План-конспект по теме «культура общения»

Алан-э-Дейл       15.05.2023 г.

Оглавление

Культура общения и ее нормы

Согласно работам М.А. Чернышева культура общения – это существующие в обществе нормы взаимодействия людей. Эти нормы являются эталонными для общения внутри определенной социальной группы. В каждом народе существует своя собственная культура общения, которая отражается в национальном своеобразии.

Культуру общения можно сравнить со своеобразной печатью каждого народа. Ведь каждый народ имеет свою собственную неповторимую историю развития, сформированные веками национальные традиции и жизненный уклад.

Если рассматривать культуру общения в узком смысле, то это то, насколько человек усвоил навыки общения, принятые в обществе, в котором он находится.

Культура речи является неотъемлемой частью культуры общения. Согласно работам А.М. Горького, чистота речи – это главный способ сохранить культуру человека в целом. Для того, чтобы этого добиться, нужно воспитывать в людях речевую культуру. Дошкольник должен иметь достаточный лексический запас, уметь лаконично выражать свои мысли и чувства, говорить спокойно в любых обстоятельствах.

Что такое этикет?

Термин «этикет» мы понимаем, как набор правил, касающихся поведение, с помощью которого человек проявляет свое отношение к другим. Это затрагивает такие области, как манера вести разговор, способы приветствия, одежда и манеры человека. Если кто-то следует нормам этикета педантично, то это не делает человека высококультурным, ведь этикет – это не просто правила, которые должны проявляться внешне.

Истинная культура исходит из сердца человека и основана на том, как он на самом деле относится к окружающим себя людям.

Это же касается и детей. Их культура общения также должна быть основана на уважении взрослых и ровесников, доброжелательном к ним отношении. Также для ребенок должен обладать развитым словарным запасом, который бы позволял продуцировать нужные формы обращения. Сюда же включаются и навыки вежливого поведения в повседневной жизни и в общественных местах.

Важные составляющие деловой беседы

Культура речевого общения в сфере бизнеса подразумевает четкое следование определенной схеме построения разговора. Каждый из собеседников должен быть тщательно ознакомлен с повесткой дня, и знать различные факты касаемо рассматриваемого вопроса

Во время проведения переговоров очень важно выделить различные факторы, которые могут повлиять на желаемый результат. После того как способ решения возникшей проблемы будет найден, необходимо донести его до всех участников разговора

Залогом успешных переговоров является компетентность в рассматриваемом вопросе, а также тактичность и доброжелательность.

Одна из важных составляющих как делового, так и светского общения – способность выслушать своего оппонента. Продуктивный разговор строится не только на выражении собственных эмоций и желаний, но и предоставлении возможности высказаться своему визави. Особая роль отведена вопросам открытого типа. Такие вопросы, как «Когда?», «Почему?» и «Что?» требуют от отвечающего развернутого ответа, где будут освещены различные мелкие нюансы. Существуют и «закрытые» вопросы, подразумевающие конкретный ответ. К таким вопросам относятся «Был ли?», «Есть ли?», «Будет ли?».

Также существуют определенные общепринятые правила проведения деловых переговоров как в деловой, так и неформальной обстановке. Давайте рассмотрим наиболее важные правила, которые помогают найти эффективное решение профессиональных вопросов.

В первую очередь следует сказать о том, что каждый участник переговоров должен иметь возможность высказать свои идеи и быстро «включиться» в беседу. Горячее высказывание собственного мнения, может лишь нарушить хрупкую связь между людьми. Не стоит пытаться отстоять свои убеждения при помощи повышения голоса. По мнению специалистов, твердая и размеренная речь действует на людей более убедительно. Культура общения — это своеобразный свод правил, которых должны придерживаться цивилизованные люди, имеющие высокий социальный статус. Точность приводимых данных, краткость и лаконичность высказываний создают образ человека, нацеленного на результат. Именно так должен выглядеть человек, желающий занять определенную нишу в бизнесе.

Деловое общение подстраивается под определённые потребности делового характера, например обсуждение рабочих моментов, ведение переговоров и т. д.

Серьезная полемика и отстаивание своего мнения, не обращая внимания на доводы собеседника, может негативно сказаться на продуктивности переговоров. Психологи говорят о том, что горячий спор может породить ссору, что со временем перевоплощается во вражду. Вражда, как и конкуренция между бизнес-партнерами может привести к краху всего предприятия.

Уважительное отношение к оппоненту позволяет найти решение вопроса даже в том случае, когда собеседники испытывают негатив в отношении друг друга. Замечания, имеющие вежливую форму, допускаются в исключительных случаях. Если во время проведения переговоров, к беседе присоединилось третье лицо, должна быть озвучена краткая версия обсуждаемого вопроса и мнения участников беседы

Во время обсуждения основное внимание всех участников разговора должно быть направлено на повестку дня, остальные темы обсуждаются лишь после проведения переговоров

Во время разговора важно отказаться от употребления бестактных высказываний, к которым относятся критика менталитета или мировоззрения оппонента. Также моветоном считается просьба к собеседнику о повторе последних слов, под предлогом различных проблем

В том случае, когда вместе с вами одновременно говорит оппонент, следует предоставить ему возможность озвучить свои идеи первым. Помните, что скромность лишь украшает образованного и воспитанного человека. Хвастовство и «заносчивость» может негативно сказаться на продуктивности сотрудничества, поэтому очень важно соблюдать вышеперечисленные правила делового этикета.

Психология делового общения

Если обращаться к психологической стороне делового общения, то можно отметить, что развитие в себе конкретных навыков ведения разговора заставляет человека самосовершенствоваться и развивать в себе исключительно лучшие качества личности

Если обратить внимание на то, как общаются между собой оппоненты, то они проявляют только положительные качества, избегая проявления грубых форм и проявлений. Психология делового общения – это совершенствование самого человека

Неважно, какой пост занимает человек. Если он овладевает навыками делового общения, то ему становится легче договариваться, общаться с конкурентами, достигать поставленных целей

Никто не говорит о том, что проигрышей и неудач не будет. Просто они будут обоснованными и ясными для самого человека, который сможет увидеть собственные ошибки или понять неправильность своего выбора людей в качестве партнеров.

Психология делового общения основывается на признании чувств оппонента и их учете. Здесь существуют также приемы, которые помогают в беседе:

  • «Имя собственное» — когда вы произносите имя собеседника.
  • «Золотые слова» — когда вы говорите комплименты. Здесь следует избегать лести.
  • «Зеркало отношения» — когда вы улыбаетесь и вам улыбаются в ответ, и наоборот.

Качество хорошей речи базируется на таких составляющих:

  1. Грамотность.
  2. Состав речи с использованием профессиональных жаргонов.
  3. Словарный запас.
  4. Интонация и произношение.

Особенности речевого этикета в разных странах

Знание культуры речи различных народов позволяет быстрее налаживать контакт с иностранцами, особенно в их странах, позволяет избежать неоднозначности и оскорбления собеседника простыми словами, ведь один и тот же элемент в разных частях мира воспринимается по-разному. Корректно выразить мысли, не обидеть собеседника, гарантировано получить ответ, не нарушить, не оскорбить местные традиции – вот возможности речевого этикета.

Даже разговаривая через переводчика, следует соблюдать культуру речи того места, откуда собеседник или партнер. А если общаться напрямую, то без четкого соблюдения норм не обойтись. Поэтому, изучение иностранного языка начинают с запоминания самых важных оборотов, обращений, соответствующих речевых форм (приветствия, прощание, благодарность прощение).

Каждая страна, национальность имеют свои правила речевого поведения. Так для японцев характерно признание бесконечного уважения к собеседнику, его семье. Они стараются избегать прямого отрицания, отказов. Японский партнер найдет сотни способов сказать «нет», не говоря прямо. Это не будет способ избежать ответственности или обмануть компаньона, это особенность менталитета и стремление не обидеть человека отказом.

Французам свойственно использовать витиеватые обороты речи, делая общение красочным, богатым на обороты. При этом им нужна в разговоре четкость, понятность и ясность. Они не могут сказать «она улыбнулась», обязательно уточнят, какая это улыбка, добрая, игривая, с ноткой грусти или насмешки. Хотя французский язык долгое время был языком дипломатов, говорить на нем, маскируя истинную мысль, непросто.

Для англичан характерно строго придерживаться этикета во всех сферах своей жизни. Они проявляют к нему определенный снобизм. Не придерживаясь большинства правил поведения и разговора человек будет воспринят как грубиян и невоспитанный джентльмен. Без культуры речи получить желаемое от бизнес партнера или государственного служащего не получится. Но необходимо правильно выбирать уровень вежливости (официальный, нейтральный и фамильярный стиль общения).

Общение «начальник-подчинённый»

Начальник «выше» подчиненного

Или «сверху вниз». Любой хороший руководитель должен стараться создать в коллективе комфортную атмосферу. Именно самодисциплина руководителя является самым мощным мотиватором и примером для подчинённых.

Поэтому людям, занимающим руководящие должности в первую очередь важно соблюдать этические правила делового общения. Совет: С самодисциплины руководителя начинается эффективная работа всей компании

Только научившись управлять собой, можно управлять другими людьми. Из привычек должны исчезнуть фамильярность, опоздание, откладывание решений «на потом». Все это поможет укрепить ваш авторитет, завоевать расположение сотрудников – всем хочется стремиться к светлому будущему за идеальным руководителем

Совет: С самодисциплины руководителя начинается эффективная работа всей компании. Только научившись управлять собой, можно управлять другими людьми. Из привычек должны исчезнуть фамильярность, опоздание, откладывание решений «на потом». Все это поможет укрепить ваш авторитет, завоевать расположение сотрудников – всем хочется стремиться к светлому будущему за идеальным руководителем.

Руководитель – это тот, кто управляет рабочим процессом и отдаёт распоряжения. Можно это делать несколькими способами, среди которых:

  • Приказ;
  • Просьба;
  • Вопрос или запрос;
  • Вызов добровольца.

Приказ – строгая форма распоряжения. Приказами не стоит злоупотреблять, а по-хорошему – их вообще стоит избегать. Чаще всего прямые приказы применяют по отношению к недобросовестным сотрудникам в критических ситуациях. Но если дело дошло до проблем и приказов – задумайтесь, что хорошего может принести компании такой, явно конфликтный сотрудник?Просьба – наиболее распространённая форма распоряжения, особенно если в коллективе уже сложились достаточно доверительные рабочие отношения. В ответ на просьбу сотрудник при необходимости может дать свой комментарий. Руководитель также может преподнести просьбу таким образом, что она будет равнозначна приказу, при этом тон останется доброжелательным.

Вопрос обычно задаётся тем сотрудникам, которые показали себя как люди компетентные и инициативные, то же касается вызова добровольца.

Совет руководителю: совсем нелишним будет изучить своих подчинённых, чтобы выяснить, кто из них адекватно воспринимает вопросы. Например, квалифицированный подчинённый, с энтузиазмом выполняющий свою работу и заслуживший доверие руководителя, может дать дельные советы по вопросу того, как решить ту или иную задачу. Сотрудник же неинициативный и недобросовестный скорее увидит в вопросе слабость руководителя и повод отлынивать от работы.

Также подчинённые всегда ценят справедливость. Так что награда всегда должна быть адекватна заслуге, точно так же как наказание – адекватно промаху. При этом нельзя оставлять промахи сотрудников совсем без внимания – такое поведение может показать руководителя как невнимательного или же говорить сотруднику о том, что он может работать спустя рукава, отлынивать и оставаться безнаказанным.

Помимо прочего, начальник должен показывать подчинённым, что он уважает и ценит их мнение и вклад в общее дело, и в этом случае он добьётся ответной преданности.

https://youtube.com/watch?v=eyGlSCgAP8I

Культура делового общения

Работодатель всегда обращает внимание на культуру делового общения, который использует работник при найме на работу. Ведь это показывает его умение налаживать контакты и располагать к себе

Особенно важной культура делового общения становится при найме сотрудников, которые будут вести разговоры по телефону, где полностью отсутствует невербальное воздействие на собеседника. Здесь выделяют такие правила общения:

Здесь выделяют такие правила общения:

  • Заинтересованность темой.
  • Доброжелательность и благосклонность к собеседнику.
  • Отсутствие влияния вашего настроения на стиль ведения разговора.

Целью делового общения является влияние на эмоциональное настроение, убеждения, мнение и решения собеседника, которые повлияют на совершаемые в будущем действия. Партнеры обмениваются сообщениями, влияют на эмоциональный настрой, создают образы самих себя и своих оппонентов у себя в головах.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.