Оглавление
Как развить фантазию и воображение
Определяемся с ориентацией и пропорциями рисунка
Важно сразу промерить карандашом на расстоянии примерные размеры овала лица (высоту, ширину, высоту носа и тд) и легкими линиями отметить точки и границы лица, чтобы оно точно уместилось на бумаге. Если вы хотите изобразить и шею, и плечи рассчитайте под это место, либо увеличьте расстояние до модели
Зная, как рисовать портрет с самого начала вы избежите множества ошибок.
После всего этого делим воображаемый овал лица на бумаге перпендикулярными линиями, разделяющими его на 4 примерно равных части. Сильно не нажимаем – это вспомогательные штрихи. После делим каждую из получившихся четвертей еще пополам. После этого намечаем овал лица. Формируем овал лица, стараясь, чтобы он был максимально симметричен. Это уже половина дела. Если вы дошли до этого момента, то уже и сами понимаете, как научиться рисовать портреты.
Линии бровей, лба и носа – делаем разметку
Такими же легкими параллельными линиями намечаем контур носа, проводим линии бровей, нарисовав две выгнутые дуги, симметричные друг другу. Переходим к прорисовке носа – в уже нарисованных ранее границах носа отрисовываем верхнюю и нижнюю части.
Рисуем крылья носа, глаза и доводим брови
Следующие действия, которые предполагает инструкция урока «Портрет карандашом для начинающих» — это тщательная и детальная прорисовка крыльев носа и бровей. После всего этого необходимо нарисовать глаза, их контуры будут расположены четко под линией бровей. Прорисовываем зрачки, верхнее, нижнее веко, ресницы. Тщательно прорисовываем брови.
Рисуем губы и уши и завершаем эскиз
Под носом рисуем небольшую складку, внизу которой начнутся губы, намечаем их тремя короткими параллельными линиями. Тщательно прорисовываем контуры. Теперь рисуем уши и ластиком тщательно убираем все вспомогательные линии. Аккуратно усиливаем главные линии и набросок готов. Теперь вы знаете как нарисовать портрет карандашом, до стадии наброска, о работе с тенью и светом мы поговорим в следующих уроках.
Упрощённая абстрактная зарисовка силуэта
С помощью второго метода даже у маленького ребёнка получится легко и красиво нарисовать человека.
Маленькие дети часто, заполучив в подарок альбом, карандаши, мелки, попробовав с родителями один раз нарисовать что-либо, сами затем проявляют интерес к рисованию и стараются изобразить всё, что есть интересного вокруг — кошку, собаку, цветы, солнце, людей.
Не обязательно родители будут помогать, но человека ребёнок, научиться вырисовывать, удивив всех, очертив круглую голову, овальное тело, руки, ноги в виде линий-веток как у снеговика.
Догадаться, как точнее нарисовать людей, менее фантастично, сразу не удастся и в результате интерес к рисованию может исчезнуть. Эта техника позволит немного усложнить рисунок, но не слишком. Необходимо для зарисовки человека в полный рост:
- Начертить овал для изображения головы.
- Далее нарисовать чёрточку-шею.
- Верхняя часть тела изображается в виде прямоугольника.
- Из его верхних углов проводятся линии, изображающие руки.
- Таз изображается с помощью такого же овала, как голова. Но в этом случае он должен быть повёрнут горизонтально.
- Его боковые линии нужно ещё раз обвести карандашом и продолжить, дорисовав ноги.
Работа карандашом для начинающих художников
Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.
Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.
В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:
- Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
- Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
- Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.
https://youtube.com/watch?v=4aZ0lnn2OGg
Как нарисовать человека поэтапно карандашом
Практически каждому человеку интересно, как нарисовать человека поэтапно карандашом. Когда за рисунок берется начинающий художник в результате он получит не то что хотелось, и отталкиваясь от этого, у человека пропадает желание заниматься этим. Если, вы решили продолжать, то необходимо найти другой подход к этому занятию. В нашей статье, мы расскажем, как последовательно рисуется человек и научим вас правильно это делать.
Начнём с самого простого варианта мультяшного человечка:
Грамотная компоновка
Независимо от выбранного рисунка, даже если вы рисуете птицу, рисование начинается с выбора места расположения. Так определяется нахождение будущего изображения на подготовленном листе бумаги. Проводится этот этап с использованием обычного карандаша, которым обозначают точки будущего изображения.
Каждый рисунок человека при составлении компоновки, нуждается в выделении центра
Но тут все же присутствует некоторое правило, важно, чтобы композиционный центр не совпадал с геометрическим
Если вы начали делать компоновку, то нужно знать, что изображение должно занять третью часть от листа
Важно во время этого убедиться, что на краях оставлено свободное место
Изучая информацию о том, как нарисовать человека, вы наверняка заметили, что для получения более реалистичного силуэта, его фигура должна быть нарисована с учетом правильных пропорций.
Неимение важно, чтобы получить качественный рисунок, силуэт человека должен или стоять либо сидеть на любой опоре. Необходимо менять пропорции человека
Они полностью зависят от возраста рисуемого персонажа, например, если рисуется взрослый человек, то нужно рассчитать седьмую часть от общего роста для головы.
Методы ведения работы в наброске
В зависимости от материала, задач и времени мы можем выбирать на чем сконцентрировать свое внимание:
Линия
Обращаем внимание на конструкцию и осевые линии, контур объекта, линии движения, если объект движется, текстуру и фактуру. Для рисования используются линеры, маркеры, брашпены, кисть с тушью и все что дает разнообразную выразительную линию
Для рисования используются линеры, маркеры, брашпены, кисть с тушью и все что дает разнообразную выразительную линию.
В этих моих набросках и зарисовках черным спиртовым маркером, я как раз работала над линией и передачей фактуры в рамках городского скетчинга.
Пятно
В данном случае мы обращаем наибольшее внимание на силуэт, основные массы и тон. Такие наброски можно делать в монохромной гамме, или добавлять цвет, все зависит от уровня навыков и поставленных задач
Такие наброски можно делать в монохромной гамме, или добавлять цвет, все зависит от уровня навыков и поставленных задач.
В качестве примера показаны мои наброски пастельными карандашами. Делала я их в скетчбуке с маленькими листами где-то 15х10 см, что позволило считывать с натуры общие массы объемов и не закапываться в деталях.
Форма
Обращаем внимание на конструкцию и объем. А лучше всего проявляет объем и форму конечно же свет, поэтому этот аспект обязательно нужно учитывать при выборе натуры.
То есть нужно помнить, что в течение дня освещение меняется, направление света тоже, соответственно форма объектов будет читаться по-разному.
Мой рисунок выполнен черным брашпеном и голубым карандашом, который я добавила фоном как раз для того, чтобы форма и объем дерева лучше проявились.
Портрет – что это такое и какими они бывают?
Большая часть портретов – это изображения головы человека с акцентом на лицо (в «кадр» попадают, обычно, голова, шея и плечи). Есть еще отдельный подвид портретов – в полный рост, но он встречается гораздо реже. Рисуют портреты в любой технике, в графике, в цвете, маслом и т.д. Любой художник, окончивший хотя бы начальную специализированную школу, умеет рисовать портреты. Однако, даже если вы начинаете все с ноля, не отчаивайтесь. Доказано, что достаточно много практиковаться (вам придется нарисовать портрет 50-100 раз, причем не просто нарисовать, но каждый раз улучшать видимые огрехи и недоделки). Если вы будете работать над собой, то у вас, рано или поздно, будут получатся реалистичные и максимально близкие к оригиналу рисунки. К тому же, возможно выработается собственная оригинальная техника рисования.
Основные правила рисования карандашом
Чтобы научиться рисовать, нужно шаг за шагом овладевать данным искусством. Как и при любом творении (работе) в рисовании существуют определенные правила, не зная которых, изучить эту науку будет очень тяжело. Познакомимся с основными шестью правилами рисования карандашом:
- Выбор карандаша. Поскольку в этом искусстве карандаш – это главное «оружие», то к его выбору нужно подходить ответственно. В основном при рисовании карандашом используется тонкий острый карандаш. Жирный и притупленный используется для выделений жирных зернистых линий.
- Расположение. Нарисованные объекты в зависимости от месторасположения на листе визуально меняют свою приближенность. Так рисунок, нарисованный внизу листа, смотрится больше такого же, но нарисованного вверху листа.
- Перспектива. Это правило отдаленности объектов друг от друга. Если нарисованные предметы распределены близко, то они кажутся габаритными, большими. Нарисованные предметы на расстоянии — значительно миниатюрней.
- Объем. Для создания объемности нужно затемнить противоположную сторону нарисованного объекта. Игра света и тени на листе, где рисуете, придаст объем нарисованным фигурам.
- Иллюзия расстояния. Чтобы рисунок был разграничен, на листе необходимо проводить линию горизонта и изображать объекты разного размера, тогда создается иллюзия, что нарисованные предметы находятся на разном расстоянии от созерцателя картины.
- Закон плотности. Также отдаляет и приближает нарисованные объекты плотность изображения. Дальние предметы должны быть более светлыми и менее детальными (слегка размытыми), а объекты, находящиеся ближе, должны иметь четкие линии и очертания.
Базовые принципы построения и разметки
Голова человека пропорциональна и симметрична (симметрия не полная) относительно вертикальной линии. С помощью разметки определяется положение деталей и получается портретное сходство. Усредненное лицо строится по общей схеме, различие расовых и личностных особенностей строения черепа вносит коррективы.
- Формирование овала. Прорисовывается только абрис.
- Деление на сегменты. По вертикали пополам, по горизонтали (сверху вниз) -0.5, 1, 1, 1 части, на три с половиной доли. Половина части – волосы надо лбом. Первая часть – лоб, вторая – нос, третья – рот и подбородок.
- Детальная разметка. По вертикали овал делится на пять частей, срединная ось проходит через середину третьей доли. Длина сегмента равна длине глаза, расстояние между глазами при нормальных пропорциях лица также равно длине глаза. Другой вариант – деление на восемь сегментов. Тогда между глазами два участка, по два – на глаза, по одному – на виски.
- Горизонтальная линия (верхние и нижние точки бровей) проходит на уровне ½ длины глаза над линией глаз. Для определения положения губ область от низа носа до низа подбородка делится на пять частей, средняя линия губ – между второй и третьей частью разметки.
- Проверка правильности положения крайних точек глаз, крыльев носа, уголков губ: середина глаза и уголки губ на одной вертикальной линии, как и внутренние уголки глаз с крайними точками крыльев носа. Эти особенности индивидуальны. Тонкие линии на фото показывают стандартное и смещенное положение точек.
- Детальная прорисовка.
Пример построения схемы с использованием базового круга (центр круга совпадает с центральной точкой лба).
Построение лица в профиль тоже можно начать с базовых кругов, для правильного строения черепа (без аномалий) смещение центров равно ¼ диаметра.
Внимание! Рисунок в профиль показывает примерно половину длины глаза, это следует учитывать при расчете
Детальная прорисовка лица
Чтобы как следует научиться рисовать лицо человека карандашом, учитывается разница между портретом определенной личности или обобщенным изображением. В первом случае пропорции определяются особенностями строения лица, в том числе расовыми, особыми приметами (асимметрия, шрамы, неправильность прикуса или характерная форма бровей). Во втором – придумывается желаемый типаж и предполагаемый характер персонажа.
Важный этап рисунка – детализация глаз. Задаются форма глаза, положение уголков (поднятое или опущенное), высота и объемность века, длина ресниц, размер радужки и зрачка.
На иллюстрации показана последовательная прорисовка от схематической до детальной, с тенями и бликом на зрачке, волосками бровей и ресниц, с растушевкой штриховки.
Нос и рот прорисовываются аналогично, с учетом анатомических особенностей.
Для рисунков «в фас» ушные раковины строятся упрощенно, для портрета в профиль – более детально.
Прорисовка теней выполняется после построения структуры или параллельно – в зависимости от навыков и манеры рисования художника. Для отработки навыков необходима тренировка на реалистичных моделях под руководством наставника.
Важно! Растушевка теней выполняется по мере необходимости, с помощью клочка бумаги или пальца
Влияние анатомических и расовых особенностей на портретный рисунок
Характерные расовые черты – ширина носа, положение и форма глаз, губ, лба – показаны на сравнительном рисунке мужского лица ниже.
Для четкого понимания причин различий желательно изучить анатомию человеческого черепа под руководством преподавателя, поскольку нюансы по рисованным изображениям понять сложно.
Важный этап осознания особенностей строения лица – рисунок «рубленой» головы с макета. Урок дает понимание положения основных плоскостей черепа с учетом лицевых мышц.
При создании рисунка головы можно наносить тени на все изображение или же работать с отдельными областями по очереди. Для получения фотореалистичного изображения учитываются особенности конкретного снимка, в том числе резкость теней, четкость черт, контрастность.
Человеческий рисунок в полный рост
Ознакомившись с теорией, можно приступить к поэтапному процессу рисования человека в рубашке и джинсах. В результате получится изображение парня карандашом в полный рост. Данный мастер-класс прекрасно подойдет для начинающих.
- Проводится прямая вертикальная линия, не доходящая до краев листа. Разделить на 6 равных отрезков. Это необходимо для соблюдения пропорций. В противном случае ноги будут упираться в низ, что выглядит не очень привлекательно.
- Далее нужно провести еще несколько линий для таза и плеч. Неправильное их расположение сделает рисунок непропорциональным, и придется все переделывать снова. Чтобы изобразить расслабленного человека, плечевая часть справа располагается дальше от центральной линии в отличие от левой стороны. Шеи не будет, так как голова парня наклонена.
- Наносится эскиз колен и локтей, которые располагаются на определенном расстоянии от линий. Прорисовываются незаметно, чтобы в дальнейшем их было легко стереть. В самом низу рисуем круги для будущих голеней и стоп.
- Проводится стрелка от локтей до таза. Это очень удобно для тех, кто рисует впервые. Руки молодого человека будут в карманах, пальцы можно не рисовать.
- Ластиком убираем вспомогательные круги и овалы. По ним наводятся контуры одежды, и части тела. При добавлении элементов лица, ставится точка подбородка и начало роста волос. Контур шеи отталкивается от центральной линии.
- Настала очередь очертания рук и ботинок. Тут же делаются наброски рта и носа. Уши изображаются также, отталкиваясь от центральной линии глаз и тела.
- Хотя руки парня в карманах, нужно прорисовать большой палец, выставленный наружу. Рисуем складки, ремень, воротник и подошву обуви. Складки наносятся на джинсы и верхнюю одежду на месте сгиба локтей.
- Полностью стираются вспомогательные линии. Края брюк, карманы дополняем двойным швом. Добавляем пуговицы рубашки и остальные детали джинсов.
- По ранее проведенным параллельным линиям лица рисуем нос губы и глаза. Улыбку можно сделать, нанеся штрихи от кончика носа к уголкам рта. Добавить брови и создать интересную прическу используя изогнутые полосы.
Таким несложным способом легко нарисовать реалистичную картинку. Придерживаясь подобных инструкций, можно изобразить и других людей в различной одежде.
Учимся рисовать: советы начинающим
На вопрос, как же правильно научиться рисовать, нет конкретного ответа, но есть несколько советов и рекомендаций. Если у вас есть большое желание развивать в себе навыки художника и научиться рисовать, следует делать следующее:
1. Делать наброски.
Данный пункт очень важен, а конкретнее важна систематичность выполнения его. В день нужно делать примерно 5-6 набросков. Чем больше вы сделаете, тем лучше для вас
Старайтесь использовать любую возможность, чтобы рисовать, неважно, где вы находитесь
Рисование набросков позволяет развивать характер, «руку», умение видеть пропорции, остроту и скорость восприятия. Очень полезно рисовать пошаговые инструкции, комиксы, раскадровки из фильма.
2. Копировать мастеров.
Хотите научиться рисовать, развивайте вкус. Для этого окружите себя примерами для подражания. Это поможет понять себя как начинающего художника, выбрать свой стиль в будущем. Достаточно будет делать 1 копию через каждые три месяца.
Но это должны быть обязательно основательные штудии с оригиналов великих мастеров. Копируя работу другого мастера, нужно максимально приблизиться к первоисточнику, изучить технические приемы мастера, его биографию, материальную культуру того времени.
3. Рисовать по памяти.
Рисование по памяти позволяет развивать зрительную память, а также учит умению сочинять.
4. Изучать и сверять с натурой.
Натуру необходимо изучать не менее двух часов в день под руководством опытного учителя
Здесь важно постоянно сверять теорию с практикой, а также научиться доверять своим ощущениям
5. Читать профессиональную литературу.
Изобретать колесо сейчас не модно, все, что нужно знать, давно написано. Поэтому необходимо читать по одной книге в месяц
Для художника важно все: философия, психология, анатомия, цветоведение, биографии художников, физика и так далее
6. Искать наставника.
По мере своего профессионального роста развивающемуся художнику необходимо искать наставника. Причем его творческая деятельность должна вызывать уважение, доверие. Бывает так, что талантливый художник не может передать свои знания, поскольку для этого должен быть преподавательский и методический талант. Нужно найти человека, который раскроет в вас талант.
7. Повторять ошибки
Ошибаться — не значит плохо, не стоит бросать начатое после нескольких неудач. Нужно научиться превращать недостатки в свои достоинства. Быть может, повторение ошибок раскроет вашу «индивидуальность».
8. Не рисовать по фотографии
Для художника важно осознать премудрости выявления формы, научиться творчески подходить к рисованию. Те, кто поддается соблазну упростить работу с натуры, может создать для себя необратимые последствия как для будущего художника
9. Делать перерывы.
Очень важно для художника уметь делать перерывы и не зацикливаться на чем-то одном. Если у вас что-то не получается, пробуйте изменить рисунок, технику, тактику, материал
Очень полезно вести несколько работ с разными задачами одновременно.
10. Заниматься творчеством.
Всегда нужно уметь ставить перед собой большие цели
Для художника важно помнить для чего он решил учиться. Не стоит откладывать на завтра идеи и художественные планы, претворять их в жизнь нужно начинать прямо сейчас
А главное, для любого человека, который хочет посвятить себя творчеству, нужно общаться с другими людьми, видеть и находить красоту во всем, создавать ее самостоятельно.
Представленные выше советы – это базис постоянного повышения вашего уровня владения карандашом и кистью, но для новичка они все равно не будут полезны в полной мере, пока он не поймет, что конкретно ему следует развивать и рисовать. Как научиться рисовать, если разум чист, как вот этот лежащий перед глазами белый лист? Не переживай, дорогой друг, далее ты все узнаешь.
Поэтапные правила рисования
Рисунок начинают с композиции — размещения изображения на бумаге. Это очень важный этап рисования. Плохо, когда изображение слишком маленькое на фоне листа и вместе с тем неудачной считают такую композицию, когда рисунок занимает весь лист, ему тесно. Необходимо найти такое расположение, чтобы размеры листа и изображения гармонично соединялись.
Прежде чем научиться рисовать, сделайте на отдельном листике несколько композиционных набросков — «передвигайте» изображение вправо, влево, вверх, вниз, чертите его то большим, то маленьким. Потом пересмотрите свои зарисовки и выберите лучший вариант, который и ляжет в основу композиции.
Намечайте рисунок лёгкими тонкими линиями. Это даст возможность делать исправления без резинки. Усиливать линии нужно постепенно, лучше всего в завершающей стадии рисования. Вместе с тем следует избегать однообразия линий — они должны соответствовать характеру модели, то замирать, то нарастать, быть то плавными, нежными, то резкими и решительными.
Передавая объёмность предметов, старайтесь делать штрихи по форме объекта. Не размазывайте и не затушёвывайте штрихи, а проводите их уверенно и энергично. На первом этапе рисования заштриховывайте теневые места длинными и сравнительно редкими линиями. Дальше прокладывайте их чаще, разнообразнее, «вылепливайте» ими форму. Места для бликов обычно оставляйте чистыми, а рефлексы собственной тени предмета можно высветлить резинкой.
И, наконец, главное правило рисования — не думайте про линии, штрихи, блики, рефлексы
Ваше внимание должно быть сосредоточено на одном — уловить суть модели, красоту её формы и показать это в рисунке. Время от времени отходите от рисунка и переводите взгляд с модели на изображение
Так, путём сравнения вы будете вовремя замечать и исправлять свои ошибки.
https://youtube.com/watch?v=Pc5Bfzd7GGY
Возьмите в правую руку карандаш и вытяните её перед собой. Закрыв левый глаз, установите карандаш так, чтобы его вертикаль совпадала с высотою предмета. Отметьте это на карандаше пальцем, а потом перенесите полученную величину на бумагу. Если завизированный размер слишком маленький для намеченной формы предмета, отложите его несколько раз. Точно так же можно определить ширину модели или размер какой угодно детали
Очень важно, чтобы рука во время визирования не сгибалась в локте, а всё время была прямой
Визирование нужно применять не только на начальном этапе рисования, но и тогда, когда рисунок уже готов, — чтобы проверить пропорции изображения.
Как научиться рисовать лица людей карандашом: основные принципы.
Вернемся к теме рисования человека, а если быть точнее, рассмотрим основные принципы и этапы рисования:
- Первоначально нарисовать овал. Его разделить осями симметрии на 4 части. Оси должны сходиться по центру овала.
- Теперь овалу придать контур лица. Начинать следует с подбородка, двигаясь вверх, прорисовывая скуловую область, височную зону. Линии нужно растушевать кусочком листочка. Это сделает контур не таким тяжелым.
- Еле заметными линиями лицо разделить на три одинаковые части поперек. На нижней линии должен расположиться кончик носа.
- Нос рисуется с кончика. В зависимости от типажа, он может быть круглым, квадратным или заостренным. Затем дорисовываем крылья носа и переносицу.
- Рот начинают рисовать с изгиба верхней губы, находящегося напротив края носа.
- Поскольку на портрете душа передается через глаза, остановимся на этом элементе портрета подробней ниже.
На нашем сайте, для тех кто хочет рисовать портреты, есть познавательная статья: Как научиться правильно рисовать портреты людей.
Эта тема закрыта для публикации ответов.