Биологическим фактором эволюции человека является… каковы биологические факторы эволюции?

Алан-э-Дейл       15.06.2022 г.

Влияющие факторы

Процесс антропогенеза двигали несколько серьезных факторов, заставлявших антропоидов развиваться, совершенствовать свои физические, интеллектуальные и социальные навыки. Обычно их разделяют на две категории — биологические (естественные) и социальные, присущие исключительно человечеству. На первых порах прогресс последнего продвигали исключительно биологические причины, затем добавились социальные.

Итак, к биологическим факторам антропогенеза относят:

  • естественный отбор — принцип «выживает сильнейший» способствовал прогрессу многих видов, в том числе и антропоидов;
  • изменчивость — организм живого существа способен запоминать изменения в окружающем мире и подстраиваться под них;
  • мутации — перемены в образе жизни способствовали появлению новых свойств и черт в строении организма;
  • изоляции — расстояние и природные стихии разделяли популяции, и они формировали новые ветви, каждая из которых получала свое уникальное развитие;
  • борьба за существование — выживание всегда было главной задачей любого животного, ради которой и совершались все изменения.

Эти факторы привели к формированию у части доисторических высших приматов наследственных признаков: совершенного головного мозга, прямохождения и практически безволосого кожного покрова.

Социальные факторы берут свое начало с момента объединения людей в сообщества, появления стадного чувства и сложной коммуникации.

Основными из них называют:

  • труд — постоянная работа с использованием орудий труда с целью выживания способствовала тренировке и стремительному росту мыслительных способностей, сплоченности коллектива;
  • речь — формирование членораздельной речи определило способность к созданию прогрессивного общества, основывавшегося на сложных внутренних взаимоотношениях;
  • общество — появление групп, связанных не только охотой, размножением и выращиванием потомства, но и всевозможными межличностными отношениями, кровным родством, способное к организации сложной совместной трудовой деятельности, разделенное определенной иерархией;
  • мышление — когда примат избрал основным механизмом выживания осмысленную деятельность, а не применение физической силы и навыков, научился мыслить образами, строить многоуровневые причинно-следственные связи — этот момент определил его судьбу в пользу небывалого ранее в природе уровня прогресса;
  • культура — складывание особого поля морально-нравственных ориентиров, обычаев, верований и жизненного уклада завершило эволюционный путь homo sapiens от животного к высшему разумному существу.

Все это вместе привело в течение многих тысячелетий к становлению качественно нового представителя живой природы – человека разумного.

Движущие силы антропогенеза

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности.

Антропогенез (от греч. antropos

— человек иgenesis — происхождение) — процесс историко-эволюционного формирования человека.

Антропогенез осуществляется под влиянием биологических

исоциальных факторов .

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека — труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы — общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

  • Назад
  • Вперед

Стадии антропогенеза

Древнейшей формой человекоподобного существа считается человек умелый (Homo habilis).

Остатки его скелета нашли в Восточной Африке (территория современной Танзании) в 1960 г. Этот древнейший прообраз человека больше напоминал обезьяну: короткое туловище, длинные руки, небольшой рост (120-130 см). Homo habilis жили стадами, питались пойманными животными и падалью.

Некоторые антропологи считают, что начинать следует с австралопитеков, как наиболее вероятных предков рода Люди (Homo). Их кости были обнаружены в Южной Африке, а появление как рода относится к 4 млн.лет тому назад.

Заслуживают ли австралопитеки пальму первенства – вопрос дискуссионный, однако то, что они сыграли немалую роль в эволюции человека, не отрицается.

На смену человеку умелому пришёл человек прямоходящий (Homo erectus ) или архантроп, типичными представителями которого являются питекантроп и синантроп.

По многим признакам архантропы были ближе к людям, чем к обезьянам. Их скелеты были обнаружены как в Африке, так и в других частях света, в том числе в России. Есть веские основания полагать, что существовали две ветви: афро-европейская и азиатская.

Эти древние существа превосходили своих предшественников как по росту (1,5-1,7 м), так и по объёму мозга. Так что есть основания полагать, что архантропы – открыватели начальной стадии антропогенеза.

За довольно короткий исторический период архантропы эволюционировали в палеоантропов, известных ещё как неандертальцы.

Судя по географии находок, неандертальцы проникли на все континенты, кроме Америки и Австралии. У них было могучее телосложение, а объём мозга не намного уступал объёму мозга современного человека. Эти почти уже люди знали, как добывать огонь, умели шить одежду из звериных шкур, сооружать надёжные жилища.

Их зависимость от климата заметно снизилась по сравнению с предшественниками, что привело к освоению новых территорий, обогащению пищевого рациона, социальному разделению труда (по полу и возрасту).

Завершающим этапом биологической эволюции человека стало появление неоантропа, или кроманьонца, или человека разумного (Homo sapiens).

Произошло это примерно 100-150 тыс.лет назад. Большинство учёных сходятся на том, что кроманьонцы являются нашими прямыми предками. Они вели оседлый образ жизни, строили деревянные и каменные жилища, в охоте применяли копья, а в рыбалке – гарпуны.

Неоантропы были способны к речи и абстрактному мышлению. Есть свидетельства тому, что они хоронили умерших, а значит, проявляли зачатки религии. Век кроманьонцев закончился примерно 40 тыс.лет назад. С тех пор человек биологически практически не изменился.

Ниже в таблице для наглядности приводится резюме (что это?) эволюционных этапов антропогенеза.

Стадия Типичные представители Период существования, лет тому назад Объём мозга, куб. см Черты развития
Человек умелый (homo habilis) Прогрессивный австралопитек 2,5 – 1,5 млн. 500-700 Собирательство, изготовление примитивных орудий труда.
Человек прямоходящий (homo erectus) — архантропы Питекантроп Синантроп 2 млн. — 500 тыс. 2 млн. — 300 тыс. 800-900 1000—1200 Коллективная охота, собирательство, формирование речи, использование огня.
Палеоантропы Неандерталец 300-150 тыс. 1200—1400 Охота на крупных животных, совершенствование речи и племенных отношений, умение добывать огонь.
Человек разумный (homo sapiens) — неоантропы Кроманьонец 150 — 40 тыс. 1350—1450 Жизнь родовой общиной, охота на мамонтов, рыбалка, умение шить одежду, строить удобное жильё, одомашнивать животных и растения.

Следует отметить, что указанные в таблице периоды существования того или иного вида древнего человека носят весьма приблизительный характер, так как разные источники приводят сведения, отличающиеся друг от друга на порядок.

В этом нет ничего удивительного: антропология (как и археология) не относится к категории точных наук, и смоделировать то, что происходило сотни миллионов лет назад, можно разве что в фантастических фильмах.

ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

В пещерные времена люди не знали дипломатии и говорили то, что думали. Позже они научатся ловко прятать свои мысли и побуждения, хотя желания и цели у них останутся те же.

Дмитрий Емец. Звездолет из каменного века

И все-таки, откуда на планете Земля взялся человек? При всем разнообразии точек зрения на антропогенез, подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории. Она, в отличие от остальных, подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения:

  • Австралопитек (Australopithecus) жил на территории Африки около 4,2-1 миллиона лет назад. Его тело было покрыто густой шерстью, и по внешнему виду австралопитек больше походил на обезьяну, нежели на человека. Однако этот представитель гоминид уже ходил на двух ногах. Кроме того, он блистал примитивным интеллектом. Австралопитек пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отставленный большой палец на кистях рук. Объем его мозга по отношению к объему тела был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у человекообразных обезьян.
  • Человек умелый (Homo habilis) считается первым представителем человеческого рода. Он жил около 2,4-1,5 миллиона лет назад в Африке и получил свое название за умение мастерить простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека. Особенности мозга человека умелого свидетельствуют о зачатках у него речи. В остальном человек умелый больше был похож на австралопитека, чем на современного человека.
  • Человек прямоходящий (Homo erectus) 1,8 миллиона — 300 тысяч лет назад расселился по Африке, Европе и Азии. Он мастерил сложные орудия и уже освоил искусство добычи огня. Его мозг по объему был близок к мозгу современного человека, что позволяло этому представителю участвовать в коллективной деятельности. Эти люди активно охотились на крупных зверей группами и использовали речь для общения.
  • В период от 500 до 200 тысяч лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному. Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным (Homo sapiens).
  • Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тысяч лет назад. Объем мозга нашего предка соответствовал размеру мозга современного человека и даже немного превосходил его. Раскопки свидетельствуют о развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали. Неандертальцы рисовали на сводах пещер сцены из своей жизни и проявляли заботу о соплеменниках. Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
  • Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens) — это человек современного типа. Он появился около 130 тысяч лет назад. Ископаемых «новых людей» впервые обнаружили в местечке Кро-Маньон во Франции. Их так и назвали — кроманьонцы. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, говорящие о высоком уровне их культуры и быта — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки и украшения. Благодаря своим способностям человек разумный 10-15 тысяч лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта он перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека

Социальная среда — материальные, общественные, духовные условия существования и деятельности, окружающие человека с самого рождения. Исключение — дети — «маугли», выросшие в изоляции по каким-либо причинам. Социальная среда включает семью (рис. 8), образовательный и трудовой коллективы, группы по интересам. Более обширные категории — экономические системы, общественные отношения, культура.

Рис. 8. Семья — ячейка общества

Индивид приспосабливается к социальной среде, именно в этом случае могут быть реализованы его потребности, цели. Происходит адаптация к условиям учебы, работы, быта, досуга, формируются отношения с другими людьми. Индивид активно изменяет среду для более полного удовлетворения своих потребностей. В процессе приспособления и активной деятельности меняются мотивы, ценности, поведение человека.

Среда сама изменяется под воздействием людей, что в свою очередь вызывает новый виток приспособлений. Возрастают информационные и эмоционально-психологические нагрузки. В результате снижаются возможности адаптации в новых условиях, что приводит к стрессу.

В стрессовом состоянии выделяются гормоны, вызывающие учащение пульса, повышение артериального давления и другие изменения, помогающие в природе выжить. Животное предпринимает какие-либо действия: спасается бегством от врагов или само нападает. Человек в образовательном, трудовом коллективе, семье зачастую не предпринимает активных действий. Развивается дистресс — такие изменения, которые ведут к болезням.

Большой вред наносят привычки «заедать» стресс сладостями. Забвение и отдых от проблем нередко пытаются найти в курении, употреблении алкоголя, наркотиков. Чтобы избежать стресса, нужно учиться владеть собой, овладевать приемами аутотренинга. Помощь в стрессовых ситуациях оказывают врачи-психотерапевты.

Смотри также:

  • Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.
  • Макроэволюция. Направления и пути эволюции ( А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен)
  • Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных
  • Среды обитания организмов. Экологические факторы. Антропогенный фактор. Их значение

Факторы

Человек – биологический вид, вышедший из биосферы и создавший искусственную среду, которую назвали ноосферой. Поэтому развитие человечества зависит от двух факторов:

  • биологических – естественных и одинаковых для всех видов живых существ;
  • социальных – обусловленных обществом, нормами поведения, трудом, культурой.

Изначально на эволюцию человека действовали только биологические факторы. Однако по мере эволюционного усложнения, как отдельного вида человека, так и общества (племени) в целом, значительную роль стали играть социальные факторы.

Антропогенез иногда называют антропосоциогенезом, подчёркивая значимость социальной жизни в эволюции человека.

Факторы

Человек – биологический вид, вышедший из биосферы и создавший искусственную среду, которую назвали ноосферой. Поэтому развитие человечества зависит от двух факторов:

  • биологических – естественных и одинаковых для всех видов живых существ;
  • социальных – обусловленных обществом, нормами поведения, трудом, культурой.

Изначально на эволюцию человека действовали только биологические факторы. Однако по мере эволюционного усложнения, как отдельного вида человека, так и общества (племени) в целом, значительную роль стали играть социальные факторы.

Антропогенез иногда называют антропосоциогенезом, подчёркивая значимость социальной жизни в эволюции человека.

Факторы антропогенеза

Основополагающими факторами антропогенеза человека считаются биологические и социальные моменты.

Антропогенез – это происхождение вида человеческой расы в физиологическом аспекте. Социальный фактор – это становление людского общества

Дарвин отмечал важность биологических обстоятельств в формировании человеческого существа. Такие факторы как естественный (природный) отбор, наследственность, склонность изменяться отыгрывали значимую роль на первоначальных этапах антропогенеза

Изменчивость предопределяет появление новых особенностей и функций в анатомическом строении человека. Наследственность укрепляет и передает в поколения эти преобразования. Как следствие естественного отбора сумели выжить сильнейшие и наиболее приспособленные. Значимость социальных факторов (мышление, умение разговаривать, стремление к общности, трудовая деятельность) в антропогенезе описывал Ф.Энгельс в собственных исследованиях о ценности труда в становлении из обезьяны человека.

Как уверяет наука, нашими пращурами были человекообразные обезьяны, что жили в лесу. В ходе изменения климата, уменьшения лесной территории они были принуждены приспосабливаться: становиться на ноги, чтоб мочь быстрее ориентироваться в новой местности. Постепенно прямохождение стало удобным и выгодным качеством нового вида человекоподобных, теперь передние конечности могли выполнять ряд новых функций трудовой деятельности.

Много стало изменяться в ходе антропогенеза человека: привлечение к труду, группирование в общины, коллективные виды работы, охота, защита общины от врагов. Все это побуждало искать способы общаться один с одним. Поначалу это было примитивное общение посредством жестов рук, звуков, дальнейшие коммуникации привели к неизбежности появления второй сигнальной системы — речи. Так, на телесном уровне прошли изменения ротового аппарата и строения гортани для формирования речи. Умение говорить, трудоспособность, пребывание в общине начало формировать мышление. Вследствие этого мозг увеличился в размерах, сформировалась кора головного мозга.

Одним из главенствующих биологических факторов антропогенеза считается естественный отбор, благодаря которому в разные периоды развития сохраняются выгодные для приспособления изменения и уничтожаются неблагоприятные, вредные качества. Следовательно, антропогенез человека привел его к самому оптимальному усовершенствованию в условиях его проживания, и эти сформировавшиеся особенности переходили по наследству.

Человек стал применять огонь с целью приготовления еды. Данный фактор способствовал изменению формы лица человека, его жевательного аппарата, пищеварительной системы для полноценного усвоения обработанной термически еды. Использование пламени для обогрева своих мест проживания дало способность человеку расселиться в местностях с холодным климатом.

На первых периодах антропогенеза центральное значение в развитии человека отыгрывали биологические факторы. Благодаря естественному отбору сформировались морфологические характеристики человека: s-образный позвоночник для ходьбы в вертикальном состоянии, широкая кость стопы, грудная клетка, строение мозга. Во время антропогенеза человек сумел так адаптироваться к окружающей природе, что его изменения стали менее независимы от воздействия естественного отбора. Позже человеческая особь уже овладела умением пользоваться и изготовлять орудие для работы, могла приготавливать пищу, оборудовать жилье, проживать в общинах, не зависеть от влияния природных процессов. Воздействие биологических факторов снижалось, а действие социальных увеличивалось.

Антропогенез человека вне общины становился невозможным. Хоть биологические факторы потеряли главную роль во влиянии на формирование вида человека, все же естественный отбор отыгрывает стабилизирующую функцию, а мутация сохраняет свое действие и в нынешнем мире. Иногда частота и сила мутаций даже увеличивается в некоторых регионах нашей планеты из-за разного рода загрязнений. В ряду с ослаблением воздействия естественного отбора, мутации могут приводить к ухудшению качественных характеристик выживания человека.

Подводя итоги, заметим, что главными факторами антропогенеза человека были биологические и социальные. Под их воздействием произошла эволюция человеческой расы. Физиологические качества переходили по наследству, а речь, умение думать, склонность к трудовой деятельности формируются в социуме во время образования и воспитания.

Факторы антропогенеза

5 разных сил повлияли на эволюцию человека. Мутация является одним из важных эволюционных факторов, поскольку позволяет новым аллелям проникать в генофонд популяции. Она может быть полезной, невыгодной или незначительной. Факторы антропогенеза:

  • естественный отбор;
  • случайный генетический дрейф;
  • мутация;
  • структура популяции;
  • культура.

Биологические факторы

Конечный эволюционный эффект отдельного организма — это число его потомков. Биологи индексируют естественный отбор по репродуктивной способности. Основной биологический фактор — это естественный отбор окружающей средой, способствовавший сохранению выгодных приспособлений, уничтожению бесполезных или вредных качеств особей.

За 3-4 млн лет масса, объем мозга предков людей увеличились в 4 раза. Анатомические сравнения с мозгом обезьян показывают, что относительно неспецифические лоб и височные доли коры головного мозга выросли непропорционально. Это указывает на степень лобных и височных долей. Научный анализ показывает, что черепа Хомо сапиенс имеют форму, позволяющую заключать мозг с большими мозжечками, чем у неандертальцев.

Мозжечок — область мозга, связанная с такими видами деятельности, как планирование, адаптация к новым условиям, переключение между задачами и построение социальных отношений. Преимущество, придаваемое улучшенной способностью к этим навыкам, отличая ранних людей от неандертальцев, создало условия для выживания вида.

Если новые функции будут лучше адаптированы к окружающей среде, то организмы смогут размножаться и они передадутся потомству. Отрицательные черты исключаются, не наследуются следующим поколениям. Ранняя эволюция была многоэтнической и многокультурной. Около пятой части развивающихся генов, включая HAR1, были затронуты этим процессом. Если изменения вредны, естественный отбор противостоит им. Но с ослаблением отбора этот процесс прекратил развитие.

Укрепление независимости особей от окружающей природы, создание искусственной среды и появление общества — все это способствовало тому, что естественный отбор утратил значение как фактор эволюционной трансформации человеческого вида, так что процесс биологической эволюции и видообразования прекратились.

Социальные факторы

Из-за того что окружающая среда была враждебной, небольшая группа стала ключом к выживанию. Сотрудничество и твердая общая идентичность были необходимостью. Основополагающие концепции социальных факторов эволюции:

  • объединение групп;
  • формирование общины;
  • совершенствование условий и предметов труда.

Люди взаимодействуют в большем масштабе, чем другие млекопитающих. Среди социальных млекопитающих сотрудничество ограничено родственниками. Мало разделения труда, нет торговли, социальных конфликтов. Общение сводится к набору самопроверяющихся сигналов. Человечество характеризуется чертами социальной жизни, в т. ч. структурой семьи, тем фактом, что живут охотой, совместным использованием пищи.

Основной фактор антропогенеза

Важнейшим фактором прогрессивной эволюции и исторического развития человека в процессе антропогенеза была коллективная трудовая деятельность, осуществляемая на разных этапах развития общества.

Как гласит теория антропогенеза, подготовка и применение орудий труда, приобретение сознания давали ранним людям неуклонно расширяющиеся возможности для активного воздействия на природу. Постепенное устранение влияния биологических факторов в развитии указывает на разницу между антропогенезом и эволюцией органического мира.

Антропогенез

Антропогенез — происхождение человека, становление его как вида. Антропогенез неразрывно связан с социогенезом — формированием общества. Поэтому движущими силами антропогенеза являются не только биологические, но и социальные факторы.

Биологические факторы (по Дарвину) — это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор; согласно синтетической теории (СНТ) эволюции — мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, естественный отбор.

Социальные факторы — трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Биологические факторы антропогенеза были вскрыты Ч. Дарвиным и его последователями, социальные факторы — Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).

Предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах. В результате уменьшения площади лесов они перешли к наземному образу жизни.

На открытых пространствах они вставали на задние конечности, чтобы лучше обозревать местность. Со временем такое положение тела из случайного перешло в необходимое. Прямохождение привело к высвобождению передних конечностей от функции передвижения. Постепенно они совершенствовались и обеспечили возможность осуществления человеком трудовой деятельности.

Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий.

Возникла необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора постепенно преобразовались в органы членораздельной речи человека.

Использование огня для согревания позволило человеку расселиться в области с более холодным климатом. Термическая обработка пищи способствовала ее лучшему усвоению.

Употребление термически обработанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, уменьшению лицевого черепа и одновременно к увеличению головного мозга.

Изготовление орудий труда, совместный труд и охота привели к развитию головного мозга, мышления и сознания, совершенствованию труда и речи.

Роль биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза была неодинаковой.

На начальных этапах становления человека (древнейшие и древние люди) основную роль играли биологические факторы. Под действием естественного отбора формировались морфологические особенности человека: сложное строение головного мозга и кисти, вертикальное положение тела.

В дальнейшем, овладев культурой изготовления орудий труда, производством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных природных факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора.

О снижении роли биологических факторов свидетельствует общность морфологических признаков ископаемых людей современного типа и ныне живущих.

В то же время человек в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование человека стало невозможным, т.е. человек занимает особое положение в природе, являясь одновременно и биологическим, и социальным существом. Дальнейшая эволюция человека, видимо, будет определяться в основном социальными факторами.

Что касается биологических факторов эволюции, то в современном обществе их действие претерпело значительные изменения.

Естественный отбор, хотя и замедлил свое действие, идет на всех стадиях онтогенеза. Но при этом он теряет свою ведущую роль как фактор видообразования и в известной мере выполняет лишь стабилизирующую функцию. Изоляция также теряет свое значение. Наблюдается смешивание генофондов популяций разных регионов, народов, рас. Популяционные волны фактически не оказывают эволюционного действия, поскольку численность человечества не подвержена значительным колебаниям. Мутационный процесс сохранил свое значение.

В некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами. Ослабление действия отбора может привести к накоплению вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей.

Движущие силы эволюции

Человек разумный является неотъемлемой частью природной биосферы и одновременно — искусственно созданной им среды. По этой причине на антропогенез влияют биологические и многочисленные социальные факторы. Люди зависят от внешней среды, однако имеют сознание, создавая сложное общество и общаясь с себе подобными.

Сходство с приматами подтверждают следующие общие характеристики:

  • эмбриональное сходство — плод в утробе практически неотличим от плодов других позвоночных животных;
  • физиология и анатомия, в том числе строение, функционирование и расположение внутренних органов;
  • биологическое строение организма, в том числе потребность в азоте, углероде, кислороде и водороде;
  • рудиментарное явление антропогенеза — это органы, в том числе волосы на теле и копчик, являющийся утраченным хвостом;
  • атавизмы, то есть органы, утраченные в процессе эволюции — волосы у женщин, развитые клыки и хвост.

Основным результатом биологических факторов антропогенеза, к которым относят естественный отбор сильнейших представителей, борьбу за существование вида и наследственную изменчивость, является появление прямохождения. Хотя отдельные существа могут передвигаться на задних лапах, только человек полностью освоил эту технику движения. Также в процессе эволюции развились хватательные функции рук, исчез или исчезает волосяной покров.

Под антропогенезом принято понимать науку, изучающую эволюцию. Современная концепция подразумевает происхождение людей от общего предка. На антропогенез оказывали влияние различные биологические и социальные факторы

. Под воздействием первых предпосылок человек приобрёл свой настоящий внешний вид, а социальные факторы способствовали появлению общества и личности. Сегодня антропогенез и его движущие факторы кратко изучаются на уроках биологии в старших классах. Школьникам дают задание подготовить различные презентации, так как им нужно иметь представление об основных понятиях и факторах, которые оказывали влияние на эволюцию.

Проживание в группе

После того как человек стал на две ноги, он понял, что намного безопаснее объединиться с себе подобными. Групповое сотрудничество позволило первым людям охотиться на большую добычу и безопасно перемещаться на открытой местности. Проживание в группе дало человеку время на модернизацию орудий труда. Ему не нужно было постоянно стоять начеку, поэтому все свободное время было отведено на создание новых орудий и разработку новой охотничьей стратегии. В группе каждый выполнял свою роль: мужчины добывали еду, а женщины заботились о стариках и детях. В результате такого распределения обязательств снизилась смертность.

Территории зарождения человеческих цивилизаций

Несмотря на множество теорий происхождения человека, ученым удалось точно установить место появления первых людей. Это северо-восточная часть африканского материка. Такие выводы сделаны по результатам масштабных раскопок. Также одними из первых заселенных людьми территорий считается южная часть Африки и территория Азии, где располагается современная Индия.

Становлению современного человека способствовали следующие виды человекообразных предков:

  1. Австралопитек — прямоходящий примат. Скелетные остатки австралопитеков найдены в Южной Африке. Эти существа уже имели общие черты с человеком, но объем их мозга был сопоставим с мозгом приматов.
  2. Питекантроп — обезьяночеловек. Эти существа ходили на двух ногах и пользовались примитивными орудиями труда в виде дубинок и камней. Объем мозга у питекантропа увеличился по сравнению с австралопитеком. Останки найдены на острове Ява.
  3. Синантроп — по внешнему облику был схож с питекантропом, но уже умел пользоваться огнем. Останки древнего человека были найдены в пещере близ Пекина.
  4. Неандерталец. Следующее поколение древних людей, которые жили группами по 50-100 человек в ледниковый период (130-30 тысяч лет назад). Их жилищами были пещеры, в которых они разводили и поддерживали огонь, они одевались в шкуры. Мужчины охотились, женщины и дети занимались сбором кореньев, плодов и ягод, старики изготавливали нехитрые орудия труда: ножи и ударные орудия. Останки неандертальцев были обнаружены на территориях Европы, Азии и Африки.

Современные люди (кроманьонцы) появились около 200 тысяч лет назад. В ходе археологических экспедиций их останки найдены в Европе, Африке, Азии и Австралии. Они уже обладали всеми свойствами человека:

  • членораздельной речью;
  • умением строить жилища;
  • зачатками искусства — наскальной живописью;
  • совершенными орудиями труда;
  • одеждой;
  • украшениями и т.п.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.