Оглавление
Проявление интерактивного аспекта общения
Аспект проявляется в наличии следующих характеристик совместной деятельности:
- общая цель,
- общие мотивы,
- единое пространство, в котором функционируют участники взаимодействия,
- установленное время для осуществления поставленных задач,
- координация действий участников,
- наличие закономерностей межличностного взаимодействия,
- передача информации.
Подобные характеристики свойственны всем формам интерактивного общения. Но при позитивной форме единство мотивов и целей приводит к кооперации усилий и получению совместного желаемого результата.
При состязательной и негативной формах цели и мотивы участников взаимодействия могут сочетаться, но объединения усилий происходить не будет ввиду противостояния интересов, взглядов, стратегий.
Основы интерактивного общения
Природа человека устроена таким образом, что общению отводится главная роль в жизни. При этом человек неизбежно зависим от мнения всех, с кем общается. Сотрудничество в процессе интерактивного общения накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей.
Общению играет едва ли не главную роль для человека
Для всех участников одинаково характерны:
- общая цель;
- общие мотивы для совместной деятельности;
- единое пространство и время для выполнения совместных действий;
- своевременная координация действий каждого участника;
- знание каждого участника правил межличностного взаимодействия;
- передача информации от одного к другому.
Однако, одинаковые правила и принципы, создающие основу интерактивного общения, вовсе не означают одинаковое поведение каждого участника при совместной деятельности.
Интеракция как часть социологии
Существование интеракции невозможно без ее внедрения в социологию, поскольку это термин означает взаимодействие. С точки зрения науки сущность процесса в осуществлении контакта между людьми, его анализа с учетом особенностей. Процесс общения может происходить на микроуровне (участники – семья, коллектив или друзья) и на макроуровне, когда во взаимодействии находятся структуры общества. Интеракция в социологии – это процесс обмена символами, опытом и практическими умениями.
Известный социологии П. Сорокин определил опорные звенья, позволяющие под одним явлением объединить интеракцию, перцепцию и коммуникацию:
для общения требуется минимум 2 субъекта;
во время взаимодействия внимание должно уделяться словам и символам: жесты, мимика, действия. Это облегчает понимание оппонента;
выстраивание эффективной интеракции возможно только при возникновении резонанса мыслей, ощущений и мнений.
Ролевая теория
Джордж Мид в своих работах, описывая концепцию интеракционизма, использовал понятие «роль». Он говорил о том, что человек в процесс общения принимает роль другого человека на себя. Такая особенность поведения даёт возможность лучше понимать собеседника и то, что он пытается донести. Однако термин «роль» так и не был до конца раскрыт основателем данного направления социологии.
После Мида изучать вопросы роли и ролевого взаимодействия пытались многие исследователи. В результате в ролевой теории появились четкие понятия, такие как «социальная роль», «социальный статус». Например, Ирвинг Гофман предложил «драматургический» подход, суть которого заключается в том, что любое взаимодействие – это своеобразная театральная постановка, в которой каждый участник играет свою роль. Он является режиссером и актером одновременно, но при этом сохраняет свое лицо.
Суть интеракционизма
Начать, пожалуй, стоит с того, чтобы определить понятие «интеракционизм». Название происходит от слова «интеракция», обозначающее взаимодействие (от англ. interaction), а именно социальное взаимодействие индивидов посредством общения в группе или обществе. В центре внимания оказывается именно процесс взаимодействия и общения, сама социальная интеракция, оказывающая влияние на формирование личности и поведение каждого индивида, участвующего в ней.
Все социальные процессы и явления, такие как конфликты, сотрудничество или формирование личности, проистекают из человеческого взаимодействия и в огромной степени определяются им. Последователи интеракционизма рассматривают человеческое общество как продукт межличностного взаимодействия и тех значений, которые придаются такому взаимодействию.
Интеракционистов интересует вопрос, какими средствами и каким образом осуществляется и регулируется весь процесс социальной интеракции. В этой связи становится ключевой тема символов и значений. В понимании интеракционистской модели взаимодействие и общение становятся возможными лишь при наличии партнера по общению, с которым мы взаимодействуем и на кого ориентируемся. В процессе такого осмысленного общения мы создаем различные символы, передающие определенные значения и смыслы, которые мы в них вкладываем.
Так, большой спектр действий, реакций и личных проявлений способен нести смысловую нагрузку и сообщать нашему партнеру по общению о нашем состоянии, отношении, настроении и прочем. Например, улыбка, выражение лица, определенная интонация и свойства голоса, жесты и движения являются такими символами, в которых закладываются некие значения, которыми мы обменивается с собеседником или противной стороной. Такие элементы общения были названы основателем интеракционизма Мидом «значимыми жестами» или «символами».
Одним из основных направлений внутри интеракционизма является символический интеракционизм, и зачастую, говоря о данном социологическом подходе, имеют в виду именно его символическую разновидность. Другие направления в рамках интеракционизма в социальной психологии – это ролевые теории и теории референтной группы. В настоящей статье мы хотим подробно остановиться на первом варианте интеракционистской системы.
Элементы социальной сферы
У социальной сферы сложная структура, она состоит из наций, групп и классов.
Нация — общность людей, которая возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, и проявляется в общности культуры.
Группа — совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом и воспринимаются другими как некое сообщество.
Классы — большие социальные группы, которые формируются и функционируют на основе определенных социальных интересов и при этом различаются по роли во всех сферах жизнедеятельности общества.
Перечислим элементы социальной сферы:
-
этническая составляющая (народ);
-
территория (страна, город, поселок);
-
разделение на классы, которое возникает из-за неравенства доходов и уровня жизни, разделения труда;
-
экономическая составляющая, которая основана на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;
-
профессионально-образовательная составляющая — когда различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);
-
семейно-брачная составляющая (брак, общая бытовая жизнь, взаимопомощь, ответственность);
-
демографическая составляющая, к которой относятся:
- учет численности населения;
- уровень смертности;
- уровень рождаемости;
- процентное соотношение полов;
- половозрастной состав.
Основные сферы общественной жизни
Краткая характеристика сфер их особенности представлены ниже.
Духовная
Это сфера жизни, представленная нематериальными феноменами и явлениями: этика, культура, образование, эстетика, религия, наука, мораль, философия, искусство. Также сюда входит право.
Базовые процессы данной сферы: производство, аккумулирование и трансляция ценностей. Духовная сфера ориентирована на личностное духовное и нравственное развитие.
Важными категориями данной сферы являются:
- Духовные потребности, формирование которых происходит в ходе социализации индивида.
- Духовное производство представляет собой процесс духовного развития, результат которого – теории, идеи.
- Духовное потребление. Данное понятие выражает процесс удовлетворения духовных желаний, потребностей, потребления продуктов соответствующих областей. Человек посещает выставки, театральные постановки, научные лекции, что приносит ему удовлетворение, обогащает его новыми знаниями, помогает решить некоторые философские, морально-этические вопросы.
Политическая
Это сфера жизни, которая характеризует процесс управление социумом, специфику отношений между государством и человеком.
Политическая сфера может иметь внутренний и внешний аспект. Данная область определяет качество, уровень жизни каждого человека.
Так, политические изменения в России в 90-е гг. ХХ века, связанные с изменением государственного строя, режима, идеологии, повлекли радикальные изменения во всех областях жизнедеятельности.
В частности, вырос уровень преступности, ухудшилась демографическая ситуация, произошла резкая дифференциация общества.
Социальная
Это сфера жизни, образованная взаимодействием отдельных общностей. Характер социальной сферы определяет также качество жизни отдельного гражданина.
Пример: плохое качество медицинского обслуживания (отсутствие необходимого оборудования, неквалифицированные специалисты) в отдельных регионах или в сельской местности лишает человека возможности улучшить свое здоровье, продлить жизнь.
Позиция человека характеризуется ролью и статусом.
Экономическая
Это сфера общественной жизни, которая заключается в производстве, потреблении материальных благ (услуг, товаров), а также включает их обмен и перераспределение.
Компоненты данной области: процессы и силы (производительные).
Социальные институты в сферах общества
Каждая сфера общества представлена социальными институтами. Учреждения бывают разной направленности.
Следующая таблица содержит базовые элементы:
Сфера | Социальный институт |
Духовная | Театры, архивы, библиотеки, школа, вузы и пр. |
Политическая | Государство, правительство, политические партии |
Социальная | Здравоохранение, ЖКХ и пр. |
Экономическая | Банки, биржи, заводы, гостиницы и пр. |
Институт родства (семья, брак) также относится некоторыми учеными к духовной сфере. Государство во многих странах проводит активную политику по укреплению данного института.
Проявление интерактивного аспекта общения
Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.
Сферы общения
Вид общения | Особенности |
---|---|
Трудовая сфера | Наиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи |
Обучение | Посещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени |
Семейные отношения | Самый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.) |
Досуг | Свободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях |
Отдых в кругу друзей
Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:
- продуктивное;
- непродуктивное.
Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.
Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение
Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:
- физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
- психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
- психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
- социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.
Основное внимание уделяется психологической совместимости
Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения
Коммуникативная сторона общения
Рассматривая часть общения, относящуюся к обмену информацией, принято выделять три стороны общения, важнейшей из который является коммуникативная. Значение коммуникации, которая постепенно выделила в отдельную область знания и практики, стремительно взлетает вверх по своей актуальности. Примером может быть одна из развивающихся сфер в этой области — межкультурная коммуникация, анализ массовых коммуникаций и др.
Если обратиться к коммуникативной стороне общения, то имеет смысл выделять несколько элементов, поскольку коммуникация представляет собой не простую передачу от одного источника другому в виде принятия, но и непременное отношение к передаваемой информации. По этой причине было введено понятие интерсубъективного процесса, где большую роль играет значимость информации и ее общий смысл. В целом коммуникации предполагают влияние друг на друга со стороны субъектов коммуникативного акта. Рассматривая коммуникацию, используется понятие кодификации и декодификации. Также здесь определяется понятие коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Эта тема закрыта для публикации ответов.