Оглавление
Biography
Burrhus Frederic Skinner was born and raised in the small town of Susquehanna, Pennsylvania. His father was a lawyer and his mother a homemaker and he grew up with a brother who was two years his junior. He later described his Pennsylvania childhood as «warm and stable.»
As a boy, he enjoyed building and inventing things; a skill he would later use in his own psychological experiments. His younger brother Edward died at the age of 16 due to a cerebral hemorrhage.
During high school, Skinner started to develop an interest in scientific reasoning from his extensive study of the works of Francis Bacon.
He went on to receive a B.A. in English literature in 1926 from Hamilton College.
After earning his undergraduate degree he decided to become a writer, a period of his life that he would later refer to as the «dark year.» During this time he wrote only a dozen short newspaper articles and quickly grew disillusioned with his literary talents, despite receiving some encouragement and mentorship from the famed poet Robert Frost.
While working as a clerk at a bookstore, Skinner happened upon the works of Pavlov and Watson, which became a turning point in his life and career. Inspired by these works, Skinner decided to abandon his career as a novelist and entered the psychology graduate program at Harvard University.
After receiving his Ph.D. from Harvard in 1931, Skinner continued to work at the university for the next five years thanks to a fellowship. During this period of time, he continued his research on operant behavior and operant conditioning. He married Yvonne Blue in 1936, and the couple went on to have two daughters, Julie and Deborah.
Ящик Скиннера
Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.
Эксперимент Берреса Скиннера
- Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
- Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
- Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.
Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.
В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.
Беррес Фредерик Скиннер
Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (р. 20. 3. 1904, Саксуэханна, штат
Пенсильвания, США), американский психолог, лидер современного
бихевиоризма.
Выступил против нео-биховиоризма, считая, что психология должна ограничиться
описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами, реакциями и
подкреплением этих реакций. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция»)
научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому,
что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции.
Скиннер изучал оперантное поведение первоначально на животных, предложив ряд
оригинальных методик и приборов. Исходя из идеи об идентичности механизмов
поведения животных и человека, Скиннер распространил свою концепцию на усвоение
речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного
обучения, в трактовке которого у Скиннера сильны элементы механицизма.
Скиннер выступал с утопическими проектами переустройства общества на основе
идей оперантного бихевиоризма об управлении человеческим поведением, что вызвало
резкую критику этих идей со стороны прогрессивных учёных в разных странах, в том
числе в США.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв,
П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.
Скиннер (Skinner) Беррес Фредерик (1904-1990) — американский психолог,
создатель концепции «оперантного бихевиоризма». Биография.
Окончил Колледж Гамильтона в Нью-Йорке со степенью по английскому языку. В 1928
году поступил в аспирантуру Гарвардского университета. По ее окончании защитил в
1931 году докторскую диссертацию. Работал преподавателем в университетах штатов
Миннесота (1936-1945) и Индиана (1945-1974), затем преподавал в Гарварде. Умер
от лейкемии. Исследования. Основывался на методологии
ситуационизма, которая предполагает, что определяющим фактором решений является
не личность, а ситуация ее взаимодействия со средой. Выступал с критикой
необихевиоризма за введение «промежуточных переменных» между стимулом и
реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами,
реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие «оперантного
обусловливания», которое характеризуется тем, что в его рамках образование
условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта
реакции, а не стимула, как в «классическом» обусловливании
И. П. Павлова. Выделял несколько
видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью
проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил
свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором
программированного обучения. Терапия. Разработал основные принципы поведенческой
психотерапии. Методы. Создал ряд оригинальных экспериментальных
методик для исследования оперантного поведения, например «скиннеровскую камеру».
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. –
2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 533-534.
Сочинения: The Behavior of Organisms. N. Y., 1938; Science and Human
Behavior. N. Y., 1956; Verbal Behavior. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1957;
Contingencies of Reinforcement. N. Y., 1969; Beyond Freedom and Dignity. N. Y.:
Alfred Knopf, 1972; About Behaviorism. N. Y.: Alfred Knopf, 1974; Particulars of
my Life. N. Y., 1976; Reflections on Behaviorism and Society. N. Y., 1978; The
Shaping of a Behaviorist. N. Y., 1979;
Литература: Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX
века. М.: Академия, 1996; Шульц Д., Шульц С. История современной психологии.
СПб.: Евразия, 1998; Б. Ф. Скиннер // Психология: Биографический
библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя.
СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты,
упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Исторические лица США
(указатель имен).
Сочинения:
The behavior of organisms, N. Υ., ;
Science and human behavior, N. Y.,
;
Verbal behavior, Ν. Ύ., ;
Waiden two, N. Y., 1963;
Beyond freedom
and dignity, Ν. Υ., 19728;
About behaviorism, N. Y., 1974;
Particulars of my
life, N. Y., 1976;
Reflexions on behaviorism and society, N. Y., 1978;
The
shaping of a behaviorist, N. Y., 1979.
Литература:
Тихомиров О. К., Структура мыслит, деятельности человека, М., 1969;
Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, М., 1971;
Выхристюк — Андреева И.
С., Галинская И. Л., Уроки одной полемики (критич. анализ скиннеровской
концепции человека), «ФН», 1982, № 1.
Major works
- The Behavior of Organisms: An Experimental Analysis, 1938. ISBN 1583900071
- Walden Two, 1948. ISBN 002411510X
- Science and Human Behavior, 1953. ISBN 0029290406
- Schedules of Reinforcement, with C. B. Ferster, 1957. ISBN 0137923090
- Verbal Behavior, 1957. ISBN 1583900217
- The Analysis of Behavior: A Program for Self Instruction, with James G. Holland, 1961. ISBN 0070295654
- The Technology of Teaching, 1968.
- Contingencies of Reinforcement: A Theoretical Analysis, 1969. ISBN 1583900284
- Beyond Freedom and Dignity, 1971. ISBN 0394425553
- About Behaviorism, 1974. ISBN 0394492013
- Particulars of My Life: Part One of an Autobiography, 1976. ISBN 0394400712
- Reflections on Behaviorism and Society, 1978. ISBN 0137700571
- The Shaping of a Behaviorist: Part Two of an Autobiography, 1979. ISBN 0394505816
- Notebooks, edited by Robert Epstein, 1980. ISBN 0136241069
- Skinner for the Classroom, edited by R. Epstein, 1982. ISBN 0878222618
- Enjoy Old Age: A Program of Self-Management, with M. E. Vaughan, 1983.
- A Matter of Consequences: Part Three of an Autobiography, 1983. ISBN 0394532660
- Upon Further Reflection, 1987. ISBN 0139389865
- Recent Issues in the Analysis of Behavior, 1989. ISBN 067520674X
- Cumulative Record: A Selection of Papers, 1959, 1961, 1972 and 1999 as Cumulative Record: Definitive Edition. This book includes the authentic account of the much-misrepresented «Baby in a box» device. ISBN 0874119693
Бихевиоризм в «Поведении организмов»
Существующие в середине 20 века теории психоанализа Беррес Скиннер относит к умозаключениям, которые основываются на предположениях. Бихевиоризм допускал влияние внутренних факторов, например, подсознания. Скиннер считал, что изучение поведения человека возможно только с такой позиции, которая допускает формирование личности внешними обстоятельствами:
- окружение;
- внешняя среда.
Скиннер обозначил свое учение как радикальный бихевиоризм, так как формирующие факторы носят сугубо внешний характер.
Наиболее значимая работа Скиннера– «Поведение организмов» (1938), в которой рассматриваются принципы оперантного поведения. Концепция учения заключается в том, что обучение любому навыку или форме поведения происходит только через поощрение или наказание, которые ассоциируются с этим навыком.
Исходя из того, что психика человека опирается на различные рефлексы, Скиннер подчеркивал отличие своего подхода от опытов Павлова по типу стимулов. Негативное и положительное подкрепление прививают конкретную форму поведения, увеличивая вероятность его повторения. Наказание ослабляет вероятность повторения конкретного поведения.
Скиннер ввел обучение своих сотрудников на машинах, которые оценивают ответы учащихся. С помощью обучающих машин требуемое действие получает положительное подкрепление.
Для демонстрации механизма обусловливания исследователь провел опыт с экспериментальной камерой, изобретенной им самим. Камера получила название ящика Скиннера.
Семья в жизни Фредерика Скиннера
Большое значение в научной жизни Скиннера имела его собственная семья. Со своей женой Ивонн Блю он познакомился в период работы в университете Миннесоты. В браке у них родилось две дочери. Вторая дочь четы Скиннеров в младенчестве росла в специальном приспособлении, изобретённом отцом, – в «плексигласовой подогреваемой кроватке с окошком» (Aircrib). На подобный шаг Скиннер решился после просьб жены в период беременности придумать безопасную кроватку для их малыша. Ввиду того, что супруги жили тогда в Миннесоте, отец семейства учитывал как климатические факторы, так и вообще состояние окружающей среды в штате .
В инженерном плане кроватка, изобретённая Скиннером, представляла собой большую металлическую кровать с потолком, тремя стенками и плексигласовым стеклом, которое можно было поднять или опустить, если необходимо было забрать или положить ребёнка в кроватку. Родители могли регулировать температуру и влажность с помощью специального прибора, находящегося на верху кроватки. Снизу поступал чистый воздух. Дебора – так звали девочку — два первых года жизни провела в такой кроватке. По всем параметрам она была здорова, а также у неё было вполне счастливое детство и взрослая жизнь .
К сожалению, изобретению Скиннера не суждено было стать коммерчески успешным, несмотря на его известность и узнаваемость. Постаралась пресса: после нескольких фотографий его дочери в кроватке у многих людей возникла прямая ассоциация с «Ящиком Скиннера», а также с подкреплениями, рычагами и прочим. К тому же люди очень осторожны, когда речь заходит о технологиях, заменяющих труд любящей матери . Возможно, критика не имела под собой реальных оснований: Дебора Скиннер выросла здоровым и счастливым ребёнком, она не имела проблем с кроваткой и всегда рассказывала о детстве в позитивном ключе .
Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма
Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.
Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения), нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.
Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.
Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.
Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено на подкрепление контролируемого индивидом поведения.
Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.
Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться.
Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Эта тема закрыта для публикации ответов.