Кризисы подросткового возраста

Алан-э-Дейл       02.10.2023 г.

Психологические основы кризиса подросткового возраста

Существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости». Основные проявления.

  • Негативизм;
  • Упрямство; 
  • Грубость; 
  • Бунтарство; 
  • Стремление во всем поступать по-своему; 
  • Противостояние авторитетам и иконоборчество; 
  • Ревностное отношение к личному пространству.

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

  • Чрезмерное послушание; 
  • Возврат к детским интересам и формам поведения; 
  • Зависимость от взрослых; 
  • Несамостоятельность; 
  • Инфантильность в суждениях и поступках; 
  • Подчинение мнению большинства; 
  • Стремление быть «как все».

«Кризис зависимости», как проявление кризиса подросткового возраста , куда больше устраивает большинство родителей, так как им кажется, что им удалось сохранить «правильные» и «гармоничные» отношения с подростком, то есть отношения по типу «взрослый – ребенок». Однако так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Поэтому, как бы нам, взрослым, ни хотелось обратного, путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст. Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются:

  • Появление интереса к своему внутреннему миру. До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. А в процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность.
  • Бурное развитие критического мышления. Рассудочная, т.е. формальная, жесткая логика владеет умом подростка. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. Отсюда берется не особенно жалуемая взрослыми особенность подросткового сознания — максимализм, который в сочетании с бушующими эмоциями порой заставляет подростка «навсегда» ссориться с друзьями и родителями, впадать в глубочайшее уныние в связи с «отсутствием смысла жизни», поскольку человеческие отношения и жизнь вообще настолько противоречивы и многообразны, что не укладываются в рамки формальной логики.
  • Потребность в близких отношениях и признании окружающих. Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.

A теперь давайте обрисуем наиболее распространенные результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений, происходящих в процессе кризиса подросткового возраста: D2071F

  • Повышенный интерес к собственной внешности. 
  • Стремление к независимости и свободе. 
  • Группирование со сверстниками. 
  • Повышенный интерес к сексу и взаимоотношениям полов. 
  • Потребность в уединении. 
  • Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение. 
  • Резкость и безапелляционность суждений. 
  • Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.

Если у вас возникли вопросы, Вы можете пообщаться с нашими детскими неврологами.

Основные фазы кризисного периода

  1. 1 фазу называют предкритической или негативной. Данный период характеризуется тем, что в сознании подростка рушатся стереотипы. Родители часто не понимают, что происходит с их чадом, поэтому возникает много разногласий в семье.
  2. 2 фаза является кульминационной точкой кризиса. Чаще всего такое случается в 13-15 лет.  У кого-то этот период бурный, у иных проходит более спокойно и мягко.   Для фазы 2 характерно пристрастие детей к неформальной культуре, они вступают в разные группировки или «прибиваются» к дурным компаниям.
  3. 3 фаза называется посткритической. На данном этапе происходит формирование новых отношений со сверстниками, с семьей и с обществом.


Пути развития подросткового кризиса

Советы: Родителям надо проявлять максимум терпения и понимания. Ни в коем разе нельзя вступать в конфронтацию

Важно создать такой психологический климат дома, в котором подростку будет комфортно. Он должен чувствовать, что его любят в семье. Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться. 

Папе и маме надо понять, что сын или дочь стали взрослеть, что с мнением своего чада надо считаться. 

Кризис подростковый выражается в двух видах – зависимости и независимости.

Вид кризиса: независимость

Выражаются кризисные явления в том, что ребенок очень резко отторгает от себя окружающих и семью. Отсюда и название – независимый. Характерными чертами независимости становятся     проявление своеволия, обесценивание мнения старшего поколения, отрицание их требований.


Кризис независимости – проявления

Более резко и прямолинейно, проявления независимости заметны в 13-15 лет. Кризис 17 лет проявляется в более скрытых формах. Симптоматика кризисного периода сама по себе не пройдет. Она проявляется не все время, а периодами. Родителям не следует обострять отношения в это время.

Психология советует отнестись к возрастному кризису с пониманием. Ребенку тяжело пережить противоречия, его психика не может справиться с эмоциями, он не умеет управлять чувствами. Если вступить в конфронтацию, то подросток может сорваться или станет замкнутым.


Признак кризиса – отдаление от родителей

Не надо читать ему лекций, поучать и не следует разговаривать, как с малышом, поучительным тоном. В противном случае ситуация только ухудшится. Преодолеть проблемный возраст можно только с помощью терпения и любви к своему чаду.

Некоторые родители практикуют применение силы. Для юного нигилиста такое отношение спровоцирует только отрицательные реакции.    

Вид кризиса: зависимость

Среди кризисов, которые переживают дети выявляется следующая тенденция. Если кризис 4 лет у детей, чаще всего, проявление независимости и стремление к самостоятельности, то у подростков намечается тенденция к зависимости.

Проявляется такой кризис чрезмерностью послушания, желанием быть «под крылышком» у старших. Подросток не имеет желания становиться взрослым, он страшится трудностей, не может принять самостоятельных решений, да и вообще боится самостоятельности.


Кризис зависимости – признаки

Такой кризис страшнее независимого. Тип поведения подростка предполагает, что ребенок станет инфантильным, развитие его станет медленнее.

Надо помнить, что ребенок интуитивно копирует поведение взрослых. И задача родителей – подать ребенку пример своим поведением.

Если родители чувствуют, что ребенок выбирает линию поведения «зависимость», они должны приложить все силы, отказывать своему чаду в покровительстве, чтобы приучить его к самостоятельной жизни.


Основа проблем подростков – притиворечия

Сложный подросток: что делать родителям?

Насколько благополучно пройдет пубертатный кризис подросткового возраста, зависит от особенностей самого ребенка и тех основ воспитания, что заложили родители. Не меньшее значение имеет и позиция близкого окружения. Несмотря на то, что «колючий» подросток всем и вся показывает свой негативизм, ему как никогда нужна поддержка. Не отталкивайте ребенка, помогите ему разобраться в собственных чувствах и войти во взрослую жизнь с ощущением прочного фундамента.

Родителям при решении многочисленных проблем, сопровождающих кризис возраста у подростков, предстоит запастись терпением, чтобы не испортить отношения с ребенком. Какие рекомендации помогут?

Научитесь грамотно разрешать конфликты со своим ребенком

Строгие запреты и наказания, эмоциональный шантаж, острая критика, навязывание собственного мнения — все это не работает в воспитании подростка

Родителям важно научиться эффективно выходить из конфликта с ребенком. Только доверительный диалог и искреннее желание помочь

Выслушайте, научите, дайте советы.

Уважайте личное пространство подростка

Несмотря на то, что вы имеете полное право давать советы и наставления своему ребенку, уважайте его личное пространство и не навязывайте свое мнение по тем или иным вопросам. Чтобы не испортить отношения с подростком, соблюдайте те границы, что он установил. Стучите в дверь, прежде чем зайти в комнату ребенка, не читайте его переписки в телефоне и в соцсетях, слишком активно не расспрашивайте о друзьях. Даже эти, казалось, бы несущественные изменения в вашем поведении, дадут ребенку понять, что вы не посягаете на его личную жизнь.

Это не означает, что нужно пустить на самотек жизнь подростка. Продолжайте мониторить его времяпрепровождение и успеваемость в школе. Но это не должно выглядеть как посягательство на свободу.

Относитесь к подростку как к взрослому человеку

Пора перестать смотреть на своего ребенка как на малыша. Подросток уже достаточно взрослый, чтобы принимать те или иные решения. Дайте ему определенную свободу действий и уважайте его желание совершать «взрослые» поступки.

Каждый человек, даже ребенок, имеет право на ошибку. Это развивает личность и помогает накопить жизненный опыт.

Не обесценивайте переживания подростка

Буквально каждое событие в своей жизни подросток воспринимает очень остро. Помогите ему безболезненно выходить из конфликтов с друзьями и поддерживайте, когда он терпит неудачи

Видя, что вам не все равно, ребенок будет увереннее в себе и станет прислушиваться к вашим советам, что крайне важно

Научитесь искусству общения с ребенком. «Подумаешь, девушка бросила! Сколько еще у тебя таких будет» — не самые подходящие слова утешения для мальчика, страдающего от неразделенной любви. Не обесценивайте его проблемы, поддержите в сложную минуту. Иногда бывает достаточно простого «я тебя понимаю».

Найдите общие точки соприкосновения с подростком

Подросток, сталкиваясь с непониманием родителей, часто отдаляется от них и замыкается в себе. Попробуйте найти точки соприкосновения со своим взрослеющим ребенком. Это поможет обеспечить эффективную профилактику и коррекцию девиантного поведения подростка, а также мониторить его эмоциональное состояние.

Найдите с ребенком общее хобби, активно отдыхайте вместе, ходите в кино, посещайте выставки и концерты. Поверьте, далеко не все, что любит современная молодежь — это плохо. Вникните в то, чем интересуется ваш ребенок. Это поможет быть «на одной волне» с ним.

Показывайте личный пример

Подростки чувствительны к лицемерию. Будьте уверены, ложная проповедь о моральных ценностях в виде наставлений и приказов никак не повлияет на ребенка. Учите на личном примере. Это поможет подростку понять суть происходящего вокруг и освоить искусство общения. Каждый ребенок выносит многие поведенческие установки именно из среды, в которой воспитывался. Пусть это будут правильные установки, а не агрессия и чрезмерная жесткость.

Сколько времени ещё будет длиться переходный возраст?

Уважаемые родители,

Очень трудно сказать, сколько времени должен тянуться переходный возраст.

В еврейском Законе, например, о нём нет вообще никакого упоминания и с момента религиозного совершеннолетия — бар- и бат-мицвы ­(соответственно, у мальчиков с 13 лет, у девочек с 12) — подросток считается взрослым человеком, который полностью несёт ответственность за свои поступки.

С другой стороны, в современном мире подростковый возраст иногда затягивается и до 25—27 лет. Когда молодые люди не несут никакой ответственности, живут за счёт родителей, развлекаются и это всё называется «они себя ищут» (но не очень торопятся найти).

С физиологической точки зрения подростковый возраст — это переход организма от детского состояния к взрослому, и он обычно тянется 3—4 года. Меняется физиология подростка, его психика и его гормональное состояние.

Этот резкий переход тела к взрослости действительно может сделать человека более ранимым и неуравновешенным, склонным к истеричности.

Но это не значит, что это рок, что мы как родители должны это принимать как явление природы и что наступит волшебный день, когда всё пройдёт само по себе. У подростка могут быть проблемы в нескольких сферах:

  1. Отношения с самим собой. Очень многие не нравятся себе физически в этот период и чувствуют себя «гадкими утятами», что, конечно, плохо влияет на психическое состояние.
  1. Отношения с миром взрослых. В том числе и с родителями. Подросток конфликтует, отвергает авторитеты, требует полной самостоятельности и в то же время боится её и не умеет ею пользоваться. Что, естественно, приводит к нервным срывам от любого замечания и высказывания окружающих.

Отношения со сверстниками

Для подростка статус в своей возрастной группе — это самое важное в жизни на этом этапе. Многие готовы ради высокого статуса сделать абсолютно всё, включая и совершенно запрещённые действия на уровне нарушения законов

С другой стороны, если ему кажется, что его не принимают в его возрастной группе, подросток чувствует себя униженным, оскорблённым и очень резко на это реагирует.

Нам как родителям необходимо относиться к подростку как к взрослому, доверительно и уважительно, но поставить очень чёткие границы: на что мы не согласны у себя дома.

Если мы смогли создать в принципе хорошие отношения, можно попробовать выяснить, что именно беспокоит ребёнка и попробовать помочь ему (только не «правильными» советами, а поддержкой, рассказами о самих себе в подростковом возрасте, когда мы сталкивались с подобными трудностями, терпением и т.д.).

Не надо выводить мораль «если я справился, то и ты сможешь», потому что это звучит как требование. Но нужно показывать и даже говорить, что для нас он самый-самый.

Желаю всего самого лучшего,

N.B.

Если ситуация между нами, родителями, и подростком становится совершенно невыносимой и превращается в сплошной скандал, необходимо (!!!) обратиться за профессиональной помощью.

А для того, чтобы подросток согласился на неё, взять вину на себя и сказать, что, видимо, мы не умеем его правильно понять и готовы ВМЕСТЕ обратиться к консультанту, чтобы он нам помог его понять, и мы готовы будем исполнить советы консультанта.

Иначе, не дай Б-г, положение в семье может докатиться до самых жутких крайностей, которыми я предпочитаю не запугивать родителей в подробностях.

Кризис 3 лет

Это знаменитое «Я сам!». Пожалуй, это самый известный после подросткового кризис в детском возрасте. Ребенок еще больше отделяется от окружающих, у него развивается осознание себя как отдельного человека, того, кто сам может что-то делать. Появляется сравнение, себя с другими.

Малыш стремится утвердить свою волю, чтобы взрослые с ним считались, и иногда из-за этого сам попадает в западню

Например, его спросили, хочет ли он мороженого, а он брякнул: «Нет», а потом понял, что хочет, но уже сказал и ему важно, чтобы его мнение учли

Таким образом, он оказывается в ножницах между двумя противоречивыми желаниями, что вызывает большое эмоциональное напряжение, вплоть до взрыва. Еще одно устремление малыша в этот период – он хочет делать все сам. Отсюда и девиз этого времени «Я сам!».

Но ребенок не просит хочет делать сам, он нуждается в подтвержде­нии со стороны взрослых того, что он действительно может сделать это. Поэтому везде, где возможно, поддержите инициативу малыша. Конечно, что-то потребует больше времени, например, когда малыш сам одевается, или что- то будет сделано не так аккуратно.

Однако при вашей поддержке, вашем доброжелательном отклике наградой будет счастливое лицо вашего ребенка и его положительные эмоции: «Я смог!», «Я могу!», «У меня получается!». Укрепляется вера в собственные силы, уверенность в себе,

Остерегайтесь комментариев в духе: «Ты не сможешь, у тебя не получится». Постарайтесь создать условия, которые будут способствовать тому, чтобы получилось. Мож­но, например, заложить на одевание больше времени. Ведь упорство, с которым ребенок будет застегивать пуговицы, дорогого стоит.

При этом, конечно, малыш неизбежно натолкнется и на свое «Не могу». Здесь его обязательно нужно будет поддержать, сказать, что вы его любите в любом случае, дать надежду, что если он потренируется, то у него обязательно получится, а там, где сделать ничего совсем невозможно, сообщить малышу об этом, что, увы, мы, люди, не всемогущи.

Таким образом, у ребенка будет формироваться картина того, что он может, а что — нет, где проходит граница его «Могу».

Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с подростком

Как найти «золотую середину»: не быть слишком навязчивым и не пустить все на самотек?

Признать право на «взрослость»

Для начала, как бы не было сложно, признайте право ребенка на самостоятельные решения и право на ошибки. Оберегайте его не нравоучениями и запугиваниями, а дружескими советами.

Расскажите допустимые истории из своего детства, вместе сделайте выводы о сделанных вами ошибках.

Забыть про телесные наказания

Этот пункт не следует трактовать как руководство к действию в более младшем возрасте. Но, если раньше вы могли себе позволить сильно сжать руку ребенку или отвесить подзатыльник (это плохо в любом возрасте, но до подросткового еще «сходит с рук»), то сейчас забудьте об этом навсегда. Во-первых, это сильно ранит ребенка в любом возрасте, во-вторых говорит о вашем бессилии на что-то повлиять.

С точки зрения психологии применение телесных наказаний в любом возрасте формирует у ребенка виктимные черты характера (терпимость к насилию, вынужденную беспомощность, агрессивное и провокационное поведение).

Грамотно переложить часть ответственности на подростка

Сходить в магазин за покупками, объяснить младшей сестре математику, покормить кота, вымыть посуду – пусть у ребенка будут постоянные обязательства в семье.

Важно, что это не должно ассоциироваться с «помощью маме». При распределении обязанностей лучше придерживаться стратегии «каждый делает посильный вклад в наш общий дом»

Не забудьте оценить вклад подростка и похвалить его за него, — он в этот период особенно остро нуждается в поддержке и оценке.

Снизить контроль за успеваемостью в школе

Вот здесь я сразу слышу хор из возмущенных голосов. «Как, он же тогда совсем скатиться по предметам?». Отвечаю: да, после снижения контроля общий балл действительно может стать немного меньше.

.

По сути, подростковый возраст является проверкой вашей семьи на прочность, пройти которую с честью и достоинством, уверена, по силам каждому.

Помочь своему такому большому и такому еще маленькому ребенку перейти из нелепого подросткового в осознанный юношеский возраст не так уж и трудно.

Все зависит от нас самих. При разумном подходе этот возраст может подарить массу открытий, побед, свершений.

Общаясь с подростком, можно открыть  для себя новые горизонты и посмотреть на привычные вещи другими глазами.

И пусть ваше общение с детьми ничто не омрачает!

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Признаки

Подростковый кризис замечают не сразу, обычно родители думают, что ребёнок стал непослушным или специально им грубит, некоторые выдвигают версии о причастности наркотических веществ или влиянии плохой компании. Только когда скандалы или затворничество становятся довольно продолжительными, когда одни и те же темы свободы звучат всё чаще, удаётся понять, что дело не в разовом непослушании, а в систематическом кризисном состоянии человека. Чтобы быстрее помочь или хотя бы облегчить проживание сложного периода необходимо быстрее распознать его начало по соответствующим признакам.

Появляется высокий уровень конфликтности на фоне негативизма относительно всего. Становятся неинтересны прежние стабильные занятия, бросаются все дополнительные кружки и хобби, при этом нельзя сказать, что им находится какое-то аналогичное развитие – свойственно импульсивное и нестабильное пребывание в разных сферах. На уговоры вернуться куда-то, дотянуть месяц, чтобы получить диплом идти закончить обучение, работу, доходить оплаченный абонемент воспринимаются не в качестве здравого совета, а как попытки ущемления свободы и навязывания чужого мнения, поэтому встречают резкий отказ.

Поведение может быть непостоянным не только своими вспышками агрессии, но также и разницей в зависимости от обстановки и группы окружающих лиц. В школе среди сверстников и дома вы можете наблюдать как бы трёх разных людей не только по приоритетам, но и по действиям в идентичных ситуациях, реакциям на одни и те же фразы. Подросток старается быть удобным всем и черты оптимальные для одногодок могут быть неприемлемы дома, но выбрать одну линию поведения пока тяжело.

Может проявляться социальная изоляция в полном объёме или опять же относительно конкретных лиц.

Так проживающие кризис очень тяжело могут прекратить контакты вообще со всеми, погрузившись в мир книг, игр или самокопания, другие будут отстранёнными только среди одноклассников и душой компании среди дворовых ребят. Всё зависит от того, насколько глубоко подросток погрузился в кризисные переживания и сколько из происходящих событий способно его ранить – чем больше таких моментов, чем больше чувствительных мест, тем меньшее количество контактов будет установлено.

Снижается учебная продуктивность, потому что основной интерес вызывают не знания, а социальные взаимодействия. Занятия могут всё также посещаться, но например уже не из-за стремления получить знания, а потому что там присутствует симпатичный человек. Поэтому же принципу выбираются любимые предметы и дополнительные занятия.

Когда вовремя не были замечены признаки подросткового кризиса ситуация может перерасти в неврозы, депрессии, расстройства аффективной сферы и даже суицидальные попытки. Конфликты в семье приводят к бродяжничеству и проживанию в притонах и на вписках – в итоге формируется антисоциальный тип взаимодействия.

Кризис первого года жизни

Физиология. Главные факторы кризиса раннего детства – обучение навыкам ходить и говорить, начало самостоятельного познания мира. Даже если ребенок общается на «своем» языке, ученые расценивают его как автономную детскую речь.

Психология. Ребенок начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь и интересы. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. Ребенок добивается повышенного внимания, часто следует по пятам и зовет маму. В то же время он сравнивает себя с другими и пытается отстаивать волевые решения, противопоставлять их действующим семейным правилам, протестовать.

Что делать? Бороться с ребенком не только бесполезно, но и недопустимо, так как в период кризиса он еще больше нуждается в родительской любви и поддержке – физической и эмоциональной. Предоставьте ему определенную свободу, при этом контролируйте ее рамки – стимулируйте и притормаживайте время от времени, в зависимости от ситуации.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.