Сочинение что такое память. роль памяти в жизни человека

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Оглавление

Значение биологической памяти и запоминания

Приобретение знаний, накопление в памяти информации и способность к ее воспроизведению позволяют человеку приспосабливаться к окружению. Без этих способностей планомерное достижение желаемых результатов и сознательное избежание неудач было бы невозможным.

Мозг как компьютер

Главное отличие краткосрочной и долгосрочной памяти – в объемах запоминаемого материала. Предельные возможности человеческого мозга остаются неизученными. Но даже то, что известно, поражает воображение – столько информации не содержится в самых крупных библиотеках. В обычной жизни человек не задействует все функции и возможности своего совершенного мозгового устройства. Из-за огромного количества информации есть серьезные проблемы с ее поиском.

Виды памяти

Основных видов памяти два — кратковременная и долговременная. Классификация других видов памяти зависит от функции и типов обрабатываемой информации.

Кратковременная память

Кратковременная память (другие названия – первичная, активная) отвечает за запоминание событий, произошедших в течение 20-30 секунд. Она основана на временных нейронных связях фронтальной и теменной коры головного мозга.

С помощью этих связей фиксируется информация, поступающая от органов чувств. Ресурсов кратковременной памяти достаточно, чтобы запомнить и воспроизвести отрывок текста во время диктанта или набрать номер телефона, вычитанный в справочнике.

Сочинение №2

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.

Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.

Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей. Она помогает хранить эмоции, хранить то, что когда то навело вас на очень сильные чувства, и это прекрасно.

Также память может послужить как вещь, предостерегающая от ошибок, совершенных в прошлом. Дабы избежать того что с вами уже происходило, достаточно просто вспомнить о данной ситуации, провести параллели с настоящим,  и сделать выводы. С помощью данного алгоритма можно избежать множество проблем, и именно этим нам также очень сильно помогает наша память.

Но также есть и плохая сторона памяти. Иногда мы запоминаем ужасные события

Например, смерть близкого человека, или случай который произошел в вашей жизни, неважно, важно то, что как бы вы ни хотели избавиться от этих воспоминаний – они никуда не денутся. Эти воспоминания часть вас и с этим, скорее всего, придётся мириться

Так или иначе, память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни.

Но, так как данное сочинение было, написано основываясь исключительно на субъективном мнении, что стоит, несомненно, учитывать, то оно не претендует на объективность или исключительную верность.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

Полезный материал по теме:

  1. Проблема роли памяти в жизни человека
  2. проблема роли памяти в жизни человека Лихачёв
  3. Роль книги в жизни человека (Проблема значения книги в жизни человека)
  4. Роль родителей в жизни человека
  5. Роль любви в жизни человека

Роль политики в жизни общества. политология. Тема роль политики в жизни общества

… относящихся к другим подсистемам, но оказывающих определенное воздействие на политическую сферу. Политика имеют особую роль в жизни общества в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. …

Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

… лишь в 1925 году. В ней описаны основные этапы длительного исторического процесса превращения обезьяны в человека, где решающим фактором в этом процессе преобразования является роль труда и тому, как труд повлиял на эволюцию человека в целом. Труд …

«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

… учителя». В наше время все по-разному понимают роль педагога. Некоторые видят в нём просто «подателя информации» по предмету. Я же вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ученика. …

Значение денег в жизни человека. : Роль денег в жизни человека

… пустыня, «политая» деньгами, расцветет и превратится в эдемский сад. И самое прекрасное для жизни место, лишенное денег, станет юдолью скорби и страданий. Во что превращается жизнь людей в современном мире …

Химия в повседневной жизни человека — роль, значение и воздействие на организм

… Эти простые правила позволят без риска для здоровья пользоваться всеми достижениями современной химии. Польза химии Вещества, полученные химическим путем, используют в медицине. Они помогают сохранить больным людям …

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПАМЯТЬ

Внутренняя память человека является объектом исследования во многих странах мира. Кроме того, проводятся многочисленные
эксперименты с разнообразными животными на предмет запоминания слов, предметов, оценки и развитие умственной деятельности животных и птиц. Например, шимпанзе, собаки, крысы, вороны, попугаи и
т.д.

Внешняя память человека представляет особый интерес, поскольку это направление науки, находится на начальном этапе своего
развития. Это, прежде всего, память воды, золота, амулетов и, конечно, память ноосферы.

Определение ноосферы дал Владимир Иванович Вернадский. Ноосфера — это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль
принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей. Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Таким образом
ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы.

Эта сфера высшая стадия эволюции биосферы, станов-ление ее связано с развитием общества, которое оказывает глубокое
воздействие на природные процессы, в границах ее разумная человеческая деятельность становился определяющим фактором развития.

Кроме того, к внешней памяти человека можно отнести: блокноты, тетради, магнитофоны, компьютеры, телефоны и другие носители
информации, которых в настоящее время очень много.

Одним из важнейших направлений исследований является воспроизведение информации из внутренних и внешних источников памяти
человека.

ПО ТЕМЕ…

Внучка всемирно
известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева считала, что
человеческий мозг — это живое существо, находящееся в нашем теле. Ей всегда хотелось заглянуть за грань, за предел, побывать там, где никто еще не был, хотелось понять, что делает человека —
человеком. И, кажется, ей это удалось. Вот кратко ее выводы:

«Фактором, наиболее
часто и существенно влияющим на состояние мозга здорового человека, являются эмоции. При эмоциональных расстройствах очень хороши прогулки, разного рода двигательная активность, плавание.
Воспитанный баланс эмоций, разумная гордость и стойкость — важнейшие условия для полной реализации таланта. Если бы люди были здоровы и, скажем так, оказывались бы менее часто подавлены или
перевозбуждены проблемами, творческий потенциал человечества значительно увеличился бы. Особенно сейчас, в фазу растущего информационного потока.

Я часто думаю о
мозге так, будто он — отдельный организм, как бы «существо в существе». Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала
такое чувство, будто нашла жемчужину.

Между прочим, вы
знаете, что у вас в мозгу постоянно действует детектор ошибок? Он напоминает — «вы не выключили свет в ванной», обращает ваше внимание на неправильное выражение «синий лента» и предлагает другим
отделам мозга его проанализировать, лента-то «синяя», но что кроется за ошибкой — ирония, незнание или небрежность чьей-то быстрой речи, выдающая волнение? Вы же человек, вам надо знать и
понимать не один, а множество планов.

Оказывается, когда
кто-то говорит «после всего пережитого я стал совсем другим», он совершенно прав — перестроилась вся работа его мозга, даже некоторые центры переместились. Мы видим, как люди мыслят, как
вспыхивают огоньками отдельные активные клеточки, но еще не расшифровали код мышления и не в состоянии по картинке на экране прочитать, о чем вы думаете. Может быть, никогда и не расшифруем. Я
допускаю, что мысль существует отдельно от мозга, а он только улавливает ее из пространства и считывает. Мы видим многое, что не в состоянии объяснить. Я встречалась с Вангой — она читала
прошлое, видела будущее. По данным Болгарской академии наук, число ее сбывшихся предвидений — 80%. Как у нее это получалось?

Принято говорить,
что у нас задействованы только 5-7% мозговых клеток. Лично я на основе своих исследований склонна полагать, что у творчески мыслящего умного человека работают почти все 100% — но не разом, а как
огоньки елочной гирлянды — по очереди, группами, узорами».

Наталья Бехтерева
всю жизнь посвятила изучению мозга. Незадолго до ухода в лучший мир она написала научную работу «Умные живут долго».

Что вредит памяти

Разумеется, память по естественным причинам ухудшается с возрастом, однако сохранить способность запоминать нужную информацию вполне возможно, если соблюдать определённые правила и избегать рисков.

Страдают от забывчивости те, кто не высыпается. Исследования показали, что если бодрствовать в течение 36 часов, то способность к воспроизведению информации снижается на 40%.

Гиппокамп, имеющий ключевое значение для откладывания сведений в долговременной памяти, хуже работает из-за стрессов. Адренокортикотропный гормон и кортизол, выплеском которых организм реагирует на неприятную ситуацию, препятствуют консолидации воспоминаний.

Формирование опыта

Существует два типа памяти, которые  формируются:

  • неявная (имплицитная)
  • явная (эксплицитная) память.

Что  делали вчера вечером?  Чтобы ответить на этот вопрос,  мозг активировал нейронную сеть вчерашних событий и извлек эту карту информации, чтобы рассказать историю о том, что  сделали вчера. Вы активно привнесли прошлое в ваше настоящее осознание. Это происходит, когда  небрежно думаете или размышляете о прошлом. Сознательное направление вашего ума в прошлое известно как явная память.

С другой стороны, если вы отложите чтение, выйдете на улицу и сядете в машину, предполагая, что вы знаете, как водить машину, вам придется подумать об этом? Причина, по которой вы можете ездить с такой легкостью или ходить по дому, или даже знать, как ходить, если на то пошло, из-за неявной памяти. Неявная работает на автопилоте без человеческого мозга.

Когда вы вошли в этот мир беспомощным младенцем, эти воспоминания были ответственны за ваше превращение во взрослую жизнь. На самом деле, исследователи полагают, что в первые полтора года нашей жизни мы лишь неявно кодируем воспоминания и интеллект ребенка не нужен.

Три особенности неявной памяти заключаются в следующем:

Не нужно использовать главное, сознательное внимание для создания.
Когда неявная память возникает из хранилища, у вас нет ощущения, что что-то вызывается из прошлого. (Вы не думаете о том, как впервые научились ходить каждый раз, когда идете).
Не требует участия гиппокампа (часть человеческого мозга).. Ваши неявные воспоминания отвечают за ваши убеждения, ваши подсознательные ментальные модели, ваше чувство правильного или неправильного и триггеры, которые вызывают у вас страх, стресс и беспокойство

Ваши неявные воспоминания отвечают за ваши убеждения, ваши подсознательные ментальные модели, ваше чувство правильного или неправильного и триггеры, которые вызывают у вас страх, стресс и беспокойство.

Существуют виды памяти у человека

Онлайн-программа «Мнемотехники»

На этой онлайн-программе всего за 5 недель с помощью специальных мнемотехник и онлайн-тренажеров вы научитесь быстро и надолго запоминать имена и лица, числа, даты, дни рождения, иностранные слова и многое другое. Программа идеально подходит для школьников и студентов, людей, чья работа связана с аналитикой и которым необходимо держать в голове многочисленные списки и цифры, для тех, кому часто приходится общаться с новыми людьми. Полезна она будет и тем, кто хочет повысить свой уровень эрудиции и интеллекта, а также просто желает улучшить свою память. Узнать подробнее…

Каким образом развивать память – личное дело каждого, но одно верно для всех – если вы желаете развиваться и достигать успехов на любом поприще, делать это нужно обязательно, и теперь вы знаете как. Желаем удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Мнемотехники для начинающих
  • Кривая забывания
  • Как тренировать память
  • Метод интервальных повторений
  • Что такое когнитивные способности
  • Виды памяти и их особенности
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста
  • 10 необычных способов повысить когнитивные способности
  • 8 научных способов улучшить память

Ключевые слова:1Мнемотехники

Как улучшить память

Чтобы улучшить способность к запоминанию, регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

По данным американских исследователей, даже 20 минут физической активности в день повышает содержание в нервной системе глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот, участвующих в механизмах памяти.

Также улучшить память можно с помощью особых когнитивных упражнений:

Целлюлярный токинг. Назовите предметы, находящиеся напротив Вас в комнате (ноутбук, музыкальный центр, лампа, ключи и т.д.) Через некоторое время Вы почувствуете, что затрудняетесь быстро вспомнить, как называется та или иная вещь и охарактеризовать ее. Однако регулярное повторение упражнения повышает скорость мышления и заставляет нейроны работать с полной отдачей.
Дом памяти. Назовите конкретные предметы или имена людей, объединённых в какую-либо категорию. Например, вспомните пару десятков поэтов или знаменитых спортсменов. Подходят для упражнения названия компьютерных игр и фильмов, перечисление животных, растений, продуктов питания и предметов интерьера.
Слова-перевертыши. Отличным упражнением для тренировки зрительной и словесной памяти является проговаривание слов задом наперёд (коса-асок, трава-аварт и тому подобное)

Здесь принципиально важно не читать слова по бумаге, а представлять их в своём сознании. От коротких слов постепенно переходите к длинным (поначалу, возможно, придется дробить их на отдельные слоги).

Старайтесь в повседневной жизни обходиться без записей, например, при составлении списка покупок перед походом в супермаркет или при поздравлении родных и друзей с именинами.

Для более эффективного запоминания применяйте методы мнемотехники, пользуйтесь ассоциациями и разбивайте большие блоки информации на части. Не витайте в облаках, а в каждый конкретный момент концентрируйтесь на выполнении стоящей перед вами задачи.


Есть и продукты, которые наоборот улучшают память

Улучшают память эфирные масла мяты, розмарина и лимона, а также некоторые продукты:

  • черника;
  • рыба жирных сортов;
  • яйца;
  • куркума;
  • грецкие орехи;
  • брокколи;
  • апельсины;
  • горький шоколад.

Выполнение простых упражнений, здоровое питание и физическая активность сохранят память надолго и позволят вам оставаться в здравом уме до глубокой старости.

Хорошая память – не только условие эффективного функционирования дома, в школе, институте и на работе. Она позволяет получать полноценное удовольствие от каждого прожитого дня, ведь воспоминания о радостных событиях и драгоценных мгновениях – сокровище, которое всегда остается с вами.

В этом видео вы узнаете много интересного о мозге и памяти:

Этапы обработки информации при запоминании

Если говорить о структуре и механизме восприятия, анализа и отправки на хранение в память любой полученной информации, то это происходит на следующих уровнях.

Сенсорная обработка любых данных. На этот период отводятся доли секунды. Все запоминается кратко и откладывается на более длительное хранение лишь в том случае, если она была проанализирована, как ценная.
На следующем этапе полученные данные отправляются на сохранение. Если они используются в самом ближайшем времени и человек их применяет практически сразу, тогда этот вид называется кратковременной. К нему относятся, например, распоряжения на работе, которые нужно выполнить в течение текущего рабочего дня.
Далее идет долговременная или долгосрочная

Это место является хранилищем всего важного, что будет использовано на протяжении длительного периода жизни. Как правило, сюда относятся все полученные навыки и жизненный опыт, знания и умения, воспоминания и впечатления.
Оперативная память – она схожа с внутренней компьютерной

Этот тип используется тогда, когда нужна работа с небольшими объемами информации на протяжении длительного отрезка времени. Несмотря на ее сходство с кратковременной – между ними существуют все же определенные отличия.
Третичная память – относится к долгосрочным. Чаще всего используется для хранения языковых массивов.

  • https://ponervam.ru/vidy-pamyati-u-cheloveka.html
  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/pamyat.html
  • https://Plachu.net/obshhaya-psihologiya/vidy-pamyati-cheloveka
  • https://srazu.pro/teoriya/vidy-pamyati-cheloveka.html
  • https://ponervam.ru/dolgovremennaya-pamyat.html
  • https://rptp-rd.ru/rasstrojstva/vidy-pamyati.html

Зубрежка

В конце прошлого века исследователь памяти Эббингауз проводил эксперимент, пытаясь запомнить бессмысленную и стереотипную информацию. Этот опыт можно сравнить с механической «зубрежкой» слов или фактов. Он выявил несколько закономерностей:

  • Качество процесса приобретения знаний прямо пропорционально отведенному ему времени (гипотеза затраченного времени).
  • Сколько времени должно пройти до того момента, когда то, что однажды было выучено, можно будет «извлечь» из своего хранилища информации? Выяснилось, что чем чаше материал повторялся, тем быстрее человек его запоминал.
  • В первые несколько дней человек очень быстро забывает полученную информацию, однако даже по прошествии одного месяца с момента ее заучивания он способен вспомнить около 20% материала.

От чего зависят результаты запоминания?

Скорость запоминания зависит от сложности и смысла усваиваемого материала. Иллюстрируемые понятия запоминаются быстрее, чем абстрактные. Запоминание материала частями более результативно, чем попытка заучить весь сразу. При осмысленном заучивании в памяти остается намного больше информации, чем при механическом.

Большинство исследователей отдает предпочтение модели трехэтапного запоминания.

Кратковременное запоминание

Зрительные и осязательные впечатления запоминаются примерно через 0,2 секунды, а затем снова забываются. Так обеспечиваются получение информации и беспрерывная деятельность памяти.

Кратковременная память

Кратковременная память характеризуется способностью механически запоминать информацию. Сведения в ней хранятся около 30 секунд. Столько времени нужно, чтобы без особых усилий запомнить номер телефона или только что услышанную фамилию. Однако если эти сведения не закрепляются повторением или осмысленным заучиванием, то они тут же забываются. Известна сверхкороткая память, связанная с системами органов чувств — с ее помощью запоминается большое количество информации, которая хранится очень недолго.

Долговременная память

При повторении информация «циркулирует» в кратковременной памяти и передается в большую систему вторичной памяти, где усваиваемый материал хранится несколько часов или лет. Однако факты, попавшие в эту категорию, со временем все-таки забываются, поскольку их «выталкивают» другие, позже усвоенные сведения.

Фактов, накапливаемых в третичной памяти, человек никогда не забывает (своего имени, повторяемого в течение многих лет, а также, как надо читать, говорить или писать).

Закономерности в запоминании

При проведении многочисленных опытов была замечена некоторая закономерность:

  • Слова, находящиеся в начале или конце группы, запоминаются легче, чем находящиеся в середине.
  • Слова с похожим смыслом человек группирует для облегчения запоминания.
  • Если в ряду слов, относящихся к одной области, возникает слово, не принадлежащее к ней, то оно легче запоминается (вино, роза, сок).
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.