Сознание (психология)

Алан-э-Дейл       31.05.2022 г.

Расстройства сознания

Нарушения С. могут быть различными по своей глубине. Выделяют полную и частичную утрату сознания (см. Бессознательное состояние). Особую группу составляют различные по своей психопатологической структуре синдромы помраченного сознания: аментивный синдром (см.), делириозный синдром (см.), оглушение (см.), онейроидный синдром (см.), сумеречное помрачение сознания (см.) и ауры сознания (см. Аура). Как было показано К. Ясперсом, несмотря на существенные различия, они характеризуются рядом общих признаков.

Первым признаком синдромов помраченного сознания является отрешенность больного — затруднение или невозможность восприятия окружающего мира. При отрешенности внешний мир, события, происходящие в окружающем, не привлекают внимания больного, причем в ряде случаев продуктивная психопатологическая симптоматика может полностью отсутствовать, что характерно, напр., для состояния оглушения. Одним из видов отрешенности является загруженность, при к-рой наряду с частичным (фрагментарным) восприятием окружающего или полным отсутствием его наблюдается интенсивный наплыв иллюзий (см.), бреда (см.), галлюцинаций (см.) и других психопатол. расстройств. Наконец, отрешенность может проявляться феноменом растерянности (см.), при к-ром кроме аффекта недоумения наблюдаются явления сверхизменчивости внимания (синдром гиперметаморфоза по Вернике), а восприятие окружающего носит фрагментарный характер. Вторым признаком помраченного сознания является дезориентировка в месте, времени, окружающих предметах (лицах); в ряде случаев наблюдается грубая дезориентация в своей собственной личности. Третий признак — бессвязность мышления (см.), проявляющаяся слабостью или невозможностью суждений и, как правило, сопровождающаяся различными видами речевых расстройств. Четвертым признаком является полная или частичная амнезия периода помраченного сознания. Воспоминание о болезненном состоянии может полностью отсутствовать или быть фрагментарным. При отдельных видах помрачения сознания больной помнит свое состояние, определяющееся различными психопатологическими расстройствами, в то время как в отношении окружающей обстановки наблюдается полная амнезия. Для постановки диагноза состояния помраченного сознания необходима совокупность всех перечисленных признаков.

Клиническое значение расстройства Сознания различно. Диагностика оглушения требует экстренного решения вопроса о природе этого состояния в связи с возможностью перехода его в сопор (см. Оглушение) и кому (см.). Сопор и кома характерны для тяжелых поражений головного мозга, часто угрожающих жизни больного (опухоль мозга, тяжелая травма и др.). В случаях тяжелой травмы головного мозга наступает глубокое помрачение сознания, протекающее с явлениями выпадения, «психическим параличом» и др. Констатация мусситирующего делирия и аменции также свидетельствует о глубоком расстройстве психической деятельности при крайней тяжести соматического состояния больных. Менее специфичен в клин, отношении онейроид, к-рый может развиваться при эндогенных заболеваниях (см. Шизофрения), эпилепсии (см.) и экзогенных заболеваниях головного мозга. Развитие сумеречных состояний и ауры сознания характерно для эпилепсии, а также органических заболеваний, протекающих с эпилептиформным синдромом, реже для заболеваний экзогенного происхождения.

Лечение расстройств С. направлено на основное заболевание.

Библиография: Бехтерева Н. П., Бундзен П. В. и Гоголицын Ю. Л. Мозговые коды психической деятельности, Л., 1977; Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг, М., 1980; он же, Проблема идеального, М., 1983; Коршунов А. М. Отражение, деятельность, познание, М., 1979; Леонтьев А. Н. Деятельность, Сознание, Личность, М., 1977; Меграбян А. А. Общая психопатология, с. 112, М., 1972; Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание, М., 1967; Симонов П. В. Эмоциональный мозг, М., 1981; Снежневский А. В. О нозологической специфичности психопатологических синдромов, Журн. невропат, и психиат., т. 60, № 1, с 91, 1960; Спиркин А. Г. Сознание и самосознание, М., 1972; Тугаринов В. П. Философия сознания, М., 1971; Черносвитов Е. В. К философскому анализу деструкций сознания личности, Философ, науки, № 2, с. 59, 1982- Bunge М. The mind-body problem, Oxford а. о., 1980, bibliogr.; Cerebral correlates of conscious experience, ed. by P. A. Buser a. A. Rougeul-Buser, Amsterdam a. o., 1978; Jaspers K. Allge-meine Psychopathologie, B., 1923; Margоlis J. Z. Persons and minds, Dordrecht — Boston, 1978, bibliogr.

Д. И. Дубровский; А. С. Тиганов (расстройства сознания).

Зеркало для героя

Итак, важнейшее эволюционное преимущество человека — умение постоянно приводить свою внутреннюю картину мира в соответствие с реальностью и таким образом прогнозировать будущие события и адаптироваться к ним. Но как оценить правильность адаптации? Для этого у нас есть устройство обратной связи — система эмоционального реагирования, благодаря которой нам что-то приятно и что-то неприятно. Если нам хорошо, то ничего менять не надо. Если нам плохо, мы переживаем, а значит, есть стимул менять адаптивную модель. Люди с ослабленной обратной связью — это шизоиды, у которых мыслей полно, но они более чем странные.

Этим людям совершенно все равно, как приложить собственные разнообразные мысли к реальности, им это не очень интересно, так как отсутствует положительная обратная связь. Есть, напротив, люди истероидного склада, у которых могучая обратная связь. Они постоянно находятся под воздействием эмоций, только адаптивной модели подолгу не меняют. Поступают в вуз и не учатся. Начинают бизнес — и разваливают его своим бездействием. Истероидов можно сравнить со сломанными часами, которые лишь два раза в сутки показывают точное время. Ну а шизоиды — это часы, у которых стрелки беспорядочно вращаются в разные стороны.

7.Сравнительный анализ психики животных и человека.

Почти
все, что имеется в психологии и поведении
животного, приобретается им одним из
двух возможных путей: передается по
наследству или усваивается в стихийном
процессе научения. То, что передается
по наследству, обучению и воспитанию
не подлежит; то, что появляется у животного
спонтанно, может возникнуть и у человека
без специального обучения и
воспитания..Внимательное изучение
психологии поведения животных, их
сравнение с психологией и поведением
человека позволяют установить то, о чем
нет необходимости проявлять специальную
заботу при обучении и воспитании людей.

Сравнение
психики животного с человеческой
позволяет выделить следующие основные
различия между ними.

1.
Животное может действовать только в
рамках ситуации, которая воспринимается
непосредственно, а все осуществляемые
им акты ограничены биологическими
потребностями, то есть мотивация всегда
биологическая.

Животные
не делают ничего такого, что не обслуживает
их биологических потребностей. Конкретное,
практическое мышление животных делает
их зависимыми от непосредственной
ситуации. Лишь в процессе ориентированного
манипулирования животное способно
решить проблемные задачи. Человек же
благодаря абстрактному, логическому
мышлению может предвидеть события,
делать согласно познавательной
необходимости – сознательно.

Мышление
тесно связано с вещанием. Животные лишь
подают сигналы своим родственникам по
поводу собственных эмоциональных
состояний, тогда как человек с помощью
языка информирует других во времени и
пространстве, передавая общественный
опыт. Благодаря языку каждый человек
пользуется опытом, который выработан
человечеством в течение тысячелетий и
которого он никогда не воспринимал
непосредственно.

2.
Животные способны использовать предметы
в качестве орудия, но ни одно животное
не может создать орудие труда. Животные
не живут в мире постоянных вещей, не
выполняют коллективных действий. Даже
наблюдая за действиями другого животного,
они никогда не будут помогать друг
другу, действовать сообща.

Только
человек создает орудие по продуманному
плану, использует их по назначению и
сохраняет на будущее. Он живет в мире
постоянных вещей, пользуется орудиями
совместно с другими людьми, перенимает
опыт пользования орудиями труда и
передает его другим.

3.
Отличие психики животных и человека
состоит в чувствах. Животные также
способны переживать положительные или
отрицательные эмоции, но только человек
может сочувствовать в горе или радости
другому человеку, наслаждаться картинами
природы, переживать интеллектуальные
чувства.

4.
Условия развития психики животных и
человека являются четвертым отличием.
Развитие психики в животном мире
подчинено биологическим законам, а
развитие психики человека детерминируется
общественно-историческими условиями.

И
человеку, и животному свойственны
инстинктивные реакции на раздражители,
способность приобретать опыт в жизненных
ситуациях. Однако присваивать общественный
опыт, который развивает психику, способен
лишь человек.

С
момента рождения ребенок овладевает
способами использования орудий и
навыками общения. Это, в свою очередь,
развивает чувственную сферу, логическое
мышление, формирует личность индивида.
Обезьяна в любых условиях будет проявлять
себя как обезьяна, а человек только
тогда станет человеком, если его развитие
проходит среди людей. Это подтверждают
случаи воспитания человеческих детей
среди животных

Что такое чувства в психологии

Социальный психолог Даниэль Гилберт провел исследование влияния чувств на события вместе с другими исследователями. Результаты показали, что, когда участники прогнозировали положительное чувство для события, тем выше вероятность того, что они захотят пережить это самое событие. Прогнозируемые чувства были либо недолговечными, либо не коррелировали с тем, что ожидал участник.

Люди в обществе предсказывают, что что-то даст им определенный желаемый результат или чувство. Потворство тому, что можно было бы подумать, могло бы сделать их счастливыми или возбужденными,но при этом может вызвать только временные волнения. События и опыт переживают обычно лишь, для того чтобы удовлетворить свои чувства. Чем чувства человека отличаются от его эмоций? Тем, что эмоции — лишь форма выражения чувств. Проще говоря, эмоции — снаружи, чувства — внутри, и первое выступает лишь как способ выразить второе.

Диалектика сознания и бытия

В классической и постклассической философии дуализм души и тела перерос в проблему диалектики сознания и бытия, их соотношения, взаимного положения и причинно-следственных отношений. Было сформировано два основных подхода к решению этой проблемы:

  • идеалистический,
  • материалистический.

Представители идеалистического подхода отстаивают существование сознания как самостоятельной субстанции, а также его первичность, либо равноправность по отношению к материи. Так у Канта сознание и материя существуют параллельно и независимо друг от друга, из чего делает вывод о том, что мир вещей, в принципе не познаваем для сознания, и потому тот образ мира, который выстраивает человек, всецело зависит от его сознания в первую очередь. В рамках концепций субъективного идеализма постулируется иллюзорность материального мира как таковая, утверждается реальность лишь человеческого сознания.

Материалистические учения, в частности марксизм, исходят из положения о том, что реальность есть материя. Материя может принимать различные формы, ей присуще движение и развитие, в ходе которого может возникать нематериальный продукт, как результат материальных функций. С этой позиции рассматривается и сознание – как продукт функционирования высоко организованной материи, который эволюционировал вместе с материей в ходе общественно-исторического развития.

Формы общественного сознания

Различные способы интеллектуального и духовного овладения знаниями об окружающей действительности – это формы общественного сознания.
Рассмотрим эти формы более подробно.

  1. Политическое сознание – включает в себя систему знаний и оценок, с помощью которых общество формирует политическую сферу. Оно является основой для всех остальных форм общественного сознания, в связи с тем, что отражает политические и экономические интересы различных классов и социальных групп.
  2. Правовое сознание включает в себя систему знаний и оценок, с помощью которых в обществе происходит осознание в сфере права. Данный вид общественного сознания тесно связан с политическим сознанием, в связи с тем в данной форме сознания находят свое проявление и политические, и экономические интересы различных классов и социальных групп.
  3. Нравственное сознание выражается в исторически складывающихся принципах морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом.
  4. Эстетическое сознание является сознательным отражением человеком окружающего его мира, которое происходит в форме сложных переживаний. Данные переживания связаны с имеющимися у человека чувствами прекрасного, трагического, возвышенного и комического.
  5. Религиозное сознание выражается во внутреннем опыте человека, который связан с ощущением человеком существующей связи между собой и чем о высшим. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное.
  6. Экономическое сознание – является формой общественного сознания, отражающей экономические знания общества и его социально – экономические потребности.
  7. Моральное сознание, философское понятие которое является ядром человеческой личности, его духовности и всего что является сущностью человека и отличает его от животных. Особенность морального сознания состоит в том, что именно с помощью него происходит отражение и регуляция межличностных отношений, в которых каждая личность является зеркалом другой.

Фрейд и общество

Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.

С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.

В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.

Характеристики сознания

Чтобы понять суть понятия сознания, нужно определить характеристики сознания:

  1. Сознание — совокупность знаний об окружающем. В структуру сознания входят познавательные процессы, благодаря которым человек постоянно получает информацию об окружающем и самом себе, что обогащает его знания. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. На основе отражения действительности через образы возникает чувственная картина мира — то, как человек воспринимает окружающее в данный момент. Каждый психический процесс при этом выполняет свою функцию в конкретизации этой картины. Нарушение любого из этих процессов неизбежно приведет к разрушению общей картины и распаду сознания.
  2. Закрепление в сознании различий восприятия субъекта и объекта. Человек — единственное существо, которое способно направить свою энергию на познание самого себя. Осознание самого себя и отделение себя от окружающего — есть суть сознания.
  3. Определение цели деятельности. Любая деятельность имеет цель и мотив. В процессе деятельности принимаются решения, определяются действия, которые согласуются с внешними факторами. Человек — единственный живой организм, который может действовать не согласно условиям, а вопреки им. Он подчиняется цели деятельности и, благодаря волевым усилиям, преодолевает препятствия для реализации поставленной цели.
  4. Включение чувственного отношения. Человек обладает высшими чувствами, которые определяют его отношения к окружающему миру и другим людям. В чувственном отношении находят отражение общественные отношения, отношения друг к другу, предметам и объектам окружающего.

Важным условием существования сознания со всеми его характеристиками является язык. Речь — это особая сигнальная система, которая позволяет: существовать большинству психических процессов, усваивать исторический опыт, осознавать себя.

Бессознательное в психике человека

Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, в осуществлении которых человек не отдает себе полного отчета. Бессознательное отражает действительность таким образом, что может быть утрачена ориентация в пространстве и времени, то есть нарушается регулирование поведения с помощью речи.

Виды бессознательных явлений:

  • Привычные действия. Например, чтобы сказать слово мы не даем команды артикуляционному аппарату, чтобы сжать губы, направить поток воздуха и т.д. Звуки воспроизводятся бессознательно и собираются в слова и речь. При этом сама речь является осознанным явлением. Также протекает завязывание шнурков, нанесение макияжа. Общие действия осознанны, а их компоненты часто являются бессознательными.
  • Сопроводительные действия. Классическим примером бессознательных сопроводительных действий может быть наблюдение за человеком в процессе деятельности. Некоторые люди могут высовывать язык при рисовании, совершать беспорядочные действия ногами и руками. Женщины часто бессознательно открывают рот при нанесении туши для ресниц.
  • Патологические явления в психике. Определенные психические заболевания и состояния человека могут сопровождаться бредом, галлюцинациями, которые протекают совершенно бессознательно.
  • Неосознаваемые установки — готовность организма реагировать определенным образом на некоторые раздражители (резкий скачок при опасности, громкий крик и т. д.).

Неосознаваемые механизмы сознания

Существуют явления, которые совмещают в себе бессознательное и сознательное:

  • неосознаваемые побудители сознательных действий: сон и сновидения, оговорки, описки, невротические симптомы;
  • надсознательные процессы — решение творческих задач, которые не поддаются обычными контролю.

Сознание — это высшая форма функционирования головного мозга, которая выражается в целенаправленном отражении окружающего мира, в целенаправленном осуществлении деятельности.

Бессознательное — совокупность неосознаваемых состояний, актов и действий.  Бессознательное относится к такой форме, которая делает процесс контроля за процессом и результатом невозможным.

Бессознательное имеет большое значение в деятельности психики. Благодаря этому явлению мы совершаем большинство движений. Психическая деятельность включает огромное количество действий и процессов. При этом сознание является самым сложным процессом.

Как владеть сознанием и подсознанием?

Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению.

Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.

Сознание в психологии и других науках еще не изучено в полной мере, и существует много неразрешенных вопросов в этой области. Но психология стремительно движется вперед и возможно именно она поможет в ближайшем будущем раскрыть тайны этой части вселенной.

Виды и свойства ощущений

Определение

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей, к общим свойствам которых относится их качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Свойство качества является специфической особенностью данного ощущения,
которое отличает его от других видов. Слуховые ощущения, например, отличаются по тембру, высоте, громкости. Зрительные ощущения отличает насыщенность и цветовой тон. Вкусовые ощущения отличаются по модальности – сладкое, кислое, соленое, горькое;
Количественной характеристикой ощущений является его интенсивность, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов;
Длительность ощущения. Она зависит от времени, поэтому является его временной характеристикой и определяется во многом функциональным состоянием органов чувств. Но, главным выступает время действия раздражителя и его интенсивность

Здесь важно иметь в виду то, что ощущение возникает не сразу при воздействии раздражителя, а через какое-то время. Это время называется латентным периодом, который будет неодинаков для различных видов ощущений. Не возникая одновременно с действием раздражителя, они не исчезают с его прекращением;
Характер ощущений определяет также их пространственная локализация, сведения о локализации дают дистантные рецепторы.

Не возникая одновременно с действием раздражителя, они не исчезают с его прекращением;
Характер ощущений определяет также их пространственная локализация, сведения о локализации дают дистантные рецепторы.

Философские теории

С философской точки зрения, сознание – это умение соотносить и осознавать объект (по Гегелю). Под этим словом подразумевается основательная способность человека соотноситься с миром в целом. Это форма или метод объекта, вид и способ представления мироздания. Понимание сознательной деятельности существует всегда, оно не имеет начала и конца, не может пропасть, также как и сам мир. Сознание и мироздание – две стороны единой соотнесенности. Поэтому в философском значении неправильно будет рассматривать его как отдельное понятие, оно неотделимо от сущности мира.

Сознательная сущность не есть способность соотноситься, это само отношение. Этот довод вытекает из того, что человек не способен находиться в отрешенности от него, выйти за его границы. Мы поглощены этой субстанцией. Без нее, для человека ничего не существует. С этой стороны, термин подразумевает двойственность и деление внутри. Это означает, что сознание интернационально (по Гуссерлю).

Философы стараются найти объяснение заключения о том, что сущность сознания провозглашает разделение субъекта и объекта, внутреннего и внешнего Я и мироздания. В относительном виде это некий опыт, который соотносит нас с миром. Этот опыт подразумевает и сам процесс соотношения в общем и в виде переживания человеком этого процесса. Поэтому в философии из понятия сознательной сущности выделяется субъект. Сам термин понимается, как соотношение субъективного и объективного. Объект осознается субъектом.

Сознательное бытие существует как потенциальное положение, в которое субъект может попасть в любое время в виде опыта, соотнесенного с мирозданием.

Как работать над осознанностью

Для того чтобы развить у себя осознанность, не нужно каких-то особых тренировок, методик и средств. Приемы развития осознанности можно практиковать в любой момент. Давайте познакомимся с ними.

Осознайте рутину

Именно на рутинные, повседневные дела уходит больше всего и времени бодрствования, и времени «бессознательности». Особенно выделяются утренние часы: мы совершаем утренний туалет, собираемся на работу, завтракаем, не отдавая себе отчета. Помните поговорку «поднять-то подняли, а разбудить забыли»?

Попробуйте вдумчиво выполнять каждое действие. Например, чистя зубы, не просто водите щеткой по зубам, а ощущайте этот процесс; одеваясь, внимательно разглядите себя, почувствуйте прикосновение ткани к коже. Сначала все это покажется странным, но постепенно вы привыкнете к осознанности даже мельчайших действий. В итоге вы поймете их прелесть и откроете миллионы нюансов, которые принесут вам радость. Вот оно – наслаждение каждым мгновением!

Уходите в себя

Бывают ситуации, когда действительно лучше уйти в себя. Например, вы сидите в зубоврачебном кресле, а врач производит манипуляции у вас во рту. Согласитесь, что концентрироваться на происходящем, мягко говоря, неприятно.

Помните, что в таком случае «уход» должен быть вами осмыслен и иметь четкие временные рамки. Попутно проанализируйте свои чувства по отношению к происходящему, даже если они деструктивны, и постарайтесь спокойно дышать. Контроль за дыханием не позволит вам впасть в панику или гнев.

Наведите порядок в голове

Контроль своего сознания – очень трудоемкое занятие. Постоянно что-то мешает: посторонние мысли, воспоминания, образы. Почему так происходит? Потому что в голове кавардак, как в кладовой, куда годами сваливали хлам.

Прежде всего нужно отпустить прошлое (подробности в отдельной статье). Тогда сознание не станет постоянно нырять туда, и навязчивые мысли не будут красть у вас настоящее. Подумайте, что вас тревожит в будущем, почему вы постоянно пытаетесь его предугадать. Постарайтесь развеять тревогу, решите проблему, которая может возникнуть, еще в зачаточном виде.

Эти действия помогут расставить все по местам: прошлое окажется в прошлом, будущее перестанет вызывать тревогу и не будет нужды его ждать, а настоящее порадует каждым полноценно прожитым мгновением.

Вернитесь на землю

Чаще всего «полеты в космос» происходят за монотонной, однообразной работой. Куда вы уноситесь? Проигрываете несостоявшиеся разговоры, строите планы на будущее, витаете где-то в прошлом.

Постарайтесь одергивать себя в такие моменты, усилием воли возвращайте себя в текущую жизнь. Понятно, что отключаетесь вы, потому что вам скучно. Значит, придумайте, чем разнообразить деятельность, внесите творческие идеи.

Действуйте по таймеру

Этот метод очень хорошо подходит для контроля рутинных процессов. Во-первых, сконцентрироваться на монотонном деле в выбранный отрезок времени гораздо проще. Например, вы в течение 20 минут будете отвечать на рабочие письма, при этом не отвлекаясь на разговоры, гаджеты и посторонние мысли. Вы увидите, что действительно смогли уложиться в это время (хотя раньше делали это 2 часа) и что сделали все эффективно и без ошибок.

Во-вторых, благодаря такому тайм-менеджменту, вы прекратите нервничать из-за срыва графика сдачи работ. А то какое уж тут «наслаждение моментом», если вы постоянно на иголках из-за опозданий?

Называйте свои эмоции

Бывает, что осознанность трудно развить, так как вы очень эмоциональная натура и постоянно переключаетесь на переживания. Здесь поможет методика «дай имя». Отслеживайте свое эмоциональное состояние и называйте возникшее чувство своими словами. Если оно негативное, то его накал тут же снизится.

К тому же, используя данную методику, вы и себя лучше узнаете. Вам станут понятны источники раздражения, вы лучше сумеете контролировать свои действия даже в момент сильного возбуждения.

Медитируйте

Как мы уже говорили, осознанность очень ценят на Востоке, поэтому именно там была разработана целая система для ее развития. Это медитация, суть которой при помощи концентрации на дыхании обратиться внутрь себя.

Ошибочно думать, что во время медитации надо стараться ни о чем не думать. Это практически невозможно, да и бессмысленно. Ведь цель медитации – не борьба со своими мыслями, а желание отделить их от себя, очистить от эмоциональной окраски. Освоив медитацию, вы сможете осознанно выбирать, на какие свои мысли реагировать и как, а каким просто позволить исчезнуть.

Сознание и мышление

Важнейшей функцией сознания является мыслительный процесс, т.е. обработка поступающей информации об окружающем мире и преобразование этой информации в систему символов для передачи другим людям. В эту систему входит не только вербальный аппарат, но и мимика, жестикуляция, изображения, знаки и т.д.

Таким образом, сознание является не только частью личности отдельного человека, но и неким коллективным знанием, причём во многом передаваемым от одного поколения к другому. Некоторые школы психологии рассматривают сознание лишь в контексте возможности вербального общения, т.е. считают, что оно присуще только тем, кто владеет речью.

Что значит быть осознанным

Получается, что быть осознанным не так уж и просто, это целая наука. Ведь высокоразвитый человек наслаждается моментом и чувствует каждое мгновение жизни, не забегая ни в прошлое, ни в будущее. Давайте разбираться в теме.

Контроль деятельности

Прежде всего – это умение концентрироваться на текущей деятельности, не отвлекаясь на второстепенные мысли и предметы. Бывает, что автоматически мы совершаем не только бытовые действия, но и рабочие процессы: разослать электронные письма, изготовить деталь и т. д. В таких условиях качественно изменить готовый продукт, поднять уровень своего мастерства вы не сможете.

Также осознанность позволяет более эффективно решать проблемы и избегать трудностей. Большинство несчастных случаев на производстве происходят по причине «отвлекся». Причем чаще всего отвлекаются не на посторонние предметы и явления, а просто задумываются о своем. Так как трудовые действия производились многократно, мозг разрешает сознанию выключиться. Такая ситуация чревата неприятными последствиями.

Осознание эмоций и чувств

Осознавать эмоции и чувства, которые у вас возникают в тот или иной момент – это особое умение. Бывает, мы интуитивно чувствуем: что-то не так, но отмахиваемся от таких предчувствий. А ведь скорее всего, нам подсказывает наш предыдущий опыт, и его голос следует услышать. И наоборот: из-за негативного опыта у нас могут сложиться заблуждения, и слепое следование им может испортить нам жизнь

Поэтому так важно знать истоки чувств и эмоций

Чем лучше человек осознает свои чувства, тем легче ему их контролировать. К примеру, на какие-то события вы всегда реагируете негативно, раздражаетесь, и пока вы не проконтролируйте, не осознаете весь путь этой эмоции, ситуация будет повторяться. При этом пострадаете вы, а заодно и окружающие, на которых этот негатив будет излит.

Понимание своего тела

Как ни удивительно, но мы часто не осознаем свое тело. В потоке мыслей и забот мы пропускаем мимо его сигналы об усталости, наступлении голода, о замерзании и т. д. А потом расплачиваемся за это переутомлением, истощением и проблемами со здоровьем.

Осознание себя и окружающих

Как часто, не воспринимая себя или другого человека как уникальную личность со своими достоинствами и недостатками, мы его принижаем. Осознанность дает безоценочное отношение к себе и к людям, свободу от ярлыков.

Если мы живем осознанно, то понимаем важность тех или иных отношений, начинаем ценить близких людей. Поэтому больше контролируем свои слова и поступки по отношению к ним, что позволяет наладить отношения и избежать конфликтов

Как работает подсознание?

Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.

Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.

Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.

Структура

Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.

У каждого уровня есть свои типичные особенности:

  1. Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
  2. Средний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
  3. Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.

Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.