Мотивированный сотрудник: главные факторы мотивации

Алан-э-Дейл       03.12.2024 г.

Мотивы деятельности

Человек совершает такие поступки, которые помогают ему достигать его потребностей и целей. Мотивация возникает на основе этих нужд и желаний. И чем сильнее потребность или цель, тем сильнее мотивация, которая дает энергии и сил.

Поймите мотивы своих поступков. Ту дорогу, по которой вы идете по жизни, вы сами выбираете

Почему вы создаете одни и те же проблемы? Почему постоянно обращаете свое внимание на одних и тех же людей? Не нужно огорчаться из-за того, что это происходит в вашей жизни. Лучше поймите мотивы, из-за которых вы провоцируете такие ситуации в своей жизни

Внутри вас есть регулятор, который и определяет, в каком направлении вы будете идти. На что он настроен? Какие в него программы вложены? Вы делаете тот или иной выбор из самых лучших побуждений для самих себя. Вы создаете проблемы, исходя из лучших побуждений для самих себя. Парадоксально звучит, не так ли? А все дело в том, что у вас внутри может лежать страх, желание защитить себя или чувство разочарования, из-за чего теперь создаете те или иные ситуации. А вот эти ситуации порой доходят до критической точки, то есть проблемы.

Поймите мотивы своих поступков. Внутри вас находится регулятор, который направлен на реализацию ваших желаний и защиту вас от внешнего мира. Поймите мотивы, по которым вы создаете те или иные ситуации, выбираете тех или иных людей, ведете себя тем или иным образом. Ваш регулятор действует во благо вам самим. Но вы можете изменить его настройки, чтобы он не делал тот выбор, который привносит в вашу жизнь проблемы.

Вот так все просто. Попробуйте изменить свою жизнь всего лишь благодаря тому, что осознаете причины своего выбора, а не будете оценивать и страдать из-за выбранного пути.

Мотивы поведения личности

Людей всегда интересовал вопрос «Почему?». Почему другой человек совершает то, а не иное действие? Как на него можно повлиять? Можно ли изменить поведение другого человека? Если поначалу человека воспитывают, отчего в нем закладываются определенные мотивы, убеждения, взгляды, то потом он сам может управлять своим поведением или подчиняться внутренним посылам, что и будет его мотивами личности.

До сих пор люди задаются вопросом «Почему?», ответ на который заключается в том, что мотивы личности зависят от ситуации, внешнего давления, внутренних желаний и целей, даже личных качеств характера человека.

Мотивы поведения не являются статичными. Есть мотивы, которые лежат глубоко в подсознании. Обычно человек на них не обращает внимания. Однако есть мотивы, которыми человек может управлять. Например, постановка цели – это мотив, который побуждает человека действовать в направлении достижения желаемого. Однако самой постановкой цели занимается тоже человек, другими словами, он сам себя мотивирует.

Глубинными мотивами поведения личности можно назвать базовые потребности, которые были рассмотрены Абрахамом Маслоу и представлены в виде таблицы:

  1. В первую очередь человек будет заботиться о своей жизни и физиологии. Он нуждается в еде, воде, воздухе, сексе, физическом здоровье и т. д.
  2. Если предыдущая потребность удовлетворена полностью, тогда человек может заниматься собственной безопасностью, которая включает создание семьи, благоустройство дома, устройство на работу, профилактика здоровья и пр.
  3. Уже на третьем этапе после удовлетворения предыдущих потребностей человек занимается межличностными отношениями, поскольку он является социальным существом, которому хочется любить, дружить, общаться, получать эмоции и самому их дарить.
  4. При нормализации предыдущих уровней потребностей человек начинает заниматься развитием определенного отношения к себе: самоуважение, признание, одобрение и пр.
  5. Уже на последнем уровне потребностей лежат нравственное развитие, творчество, достижение собственного «Я» и пр., то есть духовное развитие. Однако оно постигается лишь тогда, когда человек доволен предыдущими 4-мя уровнями своей жизни.

Потребностями называются нужды, в которых человек нуждается в конкретный промежуток времени. Некоторые нужды являются временными, то есть их удовлетворение происходит достаточно быстро, другие – периодическими, то есть потребность в них возникает время от времени, третьи – постоянными, когда человек должен их постоянно удовлетворять.

Исходя из пирамиды Маслоу, видно, что человек в первую очередь нуждается в физиологических потребностях. И лишь после их удовлетворения он может переходить к достижению более духовных нужд.

Способы мотивации

Мотивация – психологический процесс управления действиями любого человека. Не все здесь зависит от элементарных потребностей. На желание оказывает влияние и общество, в котором человек существует. Поэтому к достижению цели двигать его жизнь будут различными способами.

Социальная

Находясь в окружении других людей, индивид подстраивает свою жизнь под существующие устои. Если физические потребности – неосознанная исходная мотивация, нацеленная на утоление голода, жажды и т.п., то социальные мотивы это в психологии определение базы приобретенных потребностей.

Факторы к их формированию – воспитание и обучение, влияние родителей, друзей и существующих норм поведения. В зависимости от культуры у каждой группы определенные мотивы.

Все индивиды стремятся занять в общественной иерархии свое место. Одни предпочитают доминировать над окружающими, другим комфортнее сосуществовать с ними на равных.

Социальные мотивы – самые мощные в управлении человеческими действиями. Именно они заставляют соответствовать нормам определенной социальной группы. Поведение нацелено в данном случае не только на достижение определенного статуса – общество влияет на вкусы и выбор стиля в одежде.

Мотивация для обучения

В современном развитом обществе обучение – не просто норма, это потребность. Все дети посещают школу. Одни это делают, потому что обязаны, другим интересен сам процесс.

Получив долгожданный аттестат об образовании, кто-то на этом остановится. Но большинство, осознавая, что в социуме не достичь определенного статуса без знаний, переходит на следующую ступень обучения.

Мотивация студента

Самого желания познавать новое здесь недостаточно. Должны присутствовать внешние факторы. Многое зависит от того, насколько педагоги заинтересованы в мотивации обучения. Одни своим отношением могут привить тягу к знаниям, другие вызвать негативную реакцию.

Самомотивация

Если у человека нет стремлений, одними стимулами извне его не подвигнешь на высокие результаты. Именно самомотивация гарантирует стопроцентный успех

Чтобы его достичь, важно придерживаться правил:

  • хотеть достигнуть цели, и она желанная;
  • доставлять удовольствие должен и сам процесс;
  • движение – непринужденное, по простому и понятному алгоритму;
  • в деле должен присутствовать азарт, избавляющий от рутины.

Мощный фактор самомотивации – амбиции. Если человек считает, что он не хуже других и способен это доказать делом, то достигнет больших высот.

Понятие и функции

Термин мотивация происходит от латинского слова movere, которое переводится как «двигать». Это понятие имеет несколько трактовок:

  1. Побуждение к действию.
  2. Динамический психофизиологический процесс. С его помощью контролируется поведение. Определяется активность, устойчивость, направленность, организованность.
  3. Способность индивида удовлетворять желания с помощью деятельности.

Основные функции:

  1. Стимулирующая — побуждает индивида выполнять определенные действия. Мотивация будет присутствовать до тех пор пока индивид не получит необходимое.
  2. Направляющая — перенаправляет энергию на нужный объект. От этой функции зависят поведенческие стратегии.
  3. Побуждающая — вызывает потребностное состояние, при котором начинается мобилизация энергии. Изменяется поведение, проявляется повышенная активность в действиях.
  4. Регулирующая — характер поведения предопределяется мотивом.

Многие путают мотив с целью или потребностью, но эти понятия имеют разную трактовку. Потребности — подсознательное желание избавиться от дискомфорта. Цель — результат сознательного выбора человека, направленности действий.

Зачем нужна мотивация


Кому она нужна? Мотивация – это инструкция к поведению. Когда человек чего-то хочет, то мозг самостоятельно находит подсказки для достижения успеха. Парень добивается внимания девушки, ребенок находит подарки от Деда Мороза, женщина худеет после родов. Они мотивированы, потому что точно знают, чего хотят. Поиском мотивации занимаются те, кто в цели не уверен. Человек, который получает деньги за работу для выживания, будет ползти на работу. Его эго будет кричать о том, что лучше поспать, но за поспать захочется поесть, а еда покупается за деньги. И опять нужно работать!

Мотивация – это борьба с собственными привычками, устоями. Потому тренеры-мотиваторы предупреждают — готовьтесь менять жизнь полностью. Примерять чужой опыт на себя — мотивироваться чужим успехом. Вот и раскрывается грань между тем, как работает внешняя и внутренняя мотивация – разница между навязанной целью и целеустремленностью.

Система мотивов человека

Человек всегда движим мотивами. Причем мотивов у каждого человека много, что создает определенную систему. Ее развитием сначала занимаются родители, а затем и общество, формируя в голове каждого индивида определенные убеждения и установки, которые будут указывать направление, в котором он будет идти.

Также на направленность мотивов и движения человека по жизни влияют:

Влечения – потребность человека, которую он может не осознавать. Однако он испытывает необходимость ее удовлетворить (и, возможно, она после этого исчезнет).
Идеал – определенная картинка того, как должно быть (каким должен быть человек, как он должен жить и что должен делать в конкретной ситуации). Это влияет на то, что человек постоянно желает соответствовать данной идеальной картине.
Желания – влечения, которые человеком осознаются и становятся сознательными целями для достижения

Индивид сам начинает их хотеть и стремиться к их получению.
Интерес – повышенное внимание к определенным объектам окружающего мира, что влияет на формирование желаний.
Стремления – интерес + сила воли + сознательное совершение действий для получения определенного блага.
Склонность.
Мировоззрение и убеждения. Здесь подразумевается целостный взгляд на мир, каким его видит человек, что и определяет, в каком направлении он будет идти

Убеждениями называются определенные взгляды, которые являются нерушимыми и истинными в голове человека.

Поступки человека с точки зрения закона

Что такое мотив? Этот вопрос очень важен при расследовании различных преступлений. Ответ на него может напрямую повлиять на следствие, приговор, меру наказания и дальнейшую жизнь совершившего какое-либо противоправное действие.

По уголовному закону, ответственность лица наступает только в случае установления вины. Необходимо соблюдать права человека и никого не обвинять голословно. Для этого как раз и необходимо понять, что такое мотив преступления, и установить его. Это также помогает впоследствии предотвращать преступления.

Что такое мотив, и какие формы его проявления встречаются в преступной деятельности? Список широк: зависть, месть, ревность, хулиганство. На первом месте среди мотивов стоит корысть. Под ее отрицательным влиянием люди чаще всего идут на преступления. Особенно этот мотив стал ярко проявляться с появлением частной собственности, больших денег и возможностей.

Есть преступления, совершенные, на первый взгляд, спонтанно, без каких-либо целей. Мотив также не просматривается. Такие ситуации чаще всего встречаются у людей, действующих под напором эмоций, а не разума. Либо за компанию. Например, кражи в маленьких магазинчиках группой подростков или угон автомобиля, чтобы просто покататься.

Таким образом, знание основных мотивов поступков человека может помочь нам эффективнее взаимодействовать друг с другом.

Характеристики мотива

Анализируя тот или иной мотив, необходимо обратить внимание на его характеристики, которых всего две:

  1. Динамика – определяется энергией мотива:
  2. насколько мотив заряжен и силен? Как сильно вы хотите похудеть? Так, что готовы ездить в спортзал на край города в жару и трескучий мороз ежедневно или ограничитесь одной поездкой в неделю? Вы с удовольствием летите на занятия или буквально тащите себя за шиворот?
  3. насколько мотив устойчив? Есть люди, которые приняли решение вести спортивный образ жизни и следуют ему неотступно. Ну а есть те, кто начинает худеть каждый понедельник. Во вторник эта мысль кажется уже не такой привлекательной, ну, а после первой силовой тренировки появляется вера в то, что «я и так ничего. Полюбят и такую/ого».

Эти характеристики тесно связаны друг с другом: если мотив заряжен слабо, то он будет неустойчивым. И, наоборот.

Здесь кроется корень проблемы, обозначенной, как «почему я не делаю то, что задумал?» Мотивации не хватает.

Вы может действительно хотите утереть нос сопернице – потребность остается, но способ, который вы выбрали – похудение через спорт, вам не подходит. Поэтому стоит подыскать другой – более приятный, а, значит, и заряженный.

Что такое мотив, с точки зрения его содержания:

  1. уверенность в его выборе (я очень хочу посещать спортзал);

осознание своей потребности – я отдаю себе отчет в том, что красивая фигура нужна мне, чтобы чувствовать себя на высоте в глазах другой женщины, и только тогда я буду чувствовать свою ценность;
я четко понимаю, что и как конкретно буду делать (распланирую занятия, заведу дневник похудения и питания, буду пить дополнительные средства для снижения веса и витамины и т.д.);
я также понимаю, чего мне это будет стоить – лишняя загруженность, боль и ломота в мышцах, чувство голода, стресс и т.д.

Самомотивация

Самомотивация – применение индивидуальных мотивационных методов, в основу которых положены личностные убеждения:

  • желания и стремления;
  • целенаправленность и последовательность;
  • решимость действовать и постоянство.

Индивид выполняет осознанные действия, направленные на достижение желаемого результата.

Чтобы самостоятельно мотивировать себя, можно воспользоваться такими методами, как:

  • аффирмации – подборка позитивных утверждений, воздействующих на подсознание индивида и приводящих к положительному эффекту;
  • самовнушение – воздействие, имеющее под собой самостоятельное влияние человека на собственную психику, целью которого является создание новой поведенческой модели;
  • биографии успешных людей – эффективный способ стимуляции, основанный на изучении жизненной истории великих личностей;
  • формирование волевых навыков – выполнение действий, направленных на преодоление собственной лени, страхов и нежелания действовать;
  • визуализация – эффективный метод, в основе которого лежит мысленное представление и эмоциональное переживание достигнутых целей.

Самовнушение

Самовнушение может быть эффективным лишь в том случае, если человек обладает способностями к этому: может воздействовать на свое подсознание и психику, вызвав нужную реакцию и достигнув положительного эффекта.

Биографии успешных людей

Использование этого способа подойдет как детям, так и взрослым. Человек видит полную картину: было желание, затем последовало действие, а потом – результат.

Визуализация

Визуализация – мощный метод достижения целей, т. к. мысли имеют свойство материализовываться

Важное условие его применения – наличие активных действий по достижению целей

Мотивация в повседневной жизни. Бытовое применение.

Мотивация время от времени разнится. Но вы можете собственноручно управлять этим процессом просмотром вдохновляющих материалов, или наоборот, просмотром негатива и материалов, которые будут опустошать вас.

Учитесь управлять этим процессом. Создавайте личные правила для входа в нужное для дела состояние. Составьте плейлисты вдохновляющей музыки, выберите 3-5 ютуб-каналов с вдохновляющим контентом.

Не обязательно это будут “энерджайзеры” и “зажигалки”, вдохновляющий “Эгегей” контент — вы можете вдохновляться передачами Animal Plantet и потом с удвоенной-утроенной энергией приступать к своей работе. Все индивидуально. Aurea mediocrĭtas.

Картинка вашей жизни сложилась из суммы предыдущих действий + влияния обстоятельств. Всё уже сложилось. Вы можете в настоящем моменте выстраивать такие правила, которые будут позволять улучшать вашу жизнь в будущем, получать радость от выпавших занятий и испытаний.

Чего точно не стоит делать — терять мотивация из-за сравнения себя с другими. Особенно дурацкой это может быть в вопросах, которые вам не близки в принципе. Это значит завидовать определенным образом.

Вы не можете “поменять скин”, поменяться местами с человеком и его условиями. Значит нужно решительно поставить точку на процессах сравнения себя с другими. А даже если бы вы могли поменяться телами и обстоятельствами, то ваши ментальные модели попросту не соответствовали бы новым условиям и вы не смогли бы с этим управиться.

По сути, смыслом жизни для каждого является существование по собственному сценарию, реализация собственных целей, исполнение желаний, выполнение предназначения.

Поэтому каждый человек в мире стремится к приобретению уникального набора ценностей, качеств и впечатлений, которые помогут ему исполнить то самое его «внутреннее» предназначение.

Человеческая мотивация может быть и несформированной, а потому над ней, как и над собственным развитием нужно работать. Работа над мотивацией позволяет развить навык преодоления трудностей и препятствий (в том числе и в виде лени или отчаяния).

Теория ожиданий Виктора Врума

Психолог Виктор Врум исследовал, как можно управлять мотивацией работников в сфере трудовых взаимоотношений. В 1964 году он сформулировал теорию, в которой описал некоторые механизмы, от которых зависит мотивированность людей к работе и высокая продуктивность.

Врум подошел к вопросам мотивации с учётом психологических особенностей индивидуальности. Мотивация здесь рассматривается как то, что определяет выбор одной из форм добровольного поведения, и то, что человек видит, как результат этого выбора, и влияет на него.  Врум выделил три ключевых компонента, от которых зависит, насколько человек будет мотивирован что-либо делать. Это ожидание, содействие (инструментальность) и валентность. Расшифруем эти понятия:

  • Ожидание – это убежденность в том, что определенные усилия способны принести лучшую производительность и эффективность (а через них и желаемый результат, как например, стать лидером отрасли или выиграть конкурс). Т.е. человек видит смысл выполнения конкретных действий или работы, потому что верит, что они при должном старании приведут к позитивному эффекту. В этом параметре важны многие факторы, такие как наличие необходимых навыков и умений, доступность ресурсов, самооценка работника, сложность целей и способность повлиять на достижение результата. При соблюдении параметра «ожидание» усилия ведут к большей производительности.
  • Содействие описывает то, что ожидается, что ударная работа и высокая производительность будут вознаграждены. Данный показатель тем выше, чем больше уверенность в том, что поощрение получит тот, кто работал упорнее всех или внес наибольший вклад в достижение результата, а не каждый. Здесь имеют значение такие вещи как доверие к лицу, распределяющему поощрение, некоторый контроль над этим процессом и четкие правила назначения награждения.
  • Под валентностью понимается желанность вознаграждения и то, насколько оно отвечает ценностям индивида. Этот параметр определяется множеством индивидуальных факторов, таких как личные ценности, потребности, цели, предпочтения, источник мотивации и т.д.

Теория ожиданий мотивации создавалась Врумом для применения в сфере трудовых отношений и менеджмента, и с момента своего появления в 1964 году подверглась множеству дополнений и критике. В основном нарекания вызывала упрощенность модели, и было показано, что в некоторых случаях подобный подход не имеет эффективности или теряет ее с течением времени. Тем не менее разработанная Виктором Врумом система представляет собой более точно описывающую модель мотивации чем, к примеру, теория поощрения (incentive theory). Согласно последней, для создания мотивации достаточно лишь вознаграждать желаемое поведение (т.е. просто подвесить перед кем-то «морковку»).

Важно осознавать, что у любой теории есть свои ограничения, и уж тем более у той, что описывает такой сложный и мало предсказуемый аппарат как личная мотивация человека и его отношение к работе. Единственный вывод, который мы смело можем сделать – это то, что  в деле мотивации универсальных правил и механизмов, как и неизменных, вечных констант и всегда работающих схем не бывает. Подходящие «кнуты», «пряники» и «морковки» нужно подбирать индивидуально для разных людей и разных ситуаций

Подходящие «кнуты», «пряники» и «морковки» нужно подбирать индивидуально для разных людей и разных ситуаций.

К тому же другие научные работы продемонстрировали, что на внешнюю мотивацию влияют такие субъективные характеристики человека как самооценка, локус контроля (степень уверенности в том, что я сам способен контролировать обстоятельства, влияющие на мою жизнь), самоэффективность (убеждение в том, что в сложной ситуации я смогу активно и эффективно действовать) и невротизм. К примеру, похвала будет работать в меньшей степени на людей с высокой самооценкой, чем на тех, кто ищет подтверждения своей значимости. С другой стороны, тот, у кого зашкаливает тревога или есть потребность доказать что-то, может работать усерднее и упорнее других, и его поведение легче стимулировать меньшими вознаграждениями.

Мы рассмотрели спектр различных факторов, влияющих на мотивацию, настало время подвести итоги. А еще давайте посмотрим, как можно приложить вышесказанное к жизни. Но прежде — небольшой тест на проверку того, как усвоился материал статьи:

А теперь подытожим.

Иерархия потребностей по Маслоу

Известный западный психолог А. Маслоу выстроил так называемую пирамиду потребностей, которая предполагает четкую их иерархию от низших к высшим. Вот так выглядит предложенная им классификация потребностей:

Витальные потребности — голод, сексуальное влечение, сон и т. д.;
Потребность в безопасности;
В принадлежности к какой-то определенной социальной группе, где человеку будет приятно находиться, и он будет чувствовать уважение по отношению к своей персоне;
Потребность в уважении и почтении у своей персоны, а также к своим достижениям. Борьба за престижный статус в обществе

Особо важно для человека получать одобрение от тех людей, которые до определенного момента не испытывали какой-то благосклонности к нему;
Когнитивная потребность — познание нового;
Эстетическое наслаждение, чувство прекрасного;
Потребность в самосовершенствовании, формировании определенных личностных качеств, развития себя как волевой личности.

Первые две категории относятся к потребностям нужды, все последующие — к потребностям роста. Такая вот строгая иерархия.

Одним из принципиальных постулатов концепции Маслоу о потребностях является то, что невозможно по определению удовлетворение более высоких потребностей человека при неудовлетворенности более низкими. Говоря иными словами — голодному человеку не будет особо интересно познавать произведения искусства или же личностный рост. И это легко объяснить — неудовлетворенность витальными функциями формирует в головном мозге доминанту возбуждения, из -за которой и все остальные импульсы, поступающие к центральным отделам нервной системы, остаются не воспринятыми.

Блок 1. Мотив. Что это?

Мотив – это побуждение к деятельности, удовлетворяющей потребности, желания личности.Мотивация – это совокупность побудительных факторов, определяющих поведение человека.

Мотив – это побудитель! Состояние побуждения, которое испытывает человек, можно назвать в том числе ВЛЕЧЕНИЕМ. Собственное влечение не всегда осознается человеком и порой остается «в темноте».

Источником побуждения человека к деятельности является доминирующая потребность. Потребность в большинстве случаев, но не во всех, является причиной мотива. Мотив является причиной деятельности, но не всегда. Деятельность в основном определена мотивом. Немотивированная деятельность имеет место быть тогда, когда субъект не осознает своих мотивов.

Специфичности связей между мотивом, потребностью и деятельностью нет.

Основные теории кратко

Теории построены на анализе факторов, влияющих на процесс мотивации. Основной задачей теории является анализ и отражение потребностей человека, их структуры и содержания.

Психологические

Мотивационные психологические теории возникли в 17-18 веках.

Они были построены на идеях рационализма. Человека считали существом, отличным от животных и наделенным высшими дарами (самосознание, разум и т.д.)

Так теория решений и автомата объясняет поведение человека и поведение животного на рационалистической и иррационалистической основе соответственно.

Во второй половине 19-го века теория мотивации была пересмотрена благодаря Ч. Дарвину, предложившему миру теорию эволюции. Теперь понятие связывали с инстинктами, а потребности поделили на две группы (социальные и биологические).

Далее биологизатор У. Макдуггал и Фрейд прировняли все поведенческие стратегии к врожденным инстинктам. Фрейд выделял лишь один инстинкт (либидо), а затем добавил еще и инстинкт смерти.

А Макдугалл предложил список из 10-ти инстинктов (строительство, бегство, репродуктивность, любопытство и т.д.).

Курт Левин рассматривал мотивацию как набор валентных единиц, по аналогии с химией. Г. Мюррей поделил потребности на первичные и вторичные. А. Маслоу вывел самую популярную концепцию, согласно которой потребности имеют иерархическое деление.

На низшем (базовом) уровне находятся органические (естественные) потребности. Далее идут потребности в безопасности, аффилиации, познании, эстетике и самоактуализации. Их удовлетворение происходит посредством смещения фокуса от низшего уровня к высшему уровню.

Когнитивные

Когнитивные теории оценивают мотивацию как механизм выбора той или иной формы поведения.

И этот процесс регулирует мыслительная деятельность.

С. Боллес рассматривал механизм выбора как ответ на внешний раздражитель в случае острой необходимости и выбор возможности по случайному алгоритму в любое другое время.

Эдвард Л. Деси считал, что внутренняя мотивация является неким &#171,прописанным кодом&#187, в организме, так как зависит от врожденных особенностей индивида.

Лион Фестингер предложил &#171,Теорию когнитивного диссонанса&#187,, согласно которой любое знание или убеждение можно считать когницией.

А при столкновении взаимоисключающих когниций человек испытывает чувство дискомфорта и стремится от него избавиться, мотивируясь на действия.

Тейлора

Тейлор первым применил содержательный подход к вопросу.

Сущность теории заключается в том, что человек будет наиболее мотивирован, если его вознаграждение связанно напрямую с уровнем производительности труда.

Он внес два новых элемента, которые должны были простимулировать работников: премиальную систему оплаты и хронометр.

Отечественные

Авторами наиболее успешных отечественных теорий были Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов.

Они акцентировали внимание на педагогической деятельности, при этом опуская мотивацию в рамках производства и трудовой сферы. Согласно теории Выгодского человек имеет два полярных уровня развития (высший и низший)

Эти уровни развиваются независимо друг от друга, но одновременно

Согласно теории Выгодского человек имеет два полярных уровня развития (высший и низший). Эти уровни развиваются независимо друг от друга, но одновременно.

Они определяют высшие и низшие потребности индивида. Закрыть потребности одного уровня с помощью средств из другого уровня невозможно.

Леонтьева

Леонтьев в своих трудах писал о том, что предпосылкой к любому действию является субъект, имеющий потребности.

При этом наличие потребности , фундаментальное условие жизни для человека, как и способность дышать.

Потребность в более широком смысле , это необходимость в чем-то, что лежит вне организма. Т.е. стремление дополнить систему.

Мотив. Виды и функции мотивов.

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.

Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.

Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.

Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.

Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.

Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

1.побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;

2.направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;

3.контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.

Понятие потребности: основные характеристики и виды. Специфика человеческих потребностей.

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА — переживаемые, осознаваемые и неосознаваемые человеком нужды, зависимости в том, что необходимо для жизнедеятельности его организма и развития его личности.

Потребности человека:

1) Физиологические (дыхание, питание, сон…).

2) Потребность в безопасности и защищенности

3) потребность быть принятым в обществе

4) потребность в уважении и самоуважении

5) потребность с самоактуализации

Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности личности выражаются в мотивации ее поведения.

Направленность личности, её виды. Интересы, ценностные ориентации, мировоззрение.

Под направленностью личности

понимают совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития в процессе обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Компоненты направленности личности:

  • Влечение
  • Желание
  • Стремление
  • Идеал
  • Ценности
  • Установка
  • Цель
  • Компонент направленности личности
  • Мировоззрение
  • Убеждение
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.