Оглавление
Трудовое воспитание
Немного истории…
Антон Семенович Макаренко родился в 1888 году в семье рабочих Харьковской губернии. Одним из первых увлечений будущего великого педагога была литература. Свой первый рассказ Макаренко написал в 10-х годах XX-го столетия и отправил его на рецензию Максиму Горькому, который признал рассказ достаточно слабым с литературной точки зрения. Такая оценка заставила Макаренко забросить писательскую деятельность на целых 13 лет и заняться главным делом своей жизни – педагогикой. Однако впоследствии тот же Горький будет неоднократно стимулировать Антона Семеновича на продолжение литературного творчества и в 1931 году выйдет в свет главное литературное произведение Макаренко – «Педагогическая поэма», в которой педагог подробно расскажет об истории перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в трудовой колонии. Именно с этой историей и связны основные педагогические открытия А.С. Макаренко.
История зарождения педагогической теории Макаренко берет свои истоки в 20-х годах XX века, когда по поручению Губнаробраза Полтавы Макаренко возглавил трудовую колонию для малолетних нарушителей. Именно в этой колонии зарождались и воплощались в жизнь ключевые педагогические мысли Макаренко.
Стадии развития коллектива по Макаренко
«Коллектив» является центральным понятием в педагогике Макаренко. Он утверждает, что социальные педагоги должны попытаться превратить группы молодых людей в коллективы – интегрированные социальные единицы, которые преследуют общие цели и лояльность среди членов.
Он описывает, как дискуссии, практическая работа и некоторые виды досуга могут превратить группу молодых индивидуалистов в социально ориентированных существ и таким образом сформировать коллектив.
Этапы развития коллектива по Макаренко
По словам Макаренко, подчеркивание подчиненности индивида общему благу не означает игнорирования индивидуальности. Он не видит здесь никакого контраста, но считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста
В хорошо функционирующем коллективе каждый человек рассматривается и понимается как личность, а особые потребности принимаются во внимание. Последнее подразумевает, что профессионал должен уметь применять несколько методов
Построение воспитательного процесса в семье
Антон Семенович Макаренко не меньшее внимание уделял семейному воспитанию. Педагог считал, что то, каким вырастет малыш, целиком зависит от родителей. Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка
Именно они своим личным примером, поведением в быту и на работе, высказываниями о текущей политической ситуации в стране или знакомых людях формируют личность ребенка.
Малыш впитывает в себя все, что дают ему родители своими поступками, словами, невербальными средствами выражения мировоззрения
Конечно, воспитательные беседы нужны, но еще более важное значение имеет поведение самих родителей. Требовательность и контроль в первую очередь к себе – вот азы семейного воспитания. Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни
Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего
Родители должны быть предельно честны с детьми, максимально искренни. Не нужно проводить рядом с ребёнком все свое время, контролировать каждый его шаг. Это совершенно излишне и приносит только вред: малыш вырастет в пассивного, не имеющего собственного мнения человека. К тому же постоянное общество взрослых может придать неправильное направление духовному развитию несовершеннолетнего.
https://youtube.com/watch?v=Nx4nrOx_wP4
Задача родителей – предоставить ребенку допустимую свободу, точно зная, где он и с кем
Влияние окружающей среды не менее важно, чем внутрисемейные отношения и родительский авторитет. Ребенок должен знать, что может столкнуться с враждебным отношением, непростыми обстоятельствами, соблазнами. Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса
Детям нужна будет помощь, совет, а иногда и защита – и это тоже важные элементы правильного воспитательного процесса.
Третий важнейший элемент – это организация жизни семьи. Никаких мелочей и пустяков между взрослыми и детьми не бывает: значение имеет все. Собственно, из мелочей и складывается жизнь. При этом Макаренко убежден: у каждого родителя должна быть конкретная воспитательная цель, из которой должна сформироваться воспитательная программа.
Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что воспитание по системе Макаренко и сегодня дает замечательные результаты. Эффективность этой методики позволяет активно использовать ее в организации воспитательного процесса в коллективе и семье.
Приобрести книгу Антона Макаренко под названием:»Правильно воспитывать детей. Как?»
Биография Макаренко (кратко)
Антон Семёнович Макаренко, талантливый педагог и писатель, родился 13 марта 1888 года в украинском городе Белополье (Харьковская губерния) в семье маляра. В 1904 году Макаренко окончил 4-летний техникум в Кременчуге, где и выбрал профессию учителя. Он продолжил свое обучение годичным курсом учителей.
В 1916-1917 годах Макаренко служил в армии, но из-за плохого зрения был демобилизован.
В 1917 году Антон Семёнович окончил Полтавский педагогический техникум. Его дипломная работа «Кризис современной педагогики» получила высокую оценку за необычный подход. Окончившему техникум с золотой медалью Макаренко посоветовали продолжить свои научные исследования в области педагогики, но Антон решил стать практикующим преподавателем. Он работал в колледжах Крукова и Полтавы до 1920 года, когда его пригласили возглавить Полтавскую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.
Антон Семёнович скончался в апреле 1939 года, вскоре после того, как был отвергнут правительством в качестве педагога на основании его якобы антисоветского воспитания.
Воспитание любви
Рассматривая половое воспитание как воспитание любви, Макаренко дает практические советы в этом направлении.
Пример родителей. Настоящая любовь между отцом и матерью, проникнутая уважением, заботой, нежностью воспитает в детях стремление к серьезным и прекрасным отношениям между мужчиной и женщиной.
Любовь к родителям, братьям, сестрам, родственникам. Если ребенок не любит близких, если в нем воспитаны эгоистические начала, то он не будет способен и к настоящей взрослой любви. Такие люди легко меняют партнеров и «недалеко стоят от обыкновенного разврата».
Любовь-дружба. Опыт такой детской любви, опыт длительной привязанности к какому-то человеку очень важен. Без такого опыта невозможно и взрослое отношение к женщине/мужчине как к другу. В этой связи необходимо заботиться, чтобы у детей были друзья, общие интересы с ними.
Любовь к Родине. Возможно, Макаренко отдает здесь дань советской системе воспитания
Он замечает, что важно как можно раньше пробуждать у ребенка интерес к своему городу, предприятию, где работают родители, к стране, ее истории, к своим корням. Это воспитывает любовь к Родине – высшее проявление чувства любви.
Любви нужно учить
Мы учим юношей и девушек чему угодно, только не любви. Первая любовь – это первое настоящее испытание личности человека. И она непременно наступит у каждого. Макаренко считает, что в этом случае полезен прямой разговор, без всяких прикрас. В этом разговоре необходимо донести до мальчика и девочки мысль об ответственности за каждый прожитый день, «за каждый кусок чувства», потому что за опрометчивые поступки приходится платить жизнью.
Труды Макаренко
А. С. Макаренко о воспитании и образовании написал ряд статей, романов, пьес и коротких рассказов.
Чтобы написать книгу «Дорога к жизни», ему потребовалось почти десять лет (1925-1935), и в письме Горькому он писал: «Эта работа значит для меня все». Книга основана на фактах, и в ней нет ничего вымышленного, кроме нескольких имен и ситуаций. Мальчики и девочки, описанные в ней, выросли до учителей, врачей, конструкторов самолетов и других полезных членов общества. Есть десятки книг, в которых прослеживается педагогический рост Макаренко, что делает их продолжением «Дороги к жизни».
В 1934 году Антон Семёнович стал членом Союза писателей СССР, а в 1935 году начал работать в Наркомате внутренних дел в Киеве в должности главного помощника отдела трудовой колонии.
Вскоре он стал жертвой политического доноса. Макаренко обвиняли в критике Сталина и поддержке украинской оппозиции. Но ему был дан шанс оправдать себя и успешно избежать ареста. Однако Антон Семёнович был вынужден покинуть Киев и переехать в Москву, где его держали «под особым контролем».
Будучи одаренным писателем, Антон Семёнович сумел изложить свою теорию образования в вымышленной литературной форме, что сделало ее известной мировой читательской общественности.
Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:
Труд, от которого зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения, экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе
Принципиально важно, чтобы плодами своего труда дети распоряжались сами. Самоуправление
Самоуправление.
Коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа.
Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.
В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.
Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.
Литературное творчество
В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».
Сам А. С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»:
Высказывания Макаренко о воспитании детей
Макаренко о воспитании детей через цитаты. «Любое ваше поведение моментально считывается ребенком, анализируется и дублируется им уже во взрослой жизни». Родители не имеют права ожидать от воспитанника сюрпризов при правильном подходе, большинство его решений являются залогом анализа поведения старших участников коллектива.
Технологии современного капитализма от детей следует держать подальше и применять в исключительных моментах. «Не рекомендую поощрять труд, гораздо ценнее, что дети получают удовольствие от процесса и качественную похвалу по итогу работы». «Предоставляйте ребенку самому возможность выходить из сложных ситуаций, помощь предлагайте ненавязчиво и тонко». «Ставьте разумные цели при воспитании, тогда сможете анализировать ошибки процесса и вовремя их исправлять».
Высказывания Макаренко говорят о наглядном примере для детей учителей, воспитателей, родителей. «Если вы не разбираетесь в том, чему пытаетесь обучить молодых людей, то не получите ничего в ответ, кроме презрения». Довольно жестко по отношению к нам, мамам и папам, педагогам и учителям, но это цитата открыто намекает, что процесс воспитания вещь ответственная.
Принципы педагогических идей Антона Семеновича уходят своими корнями во взаимоотношения коллектива. «Уважайте мнения друг друга и цените дела товарищей, тогда и результат будет достигнут быстрее». «Проявляйте больше уважения к детям, но и требуйте от них не меньше, учите любить и быть любимыми». «Труд должен быть общественно-полезным, в ином случае он убивает в гражданине желание заниматься им в дальнейшем». Только в случаях, когда дети получают истинное удовольствие от процесса и понимают причину задачи или ее конечный результат, труд развивает в них личность.
https://youtube.com/watch?v=Z2R-mEFbDN0
Принципы системы Макаренко
Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.
- Принцип гуманизма. Он проходил красной нитью через систему обучения Макаренко своих воспитанников жизни и труду. Выдающийся педагог призывал отказаться от муштры, от подавления личности ребенка, от призывов к слепому повиновению. Необходимо, напротив, развивать творческую активность личности, основывать воспитание «на опыте поведения». А. С. Макаренко беззаветно верил в творческие силы людей, в их большие возможности.
- Отрицание «свободного воспитания», отказ от слащавого, идеалистического отношения к ребенку, от сентиментального любования им. Это развивает у детей лень, эгоизм, избалованность, барство и расхлябанность. В обращении с маленьким человеком Макаренко отвергал заласкивание, объятия и поцелуи. Он призывал к строгости, к чувству меры в любви. В отношении к детям необходима «требовательная любовь»: чем больше уважаешь человека, тем больше нужно от него требовать.
- Оптимизм. В каждом воспитаннике необходимо видеть положительные силы, находить в нем лучшее, более интересное и более сильное.
- Обобщение практического опыта. Таковой и являлась педагогическая система Макаренко. Он подвергал критике метафизические теории, которые были выстроены на основе умозрительных заключений.
- Применение технологий воспитывающего воздействия. Антон Семенович считал, что педагогика ошибочно строится на логике моральной проповеди, тогда как ее нужно строить по логике технологической. Ведь между процессом материального производства и воспитанием наблюдается большое сходство. И к человеческой личности, со всем ее богатством, красотой и сложностью, нужно подходить с измерителями более сложными, с большей наукой и с большей ответственностью.
Педагогические идеи Макаренко
Основываясь на педагогической литературе и собственных исследованиях и опыте, Макаренко считал, что воспитание и образование являются наиболее важными факторами, влияющими на становление и развитие личности. Его точка зрения контрастировала с практическими стандартами того времени.
Макаренко также отвергал физическое наказание, обычную меру его времени.
Доказав эффективность своей воспитательной системы в Полтавской колонии, в 1927 году Макаренко был назначен заведующим детским домом для беспризорных детей под Харьковом. Тысячи детей в Советском Союзе стали сиротами после гражданской и Первой мировой войны. Оставшись без родительской любви и заботы, многие из них стали несовершеннолетними преступниками.
Детский дом под Харьковом был известен как место, куда самые неисправимые воры и мошенники помещались на реабилитацию. Инновационный педагог Макаренко сумел завоевать их уважение. В своем воспитании проблемных сирот он сочетал настойчивость и уважение, школьное образование и продуктивный труд.
Методы воспитания, разработанные Антоном Семёновичем, были высоко оценены Максимом Горьким, который считал, что «педагогический эксперимент Макаренко имеет значение для всего мира». Вдохновленный Горьким, писателем, которым он восхищался, Макаренко написал «Педагогическую поэму», основанную на реальных историях своих учеников из детского дома для беспризорных детей. В своей книге он показал, как правильное образование может превратить неконтролируемых и агрессивных подростков в достойных и ответственных граждан.
Что он принес нового в педагогику?
Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.
Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:
Принцип коллективности или совместной деятельности. Мы знаем, что в коммуне под его руководством, присутствовало разделение обязанностей между проживающими там ребятами. Этот принцип говорит о том, что каждый из них одновременно несёт ответственность за себя и за окружающих его людей.
Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.
Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.
Принцип самоуправление подразумевает, что участники коммуны А.С. Макаренко распределяли обязанности между собой, отводя Антону Семёновичу роль консультанта и старшего коллеги. Каждый участник коммуны имел возможность побыть в роли руководителя или рядового. Примером полезности принципа считаю свою работу в студенческих проектах во время обучения в ВУЗе. Это подразумевало, что студент, который хотел предложить проект для включения его в студенческую жизнь факультета должен был попробовать себя в роли рядового участника и руководителя проекта — попеременно.
Для этого было необходимо:
- Принять на себя руководство проектом.
- Составить его план.
- Собрать команду для реализации, не менее 3-х человек.
- Представить его на заседании студенческого актива, на котором в качестве научного консультанта присутствовал декан факультета.
- Принятие решения о реализации проекта, проводилось общим голосованием, студентов факультета и студенческого актива.
Принцип трудового воспитания. В наше время его принято называть, принципом адаптации к труду. Во времена А.С. Макаренко, он подразумевал выполнение повседневных обязанностей по функционированию коммуны.
Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.
Педагогическая поэма 1955 г. Макаренко:
Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят.
Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест.
После этого инцидента воспитанник перестал воровать.
https://vk.com/video_ext.php
https://youtube.com/watch?v=k-1wh2_5ou8
Самоуправление
Оно должно быть основано на демократичности и в то же время включать в себя элементы ответственности как ее руководителей, так и рядовых воспитанников. Самоуправление является эффективным, когда есть дело и присутствует здоровое ядро. В противном случае оно невозможно и вредно. Если же основа здоровая, эта система укрепляет и оттачивает коллектив, становясь школой руководства и лидерства.
Согласно системе воспитания Макаренко, в нем необходимо создавать комфортный психологический климат, чтобы дать каждому из детей чувство защищенности, а также свободного творческого развития.
Макаренко педагог
Обучение, работа, дисциплина и главным образом самоуправление были основами педагогической философии Антона Макаренко. Он стал основоположником теории коллективного воспитания и образования.
Это слова русского учителя и социального педагога Антона Макаренко после того, как он решил создать детский дом для детей-преступников и детей-сирот. Он сам был знамением времени — активным учителем до, во время и после русской революции. Он был последователем марксизма и руководства Ленина и сильно вдохновлен верой писателя Горького в человечество.
Его целью было — как он выразился — создать «нового человека». Советский гражданин, который построил бы новый мир без использования трости. Он провел большую часть своей жизни, выясняя, как это сделать.
Как отвечать на вопросы подростков
Другое дело – вопросы подростка. Сама жизнь вводит подростка в эту сферу. К тому же к подростковому возрасту ребенок уже знаком с темой любви из литературы, кино, опыта окружающей жизни. Он способен отнестись к этому с уважением.
Часто случается, что ребенок узнает о тайнах деторождения от сверстников и держит это знание в секрете. Этого не нужно бояться, наоборот, это хорошо. Представление о том, что некоторые стороны человеческой жизни составляют область секретную, интимную, правильны. Есть вещи, которые не нужно выставлять напоказ, вещи, которыми не стоит делиться даже с родителями.
Беседы с подростком должны происходить строго секретно между отцом и сыном, между матерью и дочерью. Они могут быть подробными и разносторонними. Они обязательно должны касаться гигиены, вопросов нравственности. А вот узкофизиологический разбор нежелателен – по сути, он циничен. Лучше дать подростку прочитать специальную книгу, чем говорить с ним о физиологии.
Отдельного внимания требуют случаи циничных разговоров и словечек, проскальзывающих в речи подростков, нечистоплотное отношение к женщине, неуемная кокетливость, излишнее увлечение нарядами, другие сигналы недостойного отношения и поведения.
Такие вещи нужно пресекать простым требованием более чистоплотного поведения, но требованием категоричным. Хорошо, если родители вслух резко отрицательно оценивают примеры такого поведения посторонних людей. Этим они покажут, что ожидают от своих детей лучшего.
Особенно строго в этой связи относился Макаренко к мату. Мало того что матерное слово оскорбительно для девушек, для мальчиков оно чрезвычайно вредно.
На одной из лекций Макаренко спросили, что делать, если подросток увлекается книгами Мопассана, Куприна, которые он читает ради описаний любовных сцен. Иногда эти сцены стыдно даже прочитать вслух. Макаренко ответил, что запрещать бесполезно. Для мальчиков 15-ти лет острый взрыв интереса к «половому натурализму» характерен. И пусть лучше он читает Мопассана, чем слушает пошлые анекдоты товарищей. По наблюдению Макаренко, это некая болезнь, которую подростку нужно перенести как ветрянку в детстве, и она не развращает подростка и не превращает его в будущем в нездорового человека.
Перспективные линии
Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.
В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.
Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.
Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий – это будущее личности и коллектива.
В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.
Заключение
Учение А. С. Макаренко о коллективе, воспитании и обучении были переведены на многие языки и распространены по всему миру. В то время, когда он преподавал, его основные идеи были довольно радикальными. Он не использовал традиционные подходы к образованию, к которым привыкло советское правительство. Сначала они оказывали поддержку, потому что видели влияние, которое оказывает Антон Семёнович на молодёжь. Однако вскоре власти забеспокоились, что те свободолюбивые личности, которых воспитывал Макаренко, станут угрозой для правительства.
Советское правительство не поддерживало индивидуализм — людей трудно контролировать. Поэтому, когда они заметили, что, казалось бы, коллективное общество Макаренко устремляется к индивидуализму, они забеспокоились. Кроме того, его колония выращивала собственные культуры, производила собственные товары и продавала их в близлежащие деревни. Это были спекулятивные действия, определенные советским уголовным кодексом и являющиеся незаконными в Советском Союзе.
Антон Семёнович, который вложил всю душу в свою работу, вскоре после увольнения умер. Его педагогические взгляды, однако, затронули сотни советских сирот и дали им возможность вырасти в успешных взрослых.
Эта тема закрыта для публикации ответов.