Оглавление
Особенности
Темы фантазий
Понятие «фантазия» в теории символической конвергенции является частным термином и в рамках теории не следует путать его с другим распространенным определением термина, который означает нечто мнимое, воображаемое, не обоснованное в действительности. Напротив, фантазия в рамках данной теории означает то, как сообщества людей конструируют свою социальную реальность. Греческий корень слова «phantastikos» означает способность представить или показать разуму, сделать видимым.
Тема фантазии — это способ для людей представить или показать групповому сознанию, чтобы сделать видимым (понятным) общий опыт и превратить его в общественное знание.
Тема фантазии состоит из преувеличенного сообщения, герои которого разыгрывают инцидент или серию инцидентов в обстановке, не связанной по времени с людьми, участвующими в коммуникативном эпизоде. Темы фантазий часто повествуют о живых людях, исторических персонажах или воображаемом будущем. Некоторые преувеличенные сообщения вызывают символический взрыв в виде цепной реакции, к которой члены присоединяются, пока вся группа не оживает.
Как только динамический процесс обмена групповой фантазией создаст символическую конвергенцию внутри группы, у ее членов появится синдром «внутренней шутки».
Внутренние шутки
Внутренняя шутка — это коммуникативный эпизод, в котором спикер ссылается на ранее разделяемую фантазию, содержащую невербальный сигнал, знак, кодовое слово, слоган, ярлык, имена героя или злодея, сюжет рассказа. Это краткое и зашифрованное (для сторонних наблюдателей) сообщение вызывает отклик, соответствующий по своему настроению и тону с исходной реакцией участников группы, когда они впервые конструировали восприятие этой фантазии. Феномен внутренней шутки позволяет развивать типы фантазий.
Типы фантазий
Тип фантазии — это повторяющийся сценарий в культуре группы. Часто группы людей рассказывают множество историй, схожих по теме и действию. Эти истории, по сути, будут находится в одной и той же повествовательной рамке, но с разными персонажами и немного разными инцидентами. По мере того, как члены группы развивают свою культуру, они начинают использовать типы фантазий как короткий способ использования старых значений и истины, пробуждения общих эмоций и мотивов, интерпретации новых знаний в терминах старых сценариев.
Структура общего мышления, описание
Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.
Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.
В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов, что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).
Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи. Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.
Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.
Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.
Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.
Другой вид познавательных единиц – это символы. Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.
Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.
И третий вид – это смысл. Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).
Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза. В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.
Что такое конвергентное мышление
Конвергентное мышление — это термин, созданный в противовес дивергенции мышления. Речь идет о способности правильно отвечать на вопросы, которые не требуют больших творческих способностей.
В отличие от дивергентного мышления, конвергенция — это способность находить уникальные, рациональные и устоявшиеся ответы на проблему.
Она не фокусируется на возможностях или творчестве, а на том, чтобы быстро, логично и точно прийти к наиболее подходящему решению, используя всю возможную информацию.
Конвергентное мышление особенно полезно в тех ситуациях, когда можно найти единственно правильный ответ, который может быть обнаружен в процессе принятия решения или просто путем применения логики. Благодаря своим характеристикам, ответы являются окончательными и не имеют двусмысленности.
С другой стороны, конвергентное мышление также тесно связано с существующими знаниями, так как способ их применения связан со стандартизированным использованием данных. Таким образом, в этом процессе используются такие инструменты критического мышления, как вероятности, логика и статистическая информация.
Конвергентное мышление, в отличие от других процессов, с которыми оно обычно ассоциируется, основано на поиске оптимального ответа или решения в данной ситуации.
Для этого мышление пытается следовать рациональному процессу, в рамках которого оно изучает различные альтернативы, которые существуют, и в каждый момент времени выбирает наиболее полезную.
Таким образом, в то время как дивергентное мышление в основном использует интуицию и творчество, конвергентное мышление полностью основано на логике, статистике, рефлексии и критическом мышлении. Часто процесс происходит осознанно и преднамеренно, при этом человек ищет решение наиболее объективным образом.
При использовании конвергентного мышления для оценки, фильтрации, выбора и уточнения доступных опций применяются различные рациональные критерии. В идеале выбирается объективно наилучшее решение, хотя во многих случаях это невозможно.
Однако не всегда можно прийти к непогрешимым выводам, используя конвергентное мышление. Если, например, исходная информация является ложной или неполной, или ситуация является гибкой и поэтому нет единого адекватного ответа, результат процесса может быть не самым подходящим.
С другой стороны, при применении к сложным ситуациям с более чем одним ответом, конвергентное мышление пытается найти наиболее подходящее решение, даже если оно не единственно возможное.
Поэтому этот мыслительный процесс особенно полезен для решения логических, закрытых и конкретных проблем, таких как стандартизированный тест.
Дивергентное мышление
Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.
Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.
Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:
Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени. Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений. Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия. Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.
Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка. Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.
Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании.
Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.
http://constructorus.ru
Поделиться в социальных сетях
Критика
В СССР
Академик Смирнов Г. Л. в Большой советской энциклопедии писал, что буржуазная пропаганда «распространяет широко взгляды, в согласии с которыми во время научно-технической революции проходит автоматическое сближение типов общественной жизни при капитализме и социализме, а идеологические различия, идейные принципы как будто бы теряют собственное прошлое значение», но действительность показывает, что «пока в мире сберегаются антагонистические классы, эксплуатация человеком человека, пока есть противоположность интересов всех трудящихся, рабочего класса и монополистического капитала, будет неизбежно длиться классовая борьба трудящихся за собственное социальное освобождение, против политического и экономического господства монополий»..
1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Эта тема закрыта для публикации ответов.