Оглавление
Экстернальная группа
Люди, относящиеся к этой группе, находятся в твердой уверенности, что их усилия и старания не смогут изменить привычный жизненный устой. По их мнению, составление прогнозов и планирование не увенчается успехом, поэтому их можно отложить на ближайшее будущее.
Разница между этими двумя отношениями отлично видна на практике. Например, люди с внешним локусом в своих бедах делают виноватыми кого угодно, только не себя. Маленькая зарплата, плохая работа – виновато правительство, страна, социальные условия. Интерналы же склонны винить себя: плохо живу потому, что выбрал не ту специальность, ума не хватает большего достичь и т.д. Этот пример, мы привели специально, чтобы показать проблему не в пространстве «хорошо-плохо», а такой, какой она действительно является. Внешний и внутренний локусы сами по себе не могут быть явлением полностью негативным или позитивным. В отличие от продиктованных ими привычек и отношения к окружающей действительности.
Так что не спешите осуждать или восхищаться. Роттер создал специальный опросник для определения локуса контроля и провёл ряд экспериментов. У подавляющего большинства людей этот показатель находится примерно посредине – внешний и внутренний локусы развиты в соотношении 50/50.
Отсутствие чёткой выраженности – характеристика человеческой природы. Наша способность мыслить рано или поздно взбунтуется, если постоянно плыть по течению. Но и быть полностью независимыми от обстоятельств и других людей мы, как бы этого не хотелось социопатам, не можем. Исходя из такого положения вещей, целью для любого человека, который стремится к полноценной жизни, становится сохранение пресловутого баланса.
Формирование локуса контроля
На развитие локуса контроля Роттера влияет несколько факторов:
- особенности личности того или иного человека;
- воспитание;
- исторический момент;
- общество.
В зависимости от них человек развивает в себе пассивную или активную позицию к жизни. В первом случае он считает, что от него ничего не зависит. А во втором, что он все-таки может что-то изменить.
По мнению Джулиана Роттера, какая будет позиция, во многом зависит от того, как часто человека наказывали или хвалили в детстве. Это предположение он выдвинул в 1954 году. Итак, если после совершения каких-либо поступков индивид слышал лишь упреки и унижения, в его сознании появится установка: «Я ничего не могу сделать, у меня нет контроля над происходящим». То же самое происходит, если действия не приносят ожидаемого результата.
Получается, что воспитание играет одну из главных ролей в формировании того или иного типа локуса контроля. Есть 2 примера:
- Ребенок, растущий в авторитарной семье, в которой мама и папа воспитывают его непоследовательно, развивают в себе внешний контроль. Плыть по течению для него — привычка.
- Дети, чьи родители были последовательными в процессе воспитания, всегда возлагают ответственность за свои поступки на себя.
И хотя локус контроля формируется начиная с детства, его можно изменить. Точно так же можно поменять судьбу.
Как развивать внутренний локус контроля
Идеальным вариантом для каждой личности будет равномерное развитие как внутреннего, так и внешнего локусов. Отсюда появляется стремление измениться, стать лучше. Изменение локуса контроля может происходить только под наблюдением психотерапевта,который разработает программы, специально предназначенные для повышения самооценки.
Для достижения внутреннего равновесия без помощи психотерапевтов необходимо:
- контролировать и не переносить свою ответственность на других
- отвечать за свои поступки и понимать степень ответственности
- признавать свои неудачи, вину и самостоятельно назначить себе наказание
Если же преобладает внутренний локус, то следует изменить намерения:
- Нет необходимости брать всё и сразу, следует давать взамен. Например, взаимовыгодные сделки.
- Будьте наблюдательны. В действиях и реакции окружающих можно найти равнозначные решения действий. Должна быть связь между поступком человека и реакцией на нее.
- Будьте корректным в своем поведении и общении.
Если же вы ведомы (возможно, рабочим коллективом или знакомыми), измените себя:
- Будьте уверенны в себе, в своих поступках, словах и действиях.
- Будьте маловосприимчивыми к мнению группы
- Показывайте свое мнение
- Внимательно слушайте чужое мнение
- Держите себя в руках
- Как можно меньше негатива к окружающим.
- Своя точка зрения о получаемой информации.
Помните, что:
- Гармоничное существование должна быть достижимым и вполне близким, к текущему состоянию.
- Человек должен ставить реальные цели в процессе движения к главной цели.
- Ежедневный труд поможет достичь гармонию.
- Воспитание и самовоспитание – взаимный процесс, нередко бесконечный.
Как формируется локус контроля
Когда перед тобой лежит маленький ребенок, делать выводы о том, как он относится к окружающей действительности и тому, что с ним происходит, невозможно. Хотя, поверь, есть мамы, которые уверены, что если малыш на них пописал или бросил в них игрушку, он их не любит.
Нельзя требовать от него оценки, кто виноват, и когда ему исполнится 3 года, 5 лет. На первых порах своего развития дети только воспринимают окружающий мир. Они впитывают в себя все, с чем сталкиваются, как губка, и в какой-то момент начинают действовать в соответствии с воспринятыми моделями поведения. Конечно, у них есть темперамент, индивидуальные особенности, задатки, но принципиально ребенок это открытый мир, который заполняется по мере роста.
Если ты говоришь, что во всем виноват муж, начальник, сосед, то и ребенок будет воспринимать окружающий мир, как виноватый. Мало того, когда он вырастет, с большей долей вероятности будет искать проблему во внешних обстоятельствах, а не в себе. Если будешь признавать свою вину и ответственность, то и ребенок со временем научится искать проблему не только в окружающих, но и в себе.
На то, какая картина мира и локус контроля сформируются у ребенка, влияет несколько факторов:
Воспитание. Это не только отношение родителей к своей жизни. Это их отношение к ребенку. Влияет то, позволяли ли они ему быть самостоятельной личностью или постоянно контролировали
Считается, что если с их стороны шла поддержка желаний и устремлений ребенка, он вырастет с внутренним локусом, сможет сам контролировать обстоятельства и действовать, принимая во внимание свой внутренний мир, потребности окружающих, моральные принципы.
Обратная связь. Ребенок растет и постоянно взаимодействует с окружающим миром
Если мир говорит, что он плохой и ничего не стоит, у ребенка будет формироваться внешний локус. Получая похвалу за свои действия, он станет увереннее в себе и поверит, что сам может создавать и нести ответственность.
Религиозные верования. В некоторой степени вера связана с воспитанием. Если человек растет со стойким пониманием, что он ни за что не несет ответственности, поскольку миром управляет бог или высшее существо, велика вероятность, что вырастет он с внешним локусом контроля. Хотя нужно отдать должное, что в некоторых ситуациях религии заставляют человека концентрироваться на себе и нести личную ответственность.
Индивидуальные качества. Здесь осознанно упор делается не на характере и свойствах личности, а на характеристиках человека, как индивида. Уникальное сочетание обаяния, открытости ребенка, хороших задатков к занятию спортом, музыкой позволяет сформироваться внутреннему локусу. Меланхоличность, ощущение бессилия, безрадостность, тревожность – основа для развития стремления возложить ответственность на окружающий мир.
Внешний (экстернальный) фактор
Внешний (экстернальный) фактор помогает определить степень активности индивидуума, его независимости и самостоятельности, а еще является одной из важнейших черт личности. Этот тип находится у тех, кто всю меру ответственности за все происходящее вокруг возлагают не на себя, а на окружающих или сложившиеся обстоятельства.
Экстерналы излишне реагируют на все непредвиденные обстоятельства, воспринимая обстоятельства с настороженностью или даже испугом
При планировании большое внимание уделяют прошлому, в планы помещают воспоминания из прошлого. Само планирование у таких индивидуумов условно, ведь жизнь может внести свои коррективы
https://www.youtube.com/watch?v=oqWrjNkEo4o
Что такое Локус контроля?
Локус контроля – это выраженность предписывания личности влияния на те или иные события, отношения других и др. внешним или внутренним факторам.
Например, возьмём ситуацию: у Владимира мало или нет совсем внимания со стороны противоположного пола. Если он считает, что виной тому его не интересность, плохой характер, лишний вес, неудачная работа, отсутствие перспектив и т.д. и т.п., то есть проблема в нём — это обращение внимания на 100 процентов внутренним факторам.
Если же мужчина или женщина из нашего примера считает виноватым самих представителей противоположного (все мужики козлы, все бабы суки); родителей, не оставивших наследство, правительство, место жительство, то это локус контроля, направленный на внешние факторы.
Изображение. Интеллектуальная карта “Внутренний локус контроля”
Конечно, людей, склонных приписывать причины своих проблем (и не только проблем в смысле неудач, а вообще влияния на жизнь) только в себе или только окружающий мир, очень мало. Чаще это происходит по смешанному типу: в основном дело в другом, а я «виновен» немного
Также различные сферы жизни могут отличаться по локусу контроля: в работе уделяют внимание себе, в отношениях к другим и наоборот
Тест на локус контроля
Цель методики – определить характерную направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. Инструкция – в тесте предложено 44 кратких утверждения. Необходимо представить описанные ситуации и выбрать ответ: «+» («да»), «–» («нет»).
Кто виноват в успехах и неудачах по жизни?
Нужны отрицательные или положительные ответы на такие утверждения:
- Карьерный рост – подарок судьбы, а не усилия человека.
- Разводы происходят между людьми, не готовыми идти на уступки друг к другу.
- Заболевание – дело случая, если суждено болеть, то никуда не деться.
- Причина одиночества – отсутствие интереса и дружелюбия к окружающим.
- Исполнение желаний зависит от везения.
- Нет смысла стараться для получения симпатии окружающих.
- Благосостояние влияет на семейное счастье не меньше отношений супругов.
- Я мало влияю на происходящее.
- Эффективность руководства заключается в контроле действий подчиненных, а не надежде на самостоятельность.
- Оценки в школе зависят от настроения педагога, а не собственных усилий.
- Я верю в реализацию собственных планов.
- Удача – результат долгих стараний.
- Правильный образ жизни помогает здоровью больше, нежели таблетки и врачи.
- Если люди не совместимы, их старания для создания совместной жизни будут напрасными.
- Мои хорошие поступки высоко оцениваются окружающими.
- Поведение детей – результат родительского воспитания.
- Случай или судьба не имеет весомого значения в жизни.
- Я не загадываю наперед, поскольку многое в жизни зависит не от меня, а от обстоятельств.
- Моя успеваемость в школе зависела от собственных стараний и готовности.
- В семейных ссорах я чувствую себя виноватым.
- Жизнь людей определяется стечением обстоятельств.
- Я предпочитаю руководство, позволяющее самостоятельно решать вопросы.
- Образ жизни не влияет на возможные недуги.
- Неудачное стечение обстоятельств мешает успеху.
- За плохое управление компанией ответственны работники.
- Я не могу поменять сложившиеся отношения в семье.
- При желании я расположу к себе любого человека.
- На подрастающее поколение влияют различные обстоятельства, усилия родных в воспитании бесполезны.
- В происходящем виноват я сам.
- Иногда сложно характеризовать решения руководства в той или иной ситуации.
- Человек, не добившийся успехов на работе, проявил недостаточно усилий.
- Я добиваюсь от семьи, чего хочу.
- В моих неудачах виноваты другие люди.
- Ребенка удастся уберечь от простуды, если позаботиться о профилактике.
- С наступлением «черной полосы» я жду, пока проблемы решатся своим чередом, не пытаюсь ничего изменить.
- Успех – результат упорного труда, мало зависит от судьбы.
- От меня зависит счастье моей семьи.
- Не понимаю, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я принимаю решения и действую самостоятельно, не полагаясь на случай и помощь посторонних.
- Заслуги людей часто остаются непризнанными, несмотря на усердия.
- Иногда невозможно найти выход из семейной ситуации даже при сильном желании.
- Талантливые люди, не реализовавшие собственные способности, должны винить только себя.
- Многие успехи достигаются с помощью посторонних.
- Большинство неудач спровоцировано ленью, малое количество – зависит от везения.
Тестирование работников организации на локус контроля
Для определения собственного локуса контроля необходимо подсчитать количество ответов по отдельной шкале, каждое совпадение равно одному баллу по ней. Например, совпало 4 положительных и 6 отрицательных ответов, общая сумма составила 10 баллов.
Шкала общей интернальности:
- «+» 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44;
- «–» 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43.
Обработка результатов:
- 0-11 баллов – экстернал;
- 12-32 балла – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернальный или экстернальный тип);
- 33-44 балла – интернал.
Про алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, подробную информацию можно найти в сети интернет. Локус это в психологии не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием различных факторов: экономических, правовых, социальных. Если человек вырос в любящей семье, родители привили привычку отвечать за себя, высока вероятность развития внутреннего локуса контроля. У воспитанников авторитарных, строгих, непредсказуемых родителей – внешнего. Приобрести внутренний локус или, наоборот, освободиться от нездорового самоконтроля люди способны самостоятельно на протяжении жизни.
Мир Психологии
ЛОКУС КОНТРОЛЯ
Локус контроля (англ. locus of control) — термин амер. психолога Джулиана Роттера (Rotter, 1966) для обозначения способов (стратегий), посредством которых люди приписывают (атрибутируют) причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Предполагается, что у разных людей есть склонность (предпочтение) к определенному типу приписывания причинности и ответственности. Иначе говоря, люди могут сильно отличаться тем, какие атрибуции они дают своим и/или чужим успехам и неудачам.
Выделяют 2 полярных способа приписывания причинности и ответственности (Локус контроля). В одном случае причинность и ответственность приписывается самой действующей личности (ее усилиям, способностям, желаниям) — эта стратегия называется «интернальной» («интернальный Локус контроля», «субъективный Л. к.»), в др. случае «ответственность возлагается» на факторы, независящие от личности — внешние обстоятельства, случайности, везение, мистический фактор судьбы, фатальное действие наследственности и т.д.; второй способ называется «экстернальным Л. к.».
По степени склонности к этим 2 Л. к. людей классифицируют на интерналов и экстерналов. Точнее говоря, так называются личности, получающие крайние показатели по шкале интернальности. Не следует смешивать термины «интерналы» и «экстерналы» с созвучными терминами «интроверты» и «экстраверты».
В отечественной литературе термин «Локус контроля» часто заменяется на «локус субъективного контроля», а модифицированный опросник Роттера именуется «Опросник уровня субъективного контроля» (сокр. «Опросник УСК»). (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Локус контроля (от лат. locus — место, местоположение и франц. contrуle — проверка) — качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный или внешний локус контроль) либо собственным способностям и усилиям (интернальный или внутренний Локус контроля).
Понятие Локус контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации. Для определения Локус контроля создан вопросник и разработан комплекс методик, позволяющий выявить закономерную связь между Л. к. и другими личностными характеристиками. Показано, что люди, обладающие внутренним Л. к., более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему Л. к., напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность. Экспериментально показано, что внутренний Л. к. является социально одобряемой ценностью (идеальному Я (см. Я-идеал) всегда приписывается внутренний Л. к.).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Локус контроля — общий термин, который в социальной психологии употребляется для обозначения воспринимаемого источника управления собственным поведением. Он оценивается согласно измерению – от высокого интернального до высокого экстернального. Интерналами называются те люди, у которых наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, как на имеющих контроль над собственными судьбами, а экстерналами являются те, кто склонны рассматривать источник управления как постоянно находящийся в другом месте и приписывать успех или неудачу внешним силам.
Обратите внимание, что реальность здесь не измеряется; вопрос не в том, происходит ли реальный контроль от экзогенных или эндогенных источников, а в том, как индивид воспринимает это. См. теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности
теория атрибуции, шкала интернальности-экстернальности.
предметная область термина
ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он принимает ответственность за события своей жизни на себя и их причины видит в своем поведении и своих личностных характеристиках.
ЭКСТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ — особенность человека, когда он ответственность за события своей жизни и свои личностные характеристики приписывает внешним факторам среды, окружающим людям, «судьбе».
назад в раздел
:словарь терминов /глоссарий / таблица
Теоретические основы
Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда – склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.
Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.
В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.
В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство. Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.
Выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обосновано существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению широкого круга проблем общей и в особенности прикладной психологии личности, тем более предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.
Разработаны варианты этого теста для взрослых, школьников и даже для дошкольников. Также есть версия для национальных меньшинств. Все эти варианты при своем создании проходили тщательную психометрическую проверку. Для оригинальной версии проверка надежности проводилась методом расщепления теста и методом повторного его выполнения через 2 месяца. Эта проверка показала, что тест достаточно надежен. То же самое можно сказать и о его валидности.
Итак, согласно исследованиям, люди с преобладанием интернального локуса контроля более уверены в себе, спокойны, позитивны, у них легче складываются межличностные отношения, они более независимы. Людей с экстернальным локусом контроля отличает повышенная тревожность, меньшая терпимость по отношению к другим и меньшая популярность и конформность.
Диагностика и методики измерения
В отечественной психологии наиболее распространены следующие методики измерения локуса контроля:
- Шкала локуса контроля Дж. Роттера. Данный способ был разработан Роттером в 1966 году и впервые опубликован на русском языке в 1984 году Е. Бажиным. Он представляет собой 29 позиций с различными высказываниями , «,а», и «,б», по каждой позиции, определяющих принадлежность человека к экстенальному или интернальному типу. В зависимости от предпочитаемых высказываний тестируемый человек набирает баллы по крайним позициям шкалы интернальности или экстернальности. Однако максимально возможное количество набранных по каждой шкале баллов не превышает 23, поскольку 6 вопросов являются «,фоновыми»,.
- Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Е. Ф. Бажина в соавторстве с Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом. Данный опросник состоит из 44 пунктов. В него были добавлены субшкалы, касающиеся областей достижения успеха, ситуаций неудач, отношению к здоровью, профессиональных и семейных отношений.
- ОСЛК (опросник субъективной локализации контроля) С. Р. Пантилеева и В. В. Столина. Он состоит из 32 пунктов, 26 из которых являются работающими, а 6 , фоновыми. Имеет одномерную шкалу, измеряющую направленность локус контроля личности.
Методика изучения
Еще в 1966 году Джулиан Роттер разработал методику, позволяющую оценить локус контроля человека. Многие психологи пытались видоизменить тест. Сегодня чаще всего используется классический вариант и модификация О. П. Елисеева «Когнитивная ориентация».
Шкала «Локус контроля»
Помогает выяснить, кем является человек — интерналом или экстерналом. Также показывает, насколько он готов видеть себя, оценивать свою роль, успехи и промахи в той или иной сфере.
Тест-опросник шкалы локуса контроля Дж. Роттера содержит 44 вопроса. Нужно либо согласиться с утверждением, либо опровергнуть его.
- Построение карьеры зависит от удачливости, а не от стараний самого человека.
- Разводы — следствие того, что партнеры или не хотят, или не умеют идти на компромисс.
- Болеют все. Это нельзя предотвратить или предсказать.
- Холодные, бесчувственные люди всегда одиноки.
- Я смогу реализовать все свои желания, если мне будет сопутствовать удача.
- Симпатию завоевать невозможно. Ты человеку нравишься или нет.
- Брак зависит от денег и влияния родителей так же, как и от самих супругов.
- Я часто думаю о том, что ничего не могу изменить в своей же жизни.
- Компания будет развиваться, если все решения принимает руководитель, не полагаясь при этом на мнение подчиненных.
- Когда я учился в школе, моя успеваемость зависела не от меня, а от внешних факторов, в том числе и настроения учителя.
- Я уверен, что смогу осуществить задуманное.
- Что смогу добиться желаемого, осуществить все свои планы.
- Лучше вести здоровый образ жизни, чем ходить по врачам и пить таблетки.
- Если партнеры не сошлись характерами, нужно расходиться. Здесь ничего не изменишь.
- Мои усилия и вложения в дело всегда оценивают по достоинству.
- То, каким будет будущее у детей, зависит от того, как их воспитывали родители.
- Счастливых и несчастливых случаев не существует, равно как и судьбы.
- В этой жизни от меня мало что зависит, поэтому я не строю планы.
- Во время обучения в школе мои оценки зависели от моей же подготовки к уроку.
- При ссорах в семье считаю виноватым себя, а не партнера.
- Большая часть окружающих меня людей плывет по течению, сдается судьбе.
- Мне нравится, когда сотрудники наравне с руководителем могут принимать решения.
- Мои болезни не являются следствием моего образа жизни.
- Промахи и провалы — результат неудачного стечения обстоятельств.
- Плохой руководитель — вина сотрудников.
- Я думаю, что не в силах изменить отношения в семье.
- Стоит только захотеть, и я смогу завоевать симпатию абсолютно любого человека.
- Будущая жизнь ребенка зависит не столько от воспитания, сколько от влияния каких-либо внешних факторов.
- Ответственность за все, что со мной происходит, лежит исключительно на мне.
- Часто я не понимаю, почему руководитель поступил так, а не иначе.
- Люди, которые не могут построить карьеру, сами в этом виноваты.
- Я умею добиваться от окружающих, в том числе и членов семьи, того, что мне нужно.
- В моих неудачах виноваты окружающие.
- Тщательный уход за ребенком — защита от многих болезней.
- Если мне сложно, я жду, пока проблемы решатся сами по себе.
- Успех — это не везение и не стечение обстоятельств. Это долгая, упорная работа над собой.
- То, насколько счастливой будет моя семья, зависит только от меня самого.
- Я искренне не понимаю, почему кому-то нравлюсь, а кому-то нет.
- Я никогда и никого не прошу о помощи. Всегда рассчитываю на свои силы.
- Часто вклад человека в то или иное дело остается недооцененным.
- Зачастую семейные проблемы решить нельзя, даже если сильно захотеть этого.
- Ответственность за нераскрытый потенциал и неразвитые способности лежит на самом человеке.
- Большинство моих побед — заслуга окружающих.
- Практически во всех своих неудачах виноват я, моя лень или отсутствие знаний.
Развитие локуса
На самом деле, в человеке должны быть равным образом развиты, как внешний, так и внутренний локусы, дабы достичь гармонии в человеческой личности. И на развитие этого самого локуса контроля в первую очередь влияет воспитание человека в семье. Что вполне естественно, ведь какие-то особые личностные качества начинают прививать уже с самого юного возраста. Родителям нужно понимать, что наказания должны быть действительно заслужены, а не получены из-за плохого настроения мамы (папы). Не стоит забывать и о поощрениях (кстати, сила поощрений может разбудить в ребенке желание делать что-то правильно, чтобы заслужить еще поощрений). Хвалите ребенка, если он действительно старается. Хвалите просто так. Но ни в коем случае не поощряйте и не хвалите провинившегося ребенка. Дайте ему время осмыслить свою ошибку и прочувствовать вину. Ребенок должен научиться понимать, обдумывать свои действия, тем самым учась адекватно вести себя в обществе. Распределяя правильно меры пресечения и похвалы можно с успехом воспитать человека, обладающего нормой как внутреннего, так и внешнего контроля. Конечно, родители могут внушить ребенку, что он ни в чем не виноват, что это «дверь сама его ударила», но нужно понимать, что все должно иметь золотую середину. Приписывая очевидную вину другим людям либо предметам, человек лишает себя некоторой существенной доли ответственности и в будущем вполне способен перестать понимать взаимосвязь между поступком и последствием. А это уже тянет на необходимость обращаться к психологам. К примеру, подумайте, не выйдет ли боком вашему ребенку (а вполне возможно, что и вам), если вы все время будете говорить ему «Не плач, ты ведь не виноват!», даже если наверняка знаете, что ребенок плачет, чтобы его пожалели и не наказывали. За все нужно платить, и за свои ошибки, и проступки. И ребенок должен учиться это понимать с самого раннего возраста. Другое дело – поддержать ребенка, когда он действительно не виновен в происходящем. Наверное, многие сталкивались с проблемой избалованных детей. Чаще всего из деток, которым разрешалось все и ни за что они не наказывались, вырастают слишком самоуверенные и наглые взрослые, способные совершать такие действия, о последствиях которых нужно жалеть. Но такие люди не всегда и жалеют, просто потому, что не считают себя виновными. «Так сложились обстоятельства». То есть постепенно ребенок привыкает, что своими криками и истериками добивается всего, что захочет. Эту способность он переносит и во взрослую жизнь. С такими людьми очень сложно найти общий язык. Они, как правило, грубы и слишком самоуверенны. А самое главное – они не ценят чужой труд и совершенно не стремятся прикладывать какие-либо свои усилия к достижению своих целей. За них, по их версии, все сделают другие. В то же время, казалось бы, нужно воспитывать в человеке чувство ответственности за свои действия. Но опять-таки, в меру. Винить себя всегда и во всем – ведь тоже не выход. Если применять исключительно такой метод в воспитании ребенка, есть большущая вероятность того, что вырастет «затюканный», вечно всего опасающийся гражданин. К примеру, в детстве мальчику запрещали гулять во дворе с ребятами, все время кричали дома: «Не бери это! Не стой как вкопанный! Отойди! Не мешай! Не надо трогать!» и т.п. Ребенок, привыкая к чувству опасности, закрылся в себе, у него нет друзей, нет своих собственных желаний (потому как желать ему тоже нельзя), нет уверенности в своих действиях. Все, что он ни сделает, скорее всего (по его мнению), будет неправильно. Из этого мальчика, если все так и будет продолжаться, вырастет крайне застенчивый, неуверенный и почти наверняка очень одинокий мужчина. Профессиональные воспитатели часто упоминают о необходимости взвешивать родителям свои просьбы и приказы. Ребенок воспринимает их гораздо точнее и эффективнее при небольшом, порционном и, главное, обоснованном количестве. Уже давно доказано бесспорное влияние следующих факторов на воспитание в человеке того или иного вида локуса контроля. Во-первых, если человек воспитывался и получал целостный опыт (задания и поучения родителей были согласованны между собой и учитывали интересы самого ребенка), то уровень внутреннего локуса заметно приближался к норме. Кстати, на уровень внутреннего контроля также влияет и то, каким ребенком в семье вы являетесь. Единственный ребенок – эгоистичен, как говорят многие, но все опять-таки зависит от поведения родителей. Дети же первенцы также обладают умеренным уровнем локуса внутреннего, т.к. с детства несли хоть какую-то ответственность за младших братьев и сестер.
Эта тема закрыта для публикации ответов.