Деятельностный подход в психологии

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Деятельность и активность

Деятельность не возникает просто так, она всегда сопряжена с некоторой потребностью, субъект нуждается в чем-то, осознает свое желание, потом понимает мотив и начинает действовать. Без мотива деятельность не происходит, если его не видно, значит, есть скрытый мотив, о котором человек говорить не хочет. Без деятельности человек не может стать частью социума, быть личностью, взаимодействовать с другими людьми. Но она может вызывать сопротивление, создавать препятствия, среда вокруг индивидуума может оказаться враждебной, но если мотив сильный, то человек начинает преодолевать трудности. Отдельно стоит отметить социокультурные сопротивления в виде морали, этики, запретов, нормативов

На макроуровне всей занятости выделяется 2 связанных друг с другом блока: операциональный и мотивационный. Психология деятельностного подхода показывает взаимосвязь психического отражения людей и их деятельности. В реальной жизни вся судьба человека состоит из набора различных деятельностей. Психику нельзя анализировать отдельно от нее, а ее никогда не понять без анализа психики. Главная роль для человека состоит в трудовой деятельности. Согласно этой теории бытие определяет сознание, а не наоборот.

Психологические нюансы личности человека можно понять, только изучив его деятельность. Она же определяет его мотивы и жизненные ценности, становление личности невозможно без жизнедеятельности.

Основа деятельностной психологии – экономическая теория К.Маркса

Дело в том, что все эти ученые-психологи работали, опираясь на труды К.Маркса. И хотя есть схожие моменты в их исследованиях, речь идет о трех совершенно самостоятельных исследователях. Л.С.Выготския является разработчиком культурно-исторического направления в философии, С.Л.Рубинштейн является представителем деятельностной психологии. А.Н.Леонтьев до конца своей жизни сохранял верность марксистским идеям и многое сделал в области деятельностной психологии.

Философы А.П.Огурцов и Э.Г.Юдин определяют деятельность человека как форму активного отношения к окружающей среде, содержание деятельности направлено на изменение и преобразование мира. Основанием для деятельности является четко сформулированная цель. Основание для самой цели не входит в деятельность, а лежит за ее пределами. Это сфера человеческих мотиваций, идеалов и ценностей. Философы делают выводы о деятельности в целом, подразумевая ее разновидности. Психологи имеют в виду психологическую сторону деятельности, которая не отождествляется с экономической, политической и др. «Капитал» К.Маркса являлся основой для психологов, но он как раз рассматривал деятельность экономическую. К сожалению, никто из представителей деятельностной психологии различия между экономической и психологической деятельностью не объяснил.

В теории К.Маркса ключевым является концепт абстрактного труда. Абстрактный труд, как известно, является экономическим, а не психологическим понятием. Перенос этого феномена из экономики в психологию несостоятелен. Привести психологический аналог абстрактного труда весьма затруднительно

Понимали ли существующую трудность психологи? Они нашли из данной ситуации мнимый выход и стали рассуждать об общественной деятельности, не принимая во внимание различие конкретики и абстрактности деятельности. А эти различия следовало бы учитывать по аналогии с различением К.Марксом конкретного и абстрактного труда

Но положению о том, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», психологи следовали неукоснительно. Они считали, что употребление понятия «сознание» уже свидетельствует о психологическом смысле утверждения. На самом деле Маркс имел в виду экономическое бытие и экономическое сознание.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Деятельность – самостоятельный предмет психологического исследования

Ключевым фактором в понимании человеческой деятельности является термин «субъект», разработанный в работах ближайших последователей Рубинштейна, таких как А.В. Брушлинский (1996) и К.А. Абулханова (1973, 1991). По мнению А. Абулхановой, «субъект деятельности» – это комплекс характеристик психологических условий деятельности:

  • во-первых, по отношению к способностям, состояниям субъекта и его связи с поставленной задачей;
  • во-вторых, по отношению к его стратегиям и тактикам;
  • в-третьих, по отношению к объективной динамике деятельности (события и фрагменты деятельности) (Абулханова-Славская, 2007, с. 122).

Общеизвестно, что наука психология появилась для обеспечения выживания живых организмов и ее развитие связано с возрастающей сложностью окружающей среды.

Психика полностью проявляется в деятельности; человек развивается через деятельность. Не обращаясь к категории деятельности, не раскрывая сущности, невозможно объединить фундаментальные проблемы психологии. Парадигма деятельности легла в основу многих исследований:

  • Л.С. Выготского (1982) по разработке методологических проблем в психологии;
  • С.Л. Рубинштейна (1946) по анализу структуры деятельности и ее значения в исследованиях фундаментальных проблем психики;
  • А.Н. Леонтьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии; Д.А. Григорьева (1972) по разработке методологических основ современной психологии;
  • А. Ошанина (1999) – в изучении объективного действия и формировании операционного образа;
  • К.А. Абулхановой-Славской (1973) – в разработке проблем субъекта деятельности;
  • Г.С. Никифорова (1988) – в изучении проблем самоконтроля в деятельности;
  • О.А. Конопкина (1980) – в исследовании проблем регуляции деятельности.

Изучение деятельности позволяет навести мосты между различными школами и направлениями в психологии, способствует развитию содержательной психологической методологии.

Подход Рубинштейна

Основной тезис деятельностного подхода: деятельность определяет сознание (а не наоборот). Теория представляет собой систему методологических и теоретических принципов, на основе которых авторы предлагают рассматривать психику и, в частности, сознание. Деятельность выступает в качестве предмета исследования и, согласно данной теории, опосредует все основные психические процессы.

Опираясь на этот тезис, Рубинштейн выдвинул принцип «единства сознания и деятельности», согласно которому сознание и психика в целом формируются в процессе деятельности и проявляются в деятельности человека. Деятельность в данном контексте выступает не как совокупность определенных реакций на внешние стимулы, а как система, регулируемая сознанием. Сознание же в свою очередь описывается им не как некая субъективная реальность для познания самого себя, а как нечто, что может быть познано только через отношение к объективной реальности, в том числе через деятельность. Таким образом, деятельность и сознание формируются и развиваются в органичном единстве и при этом не тождественны друг другу. Сознание является одновременно и предпосылкой, условием всякого действия (мотив, направленность), и результатом этого действия, выражаемом в навыках, привычках, умениях и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Деятельностный подход в психологии 400 руб.
  • Реферат Деятельностный подход в психологии 270 руб.
  • Контрольная работа Деятельностный подход в психологии 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Подход Рубинштейна также называют субъектно-деятельностным подходом, поскольку рассматривается автором исключительно в контексте отношений деятельности и субъекта:

Мотивационная система

С точки зрения представителей деятельностного подхода, мотивационная система человека состоит из целей, мотивов, потребностей, ценностей. Это – основное, что заставляет его совершать действия, развиваться, взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому, если, например, у ребенка возникают проблемы, разбираться нужно именно с мотивационной сферой и, прежде всего, с мотивами.


Фото автора @thiszun (follow me on IG, FB): Pexels

Но что такое мотив?

Это может быть неудовлетворенная потребность. Она существует в настоящее время и заставляет человека действовать, совершать те или иные поступки. В этом понимании мотив отличается динамизмом и изменчивостью, он направлен на удовлетворение нужды.

В процессе достижения потребности, если она возникала неоднократно, закрепляется алгоритм действий. Он может стать частью мотива. Но другое его воплощение – превращение в устойчивое свойство личности. К примеру, у тебя болит спина. Врач посоветовал каждый день делать зарядку. Ты действительно начала заниматься, но однажды осознала, что тебе нравится это делать. Со временем ты стала сильнее, упорнее, научилась разрабатывать новые комплексы.

Больная спина тебя уже не беспокоит, но каждый день ты выделяешь время для упражнений, используешь его и для того, чтобы успокоиться, возможно, преодолеть какие-то препятствия. Стремление к преодолению однажды может стать чертой характера и сделать из тебя настоящего борца. Но постоянные занятия могут дать тебе и работу. Так, ты можешь стать тренером, коучем или преподавателем ЛФК.

Положительное развитие мотивации происходит на фоне усвоения внешних ценностей. В какой-то момент времени они сами могут стать мотивом.


Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

Интересное свойство мотива – его способность превращаться в цель. Об этом писал А. Н. Леонтьев. Ребенок читает учебник, чтобы получить хорошую оценку. Но в какой-то момент времени он стал читать просто потому, что ему это нравится. Чтение превратилось в хобби.

Из этих свойств мотивов можно действительно вывести причины нарушения поведения. Ребенок, который живет в социально-неблагоприятной среде, не может воспринять ценности уважения к личности, искусству. Не получая от родителей понимания о том, что необязательно иметь айфон, как у одноклассника, он всеми способами стремится им завладеть. Потребность становится мотивом и целью, но с отрицательным оттенком, и может привести к преступлению.

Для исправления поведенческих проблем необходимо работать с мотивацией, ранжированием потребностей, определением личностных ценностей и формированием целей.

Понятие о деятельности в трудах а. Н. Леонтьева.

Алексей
Николаевич Леонтьев
(1903-1979) в своих
трудах развивал общее понятие о
деятельности. Он разработал обще
психологическую теорию деятельности,
ставшую фундаментальной для отечественной
науки. Главным трудом, раскрывающим
суть деятельностного подхода, стала
работа Леонтьева -Деятельность. Сознание.
Личность». В своей теории деятельности
Леонтьев выдвигал следующие научные
идеи.

1.
Деятельность есть процесс, осуществляющий
жизнь субъекта, и его целью является
удовлетворение предметных потребностей
субъекта.

2.
Предметные потребности определяются
как внутренние состояния организма.

3.
Развитие деятельности приводит к
возникновению психического отражения
реальности в ходе эволюции, т. е.
деятельность порождает психическую
жизнь.

4.
Деятельность, помимо объективного
отражения реальности, переводит образ
в объективно-предметную форму, которая
может быть вещественной или идеальной
(т. е. нематериальной). Язык является
формой отражения образа в индивидуальном
сознании.

5.
Существует несколько стадий развития
психики в онтогенезе:


элементарная сенсорная психика;


перцептивная психика (т. е. формирование
образа);


стадия интеллекта (т. е. обеспечение
ориентации и адаптации организма в
среде).

6.
В каждом возрасте у человека существует
ведущая деятельность. (Это положение
послужило основой для созданной Д, Б,
Элькрниным периодизации психического
развития ребенка).

7.
(Зою совокупность человеческого опыта
можно разделить На три Вида: индивидуальный,
видовой и социальный, которые наличествуют
у каждого человека.

Идеи
А. И. Леонтьева оказали сильнейшее
влияние т развитие большинства отраслей
отечественной психологии -социальной,
детской, педагогической, инженерной,
патопсихологии, зоопсихологии, эргономики.
Более того, идеи его положили начало
развитию этих отраслей психологии в
СССР. Как и С, Л, Рубинштейн, Леонтьев
является одним из основателей отечественной
психологии.

88.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ
ПЕРИОД
.

Наравне
с общим историческим кризисом в России
в середине 90-х гг. XX в. сложился и внутренний
научный кризис в развитии психологии.

1.
Отказ от марксистской ориентации в
научном познании, серьезная критика
отечественных теорий, разработанных в
советское время, в частности теории
деятельности и ее принципа о неразрывной
связи сознания и деятельности. Сегодня
эта теория, пересмотрев некоторые
положения, не отвечающие современной
реальности, пользуется авторитетом как
у нас в стране, так и на Западе.

2.
Анализ и корректировка тех теорий,
которые были созданы в советский период,
и адаптация этих теорий к современной
жизни и выдвигаемым ею требованиям.

3.
Распространение аутентичных концепций
советских психологов, претерпевших
гонения и запреты, налаживание связи с
мировой психологической общественностью,
потерянной в годы «железного занавеса-,
интеграция западных научных подходов
и концепций.

4.
Психологические разработки во многих
областях: исследования познавательных
процессов в общей психологии, создание
новых направлений и выработка отвечающих
современности идей в теории личности
и социальной психологии
.

5.
Создание в 1995 г. Российского психологического
общества при президиуме РАН и начало
выхода журнала *Психологическое
обозрение’. 31 января 1996 г. в Москве
состоялась Первая всероссийская
конференция по психологии «Психология
сегодня».

6.
Сближение науки с практикой е учетом
современного развития общества, появление
новых отраслей практической психологии:
психологии менеджмента, рекламы, активное
использование психологических знаний
в области управления и развития
человеческих ресурсов в бизнесе.

7,
Развитие психологического консультирования
и психотерапии, психологической службы
в школе, где основная задача – работа с
индивидуальными трудностями человека.

Психология
из академической науки превращается в
практическую дисциплину, имеющую широкий
спектр применения и позволяющую
использовать свои знания и наработки
е большинстве сфер современной жизни
– политике, экономике, праве, медицине,
военном деле, образовании, менеджменте
и др.

Что такое деятельность

Фото автора Alena Darmel: Pexels

С точки зрения психоанализа, важнейшим элементом в развитии психики являются инстинкты. Бихевиоризм сконцентрировался на взаимосвязи между стимулом и реакцией. Когнитивные психологи добавляю к этой схеме установки. Экзистенциалисты ищут смысл, а последователи клиенториентированной психологии ставят во главе угла личность с ее тревогами и переживанием вины.

Абсолютно другой подход у деятельностного подхода. Для них ядро, вокруг которого строится формирование и изучение личности, это человеческая деятельность. Кто-то понимает под ней любую активность, процесс, порядок действий.

С точки зрения А. Н. Леонтьева, это процесс, посредством которого человек выражает свое отношение к реальности, достигает удовлетворения потребностей, позволяет ему ориентироваться в мире. Это основа развития и никоим образом не обычная реакция на события или явления окружающего мира.

Подобное видение дополняется мыслями С. Л. Рубинштейна. Цель деятельности для него – это изменение действительности через целенаправленное воздействие на нее, в частности, через поступки. Они представляют собой действия, регулируемые и осознаваемые человеком, причем это осознание формируется через восприятие общественных норм и в процессе их усвоения.

Теория деятельности Леонтьева

Пример: ребенок учится читать. Он делает это, поскольку так хочет мама, и все дети должны уметь читать. Собственного горячего желания заниматься этим у него нет. Он просто совершает действие. Научившись читать, ребенок под влиянием учителей в школе и родителей начинает читать учебники. Действие превратилось в умение, операцию, однако, все еще обладает внешней мотивацией.

Но как только ребенок сам захотел читать, начал делать это для того, чтобы узнать что-то новое, совершить открытие, чтение превратилось в деятельность. Из объекта обучения он стал субъектом, направляющим свою жизнь.

В этом процессе он получил навык, но, что самое важное, его поступки обрели смысл понятный для него. Они стали отражением внутренних мотивов, которые, в свою очередь, ведут к формированию новых целей, устремлений, образов, навыков

Именно деятельность является ключевым моментом деятельностного направления. Через ее призму они рассматривают мотивацию, общение, сознание, обучение. Все это составляет одну систему, которая формируется под влиянием событий, общества, истории, культуры.

Анализ деятельности с точки зрения системного подхода и является тем инструментов, который помогает справиться с нарушениями поведения, личностными проблемами.

Взгляды А.Н.Леонтьева на деятельность

Остановимся подробнее на воззрениях А.Н.Леонтьева. Вот основные положения его теории:

  1. Деятельность – это единица жизни субъекта, являющегося материальным и телесным, молярная и не аддитивная.
  2. Отдельно от общественных отношений деятельность рассматривать нельзя. Именно общество является производителем деятельности, посредством индивидов, которые его образуют.
  3. Деятельность предметна.
  4. Деятельностью управляют потребности, если они предметны.
  5. Основной формой деятельности является внешняя, чувственно-практическая деятельность, поэтому для психологии она особо важна.

Явления развиваются так: предметная деятельность человека преобразует природное в социальное. Социальное переходит на сознательный уровень и превращается в психическое. Но такая аргументация слаба. Если в изначальном нет психического, то как оно возникнет внутри личности? Предметная деятельность не может выйти за пределы натурального. Как обнаружить ценности, исходя из предметной деятельности? Деятельность человека, без сомнения, входит в предметную область психологии. Но все попытки дать понятию «деятельность» толкование по Марксу не были успешными.

Деятельность – это не конституирующий детерминирующий фактор. Любой психологический феномен можно рассматривать как деятельность. Будет правильным, использовать деятельностное представление психологической теории, учитывая два обстоятельства. Первое, субъектом теории является человек. Второе, он есть процессуальность. Источником динамики всего происходящего выступают принципы или основополагающие ценности. Смысл всему происходящему придают принципы. Принцип максимизации нормы прибыли на авансированный капитал является ведущим в экономике, принцип желаемой цели – в психологии. Одни психологические ценности могут сменяться другими, но изначальное их появление за счет природного, в том числе и предметного, невозможно. Считать по-другому, значит заняться культивированием редукционизма, а он является несостоятельным.

С термином «сознание», тоже безрадостная картина. Бихевиористы отказались от сознания, а марксисты свели его к предметным факторам. Правильно будет выделить основополагающие концепты психологической теории, прежде всего ее принципы и законы. Подменять их поведенческим или деятельностным подходом нельзя.

Вклад Рубинштейна С.Л. в развитие деятельностного подхода

В России деятельностный подход в психологии начал развиваться практически одновременно с культурно-историческим подходом в 20-х годах ХХ столетия. В основе культурно-исторического подхода лежит изучение знаковых систем как структуры развития психики человека, а база деятельного подхода в психологии является мотивация, которая дает ответы на вопросы:

  • «Почему происходит развитие?»
  • «Зачем он происходит?»

Теория знакового опосредования была дополнена положением о его деятельности. Это суждение было внесено Выготским Л.С.

Основоположниками подхода являются:

  • Рубинштейн С.Л. (1889 – 1960 гг.);
  • Леонтьев А.Н. (1903 – 1979 гг.)

Рисунок 1. А. Н. Леонтьев

Пафос подхода к психике можно отразить в словах, сказанные Рубинштейном. Он говорил, что человек обнаруживается, проявляется, созидается, определяется в поступках. Иными словами, действия субъекта показывают его истинное лицо. В главном труде Рубинштейна «Основы психологии» (1946 г.) говориться о первичности практической деятельности человека по отношению к психологическому развитию. Например, с первых дней ребенка окружают предметы, которыми пользуются люди. Дитя практически овладевает человеческим отношением к ним. Базой развития человеческих практических действий у ребенка является взаимодействие с людьми, которые могут удовлетворить его нужды. Это та практическая основа, которая позволяет выстроить речевое развитие. Таким образом, когда ребенок начинает вовлекаться в практическую деятельность, происходит его трансформация в «человека» и формирование сознания. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности, которые гармонично сосуществуют и являются предпосылкой (мотивы, цели) и результатом (состояние, навыки и т.д.) Субъект и объект — человек и мир рассматриваются как единое целое. В процессе какой-либо деятельности они переходят друг в друга, т.е. объект трансформируется в субъективный образ, а образ – в продукты деятельности. При этом психический образ – это «слепок» от деятельности субъекта.

Замечание 1

В данной психологии особое место занимает способ рассуждения, который преодолевает дуализм внутреннего – внешнего, идеального – материального, и монизм, который решает психофизиологическую проблему. Психика является неотъемлемой частью деятельности.

Принцип, предложенный Рубинштейном, выявил 2 стороны:

  • самостоятельный предмет психологического исследования;
  • объяснительный принцип.

Т.е. объясняя деятельность – объясняется психика человека. Деятельность от реакции отличает процесс активного отношения лица к работе, поэтому центральное место в данной психологии занимает личность и мотивация.

Общение

Еще один важный момент, вокруг которого концентрируется деятельностная психология, – это общение.  И аспект рассматривается с нескольких позиций:


Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

  • Общение – это вид деятельности. Через него человек влияет на других людей, создает новый мир, познает его. Как и у любого другого вида деятельности, у него есть цель.
  • С другой стороны, общение развивается в рамках других видов деятельности – учебной, трудовой.
  • Изначально ребенок может жить только в коллективе. Его кормят родители, учат учителя. Со временем, через общение и получение опыта и знаний он становится способным на индивидуальную деятельность, вырастает в личность.

То, как общается человек, какой мотив общения и коммуникации с другими людьми им движет, в большой степени определяет его образ жизни. Следовательно, способы и характер взаимодействия определяют и многие проблемы, с которыми сталкиваются люди.

Небольшой пример: семья – мама, папа, ребенок 4 лет. Рядом живут бабушки и дедушки, которые не работают и хотят все время заниматься с малышом. Ребенок еще не говорит, он вообще не обращает особого внимания на людей, которые находятся вокруг.

Связано это с тем, что все его потребности удовлетворяются еще до того, как они появились. Ему не нужно обращаться за помощью, не нужно ничего просить. Достаточно повернуть голову, и к нему уже несется бабушка, дедушка, или мама. Общение в этом случае не имеет цели, оно не удовлетворяет потребности.


Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Исправить проблему не сможет логопед. Не поможет и индивидуальная работа психолога с ребенком. Чтобы он начал общаться, нужно использовать системный подход, работать с родителями и всеми членами семьи.

Деятельностный подход использует уникальный подход к рассмотрению мотивационно-ценностной сферы человека

Представители этого направления обосновали важность деятельности, предложили рассматривать человеческую личность, как систему

Основные представители деятельностной психологии и их идеи

Первым из тех, кто сформулировал и дал определение данному термину был М. Басов. Чуть позднее его конкретизировал С. Рубинштейн в работе «Проблемы психологии в трудах К. Маркса. Он предложил тезис о том, что деятельность формируется сознанием. Спустя год его идеи подхватил А. Леонтьев и Л. Выготский, с которым его некоторые воззрения практически совпадали.

Перечень этих фамилий здесь по причине того, что Л. Выготский, С. Рубинштейн и А. Леонтьев увлекались и активно использовали в своих трудах творческое наследие К. Маркса. Но, несмотря на это, все они вполне самостоятельные исследователи, которые внесли свою лепту в развитие науки и философии. Например, Л. Выготский стал основателем культурно-исторического направления в философии, С. Рубинштейн представлял деятельностную психологию, А. Леонтьев также активно занимался развитием этого направления психологии.

Мыслители А. Огурцов и Э. Юдин деятельностную психологию понимают иначе и дают ей другое определение.

Определение 2

Деятельностная психология – это деятельность, которая имеет специфическую форму человеческого активного отношения в окружающему миру, в основе которой лежит целесообразное изменение и преобразование.

В то же время они довольно справедливо говорят о то, что «если основанием деятельности выступает сознательно сформулированная цель, то основание самой цели не может составлять саму деятельность, а находится за её пределами, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей, которые в определённой степени и детерминируются деятельностью, но в целом остаются в её границах». Открытым в данном контексте остаётся вопрос соотношения деятельности и того, что противостоит ей в качестве основной цели.

Философы, по природе своей много рассуждают о деятельности в целом, подразумевая, что она существует в некоторых разновидностях. Психологи располагают психологической деятельностью, которую никак нельзя отождествлять с экономической, политической или какими-то подобными. Психологи, которые работают в направлении развития деятельностной психологии, основывали свои исследования на «Капитале» К

Маркса, где говорилась об экономической деятельности, не принимая во внимание психологическую

Замечание 1

Никто из последователей деятельностной психологии не смог адекватно объяснить отличия разновидностей деятельности.

Важнейшей составляющей теории К. Маркса был концепт абстрактного труда, который поставил психологов марксистской направленности в тяжёлое положение. Абстрактный труд скорее экономический, но не психологический феномен. Видимо, из-за этого его перенос в психологию из экономики невозможен.

Сложно представить и психологический аналог абстрактного труда. Не совсем понятно, насколько глубоко психологи понимали данную трудность. Они всего лишь придумали мнимый выход из данной ситуации, когда начали рассуждать об общественной деятельности, не принимая ко вниманию различия конкретной и абстрактной деятельности, которая ведётся по аналогии с различием К. Маркса конкретного и абстрактного труда. Но, согласно мнению К. Маркса, «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Все последователи и приверженцы идей марксизма следовали этому положению неукоснительно.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Подразумевалось, что само упоминание сознания является свидетельством психологического смысла его утверждения. На самом деле К. Маркс был уверен, что экономическое бытие является определяющим в экономическом сознании.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.