Психогенетика

Алан-э-Дейл       18.06.2022 г.

История близнецовых исследований в России

Первое исследование близнецов было проведено в 1900 году С. А. Сухановым. Он изучал особенности развития психоза. В дальнейшем в 30-е годы ХХ века такими исследованиями начали существенно заниматься в Медико-биологическом институте. Этот метод стал ключевым в сфере генетической психофизиологии. В 1972 году в связи с этим была открыта первая лаборатория, где близнецовый метод генетики был центральным для изучения вопросов генетической наследственности.

Основным направлением исследований Медико-биологического института было изучение роли влияния генетики и среды на этиологию болезней. Сотрудники непосредственно занимались изучением таких болезней, как: бронхиальная астма (Н. Н. Малкова), Базедова болезнь (И. А. Рывкин), язва желудка и двенадцатиперстной кишки (А. Е. Левин), диабет (С. Г. Левит). Исследователи института получили довольно интересные данные о влиянии наследственности на формирование психофизиологических особенностей в детском возрасте (Л. Я. Босик), особенностей распределения показателей на электрокардиограмме (И. Б. Кабаков)

Здесь также было уделено большое внимание разработке математико-статистического аппарата для анализа результатов по близнецовому методу исследования (М. В

Игнатьев).

При институте проводились изучение наследственной обусловленности когнитивных функций (разных видов памяти, психического развития, внимания, интеллекта). Главным образом исследователи изучали особенности активного влияния на человека посредством обучения. Для этого чаще всего использовали метод контрольного близнеца, с помощью которого проверялась эффективность методов обучения на другом (экспериментальном) испытуемом (грамота, развитие деятельности дошкольника и другие). Результаты таких исследований показали, что тренировка повторения наглядных манипуляций с объектами не давала ожидаемого эффекта на скорость обучения дошкольников и не развивала деятельность ребенка дошкольного возраста.

Такие отечественные исследователи, как Т. А. Пантелеева, И. В. Равич-Щербо, Г. А. Шибаровская и Т. В. Василец, занимались изучением отличий в свойствах нервной системы близнецов. Изучение сонорно-моторных реакций стало предметом исследований для Т. А. Пантелеева и С. Б.Малых. Исследованием психологических отличий близнецов занимались в основном В. В. Семенов, Н. В. Искольдский и другие.

Близнецовый Метод

Близнецовый Метод(англ. twin studies) – один из основных типов исследований в психогенетике (генетике поведения), идея которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875). Логические основания Б. м. след.

: 1) существует 2 типа близнецов – монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар.

Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант Б. м. получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).

В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет недостатки, связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании Б. м.

является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ по сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б. м.

необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые значимы для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов.Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и по-пуляционным методами (см. Психогенетика).

Помимо решения психогенетических задач применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия “среда” и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности, социальной психологии и в др. областях психологической науки. (И. В. Равич-Щербо.

)Близнецовый метод`Медицинская эциклопедия`

Близнецовый метод в антропогенетике и медицинской генетике — метод оценки соотносительной роли наследственности и среды в становлении фенотипа, основанный на сопоставлении однояйцовых и двуяйцовых близнецов или однояйцовых близнецов, воспитанных раздельно.1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг

Близнецовый Метод`Педагогический словарь`

метод сопоставления психол. особенностей членов близнецовой пары (см. Близнецы), позволяющий определить степень влияния наследств, факторов и среды на формирование тех или иных психич. качеств человека. Предложен Ф. Галетоном в 1875.

Основан на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) — неидентичный.

При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутри-парное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследств, влияний на изменчивость изучаемого признака. Разл. модификации Б. м. были предложены А. Гезеллом, А. Р. Лурией и др. В совр.

Совет

науке используются методы разлучённых монозиготных близнецов, контрольного близнеца, близнецовой пары. В науч. лит-ре описано 130 пар монозиготных близнецов, в силу разл. обстоятельств живших и развивавшихся раздельно. Анализ их внутрипарного сходства и различия весьма показателен, т. к. параметры сходства, в…

Близнецовый Метод`Медицинский словарь`

в антропогенетике и медицинской генетике – метод оценки соотносительной роли наследственности и среды в становлении фенотипа, основанный на сопоставлении однояйцовых и двуяйцовых близнецов или однояйцовых близнецов, воспитанных раздельно.

Близнецовый метод`Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь`twin method – близнецовый метод.

Oбщее название методов исследования генетических закономерностей на близнецах: определение пенетрантности гена, выявление влияния внешних условий (в частности, лекарственных препаратов) на экспрессию генов при a priori известных генотипах близнецов и т.п.; совокупность Б.м. лежит в основе самостоятельной дисциплины – гемеллологии.

Популяционно-статистический метод

Это метод изучения распространения наследственных признаков (наследственных заболеваний) в популяциях. Существенным моментом при использовании этого метода является статистическая обработка получаемых данных. Под популяцией понимают совокупность особей одного вида, длительное время обитающих на определенной территории, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих общее происхождение, определенную генетическую структуру и в той или иной степени изолированных от других таких совокупностей особей данного вида. Популяция является не только формой существования вида, но и единицей эволюции, поскольку в основе микроэволюционных процессов, завершающихся образованием вида, лежат генетические преобразования в популяциях.

Изучением генетической структуры популяций занимается особый раздел генетики — популяционная генетика. У человека выделяют три типа популяций: 1) панмиктические, 2) демы, 3) изоляты, которые отличаются друг от друга численностью, частотой внутригрупповых браков, долей иммигрантов, приростом населения. Население крупного города соответствует панмиктической популяции. В генетическую характеристику любой популяции входят следующие показатели: 1) генофонд (совокупность генотипов всех особей популяции), 2) частоты генов, 3) частоты генотипов, 4) частоты фенотипов, система браков, 5) факторы, изменяющие частоты генов.

Для выяснения частот встречаемости тех или иных генов и генотипов используется закон Харди-Вайнберга.

Близнецы и сознание: от телепатии до религиозности

8-летнего Ричарда Поульза закрывают в звукопроницаемой комнате и сажают перед ведром с ледяной водой. Через стенку — его брат Дамиан, обвешанный датчиками для контроля пульса, дыхания и электрической активности кожи. Исследователь подает сигнал. Ричард опускает руки в ведро. Глубокий вдох. Все датчики зашкаливают. Дамиан чувствует шок своего брата.

В такие рассказы о телепатической связи однояйцевых близнецов можно не верить, но то, что они гораздо лучше обычных братьев и сестер понимают друг друга, подмечено все-таки уже давно. Часто близнецам даже бывает сложно построить собственную независимую личность. Тем более, когда их с самого детства одевают в одинаковую одежду. Кроме того, близнецовые исследования Дженни ван Донген показывают высокую генетическую предопределенность многих характеристик головного мозга. Так, наследуемость объема головного мозга равняется 0,66–0,97, а его лобных долей и вовсе 0,90–0,95 (правда, наследуемость объема гипоталамуса значительно меньше: 0,40–0,69).

По этим формальным признакам генетически идентичные МЗ-близнецы должны обладать очень похожим сознанием. Может быть, именно этим можно объяснить такие странные совпадения в их судьбах, вроде любви к одной марке пива или разводов с супругами. Во всяком случае, вклад генов, вычисленный опять же на близнецовых исследованиях, в некоторые «признаки», которые, казалось бы, всегда лежали в плоскости «моя свободная воля и влияние окружающих», достаточно высоки: наследуемость курения для мужчин составляет 0,59, алкозависимости — изменяется в пределах 0,5–0,7, а любви к физическим упражнениям, соответственно, от 0,48 до 0,71.

Ariko Inaoka

В работе же 2005 года на близнецах изучали склонность к религии. В исследовании участвовало 169 пар ДЗ- и 104 пары МЗ-близнецов. С детства и на протяжении многих лет их спрашивали, как часто они ходят в церковь, молятся или обсуждают религиозные темы. Кроме того, исследователи задавали близнецам все те же самые вопросы о их ближайших родственниках — как часто, по их мнению, ходит в церковь мама или молится брат.

Оказалось, что в детстве практически все испытуемые верили в религиозную сплоченность своей семьи. Потом картина менялась — двуяйцевые близнецы все хуже знали своих родственников, да и сами все расходились в религиозных взглядах. Но близнецы, напротив, продолжали давать схожие ответы, как будто вера почти однозначно прописана в их идентичных геномах.

Генеалогический метод

Использование этого метода возможно в том случае, когда известны прямые родственники — предки обладателя наследственного признака (пробанда) по материнской и отцовской линиям в ряду поколений или потомки пробанда также в нескольких поколениях. При составлении родословных в генетике используется определенная система обозначений. После составления родословной проводится ее анализ с целью установления характера наследования изучаемого признака.

Условные обозначения, принятые при составлении родословных: 1 — мужчина; 2 — женщина; 3 — пол не выяснен; 4 — обладатель изучаемого признака; 5 — гетерозиготный носитель изучаемого рецессивного гена; 6 — брак; 7 — брак мужчины с двумя женщинами; 8 — родственный брак; 9 — родители, дети и порядок их рождения; 10 — дизиготные близнецы; 11 — монозиготные близнецы.

Благодаря генеалогическому методу были определены типы наследования многих признаков у человека. Так, по аутосомно-доминантному типу наследуются полидактилия (увеличенное количество пальцев), возможность свертывать язык в трубочку, брахидактилия (короткопалость, обусловленная отсутствием двух фаланг на пальцах), веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, заячья губа, волчья пасть, катаракта глаз, хрупкость костей и многие другие. Альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту, сахарный диабет, врожденная глухота и другие признаки наследуются как аутосомно-рецессивные.

Доминантный признак — способность свертывать язык в трубочку (1) и его рецессивный аллель — отсутствие этой способности (2). 3 — родословная по полидактилии (аутосомно-доминантное наследование).

Целый ряд признаков наследуется сцепленно с полом: Х-сцепленное наследование — гемофилия, дальтонизм; Y-сцепленное — гипертрихоз края ушной раковины, перепончатость пальцев ног. Имеется ряд генов, локализованных в гомологичных участках Х- и Y-хромосом, например общая цветовая слепота.

Использование генеалогического метода показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. В родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии. Примером этого является наследование гемофилии в царских домах Европы.


Наследование гемофилии в царских домах Европы: — гемофилик; — женщина-носитель.

История

Фрэнсис Гальтон заложил основы генетики поведения как отрасли науки .

Близнецы были интересны ученым с начала цивилизации, в том числе раннего врача Гиппократа (5 век до н.э. ), которые приписывали различные заболевания у близнецов в различных материальных обстоятельствах, и философ — стоик Посидоний (первый век до н.э.), которые приписывали такие сходства с общим астрологические обстоятельства. Более недавнее исследование было проведено сэром Фрэнсисом Гальтоном, впервые использовавшим близнецов для изучения роли генов и окружающей среды в развитии и поведении человека. Гальтон, однако, не осознавал разницу между однояйцевыми близнецами и близнецами DZ .

Этот фактор еще не был понят, когда Эдвард Торндайк (1905) провел первое исследование с использованием психологических тестов с участием пятидесяти пар близнецов. Эта статья была ранним изложением гипотезы о том, что семейные эффекты уменьшаются с возрастом. В его исследовании пары близнецов в возрасте 9–10 и 13–14 лет сравнивались с нормальными братьями и сестрами, родившимися с разницей в несколько лет.

Торндайк ошибочно рассуждал, что его данные подтверждают существование одного, а не двух типов близнецов. Эту ошибку повторил Рональд Фишер (1919), который утверждал, что

Раннее и, возможно, первое исследование понимания различия было проведено немецким генетиком Германом Вернером Сименсом в 1924 году. Главным среди нововведений Сименса был диагноз полисимптомного сходства . Это позволило ему объяснить ошибку, поставившую Фишера в тупик, и было одним из основных элементов исследования близнецов до появления молекулярных маркеров.

Вильгельм Вайнберг и его коллеги в 1910 году использовали различие идентичных DZ для расчета соответствующих показателей на основе соотношения однояйцевых и разнополых близнецов в материнской популяции. Они разделили ко-вариации среди родственников на генетические и средовые элементы, предвосхищая более поздние работы Фишера и Райта , включая влияние доминирования на сходство родственников, и начали первые исследования классических близнецов.

Исследование, проведенное Дэрриком Антеллом и Евой Тачановски, показало, что «близнецы, демонстрирующие наибольшие расхождения в видимых признаках старения, также имели наибольшую степень несоответствия между личным образом жизни и привычками», и пришел к выводу, что «генетическое влияние на старение может быть сильно переоценено, выбор образа жизни оказывает гораздо более важное влияние на физическое старение «.

Близнецы и гомосексуальность: превратности метода

Свои близнецовые исследования проводились и в Советском Союзе. Так, в 1936 году появилась работа (Лурия А.Р., Миренова А.Н.), посвященная оценке разных методов обучения. Испытуемых из пяти пар однояйцевых близнецов дошкольного возраста разбили на две группы, в каждую из которых попало только по одному ребенку из пары. Дальше дети строили фигурки из кубиков. Близнецы первой группы просто копировали конструкции, которые им предлагали воспитатели, а задача их братьев и сестер была посложнее: их фигурки были оклеены бумагой. Поэтому, чтобы воспроизвести конструкции, их надо было сначала мысленно разрезать и проанализировать.

Такое обучение длилось два с половиной месяца. До него конструкторские способности всех близнецов в парах оценивались примерно одинаково, но уже после дети, выполнявшие более сложное и творческое задание, прилично опередили своих партнеров.

Но стоит ли доверять этому исследованию? Пять пар испытуемых — это совсем скромная выборка по меркам современной науки. К сожалению, такая ограниченность — это характерная черта для многих близнецовых исследований, проведенных до 90-х годов: собрать достаточно данных для получения статистически достоверных выводов без применения той же электронной почты было совсем не просто.

Впрочем, сомнительными могут быть результаты и более масштабных исследований. Так, в 1952-м вышла статья американских ученых, в которой говорилось о стопроцентном совпадении сексуальной ориентации МЗ-близнецов. Результаты впечатляющие — получается, что природа и наследственность в гораздо большей степени определяют гомосексуальность, чем культура или пропаганда.

Ariko Inaoka

Статья 1991 года подкорректировала эту цифру: в этом исследовании по опросу респондентов и их родственников определяли сексуальную ориентацию 56 пар МЗ-близнецов, 54 пар ДЗ-близнецов-мужчин, 142 родных братьев и 57 пар приемных братьев. В результате гомосексуалистами оказались 52% однояйцевых близнецов, 22% двуяйцевых, 11% приемных братьев и 9,2% родных братьев — снова очевидное свидетельство генетических предпосылок гомосексуализма (результаты более позднего исследования с женской выборкой показали похожие результаты).

Но только откуда такие большие числа? Так много геев можно встретить разве только в американских фильмах и сериалах. Да и результаты с родными и приемными братьями противоречат глобальной гипотезе: сексуальная ориентация генетически идентичных на 50% родных братьев должна совпадать гораздо чаще, чем братьев приемных, которые лишь воспитывались вместе.

Оказалось, все дело в способах, с помощью которых экспериментаторы находили своих испытуемых: для статьи 1991 года ученые размещали объявление в гомосексуальной прессе, а исследование 1952 года и вовсе почти полностью было проведено на пациентах психиатрических больниц.

Более аккуратное близнецовое исследование сексуальной ориентации было опубликовано в 1992 году. В нем участвовало 46 гомосексуальных мужчин и женщин — однояйцевых близнецов. В результате их сексуальная ориентация совпала с сексуальной ориентацией братьев и сестер только в 10%/25% случаев для МЗ-близнецов и 8%/12% для ДЗ-близнецов (большие значения получались, если вместе с гомосексуалами учитывались и бисексуалы).

Методы в генетике человека: близнецовый метод

Исследование генетических закономерностей на близнецах. Монозиготными близнецами называют индивидов, выросших из одной зиготы, т. е. обладающих идентичными генотипами. Дизиготные близнецы развиваются вследствие оплодотворения двух яйцеклеток, имеющих с генетической точки зрения, 50 % общих генов, т. е. сходные как братья и сестры.

При близнецовом методе исследования проводят сопоставление монозиготных близнецов с дизиготными, а также монозиготных близнецов. При диагностике близнецовости используют метод сходства (сопоставление по внешним морфологическим признакам — пигментация кожи, волос, форма носа, губ, ушных раковин и т. д.), а также анализируют некоторые моногенные признаки — эритро- и лейкоцитарные антигены, группа белков крови, группы крови и т. д.

Какой-либо качественный признак (заболевание) может встречаться у обоих близнецов (конкордантность) или у одного из них (дискордантность). Сопоставление степени парной конкордантности у моно- и дизиготных близнецов дает приблизительный ответ на вопрос о соотношении роли наследственности и среды в развитии заболевания. Если доминирующую роль в возникновении заболевания играет наследственность, то конкордантность у монозиготных близнецов выше, чем у дизиготных.

Если в развитии болезни определенную роль играют негененетические факторы, то один из монозиготных близнецов может быть больным, другой здоровым. Следует все же учитывать, что определение роли среды и наследственности с помощью близнецового метода в формировании того или иного заболевания является сложным вопросом и требует более детального рассмотрения. Поэтому здесь следует упомянуть о недостатках близнецового метода, имеющих много биологических и социальных причин.

Классический близнецовый метод: в этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах и близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнеров.

Метод контрольного близнеца: этот метод используется на выборках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров МЗ пар можно составить две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки используют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака. При этом отобранная часть близнецов (по одному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой. Поскольку в эксперименте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ можно считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.

Лонгитюдное близнецовое исследование: в этом случае проводится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых пар. Фактически это сочетание классического близнецового метода с лонгитюдным. Широко используется для изучения влияния средовых и генетических факторов в развитии.

Метод близнецовых семей: является сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.

Исследование близнецов как пары: предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости гипотезы о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.

Близнецовый метод: варианты наблюдения за близнецами

Исследователи используют различные вариации близнецовых исследований. Выбор конкретного способа специалисты делают, ориентируясь на особенности, которые планируют изучить.

Методики наблюдения за близнецами отличаются по степени достоверности, условиям проведения, поэтому степень точности результатов тоже бывает разной. Но, даже при том, что результаты исследований не всегда можно сравнивать, использование близнецового метода остается приоритетом, когда идет речь об изучении влияния средовых факторов.

Классический

Применение классической методики предполагает сравнение результатов наблюдения за одно- и разнояйцевыми близнецами. В основе классической методики — сопоставление внутрипарных различий в поведении, которые отслеживаются в течение многих лет (лонгитюдное исследование).

Такой тип эксперимента дает возможность выявить значимые факторы среды и наследственности в развитии исследуемых.

Контрольный близнец

Эту методику используют с целью выявить ведущие факторы среды, которые влияют на формирование конкретного психологического признака. Целесообразно применение методики только в случае, когда доказано абсолютное генетическое сходство двух монозиготных близнецов. Пару разделяют, одного из участников помещают в экспериментальную группу, а другого — в контрольную. По завершении эксперимента, выявляют отличия (только достоверные), полученные при воздействии участников экспериментальной группы, сравнивают их с такими же параметрами, полученными в контрольной группе.

Читать далее: Проблемы общения

Если одинаковые параметры найдены в обеих группах, результат исследования достоверный.

Разлучение близнецов

Эта методика — самая жестокая. Для исследования близнецов (одно — и двуяйцевых) разлучают вскоре после рождения. Они часто не догадываются, что имеют брата или сестру. У детей имеется генетическая схожесть, но условия, в которых они развиваются, могут быть диаметрально разными.

Случаи разлучения близнецов ради исследования очень малочисленны, у ученых недостаточно возможностей, чтобы контролировать побочное влияние. Из-за этого считается, что такой метод не является достаточно достоверным. Сегодня его практически не используют из-за этических соображений.

Близнецовые семьи

Эта методика — комбинация семейного и близнецового исследования. Применяют ее, когда необходимо изучить, как влияют наследственные факторы на возникновение психических расстройств.

Объектом близнецового семейного исследования становятся дети, внуки взрослых близнецов. Метод дает возможность также определить степень влияния материнской и отцовской генетики на психологическое развитие детей, не являющихся близнецами.

Одиночный

Методика предполагает наблюдение за одним выжившим близнецом из пары. Применяется такой вид исследования с целью определить роль внутриутробного развития на последующую жизнь, особенности личностного развития человека.

Исследование проводится через наблюдение и дает возможность оценить влияние других факторов. Обычно метод одиночного близнеца применяют вместе с исследованием классического типа.

Ограничения метода близнецов

Ограничения метода близнецов относятся к двум группам факторов: пренатальному и постнатальному. Первые — пренатальные — факторы следующие. В зависимости от того, насколько рано зигота начала делиться на две эмбриональные структуры, близнецы MH могут иметь различные комбинации мембран: отдельную амнионную, но одну хорионную; обе мембраны могут быть раздельными и т.д. В некоторых случаях, а именно, когда близнец МН развивается в «наборе» мембран, может возникнуть ситуация, при которой один близнец лучше других отдувается. Это приводит к большей зрелости и увеличению веса при рождении, а затем — к лучшему развитию этого близнеца в первый период онтогенеза.

Этот метод представляет собой исследование закономерностей наследования признаков в парах идентичных и братских близнецов. Он был предложен Галтоном в 1875 году, первоначально для оценки роли наследственности и окружающей среды в развитии психических качеств человека. В настоящее время этот метод широко используется при изучении наследственности и изменчивости человека для определения относительной роли наследственности и окружающей среды в формировании различных признаков, как нормальных, так и патологических. Он раскрывает наследственную природу черты, определяет проникновение аллеля и оценивает эффективность некоторых внешних факторов (лекарства, тренировка, образование) на организм.

Суть метода заключается в сравнении экспрессии признака в различных группах близнецов с учетом сходства или различия их генотипов. Идентичные близнецы, которые развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки, генетически идентичны, так как имеют 100% общие гены. Поэтому среди однояйцевых близнецов наблюдается высокий процент совпадающих пар, в которых признак встречается у обоих близнецов. Сравнение идентичных близнецов, выращенных в разных условиях постэмбрионального периода, позволяет выявить черты, в формировании которых значительную роль играют факторы окружающей среды. В соответствии с этими характеристиками между близнецами наблюдаются расхождения, то есть различия. Напротив, сохранение сходства между близнецами, несмотря на различия в условиях их существования, указывает на наследственную обусловленность черты.

Сравнение парных конкордансов в этом признаке у генетически идентичных монозиготных и дизиготных близнецов, на долю которых приходится в среднем около 50% генов, дает возможность более объективно оценить роль генотипа в формировании признака

Высокая конкордансность в парах монозиготных близнецов и значительно более низкая конкордансность в парах головокружительных близнецов свидетельствуют о важности наследственных различий в этих парах для определения признака. Сходство показателей конкорданса у монозиготных и головокружительных близнецов свидетельствует о незначительной роли генетических различий и детерминантной роли окружающей среды в формировании признака или развитии болезни

Существенно отличающиеся, но достаточно низкие значения конкорданса в обеих группах близнецов свидетельствуют о наследственной предрасположенности к образованию признака, который развивается под влиянием факторов внешней среды.

Установление корреляционной роли наследственности и окружающей среды в развитии различных патологических состояний позволяет врачу правильно оценить ситуацию и принять профилактические меры при наличии наследственной предрасположенности к заболеванию или провести поддерживающую терапию наследственного состояния.

Сложности метода близнецов связаны, с одной стороны, с относительно низкой частотой рождения близнецов в популяции (1:86—1:88), что затрудняет отбор достаточного количества пар с этим признаком; с другой стороны, с идентификацией монозиготности близнецов, что важно для получения достоверных выводов

Близнецовый метод: основные проблемы

Исследования с участием близнецов часто сопряжены с проблемами, касающимися влиянием внешних факторов, но основной трудностью является подбор участников экспериментов — моно- или дизиготных. Проблема обусловлена, в основном, недостаточной урегулированностью правовых вопросов относительно доступа к реестрам близнецов. В США, странах Западной Европы при рождении детей в парах их вносят в специальные списки, а у родителей сразу же запрашивают разрешение на участие в исследованиях.

В странах бывшего Союза такой практики нет. У ученых нет доступа к официальным данным о близнецах, поэтому пригласить их к участию в исследовании бывает очень непросто.

Монозиготные

Монозиготными или однояйцевыми близнецами называют тех, кто родился в результате оплодотворения одной яйцеклетки и одного сперматозоида и последующего разделения зиготы на две полностью одинаковые части.

Однояйцевые близнецы — естественные клоны. Их пол и генетический набор, группа крови совпадает. Внешность у монозиготных близнецов тоже практически одинаковая — различия заметить очень трудно. Внутриутробное развитие происходит в пределах одной плаценты.

Приблизительно у четверти монозиготных близнецов имеется такая особенность, как зеркальность. Это можно заметить по тому, что у них родинки расположены на противоположных частях тела. При обследовании часто обнаруживается противоположное расположение внутренних органов.

Сиамские близнецы, родившиеся сросшимися — всегда однояйцевые.

Дизиготные

Близнецы, которых называют дизиготными (двойняшками) рождаются в результате оплодотворения нескольких яйцеклеток разными сперматозоидами. Внутриутробное развитие происходит в пределах разных плацент.

Генетический набор дизиготных близнецов не идентичный. Он, так же как и у детей, родившихся от разных беременностей, совпадает только на 50%. Рожденные в дизиготной паре не похожи внешне, могут быть разнополыми.

При этом двойняшки проходят одновременное развитие до рождения и после появления на свет. Поэтому они отличаются от детей, рожденных в одной семье от разных беременностей.

Распределение по группам

В экспериментальной психологии применяются методики распределения пар близнецов в зависимости от того, какой именно параметр планируется изучать и в каком объеме.

Например, для исследования уровня вербального интеллекта могут быть задействованы близнецы из разных групп:

  • те, у которых партнеры погибли в период внутриутробного развития;
  • чьи партнеры умерли в детстве;
  • те, которые воспитывались вместе.

Формирование таких групп дает возможность подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что ситуация, в который развиваются близнецы, отражается на их речевом развитии.

При формировании групп ученые всегда акцентируют внимание на том, что чем более точно поставлена цель эксперимента и правильно подобраны участники, тем более точные данные удастся получить

Зависимость — это болезнь

Взрослым близнецам и двойняшкам, которые слишком близки, тоже нередко говорят, что это нездоровые отношения. Известный педиатр Бенджамин Спок писал: «…всем нравится, когда близнецы одинаково одеты и одинаково выглядят. Это действительно очаровательное зрелище в 3 года

Но если, как это иногда бывает, близнецы всё еще пытаются привлечь внимание своим сходством и одинаково одеваются даже в 30 лет и настолько зависимы друг от друга, что не в состоянии полюбить или завести семью, то результат получается не очаровательный, а очень грустный»

Негативная оценка сильной близнецовой привязанности также связана с осуждением любых форм зависимости и абьюза в культуре селф-хелпа. Аддикция — это болезнь, которую нужно постоянно отслеживать с помощью специальных тестов, а при обнаружении — бороться с ней методами психотерапии.

В современных исследованиях преобладает мнение, что отношения между близнецами патологичны по своей природе. В ряде научных работ показано, что «созависимые» участники родственных пар, которые вместе с колыбели, склонны к алкоголизму, нарциссизму и неврозам.

Поэтому психолог Джоан Фридман советует взрослым близнецам не ставить отношения с братом или сестрой во главу угла и выбирать другие жизненные приоритеты. В противном случае их ждет кризис идентичности, который может проявиться, если, например, один из них переедет в другую страну. Разделенные расстоянием, близнецы не будут знать, кто они есть на самом деле и чего хотят.

Когда Настя переехала в Москву, а Лиза осталась в родном городе, наступил самый сложный период в их жизни. Они постоянно были на связи, не могли нормально спать и есть. В итоге через три месяца Лиза тоже перебралась в столицу.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.