Понятие социальной перцепции. механизмы взаимопонимания

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Значение социальных установок для перцепции

Социальная роль каждого человека выступает в качестве кирпичика общественной структуры, заданной в виде нормативной системы. Определения социальной роли в психологии звучат так:

Дигитал

Люди этого типа восприятия встречаются реже. Им свойственно воспринимать окружающий мир через внутреннюю речь, через диалог с самим собой. Такие люди, прежде всего, ориентированы на восприятие смысла, логики, последовательности. Дигиталы всегда стремятся понять, осмыслить суть происходящего. Они могут быть чувствительны и ранимы, но мир для них интересен с точки зрения познания смысла и логики, закономерностей. В стрессовой ситуации именно дигиталы лучше всего сохраняют самообладание и спокойствие, могут сохранять ясность мысли и восприятия окружающего пространства.

Строго говоря распределение людей на типы визуал, аудиал, кинестет, дигитал весьма упрощенно. На самом деле каждый из этих типов может быть смешанным, а может быть с разной ведущей полушарной системой, что увеличивает количество вариантов. Но об этом мы поговорим позже.

Безусловно, в каждом из нас нет чистого одного типа восприятия, иногда они смешиваются, иногда тип восприятия отличается в спокойной и экстренной обстановке, в разных ситуациях. Но понимание своей ведущей системы позволит более качественно усваивать любую информацию, понимать собеседника и более качественно доносить свои мысли до него. Понимание своего типа восприятия (визуал, аудиал, кинестет, дигитал), позволит вам понять, как учиться именно вам, с учетом ваших индивидуальных особенностей.

Читайте подробнее о том, как научиться учиться

Все это, безусловно, полезнейший навык, на который стоит обратить внимание

Скачать инфографику «Типы восприятия.»

________________________

Если вам понравились материалы нашего проекта, вы можете пожертвовать любую сумму на развитие проекта.

Нравится? Поделитесь материалом

  • 8
  • 26
  • 1

Методика развития перцепции

По мнению известного психолога Дейла Карнеги, симпатию можно вызвать с помощью простой улыбки

Поэтому стоит уделить внимание своей улыбке и научиться улыбаться прохожим и в перспективе своим собеседникам, чтобы начать диалог, а потом создать прочную и продолжительную коммуникативную связь

Искренняя улыбка вызывает симпатию по умолчанию

Сегодня есть много хитрых приемов и психологических уловок в диалоге, которые позволят понять собеседника и усилить передачу своих эмоций.

Также можно больше жестикулировать и развить мимику, чтобы разговор был более живым, а собеседнику было проще донести информацию. 

Это позволит совершенствовать качество социальной перцепции и понимать людей.

Практика американского психолога, профессора и специалиста в области психологии эмоций и распознавании лжи Пола Экмана – один из самых действенных способов получения и развития навыков социальной перцепции.

Он основывается на концентрации внимания в трех зонах лица человека: лба, подбородка и носа. Пол Экман считает, что именно нос, подбородок и лоб отражают различные эмоциональные состояния человека, например, такие как гнев, страх, отвращение, грусть.

Анализируя мимику и жесты человека во время диалога, можно понять, в каком настроении находится собеседник и что чувствует в данный момент. Навык распознавания эмоций и жестов позволяет упрочнить контакт между людьми. Так можно знать, что лучше сказать в ходе диалога.

Методика Пола Экмана получила широкое применение в психотерапии и психиатрии, а также у специалистов ФБР и ЦРУ. Благодаря ей можно создать прочную коммуникативную связь и получить необходимую информацию. Например, так психотерапевт может выявить психические нарушения.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции (используются в группах/коллективах):

  1. Дискуссия в группе. Обычно это обсуждение в коллективе каких-либо вопросов, решение проблем и совместное принятие решений. Это позволяет прояснить, а возможно и изменить мнение, установки и позиции каждого участника дискуссии. С помощью данной методики можно увидеть проблему со стороны (каждый расскажет свое видение) или коллективно рефлексировать (это сплотит людей и им будет легче раскрыться друг перед другом).
  2. Игры. Это могут быть деловые, тематические, творческие, ситуационные игры, которые обычно сплочают коллектив, помогают преодолеть скованность и напряженность. За счет игр можно сделать обучение еще более продуктивным, закрепить новые навыки в поведении, развивать вербальные и невербальные умения.
  3. Различные техники медитации. Очень полезны и эффективны, так как позволяют расслабиться и погрузиться в себя, избавиться от негативных мыслей, излишнего напряжения, стрессового состояния. Такие техники используются для физической и чувственной релаксации.
  4. Развитие восприятия. Люди развивают навыки восприятия информации и объективного оценивания себя и своих поступков, учатся распознавать эмоции и мимику собеседника, понимать человека. Тренер использует различные упражнения, где участники вербально и невербально узнают, как их воспринимают окружающие.

Перцепция – это не только зрительное, слуховое и тактильное восприятие мира. Это видение себя со стороны, понимание собеседника, восприятие себя и других людей, а также целостной картины мира.

В этом видео вы узнаете о механизмах социальной перцепции:

https://youtube.com/watch?v=uR0ilbeJOQ4

Стереотип

Это очень важный и довольно емкий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностной аттракции – процесс формирования мнения о человеке, на основе личных предубеждений (стереотипов).

В 1922 году для обозначения представлений, связанных с неточностью и ложью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный стереотип». Как правило, формирование устойчивых образцов какого-либо социального объекта, происходит незаметно даже для самого индивида.

Есть мнение, что именно из-за слабой осмысленности стереотипы прочно закрепились в форме устойчивых эталонов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является плодом обобщения собственного опыта индивида. К опыту часто добавляется информация, полученная из кинематографа, литературы и прочих источников.

Благодаря стереотипу человек может быстро и, как правило, надежно, упрощать социальное окружение, оформлять его в определенные эталоны и категории, делать его более понятным и прогнозируемым. Когнитивную основу стереотипизации формируют такие процессы, как ограничение, селекция, и категоризация крупного потока социальной информации. Что касается мотивационной основы данного механизма, то ее формируют процессы оценочной популяризации в пользу той или иной группы, которые дают человеку ощущение принадлежности и защищенности.

Функции стереотипа:

  1. Селекция информации.
  2. Формирование и поддержка позитивного образа «Я».
  3. Создание и поддержка групповой идеологии оправдывающей и объясняющей поведение группы.
  4. Формирование и поддержка позитивного образа «Мы».

Таким образом, стереотипы являются регуляторами общественных отношений. Их главными признаками являются: экономия мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, устойчивость и выход группового напряжения.

Виды и уровни

Перцепция в психологии сильнее всего связано с восприятием. Перцептивными действиями называют поступки, которые нужны для чувственного познания окружающего мира. Они зависят от восприятия. Окружающий мир познается с помощью:

  • осязания;
  • слуха;
  • зрения.

Наиболее значимой считается зрительная перцепция. В мире мало людей, у которых хорошо развиты все виды перцепции. Чаще одна из разновидностей преобладает над другими.

Зрительная

Люди с обостренной зрительной перцепцией остро реагируют на визуальные раздражители, зрительные стимулы, яркие цвета. Чаще они интересуются картинами, живописью. Отличаются от других хорошей зрительной памятью. Увидев лицо другого человека, они запоминают его на длительное время.

Слуховая

Люди с обостренной слуховой перцепцией имеют абсолютный слух. Они могут воспроизводить любые интонации. Чаще такие личности становятся музыкантами. Главный минус обостренного слухового восприятия — высокая чувствительность к громким или негармоничным звукам.

Осязательная

Некоторые индивиды для лучшего запоминания объектов, предметов должны их потрогать. Про таких личностей можно сказать о том, что у них обостренная осязательная перцепция. Ученые смогли доказать, что сильнее всего она развита в раннем детстве. В этот период нужно больше заниматься с ребенком развитием мелкой моторики.

Социальная

Социальная перцепцией называется умение воспринимать других людей сквозь призму стереотипов, социальных установок. Далеко не всегда они адекватны. Развитая социальная перцепция нужна педагогу, психологу, социологу.

Определение, плюсы и минусы

Человек перцептивный – это остро чувствующая личность. У такого состояния психики есть свои достоинства и недостатки. Как и имя существительное, слово перцептивный от латинского perceptio произошло, что означает восприятие. Основной минус человека с обостренными чувствами – то, что даже самый незначительный звуковой, зрительный или тактильный раздражитель может вывести его из равновесия. Плюсы – в том, что такой индивид может легко найти общий язык с любым человеком, а также отличается большой восприимчивостью к разным видам и жанрам искусства. Родители и педагоги должны максимально использовать эти качества ребенка и развивать их. Обычно такие личности с детства отличаются одаренностью и талантом в какой-либо отдельной сфере деятельности.

Рефлексия

Рассматривая психологические механизмы межличностного восприятия, нельзя не упомянуть о рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком того, как его оценивают и воспринимают другие индивиды. То есть это представление человека о том, какого мнения о нем собеседник. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание человеком собеседника через то, что он думает о нем, а с другой – познание самого себя через это. Таким образом, чем шире круг общения индивида, тем больше представлений о том, как его воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и окружающих.

Идентификация

Первым и основным механизмом межличностного восприятия является идентификация человека человеком. С точки зрения социальной психологии она подтверждает тот факт, что простейшим способом понимания партнера является уподобление себя ему.

Вообще, идентификация имеет несколько толкований:

  1. Отождествление себя с другим индивидом, основанное на эмоциональной связи.
  2. Усвоение ценностей, ролей и моральных качеств другого человека.
  3. Копирование мыслей, чувств или поступков другого человека.

Наиболее емкое определение идентификации звучит следующим образом. Идентификация – это понимание партнера через его осознанное или бессознательное отождествление с собой, попытка почувствовать его состояние, настроение и отношение к миру, поставив себя на его место.

Эффекты

Стереотипы рождают восприятие, из которого создаются эффекты:

  • первичности,
  • новизны,
  • Ореола.

Эффект первичности бывает при знакомстве. Анализ собеседника формируется на сведений, полученных до этого. К ним добавляются факты, полученные при знакомстве.

Индивиду важно, как себя ведет новый знакомый, что он говорит, как он относится к окружающим, какими качествми обладает. Первое знакомство важно для создания отношений

Это фундамент дальнейшего взаимодействия.

Эффект новизны появляется только в том случае, если возникает новая информация, имеющая огромное значение.

Личность овладевает знаниями, которые важны для его будущих поступков, скажутся на общении с определенными людьми. Информация бывает как бытовой, так и профессиональной.

Эффект Ореола возникает при преувеличении качеств собеседника.

Это могут быть отрицательные или положительные качества. Никакие аргументы человек не учитывает.

Он уверен, что перед ним настоящий мастер своего дела или преступник, его обсуждать нет смысла.

К преувеличению качеств приводят сильные эмоции и чувства: уважение, благодарность, отвращение.

Методика развития

Перцептивные навыки можно улучшать в течение всей жизни. Желательно формировать их в детском возрасте, это задача родителей.

Достаточно предоставлять малышу свободу общения и не ограничивать ее участниками определенной группы

С взрослыми людьми сложнее, но даже для них есть выход – специальная методика. Понятие социальной перцепции рассматривается в психологии и философии. Навыки создания правильного впечатления нужны менеджерам и учителям, в повседневной жизни они также пригодятся.

Дейл Карнеги давал краткие рекомендации, как вести себя и заводить знакомства. Среди них – искренняя улыбка, приветливость и доброжелательность

Всегда нужно проявлять интерес к собеседнику и говорить о том, что важно для него

Специфика развития любого навыка заключается в практическом применении. Мало накапливать теоретические знания, их нужно реализовывать. С опытом человек лучше разбирается в невербальных сигналах.

Важность первого впечатления

Подсознательно человек составляет представление о новом знакомом в течение пяти секунд. После этого ему уже будет сложно изменить свое мнение. Поэтому презентация себя очень важна в современном мире.

В нее входит не только создание правильного внешнего вида, но и умение вести себя. Например, открытые ладони демонстрируют доброжелательность. Имеет значение и красота человека. Физически привлекательным личностям легче получить хорошее отношение. Поэтому, если индивид хочет быть успешным, то ему нужно понимать механизмы формирования впечатления.

Важно! В их основе лежат доступность, интерес и внешность. Осанка, взгляд, походка говорят о том, насколько индивид открыт для общения

Внимательность и доброжелательность – это основа успешной коммуникации. С привлекательностью сложнее, так как нет единых стандартов красоты

Осанка, взгляд, походка говорят о том, насколько индивид открыт для общения. Внимательность и доброжелательность – это основа успешной коммуникации. С привлекательностью сложнее, так как нет единых стандартов красоты.

Необходимо опрятно выглядеть, стильно одеваться, делать модные прически и т.п

Важно не впадать в крайности, так как радикальный внешний вид будет отпугивать

Что такое социальная перцепция

Термин «социальная перцепция» был введен в употребление профессором Гарвардского университета Дж. Брунером, основной деятельностью которого была психология познания.

Адекватное восприятие себя и окружающих людей во многом определяет успешное развитие человека как существа социального.

По мнению Дж. Брунера качество общения между людьми прямиком зависит от восприятия оппонентами друг друга. Первое впечатление о человеке всегда играет важную роль в формировании межличностных отношений.

Как правило, возникает при оценивании внешнего вида. В случае, если первая беседа прошла более-менее удачно, формируется образ положительного во всем человека. Зачастую это фальшь-образ.

По результатам первых впечатлений о человеке может сформироваться серьезное отношение к нему и даже представление о его характере, личностных качествах и деятельности.

В ходе дальнейшего общения с человеком неизбежно наступает анализ действий, поступков и поведения нового знакомого. В завершении целостное представление о человеке, которое может быть как положительным и оправдать надежды, так и отрицательным и полностью разочаровать.

Психологическая несовместимость может помешать общению

Социальная перцепция проявляется в следующих аспектах:

  • познание собственного «Я»;
  • познание окружающих (собеседников, партнеров);
  • освоение в группе людей/коллективе;
  • формирование благоприятного микроклимата.

Социальная перцепция исследует поведение людей одного общества (коллектива) на разных интеллектуальных ступенях.

Представляет собой исследование, наблюдения, восприятие не только окружающих людей, но и самого себя во время общения. Немаловажную роль в общении играет психологическая совместимость. В ее изучении социальная перцепция изучается по двум аспектам:

  • социальные и психологические особенности отдельных субъектов и объектов восприятия;
  • проведение анализа механизмов межличностного общения.

Для того, чтобы эффективнее познать самого себя и познать других людей в процессе общения, были разработаны специальные механизмы социальной перцепции, которые позволяют спрогнозировать поступки собеседников.

Механизмы социальной перцепции

Существует несколько механизмов социальной перцепции, которые точно описывают процессы восприятия людей в процессе жизни и деятельности человека в обществе:

Социальная перцепция имеет свои механизмы

Стереотипизация. Основным механизмом социальной перцепции является стереотипизация. На основе существующих стереотипов формируется устойчивый образ и представление о человеке, его поступках и поведении. Особенно если люди принадлежат к одной социальной группе.
Идентификация. Основывается на сравнении с некими образами, полученными ранее в результате жизненного опыта, практического (общения) и теоретического (информация СМИ). В результате сопоставлений с такими образами человеку присваивается некий образ, статус, манера поведения, прогнозируются дальнейшие поступки.
Эмпатия. Характерна для натур, способных сочувствовать другим и переживать за дальнейшее развитие событий. Основывается на эмоциональном сопереживании, погружении в проблемы других и оказании таким людям эмоциональной поддержки.
Рефлексия

Способность погружаться в самого себя, акцентировать внимание на собственных мыслях, поступках и поведении. Оценивание себя и своих действий в какой-либо ситуации посредством контактирования с другими людьми в обществе.
Аттракция

Это процесс притяжения одного человека к другому. Он может проявляться как в дружеских, так и в более близких отношениях при условии, что индивиды общаются между собой. Притягиваясь друг к другу, люди начинают совместную деятельность. Аттракция формируется из постоянных встреч, общих тем и интересов.

Механизмы социальной перцепции работают как по отдельности каждый, так и несколько одновременно. Например, эмпатию можно проявить человеку на основе срабатываемой стереотипизации и идентификации. На основе этих же двух механизмов может срабатывать аттракция.

Виды перцепции

Перцепция классифицируется в зависимости от работающих органов восприятия:

  1. Зрительная. Светочувствительность, особое строение глаза инициирует возбуждение, которые регулируются в коре головного мозга посредством зрительных нейронов. Так человек различает цвета, воспринимает расстояние, пространство.
  2. Осязательная. Кожные и двигательные анализаторы отражают такие свойства предметов как пространственные и физические. Тактильные, болевые, температурные ощущения участвуют в данном виде перцепции. Происходит осязательное восприятие с помощью рук.
  3. Слуховая. Слуховое восприятие мира происходит за счет человеческого уха. С его помощью мы слышим и различаем звуки, получаю полную картину мира. А звук – это один из регуляторов человеческого поведения и его деятельности.

Перцептивный процесс может проходить по отдельно взятым видам. Целостное восприятие мира происходит за счет комплексной работы всех видов восприятия.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.

Предметность восприятия

  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.