Теория конвергенции

Алан-э-Дейл       13.06.2022 г.

Особенности

Темы фантазий

Понятие «фантазия» в теории символической конвергенции является частным термином и в рамках теории не следует путать его с другим распространенным определением термина, который означает нечто мнимое, воображаемое, не обоснованное в действительности. Напротив, фантазия в рамках данной теории означает то, как сообщества людей конструируют свою социальную реальность. Греческий корень слова «phantastikos» означает способность представить или показать разуму, сделать видимым.

Тема фантазии — это способ для людей представить или показать групповому сознанию, чтобы сделать видимым (понятным) общий опыт и превратить его в общественное знание.

Тема фантазии состоит из преувеличенного сообщения, герои которого разыгрывают инцидент или серию инцидентов в обстановке, не связанной по времени с людьми, участвующими в коммуникативном эпизоде. Темы фантазий часто повествуют о живых людях, исторических персонажах или воображаемом будущем. Некоторые преувеличенные сообщения вызывают символический взрыв в виде цепной реакции, к которой члены присоединяются, пока вся группа не оживает.

Как только динамический процесс обмена групповой фантазией создаст символическую конвергенцию внутри группы, у ее членов появится синдром «внутренней шутки».

Внутренние шутки

Внутренняя шутка — это коммуникативный эпизод, в котором спикер ссылается на ранее разделяемую фантазию, содержащую невербальный сигнал, знак, кодовое слово, слоган, ярлык, имена героя или злодея, сюжет рассказа. Это краткое и зашифрованное (для сторонних наблюдателей) сообщение вызывает отклик, соответствующий по своему настроению и тону с исходной реакцией участников группы, когда они впервые конструировали восприятие этой фантазии. Феномен внутренней шутки позволяет развивать типы фантазий.

Типы фантазий

Тип фантазии — это повторяющийся сценарий в культуре группы. Часто группы людей рассказывают множество историй, схожих по теме и действию. Эти истории, по сути, будут находится в одной и той же повествовательной рамке, но с разными персонажами и немного разными инцидентами. По мере того, как члены группы развивают свою культуру, они начинают использовать типы фантазий как короткий способ использования старых значений и истины, пробуждения общих эмоций и мотивов, интерпретации новых знаний в терминах старых сценариев.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов, что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи. Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы. Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл. Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза. В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Что такое конвергентное мышление

Конвергентное мышление — это термин, созданный в противовес дивергенции мышления. Речь идет о способности правильно отвечать на вопросы, которые не требуют больших творческих способностей.

В отличие от дивергентного мышления, конвергенция — это способность находить уникальные, рациональные и устоявшиеся ответы на проблему.

Она не фокусируется на возможностях или творчестве, а на том, чтобы быстро, логично и точно прийти к наиболее подходящему решению, используя всю возможную информацию.

Конвергентное мышление особенно полезно в тех ситуациях, когда можно найти единственно правильный ответ, который может быть обнаружен в процессе принятия решения или просто путем применения логики. Благодаря своим характеристикам, ответы являются окончательными и не имеют двусмысленности.

С другой стороны, конвергентное мышление также тесно связано с существующими знаниями, так как способ их применения связан со стандартизированным использованием данных. Таким образом, в этом процессе используются такие инструменты критического мышления, как вероятности, логика и статистическая информация.

Конвергентное мышление, в отличие от других процессов, с которыми оно обычно ассоциируется, основано на поиске оптимального ответа или решения в данной ситуации.

Для этого мышление пытается следовать рациональному процессу, в рамках которого оно изучает различные альтернативы, которые существуют, и в каждый момент времени выбирает наиболее полезную.

Таким образом, в то время как дивергентное мышление в основном использует интуицию и творчество, конвергентное мышление полностью основано на логике, статистике, рефлексии и критическом мышлении. Часто процесс происходит осознанно и преднамеренно, при этом человек ищет решение наиболее объективным образом.

При использовании конвергентного мышления для оценки, фильтрации, выбора и уточнения доступных опций применяются различные рациональные критерии. В идеале выбирается объективно наилучшее решение, хотя во многих случаях это невозможно.

Однако не всегда можно прийти к непогрешимым выводам, используя конвергентное мышление. Если, например, исходная информация является ложной или неполной, или ситуация является гибкой и поэтому нет единого адекватного ответа, результат процесса может быть не самым подходящим.

С другой стороны, при применении к сложным ситуациям с более чем одним ответом, конвергентное мышление пытается найти наиболее подходящее решение, даже если оно не единственно возможное.

Поэтому этот мыслительный процесс особенно полезен для решения логических, закрытых и конкретных проблем, таких как стандартизированный тест.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени. Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений. Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия. Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка. Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании.

Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

http://constructorus.ru

Поделиться в социальных сетях

Критика

В СССР

Академик Смирнов Г. Л. в Большой советской энциклопедии писал, что буржуазная пропаганда «распространяет широко взгляды, в согласии с которыми во время научно-технической революции проходит автоматическое сближение типов общественной жизни при капитализме и социализме, а идеологические различия, идейные принципы как будто бы теряют собственное прошлое значение», но действительность показывает, что «пока в мире сберегаются антагонистические классы, эксплуатация человеком человека, пока есть противоположность интересов всех трудящихся, рабочего класса и монополистического капитала, будет неизбежно длиться классовая борьба трудящихся за собственное социальное освобождение, против политического и экономического господства монополий»..

1.1. Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

Дивергенция и конвергенция

Термины конвергентность и дивергентность являются антонимами, то есть, понятиями, противоположными по своему смыслу. Известно, что наш мир соткан из противоречий, поэтому одно понятие подразумевает существование другого. Принцип конвергенции в стремлении к единству, плотному сближению, примирению противоположностей. Дивергенция же – расхождение, отдаление того, что изначально близко по смыслу и другим показателям. Хороший пример дивергентности можно привести из области лингвистики, когда диалекты становятся отдельными языками.

Теория конвергенции психического развития

Эта теория подразумевает, что конвергентность развития – это единение двух важных факторов, влияющих на формирование ребенка, как личности. Как мы уже упоминали, автор теории Штерн утверждал, что конвергенция психического развития заключается в попытке примирить сенсуалистический подход с перформистским. Сам Штерн был сторонником того, что на развитие ребенка влияют в большей степени четкие гештальты, нежели наследственность.

Его теория принята многими психологами современности, ведь сложно усомниться в том, что развитие ребенка зависит от множества внешних факторов. Ребенок саморазвивается и его качества, задатки и таланты раскрываются в зависимости от той среды, в которой он находится длительное время (семья, например). Эта теория пришла на смену убежденности в первостепенной роли генетики, что вывело психологию, как науку, на более высокий уровень значимости.

Жизненный цикл

Этап 1: Возникновение или создание

Драматическое событие или серия событий приводят к неуверенности и необходимости развивать риторику для объяснения текущего состояния реальности. В случае холодной войны возникновение фантазийного видения было необходимо после того, как речь Сталина прояснила его веру в то, что капитализм и коммунизм несовместимы и что война неизбежна. С речью Доктрины Трумэна возникающие фантазии о красном фашизме (например, коммунизм против демократии), политике власти (например, стратегия сдерживания) и видении горячей войны (например, сделать мир безопасным для демократии) кристаллизовались в еще неизвестное концепция «холодной войны».

Этап 2: Повышение сознания

Фантазии начинают возникать у коллектива людей по общим интересам. По мере того, как они совместно создают новое видение, их жизнь приобретает новый смысл и эмоции, а их поведение меняется. Принцип критической массы , когда риторическое видение начинается период бурного роста, занимает центральное место в сознании средств. Также ключом к этому этапу является принцип преданности делу , который утверждает, что когда запланированные события побуждают людей действовать в соответствии с ключевыми эмоциями, присутствующими в риторическом видении, их сознание повышается.

Этап 3: поддержание сознания

На этом этапе общение сосредоточено на поддержании приверженности людей, которые разделяют риторическое видение. Принцип экранирования утверждает , что видения часто остаются неизменными в основном тем , что содержит мотивацию , чтобы аннулировать счетчик сообщений. Принцип освящения утверждает , что видение может быть устойчивым через жесткую критику борьбы с риторикой и стратегических позитивных инсценировок для поддержания видения жизненных сил. Принцип повторения утверждает , что риторические видения могут быть устойчивым путем пересчета ключевых тема фантазии и типов в новых манерах , которые вписываются в драматической структуру зрения, наряду с кадрированием новой информации в старых риторических формах поддерживать объясняющую силу.

Стадия 4: снижение видения

Ситуации в риторическом сообществе могут меняться так быстро, что видение не может успешно адаптироваться. Принцип пояснительной дефицита утверждает , что , когда риторическое видение теряет свою объяснительную силу, она начинает снижаться. Другая возможная причина упадка объясняется принципом взрыва свободы слова , когда значительный период цензуры сменяется потоком контр-риторики. Аналогичным образом, принцип возрождения риторических представлений о соперничестве утверждает, что с открытием каналов коммуникации возрастает конкуренция со стороны альтернативных риторических представлений.

Этап 5: Терминус

Конец риторического видения. Принцип быстрой имплозии утверждает , что негибкое риторическое видение не будет снижаться постепенно, но будет взрывать на себя , когда сочетание проблем, неспособность объяснить быстрые изменения и противоречивые мотивы становятся слишком много для видения , чтобы иметь дело с.

Примечания

  1. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  2. Bormann, E. G. (1982). The symbolic convergence theory of communication: Applications and implications for
    teachers and consultants. Journal of Applied Communication Research, 10(1), 50-61
  3. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p 38.
  4. Bormann, E.G. (2001). The force of fantasy: restoring the American dream
  5. Endres, T.G. «Coexisting master analogues in symbolic convergence theory: The knights of Columbus quincentennial campaign». Communication Studies. 45 (3-4): 294—308
  6. Bormann, Ernest G.; Cragan, J.F.; Shields, D.C. (March 1996). «An expansion of the rhetorical vision component of the symbolic convergence theory: The cold war paradigm case». Communication Monographs. 63: 1-28
  7. Ball, Moya Ann (1990). «A case study of the Kennedy administration’s decision-making concerning the Diem Coup of November, 1963». Western Journal of Speech Communication. 54 (4): 557—574.
  8. Simi, Demi and Jonathan Matusitz. 2014. «War Rape Survivors of the Second Congo War: A Perspective from Symbolic Convergence Theory.» Africa Review 6 (2): 81-93.
  9. Griffin, Em (2012). A First Look at Communication Theory. New York, NY: McGraw Hill. p. 256

2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития.

Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда.

В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и говорил, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; новый этап – поступление в школу – сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с простым содержанием античного и ветхозаветного миров, средние классы – с христианской культурой, а годы зрелости – с культурой нового времени.

Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916–1997) считал, что интеллект на 80 % определяется влиянием наследственности и на 20 % – влиянием среды.

Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития.

Возникновение факторного подхода

Уже в ХХ веке было собрано достаточное количество фактов, которые в дальнейшем поддались конвергенции. Они говорят о том, что наследственность оказывает большое влияние на развитие ребенка. Помимо этого ученым удалось выяснить, что на становление человека с малых лет влияет и среда обитания. Вильям Штерн является основоположником теории двух факторов, согласно которой психическое развитие чада является результатом наследственности и условий внешней среды.

Согласно Штерну, развитие обусловлено Х единицей наследственности, а также Y единицей среды. Психолог Анна Анастази считала, что поведенческие особенности зависят одновременно от наследства и от средовых факторов. В связи с этим необходимо было выявить, какой процент наследственных и какой процент средовых факторов способствуют индивидуальному развитию поведения ребенка.

Чтобы лучше понять суть теории, можно рассмотреть пример на растениях. Из зерна, которое было помещено в почву, может вырасти как пшеница, так и совершенно другое растение, что можно отнести к наследственности. Однако если это зерно окажется в неблагоприятных условиях, оно не сможет прорасти. Таким образом, наследственный фактор предопределяет, что именно вырастет из этого зерна, а от среды зависит реализация плана. По мнению Штерна, именно наследственность является основным фактором в развитии, а среда выступает индикатором, проявляющим определенные свойства.

Основные положения теории Штерна

В первом положении Штерн обозначил наличие нескольких врожденных целей, которые подразумевают потребность и механизма, способного эту потребность удовлетворить. Первой целью является самосохранение, а второй — желание саморазвиваться в физическом и духовном плане. Это желание приводит к возникновению новых способностей, а самосохранение помогает достичь развития.
Второе положение говорит о развитии способностей. Согласно Штерну, у человека есть способности и задатки. Если задатки являются наследственным фактором, то способности всегда зависят от задатков человека. Окружающая среда может влиять на развитие задатков, способствуя их торможению или проявлению.
Психическое развитие принадлежит к третьему положению, в котором говорится о темпах, определяющих наследственность. При этом указывается, что внешняя среда особо не изменяет его. Однако если родители не будут уделять ребенку достаточно внимания, то это может привести к торможению развития и неполному раскрытию способностей.

В четвертом положении говорится о том, что стадии развития полностью предопределены унаследованными факторами. Так, например, дошкольник любит играть и слушать сказки независимо от того, какая у него культура и в какую историческую эпоху он растет.

Согласно теории Штерна, наследственность является основным фактором в развитии, а среда может лишь способствовать проявлению каких-либо задатков

Таким образом, можно сделать вывод, что наследственность оказывает большее внимание на становление личности. Научиться понимать лучше собственные эмоции, эмоции собственного ребенка поможет курс «Эмоциональный интеллект»

Первый урок бесплатно!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.