«иногда банан

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Фрейд и психоанализ

В 18885 году Фрейд попал на стажировку к одному из самых влиятельных и авторитетных профессоров психиатрии Жану Шарко. Возможность наблюдать за работой выдающегося врача позволила Фрейду освоить гипноз, с помощью которого он научился облегчать течение многих болезней, диагностировавшихся у пациентов. Постепенно развиваясь и постигая все тонкости науки, Фрейд начал использовать “Метод свободных ассоциаций” – метод, при котором пациент не вводится в гипноз, а наоборот, получает возможность выговориться. Это помогало больному облегчить сознание, а доктору в свою очередь, составить определенную картину из отдельных фраз, слов и жестов. Вскоре Фрейд и вовсе отказался от гипноза, отдавая предпочтение лечению в чистом сознании. Согласно Фрейду, причины психоза в любом его проявлении скрываются в человеческих воспоминаниях, а его теория, гласящая о том, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности и вовсе вызвали массу споров и противоречий. Одни безоговорочно видели истину в суждениях ученного, другие говорили что Фрейд и сам является жертвой психоза.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне — Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену.

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.


Зигмунд Фрейд в детстве с отцом

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды Шекспира, Канта, Ницше и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко.

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.


Зигмунд Фрейд (третий в верхнем ряду, слева на право) в молодости с семьей, 1878 год

Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд Гете под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Биография

Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне — Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену. 

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.

Зигмунд Фрейд в детстве с отцом

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды Шекспира, Канта, Ницше и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко. 

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.

Зигмунд Фрейд (третий в верхнем ряду, слева на право) в молодости с семьей, 1878 год

Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд Гете под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Фрейд Зоркий Глаз

Резюмируя научные исследования, психолог Дрю Уэстен как-то составил список пяти стопроцентно актуальных фрейдистских постулатов:

В принципе основа любой адекватной психологической теории — та же, но Фрейд был первым, кто акцентировал внимание на этих особенностях и стал ими всерьез заниматься. До 10-х годов XX века клинической терапии в принципе не было, а врачи выдавали пациентам советы в духе тех, что Йозеф Брейер, наставник Фрейда, отчеканивает в романе «Когда Ницше плакал»: от отчаяния лечиться курортами и «возможно, разговором со священником»

Сны по большей части считались путешествиями в астрал, божественными откровениями и чем угодно, но не работой психики. Насчет вшитых в нашу подкорку защитных механизмов тоже мало кто заморачивался, да и в неврологии Фрейд был одним из пионеров.

Практика Зигмунда Фрейда

8. Берта Паппенхайм или Анна О (Bertha Pappenheim)

В течение многих лет об этой пациентке доктора Джозефа Брейера (Josef Breuer) и Фрейда говорили как об Анне О в целях скрыть её настоящее имя – Берта Паппенхайм. Женщина начала лечение у Брейера, когда у неё на фоне болезни отца развилась странная истерия.

Ситуация обострилась после того, как отец умер. Она страдала от широкого спектра симптомов, включая перепады настроения, галлюцинации, нервный кашель, частичный паралич. Порой она забывала, как говорить на своём родном немецком языке, и была в состоянии только говорить и читать на английском и французском.

Брейер провёл с ней сотни часов, пытаясь с помощью бесед докопаться до корней её проблемы. Сначала она разговаривала исключительно «сказками», сочиняя рассказы о том, что она думает или чувствует по тому или иному вопросу.

Постепенно врач смог ввести её в состояние гипноза, чтобы всё-таки выяснить её проблемы, «разговорить» женщину. Таким образом, он создал основу метода терапии, которая сегодня нам довольно хороша известна.

Однако, наличие у неё психического заболевания всегда подвергалось сомнению, и выражалось мнение, что она просто хотела завоевать внимание терапевта. Фрейд, который был коллегой и близким другом Брейера (Фрейд даже назвал младшую дочь в честь жены Брейера) утверждал, что сексуальный подтекст на лицо

Фрейд говорил, что проблема Анны О в её сумасшедшем увлечении своим терапевтом. Он был убеждён в этом настолько сильно, что дружбе пришёл внезапный и горький конец.

Фрейд использовал случай Паппенхайм в качестве основы для своей работы по психоаналитической терапии. Одновременно с этим он раскритиковал Брейера в глазах своих студентов, используя этот случай в качестве примера того, что может произойти, когда терапевт игнорирует то, что явно является сексуальными фантазиями.

Психоаналитик утверждал, что горе Берты в связи со смертью отца было, в первую очередь, связано с наличием у неё сексуальных фантазий по отношению к родителю. Вскоре она нашла новую «авторитетную фигуру». Ею стал Брейер.

Брейер, Анна О и Фрейд

Зигмунд рассказывал об одном из эпизодов лечения Берты, о котором ему поведал Брейер. Однажды он застал её в истерическом приступе ложных родов. Она говорила, что была беременна от Брейера.

7. Инъекция Ирмы

Фрейду было сложно ставить диагнозы самому себе, когда речь шла о доказательстве его теорий, однако, одно из его исследований снов основывалось на анализе одного из его собственных сновидений.

Он назвал его «Инъекция Ирмы». Во сне одна из пациенток Зигмунда, Ирма, оказалась у него в гостях. Он заметил, что она выглядит болезненнее, чем обычно, и отругал её за то, что она не слушала его диагнозы и не следует рекомендациям.

Во сне появлялись и другие врачи, которые, посмотрев на Ирму, пришли к такому же диагнозу, что и Фрейд. Психоаналитик отмечает, что во сне он знает причину – источник проблемы – это инъекция, которая была назначена другим врачом, и использование которой сам Фрейд считал безответственным и легкомысленным поступком.

Он говорит о том, что вероятно, даже игла, которой был сделан укол, не была чистой.

Сон покопался во всех потаённых ящичках, когда речь зашла о собственных желаниях Фрейда. Он сказал, что главным из его желаний было иметь возможность доказать, что болезнь пришла от кого-то со стороны.

Он обвинял других докторов в том, что неправильно её лечили (с использованием грязных игл), он обвинял пациентку в том, что не соблюдала рекомендации врачей. Фрейд подчеркнул, что вполне доволен своими доводами, и что таким образом снял с себя ответственность за её дальнейшие страдания.

Анализируя размышления Фрейда о своём сне, некоторые высказали мнение о том, что инъекция Ирмы – это на самом деле случай с виной Фрейда перед Эммой Экштейн (Emma Eckstein).

Эмма Экштейн

Эмма была пациенткой Зигмунда. Он выявил у неё истерическую симптоматику, возникшую на фоне детской травмы. У женщины были некоторые патологии носовых раковин, поэтому Фрейд назначил ей операцию, которая прошла крайне неудачно. После неё Эмме потребовались дополнительные хирургические вмешательства, принесшие ей много страданий.

Что такое оговорка по Фрейду?

Оговорка по Фрейду — это непреднамеренная ошибка, допущенная во время разговора, через которую раскрываются тайные помыслы и желания. Фрейд был уверен в том, что непроизвольные явления необходимо рассматривать как проявление бессознательного, которое содержит в себе скрытые мысли и желания. В результате их подавления формируется потребность в поиске другого выхода, например, в оговорке.

Данная проблематика привлекала внимание Фрейда, он отразил результаты исследований в работе «Психопатология обыденной жизни» — этот труд был опубликован в 1901 году. Фрейд занимался анализом не только оговорок, но и описок и ослышек

Это проявляется в том, что человек забывает фамилии и даты, прячет подальше вещи. Человек совершает ошибочные действия под влиянием внутренних переживаний.

Существует мнение о том, рассматриваемое явление характеризует озвучивание желаний, находящихся в укромных уголках подсознания. Фрейд говорил о том, что неосознанные желания могут оказывать негативное влияние на психическое состояние личности, и если человек не контролирует свои слова, то начинают проявляться «оговорки по Фрейду».

Стадии развития личности по Фрейду

Фрейд считал, что либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является основным фактором формирования характера человека. В своём развитии личность проходит несколько стадий, они связаны со смещением эрогенныех зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие, отсюда и название возрастных этапов (стадий).

Оральная стадия (до 1 года) – в этом периоде удовлетворение желаний происходит при раздражении полости рта. Ребёнок сосёт молоко, глотает, а когда пищи нет, сосёт собственный палец. Все желания младенца удовлетворены быть не могут, поэтому появляются первые ограничения и начинает формироваться Эго (Я). При этом развиваются такие черты личности как жадность, требовательность, ненасытность все, что предложено.

Анальная стадия (1-3 года) – аэрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Малыш учится навыкам туалета. Родители приучают к опрятности, возникают новые требования и запреты. Начинает формироваться Супер-эго (Сверх-Я) как воплощение социальных норм, внутренняя цензура и совесть. В этом периоде развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность и др. По мнению Фрейда, нужно поощрять детей к регулярному опорожнениею и при этом хвалить, тогда у ребёнка сформируется позитивная самооценка и, возможно, творческие способности.

Фаллическая стадия (3-5 лет). Ребёнок начинает осознавать свои сексуальные различия, интересуется гениталиями. Если до этого детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. У мальчиков развивается Эдипов комплекс, у девочек – комплекс Электры. Это период строгих запретов, когда интенсивно формируется Супер-эго (Сверх-Я). Появляются новые черты личности: самонаблюдение, благоразумие.

Латентная стадия (5-12 лет) – это период сексуального затишья, особенно в 6-7 лет. Идёт подготовка к взрослению. Активно развивается Эго и Супер-эго. Влечения, исходящие от Ид (Оно), успешно контролируются. Детские сексуальные желания вытесняются, и интересы ребёнка направляются в другое русло: общение с друзьями, обучение в школе и т.д.

Генитальная стадия (с 12 лет) начинается с полового созревания. Объединяются все эрогенные зоны, возникает стремление к нормальному сексуальному общению. У подростков отмечается повышенная возбудимость и сексуальная активность. Ид усиливает своё действие, и личности приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Механизмы психологической защиты

Между Ид, Эго и Супер-эго существует неустойчивое равновесие. Ид посылает инстинкты, которые следует удовлетворить. Но часть желаний не соответствует нормам морали. Супер-эго следит за соблюдением этих норм и тормозит желания. Компромисс между ними достигается за счёт Эго. Когда внутренний конфликт долго не разрешается, человек становится невротиком, т.к. поддерживать своё психическое состояние он может только благодаря механизмам психологической защиты. У каждого человека есть свой набор таких механизмов. Фрейд выделил 5 из них.

Вытеснение. Когда неприемлемые желания (воспоминания, мысли, переживания и др.) вытесняются в бессознательное. Постепенно человек о таком желании забывает, но напряжение остаётся. Оно проникая через бессознательное, напоминает о себе в виде символов в сновидениях, оговорок, ошибок и т.д.

Регрессия. Психологическая защита, выражающаяся в возврате к детским моделям поведения и привычкам: кусает ногти, портит вещи, капризничает и др. У взрослых он может включать в себя недовольство, несдержанность, стремление к рискованным ситуациям, противодействие авторитетам и др.

Рационализация – это маскировка. Уход от истинных мыслей, чувств через более приемлемые объяснения собственного поведения. Этим подавляется вина и стыд, сохраняется чувство собственного достоинства, достигается состояние внутреннего комфорта. Эти «рациональные» объяснения зачастую выглядят глупо и нелогично

Проекция – это бессознательное или осознанное перенесение человеком своих состояний на внешние объекты или приписывание другим людям собственных желаний и чувств. Другими словами, вина за происходящее всегда возложена на другого человека или обстоятельства.

Сублимация. Когда сексуальное или агрессивное желание, стремление направляется в другое русло. Благодаря сублимации сексуального влечения у творческих людей возможен необычайный подъём, создаются шедевры живописи или музыки, совершаются открытия в научной области и др.

Лучшие книги Зигмунда Фрейда

Фундаментальные работы автора, которые можно бесплатно скачать или читать в интернете следующие:

«Введение в психоанализ». Это систематизированное авторское учение, которое будет интересно не только специалистам, но и людям, интересующимся психологией. В нем З

Фрейд на основе примеров из жизни и практики работы обосновывает важность анализа бессознательных процессов для преодоления жизненных проблем.
«Очерки по психологии сексуальности». В книге описана природа сексуальности, стремление человека к эросу и смерти, как мотивы существования.
«Я и Оно»

Раскрыты основные моменты теории личности по Фрейду. На примерах рассматривается, как сознание противостоит животным инстинктам.

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение. Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием. Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием “Введение в психоанализ”. Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Фрейд-мифотворец

В сущности, Фрейд создавал не столько психиатрическую теорию, сколько альтернативную мифологию по лекалам религиозного культа. А это, как известно, мощная штука, действующая поверх логики, рацио и здравого смысла.

И что мы имеем: догматическая теория, ниспосланная мессии из темных глубин природы человеческой; ритуальные встречи с соответствующими атрибутами вроде лежания на кушетке; склонность всех поклонников психоанализа трактовать любое проявление бытия и поведения через собственные верования в анально-генитальную и прочую обусловленность.

Обвинения Фрейда в религиозных замашках, впрочем, не новы. Суррогатом веры психоанализ называл еще Ясперс, добавляя, что само движение напоминает секту, а теория — вульгарное отражение Ницше и Шопенгауэра, и что всё это ужасно удобно объясняет и структурирует бытие для обывателя, потому и заходит.

Примерно так и звучит иудейскохристианское послание Святого Августина, о котором мы вам как-то уже рассказывали. Словом, «инфернальная метафизика» этот ваш чернушный Фрейд, как говорил Бердяев.

Если трактовать религиозность или сектантство как мифологическую структуру, то получится еще интереснее.

Здесь Фрейд попал в самое яблочко, как сказал бы Ролан Барт, который описывает функции мифа так: обозначать и оповещать, внушать и предписывать, побуждать. Воздействуя на читателя, миф навязывает ему себя и всячески старается натурализировать свои значения. Миф изо всех сил старается быть естественным, «само собой разумеющимся», и творится этот великий концепт за счет языка. Или, если дословно цитировать поэтичного Барта, миф — это «похищенный язык».

Причины написания книги

«Один из основных парадоксов мифа о Фрейде, который сложился в двадцатом веке вокруг его имени, заключается в том, что в большинстве случаев источником самых невероятных домыслов о себе становится сам Фрейд» .

По словам Ричарда Вебстера, за прошедший век более 1 млн. пациентов получили диагноз «Восстановленные воспоминания». В основе этого «заболевания» лежит тезис о том, что любое психическое нарушение спровоцировано сексуальными домогательствами и/или насилием над детьми со стороны их родителей. Чаще всего в этом контексте рассматривалась связка отец-дочь. Концепция была разработана Фрейдом и получила название «Теория соблазнения».

Основной критической точкой, которая доказывает несостоятельность теории, является факт, что пациентам с подобным диагнозом воспоминания о сексуальных контактах с родителем во многих случаях были навязаны. Уверенность в том, что подавленные воспоминания о притеснениях в детском возрасте становились причиной большинства неврозов, в особенности, у женщин, снискала огромную популярность среди психиатров в США. Вскоре пациенты, которые не имели до сеансов никаких воспоминаний об инцесте, стали выходить из кабинета с яркими и детальными «воспоминаниями» об их сексуальном притеснении в детстве.

Методология выявления «подавленных воспоминаний» есть ничто иное, как повторение попыток Фрейда обосновать эмпирически теорию, которая носила исключительно умозрительный характер.

«В некоторых случаях Фрейд занимается ничем иным, как фактически составлением признания от имени пациента, и затем давит на него, чтобы тот его подписал. Данная тенденция, которую не стоит рассматривать как стремление Фрейда ко лжи, является следствием огромного желания подкрепить свои теории фактами и добиться исцеления» .

В результате усиления Движения восстановления воспоминаний (группы психоаналитиков (практикующих в основном в Штатах), поддерживающих теорию) пациенты, которые действительно пострадали от сексуальных притеснений, не получают психиатрической помощи. Часто свидетельства этих лиц принимаются как ложные. Психоаналитик, который слепо следует теории Фрейда, представляя события в искаженном виде, может нанести непоправимый эмоциональный урон пациенту и его семье.

Фрейд-копипастер

Утку о том, что бессознательное изобрел Фрейд, пустил сам Фрейд, и к его пиар-талантам нет вопросов. Но о том, что сознание — это не Капитан мозга, говорили задолго до него, еще в Древнем Риме. Философ Плотин и врач Гален подметили, что дыхание или обычные действия вроде ходьбы мы проворачиваем неосознанно.

Альхазен предвосхитил и самые эффектные выводы лабораторных тестов: решения мы можем принимать бессознательно.

Насчет потаенных мотивов и желаний, фирменной приблуды Фрейда, тоже задумывались еще давно. Августин, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Лейбниц в разной форме писали: нашими действиями заведуют миллионы потайных механизмов, которые не обнаружить обычной рефлексией. Как в случае с восприятием: на него влияют наши ожидания и представления, слепое пятно и капилляры на сетчатке маскируются, как в фотошопе, мозг достраивает картинку, как ему вздумается, а мы с вами и не в курсе.

В XIX веке бессознательная жизнь и вовсе оказалась в hot topics, и, как пишет историк психологии Марк Альтшулер, «трудно, или даже невозможно, найти психолога или психиатра XIX века, который бы не признавал бессознательную деятельность мозга не только как в действительности существующую, но и как имеющую первостепенное значение».

Биография Зигмунда Фрейда

Праотец психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года от второго брака еврейского торговца тканями Якоба Фрейда. По стопам отца сын не пошел. Под влиянием именитых преподавателей, он отдал предпочтение медицинским наукам. В частности, психологии, неврологии, природе человеческого естества.

Детство Зигмунда прошло в австрийском городе Фрайберг. Когда ему исполнилось 3 года, семейство Фрейдов разорилось и перебралось в Вену. По началу, образованием сына занималась мать, а потом отец подхватил эстафету. Мальчик перенял от отца страсть к чтению.

В 9 лет Зигмунд поступил гимназию и в 17 блестяще ее окончил. Парень увлекался изучением литературы и философии. При этом знал много иностранных языков: немецкий, греческий, французский, испанский, итальянский, английский.

Зигмунд с матерью Амалией (1872)

Еще не определившись с выбором дела жизни, Зигмунд поступил в университет Вены. Всяческие насмешки и нападки со стороны студенческого общества антисемитов по поводу его происхождения укрепили и даже ожесточили характер Зигмунда.

Интересные факты из жизни и деятельности Зигмунда Фрейда

Вот десять интересных фактов об отце современного психоанализа.

  1. Смерть Фрейда, возможно, была самоубийством, которое он совершил с помощью врача.
  2. Его курение привело к более чем тридцати онкологическим операциям.
  3. Некоторое время Фрейд считал, что кокаин – это чудодейственное лекарство.
  4. Он отказался принять сто тысяч долларов от голливудского магната.
  5. Его работа «Толкование снов» изначально была коммерческим провалом.
  6. Его знаменитая кушетка была подарком благодарного пациента.
  7. Нацисты сожгли книги Фрейда и выгнали его из Австрии.
  8. Четверо его сестер погибли в нацистских концлагерях.
  9. Фрейд изучал сексуальную жизнь угрей.
  10. Воры пытались украсть его прах.

Работы

Книги

  • 1891 На Афазии
  • 1895 Исследования по истерии (в соавторстве с Йозефом Бройером )
  • 1899 Интерпретация снов
  • 1901 «О мечтах» (сокращенная версия «Толкования снов» )
  • 1904 Психопатология повседневной жизни
  • Шутки 1905 года и их отношение к бессознательному
  • 1905 Три эссе по теории сексуальности
  • 1907 Заблуждение и мечта в Градиве Дженсена
  • 1910 Пять лекций по психоанализу
  • 1910 Леонардо да Винчи, Память о его детстве
  • Тотем и табу 1913 года : сходство психической жизни дикарей и невротиков
  • 1915–17 Вводные лекции по психоанализу
  • 1920 За пределами принципа удовольствия
  • 1921 Групповая психология и анализ эго
  • 1923 Эго и Ид
  • 1926 Запреты, Симптомы и Беспокойство
  • 1926 Вопрос об анализе положения
  • 1927 Будущее иллюзии
  • 1930 Цивилизация и ее недовольство
  • 1933 Новые вводные лекции по психоанализу
  • 1939 Моисей и монотеизм
  • 1940 План психоанализа
  • 1967 Томас Вудро Вильсон: Психологическое исследование, с Уильямом К. Буллитом

Истории болезни

  • 1905 Фрагмент анализа случая истерии ( история болезни Доры )
  • 1909 Анализ фобии у пятилетнего мальчика ( история болезни Маленького Ганса )
  • 1909 Заметки на случай обсессивного невроза ( история болезни крысиного человека )
  • Психоаналитические заметки 1911 года по автобиографическому описанию случая паранойи ( случай Шребера )
  • 1918 Из истории детского невроза ( история Вольфмана )
  • 1920 Психогенез случая гомосексуализма у женщины
  • 1923 Демонологический невроз семнадцатого века ( случай Хайцмана )

Документы по сексуальности

  • 1906 г. Мои взгляды на роль сексуальности в этиологии неврозов.
  • 1908 «Цивилизованная» сексуальная мораль и современные нервные заболевания
  • 1910 Особый выбор предметов, сделанный мужчинами
  • 1912 Типы наступления невроза
  • 1912 Самая распространенная форма деградации в эротической жизни
  • 1913 Склонность к навязчивому неврозу
  • 1915 Случай паранойи, идущей вразрез с психоаналитической теорией болезни
  • 1919 год: ребенка бьют: вклад в происхождение сексуальных извращений
  • 1922 Голова Медузы
  • 1922 Некоторые невротические механизмы в ревности, паранойе и гомосексуализме
  • 1923 Детская половая организация
  • 1924 Растворение Эдипова комплекса
  • 1925 Некоторые психические последствия анатомического различия между полами
  • 1927 Фетишизм
  • 1931 женская сексуальность
  • 1938 Расщепление эго в процессе защиты

Автобиографические документы

  • 1899 Автобиографическая заметка
  • 1914 К истории психоаналитического движения
  • 1925 Автобиографическое исследование (пересмотренное издание 1935 года с Постскриптумом).

Стандартное издание

Стандартная редакция полного психологического сочинения Зигмунда Фрейда . Перевод с немецкого под общей редакцией Джеймса Стрейчи , в сотрудничестве с Анной Фрейд , при содействии Аликс Стрейчи , Алана Тайсона и Анджелы Ричардс. 24 тома, Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа, 1953–1974.

  • Том Пропсихоаналитические публикации и неопубликованные черновики (1886–1899).
  • Том II Исследования в истерии (1893–1895). Йозеф Брейер и С. Фрейд.
  • Том III Ранние психоаналитические публикации (1893–1899)
  • Том IV Интерпретация снов (I) (1900)
  • Том V Интерпретация снов (II) и о снах (1900–1901)
  • Том VI Психопатология повседневной жизни (1901)
  • Том VII Случай истерии, три очерка о сексуальности и другие произведения (1901–1905)
  • Том VIII Шутки и их отношение к бессознательному (1905)
  • Том IX Дженсена «Градива» и другие произведения (1906–1909)
  • Том X Случаи «Маленького Ганса» и Крысиного человека (1909)
  • Том XI Пять лекций по психоанализу, Леонардо и другим работам (1910)
  • Том XII Дело Шребера, документы о технике и других работах (1911–1913)
  • Том XIII Тотем и табу и другие произведения (1913–1914)
  • Том XIV по истории психоаналитического движения, статьи о метапсихологии и других работах (1914–1916)
  • Том XV вводные лекции по психоанализу (части I и II) (1915–1916)
  • Том XVI вступительные лекции по психоанализу (часть III) (1916–1917)
  • Том XVII Детский невроз и другие произведения (1917–1919)
  • Том XVIII Помимо принципа удовольствия, групповой психологии и других работ (1920–1922)
  • Том XIX Эго, Ид и другие произведения (1923–1925)
  • Том XX Автобиографическое исследование, запреты, симптомы и тревога, анализ мирян и другие работы (1925–1926)
  • Том XXI будущее иллюзии, цивилизации и ее недовольства и других работ (1927–1931)
  • Том XXII Новые вводные лекции по психоанализу и другим работам (1932–1936)
  • Том XXIII Моисей и монотеизм, очерк психоанализа и других работ (1937–1939)
  • Том XXIV Указатели и библиографии (Составлено Анжелой Ричардс, 1974)
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.