Вытеснение

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Концепция бессознательного

Справедливости ради надо сказать, что Фрейд был далеко не первым, в чью голову пришла идея о том, что человек не полностью контролирует свои поступки, что в нем есть нечто, заставляющее поступать неосознанно или даже иррационально. Идея о том, что основой многих психических расстройств является подавление сексуальности, также не была нова. Вышеупомянутый учитель Фрейда, французский психиатр Шарко, уже высказывал эту мысль.

.» (Фрейд. “Вытеснение”)

Этот свободный аффект

и доставляет страдания, превращаясь всимптом , вызываядепрессию или иным образом досаждает, преображаясь посредствомпсихологических защит .

«…неверно то, что вытеснение отстраняет от сознания все дериваты первично вытесненного. Доступ в сознание оказывается для них совершенно свободным, если они, благодаря искажению или вследствие большого числа заключенных между ними соединяющих звеньев, достаточно отдалились от основного психического представления, первично связанного с влечением. Пользуясь психоаналитической техникой, мы постоянно вызываем у больного такие производные продукты вытесненного, которые могут пройти через цензуру его сознания или благодаря своей искаженности, или удаленности от первично вытесненного представления.» (там же)

Именно благодаря использованию техники свободных

ассоциаций психоаналитик может добраться до вытесненной репрезентации и связанного с ним аффекта.Задачей психоанализа является вновьсвязать аффект с его репрезентацией и помочь пациенту пережить этот аффект. Благодаря такойпроработке аффект теряет свою остроту, репрезентация превращается в «просто» воспоминание (нарратив), симптом исчезает, депрессия ослабевает (см.Проработка и реконструкция в случае лечения депрессии ).

НАВЕРХ

Особенности психологической защиты «вытеснение»

Вытеснение помогает только некоторое время после случившегося. Оно поддерживает стабильность системы и предоставляет возможность психике прийти в себя после психологической травмы и какое-то время побыть на позитивной волне. Фрейд утверждал, что со временем у человека появляются чувство тревоги, гнев из-за воспоминаний, которые были вытеснены и длительное время хранились в бессознательном. Однако следует учитывать, что человек не способен контролировать, какое событие ему «нужно забыть», а также воспоминания о нём.

Часто психологические механизмы «вытеснение» и «подавление» воспринимают как идентичные, однако у них есть различия. Подавление осуществляется на сознательном уровне: человек понимает, что ему неприятны определенные мысли, чувства и эмоции, связанные с ситуацией, поэтому решает подавлять негативные воспоминания. При вытеснении чувства, мысли и желания не попадают в поле сознания, происходит их бессознательное отрицание. Человеку кажется, что это с ним никогда не происходило и этого вовсе не было.

Вытеснение имеет более негативные последствия, чем подавление. При подавлении существует внутриличностный конфликт, может появиться чувство гнева, однако есть возможность поработать с психотравмирующей ситуацией: пообщаться с человеком, который спровоцировал возникновение травмы, проанализировать её причины и последствия, осознать свои эмоции, чувства и переживания. При вытеснении болезненный опыт не осознается, а человек страдает из-за последствий, которые проявляются в отвращении, презрении к другому человеку, избегания общения с ним без понимания глубинных причин, почему он так действует.

Подавленные эмоции и желания легче проанализировать и понять, чем вытесненные. Работа с бессознательным требует больше времени и часто сопровождается выраженным сопротивлением при попытке вывести психотравмирующие переживания в поле сознания. Помощниками на пути к пониманию и принятию вытесненного жизненного опыта являются оговорки, описки, ослышки, забывание имён, действия «по ошибке», а также сны, которые Фрейд называл «королевской дорогой в бессознательное». В процессе консультирования терапевт сначала направляет клиента на то, чтобы увидеть очевидное, далее углубляется в подсознательное. В какой-то момент терапии у клиента появляется выраженное сопротивление – это признак того, что клиент идёт верной дорогой к осознанию забытого.

Итак, вытеснение – это психологический механизм, который, с одной стороны, помогает адаптироваться и пережить психотравмирующую ситуацию, является регулятором психического гомеостаза, а с другой – может способствовать возникновению негативных переживаний и тревоги. Вытесненная информация напоминает о себе навязчивыми мыслями, неконтролированными воспоминаниями, симптомами болезни, невротическими реакциями. Чтобы механизм вытеснения не доминировал, необходимо иметь целостное личное Я, а также достичь определенного уровня самоидентичности

Важно помнить, что не всегда причиной забывания является только вытеснение. Иногда забывание происходит из-за проблем внимания и памяти, органических изменений мозга, индивидуальных особенностей человека, а также связано с фильтром отбора информации, которая поступает к нам (забывание неважной информации и запоминание существенной)

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся вDMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/vytesnenie-psixologicheskie-zashhity-po-frejdu/.

Вытеснение в психоанализе

Если сказать простыми словами, вытеснением в психоанализе называют механизм защиты, который включается, когда психика не хочет переживать боль и тревогу и поэтому переносит их из реальной жизни в глубокие слои подсознания.

По словам психоаналитиков, при вытеснении реально происходящие события конфликтуют с желаниями, интересами и потребностями человека. И, чтобы устранить этот конфликт, психика «забывает» все неприятные моменты, защищая индивида от острых ощущений.

Для того, чтобы понять, как все происходит, приведем пример. Итак, представьте аудиторию, в которой преподаватель читает студентам лекцию. Один из слушателей мешает, разговаривает, шумит. В какой-то момент лектор выдвигает условие: если студент не успокоится, продолжать занятие дальше он не будет. Остальные присутствующие его поддерживают, и нарушителя выгоняют за дверь.

Распределим роли:

  • преподаватель — сознание;
  • шумный студент — неприятные эмоции, переживания, травмирующие ситуации;
  • слушатели — психика;
  • коридор за дверью аудитории — подсознание, бессознательная часть психики.

Продолжим историю дальше. Студент, которого выгнали, хочет, чтобы его впустили назад. Но остальные слушатели препятствуют этому. «Герою» это не мешает. Он ищет все новые способы добиться своего, например, ждет, когда так называемые стражники уйдут обедать.

Этот пример хорошо показывает, как работает вытеснение. Как только эмоции и переживания становятся неприятными для психики, она «выгоняет» их в бессознательную область. Эта информация не пропадает, она уходит лишь на время. В удобный момент, когда психологическая защита ослабевает, она пытается вырваться из заточения, причем каждый раз в новых образах. Какие это будут образы, сказать невозможно.

В приведенном примере проблему все же можно решить. Допустим, преподаватель заключает со студентом выгодный для обоих договор. Так и в случае с вытеснением. Психика может разрешить травмирующей информации вернуться в сознание. Только теперь она будет обычным воспоминанием, к которому, как и к тысячам других, человек относится нейтрально. Ответственность за такую трансформацию ложится на плечи психоаналитика.

Стоит отметить тот факт, что вытеснение зачастую приводит к развитию неврозов. Так происходит, когда оно случается в детстве. Психика убрала травмирующие воспоминания глубоко в подсознание. Но человек взрослеет и раз за разом снова переживает те же эмоции и чувства. Он снова сталкивается с ситуациями, тревогу от которых сознание вытеснило в бессознательную область. Это и провоцирует появление депрессии, апатии и невротических расстройств.

Регрессия либидо

В классическом психоанализе под регрессией подразумевают, прежде всего, регрессию на предыдущие стадии развития. Фрейдом была разработана концепция психосексуального развития, в соответствии с которой ребенок проходит последовательно три основные стадии:

1. Оральная (0 – 18 мес.) – на этой стадии основной деятельностью ребенка является сосание. Как выразилась Мелани Кляйн, психика ребенка зарождается вокруг соска его матери. Фрейд приписывал младенцу эротическое удовольствие, связанное с процессом сосания.

2. Анальная (18 мес. – 3 года) – на этой стадии, по мнению Фрейда, основная деятельность ребенка связана с дефекацией и приучением к горшку. Ребенок испытывает эротическое удовольствие от процесса дефекации, а также вступает в конфликт с родителями, противодействуя приучению его к опрятности и контролю сфинктеров.

3. Фаллическая (3 года – 5 лет) – эта стадия совпадает с развитием

По мнению Фрейда в этот период для детей обоих полов важность представляет только один орган – пенис (см. подробнее )

Основное удовольствие ребенка в этот период связано с эротическими фантазиями о связи с родителем противоположного пола и победой над конкурирующим родителем того же пола.

Базу для регрессии либидо подготавливает фиксация на одной из перечисленных стадий психосексуального развития.

Примечания

  1. Лапланш, стр.390, 392
  2. Дэвис, Дерек Рассел (2004). Грегори, Ричард Л. (ред.). Oxford Companion to the Mind, второе издание. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 803. ISBN 978-0-19-866224-2.
  3. Джанет Малкольм, Психоанализ: невозможная профессия (1998) стр. 15
  4. Зигмунд Фрейд, Пять лекций по психоанализу (Пингвин, 1995) стр. 28–9
  5. Зигмунд Фрейд, О метапсихологии (PFL 11) стр. 147 и стр. 184
  6. Зигмунд Фрейд, О психопатологии (PFL 10) стр. 245
  7. Фрейд, О психопатологии п. 245
  8. Фрейд, Пять лекций п. 35 год
  9. Фрейд, Пять лекций п. 87
  10. Болдуин, Томас (2005). Хондерих, Тед (ред.). . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр.–7. ISBN 978-0-19-926479-7.
  11. Скратон, Роджер (1994). Сексуальное желание: философское исследование. Лондон: Феникс. п. 201. ISBN 978-1-85799-100-0.
  12. Отто Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (Лондон, 1946 г.) стр. 153
  13. Жак Лакан, Четыре фундаментальных концепции психоанализа (1994) стр. 176, стр. 236, и стр. 251
  14. Р. Скиннер / Дж. Клиз, Семьи и как их выжить (1993) стр. 36–7
  15. Маккиннон, Дональд У .; Герцоги, Уильям Ф. (1962). Почтальон, Лев (ред.). . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п., 673–674. ISBN 978-0-19-866224-2.
  16. Зигмунд Фрейд, Вводные лекции по психоанализу (PFL 1) стр. 414
  17. Элейн Шоуолтер, Истории (Лондон 1997) стр. 158 и стр. 148
  18. Шоуолтер, стр. 147
  19. Дэниел Гоулман, Эмоциональный интеллект (1996) стр. 209
  20. Ричард Л. Грегори, Оксфордский компаньон разума (1987) стр. 679–80

Логика размещения вытеснения: между бегством и осуждением.

В начале своей работы, посвященной механизмам функционирования вытеснения, Фрейд описывает логику и трансформацию работы стремления от бегства к вытеснению. Он приводит следующую логику размещения вытеснения: «Стремление => Сопротивление: 1) бегство (нельзя убежать от себя); 2) осуждение (отказ от удовлетворения) => Вытеснение (т.к. достижение цели вызывает неприятное чувство)»

Данная логика не вызывает каких-либо определенных противоречий, однако, не всегда очевидно, только ли в бегство и осуждение может разрешиться первоначальное стремление? Возможны ли какие-либо иные пути его развития?

«Привет от бессознательного»

Каждый из нас замечал, что та ситуация, которую мы пытаемся забыть, часто напоминает о себе вновь и вновь. Здесь есть место механизму вытеснения.

Человек, используя защитный механизм, отрицает свои внутренние побуждения и мысли. Импульсы, которые были вытеснены, уходят в подсознание, но, несмотря на это, продолжают оказывать влияние на жизни, вызывая тревогу. Чувства, мысли, вытесненные психикой, все равно могут проявлять себя в виде оговорок или во сне.

Например, психика может вытеснять опыт «военных неврозов», травматических событий, пережитых чувств, своего поведения. Человека могут мучать флешбеки, неосознанные воспоминания, назойливые или кошмарные сны. В детстве, в период развития Эдипового комплекса, ребенок подавляет половые импульсы к одному из родителей, он учится вытеснять запретные желания в бессознательное.

Следует отметить, что примером вытеснения может служить банальное забывание говорящим имени человека, к которому он испытывает подсознательные неприятные чувства и т.д.

Обычно вытеснение играет положительную роль в жизни человека, однако есть 3 его проявления, когда оно несет негатив и создает проблемы:

  • Не выполняет свою основную роль охраны вытесненных чувств, мыслей и воспоминаний.
  • Мешает человеку двигаться в сторону позитивных изменений.
  • Мешает применению других способов преодоления трудностей.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия. Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании. Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению

Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Теория Зигмунда Фрейда

В качестве Зигмунд Фрейд отошел от гипноз, и побуждая своих пациентов вспоминать прошлое в сознательном состоянии, «сама сложность и трудоемкость процесса привели Фрейда к решающему открытию». Интенсивность его усилий, направленных на то, чтобы заставить пациентов вспомнить прошлые воспоминания, привела его к выводу, что «была некоторая сила, которая мешала им прийти в сознание и вынуждала их оставаться в бессознательном состоянии … выталкивала рассматриваемые патогенетические переживания из сознания. Я дал имя подавление к этому гипотетическому процессу ».

Позже Фрейд назовет теорию вытеснения «краеугольным камнем, на котором зиждется вся структура психоанализа» («К истории психоаналитического движения»).

Фрейд разработал многие из своих ранних концепций вместе со своим наставником, Йозеф Брейер. Более того, хотя сам Фрейд отмечал, что философ Артур Шопенгауэр в 1884 году намекнул на понятие репрессий (но он читал его только в более поздней жизни), он не упомянул, что Иоганн Фридрих Гербарт, психолог и основатель педагогика чьи идеи были очень влиятельны в среде Фрейда и, в частности, на учителя психиатрии Фрейда Теодор Мейнерт, использовал этот термин в 1824 году в своем обсуждении бессознательных идей, конкурирующих за проникновение в сознание.

Этапы

Фрейд считал, что есть основания предполагать, что существует первичное подавление, первая фаза вытеснения, которая состоит в том, что психическому (идейному) представителю инстинкта отказывают во входе в сознание », а также« вторая стадия вытеснения, собственно репрессии, который затрагивает ментальные производные репрессированного представителя: выделил то, что он назвал первой стадией ‘первобытный репрессия «из» случая собственно репрессии («последующее давление») ».

На этапе первичной репрессии «весьма вероятно, что непосредственными провоцирующими причинами первичных репрессий являются количественные факторы, такие как … самые ранние вспышки тревоги, которые имеют очень интенсивный характер». Ребенок понимает, что исполнение некоторых желаний может принести беспокойство. Это беспокойство приводит к подавлению желания.

Когда она усвоена, угроза наказания, связанная с этой формой тревоги, становится суперэго, который ходатайствует против желаний я бы (который работает на основе принцип удовольствия). Фрейд предположил, что «возможно возникновение супер-эго, которое проводит линию разграничения между первичным вытеснением и последующим давлением».

Терапия

Аномальное подавление, как определено Фрейдом, или невротическое поведение происходит, когда подавление развивается под влиянием Супер-Эго и интернализованного чувства тревоги, что ведет к нелогичному, саморазрушительному или антиобщественному поведению.

А психотерапевт может попытаться улучшить это поведение, раскрывая и повторно вводя подавленные аспекты пациента. мыслительный процесс к их сознательному осведомленность — «взяв на себя роль посредника и миротворца … чтобы снять репрессии». При благоприятных обстоятельствах »Репрессия заменяется на осуждающее суждение выполнено по лучшим направлениям », тем самым уменьшая беспокойство по поводу задействованных импульсов.

Реакции

Философ Жан-Поль Сартр бросил вызов теории Фрейда, заявив, что не существует «механизма», подавляющего нежелательные мысли. Поскольку «все сознание осознает себя», мы будем осознавать процесс вытеснения, даже если умело уклоняемся от проблемы. Философ Томас Болдуин указано в Оксфордский компаньон философии (1995), что аргумент Сартра о том, что теория вытеснения Фрейда внутренне ошибочна, основан на неправильном понимании Фрейда. Философ Роджер Скратон утверждал в Сексуальное желание (1986), что теория вытеснения Фрейда опровергает утверждение, сделанное Карл Поппер и Эрнест Нагель, что теория Фрейда не предполагает проверяемый наблюдение и поэтому не имеет подлинного предсказательная сила, поскольку теория имеет «сильное эмпирическое содержание» и предполагает проверяемые следствия.

Подавленные воспоминания

Одной из проблем, с которой боролся Фрейд, был статус детских «воспоминаний», восстановленных после подавления в его терапии. Он пришел к выводу, что «эти сцены из младенчества не всегда правдивы. Более того, они не соответствуют действительности в большинстве случаев, а в некоторых из них они прямо противоположны исторической правде». В конце 20 века возникли споры о статусе таких «восстановленных воспоминаний», особенно о жестоком обращении с детьми, при этом многие утверждали, что Фрейд ошибался, игнорируя реальность таких восстановленных воспоминаний.

Принимая «реалии жестокого обращения с детьми», феминистка Элейн Шоуолтер считал важным проводить различие между жестоким обращением, которое вспоминается все время, о жестоком обращении, которое вспоминают спонтанно, о жестоком обращении, восстановленном в ходе терапии, и о жестоком обращении, предлагаемом в терапии ». Исследователь памяти Элизабет Лофтус показал, что можно имплантировать ложные воспоминания у людей и что можно «усомниться в достоверности терапевтически восстановленных воспоминаний о сексуальном насилии … болтовня». Однако уголовные прокуроры продолжают использовать их в качестве доказательств в судебных делах.[нужна цитата].

Ведутся споры о возможности подавления психологическая травма. Хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что «взрослые, пережившие тяжелую травму, могут страдать от психического оцепенения, блокируя воспоминания или чувства о катастрофе», оказывается, что травма чаще укрепляет воспоминания из-за повышенных эмоциональных или физических ощущений. (Однако эти ощущения также могут вызывать искажения, так как человеческая память в целом фильтруется как слоями восприятия, так и «соответствующей ментальной схемой … пространственно-временными схемами»).

Аннулирование

Аннулирование – механизм уничтожения неприемлемых для человека действий или мыслей, попытка уравновесить какое-либо чувство (чаще всего чувство вины или стыд).

В качестве примера можно привести подарок, преподнесённый человеком, который в чём-то виновен. Но следует подчеркнуть, что аннулированием это будет являться только в том случае, если человек идёт на этот шаг неосознанно.

То есть у него должно возникнуть искреннее желание подарить что-то, чтобы ликвидировать чувство вины. Если же он просто привык откупаться за свои проступки и дарит что-то потому, что «так надо», это уже не является аннулированием.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.