Методы психологического исследования

Алан-э-Дейл       15.11.2024 г.

Плюсы метода

Простота проведения: для проведения опроса необходимо лишь составить список вопросов с вариантами ответов и пригласить людей, чтобы те выбрали правильный (по их мнению) вариант.

Стандартный набор заданий для всех респондентов: всем опрашиваемым задаются одинаковые вопросы с одними и теми же вариантами ответов на них.

Легкие для восприятия респондентом задания: ограниченное количество вариантов ответа, а также довольно точная формулировка вопросов, позволяют опрашиваемому легко понять смысл задания и быстро выбрать правильный ответ.

Советы начинающим

А теперь позвольте дать вам несколько советов по оптимизации деятельности:

  • Регистрируйтесь на нескольких площадках. Если вы хотите получить более-менее ощутимый доход, зарегистрируйтесь на пяти и более опросниках. Таким образом можно заработать до 3-4 тысяч рублей в месяц.
  • Отвечайте честно. Просто используйте собственный опыт, ничего не выдумывайте – за всевозможные фантазии можно улететь в бан. Санкции грозят и за иные нарушения, так что рекомендую предварительно ознакомиться с правилами.
  • По возможности привлекайте рефералов. Размещайте партнерские ссылки повсюду, где бываете в интернет-пространстве (в соцсетях, на форумах, в обсуждениях). Если другой пользователь перейдет по вашей ссылке и начнет активную деятельность, опросник будет отчислять вам процент от его заработка. Отчисления производятся из комиссии ресурса, реферал зарабатывает столько же, сколько другие участники системы.
  • Будьте на связи. Периодически проверяйте почту или заходите в личный кабинет: так вы не пропустите наиболее приятных в отношении цены предложений.
  • Не замыкайтесь на одном виде деятельности. Прохождение опросов способно принести определенную сумму, но на безбедную жизнь ее точно не хватит. Рекомендую присмотреться к более квалифицированным и высокооплачиваемым видам онлайн-деятельности: копирайтингу, SMM, SEO-продвижению, созданию сайтов, графическому дизайну и так далее.

Надеюсь, благодаря прочтению сегодняшней публикации вы не только узнали о существовании онлайн-опросников, но и получили понятие о том, как иметь с них доход.

ЛИЧНОСТНЫЕ ТЕСТЫ

Тесты личности предназначены для выявления и оценки особенностей ментальных способностей или интеллекта; они разделяются на тесты действия (целевые личностные тесты) и ситуационные тесты, предназначенные для оценки принятия решения испытуемым в экспериментальной (специфической) ситуации.

К тестам действия (целевым личностным тестам) можно отнести:

1. Тест структуры интеллекта (Р.Амтхауэр, 1953), модификация — Методика исследования особенностей мышления (МИОМ).

2. Прогрессивные матрицы Равена (Дж.К.Равен, 1936) — оценка особенностей и уровня интеллекта.

3. Корректурная проба — оценка концентрации и устойчивости внимания (Б.Бурдон, 1895).

4. Тест памяти Мейли — оценка зрительной, слуховой памяти.

5. Шкала оценки Озерецкого — оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики (Н.И.Озерецкий, 1923).

6. Тест «Спираль» — оценка двигательных функций.

7. Тест «Линеограммы» — оценка переключения внимания, пластичности мыслительных функций.

8. Тест «Комбинаторные способности».

9. Тест «Установление закономерностей» — оценка внимания, памяти, логического мышления.

10. Тест «Красно-черные таблицы» — оценка переключения внимания.

11. Тест «Перепутанные линии» — оценка устойчивости внимания.

12. Корректурная проба: «Информационный поиск» — оценка кратковременной памяти, внимания.

13. Тест «Умозаключения» — оценка логического мышления.

14. Тест «Компасы» — оценка пространственного воображения.

и др.

К ситуационным тестам, исследующим принятие решения испытуемым в экспериментальной ситуации, можно отнести:

1. Методику «Дилемма выбора» (Н.Коган, М.Уоллэлч), представляющую собой оценку стратегии поведения испытуемого и прогноз его стиля принятия решения посредством выбора и описания им 12 житейских ситуаций.

2. Метод последовательной динамической оценки — МПДО (Б.Я.Шведин, 1989).

3. Автоматизированную диагностическую ситуационную игру «ТЕСТ», «РИТМ», состоящую из семи субтестов, оценивающих состояние, интеллект и результативность специфической игры (И.Н. Носс, Е.В.Суслов, 1990)

1.3. Интервью

Отдельная большая проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологииспособы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности». В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы — самый «легкий» для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос — это самый «трудный» метод социально-психологического исследования.

5 стр., 2242 слов

Вопросы на итоговый тест-контроль по теме № 2 (токсикология)

… по холинореактивные системы в) смешанное г) перевозбуждение холинацетилазы д) действие на SH группы белков и ферментов Ответ: б 25. В чем заключается непрямое действие ФОВ? … не холинореактивные системы в) смешанное г) перевозбуждение холинацетилазы д) действие на SH группы белков и ферментов Ответ: а 26. Какому типу действие ФОВ относится диарея? …

  1. Тесты. Личностные тесты.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальнойпсихологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общейпсихологии, являются справедливыми и здесь.

Как известно, тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности.

Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте ММРI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная психология) требует многих методологических корректив.

Самый главный вопрос, который встает здесь, — это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально- психологическом исследовании — насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными.

В социальной психологиитесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальнойпсихологии- проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест.

Сущность метода опроса

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды интервью

По степени
формализации

·
Стандартизированное,
или формализованное, интервью. В таком интервью заранее определены формулировки вопросов и
последовательность, в которой они задаются.

·
Нестандартизированное,
или свободное, интервью.
При таком интервью психолог следует лишь общему плану, сформулированному
соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря
своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным
интервью контакту между психологом и респондентом.

·
Полустандартизированное,
или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью психолог руководствуется перечнем
как строго необходимых, так и возможных вопросов.

По стадии
исследования

·
Предварительное
интервью. Используется
на стадии .

·
Основное интервью. Используется на стадии сбора
основных сведений.

·
Контрольное
интервью. Используется
для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству
участников

·
Индивидуальное
интервью — интервью, в
котором участвует только корреспондент (психолог) и респондент (испытуемый).

·
Групповое
интервью — интервью, в
котором участвует более двух человек.

·
Массовое интервью — интервью, в котором участвуют от
сотни до тысяч респондентов. В основном используется в
.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы опроса
— устный опрос:
интервью, беседа, экспертная оценка.

Опрос метод
сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной
группе людей.

Опросы могут
быть:

·
Письменные
(анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка).

·
Очные и заочные
(почтовые, прессовые и т.д.).

·
Экспертные и
массовые.

·
Выборочные и
сплошные.

·
Первичные и
повторные.

Опрос
наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке,
интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника:

Корреспондент — исследователь.

Респондент- опрашиваемый.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ

1. Никандров В.В.
Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная
психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002.

3. Носс И.Н. Руководство по
психодиагностике/И.Н. Носс. – М.: Издательство Института психологии, 2005.

2.2.Проведение исследования

Требования к процедуре проведения

1. Большинство членов группы присутствуют

2. Члены группы сидят свободно, далеко друг от друга

3. Все выборы делаются самостоятельно

4. Дается список отсутствующих членов группы

5. В помещении отсутствуют члены администрации

6. Дается инструкция:

  • техника ответов на вопросы
  • мотивация
  • отсутствие анонимности при гарантии сохранения тайны ответов
  • возможность не отвечать на вопросы

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

Требования к исследователю

  • не является членом группы и не известен группе
  • обладает доверием членов группы
  • избегает официальности

Правила составления анкет

При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:

Тема опроса определяется четко

Если какие-то вопросы выбиваются из общей тематики, внимание респондента рассредотачивается, что крайне нежелательно. Исключения могут быть, но при условии, что составитель опросника четко понимает, зачем это нужно.
Вопросы следует расположить логично и последовательно

Это поможет респонденту сохранить интерес до конца заполнения опросного листа.
Вопросы должны быть четкими и не допускать двоякого толкования. Поэтому только простые фразы, грамотный русский язык, лаконичные формулировки!
Один пункт должен соответствовать только одному вопросу. Если в пункте перечислено несколько вопросов, возникает проблема: как обработать результаты максимально корректно?
Нежелательно менять слова. Это не сочинение или художественная литература, играть синонимами крайне нежелательно. Если в одном пункте вы сказали «собака», в другом скажите так же, не заменяя это слово на «пес» или другие лексические аналоги.
Не стоит давать респонденту подсказок. Если информант прочтет подсказку, он может на автомате дать ответ, не соответствующий истине или его взглядам. Картина исследования будет искажена. Однако сложные вопросы и специфичные формулировки можно и даже нужно разъяснять.
Если в анкете используются закрытые вопросы, желательно предусмотреть возможность своего варианта ответа. Закрытые вопросы предусматривают выбор из нескольких готовых вариантов по типу теста. Впрочем, об этом мы поговорим чуть позднее.

Минусы метода

  • Не всегда представленные варианты ответов на задания могут в полной мере отразить личное мнение отвечающего. В этом случае респонденту приходится выбирать из всех представленных самый точный вариант, вместо того, чтобы написать свой собственный ответ, смысл которого в полной мере соответствует личному мнению опрашиваемого.
  • Респонденты не всегда хотят или могут давать правильную информацию. Это может происходить как случайно – из за простого незнания правильного ответа, так и преднамеренно для искажения информации.
  • Из-за низкого контроля за опрашиваемыми появляется высокий шанс того, что анкета будет не полностью заполнена. Такая проблема возникает очень часто, особенно тогда, когда сам опрашиваемый не заинтересован в прохождении опроса.
  • При почтовом опросе отсутствует личный контакт интервьюера и респондента. Из-за этого нет возможности уточнить у опрашивающего некоторые детали вопросов, а также существует вероятность того, что многие анкеты не будут возвращены обратно.
  • Создание вопросов долгая и трудоёмкая работа. Необходимо приложить довольно много усилий, чтобы создать вопросы с понятной для респондентов формулировкой.
  • При анкетировании отсутствует возможность скорректировать формулировку и поменять порядок вопроса в зависимости от реакции респондента.
  • Электронный опрос может быть недоступным для некоторых людей. Причиной этого является то, что для его прохождения необходимо наличие персонального компьютера или смартфона, а также доступ к сети Интернет. При этом человек, предполагающий принимать участие в таком опросе, должен владеть компьютером по крайней мере на уровне пользователя.
  • Для проведения интервью довольно сложно найти квалификационного интервьюера. Ведь от того насколько такой человек имеет развитые ораторские способности, логическое мышление и опыт работы зависит объём и качество собранной информации.

Минусы метода

  • Не всегда представленные варианты ответов на задания могут в полной мере отразить личное мнение отвечающего. В этом случае респонденту приходится выбирать из всех представленных самый точный вариант, вместо того, чтобы написать свой собственный ответ, смысл которого в полной мере соответствует личному мнению опрашиваемого.
  • Респонденты не всегда хотят или могут давать правильную информацию. Это может происходить как случайно – из за простого незнания правильного ответа, так и преднамеренно для искажения информации.
  • Из-за низкого контроля за опрашиваемыми появляется высокий шанс того, что анкета будет не полностью заполнена. Такая проблема возникает очень часто, особенно тогда, когда сам опрашиваемый не заинтересован в прохождении опроса.
  • При почтовом опросе отсутствует личный контакт интервьюера и респондента. Из-за этого нет возможности уточнить у опрашивающего некоторые детали вопросов, а также существует вероятность того, что многие анкеты не будут возвращены обратно.
  • Создание вопросов долгая и трудоёмкая работа. Необходимо приложить довольно много усилий, чтобы создать вопросы с понятной для респондентов формулировкой.
  • При анкетировании отсутствует возможность скорректировать формулировку и поменять порядок вопроса в зависимости от реакции респондента.
  • Электронный опрос может быть недоступным для некоторых людей. Причиной этого является то, что для его прохождения необходимо наличие персонального компьютера или смартфона, а также доступ к сети Интернет. При этом человек, предполагающий принимать участие в таком опросе, должен владеть компьютером по крайней мере на уровне пользователя.
  • Для проведения интервью довольно сложно найти квалификационного интервьюера. Ведь от того насколько такой человек имеет развитые ораторские способности, логическое мышление и опыт работы зависит объём и качество собранной информации.

Требования

Чтобы при проведения опроса получить точную информацию, нужно соблюдать определенные требования. Они касаются проведения процедуры, составления вопросов, анализа полученных данных.

К процедуре

Исследование нужно проводить в спокойных условиях. Опрашиваемому должно быть удобно, его не должен никто отвлекать, сбивать с мысли, внушать собственное мнение, которое может повлиять на ответы.

Также нужно уделить внимание самочувствию опрашиваемого. Человек должен быть здоров

В день проведения исследования индивид не должен нервничать, ссориться

Если в ближайшие дни предстоит важное событие, лучше перенести процедуру на другую неделю

К вопросам

От составления опросника зависит качество полученной информации. Вопросы должны быть:

  1. Отдельными, логичными.
  2. Простыми. Не допускается использование узкоспециализированных терминов.
  3. Без подсказок, двусмысленности.
  4. Конкретными.
  5. На языке, которым владеет опрашиваемый.

Должны присутствовать адекватные варианты ответа.

Нет смысла спрашивать человека о неизвестных ему темах. Психологи советуют заранее провести беседу с опрашиваемыми людьми, изучить их биографию. Так будет проще подготовить ряд интересующих вопросов.

Виды:

  1. Субъективные. При их выборе учитывается мнение респондента.
  2. Открытые. Применяются для выявления личного мнения респондента. При их обработке могут возникать некоторые сложности.
  3. Закрытые. Это могут быть односложные или многосложные вопросы с несколькими вариантами ответа. Ответы легко обрабатываются, но часто полученная информация является неточной.

Отдельная группа — проективные вопросы. В них спрашивается о третьем лице.

К анализу полученных данных

Анализ данных должен выполняться непредвзято. Лучше, чтобы его проводил человек, который не общался с респондентами.

Для создания статистики, сравнительного анализа можно использовать только достоверные данные из проводимых раньше исследований.

Классификация опросов

В рамках прикладной социологии принято выделять следующие виды опроса:

  • Анкетный опрос;
  • Социометрический опрос;
  • Интервью;
  • Экспертный опрос.

Самыми распространенными методами являются интервью и анкетирование.

Также принято классифицировать опросы по степени охвата генеральной совокупности – они делятся на сплошные и выборочные:

  • При сплошном опросе исследователь опрашивает всю совокупность единиц наблюдения (число опрашиваемых должно быть равно числу человек в генеральной совокупности, которая изучается).
  • В случае выборочного опроса число опрашиваемых будет составлять конкретную часть от числа представителей генеральной совокупности. По большей части в разных социологических исследованиях используют именно выборочный опрос.

Также опросы можно классифицировать по следующим основаниям:

  • В зависимости от процедуры принято выделять индивидуальный опрос, который обращен к одному лицу, и групповой, который будет обращен к группе лиц;
  • В зависимости от формы проведения опросы бывают устные и письменные. При устном опросе высказывания респондента регистрируются исследователем. При письменном опросе респонденты сами фиксируют ответы на вопросы. Устный вид опроса будет характерен для интервью, а письменный – для анкетирования;
  • В зависимости от характера взаимодействия интервьюера и респондента бывают очные и заочные опросы. При очном опросе происходит непосредственный контакт респондента и исследователя, при заочном данного контакта нет;
  • В зависимости от степени стандартизации процедур бывают стандартизированные и нестандартизированные опросы. К стандартизированным опросам относятся те, которые проводятся в соответствии с заранее подготовленным планом. К нестандартизированным относят свободное интервью, когда запланирована только тема, и дается лишь общее направление беседы.

При проведении опроса исследователь должен учитывать его познавательные границы и возможности. Достоверность информации будет зависеть от большого количества причин, к которым относятся сфера явлений и событий, о которой спрашивает исследователь.

Польский социолог З. Гостковский объединил всю совокупность явлений, которые исследуются методом опроса, в пять групп, классифицируя их по принципу степени достоверности получаемой информации:

  • Уровень информированности опрашиваемых по разным проблемам, которые исследуются в опросе. В данном случае принято использовать вопросы экзаменационного типа или тесты. Принято считать, что данные такого рода будут достоверны, если выявление информированности не приводит к неприятностям для респондентов и не нарушает их социопсихологический комфорт – т.е. данные не должны касаться профессиональной репутации, самооценки или личного престижа.
  • Сведения о дате и месте рождения, количестве детей, месте работы, времени окончания учебных заведений, пользовании разными видами транспорта и др. В случае ответов на соответствующие вопросы будут возможны случайные ошибки, которые не нарушают достоверности данных о совокупности выборки в целом. Систематические встречающиеся ошибки будут зависеть от особенностей памяти опрашиваемых, от того, насколько они понимают смысл вопросов и насколько влияют на них соображения престижности.
  • Предпочтения и оценки опрашиваемых относительно разных видов поведения, предметов потребления. Данные предпочтения изучают в опросах, которые посвящены конъюнктуре спроса и предпочтениям в досуговой сфере. Цель таких опросов – обозначить рыночный, потребительский прогноз поведения людей.
  • Идейные убеждения, жизненные ценности, приоритеты государственной политики. Данные, которые получают при данных опросах, будут зависеть от действия множества факторов: давления стереотипов, абстрактных формулировок вопросов, низкой информированности респондентов в проблеме исследования и т.д.
  • Явления, о которых проблематично получить достоверные сведения – например, о незаконных доходах, уклонении от уплаты налогов, алкоголизме, наркомании, проституции, хищении на производстве, взяточничестве, коррупции и т.д. данные явления осуждаются обществом, и оно ищет методы борьбы с ними, в связи с этим полученная при данном виде опроса информация будет требовать контроль и сопоставление с другими данными. В некоторых случаях проведение массовых опросов на данные темы будет нецелесообразным, т.к. невозможно получить достоверные сведения.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Виды

Виды:

  1. Экспертный. Применяется для определения мнения специалистов.
  2. Проблемный. Изучается конкретная ситуация или проблема, происходит поиск решений.
  3. Ситуационный. Исследование нужно для выявления мнения большой аудитории в конкретный промежуток времени или отдельный момент.
  4. Панельный. Специалисты обращаются к одной аудитории несколько раз. Первый раз задаются общие вопросы, второй раз — углубленные.

Зависимо от способа взаимодействия, опросы делятся на две группы — дистанционные и личные. Личные проводятся напрямую с респондентом, дистанционные через видеосвязь, социальные сети или письма.

Подведение итогов

Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.

Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.

Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.

Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.