Оглавление
Современная типология ценностей
Существует несколько типов ценностей.
В атрибутивном смысле объект хорош по отношению к определенному виду. Например, человек с чистым голосом может быть хорошим певцом, а нож с тупым концом — плохим. Однако остается открытым вопрос о том, является ли рассматриваемая сущность хорошей или плохой в неквалифицированном или прогнозирующем смысле. Например, человек может быть плохим убийцей, но быть плохим убийцей — неплохо с точки зрения предсказания. Аксиологию обычно интересует предсказательное чувство добра. Однако некоторые философы отрицают, что такое чувство существует, и поэтому утверждают, что любая ценность относится к виду.
Второе важное различие — это различие между тем, что хорошо для человека, и тем, что хорошо для мира. Быть хорошим для человека или иметь пруденциальную ценность для благосостояния или благополучия ( благополучия ) этого человека
Но то, что хорошо для одного человека, может быть плохо для другого. Например, засушливое лето может быть хорошо для путешественника из-за приятных условий для прогулок, но плохо для фермера, чей урожай испорчен из-за нехватки воды. В таких случаях возникает вопрос, что хорошо для мира или что хорошо в целом . Утилитаристы могут решить эту проблему, определив благо для мира как сумму благ для каждого человека .
Философы часто проводят различие между оценочными терминами (например, хороший или плохой) и деонтическими терминами (например, « правильно», «уместно», «должно» ). Первые принадлежат актуальной аксиологии и выражают то, что действительно или стоящее, в то время как вторые относятся к этике (и связанным с ней областям) и выражают то, что нужно делать. Философы пытались дать последовательное представление об этих двух областях, потому что они кажутся тесно связанными. Консеквенциалисты считают оценочные термины фундаментальными и определяют деонтические термины по отношению к оценочным терминам. Однако теории правильной осанки ( теории подходящего отношения ) пытаются сократить оценочные термины до деонтических. Консеквенциализм этическая теория , которая говорит , что мы должны выполнить это действие, учитывая определенный набор возможных действий, общие имеют лучшие последствия. Поэтому то, что мы должны делать, определяется в оценочных терминах: все, что приводит к последствиям, имеющим наивысшую ценность. Теории правильной осанки — это аксиологические теории, которые определяют ценность чего-либо с точки зрения отношения, которое, например, для этого должным образом означало бы, что было бы хорошо найти лекарство от рака, потому что это был бы подходящий объект желания. Эти теории основаны на деонтическом представлении о том, что некоторые из наших взглядов на мир подходят или правильны для определения того, что хорошо .
Если две ценности находятся в конфликте и обе не могут быть реализованы, не подвергая опасности одну, аксиология говорит о « ценностной антиномии ». Баланс интересов является метод закона и этики , который используется , когда несколько товаров одинаковой величины не могут быть реализованы одновременно.
Определение
Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость. “Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума
Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства
“Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.
В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.
Период после 1930-х гг
Период после 1930-х гг., когда А. подверглась жёсткой критике представителями разных направлений, прежде всего М. Хайдеггером, характеризуется как дальнейшим развитием аксиологич. проблематики классич. периода, так и разработкой «неклассических» моделей (в т. ч. в контексте философии языка) и включением А. в исследования прикладного характера.
Натуралистич. понимание ценностей развивали Р. Б. Перри (ценность как производное от интереса), К. Льюис (ценность как «долговременное чувство удовлетворённости»), Дж. Дьюи, различавший объекты, «провоцирующие» ценностное отношение, и сами ценности, побуждения и желания (в желании, лежащем в основе ценностных установок, различаются два уровня – побуждение и интерес). Все ценностные суждения, по Дьюи, носят опытный характер и подлежат эксперим. проверке. Элементы бихевиоризма в трактовке ценностей обнаруживаются в работах А. Маслоу, Р. Кеннея и др. англоязычных авторов.
Априорный характер ценностных суждений отстаивали представители феноменологии – Р. Ингарден, Д. Гильдебранд, Ф. Й. фон Ринтелен. Н. О. Лосский развивал философию ценностей на основании теистического персонализма: Бог как высшая «самоценность» (совпадение бытия и ценностей) есть источник всего тварного ценностного мира, устремлённого к «полноте бытия».
Представители аналитической философии 1930–40-х гг. (А. Айер и др.) считали реальным только факт оценки, а сами оценочные понятия и суждения – лишь выражением определённых эмоций (напр., чувства одобрения или неодобрения). Во 2-й пол. 20 в. этот подход начинает преодолеваться представителями того же направления – Дж. Урмсоном, Р. Брандтом и Р. Хеаром, исследовавшим в полемике с Айером типологич. различия фактуальных и ценностных суждений и разрабатывавшим концепцию «предпочтений» (преференций). В дальнейшем Хеар возвращается к строгому различению ценностей-целей и ценностей-средств, выделяя 3 класса сущего: имеющие ценность для себя (люди, животные, возможные сверхъестеств. существа), для других (напр., эстетически совершенные природные феномены) и чисто «инструментальную» ценность (урожай и т. п.).
Новым разделом «формальной» А. стало филос. обоснование логики оценок (деонтическая логика и др.).
Проблематика ценностной составляющей в науч. познании стала одной из основных в философии науки, развиваемой постпозитивизмом. И. Лакатос акцентировал эвристич. роль ценностей в науке, Т. Кун – значение максим, норм и ценностей субъектов науч. творчества, С. Тулмин считал проблему оценки центральной для философии науки и этики, а Л. Лаудан, анализируя иерархию уровней науч. дебатов, выделял среди них аксиологич. слой наряду с фактуальным и методологическим («Наука и ценности», 1984).
Для новейшего этапа характерно смешение изысканий фундаментальной и «прикладной» А. Употребление существительного «ценность» и прилагательного «ценностный» практически во всех сферах человеческого познания и деятельности (от политики до медицины) ведёт к размыванию и опустошению самого понятия. Это неизбежно заложено в преимущественном отождествлении ценностей с потребностями человеческой природы (аксиологич. натурализм), с социальными интересами (аксиологич. социологизм), с поведенческими приоритетами (аксиологич. прагматизм). Однако такое понимание ценностей (наиболее отчётливо выраженное в популярном словосочетании «глобальные ценности») не является единственным, т. к. возможна и трактовка их как уникального достояния личности, определяющего её внутренний мир, – в единстве предметов её устремлений (аспект будущего), невербализуемого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своих «драгоценностей» в тайниках сердца (аспект прошедшего).
Аксиология как учение о ценностях
Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание). Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры. Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.
В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»).
Таким образом, со времен античности до наших дней в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованного потребностями личности или общества.
Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.
Что такое аксиология?
Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:
- темы, сопряженные с естеством ценностей;
- место ценностей в обществе;
- их связь в структуре и – с восприятием человека.
Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза. Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота. В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.
Аксиология
Что такое аксиология в философии?
Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:
- Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.
- 19-20 века – красота и гармония.
И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.
Что такое аксиология культуры?
В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:
- осуществление ценностных целей;
- мир вещей через восприятие человека;
- идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.
Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп. Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех. Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.
Внутренняя стоимость
Традиционно философы считали, что сущность имеет внутреннюю ценность, когда она хороша сама по себе или ради нее самой . Самоценность является внешней или инструментальной ценностью по сравнению с вещами , приписываемых, которые ценны только как средство для чего — то еще. Например, такие инструменты, как автомобили и микроволновые печи, считаются внешне ценными из-за той функции, которую они выполняют, в то время как благополучие, которое они вызывают, по сути своей ценно согласно гедонизму . Одна и та же сущность может быть ценной по-разному: некоторые сущности имеют внутреннюю и внешнюю ценности одновременно. Внешние ценности могут образовывать цепочки, в которых одна сущность имеет внешнюю ценность, потому что она является средством для другой сущности, которая сама по себе является внешней ценностью. Широко распространено мнение, что эти цепочки должны где-то заканчиваться и что конечная точка может иметь только внутреннюю ценность
Различие между внутренними и внешними ценностями важно для понимания различных разногласий внутри аксиологии. Различные существенные теории ценности часто сходятся во мнении о том, что что-то, например Б
Знания ценны, хотя они расходятся во мнениях относительно того, является ли эта ценность внутренней или внешней.
Представленная выше традиционная концепция внутренней ценности подвергалась критике в современной философии на том основании, что она сочетает в себе различные термины, которые было бы лучше обсудить отдельно. Одно из этих различий — различие между внутренними и конечными ценностями. В более узком понимании внутренняя ценность — это значение, которое сущность имеет благодаря своим внутренним свойствам . Например, если предположить, что феноменальный аспект приятного опыта является внутренним качеством, можно сказать, что этот опыт внутренне ценен из-за этого внутреннего качества. Напротив, объект конечной ценности ценен сам по себе. Принято считать, что существует концептуальная разница между внутренними и конечными значениями. Например, можно сказать, что приятные впечатления по своей сути ценны, с одной стороны, но также в конечном итоге ценны с другой. Однако остается спорным вопрос, действительно ли существуют вещи, в которых эти типы значений могут разваливаться. Предлагаемые кандидаты в носители Окончательной неосновной ценности — это уникальные или редкие предметы (например, почтовая марка) или исторически значимые предметы (например, ручка Авраама Линкольна, которую использовал для подписания Прокламации об освобождении). Быть редким и кем-то быть использованным — это внешние свойства, которые могут быть причиной того, что их владельцы имеют окончательную ценность, т.е. ЧАС. ценны сами по себе.
Некоторые философы подняли вопрос о том, следует ли вообще рассматривать внешние ценности как ценности, а не как просто индикаторы ценностей. Одна из причин этого соображения заключается в том, что добавление или удаление внешне ценных вещей не влияет на ценность целого, если все внутренне ценные вещи остаются неизменными. Например, землетрясение Тохоку 2011 года имело отрицательную внешнюю ценность из-за всего нанесенного им ущерба. Но мир не был бы лучше, если бы он не получил таких же повреждений без землетрясения.
Классификация ценностей
Замечание 2
Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.
Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.
На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.
На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:
- Ценности жизни, поскольку они предопределены биологическим существованием человек и его физиологическим бытием.
- Ценности культуры, поскольку они обуславливаются результатами духовно-преобразовательной деятельностью человека, а также созданием им самим «второй природы» своего бытия.
Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:
- Жизнь человека, поскольку её наличие даёт возможность выявлять иные ценности и использовать их.
- Здоровье человека.
- Труд как способ существования общества, который одновременно является основой формирования самого человека.
- Смысл жизни как цель, придающая жизни высокую ценность.
- Счастье и ответственность быть личностью.
- Общественная жизнь как форма и способ бытия человека.
- Мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей.
- Любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, которая является основой патриотизма и героизма.
- Дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей.
- Материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.
Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:
- Материальные ценности.
- Духовные ценности.
- Социально-политические ценности.
Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:
- Являются основой для реальной активности людей, жизнь.
- Представляют значимость сами по себе, поскольку жизнь человека или общества не представляется возможной без них.
К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:
- Результаты духовного творчества людей.
- Различные виды и формы этого творчества.
К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:
- Различными социальными институтами.
- Нормами общественной жизни.
- Идеями, которые отвечают требованиям и целям людей.
Особенность социально-политических ценностей заключается в отношении к материальной, духовной жизни человека. Их отсутствие может быть воспринято людьми как насилие на телом или духом. Им свойственен двойственный характер. Они – это результат творчества человека и общества вместе с его институтами.
Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность
Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Функции аксиологии
Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:
- выяснить критерии, более значимые для человека;
- отличить ценность от повседневности в понимании личности.
Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:
- В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
- В педагогике – привитие нравственных ценностей.
- В культуре – формирование принятых норм.
Эта тема закрыта для публикации ответов.