мышления, способного перерабатывать огромный объем информации по широкомасштабным проблемам мира, страны или народа. Это мышление широкими категориями, системно

  • вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

  • способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным так и нестандартным ситуациям, вопроса

  • critical creative thinking) по отношению к системе медиа и медиатекстам – сложный рефлексивный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку механизмов функционирован

  • мышление, в котором решение задачи достигается установлением отношений между понятиями.

  • гр. – перенос) – разновидность образного мышления, способного преобразовывать исходную знаковую или предметную информацию в художественные или жизненные образы. Делается это посредством сравне

  • вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

  • глобальное мышление в его связи и взаимодействии с экосистемой Земли. Биосфера Земли в результате деятельности человека превратилась в ноосферу. Ноосфера – сфера разума – есть высшая степень ин

  • мышление, представляющее собой результат противоречия, несоответствия устаревших, привычных педагогических представлений новым обстоятельствам и требованиям жизни; прорыв творческой, новаторс

  • показатель профессионального мастерства, проявляющийся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий, в способности к критическому самоанализу и самоконтр

  • определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в пед. взаимодействии.

Расстройства мышления по форме

В психологии выделяют следующие расстройства мышления в зависимости от конкретных нарушений.

Нарушения по темпу:

  • Ускоренное мышление. Характеризуется ускорением речи, то есть слова произносятся быстро и невнятно. Мышление торопливое, поверхностное, а умозаключения, как правило, не соответствуют действительности.
  • Замедленное мышление. Выражается в заторможенности поведения, медленной речи с задержками слов. Умозаключения часто неверные, даются трудно.

Нарушения стройности мышления:

  • Разорванное мышление. Характеризуется отсутствием смысла в речи, хотя слова выстраиваются по правилам грамматики.
  • Бессвязное мышление. Проявляется в отсутствии смысла в речи. Предложения выглядят как набор отдельных, не связанных слов, строятся с нарушениями правил грамматики.

Нарушение целенаправленности мышления:

  • Резонерство. Выглядит как туманные, слишком мудрые, пространные рассуждения об обычных вещах и на обычные темы.
  • Аутистическое мышление. Погружение в мир собственных иллюзий и фантазий, непонятных другим.
  • Символическое мышление. Вырабатывание собственного языка, новых слов, непонятных другим. Употребление слов-символов, которые имеют особый смысл только для говорящего человека.
  • Патологическая обстоятельность. Погружение в детали, неспособность выделить главное в речи, заострение внимания на второстепенных, ненужных подробностях.
  • Персервация мышления. Выражается в настойчивом повторении одних и тех же фраз, трудном переходе к другим словам.

Расстройства мышления по содержанию

  • Бредовые идеи. Представляют собой ошибочные умозаключения из обычного набора фактов.
  • Бредовые синдромы. Основаны на неверной оценке личных жизненных ситуаций. Влекут за собой ошибочные выводы и умозаключения о процессах в жизни.
  • Сверхценные идеи. Возникают на основе реальных фактов, однако неоправданно переоцениваются. Им придается слишком большая ценность и значение.
  • Навязчивые идеи. Имеют воображаемый, стойкий, навязчивый характер в виде неприятных, иногда мучительных мыслей, представлений, переживаний.

Наглядно-действенное мышление

Это самый древний вид мыслительной деятельности, возникший у первобытных предков человека и первым формирующийся у маленького ребенка. А еще, как считают ученые, именно этот вид мыслительной деятельности есть у высших животных.

Мышление называют опосредованной психической деятельностью, потому что, в отличие от непосредственно-чувственного восприятия, в нем используются «посредники» — образы или слова. А наглядно-действенное мышление отличается тем, что в качестве таких «посредников» в нем выступают материальные объекты. Этот вид мышления возникает только в процессе предметной деятельности, когда человек манипулирует предметами.

Ручное мышление детей

Думаю, все видели, как играет маленький ребенок 2-3 лет: составляет башню из кубиков, собирает пирамидку, складывая колесики по размеру, а то и откручивает колеса у новой машинки. Это не просто игра. Малыш так размышляет и развивается умственно. Пока ему доступно только наглядно-действенное мышление, вот и мыслительные операции у него принимают вид предметной, манипулятивной деятельности:

  • Сравнение – выбор подходящего по размеру кружочка или кубика.
  • Синтез – составление из отдельных элементов-кубиков единого целого – башни.
  • Ну, и анализ, когда малыш разбирает целую вещь (машинку или куклу) на отдельные составляющие.

Ученые называют наглядно-действенное мышление предмышлением, подчеркивая, что непосредственно-чувственного в нем больше, чем опосредованного. Но это очень важный этап развития мыслительной деятельности, в том числе умственного развития ребенка.

Наглядно-действенное мышление у взрослых

Нельзя считать этот вид мышления примитивным или неполноценным. У взрослых людей он тоже присутствует и активно участвует в предметной деятельности. Например, мы его используем, когда варим суп, копаем грядки на огороде, вяжем носки или чиним кран в ванной. А у некоторых этот тип мышление даже временами преобладает над абстрактно-логическим и образным. Таких людей называют мастерами «от Бога», говорят, что у них «золотые руки».

Именно, кстати, руки, а не голова. Потому что такие люди могут починить сложный механизм, совершено не разбираясь в принципе его работы. Для этого им нужно просто его разобрать, а потом собрать. Разбирая, они поймут, из-за чего поломка, а собирая, исправят ее, да еще и усовершенствуют агрегат.

Кратко о развитии форм мышления: психология мысли

Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:

  • знакомство с определенными вещами и явлениями;
  • определение признаков предметов;
  • отбор наиболее существенных свойств;
  • обозначение их конкретным словом.

Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).

Задайте вопрос

Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:

  • Недостаток знаний и отсутствие опыта.
  • Замена незнакомых условий задач на знакомые.
  • Непоследовательное выражение мыслей.

Способы правильного построения умозаключений:

  • поиск целесообразности в реальности;
  • определение назначения и сущности окружающих вещей;
  • нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.

Что понимают под мышлением

Познавая мир, запоминая ощущения и восприятия предметов и явлений, человек способен воспроизвести, смоделировать, в памяти нужный предмет или закономерные связи между действиями. Это происходит с помощью мышления – познания, которое выражает обобщенное и опосредованное отражение окружающего мира с помощью понятий, суждений, теорий и других отражений.

Первые познания мира у человека связаны с действиями – первичной формой факта мышления, которые сопровождаются практическими мыслительными операциями. Со временем практические мысли становятся теоретическим мышлением. Так, мышление невозможно без действий и речи. Учёные доказали, что мышлению требуется язык. Задачу проще решить, если слова читать или проговаривать мысленно, или вслух, а с зажатым языком решения не приходит.

Только человек, как высшее существо животного мира, владеет мыслительными процессами, которые усложняются с развитием и подтверждают существование этого человека. Мышление заканчивается понятием, смыслом или идеей, поэтому только благодаря мышлению появились наука, искусство, религия и политика.

Отличия мышления

Мышление имеет следующие признаки:

  1. Первый признак мышления — опосредованность, обобщённость, с которой отражается действительность. Когда невозможно прямое, непосредственное, познание, единичные предметы и явления представляются здесь в обобщённом виде. При этом сильную роль играет чувственный опыт с ощущениями и представлениями, а также багаж теоретических знаний.
  2. Второй признак связан с опосредованным познанием действительности, не контактируя с предметами, а делая анализ, получая косвенную информацию. Такая словесная информация выдаётся об отдельном объекте, образе, представлении или обобщаются сходные объекты.
  3. Другой главный признак – связь мышления с проблемной ситуацией, когда требуется решить задачу. Начало мышления – выбор вопроса, цель – поиск ответа.
  4. Следующий признак – неразрывная связь мышления со словами, когда мысли выражаются с помощью языка, но это не разговор. Слова – представители предметов или знаки, способные заменить называемые объекты.
  5. Ещё один признак – присутствие эмоционально-волевой стороны, куда входят побуждения и мотивы, реакции на результат мышления и отношения к решаемой задаче.

Образцы мышления представлены понятиями, суждениями и умозаключениями, что относится к абстрактному мышлению.

В понятиях, с помощью мысли и слова, выражается обобщённый опыт жизнедеятельности человека, как результат познаний, отражающий главные признаки предметов. Это высшая ступень изучения природы.

Суждения отражают действительность со связями и отношениями. Одно суждение сопровождается одной мыслью. Логически связанная цепочка суждений для решения задачи – это рассуждение, которое заканчивается выводом – умозаключением.

С помощью умозаключений человек получает новые знания о предмете, явлении и связях, которые относятся к объективному миру. Умозаключение представлено видами: индукцией и дедукцией.

Алгоритм мышления состоит из:

  • сравнения с определением сходств и различий объектов;
  • анализа – мысленного расчленения предмета или действия, чтобы выделить составляющие элементы;
  • синтеза – процесса, противоположного анализу, с поиском связей для объединения отдельных частей;
  • абстракции, когда выделяется одно отличительное свойство объекта;
  • обобщения (генерализации) для объединения объектов по группам, опираясь на одинаковые главные признаки;
  • конкретизации – завершение мыслительного процесса с переходом к решению задачи.

Кратко о развитии форм мышления: психология мысли

Еще в обучаясь в школе, личность уже овладевает умственной деятельностью и начинает оперировать понятиями. Существует несколько шагов к формированию понятийного процесса:

  • знакомство с определенными вещами и явлениями;
  • определение признаков предметов;
  • отбор наиболее существенных свойств;
  • обозначение их конкретным словом.

Например, малыши в 2-3 годика показывают пальцем на какую-либо вещь (игрушечная машинка), затем когда они повзрослеют и им исполнится 4-5 лет, они начнут выделять общий признак, который имеет наибольшее значение (игрушка предназначена для того, чтобы в нее играть). В 5-6 лет дети описывают вещи, перечисляя их свойства без всякой последовательности ( машинка – это колеса, руль, багажник, фары). Став старше еще на один год, ребенок начинает отбирать самые основные характеристики (игрушечный автомобиль – это детская игрушка, собака – это животное, тарелка – посуда).

Задайте вопрос

Иногда понимание совершенно не усваивается, тогда происходит алогичность (фантастичность) – это необычное и оригинальное рассуждение, не поддающееся законам логики. Причинами этого служат:

  • Недостаток знаний и отсутствие опыта.
  • Замена незнакомых условий задач на знакомые.
  • Непоследовательное выражение мыслей.

Способы правильного построения умозаключений:

  • поиск целесообразности в реальности;
  • определение назначения и сущности окружающих вещей;
  • нахождение связей между внешними характеристиками и функциями объектов.

Формы мышления и их характеристика

Известные 3 формы мышления направлены на упрощение жизни человека. Это определяется теми структурами нервной системы, с которой рождается человек. Мыслительный процесс считается наивысшим процессом, который позволяет отделить человека от животного мира. Здесь интересными станут характеристики форм мышления.

Понятие бывает:

  1. Простым – объединяющим предметы и явления по одному признаку.
  2. Сложным — объединяющим предметы и явления по нескольким признакам. В свою очередь бывает:
  • Дизъюнктивным – понятия, объединяемые одним или другим свойством, или двумя одновременно.
  • Конъюнктивным – понятия, объединяющиеся как минимум двумя признаками.
  • Соотносительным – объединение понятий по всем связям и взаимоотношениям между структурами отдельной группы.
  1. Единичным.
  2. Специфическим.
  3. Всеобщим.
  4. Конкретным – показывает определенные характеристики рассматриваемого явления.
  5. Абстрактным – показывает характеристики, которые трудно представить, подтвердить.

Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Таким образом, человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения, а не всей категорией предметов.

Понятия формируются у человека двумя путями:

  1. Он обучается, вследствие чего познает новые понятия, их определения и особенности.
  2. Он наблюдает, на основе чего формируется опыт, который и позволяет сделать определенные выводы.

Суждение представляется в психологии как понимание индивидом многообразия взаимосвязей предмета или явления с другими вещами окружающего мира. Чем больше человек знает о предмете, о котором он рассуждает, тем более точным и правильным становится суждение. Ошибки возникают тогда, когда человек думает обобщенно. Все предметы, схожие по какому-то признаку, он наделяет качествами, которые им не присущи. Это является поверхностным суждением.

Более глубоким суждение становится, когда человек переходит от общего к частному. Он выделяет конкретные признаки предмета, которые отличают его от других похожих на него предметов. Здесь можно выделять части и видеть между ними взаимосвязи. Также осознавать процессы, происходящие в отдельном объекте, причины их возникновения.

Суждение бывает:

  • Истинным (правдивым), когда сделанные выводы подтверждаются объективной реальностью.
  • Ложным, когда предположения не подтверждаются реальными доказательствами.
  • Общей направленности, когда просматривается общая взаимосвязь в предметах одной категории.
  • Частным, когда взаимосвязь наблюдается у нескольких предметов одной группы.
  • Единичным, когда вывод относится лишь к одному предмету, он не свойственен другим предметам данного класса.
  • Формальным, когда утверждаются факты без указания их правдивости.
  • Эмпирическим, когда суждения выводятся на основе наблюдения за предметами, которые входят в одну группу.

Умозаключение является сложным мыслительным механизмом, который предполагает использование имеющегося знания для приобретения нового знания. Здесь используются понятия и суждения, которые уже имеют доказательства своей правдивости. Объединяется несколько понятий или суждений, между которыми просматривается взаимосвязь. Исходные суждения являются посылками для формирования умозаключения. Человек их мыслительно объединяет и формирует взаимосвязь на основе утверждения или отрицания. Таким образом делается некий вывод.

Виды мышления

С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.

Наглядно-действенное Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия).
Наглядно-образное Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг).
Словесно-логическое Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи.

Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.

Операции мышления

  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

Анализ и синтез являются основными операциями мышления, на основе которых выстраиваются иные типологические единицы.

  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация — группировка предметов по признакам.
  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация — выделение частного из общего.
  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

История изучения и концепция

Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.

Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.

Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.

Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений

Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности

Особенности образа мыслей

Их всего две, но они очень важны для различения способности мыслить с другими процессами (восприятия, например):

  1. Опосредованный характер. Что понимается под опосредованностью? Мышление – всегда косвенное познание: одни свойства посредством других, неизвестное с помощью известного. Опирается на данные, полученные эмпирическим путем, а также на ранее приобретенный опыт теоретических знаний.
  2. Обобщенность. Познание общего и сущностного в объектах реальности осуществляется благодаря тому, что все эти объекты связаны между собой. Общее проявляется через конкретное, не может существовать изолированно.

Мыслительный процесс

Мышление представляет собой особый процесс, имеющий ряд признаков. Отдельно рассматривают механизм протекания, формы мышления в психологии и операции мыслительного процесса.

  • Обобщение. Мышление отражает окружающую действительность в обобщенной форме. Человек применяет обобщения для единичных предметов, явлений.
  • Еще один признак мышления — опосредованное познание окружающего мира, то есть человек способен характеризовать и судить об объектах без прямого контакта, с помощью анализа информации.
Особенности осуществления процесса мышления Формы мышления Операции мыслительного процесса
  • Отражение через обобщение
  • Познание опосредованно
  • Решение конкретных ситуаций
  • Взамосвязь с речью
  • Понятие
  • Суждение
  • Умозаключение
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Абстрагирование
  • Конкретизация

Что это такое?

Мышлением именуют активный познавательный процесс, который проявляется в опосредованном и обобщённом отражении объективного мира.

В психологии существует следующее определение: мышлением называется совокупность мыслительных работ, включающих восприятие, внимание, образование ассоциативных цепочек, рассуждения, умозаключения. Умственная деятельность является одним из высших проявлений психического процесса личности и представляет собой внутреннюю систему моделирования закономерностей, существующих в мире, возможность прогнозирования различных вариантов развития событий, анализа и аккумуляции своеобразной истины

Во время умственного акта задействованы эмоционально-волевые стороны индивида. Они проявляются в виде мотивов и побуждений, во имя которых субъект готов размышлять, рассуждать, искать пути решения проблем. Обществознание считает мыслительный процесс сложным социально-историческим явлением, совершенствование которого связано с увеличением абстрагирования и обобщения.

В философии рассматривается соотношение материи и мыслительного акта. Это значит, что философия ищет возможности и пути познания окружающей среды через мышление, которое неразрывно связано с трудовой и речевой деятельностями, потому что отражение различных отношений между понятиями осуществляется в словесной форме. Язык, мышление и культура настолько тесно переплетены, что функционировать друг без друга не могут.

Главной особенностью умственной деятельности является способность человека мыслить и решать те или иные задачи, возникшие во время познания или практической деятельности. С этой целью личность прибегает к применению законов, правил, понятий. Культура мышления зависит от степени овладения личностью приёмами и нормами умственного процесса, а также от умения чётко формулировать проблемы, находить эффективные пути их решения, делать обоснованные выводы.

Мыслительному процессу присущи некоторые особенности:

  • он носит опосредованный характер: при установлении связи и отношений между предметами и явлениями личность опирается на собственные ощущения и восприятия, а также на свой опыт;
  • в процессе умственной работы субъект использует существующие знания об общих положениях и закономерностях действительности;
  • человек имеет свойство представлять отражение связей и отношений между явлениями отвлечённо и обобщённо;
  • мышление находится в неразрывном единстве с языком и культурой;
  • умственная работа опирается на общественную практику индивида и его труд.

Бессознательная мыслительная деятельность

Мышление – это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.

В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи

Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели

Взаимодействие осознанного и неосознанного – это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.

Что такое формы мышления?

Мышление – это процесс. Что такое формы мышления? Это результат мыслительной деятельности, который носит конкретные проявления. Среди форм мышления выделяют три, основоположником которых был еще Аристотель:

  1. Понятие.
  2. Умозаключение.
  3. Суждения.

Однако многие ученые хотели к формам мышления приписать гипотезы, законы, доказательства, концепции и аргументы. Впоследствии они были отнесены к производным от трех основных форм.

Понятием называют целостную концепцию, которая предполагает наличие определенных качеств и свойств рассматриваемого явления. Сюда же приписывают обобщение  и размышление, которое предполагает рассмотрение категории предметов по общим свойствам и связям, совокупности их специфических признаков.

Суждение является неоконченным мыслительным процессом, который предполагает отрицание или подтверждение некоторой идеи. Здесь могут рассматриваться различные характеристики предмета или явления.

Умозаключением называют сделанный вывод или подведенные итоги. Это уже законченный процесс, который выводит некое правило, аксиому, теорию.

Формы реализации мыслительных процессов

Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации

Основными формами мышления называют следующие три.

Понятийная форма

Понятие – такая форма познания, которая шире представляет действительность, без ограничений. Оно отражает общие свойства объектов, явлений и ситуаций, которые, в свою очередь, имеют определенные характеристики:

  • Существенные, т. е. имеющие неизменные свойства, не способные видоизменяться;
  • Несущественные, т. е. меняющиеся под влиянием дополнительных признаков.

В случае с понятийной формой стоит отметить, что само «понятие» имеет определение как отдельное слово, не включенное в мыслительные процессы. Оно является содержательной частью отдельных объектов, описывающей свойство предмета, которое может быть абстрактным, не конкретным. В пример приводится высказывание о том, что невозможно наглядно вообразить скорость света, но мыслить о такой динамике можно.

Форма суждений

Выражение мыслей в форме суждений характеризуется в виде процесса или уже результата формирования мнения после получения обобщенной информации. Оно отражается в такой реакции индивида, как предположение, утверждение, заявление, критика и т. п. Суждение можно определить и как навык понимания, осознания связей. Определенное содержание суждения образуется по большей части на личном опыте или отношении человека к предмету или явлению. Форма суждений имеет два типа:

  • Формальная форма суждений описывается как факт наличия взаимосвязи без сомнений в их истинности или ложности (трава зеленая, небо голубое).
  • Эмпирическое суждение характеризуется как наблюдение за объектами или явлениями с возможностью проверить их истинность (в чужом огороде трава зеленее).


В процессе суждения человек анализирует полученные знания

Данная форма мышления также классифицируется по следующим видам:

  • Общее суждение (обобщенные положения о предметах и явлениях);
  • Частное суждение (понятие о группе объектов и явлений);
  • Единичное суждение (как личное мнение).

Форма умозаключений

Умозаключение описывают как высший уровень умственной работы. В процессе данной формы мышления индивид анализирует полученные суждения, выводя другие, новые. Делается это посредством следующего мыслительного инструментария:

  • Индукция – имея множество частных суждений, индивид составляет одно общее, иногда ставя некоторые условия на основе изучения предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, пользуясь накопленными знаниями, можно составить общую картину о некотором объекте или событии;
  • Дедукция – обратный индукции процесс. Имея общее представление о чем-то, можно вывести ряд детальных суждений, зная законы, правила и условия. Говоря проще, признак, характеризующий группу предметов, характеризует и каждый элемент в отдельности;
  • Аналогия (традукция) – в данном случае происходит процесс сравнения, перенесение некоторого свойства с одного предмета на другой, при условии, что имеются сходства существенных признаков;
  • Предположение – бывает, что индивид обладает неполной информацией, поэтому он предполагает возможные факты, впоследствии подтверждающиеся или опровергающиеся.

Формами мышления в психологии называют структуру мыслей. Получая некоторый объем знаний, человек анализирует их. Обзаведясь своим мнением об изучаемом объекте или явлении, он переходит к процессу умозаключения. В зависимости от количества имеющихся данных, индивид строит новые суждения, пользуясь мыслительным инструментарием, чтобы окончательно оформить представление о полученных знаниях.

Особенности

  • Отражение посредством обобщения. Участниками мыслительного процесса всегда являются общие представления человека о явлениях, предметах и событиях. Люди выстраивают причинно-следственную связь, обобщая огромное количество фактов, с которыми они сталкивались в прошлом.
  • Опосредованность познания. В своих мыслях каждый индивид опирается на собственные чувства, эмоции и опыт.
  • Решение различных ситуаций. Поиск пути разрешения той или иной проблемы всегда имеет примерно один сценарий: сначала происходит анализ происходящего, затем – отбор наиболее подходящих вариантов действий. Искания могут проходить через метод проб и ошибок, рациональным или иррациональным образом.
  • Непосредственная связь с речью. Мышление напрямую связано с речевыми функциями личности. Любая идея, замысел, задумка формулируется вербально и выражается словесно.

Основные характеристики предметов и явлений, а также их взаимосвязи и взаимоотношения определяют понятия. Они применимы и чем более важные черты послужили для них фундаментом, тем наиболее эффективной будет человеческая деятельность.

Суждение является отражением связи между объектами в виде утвердительных или отрицательных высказываний. Оно основывается не только на знаниях о чем-либо, но и на субъективных оценках, исходящих из отношения к его истинности.

Умозаключение – это совокупность нескольких соображений, которые в итоге способны трансформироваться в логический вывод. Мыслительная деятельность базируется на дедукции, индукции и использовании аналогий.

Умозаключение как форма мышления

Умозаключение позволяет на базе имеющейся информации получить «свежие» знания. Оно образуется как результат перехода от каких-либо высказываний о реальном мире к новому выводу, являющемуся новым знанием о ситуации. Например, совпадение геометрического центра и центра тяжести тела возможно, когда его плотность совпадает во всех его частях. Астрономические наблюдения показали, что данные центры у Земли не совпадают. Следует умозаключение: Земля имеет разную плотность в своих разных частях. Таким образом можно получить новое знание, не исследуя объект.

Содержательные умозаключения (акт психики) образуются в результате перехода от высказываний к выводу на интуитивной основе, интуиция подсказывает наличие связи между объектами, явлениями. Формально-логические умозаключения (логические формы мышления) образуются при участии логики.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.