Виды, условия и механизмы научения. факторы, определяющие

Алан-э-Дейл       09.12.2024 г.

Простейшие (инстинктивные) формы научения

Эти формы научения доступны организмам, находящимся уже на стадии элементарной (сенсорной) психики. Оно является инстинктивным.

Импринтинг (автор термина К. Лоренц) — «запечатление» объекта инстинктивного поведения (напр., при инстинктивной реакции следования). Некое инстинктивное поведение запускается «ключевым раздражителем», однако сам этот раздражитель заранее конкретно не определен, и зависит от наличных условий. Последствия импринтинга необратимы.

Птенцы-самцы серого гуся и белолобого гуся запечатлевают своих матерей как образец самки своего вида. Если птенцам-самкам дикой утки в сензитивный период показывать самца-альбиноса, впоследствии их половое поведение будет направлено на селезней-альбиносов.

Оперантное научение (Б. Скиннер, Э. Торндайк)

Оперант — это некий способ поведения. «Операнты, которые приводят к подкреплению (приятным для индивида последствиям), в будущем встречаются чаще» («Закон выгоды», сформулированный Скиннером).

Пример. Лабораторная крыса помещалась в «ящик Скиннера» (пустой ящик с педалью внутри) и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких таких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами.

Т. е. принципиальное отличие оперантного научения от обусловливания — это отсутствие прямой связи с безусловным стимулом. Подкрепить можно любое поведение. Само поведение может быть как случайным, так и подражательным.

Подкрепление может быть положительным (дать приятный стимул) или отрицательным (убрать неприятный стимул), и гарантированно ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует.

Наказание также может быть положительным (дать неприятный стимул) или отрицательным (удалить приятный стимул), однако в отличие от подкрепления, ведет к непредсказуемым последствиям — например, к поиску способов избегнуть наказания и получить желаемое.

Пример. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые «обходные» формы поведения бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Разновидностью оперантного научения является научение вследствие подражания.

Выделяют две формы подражания:

1) обычное подражание — подражание без оценки последствий для себя.

Пример. Японские макаки и батат. Исследователи разбили свою стоянку около того места, где жило стадо японских макак. Перед едой исследователи мыли в реке бататы (сладкий картофель). Вскоре нечто подобное стали делать молодые самцы обезьян. Подобные действия для них не являлись необходимыми, это не было направлено на защиту организма или стада: обезьяны вполне могут питаться продуктами без их предварительной очистки и мытья. Затем все большее и большее количество обезьян стало совершать подобные действия.

2) викарное подражание («научение через наблюдение», «социальное научение») — подражание модели при частичном понимании последствий своих действий для себя. андуры было то, что для закрепления воспроизводимости операнта достаточно лишь наблюдения за тем, поощряется ли или наказывается за это поведение объект наблюдения.

Пример 1. Кукла Бобо. Актер в присутствии группы детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо наедине, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Эти агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

Получить полный текст

Пример 2. Фишки. Дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Взрослый (актер) играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

Типы и виды научения

Традиционно различают 4 типа научения:

  1. привыкание – приспособление к воздействию устойчивого стимула, которое предполагает отсутствие реакций на раздражитель;
  2. классическое обусловливание – формирование ассоциаций, связки между последовательными событиями;
  3. оперантное обусловливание – готовность к определенным последствиям действия;
  4. комплексное научение – применение стратегий при решении задачи.

Также выделены следующие виды научения, которые различаются способом достижения: рефлекторный (формирование связи между раздражителем и реакцией) и конгнитивный (помимо анализа связи формируется оценка с учетом прошлого опыта и возможных последствий).

В жизни человека научение – неотъемлемая часть деятельности. Этот процесс осуществляется постоянно, в различных ситуациях, на всех этапах жизни.

Ввиду конкретной направленности выделяют виды научений:

  • сенсорное – различение чувственных сигналов окружающей среды;
  • моторное – выработка полезных действий;
  • сенсомоторное – выполнение сложных контролируемых поведенческих актов.

Отличительная черта данного направления заключается в самоконтроле при осуществлении умственных операций или упражнений.

Этот уровень также подлежит классификации на более узкие подвиды:

  • знаниям – теоретическое обнаружение новых свойств окружающей среды;
  • навыкам – развитие комплекса действий для достижения заранее сформулированной цели;
  • действиям – комплексное применение имеющихся теоретических знаний и практических навыков.

По результатам исследований психологов неосознанное научение в ряде случаев может быть весьма полезным. Однако большее преимущество отдается все-таки сознательному и целенаправленному контролю действий.

Основные подходы, объясняющие развитие

  1. Биогенетический – представители А.Геззелл, С.Холл, В.Штерн, З.Фрейд – развитие человека проходит определенные стадии созревания, которые запрограммированы генетически.
  2. Социогенетический – представители Э.Эриксон – изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций.
  3. Персоногенетический – представители А.Маслоу, К.Роджерс – рассматриваются проблемы активности самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», воспитание индивидуального характера и способностей.

Реактивное научение[ | ]

Реактивное научение, при котором вырабатываются новые реакции на раздражители. Это пассивная форма научения: для приобретения новых реакций живое существо не производит никаких действий над внешней средой.

Самый простой вид научения. Основные формы реактивного научения: привыкание и сенсибилизация, импринтинг, классическое обусловливание.

Привыкание и сенсибилизация

Эти простейшие формы научения имеются у самых примитивных животных, но сохраняются и у человека.

Привыкание (габитуация)

— это уменьшение реакции при повторном действии незначимого раздражителя. Например, человек привыкает спокойно спать под шум автомобилей под окнами.

Сенсибилизация

, напротив, — это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя. Например, у человека, сильно испуганного громким звуком, на некоторое время усиливается реакция и на тихие звуки.

Импринтинг

Импринтинг («запечатление») — это мгновенное научение, «научение с первого раза». Классический пример импринтинга — формирование привязанности гусят к первому увиденному после вылупления движущемуся объекту. В естественной среде обитания этим объектом бывает мать, и гусята сразу после вылупления начинают повсюду следовать за ней; биологическое значение этого феномена очевидно. Если же первым движущимся объектом оказывается экспериментатор или даже неодушевлённый предмет (например, мячик), то гусята начинают следовать именно за ним.

Важная закономерность импринтинга заключается в том, что он формируется в строго определённые периоды жизни, называемые критическими периодами. В примере с гусятами критический период — это первые часы после рождения. Эта закономерность распространяется и на многие другие формы научения, сходные с импринтингом: например, канарейка может научиться петь только в том случае, если её в определённый период жизни подсадить к взрослой поющей особи; у ребёнка существует определённый критический период (до 5 лет) для формирования речи. Таким образом, критические периоды в широком смысле слова — это такие периоды, в которые особенно легко формируются и особенно прочно закрепляются определённые формы поведения.

Классическое обусловливание

Павловское, респондентное обусловливание. Это процесс формирование условных рефлексов. Условные рефлексы отличаются от безусловных следующими основными особенностями.

Безусловные рефлексы — в основном врождённые, они возникают в ответ на биологический стимул без предыдущего научения, или обусловливания.

Условные рефлексы — новые, приобретённые связи между нейтральным стимулом и безусловной реакции; они вырабатываются при сочетаний безусловного и нейтрального стимулов, главные из которых следующие:

Типичный пример — выработка условнорефлекторного слюноотделения. Предъявление пищи — это безусловный стимул: у более или менее голодного животного или человека оно всегда вызывает слюноотделение. Если предъявление пищи несколько раз предварять включением лампочки, то через некоторое количество повторов в ответ на включение лампочки будет выделяться слюна.

Если безусловный стимул перестает подкрепляться, то условный рефлекс постепенно начинает угасать. Например, если выработать условнорефлекторное слюноотделение на включение лампочки, а затем это включение перестать сопровождать предъявлением пищи, то через некоторое время вид лампочки перестанет вызывать слюноотделение. Это явление называется угасанием. Существуют несколько видов угасания, но все они обладают главным общим свойством: возникают в ответ на неподкрепление.

Биологический смысл условных рефлексов заключается в том, что условные раздражители имеют сигнальное значение, то есть оповещают о предстоящих важных событиях. Таким образом, реакция на условный стимул (условный рефлекс) обеспечивает опережающее реагирование, это имеет ценность для выживания вида. Значение условного рефлекса огромно: подавляющее большинство наших действий представляет собой опережающие реакции на сигналы. Благодаря постоянной выработке условных рефлексов на подкрепляемые стимулы и угасанию условных рефлексов — при прекращении подкрепления организм всё тоньше и точнее приспосабливается к окружающей среде.

Респондентное обусловливание было открыто И. П. Павловым.

Для чего нужно ассоциативное обучение?

Изучение новой информации и постоянная адаптация к обстоятельствам являются основополагающими процессами на всех этапах жизни. Прогресс в таком понимании способствует совершенствованию методов обучения и повышению общего благосостояния. Если бы у нас не было возможности связывать разные идеи, мы бы ежедневно спрашивали, как добраться до дома или подвергали бы себя опасностям, таким как огонь, игнорируя то, что он горит. У нас было бы то, что можно назвать «памятью на три секунды» или «памятью рыбы». К счастью, мы можем уяснять факты и связывать разные вещи, например, что вода утоляет жажду или то, что употребление определенных продуктов может вызвать у нас аллергию.

Организация практики.

При освоении навыка, как и во многих других ситуациях, полезно делать частые перерывы для отдыха, а не практиковаться непрерывно. То же количество занятий приведет к более эффективному научению, если они распределены во времени, а не сконцентрированы в единый блок, как это делается при т.н. массированном обучении. Занятия, проводимые частично утром и частично вечером, обеспечивают большее различие в условиях обучения, чем занятия только утром или только вечером. Однако часть процесса обучения заключается в том, чтобы обучаемый мог вспомнить сохраненную памятью информацию, и такому вспоминанию способствует воссоздание ситуации, в которой что-то было выучено. Например, результаты тестирования оказываются лучше, если оно проводится не в специальном экзаменационном классе, а в том же помещении, где происходило обучение. См. также НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ; ПАМЯТЬ; ПСИХОЛОГИЯ; ПРИВЫЧКА.

Как достичь успеха в жизни методом проб и ошибок

Американский экономист Тим ​​Харфорд в своих работах предлагает больше вариаций метода проб и ошибок. Его принципы могут быть интересны с психологической позиции. Например, он много пишет, что нужна готовность рискнуть пережить неудачу, потому что без нее никто никогда не добьется успеха.

Его тезис: самая большая и самая успешная программа решения проблем на сегодняшний день, а именно эволюция, использует этот принцип. То, что не работает, выбрасывается. С другой стороны, то, что явно действует хорошо, перенимают и дорабатывают другие.


Giphy

Применительно к современному миру он понимает, что вызовы и проблемы становятся все более сложными. И именно здесь метод проб и ошибок окупается, потому что он намного эффективнее других подходов – независимо от того, в какой области он используется.

Харфорд сказал в интервью, что опыт проб и ошибок и последующее их исправление являются обучающей практикой, в отличие от требований делать все сразу и достигать успеха.

В конечном итоге любая ошибка дает возможность поискать другие пути. Намного легче в долгосрочной перспективе потерпеть неудачу, потому что не допускаешь никаких изменений или выбора.

В качестве примера можно привести психологические методы, поскольку они подбираются индивидуально под каждого клиента: то, что с конкретным человеком не работает, не имеет будущего, поэтому оно изменяется до тех пор, пока не будет соответствовать его проблеме или не будет полностью исключено. Главное понимать, что ошибки – это не всегда плохо.

Кодирование информации в памяти.

Многие виды обучения включают три важнейших элемента: звук, смысл и зрительный образ. Например, необходимо образовать ассоциацию между словами «собака» и «стол». Обучение путем кодирования звука требует все новых и новых повторений этих слов, вслушивания в то, как они звучат вместе, и запоминания ощущений, возникающих при их повторении. Этот акустический метод, называемый механическим запоминанием, иногда необходим, но значительно уступает кодированию по смыслу. Осмысленное усвоение ассоциации между словами «собака» и «стол» включает мысль о собаке, мысль о столе и установление какой-то связи между ними, например утверждения, что собака никогда не работает за столом. Смысловое кодирование – наиболее важный фактор успешного школьного образования

Длительная усердная работа, использующая механическое запоминание, не дает тех результатов, какие достигаются в ходе намного меньшего числа занятий, в которых основное внимание уделяется смыслу урока. Иногда же наиболее результативным оказывается третий метод – метод формирования зрительных образов. В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки

Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики

В случае с «собакой» и «столом» процедура должна заключаться в создании реалистического мысленного образа, в котором важную роль играют и собака, и стол, например образа старинного письменного стола, на котором стоит пресс-папье с ручкой в виде охотничьей собаки. Чем более живым окажется образ, тем легче впоследствии вспомнить связь между этими двумя объектами. Конечно, в некоторых случаях, особенно если дело касается абстрактных понятий типа «несчастье» и «энергия», нет простого способа визуального представления и приходится полагаться только на смысловое кодирование. Таким образом, эффективное обучение обеспечивают не только время и усилия, затраченные на практику; большое значение имеет также сам характер практики.

Презентация на тему: » Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.» — Транскрипт:

1

Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна

2

Научение Научение – это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта. Уильям Торп

3

Классификация форм научения Неассоциативное Когнитивное Ассоциативное Привыкание Подражание Импринтинг Инструментальный условный рефлекс Классический условный рефлекс Элементарное мышление Рассудочная деятельность Инсайт Выбор по образцу Латентное научение

4

Привыкание Ослабление реакции при повторном предъявлении раздражителя. Простейшая форма обучения. Обнаружено у живых существ любого уровня эволюции. Имеет кратковременную и долговременную форму.

5

Импринтинг Импринтинг (запечатление) -фиксация в памяти отличительных признаков объектов при формировании некоторых врождённых поведенческих актов.

6

Импринтинг Термин предложил К. Лоренц.

7

Классический условный рефлекс Классический условный рефлекс – условный рефлекс, который вырабатывается при сочетании во времени двух раздражителей, обычно индифферентного (нейтрального) и безусловного. Его так же называют Павловским условным рефлексом, или условным рефлексом первого типа.

8

Классический условный рефлекс Изучением классического условного рефлекса занимался Иван Петрович Павлов.

9

Классический условный рефлекс Павлов вырабатывал у собак слюноотделительный рефлекс на звук звонка

10

Инструментальный условный рефлекс Инструментальный условный рефлекс – условный рефлекс, в котором выполнение определенной реакции в ответ на условный раздражитель является необходимым условием получения подкрепления. Инструментальный условный рефлекс так же называют оперантным условным рефлексом, или оперантным обуславливанием.

11

Инструментальный условный рефлекс Начало исследований связано с именем Э. Торндайка. Он разработал методику изучения поведения животных при помощи «проблемных клеток». Торндайк сделал вывод, что в поведении животного отсутствует внезапное понимание и принятие решения на основе единственной пробы.

12

Закон «проб и ошибок» Пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения.

13

Опыты Скиннера Б. Скиннер внес существенный вклад в изучение оперантного обуславливания. Он считал, что любое поведение можно изменять, если при его выполнении давать подкрепление.

14

Когнитивное научение Латентное научение – формирование определенных навыков в ситуации, когда нет надобности в их непосредственной реализации и они оказываются невостребованными. Выбор по образцу основан на формировании у животного внутренних представлений о среде и связан с обработкой информации о соотношениях между стимулами.

15

Когнитивное научение Инсайт-обучение – сложная форма научения. Его используют в случаях, когда решение задачи происходит слишком быстро для обычного обучения методом «проб и ошибок».

16

Теории научения Теория связей Торндайка. Павловский условный рефлекс. Оперантный бихевиоризм Скиннера. Теория научения Халла. Когнитивный бихевиоризм Толмена.

17

Теория научения К. Халла Научение происходит за счет того, что при каждом ответе возникает подкрепление в виде частичного удовлетворения потребности.

18

Теория Э. Толмена Фундаментальный закон научения — овладение «знаком- гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией.

19

Механизмы научения Пластичность — свойство системы изменять свою реакцию на внешние воздействия как результат тех или иных внутренних преобразований на основе предшествующих воздействий. Для изучения механизмов обучения нередко используют различные модели, в том числе процесс посттетанической потенциации.

20

Структуры мозга Гиппокамп получает информацию от всех органов чувств. Удаление гиппокампа и миндалины ведет к потери способности к научению. Кора больших полушарий у человека имеет первостепенное значение для научения и памяти. Простые формы научения – привыкание и образование классических условных рефлексов — не требуют участия высших кортикальных функций.

21

Кора больших полушарий Среда, в которой есть только необходимые для выживания вода и корм. Обогащенная среда, кора толще, отростки клеток ветвятся сильнее.

22

Спасибо за внимание!

Инструментальное научение.

Также по теме:

РЕФЛЕКС

Второй тип научения, тоже относящийся к основным, осуществляется методом проб и ошибок. Впервые он был систематически изучен американским ученым Э.Торндайком (1874–1949), одним из основателей психологии образования. Торндайк помещал кошку в ящик, из которого она могла выйти, только потянув за шнур, свешивавшийся с крышки. После ряда случайных движений кошка рано или поздно тянула за шнур, обычно совершенно случайно. Однако, когда ее снова помещали в ящик, она уже тратила меньше времени на то, чтобы снова потянуть за шнур, и при повторении ситуации освобождалась из ящика мгновенно. Научение измерялось в секундах, которые требовались кошке для того, чтобы совершить правильное действие. Другой пример инструментального обучения – метод, предложенный американским психологом Б.Скиннером (1904–1990). «Ящик Скиннера» представляет собой тесную клетку с рычагом в одной из стенок; цель эксперимента – научить животное, обычно крысу или голубя, нажимать на этот рычаг. Животное до начала обучения лишают пищи, а рычаг соединяют с механизмом подачи еды в клетку. Хотя сначала животное не обращает внимания на рычаг, рано или поздно оно нажимает на него и получает пищу. Со временем интервал между нажатиями на рычаг уменьшается: животное научается использовать зависимость между желательной реакцией и кормлением.

Иногда научение определенному поведению оказывается таким долгим или сложным, что животное никогда не смогло бы прийти к нему случайно. Тогда применяется метод «последовательных приближений». Не ожидая выполнения всей требуемой последовательности действий, дрессировщик выдает поощрение за что-то похожее на желательный поведенческий акт. Например, если собаку нужно научить перекатываться, ей сначала дают лакомство просто за то, что она ложится по команде. После того, как первая часть освоена, собака получает поощрение лишь при случайном выполнении нужного движения: например, после того, как ляжет, она перекатится на бок. Шаг за шагом дрессировщик добивается все более близкого соответствия желаемому поведению, по принципу детской игры «холодно – теплее – горячо». В целом, инструментальное научение очень похоже на эту игру, но роль спрятанного предмета выполняет определенный вид поведения, а роль слова «горячо» – поощрение.

Последовательные приближения к желаемому поведению применяются и при лечении тяжелых форм шизофрении, когда единственная цель – побудить пациента двигаться и разговаривать вместо того, чтобы уйти в себя и хранить молчание. Как всегда при инструментальном научении, для успешности метода необходимо найти что-то, чего пациент хочет (например, сладости, жевательную резинку или интересные фотографии). После того как обнаружена хоть какая-то реакция, следует определить, какие аспекты поведения наиболее желательны, и сделать их условием получения вознаграждения. Отметим, что к способам инструментального научения относится и наказание, но здесь зависимость возникает между нежелательным поведением и неприятным воздействием.

Характер в структуре личности

О характере человека вообще можно сказать: признак характера – это заболевание, которым человек показывает свои искажения. Характер это совокупность психических особенностей данного индивида, проявляющаяся в его действиях, поведении. Структура характера – это комплекс типичных, устойчиво воспроизводимых способов реагирования (паттернов поведения), определяющие способ, которым человек презентирует себя миру, основные жизненные позиции, в рамках которых он чувствует, мыслит, действует.

Характер формируется с детства, как способ регуляции и воздействия любого рода и вида раздражителей. А тип и структура характера, формируется в пренатальном периоде жизни посредством психоэмоционального состояния матери, передаваемого ребенку, когда мать эмоционально реагирует на семью, близких, окружение.

Фактически, любой тип характера, будучи застывшим способом реагирования, деформирует развитие и качество жизни личности, ограничивает ее здоровье и благополучие. Поэтому эволюционное развитие любой личности затрагивает психологическую коррекцию характера человека – то есть работу с его прошлыми травмами, через призму которых он, так или иначе, реагирует на окружающий мир в определенно избранном типе реагирования, или определенной роли сформированной научением. Научение является процессом формирования четко обозначенных критериев реагирования, принимаемых ребенком на веру и верящих этим моделям беспрекословно, часто на протяжении всей жизни.

Большую проблему общества раскрывают зависимые состояния: игромания, алкоголизм, наркомания, стяжательство, поиск справедливости. Определяются эти состояния, как вид искажения внутриличностного банка индивида. Он же формирует и мотивации.

Бессознательная мотивация

Мотивация является сама по себе нейтральной константой в матрице человека. Но проявляться будут те мотивы, и подспудно, тот вид мотиваций, который обусловлен ведущей функцией нервной системы. Это значит, что у человека с темпераментом меланхолика, ведущим функцией нервной системы будет логика. Эти люди всегда будут стремиться, и соблюдать, букву закона, стандарты, будут поклоняться авторитетам, вычислениям, ограничениям, рамкам, морали, законам и т.д. Люди с темпераментом сангвиника, даже не осознавая этого, всегда буду стремиться в будущее, к руководству и управлению, командованию, стратегиям, новшествам, лидированию. Прерогативная функция нервной системы у них – воля. Они всегда стремятся реализовать волевые акты.

Установки, убеждения, разного рода сопротивления, проявляемые детьми и подростками – это стили поведения, воспитанные родителями и обществом. Они проистекают из процесса научения, воспитания, образования. Но сформированные стили поведения во взрослом возрасте могут измениться, если поле мотиваций (подсознательные импринты) сформированы качественно и на высоком уровне чести и духовности.

Мотивации в основном бессознательны. Значит, они идут из-под сознания. Часть подсознательных механизмов подчиняется психогенетическим импринтам, сформированным в пренатальном периоде жизни или переданным родителями на генетическом уровне. То есть в то время, когда ребенок не мог осознавать происходящего и принял образцы чувственно-эмоционального (волнового) излучения на клеточном уровне.

Именно чувства и эмоциональные переживания будут потом определять его выбор при столкновении с реальностью жизни. Говорят, “…яблочко от яблоньки не далеко катится…”. За этим стоит великая мудрость человечества – дети отражают через себя внутренний подсознательный банк родителей. Длительные психологические наблюдения за проблемами родителей и детей показали: “Хочешь узнать человека, пообщайся с его ребенком”.

Продолжение в статье Инфантильное поведение детей

Психолог Яна Ноймайер

Статью прочитали 575 чел.

Основные области психического развития

  1. Психофизическая область развития – включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека.
  2. Психосоциальная область развития – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
  3. Когнитивная область развития – включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

Динамический – характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.).

Структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления.

Каузальный – определение детерминант, движущих причин развития.

Онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Поощрение или наказание.

Одна из проблем научения – не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания – устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда – новое

Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение – нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, – но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост, то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наградить его за переключение. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки

Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.

Вместо заключения

Когнитивные процессы часто упускаются из виду – основные теоретики ассоциативного обучения и их последователи предпочитают придерживаться наблюдаемых событий, таких как поведение и окружающая среда. Все, что связано с когнитивными процессами, остается относительно скрытым и не анализируется ими.

Ассоциативное обучение было исследовано и объяснено бихевиористами. Бихевиоризм является одним из основных направлений психологии

Бихевиористы отказались от изучения самоанализа, уделяя внимание именно поведенческим мотивам. Особенно ценится получение количественных результатов. Ассоциативное обучение изучено с научной точки зрения

Основные теоретики ассоциативного обучения работали в лабораториях в чрезвычайно жестких условиях, особенно опираясь на эксперименты с животными

Ассоциативное обучение изучено с научной точки зрения. Основные теоретики ассоциативного обучения работали в лабораториях в чрезвычайно жестких условиях, особенно опираясь на эксперименты с животными.

Концепция ассоциативного обучения – это одна из основ образования. Поощрения и наказания часто используются при обучении. Однако преподавание – не единственная профессия, которая использует ассоциативное обучение, и его черты можно найти во множестве других областей.

Так или иначе, ассоциативное обучение на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных способов намеренного или самопроизвольного научения чему-либо. Исходя из этого, каждому из нас стоит взять на вооружение особенности ассоциативной памяти, чтобы извлекать максимум опыта и пользы из всего, что с нами происходит.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.