Глубинная юнгианская психотерапия

Алан-э-Дейл       03.10.2023 г.

АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

АНАЛИТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, шко­ла глу­бин­ной пси­хо­ло­гии, ба­зи­рую­щая­ся на иде­ях К. Г. Юн­га, ко­то­рый рас­смат­ри­вал пси­хи­ку как взаи­мо­дей­ст­вие соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным – глу­бин­ной твор­че­ской си­лой, на­прав­ляю­щей раз­ви­тие лич­но­сти. Это раз­ви­тие (ин­ди­ви­дуа­ция), про­цесс об­ре­те­ния внут­рен­не­го един­ст­ва, рас­смат­ри­ва­ет­ся в А. п. как по­сте­пен­ное объ­е­ди­не­ние соз­на­ния с бес­соз­на­тель­ным во­круг са­мо­сти – транс­цен­дент­но­го цен­тра, ис­точ­ни­ка пси­хи­ки и соз­на­ния. В А. п. ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­соз­на­тель­ное, ко­то­рое ис­сле­до­вал З. Фрейд, со­став­ля­ет лишь не­боль­шую часть кол­лек­тив­но­го бес­соз­на­тель­но­го, свя­зы­ваю­ще­го ин­ди­ви­да со всем че­ло­ве­че­ст­вом и кос­мо­сом че­рез ар­хе­ти­пы – уни­вер­саль­ные струк­тур­ные эле­мен­ты бес­соз­на­тель­но­го, схе­мы, на ос­но­ве ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся об­ра­зы, пе­ре­жи­ва­ния и со­бы­тия жиз­ни отд. лю­дей, ми­фы и куль­ту­ра це­лых на­ро­дов.

За­да­ча А. п. – по­стичь пси­хи­че­ское как ес­те­ст­вен­ное це­ло­ст­ное яв­ле­ние, жизнь ду­ши че­ло­ве­ка. Ду­ша опи­сы­ва­ет­ся в А. п. в ви­де ком­по­зи­ции взаи­мо­дей­ст­вую­щих ме­ж­ду со­бой пар­ци­аль­ных лич­но­стей (ав­то­ном­ных ком­плек­сов). Бес­соз­на­тель­ное струк­ту­ри­ро­ва­но как мно­же­ст­вен­ное соз­на­ние, рас­пре­де­лён­ное ме­ж­ду пар­ци­аль­ны­ми лич­но­стя­ми. Лю­бые меж­лич­но­ст­ные от­но­ше­ния ос­но­ва­ны на внут­ри­лич­но­ст­ных свя­зях.

Пси­хо­те­ра­пия в А. п. по­ни­ма­ет­ся не как ле­че­ние сим­пто­мов, а как по­мощь в ин­ди­ви­дуа­ции, раз­ви­тии лич­но­сти. В ос­но­ве пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки ле­жит ана­лиз пе­ре­но­са и контр­пе­ре­но­са, ис­сле­до­ва­ние об­раз­ной сис­те­мы с ак­цен­том на сим­во­лич. пе­ре­жи­ва­нии са­мо­сти.

Мож­но вы­де­лить два эта­па ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия А. п.: юн­гов­ский (1902–1961) и по­стъюн­гов­ский (с 1961). Пер­вый этап пред­став­лен пре­ж­де все­го тру­да­ми са­мо­го К. Г. Юн­га и мно­го­числ. ра­бо­та­ми его уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей, а так­же раз­ра­бот­кой и рас­про­стра­не­ни­ем пре­им. в Зап. Ев­ро­пе и США пси­хо­те­ра­пев­тич. прак­ти­ки, име­нуе­мой юн­ги­ан­ским ана­ли­зом. Вто­рой этап ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­де­ле­ни­ем неск. на­прав­ле­ний и школ на ос­но­ве пе­ре­смот­ра ряда осн. по­ло­же­ний А. п. (оп­ре­де­ле­ния ар­хе­ти­пи­че­ско­го, по­ня­тия са­мо­сти и прин­ци­пов раз­ви­тия лич­но­сти). На­ря­ду с «клас­си­че­ской шко­лой» по­сле­до­ва­те­лей Юн­га (Э. Эдин­гер, Э. Ной­манн, М. Л. фон Франц) с цен­тром в Цю­ри­хе сфор­ми­ро­ва­лась «шко­ла раз­ви­тия» (М. Форд­хам, Д. Хаб­бак, Х. Дик­манн, М. Яко­би) с цен­тром в Лон­до­не, ста­вящая ак­цент на раз­ви­тии пси­хи­ки и кли­нич. прак­ти­ке, а так­же «ар­хе­ти­пи­че­ская шко­ла» (Д. Хилл­ман, А. Гуг­ген­бюль-Крейг, В. Ги­ге­рих) с цен­тром в Дал­ла­се (США), ши­ро­ко ис­поль­зую­щая кон­цеп­цию ар­хе­ти­па для по­сти­же­ния глу­бин­ных из­ме­ре­ний лю­бо­го че­ло­ве­че­ско­го опы­та.

В 1948 при уча­стии К. Г. Юн­га был соз­дан пер­вый Ин-т ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии в Цю­ри­хе, за­тем в Лон­до­не, Бер­ли­не, Нью-Йор­ке и др. Боль­шин­ст­во совр. по­сле­до­ва­те­лей Юн­га объ­е­ди­не­но в Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­цию ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии (IAAP) со штаб-квар­ти­рой в Цю­ри­хе. Под влия­ни­ем А. п. сфор­ми­ро­вались гу­ма­ни­сти­че­ская пси­хо­ло­гия и транс­пер­со­наль­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. А. п. ока­за­ла боль­шое влия­ние на лит-ру (Г. Гес­се, Дж. Джойс, Т. Манн и др.) и иск-во, ре­ли­гио­ве­де­ние (М. Эли­а­де, Дж. Кэм­пбелл), фи­лос. ан­тро­по­ло­гию, эт­но­гра­фию.

Эго не есть вся личность

Вторая концепция выглядит уже более странно: согласно мнению Юнга, наша личность состоит не только из эго–сознания, но и из других частей. Частично этот взгляд может напомнить теорию диссоциации личности Салливана (о том, что сознание не унитарно, а состоит из разных субличностей) или даже экзистенциальный подход, где Dasein — это эго плюс бытие одновременно.

Юнг утверждал, что помимо эго в нашей психике присутствуют комплексы и архетипические образы — определённые структуры, сформировавшиеся вокруг ядра, некоторой идеи.

Например, каждый человек постоянно делает выбор. Выбор какого-то варианта означает не-выбор альтернатив. Однако невыбранные варианты никуда не исчезают — это, кстати, утверждает не только юнгианская психология, но и современная когнитивная. Так вот, со временем количество вытесненного или подавленного материала становится критичным и формирует собственную структуру. Её можно назвать альтер-эго по аналогии с доктором Джекиллом и мистером Хайдом. Юнг называл её Тенью и утверждал, что эта фигура может при определённых обстоятельствах не только влиять на решения эго, но и даже временно захватывать контроль (состояние временного помешательства или аффекта).

Однако Тень — не единственный персонаж нашей личности. Есть и другие. Личность можно метафорически определить как парламент, в котором «эго» является только спикером, который думает, что принимает решения, но по факту голосуют все. Юнг как-то сравнил прохождение кризиса среднего возраста с колесницей: всю жизнь человек думает, что управляет колесницей, но в середине жизни понимает, что возница — не он.

К чему ведёт этот тезис юнгианской психологии?

Во-первых, к пониманию того, что необходимо прикладывать усилия для того, чтобы понять и осознать всю свою личность, а не только освещённые сознанием участки. Напрямую это сделать невозможно, но возможно через анализ продуктов бессознательного, например, посредством активного воображения или толкования сновидений.

Во-вторых, принимая наличие других компонент личности, становится возможным установить между ними связь. Это делается в рамках процесса индивидуации (см. Ниже).

В-третьих, это решает проблему, связанную с верой в конечного спасителя: становится возможным направить сознание на нечто, отличное от эго (тем самым убирается опасность инфляции эго), но при этом являющееся частью личности (конечным спасителем становится сам человек, как и должно быть).

Роль для личности. Интеграция

По мнению Юнга, люди путают самопознание и знание своего Эго, отчего рождаются губительные иллюзии. Им кажется, что осознание явленных в Эго содержаний – уже достижение. Юнг сравнивал подобное мнение с тем, как средний человек, живущий в теле и с телом, практически ничего не знает о его анатомии и физиологии.

Чтобы узнать анатомию психики, познать Себя, необходимо прикоснуться к бессознательному – и не только личному, но и коллективному. Большинство же чаще отскакивает от бессознательного и не стремится проникнуть чуть глубже наивного мнения о себе.

Рассуждая, Юнг удивлялся тому, каким образом в представлении людей укладывается мысль о верховенстве сознания. Бессознательное вело человека долгие тысячелетия к сегодняшнему дню, оно явно обладает большей мудростью и отлично приспособлено к окружающей среде.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Истинные мотивы, истинные желания, истинные страхи – вот что называет Юнг отличием истинного знания о себе от маски. Именно через него можно приблизиться к осознанному существованию и полноценной жизни.

Основное предназначение Эго – это налаживание контакта с архетипом цельности – Самостью. Последняя понимается как центральный принцип организации психики – фундаментальный и важный аспект личности человека, дающий единство, смысл, направление и цель.

Процесс индивидуации – ключевое понятие, которым оперирует аналитический подход Юнга. Это естественный процесс развития личности, включающий в себя постепенное движение к проявлению всех истинных элементов личности. Этот процесс никогда не бывает полным, так как личность – динамическая система.

Индивидуация позволяет наладить контакт между сознанием и бессознательным. Как только устанавливается первичная связь с оставленными далеко позади содержаниями бессознательного, начинает вырисовываться Самость. Если продолжать убегать от бессознательных содержаний, то они захватят человека и ниспровергнут его.

Но если попытаться интегрировать содержания, то обретается внутреннее единство, индивидуальность. Поэтому Юнг считал процесс индивидуации путем к себе, самореализацией. Примерно процесс индивидуации можно описать следующим образом:

  • Осознание и анализ Персоны.
  • Приближение к Тени, отказ от проекций.
  • Контакт с Анимой/Анимусом.
  • Интегрирование содержаний, развитие Самости.

Самым сложным этапом обретения себя Юнг считал раскрытие нашей Тени. С ней связаны элементы, которые мы считаем отрицательными. Мы не хотим взаимодействовать с этим, не хотим признавать Тень своей. Но вытесненные идеи и мысли не всегда негативны: к примеру, мы можем вытеснять то, что считаем слабостями – способность к сочувствию, переживанию, чувствительность, мягкость.

По Юнгу, человек не достигает интеграции одномоментно, это динамический процесс, в котором он постоянно перемещается с одного уровня на другой, все глубже постигая то, что находится за порогом сознания. В целом Юнг был уверен, что процессы трансформации уже находятся в нашем бессознательном, поэтому психологический кризис часто разрешается естественным путем. Чтобы расшифровать послания бессознательного и максимально успешно прийти к избавлению от проблем, следует просто прислушиваться к ощущениям, чувствам, побуждениям.

Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного

Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:

  1. Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
  2. Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
  3. Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.

Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.

Сущность аналитической психологии: место в системе наук

Аналитическая психология — психодинамическое направление, созданное Юнгом на основе психоанализа Фрейда. Его суть состоит в сборе и анализе глубинной мотивации личности, основанной на содержании бессознательной сферы личности. Учение Юнга базируется на представлении о коллективном бессознательном — собрании культурных, религиозных и исторических образов.

Проблема психоанализа, на которую указывают критики этого подхода — субъективность. Интерпретация материалов анализа зависит от личности психоаналитика, и не имеет четких критериев, в отличие от других методов психотерапии.

Априорное существование объективной психики (архетипов)

Ещё со времён Платона ведётся давний спор о том, существуют ли идеи независимо от их носителей в некотором подобие «идеального мира идей», или же это всего лишь красивая абстракция. Разные философы давали разные ответы на этот вопрос.

Юнг, вслед за Платоном и Кантом, постулировал априорное существование универсальных идей. Исследуя психику людей разных культур и социальных страт, он выяснил, что некоторые мифологические мотивы постоянно повторяются. В некоторых случаях респонденты даже не имели представления (и не могли его получить) о том, что они рассказывали. Это натолкнуло Юнга на мысль о том, что эти идеи являются универсальными для всего человечества. Он назвал их архетипами или объективной психикой.

В ранних работах употреблялся термин коллективное бессознательное, однако впоследствии от него решили отказаться, так как в идее архетипа важно, что они существуют априори, вне зависимости от наличия или отсутствия социума (а для коллективного бессознательного, как следует из названия, требуется коллектив). По Юнгу, архетипы не просто существуют как вещи в себе, они активно проявляются и в жизни личности, в виде архетипических образов

Например, часто во снах мы можем сражаться с каким-то персонажем (обычно того же пола). Юнг связывает это с архетипом Тени: универсальной идеи врага, противостоящего герою. Или классические образы, связанные с поглощением человека (кит Ионы) или ситуацией, когда индивид тонет во сне, повествуют об архетипе Великой матери, связанном с идеей изначального слияния человека и последующей сепарацией

По Юнгу, архетипы не просто существуют как вещи в себе, они активно проявляются и в жизни личности, в виде архетипических образов. Например, часто во снах мы можем сражаться с каким-то персонажем (обычно того же пола). Юнг связывает это с архетипом Тени: универсальной идеи врага, противостоящего герою. Или классические образы, связанные с поглощением человека (кит Ионы) или ситуацией, когда индивид тонет во сне, повествуют об архетипе Великой матери, связанном с идеей изначального слияния человека и последующей сепарацией.

Наличие подобных универсальных идей де факто создаёт в личности некоторую матрицу, на которую «нанизывается» индивидуальный опыт. Это приводит нас к последней идее — индивидуации.

Геометрические фигуры как символы

Что означают те или иные геометрические фигуры, согласно рассуждениям Карла Юнга:

  1. Крест. Строй и порядок. Во снах людей крест проявляется как четырехконечная мандала, трактующаяся как предельная концентрация на себе. Это символ самоконтроля.
  2. Квадрат (четверица). Целостность. Это внешняя часть мандалы, символ Бога, который проявляет себя в творениях.
  3. Круг. Примеряющий символ. Внутренняя часть мандалы, характеризующая божество или человека в его зависимости от расположения небесных созвездий.
  4. Троица. В природе этот символ характеризует стихии воды, воздуха и пламени. Изначально это символ мужского характера, который бессознательная часть психики дополнила до четверицы. Четвертая часть – земля (аналогично, тело), символ земли – дева.

Таким образом, получается, что четверица получилась из Анимы – женской фигуры, которая является олицетворением бессознательной части. Анимус – мужской аналог.

Если Анимус символизирует порядок, то Анима – противоположность Анимусу – жизнь в чистом проявлении, то есть в той форме, в которой отсутствует порядок и смысл. Анима проявляется в таких состояниях, как депрессия и экстаз, блаженство и какой-либо неуправляемый эффект.

Анима самостоятельна. На нее сложно воздействовать сознанием. Анима и Анимус – это и есть некоторые виды архетипов. Какую классификацию архетипов в целом создал Карл Юнг?

Юнгианский архетип самости

В классическом юнгианском анализе Самость является центральным архетипом нескольких архетипов , которые априори или предрасположенности реагируют на мир определенным образом. Самость означает связное целое, объединяющее как сознательный, так и бессознательный разум человека. Самость, согласно Юнгу, является наиболее важным и трудным для понимания архетипом. Он реализуется как продукт индивидуации, которая определяется как процесс интеграции личности. Самость может являться человеку как безлично в виде снов и образов (круг, мандала, кристалл или камень), так и лично (королевская пара, божественное дитя или другой божественный символ). Символические духовные люди, такие как Христос и Мухаммед, также рассматриваются как символы собственного «я», потому что они олицетворяют единство и равновесие. Мудрая Старуха / Человек может также служить в качестве «символическая персонификации Я».

Что отличает классическую юнгианскую психологию от более ранних теорий, так это идея о двух центрах личности. Эго — это центр сознательной идентичности, тогда как Самость — это центр всей личности, включая сознание, бессознательное и эго. Атман — это одновременно и целое, и центр. В то время как эго представляет собой замкнутый маленький круг вне центра, заключенный внутри целого, Атман можно понимать как больший круг. Люди знают об этом «Я», но это неизвестно. Юнг выражает это следующим образом: «Если бы Атман можно было полностью испытать, это был бы ограниченный опыт, тогда как в действительности его опыт безграничен и бесконечен … Если бы я был единым с Атманом, я бы знал обо всем, Я говорил на санскрите, читал клинопись, знал события, которые происходили в доисторические времена, знакомился с жизнью других планет и т. Д. »

Самость, помимо того, что является центром психики, также автономна, что означает, что она существует вне времени и пространства. Юнг также называл Самость imago dei . Самость является источником снов и часто появляется в сновидениях как авторитетная фигура со способностью воспринимать будущее или направлять человека в настоящем.

ЮНГ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Метод психоанализа Карла Юнга и гуманитарные наукиЮнг не делал из своих идей окаменевших догм и не предлагал им слепо следовать. Прежде всего, Юнг дал нам пример мужественного исследования глубин собственной души и бескорыстного служения людям. Он признавал, что созданная им психология была по существу его собственной психологией, описанием его личных духовных поисков и не желал ее распространения, тем более превращения в фетиш. Однако, он оказал огромное влияние на очень многих людей. Его личность, бесспорно гениальная, сравнима разве что с титанами Возрождения. Его идеи придали мощный импульс не только развитию психологии и психотерапии, но и практически всем гуманитарным наукам в XX веке, и интерес к ним не ослабевает. Можно сказать, что современного религиоведения, этнографии, исследований фольклора и мифологии не было бы без Юнга.

Аналитическая психология – это прежде всего терапия

Ассоциативный тест. В процессе выявляются слова-стимулы, вызывающие болезненные обостренные чувства. Узнать, что волнует человека на уровне подсознания можно, перечитав ассоциативный ряд и сложив слова воедино.

Анализ сновидений

Этому методу Юнг уделял особое внимание. Он считал сны проявлением позиции саморегулирующейся психической системы

Это бессознательное предупреждает человека о нарушении равновесия. Для толкования снов Юнг использовал метод амплификации (поиска параллелей с известными мотивами искусства, культуры, литературы, религии).

Активное воображение. Юнг считал занятия творчеством одной из самых действенных терапий.

Для справки:По мнению психотерапевта, работа с направлениями должна гармонизировать отношения сознательного и бессознательного в человеке.

Следующие встречи

На следующие встречи  клиент приносит, как правило, актуальные для него на данный момент темы, самое волнующее или наболевшее.

На сессии  важным материалом являются также воспоминания, фантазии, сны и даже то, что на первый взгляд вообще не имеет ничего общего с заявленной темой, то, что «вдруг пришло в голову». 

Всё это — язык, которым душа пытается сказать о себе и к которому не принято прислушиваться в обыденной жизни. 

В сотрудничестве с клиентом психотерапевт-аналитик уточняет, проясняет и соединяет  возникающие образы и идеи.

Очень часто в этом, казалось бы, случайном или просто сопровождающем обыденные события материале, обнаруживаются глубокие смыслы, которые оказываются связанными и с главной темой, приведшей клиента в кабинет психолога.

Этот деликатный процесс совершается неспешно, с большим уважением и вниманием к любым проявлением психической жизни. Такая позиция исключает осуждение или нравоучения. 

Психотерапевт не дает советов о том как правильно поступать. Если бы эти советы помогали, то для изменений было достаточно, прочитать книги или рекомендации в интернете. И психотерапевт, и клиент  допускают наличие не только осознанных, но и бессознательных мотивов и причин человеческого поведения. Задача психотерапевта быть рядом с клиентом, принимать его и пытаться  вместе с клиентом разбираться в связях между сознательными мотивами и не осознаваемыми пока еще желаниями, страхами, надеждами, для того, чтобы клиент сумел найти варианты выхода, подходящие именно ему.

«Если врач говорит пациенту, в чем, по его мнению, заключается проблема, пациент следует предположению врача и не воспринимает самого себя. Предположения могут некоторое  время работать, но когда врача нет рядом, пациент испытывает крушение, потому что у него нет контакта с самим собой и он живет не по-своему, а так, как сказал врач. Потому ему нужно вернуться к врачу за новыми указаниями, и через некоторое время это становится отвратительным для них обоих

Важно, чтобы врач признавал, что он не знает; тогда оба будут готовы принять беспристрастные факты природы, научные реалии. Личное мнение — это более или менее случайные суждения и могут оказаться во всем неправильными; мы никогда не можем быть уверены в правоте, потому нам нужны факты, предоставляемые сновидениями

Сны — это всегда объективные факты, они не отвечают нашим ожиданиям, и мы их не выдумывали; решив увидеть во сне определенные вещи, мы обнаружим, что это невозможно. Нам снятся наши вопросы, наши трудности.» К.Г.Юнг 

Фаза вторая: динамика

Во второй фазе мы привязываем каждый образ из нашего сна к специфической динамике нашей внутренней жизни. Мы отождествляем части нашего внутреннего «я», которые появляются во сне в форме образов.Для установления таких связей у нас имеется весьма основательная причина: нам необходимо понять, о чем говорит ситуация из нашего сна, то есть выяснить, что именно происходит внутри нас. Если мы не смогли привязать сон к каким-то специфическим событиям, ощущениям и прочей динамике нашей жизни, то этот сон не имел смысла. Он был чистым развлечением.Чтобы сделать это, мы возвратимся к самому началу и займемся каждым образом в отдельности. Каждому образу должны сопутствовать следующие вопросы: «Какую часть меня он представляет? Где в последнее время я видел его действующим в моей жизни? В чем проявляется такая же точно черта моей личности? Кто это, живущий внутри меня, так себя чувствует и ведет себя подобным образом?». Затем запишите все, какие вы только сможете вспомнить, примеры проявления в вашей жизни этой внутренней части вашего существа.Под внутренней динамикой мы понимаем все, что происходит внутри нас, любую энергетическую систему, которая живет и действует изнутри нас. Это может быть эмоциональное событие типа вспышки ярости. Это может быть внутренний конфликт, внутренняя личность, действующая посредством нас, ощущение, установка, настроение.Предположим, мы работаем с тем сном, в котором возникло слово голубой. Вы выписываете все ассоциации, возникшие у вас в связи с этим словом, и «щелкает» ассоциация со словом депрессия. Теперь, в ходе второй фазы, вы ищите в себе это «голубое» качество: «Откуда это взялось?Почему я должен чувствовать себя угнетенным?». Ответ может быть следующим: «Меня угнетает моя работа». Задавая себе подобные вопросы, вы начинаете понимать, как именно этот образ соотносится с вашей нынешней жизнью.Зачастую мы и не осознаем, что находимся в состоянии депрессии. Мы настолько заняты, что у нас нет времени задуматься над тем, что происходит у нас внутри. В другом случае, внутри нас может происходить что-то очень хорошее — рождается новая сила, затягивается рана, улетучивается хронический страх, — а мы не в состоянии этого оценить. Мы должны спросить себя: «О каких происходящих во мне событиях говорит этот сон?». Тогда мы поймем, по какому пути идет в настоящее время наша внутренняя жизнь.Мы должны обнаружить это специфическое событие на самом глубоком уровне нашей жизни. Нам нужно найти специфические примеры. Данный этап нельзя считать законченным, пока мы не нашли специфические примеры из нашей реальной жизни, которые соответствуют произошедшему во сне событию.Нам также нужно продолжать все записывать. В христианстве существует старая традиция, которая гласит, что молитва только тогда считается действительной, когда у произносившего ее человека шевелились губы. Эта идея выражает психологическую истину: обязательно должно произойти что-то физическое

Вот почему очень важно записывать все примеры. Когда вы физически записываете эти примеры, ваша связь со сном становится более ясной и определенной

Причины обращения к психоаналитику, психологу-психотерапевту

   — сложности во взаимоотношениях с близкими и в профессиональной среде, трудности в общении

   — последствия перенесенных травм любого рода

   — невозможность вступить в брак

   — отсутствие любви, понимания

   — проблемы адаптации в коллективе, неудачи в карьере

   — проблемы во взаимоотношениях с детьми

   — потеря смысла в жизни

   — страдания любви и взаимопонимания

   — неуверенность, скованность

   — сложности характера: застенчивость, обидчивость, мнительность,

   — страх публичных выступлений, стыд

   — общая неудовлетворенность жизнью

   — возрастные кризисы: подростковый, среднего возраста, старение

   — тревожность, панические атаки

   — вина   — измена   — ревность   — развод и (или) его последствия   — депрессия, апатия- страхи, фобии   — навязчивости   — раздражительность, нарушение сна  — ощущение одиночества   — затянувшееся горевание   — психосоматика   — нарушение пищевого поведенияВажно помнить, что  наши симптомы и проблемы — это способ, выбранный ранее нашей психикой, чтобы спасти нас от другой более невыносимой или казавшейся невыносимой боли

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Осознаваемая часть личности или «супер-эго» находится в перманентном состоянии естественных противоречий с обусловленными животной сущностью человека неосознанными импульсивными желаниями, которым Фрейд дал название «ид». Почему же возникают противоречия между «супер-эго» и «ид»? Все дело в том, что существующие моральные, этические и социальные установки направлены на подавление животной сущности человека.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глубинная психология — направление в психологии в традиции Карла ЮнгаГлубинная психология — один из многих терапевтических подходов, заимствованных из юнгианской психологии. Этот метод основан на обнаружении неявных мотивов психических проблем, как бы  скрываемых в глубине психики. Во время глубинной психологии терапевт работает с клиентом, чтобы выявить источник проблемы, а не симптомы, связанные с ней. После выявления скрытого смысла дезадаптивные мотивы можно сознательно преобразовать, что приведет к более здоровым и позитивным мыслям и поведению.Одним из феноменов, существующих в глубинной психологии, является феномен «раненого целителя» (термин ввел Ролло Мэй). Когда терапевт работает с клиентом, у которого есть подобные эмоциональные раны, терапевт осознает эту динамику и может непреднамеренно передать свои раны обратно клиенту. Этот процесс контрпереноса может быть вредным как для терапевта, так и для клиента, потому что он подвергает терапевта ранениям его клиента, таким образом потенциально заражая терапевтический процесс. Одним из существенных отличий юнгианского психоанализа от традиционного психоанализа, продолжающего идеи Зигмунда Фрейда, можно назвать отношения равенства психотерапевта и пациента. Юнг не считал людей, вынужденных прибегнуть к психологической помощи неполноценными, требующими излечения. Юнг рассматривал любые психические проявления как явления смысла и если клиенту и терапевту удастся понять послания души, то тем самым цель терапии будет достигнута, человек приблизится к обретению цельности и полноты, сознание будет в гармонии с бессознательным. Полнота — одно из важных понятий наряду с индивидуацией, которым Карл Юнг придавал большое значение в качестве цели не только психотерапии, но человеческой жизни вообще.

Субъективная реальность столь же реальна, как и объективная

В целом, этот тезис, как мне кажется, не должен вызывать серьёзных нареканий у тех, кто знаком с творчеством экзистенциалистов, утверждающих, что индивида–dasein всегда необходимо рассматривать в контексте его бытия и вместе с его бытием. Собственно, об этом и идёт речь в этом тезисе.

Почему мы считаем, что, например, простуда является «более важной» причиной для беспокойства, нежели плохое настроение? Почему создаваемый уровень комфорта в быту занимает 80% времени, а реализация собственных желаний и обеспечение психологического комфорта — 20%? Почему мы позволяем себе употреблять словосочетания вида «это всего лишь психологическое»? Почему, в конце концов, наши фантазии, мечты и погружение в них — это блажь, в отличие от работы, обязанностей и пр.?

Честный ответ на этот вопрос — потому что нас так учили, потому что таков Zeitgeist. Но правильно ли это? Из чего следует такой ответ? Почему нечто вовне нас ценнее того, что внутри? Я не знаю, почему.

И объективная, и субъективная стороны нашей жизни одинаково важны. Я бы провёл аналогию с концепцией психофизиологического параллелизма: наша жизнь являет собой целостный процесс, сторонами которого являются объективная и субъективная реальности. Ни одна из них не является причиной второй, но они могут коррелировать: например, объективный факт заболевания мозга может вызвать изменения в субъективном восприятии; обе сосуществуют вместе, параллельно; ни одна из них не является эпифеноменом другой.

Что говорит здесь Юнг? Что если мы хотим действительно жить, то мы должны перестать воспринимать субъективную реальность как иллюзию. И этот взгляд заслуживает рассмотрения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.