Развитие дикции

Алан-э-Дейл       31.10.2024 г.

Что значит “говорить красиво” и почему важно этому научиться

Мы все хотим свободно объясняться с другими людьми, легко доносить до них свои мысли, уметь заинтересовать собеседника и достойно выглядеть в его глазах. Это помогает нам достичь определенного уровня успеха и стать популярным.

Искусство красноречия пригодится любому человеку. Оно позволяет оказывать влияние на людей, управлять их действиями и поступками, заряжать аудиторию своей энергией и настроением. В конечном итоге, овладев этим искусством, вы легко станете душой компании, сможете блистательно выступать перед людьми и успешно проводить переговоры.

Чтобы выступление звучало красиво и убедительно, сам оратор должен быть энергичным, образованным, начитанным и уверенным в себе человеком. Только так он сможет заворожить аудиторию, вызвать доверие и симпатию, проникнуть в человеческие души и замотивировать людей. И хорошо, если при этом человек знает, как развить харизму. Тогда слушателям непременно захочется воплотить в жизнь свои тайные мечты и начать активно действовать.

Но это эмоциональная сторона вопроса. Ее часто разбирают на разных мотивирующих и вдохновляющих тренингах, где учат, как стать лидером. Однако человеку порой просто требуется поставить четкую, внятную, уверенную речь с грамотным и логически выстроенным повествованием. Она включает в себя следующие обязательные элементы:

  • дикция (отчетливое произношение звуков);
  • темп (умение говорить медленно или быстро, не тормозя и не тараторя);
  • громкость голоса;
  • интонация;
  • грамотность;
  • богатый словарный запас;
  • чистота (отсутствие слов-паразитов);
  • точность (использование наиболее подходящих слов для выражения мысли, структурированное повествование без “воды”);
  • выразительность (метафоры, сравнения, синонимы, образные выражения и другие языковые средства).

Разговорный навык начинает вырабатываться у человека уже с самого рождения. Родители постоянно общаются с ребенком, читают ему сказки, учат с ним стихи – все это способствует формированию правильной и красивой речи. А вот взрослому человеку придется развивать свои разговорные навыки самостоятельно.

Полезные советы по улучшению дикции

Есть несколько советов, которые помогут достичь успеха в самостоятельных занятиях:

  • первыми нужно начинать выполнять самые простые упражнения для улучшения речи и дикции, постепенно, включая в занятия более сложные;
  • занятия нужно проводить в любое свободное время – это поможет достичь результатов в короткие сроки;
  • гимнастику желательно проводить ежедневно, не делая перерывов;
  • возьмите за правило периодически записывать на диктофон короткие речи – это поможет отмечать свои достижения;
  • читайте дополнительную литературу и регулярно практикуйте новые упражнения, поскольку монотонность упражнений может стать причиной моральной усталости и отказа от занятий;
  • если есть возможность получить консультацию специалистов, то не стоит от нее отказываться, поскольку это отличная возможность получить дополнительные дельные советы.

Если у человека имеется возможность посещать курсы театрального мастерства, то это нужно сделать обязательно. Занятия с профессионалами помогут раскрепоститься, развить дикцию и освоить свободную речь. Специалисты научат выразительной декламации, дикция при этом, если не станет идеальной, то значительно улучшится. И публичные выступления больше не будут казаться невыполнимой миссией.

Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях

Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.

Игры, развивающие речь ребенка:

«Повторюшка» — тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

«Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.

«Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.

«Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.

«Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.

«Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

https://youtube.com/watch?v=JxFLvmnirxU

Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию

Враги красивой речи

Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна. Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:

Слова – паразиты — «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы

Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
Нецензурная брань — дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала

Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
Сленг — использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.

Тренировка дикции скороговорками

Существенно улучшить дикцию помогут скороговорки – легко запоминающиеся забавные стишки, прибаутки, фразы, наборы слов. Для улучшения артикуляции существуют специально разработанные упражнения для быстрого проговаривания, направленные на исправление различных дефектов.

Как правильно построить занятия с использованием скороговорок:

  • тренировку нужно проводить минимум 3 раза в день по 10-15 минут;
  • для удобства лучше распечатать выбранные варианты (3-5 штук, не более) на листе четким шрифтом, чтобы они легче запоминались. Лучше сделать несколько экземпляров и развесить в видимых местах;
  • раз в 10 дней следует выбирать новые скороговорки, чтобы артикуляционный аппарат не привыкал;
  • начинать нужно с медленного произношения, четко проговаривая каждый слог, постепенно темп наращивается;
  • окончания в словах подчеркиваются четким проговариванием;
  • упражняться можно перед зеркалом вначале только одними губами, а потом уже добавляется звук;
  • можно произносить один и тот же текст с разными интонациями, имитируя голоса женщины, мужчины, ребенка, постараться пропеть фразу;
  • чтобы занятия не наскучили, можно совместить их с ритмичными движениями, лишь бы не сбивалось дыхание;
  • самые сложные скороговорки можно попробовать пропеть по какому-то известному простому мотиву.

Диагностика ваших умений

В ходе общения люди оказывают сильное влияние на личности друг друга. Не исключено, что у вас общение не складывается из-за нетерпимости к критике, так как в результате общения всегда видоизменяются притязания и намерения сторон, их мысли, эмоции и чувства. Предлагаю вам оценить себя как собеседника.

Советую пройти тест на коммуникативную компетентность (автор В. Е. Левкин), чтобы вы знали, с чем имеете дело. Попрошу вас максимально честно ответить на 5 вопросов. Помните, что завышенные результаты так же плохи, как заниженные. В первом случае вы рискуете неадекватно воспринимать себя и мир, а во втором – обзавестись неуверенностью и стать пассивными. Так что ответьте честно на каждый вопрос в баллах от 1 до 7 (насколько у вас выражена каждая шкала).

  1. Способность слушать и слышать, выслушивать и вслушиваться, способность заставить слушать.
  2. Способность доносить свою мысль ясно и точно, на понятном собеседнику языке, способность убеждать.
  3. Способность понимать и учитывать эмоции, мотивы и намерения людей, способность мотивировать.
  4. Способность в общении контролировать свои эмоции, сохранять ясность ума и понимание смысла действий.
  5. Способность предотвращать и решать конфликты, находить выход из предконфликтных ситуаций.

Если какая-то способность получила низкую оценку, значит, ее необходимо развивать. Для получения общего результата перемножьте все оценки и подведите итог.

  • 15043-16807 баллов (90-100 %) – прекрасно.
  • 11682-15042 баллов (70-89 %) – хорошо.
  • 4959-11681 баллов (30-69 %) – удовлетворительно.
  • 1598-4958 баллов (10-29 %) – слабо.
  • 1-1597 баллов (1-9 %) – очень слабо.

Если сомневаетесь в своей оценке или хотите узнать, как вас видят другие, то попросите кого-то ответить на эти утверждения относительно вас.

Таким образом, вы получили результат относительно общей коммуникативной компетентности и отдельных способностей. Теперь вы знаете свои слабые и сильные стороны. Время действовать!

Классификация упражнения для развития речи

Улучшить дикцию удается с помощью специальных упражнений для развития речи, которые можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. На самом деле, правильные фразы и хорошо поставленный голос служат результатом продолжительной работы человека над самим собой. Именно по этой причине выполнять такие упражнения необходимо постоянно, а не от случая к случаю, поскольку лишь при таком условии получится добиться желаемого результата.

Взрослым следует знать, как развивать дикцию и четкость речи упражнениями. Сделать ее правильной и красивой удается следующими способами:

  1. Разминка для артикуляционного аппарата. Основной ее задачей является настройка органов на четкость произношения перед любым упражнением, направленным на формирование дикции. Одним из таких вариантов является следующая схема: необходимо сжать зубами карандаш и произнести какую-либо фразу. После этого нужно достать карандаш изо рта и повторить фразу еще раз. Для того чтобы сделать речь более красивой и одновременно с этим укрепить мышцы органов речевого аппарата, рекомендуется выполнять упражнения для улучшения их точности и подвижности. В первую очередь, необходимо сделать акцент на язык, который принимает активное участие в артикуляции. Можно просто вытянуть его и попытаться дотянуться им до подбородка либо носа.
  2. Скороговорки. При проблемах в общении необходимо знать, как развивать речь у взрослых упражнениями. Существует большое количество скороговорок, которые помогают усовершенствовать дикцию и избавиться от сложностей с произношением проблемных звуков. В первую очередь, нужно научиться правильно произносить изолированные звуки, после чего сформировать умение разграничивать в речи схожие звучания. Хороший эффект при постановке правильной речи дает произнесение специальных скороговорок. Переходить к работе над следующим звуком разрешается лишь после того, как будет завершена работа над предыдущим.
  3. Чтение рассказов вслух. Для развития дикции рекомендуется не только проговаривать скороговорки, но и читать книги вслух. Кроме этого, можно делать аудиозаписи и работать над собой до тех пор, пока фразы не станут идеальными. Во время чтения необходимо изменять скорость и громкость чтения, а также выделять паузами наиболее важные фразы.
  4. Исключение слов-паразитов. Для того чтобы речь была правильной и красивой, необходимо избавиться от присутствия в ней слов-паразитов. Дело в том, что их присутствие негативно отражается на восприятии речи окружающими людьми. После избавления от слов-паразитов речь становится не только правильной и придает человеку уверенность в себе, но и заставляет прислушиваться к нему.
  5. Пополнение словарного запаса. Необходимо обязательно постоянно пополнять свой словарный запас и повышать интеллектуальное развитие. Нужно научиться в любой ситуации находить подходящие слова и поддерживать разговор собеседника.

Собственный голос всегда кажется лучше, чем он есть на самом деле

Большинство людей, однако, довольны своей речью, даже если она явно нуждается в корректировке. Люди очень редко по-настоящему задумываются об этом. А поскольку мы так привыкли к своему собственному звуку голоса, то, что мы слышим, когда говорим, кажется нам правильным. Но собеседник может воспринимать это совершенно по-другому. Пока мы говорим, мы слышим звук, который вибрирует и резонирует между костными поверхностями нашей головы и лица. Слушатель же слышит проецируемый звук. Тем не менее для большинства людей становится шоком, когда они впервые слышат собственный голос на записи. Даже автор этих строк был очень разочарован, когда впервые услышал свой настоящий голос. После этого он тут же начал интересоваться, как развить дикцию и четкость речи, и результат этого сперва дилетантского интереса, а также кропотливых усилий описан в этой статье.

Еще одно преимущество, которое мы имеем перед слушателем, это образ слов, которые проходят через наш мыслительный процесс. Другие не могут заглянуть нам в голову, и делают вывод о наших мыслях, чувствах и идеях лишь с оглядкой на слова

Потому в современном мире очень важно знать, как развивать дикцию и речь

Упражнения для дикции

Изменить произношение школьников и дошкольников помогают «взрослые» методики, но проводимые  в игровой форме.

Для разминки предложите покусать кончик языка, пожевать язык боковыми зубами, закусить изнутри щеки, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, изобразить губами трубочку, надуть щеки и выбить воздух ладошками.

Учат правильному выговору скороговорки, фразы для отработки звуков, произношение перед зеркалом. Полезны коллективные игры на развитие артикуляции: «Поезд с арбузами», «Ходьба», «Эхо», «Зоопарк», пальчиковые игры.

Ребенок должен уметь правильно расставлять ударения в словах, склонять разные части речи. Тогда усвоить нормы литературного языка будет проще.

Чтение художественных текстов по ролям и вслух отрабатывает интонацию, четкость  выговора. Детям интересно говорить с орехами во рту, с карандашом в зубах, произносить слова при ходьбе.

Если регулярно работать над собой, все эти несложные приемы помогут приобрести правильные речевые навыки, исправить дефекты выговора.

Упражнения для дикции

Классическим примером работы надо собой является древнегреческий оратор Демосфен. Этот выдающийся грек обладал очень плохим произношением и чрезвычайно стыдился этого.

Надо сказать, что это было то время, когда ораторское мастерство, риторика и красноречие ценились едва ли не как самые высшие ценности личности.

Чтобы преодолеть себя и достигнуть успеха, Демосфен набирал в рот маленькие камешки и старался максимально четко декламировать вслух известных поэтов.

Затем он бежал на крутой подъем горы, и когда дыхания совсем не хватало, он снова читал стихи, делая невероятные усилия над собой.

Последнее его упражнение заключалось в том, чтобы перекричать морской прибой. Когда волны ударялись о берег, он что есть мочи обращался к воображаемой аудитории, продолжая рассказывать ей стихотворения.

Эти забавные и, казалось бы, глупые занятия привели к тому, что Демосфен стал одним из самых выдающихся и известных в истории ораторов. На сегодняшний день ни одна книга об искусстве красноречия не обходится без упоминания о нем.

Так что какой бы плохой не была ваша речь сегодня – вы можете исправить ее, поэтому дерзайте!

А теперь перейдем к самим упражнениям.

Тренировка артикуляционного аппарата

  • «Забор» — сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз.
  • «Трубочка» — не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение.
  • «Иголочка» — откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд. Затем расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.
  • «Блин» — покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите.
  • «Облизываем губы» — расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.
  • «Качели» — касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком.
  • «Хомяк» — сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Тренировка дыхания

Любой человек, имеющий дело с голосом (будь то певец, диктор, ведущий или оратор), подтвердит вам важность правильного дыхания. Если вы не научитесь владеть вдохом-выдохом, никакие упражнения для дикции вам не помогут

Поэтому уделите этому хотя бы немного внимания, тем более что тут ничего сложного нет. Дыхательных гимнастик существует сотни, какую из них выбрать – решать вам.

Мы лишь можем порекомендовать самые простые и эффективные упражнения.

  • Станьте ровно, ноги на ширине плеч. Сделайте глубокий вдох, а затем, медленно выдыхая воздух, спокойно прочитайте любое четверостишие. Повторите несколько раз.
  • Учитесь дышать «животом». Не будем вдаваться в тонкости физиологического строения диафрагмы, а просто поясним: делая вдох, воображайте, что воздух попадает в живот, а не в легкие. Это очень важный, и едва ли не основной пункт в дыхательной гимнастике.
  • Если вы много ходите, попробуйте в процессе ходьбы декламировать стихотворения так, чтобы ваше дыхание не мешало вам. Организм сам подскажет нужный ритм.
  • Это упражнение можно делать в любом положении тела. Сделайте глубокий вдох, а затем, медленно выдыхая воздух, тяните звук «м-м-м-м». Чередуйте его со звуками «м-м-м-э-э-э», «м-м-м-о-о-о», «м-м-м-у-у-у», «м-м-м-а-а-а», «м-м-м-ы-ы-ы», «м-м-м-и-и-и».

Здесь важно понимать, что делая упражнения для дикции, дыхание играет не какую-то мистическую роль, а вполне себе физиологическую. Поэтому самое главное, чтобы ваш мозг осознал важность дыхательной гимнастики

Наблюдая за своим дыханием хотя бы по несколько минут в день, вы удивитесь, полученным результатам.

Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

Распевка

 

Юрий Плугатарь показывает свой вариант упражнения  – распевку, считая ее основой профессиональной постановки и разогрева голоса. Способ заключается в четком произношении каждого слога с использованием согласных и гласных звуков под музыку, с сочетанием правильного дыхания. Добавлена несложная музыкальная композиция без воспроизведения словосочетаний педагогом, чтобы каждый мог потренироваться самостоятельно.

Ежедневные регулярные занятия быстро дают положительный результат. Для устранения серьезных недостатков спича следует обратиться за помощью к профильным специалистам, которые подберут индивидуальные тренировки. 
 

27 ноября 2019

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Отрабатываем дыхание:

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.