Оглавление
Психологические и социальные качества лидера
И, наконец, последняя группа лидерских качеств, которая заключается в умении лидера выстраивать отношения внутри коллектива, внутри своей команды, в той социальной функции, которую он на себя берет. Рассмотрим эти качества лидера.
Это очень важное лидерское качество, которое всегда будут ценить и уважать его последователи и преемники
Вот такие они — качества современного, хорошего человека-лидера. Развивайте в себе эти качества — и вы тоже примкнете к тем, кто способен повести за собой. В других публикациях на Финансовом гении я буду более подробно разбирать, как развить в себе лидерские качества, поэтому присоединяйтесь к числу наших постоянных читателей и следите за обновлениями.
Не забывайте, что лидерами не обязательно рождаются (хотя, возможно и такое), лидерами становятся, и это вполне реально, главное — поставить себе цель и стремиться к ее достижению
Спасибо за внимание и до новых встреч!
Перспективное видение
Смотреть «на перспективу» и видеть потенциал в неожиданных или незаметных вещах — бесценное качество лидера. Руководство любой компании хочет знать, что будет востребовано в их отрасли завтра, как с меньшими затратами и большей эффективностью решить проблему, какими продуктами в будущем будет пользоваться каждый. Достаточно вспомнить сервисы, которые были очень популярны в прошлом, но со временем их заменили более оригинальные — кто знает, как бы всё повернулось в этих компаниях, будь у них перспективное видение?
Как прокачать перспективное видение
КНИГИ:
-
Люк Де Брабандер, Алан Ини «Думай в других форматах»
-
Дэйв Стюарт, Марк Симмонс «Игра в бизнес. Идеи-спагетти, сборщики мусора, виагратор и другие ингредиенты творческого допинга»
-
Скотт Белски «Воплощение идей. Как преодолеть разрыв между видением и реальностью»
-
Иван Бубнов «Видение как ресурс. Стратегическая сессия с самим собой»
-
Билл Торберт «Исследование действием»
ВИДЕО:
Розалинда Торрес: «Как стать великим лидером»
БЕСПЛАТНЫЕ ЗАНЯТИЯ:
«Нетология»: Как оценить результат личностного развития
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
-
Подумайте, ваша идеальная работа — какая она? Что она в себя включает?
-
Составьте список из 50 своих достижений (минимум). Подумайте, есть ли что-то, что их объединяет? На основе этой информации составьте хронологию будущих достижений — подойдет просто список с примерными датами.
-
Расскажите о будущем как о прошлом. Представьте, что ваши планы сбылись, как изменился мир?
-
Составьте список так называемых мест, где бы вы не хотели оказаться — своеобразные флажки, какой жизни вы точно не хотите. И следите за тем, чтобы ваши действия туда не вели.
Как вырастить лидера и уверенного ребенка
Для того, чтобы выработать лидерские качества у ребенка с детства, родителям нужно помочь крохе. Без вашей поддержки и правильного воспитания, наверняка ребёнок не захочет стремиться стать лидером.
Естественно, каждый малыш рождается с определённым темпераментом, но даже самый бойкий карапуз от рождения может вырасти в человека, который не приспособлен к жизни
Поэтому очень важно заниматься воспитанием ребенка лидера в нужном направлении, особенно если вы заметили, что у карапуза присутствуют соответствующие задатки
Развиваем лидерские качества у ребёнка
Учите ребёнка высказывать свою точку зрения, относитесь уважительно к его мнению. Всегда интересуйтесь жизнью своего крохи, спрашивайте о том, как у него дела, как прошёл день. Прочитав сказку, поинтересуйтесь его мнением о героях и сюжете
Помимо наличия своего мнения, его также важно отстаивать. С ребёнком постарше можно даже попробовать поспорить. Развивайте ораторское искусство
Развивайте ораторское искусство
В этом могут помочь различные домашние кукольные театры для близких людей. Учите ребёнка преодолевать стеснение. Попробуйте поиграть в игру. Возьмите фотографии знакомых людей и положите их в коробку. Вытаскивайте одну фотографию и описывайте людей: их внешность, характер, род занятий. Рассказывайте от первого лица. Затем предложите тоже самое сделать и ребёнку, только с другой фотографией. Такая игра поможет пополнить словарный запас малыша, научит высказывать своё мнение, рассказывать о достоинствах людей. Также она может помочь и в будущем ребёнка: рассказывая от первого лица, малыш «примеряет» на себе эти качества, что в дальнейшем ему поможет побороть стеснения, например, во время собеседования, где нужно правильно рассказать о себе и своих достоинствах. Ещё одна игра для развития ораторского искусства заключается в том, чтобы описывать предметы. Устройте домашнюю выставку, где ребёнок будет в роли экскурсовода, а игрушки — посетителями. Предложите крохе рассказать о каждом предмете, пытаясь найти какие-либо достоинства.
- Увлечения и хобби помогают в развитии личности. Например, занимаясь спортом, у малыша развивается дисциплинированность, целеустремлённость
- Учите малыша достойно принимать поражения и неудачи. Если ребёнок собирает пирамидку, и она падает, он может расстроиться и заплакать. Предложите крохе собрать ее ещё раз, объясните, что сразу что-то может не получиться, нужно немного потренироваться и результат с каждым разом будет все лучше и лучше. Обязательно поощряйте и хвалите ребёнка, если он старается что-то сделать. Предлагайте малышу соревновательные игры. В случае проигрыша, убеждайте, что это не так страшно. Главное, не сдаваться, а пробовать ещё раз.
- Сделайте досуг ребёнка разнообразным. Малышу будет легче даваться общение в социуме, если с ранних лет он будет видеть больше людей, наблюдать за ними. Различные детские мероприятия, театры, прогулки, дни рождения, торговые центры — это все помогает малышу приобретать новые навыки для общения с людьми.
Учите ребёнка нести ответственность за свои слова и поступки. Человек, который часто врет никогда не сможет стать лидером, так как окружающие люди просто перестанут его уважать. Иногда дети могут обмануть взрослых по пустякам. Например, малыш разбил случайно кружку, но маме сказал, что это сделала кошка. Такая маленькая ложь в дальнейшем спровоцирует и большую. Не оставляйте любое враньё без внимания. Ребёнок лидер должен нести ответственность за свои слова и поступки, а также понимать последствия.
Учите малыша слушать и слышать других
Настоящий лидер уважительно относится к другим людям и их мнениям Никто не пойдёт за человеком, который унижает, постоянно кричит и не обращает внимание на чьё-либо мнение. Учите малыша приветствовать знакомых и незнакомых людей Если ребёнок только идёт в детский сад, скажите ему, что нужно улыбнуться и со всеми поздороваться. С позитивными людьми хочется общаться, верить им
С позитивными людьми хочется общаться, верить им
Ещё одно важное лидерское качество — это умение принимать критику в свой адрес, не обижаясь, а делать правильные выводы
Учите малыша не только лидерским качествам, но и человеческим. Дайте понять своему ребёнку, что вы всегда рядом, поддержите его и поможете в любой ситуации. И запомните, что главный пример для ребёнка — это его родители.
Игра “Приглашение на праздник”
Ведущий просит всех детей подумать, кого бы он хотел видеть на своём празднике из участников игры. При этом каждый участник должен назвать троих друзей. Записав все пожелания, ведущий выбирает трёх человек, которых выбрали большее количество ребят. Эти трое игроков становятся «именинниками».
Выбранные игроки приглашают на свой праздник всех участников. Остальные дети выбирают к кому из троих «именинников» они хотели бы пойти. При этом у них есть возможность вообще отказаться идти в гости, т.е. не выбрать никого из «именинников».
Получившимся командам можно давать любые задания, которые могут быть на настоящем детском празднике, ведь цель игры для взрослого уже достигнута. Наблюдая за распределением ребят по группам легко выявить наиболее популярных и авторитетных детей, а также «отверженных» или тех, кто предпочитает проводить время в одиночестве.
Игры на выявление лидера
процессе формирования группы
- построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д);
- молча, не договариваясь, встать определённое количество человек — лидеры буду всегда вставать;
- построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
- хором сказать одно слово ( в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);
- собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., «зайцев», пассажиров;
КамушкиВ коробочку высыпается большое количество камушков различной формы и цвета. Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говорится, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше нравится. Далее дается задание молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому и пр.МногоугольникГруппа встает в круг, и все участники закрывают глаза (надевают повязки). На пол у ног игроков кладется веревка, и дается задание найти и поднять ее. Когда все участники держат веревку в руках, им предлагается складывать из нее различные геометрические фигуры. При этом соблюдаются правила: веревку должны держать все участники; члены группы могут говорить друг с другом, но никто не должен открывать глаза. Группе необходимо: образовать квадрат, создать равносторонний треугольник, сложить любую трапецию.ФигураКарабасСемейная фотографиячтобы ребята представилиЕхали цыганеСкульптураВожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию “Наш отряд в лагере” в течении 5 минут. По тому , кто возьмет на себя роль прораба , судят о лидерах.ПроводникПроверь себяИндикаторДень Рожденияпожелает пойти в гости ни к кому из именинниковПокажиИгрокам нужно изобразить, используя всех участников команды, какую-то картину. Например: оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор.ПчелкаЧертится круг. Дети становятся по контуру круга. Им предлагается закрыть глаза, жужжать и двигаться в любом направлении. Затем дается команда «Стоп!» и все остаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают чертами лидер, но по ряду причин могут быть и могут не быть лидерами (не всегда стремятся к этому). Те, кто стоит за кругом, не стремятся быть лидерами. Кто стоит очень далеко от круга, одинокие люди.СчётВсем игрокам прикрепляют на спину определенный номер. Вы предлагаете детям построиться по порядку (четные в одну сторону, нечетным в другую). Тот, кто руководит построением, обладает чертами лидераМолекулыВолшебный мячикчтобы ребята собственнымиСкалаОтряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть – номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто – то не удерживается , то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех , кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят – лидеров. Другая разновидность этой игры – координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинок, длине волос и так далее.Напиши зверяКаждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное. Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга) Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.ДжойстикФиксациякоторые есть в коллективеМашинаСтихи БартоНеобитаемый островкакой палатке разместитсяВоздушный шарвоспитывают в себе терпениесчитает целесообразным выкидывать вещидискуссия
ТОП-11 книг, которые помогут развить лидерские качества
Мы составили список книг, которые следует прочесть, если вы хотите стать лидером.
Название книги | Описание сюжета |
«Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта», Дэниел Гоулман | Автор книги описывает способы сочувствия, которые помогут наладить контакт с окружающими и стать неформальным лидером. |
«Лидер без титула», Робин Шарма | Автор канадского происхождения также ведет лекции и тренинги по лидерскому навыку. В книге он описывает свой опыт, приобретенный за 15 лет работы в больших корпорациях. Главная мысль писателя – для того чтобы быть лидером, нужно стать хорошим человеком. К данной книге могут почерпнуть знания как новички, так и продвинутые бизнесмены. |
«21 неопровержимый закон лидерства», Джон Максвелл | Автор успел написать множество научных трудов по практическому применению лидерских качеств. Он создал систему правил, которые помогут стать настоящим руководителем. |
«Как становятся лидерами», Уоррен Беннис | Беннис – известный гуру в развитии лидерских способностей. Он пишет про то, как из-за неграмотного руководителя страдают подчиненные. Каждый менеджер, который будет уделять достаточно внимания своему развитию, сможет стать отличным лидером. |
«Уроки выдающихся лидеров», Питер Симс, Билл Джордж | Книга-пособие расскажет о том, как опытный работник с легкостью может занять пост руководителя. Отличное чтиво для новичков. |
«Практикум лидера», Антонио Менегетти | Книга-практикум для людей, которые хотят достичь поставленных целей. |
«Достижение максимума. 12 принципов», Брайан Трейси | Автор книги раскрывает методы, которые помогут быстро развить собственное дело. Писатель опробовал свои советы на себе. Книга дает мощный энергетический толчок для начала работы над собой и дальнейшего роста. |
«От хорошего к великому», Джим Коллинз | Рейтинг Форбс назвал эту книгу одним из лучших проектов за последнее двадцатилетие. Она собрала в себя методы работы мировых корпораций. Труд станет полезен для тех, кто хочет стать преуспевающим руководителем. |
«7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови | В основе книги наблюдения автора за людьми, которые сумели добиться успеха. Он сформировал ряд правил, которые помогут начинающему руководителю стать хорошим лидером. |
«Влияние и власть», Николай Мрочковский, Андрей Парабеллум, Александр Белановский | Книга-практикум для создания команды из коллектива. Учит оказывать влияние на работников и качественно управлять. |
«Харизма лидера», Радислав Гандапас | Тренер российского происхождения сейчас проводит много занятий, записывает свои видеоуроки, пишет серию книг, которая поможет развить харизму и лучше влиять на подчиненных. |
Но недостаточно чтения одной профессиональной литературы
Следует также уделять внимание классике
Игра “Строим фигуры”
Эта игра тоже оптимальна для дошкольников. Играть в неё лучше в достаточно просторном помещении.
Для начала детям надо раздать счётные палочки, по одной каждому. Малыши по одному выкладывают палочки на пол таким образом, чтобы каждая следующая соприкасалась с одной из лежащих. Детки должны запомнить, кто и куда положил свою палочку. Когда все палочки будут выложены, малышей нужно попросить лечь на пол согласно выложенному узору. При этом дети должны касаться друг друга. Затем малыши должны встать, походить пару минут по игровой комнате, после чего по команде взрослого снова лечь в том же порядке.
Игра развивает внимание и память, а кроме того позволяет выявить структуру группы, т.е. симпатии и антипатия, как явные так и скрытые
Общительные дети и потенциальные лидеры окажутся «соединены» с большим количеством ребятишек, а «одиночки» и застенчивые, как правило, располагаются с краю.
Эволюция лидера
Нельзя стать лидером за один день как по мановению волшебной палочки. Работа по развитию лидерства создает внутренний каркас личности. Это долгий труд, который требует упорства и веры в себя.
Психологи выделяют четыре стадии лидерства.
- Лидер собственной жизни. Это зачаточный уровень, на котором формируются задатки лидерских качеств. Человек берет под контроль управление собственной жизнью: определяет приоритеты, грамотно планирует свое время, ставит перед собой цели и задачи, которые впоследствии реализует.
- Ситуативный лидер. На этом этапе человек уже способен брать на себя ответственность за действия группы людей в конкретной ситуации. Например, собрать единомышленников среди друзей и организовать совместное мероприятие. Чем больше таких ситуаций, тем ближе он к третьей стадии.
- Лидер в конкретном коллективе. Человек берет на себя управление людьми для достижения какой-то долгосрочной цели. Например, становится старостой в классе, руководителем проекта на работе, капитаном команды КВН и т. п.
- Идейный лидер. Это высшая ступень лидерства. На ней индивид способен заражать своими идеями окружающих и вызывать у них добровольное желание следовать за ним. В качестве примера можно привести вождей социалистической революции в разных странах – В. И. Ленина, Че Гевару, Мао Цзэдуна.
На четвертую стадию мы замахиваться не будем – чтобы стать эффективным руководителем, вполне достаточно третьей.
Лидеры и управленцы
Для начала надо определиться с понятиями, и здесь нам потребуется набившее оскомину разделение между «лидерством» и «управлением».
- Управление — это организация других людей для выполнения задач, за которые вы несете ответственность (то есть, люди вполне могут работать на вас только по внешнему принуждению).
- Лидерство же — процесс влияния на группу людей для достижения общей цели (то есть, они действительно хотят делать свою работу).
Управление нужно в ситуациях, где приоритетами являются порядок, последовательность и процесс, а лидерство — там, где нужно изменение и развитие. Эти два множества пересекаются, но не взаимозаменяют друг друга. Соответственно, мир предъявляет различные требования к лидерам и к управленцам.
Мы уже видим, как сокращается количество необходимых бизнесу управленцев, и функции менеджера (постановка задачи и контроль) вполне успешно берет на себя машина и искусственный интеллект. И здесь большинство исследователей единодушны — благодаря цифровизации процессов и удаленной коммуникации прослойка менеджеров будет редеть. А вот с лидерами все не так просто.
Индустрия 4.0
Как online-образование помогает развить лидерские качества и найти работу
Чтобы понять, кто такие завтрашние лидеры, стоит посмотреть на сферу, в которой будущее уже наступило — многопользовательские онлайн-игры. Кажется, что это детская и подростковая забава, но нет — согласно исследованиям, большая часть игроков относится к поколению старше 25 лет
А сама среда, в которой взаимодействуют игроки, очень похожа на реальный бизнес: есть общие задачи, ограниченные ресурсы, неопределенность, необходимость организации, различные форматы коммуникации и важность лидера
Академические исследования единодушны — лидеры игровых гильдий в онлайне обладают таким же лидерским потенциалом, как и лидеры, которые работают в корпорациях. Группа ученых из Канады и Турции выяснила, что существует прямая зависимость между рангом игрока в многопользовательской игре и его оценкой по опроснику Multifactor Leadership Quotient, одному из наиболее валидных способов измерения потенциала к трансформационному лидерству. Похожее исследование утверждает, что роли, которые люди предпочитают использовать в онлайн-мире, идентичных их лидерским стилям в реальности.
Заключение
Аутсайдерствокак качество личности – склонность постоянно отставать от остальных, не выдерживать конкуренции, вечно за кем-то плестись, оказываться последним в любом деле; отвечать всем признакам неудачника.
На олимпиаде узбекский бегун Тышлынбеков принял допинг и прибежал последним, чтоб не спалиться.
Комментатор ведет спортивный репортаж: — И вот, наконец, из-за поворота появляется аутсайдер — японский бегун Херовато
Да, действительно, неважно бежит…. Из двух соревнующихся аутсайдер умудрится придти третьим
Из двух соревнующихся аутсайдер умудрится придти третьим
Из двух соревнующихся аутсайдер умудрится придти третьим.
Матч по легкой атлетике СССР — США. Бегут двое. Американец победил. Советские газеты сообщили: «В беге на 100 метров советский спортсмен пришел одним из первых. Американский бегун был предпоследним».
Свою неудачу аутсайдер удивительным образом всегда оправдывает, мол, первый рискует умереть, ведь его запросто может разрезать пополам финишная ленточка. Аутсайдер обожает среду, где нет конкуренции. Ему нравятся слова Кубертена: «Главное — не победа, а участие». Он бы хотел быть, по крайней мере, вторым с конца, но с завидным постоянством в любом деле приходит к финишу последним.
Победителя аутсайдер обычно тихо ненавидит и завидует ему. Вспомним «Марафон» Владимира Высоцкого:
Гвоздь программы — марафон,
А градусов — все тридцать,-
Но к жаре привыкший он —
Вот он и мастерится.
Я поглядел бы на него,
Когда бы — минус тридцать!
Ну, а теперь — достань его,-
Осталось — материться!
Тоже мне — хорош друг,-
Обошел на третий круг!
Нужен мне такой друг,-
Как его — забыл… Сэм Брук!
Сэм — наш гвинейский Брут!
Аутсайдер – это английское слово, обозначающее дословно «посторонний», отстающий, несведущий в своём деле человек, имеющий мало шансов на успех. Человек в роли аутсайдера чувствует себя неполноценным, ущемлённым в правах. Так толкует понятие аутсайдера «Словарь конфликтолога».
«Большой толковый словарь терминов по психиатрии» иначе истолковывает понятие «аутсайдер». Значение слова объясняется словарём лаконичней. Это — неудачник, «козёл отпущения».
Двое солдат в окопе ждали вражеской атаки. — Тебе страшно, Джим? — спросил один другого. — Ничуть, Майк. Я же никогда не был в беге аутсайдером.
Классический «штатный» аутсайдер выглядит в глазах окружающих неудачником, тормозом, простофилей и тюфяком. Он становится живым воплощением неудачности и неуспешности. То есть, аутсайдер относится к той породе людей, которые за что ни возьмутся, всегда замкнут список закончивших дело.
Есть ли польза от аутсайдеров? Психологи утверждают, что человек, ставший в какой-то группе аутсайдером, выступает своего рода козлом отпущения. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто также не лишен этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».
Петр Ковалев 2014 год
Эта тема закрыта для публикации ответов.