Оглавление
Структура идентичности по Э. Эриксону
Психоаналитик выделяет четыре составляющие идентичности, которые в симбиозе формируют общую структуру:
- Уникальность личности. Способность осознавать свою индивидуальность и опыт, которые выделяют человека как отдельную социальную единицу.
- Целостность. Ощущение человеком осмысленности, тождественности и слаженности со своим существованием. Целостность обеспечивает связь с опытом в прошлом, который переносится в настоящее и определяет будущее. Таким образом, человек понимает, каким он был и каким хочет стать.
- Единство. Внутренняя гармония личности, которая формируется из образов детства, переносимых во взрослую жизнь.
- Общественная солидарность. Поддерживание человеком идей определенного сообщества. Ожидание в свою сторону одобрения и поддержки со стороны группы-референта.
Если все эти элементы в структуре личности развиваются гармонично, преодоление кризисов происходит с относительной легкостью и продуктивно.
Симптоматика
Для первичного диагноза необходимо обнаружить активный прогресс процессов:
- неглубинные провалы в памяти (теряется информация в течение нескольких минут);
- больной не может распознать своих близких, а также элементарные паспортные данные;
- отсутствует воспоминание об информационном поле человека;
- дезориентация;
- ничем не обусловленная смена настроения (агрессивная настроенность может проявляться даже на близких людях);
- отсутствует логическая цепь в произношении фраз (произношение по скорости ниже среднестатистического);
- отсутствие контроля над мочевым пузырем и сфинктером (постоянное мочеиспускание и дефекационный процесс);
- полностью нарушен нормальный сон.
Иногда причиной таких проявлений является шейный остеохондроз. Клиническая картина в этом случае изменяется – добавляются боли в сердечной и загрудинной области, движение ограничено, имеется повышенная потливость.
Вследствие внутреннего кровотечения появляются дополнительные аспекты: чрезмерная потливость; бледность кожных покровов; кал чёрного цвета; повышенное давление; ухудшение дыхания; тахикардия.
Психологическое расстройство, в свою очередь, влечет наличие неадекватности в поведении, агрессивные приступы, отсутствие нормального сна, терроризирование ближайшего окружения, возникновение беспомощности и краха четко установленной внутренней модели поведения.
Если у больного наблюдаются вышеописанные изменения, то следует немедленно обратиться к участковому психиатру. Далее проводится беседа, но не наедине, а в присутствии родственника. Дополнительно назначается сдача крови на общий и биохимический анализ крови и мочи. Делается электрокардиограмма, ультразвуковое исследование внутренних органов, допплерография всех ключевых сосудов, магнитно-резонансная томография при необходимости, устная консультация специалистов.
Ход игры:
1 вариант. Предназначен для детей с 4 лет. Ребенку предлагается взять крючок и повесить на дерево украшение. Правую и левую руку меняем.
2 вариант. Предназначен для детей с 5 лет. Ребенку предлагается взять украшение определенного вида (красное яблоко, синий ключик) в руку (правая – левая) и украсить дерево.
На занятиях со слабослышащим ребенком, нужно подключать слухоречевую инструкцию. С глухими использовать карточки для показа.
6. Башня
Цель: развитие мелкой моторики, чувства равновесия, координации движения.
Описание: в данной игре сначала необходимо построить башню, сложив по 3 кирпичика в ряд. Далее необходимо одной рукой вынуть брусок из любого уровня, кроме верхнего. Бруски можно ощупывать, чтобы найти тот, который легче вытащить. Если башня обрушилась, игра проиграна. Если башня устояла – очередь следующего игрока.
Оборудование:
• Набор кирпичиков
• Кубик с цветными гранями
Ход игры: педагог с помощью считалки выбирает первого играющего. Ребенок бросает кубик и вытаскивает кирпичик того цвета, какой остался сверху на кубике. Если башня не упала, ход переходит к следующему игроку.
Методические рекомендации
1. При работе с глухими детьми используются карточки для показа и объяснения задания.
2. При работе со слабослышащими детьми используется слухоречевая инструкция.
3. Задания усложняются по мере освоения навыка, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко.- Москва: Просвещение, 1964. — 304с.
2. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р. М. Боскис. — М., 1988.
3. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Педагогика, 1963. — 215
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Изд-во «Лань», 2003. — 656 с. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
5. Корсунская, Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. — М.: Педагогика, 1970. — 192 с
6. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / Владимир Иосифович Лях, Александр Александрович Зданевич. М.: Просвещение, 2006. — 128 с.
7. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 144 с.
8. Сютина В. И., Калинчева Я. В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы слабослышащих детей как критерий индивидуализации процесса обучения движениям // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Выпуск 9 (101). С. 104–109.
Лечение
Применяют разные варианты лечения дезориентации, которые зависят от ее причины. Краткие моменты потери ориентации обычно не требуют лечения. Когда у больного такие эпизоды имеют тенденцию к нарастанию, следует обратиться к специалисту. Первый шаг заключается в устранении причины
Важно обеспечить больному покой. Исключают стрессы и нервное перенапряжение. Применяют медикаментозное лечение
Часто это антидепрессанты или успокоительные, нейролептики, витамины. Эффективны сеансы психотерапии. Больному нужно наблюдаться у психиатра и обязательно вовремя проходить медицинское обследование
Применяют медикаментозное лечение. Часто это антидепрессанты или успокоительные, нейролептики, витамины. Эффективны сеансы психотерапии. Больному нужно наблюдаться у психиатра и обязательно вовремя проходить медицинское обследование.
Болезнь Бинсвангера
Патология названа в честь ее первооткрывателя и представляет собой подкорковую атеросклеротическую энцефалопатию. Развивается вследствие поражения мелких мозговых сосудов, является довольно частой формой деменции: около 1/3 всех дементоров.
Установлено, что главную роль в развитии патологии играет артериальная гипертензия. Она отмечалась у 80% больных этой формой. Чаще всего заболевание стартует после 50 лет и начинается внезапно. Первыми признаками ее может стать преходящее нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся внезапным параличом, который, однако, также внезапно проходит. К другим признакам причисляют малые инсульты, паркинсонизм. Наблюдается магнитная походка, когда ноги как бы прилипают к полу.
Появляется эмоциональное недержание в виде внезапного смеха или плача, нарушается речь, теряется контроль над витальными функциями (например, мочеиспусканием). Проблемы с памятью и мышлением появляются уже на заре заболевания.
Симптоматика патологии довольно разнообразна. Ведь процесс вызывает обширное поражение ткани мозга с ее ишемией, разрушением отростков нервных клеток, демиелинизацией нервных волокон. Процесс сопровождается неуклонным прогрессированием, хотя возможны случаи и стойкой ремиссии.
Симптомы дезориентации в пространстве
Существует классификация расстройств ориентации, одним из которых и является пространственная дезориентация, соответственно, есть общие симптомы потери ориентации, а есть касающиеся именно потери дезориентации в пространстве.
Рекомендуем прочитать:
Отель «Мрия»: все, что нужно для настоящего отдыха в Крыму!
Общие:
- головокружение;
- проблемы с памятью;
- нарушение сна;
- резкая перемена настроения.
Индивидуальные:
- неумение человека определить, где он находится, вплоть до страны, и какое сейчас время, вплоть до года, а также обозначить себя, как личность: какие-то данные о себе тоже стираются из памяти;
- резкая волна страха без причины, близкая к панической атаке;
- состояние апатии, могущее неожиданно перейти в состояние агрессии.
Структура психологического синдрома
Как показал Л.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальная ситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуация развития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями, сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностной ситуацией развития.
В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы. Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема развития психологического синдрома
Источники синдрома — это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу — генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядро психологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействием трех основных блоков: — Психологический профиль ребенка — это совокупность как его личностных характеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенности психологического профиля. — Особенности деятельности ребенка зависят от его психологического профиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. — Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Эта реакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п.
Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакция обусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратную связь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности, которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует систему отношений ребенка с его социальным окружением.
Неврологические расстройства
В начальной стадии заболевания неврологические дисфункции проявляют себя общими симптомами. Появляется слабость и быстрая утомляемость, рассеянность, раздражительность. Беспокоят систематические головные боли, сон нарушен. Наблюдается нестабильный эмоциональный фон. Возможны депрессивные состояния. Человек несдержан, вспыльчив, озлоблен. Эмоциональная несдержанность обычно проявляется насильственным плачем или смехом, слабодушием.
Из других неврологических показателей встречается мозжечковый синдром, выделяющийся нескоординированностью движений. Создается впечатление, что руки и ноги движутся хаотично. Из-за этого меняется походка: становится шаткой, расхлябанной. Кажется, что человек пьян. Нестабильность шага провоцирует падения.
Болезнь вызывает акцентуации личностных черт. Например, если раньше человек отличался скрупулезностью и «додельностью», то патология превращает его в придирчивого ворчуна.
Псевдобульбарный синдром выражается триадой признаков:
- дизартрия – нарушение произношения;
- дисфония – потеря звучности голоса;
- дисфагия – проблемы с глотанием.
Бывают случаи параличей и парезов, но достаточно редко. Мышечный тонус и рефлексы повышены.
Достаточно часто происходят сбои в работе органов малого таза, случаются эпилептические припадки.
В целом, для деменции сосудистого происхождения характерна узость и зацикленность психических процессов, потеря гибкости мышления, угасание познавательных способностей, узкий круг интересов.
Диагностика при тошноте, слабости и шуме в голове
При обращении к доктору с жалобами на головокружение, головную боль, тошноту, слабость, звон и шум в ушах, пациент сначала получает предварительный диагноз. Для этого составляется план обследования, который включает в себя следующие исследования:

Эта тема закрыта для публикации ответов.