10 популярнейших психологических методов

Алан-э-Дейл       30.04.2024 г.

Оглавление

Эксперимент

Данный метод идет в ход, когда одного наблюдения недостаточно. С его помощью можно смоделировать определенную ситуацию и попросить подчиненных действовать произвольно, согласно своим собственным соображениям. Таким образом, деятельность команды отслеживается в конкретных условиях, позволяя наглядно оценить слаженность работы, уровень взаимоотношений в коллективе и выявить пробелы в их поведении, требующие последующей корректировки.

Подобный метод также позволяет выявить определенные психологические качества у конкретных сотрудников, такие как лидерство, уравновешенность, дедуктивное мышление и другие.

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Шпаргалки по педагогической психологии и педагогике

  • Формирование и развитие личности
  • Психология воспитания
  • Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
  • Школьная адаптация
  • Факторы неуспеваемости школьников
  • Педагогически запущенные дети
  • Дефекты воспитания
  • Задержка психического развития ЗПР
  • Формирование положительной мотивации учебной деятельности
  • Факторы эффективности памяти
  • Воспитание воли
  • Педагогическое общение
  • Требования к личности педагога, педагогические способности
  • Квалификация и личность школьного психолога
  • Основные направления деятельности школьного психолога
  • Психодиагностика в работе школьного психолога
  • Кабинет школьного психолога
  • Теория обучения В.В.Давыдова
  • Теория развивающего обучения Л.В.Занкова
  • Проблемное обучение
  • Программированное обучение
  • Социально-психологические методы обучения

Метод опроса

Особенность метода в том, что источником информации является словесное сообщение. Выделим следующие виды опроса:

  • анкетирование — группа вопросов, упорядоченных по форме и содержанию;
  • интервью — устная беседа, очный опрос;
  • беседа — обмен мнениями, разговор.

На опрос влияет искренность отвечающего. Бывают случаи, когда люди намеренно искажают информацию или затрудняются с ответом

Здесь важно, насколько качественно составлены вопросы. Существуют правила формулировки вопросов:

  • соответствие вопроса целям и задачам исследования;
  • логическая обособленность вопроса;
  • понятность вопроса;
  • соответствие вопроса уровню развития респондента;
  • стимулирующая роль вопроса. У респондента должно возникнуть желание ответить на вопрос;
  • вопрос не должен быть длинным;
  • вопрос не должен быть подсказкой ответа;
  • баланс возможных положительных и отрицательных ответов.

Анкеты часто составляются в форме таблиц, хотя, необходимо отметить, что табличная форма вызывает затруднения у многих людей.

Определение 2

Анкетирование — это первичное средство, его можно назвать разведывательным Полученные данные помогут определить направление дальнейшего изучения личности.

Интервью и беседа — более психологическая форма опроса,так как здесь люди взаимодействуют друг с другом. Если установлен контакт между исследователем и респондентом, беседа будет успешной. Исследователь должен расположить к себе собеседника, вызвать его на откровенность.

Интервью

Данный метод позволяет получить исчерпывающие данные касательно социальной адаптации респондента. Вербальный вид взаимодействия помогает достичь эффекта «неожиданности», потому как беседа может включать в себя любые вопросы, к которым заранее невозможно подготовиться.

При правильно организованной беседе с респондентом можно создать доверительную атмосферу, что поспособствует раскрытию внутренних личных характеристик человека, уровень его социализации, способность взаимодействовать в коллективе и вообще все, что связано с социально-психологическим портретом личности.

Однако, как и остальные методы, интервью не может дать полной и исчерпывающей информации о личности, раскрывая лишь ее поверхностные качества. Данный метод довольно субъективен, ведь многим людям свойственно переоценивать себя, а потому и информация может быть преувеличена.

Каждый метод помогает оценить качества сотрудника, составив его психологический потрет и разработав схему взаимодействия, но проблема данных методов заключается в том, что каждый из них рассматривает лишь определенные стороны многогранной личности. Для получения достоверной информации и максимально полного портрета респондента необходимо пользоваться всеми вышеприведенными методами в комплексе.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Интервью

Данный метод позволяет получить исчерпывающие данные касательно социальной адаптации респондента. Вербальный вид взаимодействия помогает достичь эффекта «неожиданности», потому как беседа может включать в себя любые вопросы, к которым заранее невозможно подготовиться.

При правильно организованной беседе с респондентом можно создать доверительную атмосферу, что поспособствует раскрытию внутренних личных характеристик человека, уровень его социализации, способность взаимодействовать в коллективе и вообще все, что связано с социально-психологическим портретом личности.

Однако, как и остальные методы, интервью не может дать полной и исчерпывающей информации о личности, раскрывая лишь ее поверхностные качества. Данный метод довольно субъективен, ведь многим людям свойственно переоценивать себя, а потому и информация может быть преувеличена.

Каждый метод помогает оценить качества сотрудника, составив его психологический потрет и разработав схему взаимодействия, но проблема данных методов заключается в том, что каждый из них рассматривает лишь определенные стороны многогранной личности. Для получения достоверной информации и максимально полного портрета респондента необходимо пользоваться всеми вышеприведенными методами в комплексе.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Краткая характеристика описательной психологии

Изучение нового духовного мира человека предложил немецкий философ Дильтя В. из-за возникшего «открытого кризиса». Он в 1894 году написал труд, который получил название «Описательная психология». Философ полагал, что все науки о духе должны основываться на психологии. Но работа Дителя подвергалась сильной критике. Сам автор считал, что:

  • необходимо отказаться от объяснения сущности человека через поиск причин, объяснения, гипотез;
  • главные задачи психологии – постижение и понимание смысла души;
  • понять внутренний мир можно с помощью определенных методов (см. пункт 2);
  • личность – это целое, которое включает в себя взаимодействующие аспекты: интеллект, мотивацию, эмоцволю;
  • внутренний мир человека необходимо рассматривать не в органическом понимании, а в историческом.

Определение 1

Описательная психология – это психологический способ, исследующий индивидуальное и его проявление.

Методы психологических исследований

Существует множество классификаций методов психологического исследования, однако наиболее распространенным является деление на методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки информации, как правило, математические, а основными методами сбора данных в психологии являются наблюдение, методы опроса, психологическое тестирование и эксперимент.

Метод наблюдения

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого). Эффективность наблюдения зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя.

Наблюдение имеет как преимущества (целостность, возможность измерить интенсивность поведения и т.п.), так и недостатки (поведение наблюдаемого не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются; на объективность наблюдения влияет личность наблюдателя; присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемого).

Методы опроса

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы.

Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Достоинства и недостатки анкетирования и интервьюирования. При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования.

Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.

Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

Психологическое тестирование

Психологическое тестирование – это метод индивидуальной психодиагностики. Тест – это стандартизированная система заданий, измеряющая качественный или количественный уровень развития определенных свойств личности к моменту измерения. Тестирование предполагает постановку психологического диагноза, но не дает ответа на вопрос о происхождении качеств и об их потенциальном развитии.

https://youtube.com/watch?v=i6fD24ziIWQ

К преимуществам тестов и опросников относятся простота, кратковременность, стандартная процедура обработки, наличие нормативов для сравнения.

Эксперимент

Эксперимент – это основной метод исследований в научной психологии. Именно с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. Эксперимент направлен на изучение причин и следствий и таким образом позволяет изучать психологические закономерности: при каких условиях, на какие воздействия осуществляются конкретные реакции испытуемых.

Требования к частным методам психологического исследования: надежность и валидность

Частные методы психологического исследования должны соответствовать основным требованиям: надежность и валидность (обоснованность).

Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, а валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.

: Организация психологических исследований

Другие методы исследования в психологии

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Также читайте:
Психология личности
Понятие об ощущениях
Измерение и изменение ощущений
Что такое возрастная психология?
Понятие конфликта, его сущность

Общая информация

Что такое метод в психологии?

Психологическим методом называется система приемов, подходов и практик, которые позволяют специалисту получить необходимый объем информации о личности субъекта, а также воздействовать на некоторые аспекты его поведения.

Метод в психологии базируется как на аналитическом подходе при получении данных и математической обработке, так и на специальных знаниях исследователя, которые в этой области стоят на первом месте.

Для наиболее полной оценки знаний о человеке, полученных при психологическом методе, требуется индивидуальный подход, в результатах очень трудно выделить четкие рамки нормы и патологии.

Поэтому для исследователя огромное значение приобретает всестороннее исследование пациента, основанное на уникальной интерпретации данных.

Нельзя построить заключение, основываясь только на одной методике, что серьезно отличает психологические методы от любых других.

Современная психология имеет множество разветвлений на более узкие области, где психологические методы также приобретают свою специфичность. К таким видам относят:

  1. Психология развития: преобладают генетические методики, исследование окружения и родителей, повозрастные шкалы оценки.
  2. Специальная психология: более узкий раздел психологии развития, изучающий особенности психики детского возраста, использует методики, оценивающие основные функции человека: речь, координацию, движения, методы во многом основаны на неврологическом анализе.

Практическая психология: дисциплина, изучающая применение психологических знаний в повседневной деятельности людей, широко применяет статистические методы как тестирование, опросник, а также индивидуальную беседу в качестве первого источника информации.

Общая психология: изучает основные закономерности развития науки, методы исследования основаны на математическом анализе.

Психология труда: исследует особенности поведения личности в условиях труда, взаимоотношения работников и руководителей. При этом широко используются методы анкетирования, эксперимента, наблюдения.

Инженерная психология: занимается вопросами взаимодействия личности и технических устройств, в ом числе на промышленных предприятиях.

В этом разделе чаще применяют методы сравнения и эксперимента, варьируя с различными техническими параметрами и устройствами.

Научная психология разрабатывает фундамент для формирования и использования всех имеющихся методик и включает в себя все имеющиеся методы исследования, однако большое значение в этой области приобретает метод сравнительного мета-анализа, который позволяет уточнить достоверность и значимость как гипотезы, так и метода.

Дифференциальная психология изучает сложные вопросы психологии отдельных этнических групп, народностей, а также проблемы их контакта. Этот раздел опирается на методы исторического анализа, а также тщательного, но порой скрытого наблюдения за поведением этих групп. В данном вопросе при выборе метода важно соблюдать вопросы этики по отношению к различным моделям поведения в этих группах (запрет на общение посторонних с девушками определенных народностей, тактичное обращение с религиозными вопросами и так далее).

Психология управления: является одной из самых молодых отраслей, активно использует психологические методики в сфере управления кадрами, менеджменте, при подборе персонала управляющего кабинета компаний.

Воображение

Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.

Существует и классификация воображения:

  • По степени направленности – активное и пассивное воображение;
  • По результатам – репродуктивное и творческое воображение;
  • По виду образов – абстрактное и конкретное;
  • По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное;
  • По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.

Механизмы воображения:

  • Типизация;
  • Акцентирование;
  • Схематизация;
  • Агглютинация;
  • Гиперболизация.

Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.

Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию – пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Дополнительные

Вспомогательными методами исследования являются заимствованные из других отраслей способы оценки психики.

Сюда относятся нейропсихологические методики в частности пришедшие из неврологии: оценка электрических потенциалов активности головного мозга, визуализация нервной системы на МРТ или при использовании контрастных методов исследования.

В качестве дополнительных методов применяют:

  1. Генеалогический метод , использование данных родословной для проведения полного генетического анализа.
  2. Медицинские лабораторные и инструментальные способы: КТ, МРТ, анализ применения лекарственных средств (успокоительные, противотревожные, стимулирующие).
  3. Группа методов количественной оценки: тесты, анкеты, опросники, шкалы.

В рамках психологической терапии также могут использоваться суггестивные и нарративные методики. Эти способы являются относительно новыми и появились в конце семидесятых. Они основаны на самоанализе субъекта при проведении беседы.

При суггестивном методе человек с позиции логики анализирует ряд событий, тогда как при нарративном оформляет все прошедшее во взаимосвязанную условию в рамках контекста своего восприятия.

Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.

Основные методы практической психологии


Воображение — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.


Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования

Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации


Появляются новые методы практической психологии

Метод эксперимента

Понятие «эксперимент» происходит от латинского «проба», «опыт». Это метод познания, при его помощи происходит исследование явлений действительности. В современной науке используются различные виды экспериментов. Выделим два наиболее распространенных: естественный (полевой) и лабораторный.

Замечание 1

Идея организации эксперимента естественного направления принадлежит психологу А.Ф.Лазурскому. Исследование происходит в естественных условиях жизнедеятельности человека, который не подозревает, что он испытуемый.

Лабораторный эксперимент требует специальных, контролируемых условий с применением аппаратуры и приборов

Здесь важно строго соблюдать условия исследования и точность получаемых данных. Немного снижает значимость и объективность лабораторного эксперимента искусственность условий

Становится проблемой перенести, полученные в лаборатории данные, в реальные условия жизни. Можно ли смоделировать реальную жизнь экспериментально? Этот вопрос до сих пор открыт.

Тесты, как метод исследования в психологии

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросникТест-заданиетретий тип тестов — проективные

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Анализ документов

Анализ документации фирмы (отчетов по продажам, о выполнении плана, внешний документооборот, региональная статистика и др.) помогают получить гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. В первую очередь, можно оценить результативность работы команды, а исходя из личных отчетов сотрудников строятся предположения касательно «слабого звена».

Документооборот служит отличной основой для разработки определенных гипотез, которые в дальнейшем можно проверить экспериментально или методом анкетирования. Однако, как единственный метод исследования он будет слишком не информативный.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.