Оглавление
Концепции девиации
Многие эксперты в стремлении разъяснить девиантность, выдвинули в этом отношении несколько концепций. Но все теории предполагают представление условий, повлиявших на формирование подобного поведения. Первостепенная попытка разъяснения представлена предположением о врожденной склонности к девиантности.
Функциональная. Девиация — это отклонение от основ, законов, установленных в обществе. Э. Дюркгейм считал ее фактором риска распад общественных ценностей в период отрицательных социальных изменений. Переломная обстановка провоцирует увеличение преступности
В качестве важного фактора указываются также подкультуры с отрицательным мировоззрением, «впитывающие» молодежь, неспособную к самостоятельному противостоянию общественным нормам.
Конфликтологическая. Появление девиантных подкультур поддерживает классовость общества
Теория Г. Беккера гласит, что количественно незначительная категория авторитетных лиц в соответствии с личными моральными взглядами формирует принципы, представляющие норму в определенном социуме. Личностям, не признающим эти законы, присваиваются ярлыки. Человек, единожды совершивший незаконное деяние, после отбывания наказания часто вливается в криминальное общество.
Конфликтологическая точка зрения используется сторонниками радикальной криминологии, согласно которым, рассматриваться должно не человеческое поведение, а текущие законодательные нормы. Авторитетные категории людей посредством законов фиксируют собственное положение, препятствуя возможности честного заработка, улучшения благосостояния, отстаивания прав обычного человека.
Предрасположенность к девиантности создается в течение продолжительного периода. Преступному деянию всегда предшествует ряд происшествий, предопределяющих склонность человека к отклонению.
В развитии девиантности человека принимает участие ряд факторов, в частности, следующие:
- среда проживания;
- область общения;
- интересы;
- интеллектуальные характеристики;
- вероятность достижения установленной цели без выхода за границы социальных общепринятых мерок.
Недостаток материального благосостояния — это не обязательный фактор, подталкивающий человека к совершению преступного действия. Пропагандируя социальные блага, успех, ценность денег без предоставления возможности достичь сокровенной цели, социум сам увеличивает количество девиантных людей.
Под воздействием различных жизненных ситуаций, давления подкультур, человек может решиться на самостоятельное совершение незаконного деяния или участие в бунте, направленном против имеющихся режимов. Эти образцы девиации обусловлены воздействием общественных условий.
Нарушения в бихевиоральных моделях близких людей, сложных подростков можно корректировать при своевременном обращении к квалифицированному специалисту по психологии. Психотерапевт поможет осознать предпосылки девиации, выявить причины отклоненного поведения, определить подходящие пути исправления неверного мировоззрения, асоциальных постоев.
Причины и мотивы асоциального поведения
По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием также большого количества факторов, к числу которых относятся:
Наследственность. Воспитание в рамках семьи накладывает большой отпечаток на то, как себя ведет человек в будущем. Это значит, что первичная социализации обладает очень сильным влиянием, и от нее зависит благополучие человека, возможности его развития и становления как личности в более зрелом возрасте;
Среда проживания человека. Она формирует личность человека, поскольку определяет его менталитет и возможные стереотипы, которые влияют на его мировоззрение
Также очень важно то, проживает ли человек в рамках сельской местности, или на территории большого города (мегаполиса). От этого будет зависеть его мироощущение, мировосприятие, стремление добиться чего-либо в зависимости от личных интересов и возможностей;
Собственная практическая деятельность человека – его профессиональный статус, роль в жизни общества. Деятельность человека определяет его мотивы и цели, а также возможности их достижения (законным или неправомерным путем).
Деятельность человека определяет его мотивы и цели, а также возможности их достижения (законным или неправомерным путем).
Среди факторов, которые определяют девиантное поведение человека, также выделим несколько наиболее значимых.
Во-первых, биологические факторы – это те факторы, которые отражаются в существовании неблагоприятных физических и анатомических особенностей человека. Они могут в некоторой степени затруднять жизнь человека, его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые требуют коррекции, в том числе медицинской: генетические факторы, психофизиологические и физиологические отклонения.
Второй вид факторов – психологические. Они включают в себя наличие у человека в раннем возрасте психопатии или отклонений в отдельных чертах личности и характера. Отклонения могут отражаться в психических заболеваниях, серьезных заболеваниях нервной системы, пограничных состояниях и неврастении, при которых человек не может до конца адекватно оценивать свои поступки, и поэтому совершает множество противоправных действий. Такие люди легковозбудимы, их достаточно просто спровоцировать на неправомерные действия, которые могут закончиться увечьями или убийством.
Причины девиантного поведения следует определять в соответствии с видами такого поведения.
Деструктивное девиантное поведение возникает в связи с тем, что человек сам себе наносит вред, нарушая всевозможные правила поведения и жизни. Они не соответствуют нравственным и социальным нормам, поэтому отличаются конформизмом, накопительством и мазохизмом. Асоциальное поведение причиняет вред и личности, и социальным общностям. К ним может относиться семья человека, его друзья, коллеги по работе или простые прохожие, которые случайно оказались в поле зрения человека.
Причины противоправного поведения чаще всего заключаются в том, что человек стремиться заполучить что-либо незаконным путем. Иногда ему лень добиваться успеха добропорядочным естественным путем, он не хочет тратить время на самосовершенствование, воспитание своего характера, не стремится становиться лучше. Это приводит к тому, что он пользуется любыми способами, только не теми, которые в действительности могли бы каким-либо образом благотворно повлиять на его жизнь. Он может организовывать противоправную деятельность, совершать поступки, которые полностью отрицают общие нормы и ценности, лишь бы скорее и без особых усилий добиться желаемого результата. Отсюда следует вывод о том, что девиантное поведение человека может развиваться по причине его внутреннего конфликта, психических отклонений, а также по причине того, что он не хочет добиваться желаемого результата, используя для этого традиционные методы и формы поведения. Девиация таким образом – не только причина, но еще и следствие ненормального образа жизни.
Причины поведенческих отклонений
Можно выдвигать множество предположений относительно того, почему люди выступают против правил, принятых в обществе. Это и воспитание в неблагополучной среде, и невозможность самореализации, и психологические травмы. Хотя социологи склонны объяснять природу возникновения девиаций биологической предрасположенностью индивидов к определенному стилю поведения, который не всегда соответствует норме. При этом также считается, что «криминальный тип» является результатом враждебности и деградации.
Но есть и другие группы исследователей, которые причинами девиации называют слабоумие, психопатию, дегенеративный процесс. Проще говоря, девиация является результатом умственных отклонений.
Типы девиантного поведения
Зависимо от отношения к людям Т. Парсонс выделяет два вида девиантного поведения:
1. Личность заботится о сохранении и установлении отношений с другими личностями. Она может стремиться возобладать над другим, поставить в подчиненное положение его. Это часто обуславливается девиантным поведением и мотивацией. Так зачастую поступают члены преступных групп.
2. Личность уступает другим, им подчиняется. В этих случаях она может становиться на путь девиантного поведения и мотивации, в особенности в отношении к личности сильной и активной. Так, пассивное приспособление к Сталину и сталинской иерархии в большевистском руководстве было причиной девиантности большинства людей.
Классификация девиантного поведения зависимо от отношения к стандартам (нормам, потребностям, ценностям,) разработана в обществе Мертоном (в 1910 г.), который выделял такие виды девиантного поведения:
Нормальность (тотальный конформизм) поведения, принятие культурных норм. Таким является поведение человека, который получил хорошее образование, имеет престижную работу, продвигается по карьерной лестнице и так далее. Такое поведение реализует как свои потребности, так и ориентируется на других (соблюдены нормы). Это, строго говоря, как раз единственный вид недевиантного поведения, в отношении к которому выделяются разные виды девиации.
Инновационное поведение означает, с одной стороны, согласие с целями собственной жизнедеятельности, которые одобряются в этом обществе (культуре), но, с другой стороны, не следует одобряемым общественно средствам их достижения. Инноваторы применяют новые, девиантные, нестандартные средства достижения полезных общественно целей. В постсоветской России много инноваторов занялись строительством финансовых «пирамид», приватизацией государственной собственности, вымогательством («рэкетом») и так далее.
Ритуализм до абсурда доводит нормы и принципы этого общества. Ритуалист — бюрократ, который требует выполнения всех формальностей от просителя, и забастовщики, которые работают «по правилам», что вызывает остановку самой работы.
Ретреатизм (бегство от действительности) — это тип девиантного поведения, при котором человек отвергает и пути (издержки, средства, время) достижения, и сами одобряемые обществом цели. Такое девиантное поведение присуще пьяницам, бомжам, монахам, наркоманам и так далее.
Революция (бунт) — форма девиантного поведения, которая не лишь отрицает устаревшие пути поведения и цели, но и заменяет их новыми. Российские большевики во главе с Лениным отвергли средства и цели буржуазно-демократического общества, которые складывались в 1917 году в России после свержения самодержавия, и восстановили последнее на новой политической, идеологической, социальной и экономической основе.
Из сказанного видно, что девиация и конформизм — два противоположных типа поведения, которые предполагают взаимно и исключают одно другое. Из описания видов девиации видно, что она не является лишь негативным типом поведения людей, как это может на первый взгляд показаться. Юрий Деточки в фильме «Берегись автомобиля» ради благородных целей — борьбы с «теневиками» и спекулянтами — крал у них автомобили, и перечислял в детские дома средства от продажи.
Профилактика
Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.
Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:
- проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);
- применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;
- активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;
- частое противостояние взрослым в виде споров;
- проявление злобы и мстительности;
- ребенок часто становится зачинщиком драки;
- преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);
- нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).
Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):
- Формирование благоприятной социальной среды. С помощью социальных факторов проводится воздействие на нежелательное поведение индивида с возможной девиацией – создается негативный фон по поводу любых проявлений отклоняющегося поведения.
- Информационные факторы. Специально организованная работа по максимальному информированию о девиациях с целью активизации когнитивных процессов каждого индивида (беседы, лектории, создание видеопродукции, блогов и т.п.).
- Обучение социальным навыкам. Проводится с целью улучшения адаптивности к социуму: социальная девиация предотвращается путем тренинговой работы по формированию сопротивляемости к аномальному социальному влиянию на личность, повышению уверенности в себе, формированию навыков самореализации.
- Инициация деятельности, противоположной отклоняющемуся поведению. Такими формами активности могут стать:
- испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),
- познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),
- доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),
- творчество.
- Активизация личностных ресурсов. Развитие личности, начиная с детского и подросткового возраста: привлечение к занятиям спортом, группам личностного роста, самоактуализации и самовыражения. Индивид обучается быть собой, уметь отстаивать свое мнение и принципы в рамках общепринятых норм морали.
Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.
Видео:
https://youtube.com/watch?v=-yQq5C62cbM
Причины возникновения
Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.
Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:
- Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
- Социальные факторы:
- особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
- окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
- влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
- Личностные факторы.
- нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
- искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
- искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).
Виды девиации
Психологи и социальные педагоги в своей работе сталкиваются со следующими видами аномального поведения:
- делинквентное поведение, преступные действия;
- экстремизм;
- терроризм;
- вредные привычки;
- проституция;
- яркий макияж, экстравагантный стиль в одежде;
- аномальное реагирование ребенка на привычные ситуации;
- различные формы аддикции, пристрастие к азартным играм;
- вандализм;
- жестокое обращение с животными;
- крайняя форма эгоцентризма;
- замкнутость, стремление свести к минимуму социальные контакты, отшельничество, аутизм;
- излишняя общительность;
- сквернословие;
- игнорирование ребенком требований взрослых;
- слабое развитие навыков самоконтроля у личности;
- перепады настроения без видимой на то причины, которые приводят к постоянному внутреннему напряжению и сбоям в работе нервной системы;
- немотиивированная агрессия и самоповреждающее поведение;
- склонность решать проблемы кулаками;
- тревожность, фобии, панические атаки;
- суицидальные попытки;
- патологические процессы в психике;
- поведенческие отклонения, обусловленные ошибками семейного воспитания.
К позитивным девиациям относятся:
- гениальность или одаренность личности в той или иной сфере науки или искусства;
- высокий уровень развития патриотизма, совершение геройских поступков во благо других людей и человечества в целом;
- способность жертвовать собой и своими интересами во имя общего дела или интересов другого человека;
- альтруистическая направленность личности, обостренное чувство жалости;
- ярко выраженное трудолюбие и обостренное чувство долга;
- наличие у человека тех или иных уникальных способностей.
В отличие от негативных, позитивные виды девиаций не вызывают осуждения со стороны общества.
https://youtube.com/watch?v=o-WY3Qs5-XM
Виды девиации
Классификаций девиантного поведения сегодня существует множество. Согласно систематизации девиаций Клейберга выделяется три группы отклоняющегося поведения: — социально нейтральная (попрошайничество), позитивная (самопожертвование) и негативная девиация (наркомания).
Положительная девиация является формой отклоняющегося поведения и большинством воспринимается как нестандартное, странное поведение, но одновременно с этим у социума не вызывает неодобрения или порицания.
Негативная девиация однозначно вызывает непринятие и осуждение у большинства людей.
Е. Змановская обобщила различные типологии поведенческих отклонений, вследствие чего определила в качестве основных критериев для классификации тип нарушаемой нормы и отрицательные последствия девиации. Она выделила три группы антиобщественного поведения:
— антисоциальное поведение, то есть поступки несоответствующие правовым нормам, угрожающее благополучию граждан и социальному порядку;
— асоциальное поведение, заключающееся в уклонении от выполнения морально-этических норм и нравственных устоев, что угрожает благополучию межличностных взаимоотношений;
— аутодеструктивное поведение, проявляющееся в суицидальных попытках, фанатических, аутическое, виктимных, рискованных действиях. К этому виду также относятся различные зависимости.
Надежда Майсак разработала матрицу социальных девиаций, которая дифференцирует множество форм девиаций внутри двух измерений, которые друг с другом пересекаются. Отклоняющееся поведение можно подразделить по характеру проявления и направленности, а также по степени общественного одобрения.
По характеру проявления и направленности девиации детей и взрослых бывают:
— конструктивными – различные виды творческого самовыражения;
— аутодеструктивными, которые в свой черед бывают аддиктивными (различные зависимости) и суицидальными;
— внешнедеструктивными, которые также могут быть противоправными и коммуникативными.
По степени социального одобрения девиации бывают:
— социально одобряемыми и просоциальными (то есть адаптированными к устоям определенной группы людей);
— социально нейтральными (то есть, поступки индивидов не представляют опасности для общества либо их нельзя оценить, так как критерии неоднозначны);
— социально не одобряемыми, а именно асоциальные действия, то есть поступки, отклоняющиеся от моральных устоев и нравственных норм, антисоциальное поведение, то есть действия, отклоняющиеся от норм законодательства.
Психологическая теория
Приверженцы этой теории считали, что причины отклонения кроются в самой личности, а не в социуме. Фрейд говорил, что у каждого человека за сознанием скрывается обширный пласт бессознательного. Это та биологическая суть индивида, над которой не властен процесс социализации. Только развивая собственное «Я» и совершенствуясь как личность, можно защитить себя от звериного влияния бессознательного.
Немного позже последователи этой теории высказали предположение, что у некоторых людей может формироваться психопатический и аморальный тип личности. Такие люди замкнуты и не склонны к проявлению эмоций. Их поступки импульсивны, а чувство вины ощущают они только по праздникам.
Правда, нельзя говорить о том, насколько эта теория достоверна, поскольку все исследования проводились над заключенными.
Причины девиантного поведения
Склонность к неподчинению и совершению «неправильных» поступков заложена в человеческой природе. Она необходима человеку, чтобы он помнил, что является не только частью общества, но и личностью. Поэтому каждое правило, продиктованное нам общественным мнением, мы подвергаем критическому переосмыслению: «А должен ли я его соблюдать?». Данный вопрос часто становится поводом (но не причиной), для «неправильных» поступков.
Девиантное поведение может возникать при наличии таких факторов как:
- отрицательное влияние («плохая компания»);
- неправильное воспитание и детские психотравмы;
- аномальное развитие личности;
- психосоматические расстройства;
- стиль и условия жизни;
- стресс, вызванный кризисной ситуацией.
Факторы, приводящие к девиантному поведению, можно объединить в две группы: личностные и социальные. В первую группу входят факторы, связанные с внутренним состоянием человека, особенностями его психики, актуальными желаниями и потребностями. Во вторую входят внешние факторы: состояние экономики и общества, уровень нравственности и прочее.
Реальными предпосылками для девиантного поведения являются личностные факторы, тогда как социальные обычно становятся лишь «спусковым крючком», провоцирующим неправильные поступки. Внутренние факторы определяют, насколько человек предрасположен к поведенческим девиациям, а внешние – какую именно модель девиантного поведения он выберет.
В психологии часто используется подразделение на социальные и биологические факторы. Первые связаны с окружением, воспитанием, состоянием общества, а вторые – с состоянием здоровья и возрастными кризисами.
См. также
Различные нарушения социального порядка и аномия во многом связаны с девиациями. Под девиацией (лат. deviatio – отклонение) понимается отклоняющееся поведение индивида или группы от принятой в обществе системы ценностей и норм.
Выделяется негативная и позитивная, индивидуальная и групповая, первичная и вторичная девиация.
Негативная девиация
(см. § 12.4) в обществе отторгается, рассматривается как наносящая урон, вред индивидам и социуму.
Положительная девиация (см
§ 12.7), напротив, обществом принимается, признается важной для развития дарований и способностей индивидов, предоставляющей новые перспективы для общественного развития.
Индивидуальная и групповая девиация может быть как негативной, так и позитивной.
Индивидуальная девиация связана с отклоняющимся поведением того или иного отдельного человека. |
Групповая девиация связана с социальными отклонениями различных социальных групп-сообществ. |
Понятия первичной и вторичной девиации в научную лексику ввел американский криминолог Эдвард Лемерт (1951).
Первичная девиация имеет место, когда нарушение социальных правил, норм не влечет за собой наказание. Многие люди так или иначе преступают некоторые социальные предписания, но окружающие люди смотрят на эти их деяния словно сквозь пальцы, не обращают на них внимания и не предают им какого-либо значения, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом. |
Многое меняется, когда социальное окружение замечает и оценивает отклонения в поведении людей. Нередко это приводит к вторичной девиации – ситуации, когда на человека навешивается ярлык девианта; окружающие начинают с ним обращаться как с девиантом, и он сам постепенно начинает считать себя девиантом и вести себя в соответствии с этой ролью. |
В структуре девиации можно выделить три компонента:
- 1) человек (или группа), которому свойственно определенное поведение;
- 2) ожидание или норма;
- 3) некий другой человек, группа, организация, общество, реагирующие на поведение.
Первый элемент структуры девиации позволяет выделить субъекта девиации, второй связан с критерием оценки девиантного поведения, третий обозначает тех, кто реагирует на поведение, рассматриваемое как девиантное.
В литературе нередко подчеркивается, что девиантность – явление сугубо относительное, поскольку один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, а в другом восприниматься как социальная патология. Однако данный факт вовсе не отменяет того обстоятельства, что негативная девиация имеет свои объективные критерии:
социобиологические. Негативные виды отклоняющегося поведения не просто нарушают всеми признанную норму, они развертываются в рамках постоянно возобновляющегося, нарастающего зла, которое ведет человека и человечество к деградации, гибели. Между тем идеальное состояние общественного организма – «максимально долгая жизнь максимального количества здравствующих людей в максимально благоприятных условиях»;
социальные. Негативная девиация определяет планку, за которой начинаются процессы деградации личности, а общество из целостной системы превращается в хаотическую (например, рушатся семейные узы, невостребованными оказываются элементы духовной культуры, чуждыми и непонятными видятся требования этики).
К негативным видам отклоняющегося поведения относятся:
- – преступления и правонарушения;
- – проституция, наркомания, алкоголизм, тунеядство;
- – самоубийство;
- – нарушение традиций, обычаев;
- – детская беспризорность, безнадзорность, побеги из дома, драки несовершеннолетних;
- – нецензурная брань, сквернословие;
- – аморальное поведение;
- – различные виды неуставных отношений в армии (дедовщина, землячество, культ силы);
- – игровая и компьютерная зависимость и т.д.
Данный перечень видов негативной девиации не является исчерпывающим. Содержание указанных видов показывает, что индивиды в негативной девиации нередко устанавливают свои неофициальные и достаточно жесткие нормы поведения. Так, все виды неуставных отношений основываются на неформальных системах морального поощрения, физического и психического насилия, т.е. на поведении, которое укладывается в рамки «негативной свободы» – свободы, которая проявляет себя вне правового юридического пространства.
всепрощесложнее
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114738
- https://wiki2.org/ru/девиация
- https://studme.org/1151040928782/sotsiologiya/deviatsiya_vidy_struktura
- https://vocabulary.ru/termin/deviacija.html
Профилактика девиантного поведения
Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.
Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:
Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей
Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.
Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.
Что такое девиация: виды и примеры
Девиация в переводе с латинского языка означает отклонение. В психологии есть такое понятие, как девиантное поведение. Если поступки и действия индивидуума не соответствуют установленным в социуме нормам поведения, то такое отклонение от правил является признаком девиации. В любом обществе люди обязаны вести себя согласно общепринятым правилам. Взаимоотношения между гражданами регулируют законы, традиции, этикет. К девиантному поведению также относятся социальные явления, выраженные в устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих установленным в социуме правилам.
Виды девиации:
- деликвентная (преступления);
- асоциальная (игнорирование правил и традиций);
- саморазрушительная (вредные привычки, самоубийство);
- психопатологическая (заболевания психики);
- диссоциальная (ненормальное поведение);
- парахарактерологическая (отклонения из-за неправильного воспитания).
Девиация может быть позитивной или негативной. Если индивид стремится преобразить жизнь, а его поступки продиктованы желанием качественно изменить социальную систему, то в этом стремлении нет ничего предосудительного. Однако если действия человека приводят к дезорганизации социальной среды, а для достижения своих целей он использует противозаконные способы, то это свидетельствует о неспособности индивидуума к социализации и нежелании адаптироваться к требованиям социума. Поступки, выходящие за рамки закона, являются примерами негативной правовой девиации.
Примеры отрицательного и противозаконного девиантного поведения:
- свершение преступного деяния;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- секс за деньги.
Подобные негативные поступки порицаются социумом и наказываются согласно нормам уголовного права. Однако некоторые виды девиантного поведения настолько крепко укоренились в жизни общества, что их наличие не вызывает ни у кого удивления. К негативу люди относятся критически, хотя порой стараются не замечать отклоняющееся от нормы поведение других членов общества.
Примеры отрицательной девиации:
- оскорбления;
- рукоприкладство;
- драка;
- нарушение традиций;
- компьютерная зависимость;
- бродяжничество;
- азартные игры;
- самоубийство;
- громкий смех в общественных местах;
- вызывающий макияж, одежда, поступки.
Чаще всего девиантное поведение встречается у подростков. Они переживают самый ответственный период своей жизни — переходный возраст. В силу физиологических особенностей организма и несовершенной психологической организации подростки не всегда могут правильно оценить ситуацию и адекватно прореагировать на проблему. Иногда они грубят взрослым, громко играют на музыкальных инструментах по ночам, вызывающе одеваются.
Девиации, связанные с нарушениями в области общения между членами общества, называются коммуникативными. Отклонения от норм правильной коммуникации бывают разных видов.
Виды коммуникативной девиации:
- аутизм врождённый (стремление к одиночеству);
- аутизм приобретённый (нежелание общаться из-за стрессовых ситуаций);
- гиперобщительность (стремление к постоянному общению с людьми);
- фобии (боязнь толпы, общества, клоунов).
Основоположником теории девиации является французский учёный Эмиль Дюркгейм. Он ввёл в социологию понятие аномия. Таким термином учёный охарактеризовал общественное состояние, при котором происходит разложение системы ценностей в результате глубокого экономического или политического кризиса. Социальная дезорганизованность, при которой в обществе наступает хаос, приводит к тому, что многие индивидуумы не могут определиться с правильными для себя ориентирами. В такой период чаще всего у граждан появляется девиантное поведение. Дюркгейм объяснил причины социально отклоняющегося поведения и преступности.
Он считал, что все члены общества должны себя вести солидарно с установленными правилами поведения. Если действия индивида не согласовываются с общепринятыми нормами, то его поведения является девиантным. Однако по мнению учёного, общество не может существовать без отклонений. Даже преступность является нормой общественной жизни. Правда, для поддержания общественной солидарности преступность необходимо наказывать.
Эта тема закрыта для публикации ответов.