Оглавление
Формулировка и содержание закона
Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т. п. — где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.
При преодолении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка. Непрерывность в развитии — стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего. Скачок — стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.
Следует заметить, что само по себе количество не переходит в качество. Обычно определённые количественные изменения приводят к изменению параллельно сопутствующих качеств. При этом количество переходит в другое количество, а качество при определённом изменении количества превращается в другое качество. Широко употребляемое выражение «переход количества в качество» фактически является неточной формулировкой и может сбить с толку тех, кто не знаком с данным вопросом.
Принцип перехода от количественных изменений к качественным получил существенное развитие и конкретизацию в синергетике. Значительно детализированы и углублены знания о переходах (скачках) на всех уровнях развития материи, от элементарных частиц до общества.
Примеры:
- Логика: Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия;
- Химия: Таблица Менделеева: добавление 1 протона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств;
- Биология: Принцип олигомеризации гомологичных органов.
Понимание сущности трех законов
К. Заслуга Маркса состоит в том, что он диалектико-материалистически понял не только природу, но и общество (см. «Материалистическое понимание истории»).
Диалектика — это учение о развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов реального мира, а значит, о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Как видно из определения, диалектика имеет универсальный и всеобщий характер.
Диалектика выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. В отличие от законов науки, которые имеют определенный предел функционирования, законы диалектики — это законы-тенденции, то есть они проявляются в каждом явлении, предмете, процессе, находясь в неразрывном единстве друг с другом. Определить сферу действия любого закона можно только формально-логически, задавая вопросы:
1.Почему происходит развитие? — Отвечая, давайте очертим рамки закона единства и борьбы противоположностей;
2.Как происходит развитие? — Определим область действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений;
- Куда идет развитие? — Когда мы даем ответ, мы попадаем в сферу действия закона отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики, поскольку раскрытие сущности противоречия ведет к раскрытию источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития через:
- переход от количества к качеству (процесс накопления изменений внутри качества, сохраняющегося до определенного предела; главное здесь — мера как предел сохранения качества);
- переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода);
- переход от качества к количеству (вновь возникшее качество требует для себя новых количественных характеристик).
Чтобы понять этот закон, важно помнить, что качество и количество — это свойства объекта. Качество — внутренняя детерминированность объекта, его способность быть стабильным
Количество — это внешняя детерминированность объекта, его способность к изменению.
Закон отрицания отрицания показывает направление развития, преемственность нового со старым как условие прогресса, непреодолимость нового в развитии. Он занимает особое место в системе диалектических законов, поскольку помогает понять, что все три закона диалектически взаимосвязаны, что в объективной реальности они действуют не вместо друг друга, а одновременно. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей каждая система проходит ряд взаимосвязанных стадий, что выражает неустранимость нового и спиралевидный характер развития, проявляющийся в определенном повторении черт начальной стадии общего цикла на высшей ступени развития.
Диалектическое отрицание определяет восходящий, прогрессивный характер развития. Диалектическое отрицание — это момент соединения старого и нового, включая прогрессию и непрерывность.
Таким образом, развитие протекает в определенных циклах, каждый из которых состоит из трех этапов: начальный момент, превращение явления в его противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).
Следует подчеркнуть, что только понимание сущности трех законов диалектики и их взаимосвязи позволяет понять процесс развития в целом.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Соотношение языка и действительности
- Структурализм в лингвистике
- Что важнее: чувства или разум?
- Коэволюционная теория развития общества и природы
- Нумений из апамеи
- Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
- Культурологический подход Шпенглера
- Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
- Экономические идеи древнеримских мыслителей
- Право как элемент духовной структуры общества
Приёмники инфразвука. (часть вторая)
Опубликовано: 08.11.2018
Информационные(энергетические) приёмники Информационные инфразвуковые волновые приёмники предназначены для приёма энергии передаваемой по инфразвуковому интерфейсу. Работают они по принципу резонаторов, которые позволяют усиливать сигнал принятый антеннами. С помощью вторичного резонатора инфразвуковой сигнал преобразуют в заданный звуковой диапазон. По типу используемых антенн их разбивают на две большие группы: —Объёмные резонаторы с монолитными скальными антеннами: В качестве антенны обычно используют естественный скальный монолит, расположенный определённым образом к передатчику инфразвука. На этом монолите строят объёмный резонатор, с помощью которого принимают данные от вибрации монолита. —Объёмные резонаторы с камертонными антеннами: Второй вид антенн, это камертонные Читать дальше …
Трактовки философов
Многие из тех, кто занимался в свое время определением того, что такое диалектика в философии, давали собственную оценку этого понятия. Самыми известными были:
- Гераклит. Определение диалектики в философии — это формировании самого бытия. Оно будет изменчивым вечность.
- Сократ говорил о значении диалектики в философии как об искусстве ведения диалога. Целью изучения для него было постижение реальности, путем наваждения собеседника на определенные вопросы. Сократ был одним из самых критикуемых философов своего времени.
- Платон. Ученик Сократа говорил, что диалектика — это способ разделения или объединения определений. Цель этого действия заключается в достижении сверхчувствительного, превосходного понимания предметной стороны жизни.
- Аристотель. Не называл диалектику искусством. Считал ее наукой, объединяющей реальные исследования науки.
- Джордано Бруно значительно отошел от классического, общего восприятия диалектики в философии. Это способствовало формированию совершенно нового понятия. Итальянец наполнил его более реалистичным и живым содержанием. Так, согласно Бруно, в философии диалектика — наука скрещивания противоположных вещей.
- Кант. В одном из своих главных произведений, «Критике чистого разума», он говорил о диалектике, как об инструменте уничтожения иллюзорного восприятия мира. По его мнению, человек запутывается в противоречиях и только рациональное зерно диалектики способно решить загадки человечества.
- Гегель говорил о познании противоречивых исходов, которые являются двигателем прогресса человеческой мысли.
В словаре Энциклопедии
(от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор), философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.
Критика и оценки диалектики[править | править код]
Николай Гартманправить | править код
По мнению Н. Гартмана,
Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок».
Карл Попперправить | править код
Диалектика Гегеля объясняет развитие мышления через триаду тезис → антитезис → синтез. К. Поппер объясняет эту схему, сравнивая её с научным «методом проб и ошибок», который отбраковывает неподтверждающиеся экспериментом теории. Поппер признаёт, что весьма разумно начинать «развитие определённой области человеческого мышления с какой-то одной идеи — тезиса, открытого для критики, которая „создаст“ свой антитезис». Завершаемая синтезом разумных зёрен схема «добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок».
Критику Поппер начинает с того, что синтез субъективен — определяется не только материалом тезиса и антитезиса, но и умами, его (этот синтез) отстаивающими. Но, правильно замечая, то, что противоречия — двигатель интеллектуального прогресса и что они неизбежны, диалектики делают крайне неверный вывод, что избавляться от противоречий даже нежелательно. Это опасно, говорит Поппер, поскольку так называемая плодотворность противоречий есть просто результат нашего решения не мириться с ними. Кроме того, он показывает, как из противоречия следует что угодно. Примирение с противоречием обязательно приводит нас к отказу от критики, от поиска непротиворечивых теорий, синтеза, к концу рациональности и науки. Поэтому диалектическая логика, более чем годная для философского описания истории, не должна занимать фундаментальное место формального логического вывода в жизни. И уж тем более нелепо утверждать, что физическая реальность развивается диалектически, как это делает Маркс.
К. Поппер отмечает, что в диалектике неправильно употребляются логические термины, а понятия «отрицание» и «противоречие» имеют определенное логическое значение, отличное от диалектического. Такая терминология, по мнению Поппера, лишь вводит в заблуждение. Менее обманчивыми были бы термины «конфликт», «противоположная тенденция» или «противоположный интерес». А неуязвимость диалектики для критики Поппер называет чрезвычайно опасным «железобетонным» догматизмом.
Зарождение и этапы развития
I этап
Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.
Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие. Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма. «Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.
Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика». Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.
Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.
II этап
В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.
III этап
Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.
IV этап
Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о. диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».
Диалектика
Кто открыл законы диалектики?
Первые наработки в сфере диалектики относятся ко времени существования древних государств: Китая, Индии и Греции. Античная диалектика не была структурированной и точной, но имела в себе зачатки современного понимания законов существования вселенной. Зенону Элейскому, Платону, Гераклиту и Аристотелю принадлежат первые попытки формирования законов диалектики.
Основной вклад в формирование диалектической мысли внесли немецкие философы
Важной составляющей работ немецких авторов, включая три закона диалектики Гегеля и теорию познания Канта, являются христианские доктрины. Философия того времени опиралась на средневековое понимание мира и рассматривала окружающую действительность в качестве предмета познания и деятельности
Средневековая диалектика
Период «Темных времен» истории человечества ни в коем случае не существовал в культурном или философском вакууме. Во времена Средних веков точно так же использовался античный метод постижения истины.
Диалектику называли одной из составляющих семи вольных искусств и трактовали ее в более широком смысле, чем это делали в Древней Греции. Для ученых и философов это было наукой ведения споров. В структуру диалектического диалога входили вопросы и ответы, которые часто были категоричными и претендовали на максимальную объективность. В изречениях и рукописях Средневековья часто использовались религиозные доводы и суждения, основанные на полном признании власти Господа над душой и разумом человека. Каждый предмет такой «объективной» реальности был разделен между родами и видами.
Всем известная теория триединства мира также использовалась в диалектических размышлениях Средних веков. Это была христианская догма о Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе. Уровень развития диалектики не стал ниже, а просто пошел по другому пути. Темные века нельзя связывать с деградацией философской мысли, а лишь с временным упадком числа поддерживающих ее людей. Диалектика все еще имела в своей структуре те же законы, которые применялись тысячу лет назад. Закон двойного отрицания, единения и борьбы, качественного и количественного развития — все они применялись в Средневековье.
Главной целью, связанной с использованием диалектики Средних веков, является попытка воссоединения двух крайностей. Мирская жизнь должна была быть связана с божественной, мирское с сакральным, бедность с богатством, сила со слабостью и так далее.
Самой главной ошибкой, связанной с развитием диалектики тех времен, считается ее взаимодействие с религией и теологией. Учение о едином боге никаким образом не могло сочетаться с теорией о самом объективном познании, выведенном путем долгих размышлений и диалогов как с человеком, так и с природой. На основании этого Аристотель вывел собственную теорию миропонимания, завязанную на аспекте мирового абсолюта, который, в свою очередь, не зависел от менее монументальных частиц нашего мира. Неоплатоники вывели свою теорию, которая была лишь переосмыслением (или переименованием) уже существующего закона «перехода от количественного к качественному развитию». В работах Кузанского вопрос о том, что такое определение диалектики в философии, раскрывается в отождествлении истинного и ложного, знания и невежества, минимума и максимума. Оно заключается в смысловом объединении всех качественных противоречий.
Античная диалектика
Главными первооткрывателями диалогов, как способа определения основных понятий жизни, были античные греки. Ранние греки рассказывали о мировом вечном движении и уже тогда представляли вселенную, как последовательный и завершенный продукт, идеальное творение физики. Согласно этой доктрине, диалектика — это тот способ постижения мира, который способен объяснить как самые простые вещи, так и движение Вселенной.
Гераклит говорил о вечном движении хаотичной жизни к идеалу, которого она никогда не постигнет, так как две противоположности — порядок и хаос, никогда не смогут взаимодействовать вместе. Основателем законов диалектики в философии традиционно считается Зенон Элейский. Именно он первым поднял вопрос о противоречивости понятий перемещения и множеств. Гераклит развил эту идею и заложил в нее понятия морали и скептического взгляда на вещи.
Один из самых известных приверженцев диалектики, Аристотель, был тем, кто разделил понятия «диалектика» и «аналитика». Диалектика ни в коем случае не претендует на объективность, но аналитика, в свою очередь, оперирует непосредственными фактами и расчетами. Исходя из этого можно сказать, что первое — философское понятие, а второе — научное. Также великий мыслитель разделил познание на 4 составляющие: целевую, движущую, материальную и формальную стороны.
Платон в этом вопросе стал приверженцем школы элейцев, отождествляя истинное бытие со статичностью и монументальной постоянностью естества. Также весомое отличие его диалектики в философии — это выделение более высшего рода человеческого естества. Такие существа способны мыслить иначе, осознавая себя в противоречиях. Быть и не быть, быть равным себе и не равным, переводя естество в совершенно иное русло. Платон полностью отошел от канонов, заключив определение диалектики философии в более широкое поле противоречий — единство и множество, вечность и сиюминутность, спокойствие и передвижение. Именно противоречие стало для него тем стимулом, который толкает человечество к поиску истины и своего места в мире. Платон развил свою идею до формирования пяти основных принципов диалектики: бытие, тождественность, покой, движение и изменчивость.
В своих произведениях античные философы рассматривали вопросы понятия родов всего сущего. Они подвергали анализу такие понятия, как, бытие, покой, передвижение. Платон, например, говорил, что движение и покой не могут быть связаны. Единственным камнем преткновения перед этим утверждением являлся факт «существования» этих двух понятий. Их объединяло третье — «бытие». На основании этих диалектических исследований, было образовано понятие о трех родах.
Они являлись представительствами самих себя и противоречиями друг друга. Такая трактовка провоцировала появление допущения, согласно которому «бытие» и «иное», так же связано, как и «покой» и «движение». Сопоставление этих понятий делает их «тождественными», что противоречит само себе по своей сути.
Именно эти размышления способствовали появлению пяти независимых родов всего сущего — покоя, движения, бытия, тождества и иного.
СССР и современная Россия
В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.
По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.
Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.
Устройства для обработки инфразвуковых волн.
Опубликовано: 11.03.2019
Пришло время рассказать об устройствах, используемых в инфразвуковой энергетике. В классификации приёмников (рис.65) они выделены в отдельную группу. Не думайте, если они названы «приёмники», то они только принимают энергию. Любой приёмник не только принимает энергию, но и переизлучает её. Например, радиоприёмник принимает электромагнитную энергию, а излучает звуковую. Звуковые макросхемы. Пирамида является усилительным элементом входящем в состав устройства, а при наличие внутренней положительной обратной связи(ПОС), она может быть генератором октавных энергий. Пирамида использует инфразвуковую(вибрационную, RE октавную энергию) потока, обычно реки(РЕ КАтящая) или ветра(ВЕрхний Ты Ре), она же является и блоком питания Читать дальше …
Вопрос о красном и белом торжествах
В Китае называют брак красным торжеством, смерть — белым торжеством, а и то и другое вместе — торжеством счастья и несчастья…
Китайцы — это люди, понимающие диалектику. Брак заключается для рождения детей — мать, подобно авиаматке, должна отделить от себя ребенка, трёх, двух и даже десятерых, восьмерых.
Но слишком много детей тоже нехорошо. Рождение человека — это радостное событие. Один превращается в двоих, двое превращаются в четверых. Что же касается смерти, то человека оплакивают, устраивают траурные церемонии. Но это тоже радостное событие. Человек должен умереть. Если бы Конфуций был жив сейчас и заседал в Хуайжэньтане в возрасте более 2000 лет, то это было бы плохо. Говорить о диалектике и отрицать смерть и гибель неправильно, это метафизика. Некоторые бедствия — естественные явления. Скачок представляет собой наиболее коренной закон Вселенной. Рождение человека — это скачок, смерть человека — тоже скачок. Если умрет Чан Кайши, то мы все будем аплодировать; если умрет Даллес, то мы тоже не будем проливать слез. Однако гибель нового, новых явлений (например, поражение русской революции 1905 года, потеря нами опорных баз на юге страны) — это всегда плохо. Конечно, плохо, скажем, когда град и буря губят всходы; это влечёт за собой трудности с дополнительным посевом. Мы, коммунисты, исходим из того, что вещи изменяются. Так называемый скачок вовсе не похож на то, что было прежде. За 7 лет догнать Англию, затем ещё 8 лет догонять Америку, то есть за 15 лет догнать Америку, — это скачкообразное изменение. Разумеется, внезапное, скачкообразное изменение не происходит мгновенно. Догнать Англию за 7 лет: 7 лет надо разделить на 7 этапов, год делится на четыре квартала, имеет 12 месяцев, распадается на 365 дней. В течение 7-летнего периода происходит множество скачкообразных изменений частичного характера, но большинство их — количественные изменения. Например, чтобы догнать Англию по добыче каменного угля, потребуется лишь 2-3 года. В этой области качественное изменение лучше количественного, без количественных изменений невозможны скачкообразные переходы, если не будет количественных изменений, то скачкообразный переход не будет иметь основы и будет плодом авантюризма. Равновесие нарушается — и в итоге происходит переход к новому равновесию.
Мы и напрягаемся, и отдыхаем
Мы и напрягаемся, и отдыхаем. Одно только напряжение без отдыха не годится. В провинции Хэнань есть школа по подготовке красных и квалифицированных специалистов. Часть её учащихся переутомляется, дремлет на уроках. «Принципы Вэньвана и Увана состояли в том, чтобы то напрягаться, то расслабляться. Расслабляться без напряжения? — Ни Вэньван, ни Уван не делали этого. Напрягаться без расслабления? — Ни Вэньван, ни Уван не могли пойти на это». Если такие мудрецы, как Вэньван и Уван, не могли так поступать, неужели можем мы?
Маоизм без прикрас. — М., «Прогресс», 1980. — с. 89. В источнике эта цитата отнесена к «Выдержкам из разных выступлений за 1960 год».
Эта тема закрыта для публикации ответов.