Оглавление
Профилактические мероприятия для повышения желания посещать учебное учреждение
Понимание первопричин родителями возникшего у ребенка желания не посещать учебное заведение — это уже половина решения проблемы. Однако категорический отказ от посещения школы ребенком не всегда наступает моментально. За несколько недель можно заметить ухудшение настроения при мысли о посещении занятий или жалобы школьника на плохое самочувствие перед выходом из дома. Такие показатели уже говорят о возникших проблемах в учебном заведении.
Конфликты
Конфликты
Ребёнок часто заявляет родителям: «Не хочу учиться в школе!». Что делать в ситуации, когда это происходит явно не из-за усталости? Самой распространённой причиной и, увы, трудно решаемой, являются конфликты. В-первых, далеко не все признаются в этом, чтобы не показаться униженным лишний раз и оскорблённым. Во-вторых, зачастую заходит всё так далеко, что разгрести образовавшийся ком может только профессиональный психолог.
С одноклассниками
Проблема. Дети жестоки, особенно — подростки. У них свой взгляд буквально на всё: на школу, на одежду, на учителей, на весь учебный процесс. Они могут издеваться над сверстником по разным причинам:
- у него нет iPhone и аккаунтов в соцсетях;
- он бедно и немодно одевается;
- он замкнутый и необщительный, живёт в своём собственном мире;
- он плохо учится;
- у него есть недостатки во внешности (оттопыренные уши, большой рот, длинные руки — причиной насмешек может стать любой дефект) и т. д.
Результат: из-за насмешек и издевательств ребёнок не хочет идти в школу, у него развиваются различные внутренние комплексы.
Что делать? Постарайтесь понять причину такого отношения одноклассников. Из-за бедности и отсутствия iPhone? Грош цена таким друзьям — не стоит заморачиваться на том, чтобы завоевать дружбу таких людей. Наверняка в параллельных классах есть кто-то с таким же уровнем дохода: нужно объединиться и дать достойный отпор обидчикам. Проблемы с учёбой? Так это отличный повод подтянуть все свои хвосты. Поверьте: любая проблема решаема — нужно только захотеть.
Совет родителям: вы наверняка самыми последними узнаете о проблемах своего ребёнка с одноклассниками. Именно поэтому нужно постоянно держать руку на пульсе: общается ли он со сверстниками в соцсетях? ходит ли с ними гулять? рассказывает ли вам об отношениях с ними? а что говорит по этому поводу классный руководитель? Если проблема не решается спустя 2 месяца после того, как вы начали решать данную проблему, всерьёз подумайте о смене школы, но при этом не забудьте спросить мнения подростка.
С учителями
Проблема. Если у ученика и учителя не совпадают темпераменты или взгляды на жизнь, это может вылиться в некоторую конфронтацию. Властный, авторитарный учитель, привыкший к крику, может подавлять меланхолика, и тот по утрам будет со слезами на глазах твердить: «Не хочу в школу!». Может возникнуть и зеркальная ситуация: аморфный, спокойный, чересчур спокойный преподаватель не сможет взять в руки шустрого непоседу и заводилу. Это ведёт к проблемам с учёбой и успеваемостью.
Что делать? На самом деле нужно помнить прежде всего о том, что любой учитель — это человек. С ним всегда можно поговорить, найти какой-то подход. Наверняка ему тоже неприятна сложившаяся ситуация, и он будет прочь всё уладить совместными усилиями. Если уж вы столкнулись с настоящей Медузой Горгоной (таких в современной школе практически не осталось), всегда можно решить проблему с классным руководителем, школьным психологом или даже завучем. Если вы сообщите им, что ребёнок не хочет идти в школу из-за конфликта с преподавателем, разрешить данный конфликтный узел — прежде всего в их интересах.
На заметку. Попробуйте взглянуть на учителя не как на беспощадного Цербера, а как на чью-то жену, маму, сестру, подругу… Представьте, как ей тяжело, — это в корне изменит не только ваше к ней отношение, но и ваши отношения между собой.
Элементарная усталость
Элементарная усталость
Причина. Будни представляют собой циклично выполняемые действия, которые обычно расписаны буквально по минутам: 7.00 — подъём, 8.00 — школа, 14.00 — обед, 15.00 — компьютер, 17.00 — уроки, 19.00 — прогулка и т. д. Упрощенная схема, которая у каждого — своя. И независимо от того, сколько в этом графике периодов отдыха, цикличность всё равно предполагает в конечном итоге усталость от монотонно выполняемых действий.
Что делать?
Совет родителям: устройте своему ребёнку «законный» выходной. Если он у вас практически не пропускает школу, он может не хотеть идти туда просто по причине элементарной усталости.
Совет школьникам: если причина в этом, конечно, трудно объяснить предкам, что вам просто нужно отдохнуть. Тогда попытайтесь что-то изменить собственными силами. Измените график своего дня. Вставайте на 15 мин раньше и делайте утреннюю гимнастику. Мальчикам не повредит прокачать пресс, а девочкам — сделать талию более изящной. Поменяйте местами прогулку и сидение возле телевизора / компьютера. Перед сном не сидите в гаджетах, а почитайте что-нибудь лёгкое и ненавязчивое.
Это самая простая проблема, когда ребёнок не хочет в школу: что делать в такой ситуации, мы разобрали. Все остальные ситуации уже решить так просто не получится.
Полезный совет. Чтобы убрать синдром усталости от школы, нужно на выходных куда-нибудь съездить: покататься на лыжах, погулять по парку, посетить аттракционы и т. д.
Подросток хочет учиться!
Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории…
Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.
Ребенку плохо в школе из-за одноклассников или учителя
Если вы выяснили, что причина нежелания пойти на занятия в том, что малыш еще не влился в коллектив, надо помочь с этим. Для этого необходим тесный контакт с учителем. Старайтесь принимать участие вместе с ребенком во внешкольной жизни детей. Войдите в контакт с другими родителями. Присмотритесь, к кому из ребят тянется ваш ребенок, помогите завести друзей.
Добрый, располагающий к себе учитель — один из важнейших факторов комфортабельной жизни младшеклассников. Ведь малыши только отошли от материнской опеки
Им важно также и в школе получать душевное тепло. Если учитель суров, жесток, прагматичен, «холоден» — задумайтесь о переходе в другой класс
У некоторых родителей бытует такое мнение: «Учительница очень строгая, зато дает хорошие знания». У таких учительниц дети выдрессированы и послушны. Но «почему-то» потом ненавидят школу.
В начальной школе в первую очередь важно следующее:
- Безболезненное взросление детей, переход в разряд «учеников».
- Социализация детей, гармоничное вливание во взрослое общество.
- Получение навыков получения знаний, самодисциплина, самоконтроль.
Синдром негативного самопредъявления
Негативное самопредъявление — это психологический синдром, который проявляется в постоянном и намеренном нарушении правил поведения
Таким образом ребёнок привлекает к себе внимание. Он изображает ужасного ребёнка и отказывается делать уроки, поскольку не знает, как иначе заставить взрослых уделить ему время
Что делать? Основной принцип — уделять школьнику внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Нужно замечать ребёнка в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не эпатирует
Если же начинаются хулиганские выходки, то важно указать на последствия и обозначить санкции.
Выпасть из люльки
— Почему,на ваш взгляд,это происходит?
— Мы это поймем,если посмотрим на жизнь современного человека,на сами условия воспитания. Если младенец лежит в мокрой пеленке,он заорет,и тогда придет кто-то большой и сделает сухо и тепло. Появляется условная связь. Этот крик — первый акт воли.
Современного ребенка лишают возможности проявлять волю на самых ранних этапах. Начнем с того,что у нас есть памперсы,в которых не мокро и орать не надо. И дальше ребенок живет в условиях,где ему самому практически ничего не нужно делать.
Школа.
Анна Зайкова
Человек,родившийся 40−50 лет назад,очень быстро,так скажем,вываливался из люльки и был вынужден совершать много телодвижений,чтобы удовлетворить элементарные жизненные потребности. Он оказывался вовлечен в обычную бытовую жизнь старших,потому что если он,например,не приготовит себе еду,то никто этого не сделает. И ребенок очень рано понимает: для того чтобы что-то получилось,надо прикладывать усилия.
У нас есть готовая еда,не нужно напрягаться,чтобы ее добыть. Чрезмерное увлечение современных родителей комфортом,чрезмерная и не всегда обоснованная забота о безопасности приводят к тому,что ребенок растет безвольным. Это тот случай,когда благими намерениями вымощена дорога в ад.
Потому что когда возникнет ситуация преодоления какой-то трудности,когда нужно проявить терпение,то человеку будет очень некомфортно,и он попытается убежать от этих обстоятельств. Хотя на самом деле в этом мире выигрывают те,кто в числе прочего умеет терпеть дискомфорт,понимая,зачем это нужно.
Когда ко мне приходят родители 11-летнего подростка и говорят,что он ничего не хочет делать,я думаю: «Ну,мои хорошие,а что вы сделали для того,чтобы он вообще что-то захотел?» У него все блага мира на расстоянии вытянутой руки.
Охрана школы во время ЕГЭ.
Анна Зайкова
Секреты мотивации детей
Покажите, как приятен на вкус успехПоказателем успешности в школе являются оценки – в данном случае “пятерки”. Учеников с хорошей успеваемостью уважают учителя, одноклассники и их родители. Также другие дети просят отличников помочь с различными заданиями, с которыми не могут справиться сами
В общем, эти дети не обделены вниманием и похвалой. А вот дети, которым по какой-либо из причин учеба дается сложно, не знают о такой стороне хорошей успеваемости
Поэтому нужно им помочь хоть раз испытать на себе успех. Узнать что такое когда ты любим и уважаем многими людьми. И когда ребенок испытает это чувство, он не захочет больше быть отстающим учеником и перекатываться с “двойки” на “тройку”.
Помогите развить способностиНе бывает детей без талантов. Бывают дети, талант которых не был раскрыт, а потенциал не реализован. Поэтому приглядитесь к своему ребенку, узнайте, что его интересует, что нравится
И запишите его на внешкольные занятия по этому предмету или виду искусства.Особенно важно это для детей, плохо успевающих по предметам, которые считаются основными, но имеют явные успехи, например в музыке или в футболе. Занимаясь любимым делом, чадо будет получать позитивные эмоции и силы на более сложные для него уроки.
Объясните дочке или сыну смысл учебыТрудно достичь успеха и иметь энтузиазм в деле, если не понимаешь зачем это нужно
Чтобы ребенок лучше понял важность саморазвития и получения знаний, покажите на своем примере, как учеба в школе помогла вам в жизни. Например, мама работает журналистом в газете. А все потому что она старательно изучала в школе литературу и русский язык, благодаря чему поступила в университет и получила профессию мечты. Папа – тренер волейбольной команды. И он может заниматься любимым делом, только потому, что в школе получал хорошие оценки не только по физкультуре, но и по базовым предметам. Ведь ему нужно было окончить школу и сдать экзамены, чтобы получить эту работу.
Научите ребенка не сдаваться перед трудностями и не впадать в уныниеКроха получила плохую оценку и в замешательстве от этого? На лице огорчение и обида от случившегося. Необходимо поддержать и рассказать, что это не повод грустить и опускать руки. В жизни случаются неудачи. От этого никто не застрахован. Но выигрывает в итоге тот, кто не пасует в сложную минуту. А засучив рукава и с улыбкой готовится к новой подаче. Также объясните ребенку, что плохая оценка не делает его недостойным и глупым. Это просто говорит о том, что он недостаточно хорошо подготовился к данному материалу. Но если он приложит больше усилий в следующий раз, то результат несомненно будет лучше.
Помогите восстановить концентрацию Если у ребенка снижена концентрация и он не может сосредоточиться, то сейчас неподходящий для этого момент. Так как у него повышенная возбужденность. Лучше переключить его на более активные действия. А когда он придет в норму, продолжить занятия.В качестве переключения идеально подойдет помощь по уборке в доме, активные игры, например “прятки” или “жмурки”.
Используйте хитрости
Если Вы сами можете похвастаться хорошей успеваемостью в школе, расскажите об этом ребенку. Это будет для него хорошим примером для подражания. Также добавьте свои ожидания. Как сильно Вы бы хотели, чтобы и Ваш ребенок хорошо учился. Расскажите, на конкретных примерах, как Вам помогли полученные знания. Отличный результат будет, если рассказать чаду о его любимом герое. Как тот старательно учился в школе. Например, Бэтмэн благодаря полученным в школе знаниям смог правильно рассчитать скорость полета и постичь это искусство в совершенстве. На таких примерах можно наглядно показать ребенку, что на знаниях основан мир. Мы надеемся, эта статья помогла Вам лучше узнать своего ребенка и понять причины, почему он не желает учиться. А также применить на практике советы и увидеть результат.Если Вы до сих пор находитесь в тупике и не знаете, как мотивировать чадо к знаниям, ждем Вас на консультации психолога онлайн. Безвыходных ситуаций не бывает. Мы помогли уже многим детям почувствовать вкус к учебе. Индивидуальный подход и многолетний опыт – наши ключи к успеху!
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
Конфликты с одноклассниками
Травля со стороны сверстников или просто неблагоприятные отношения и агрессия в классе — одна из частых причин, по которой ребенок не хочет ходить в школу. И даже ненавидеть ее.
Как понять, есть ли у ребенка проблемы в школьном коллективе?
- Ребенок не участвует во внешкольных тусовках и общении. Дети после школы обычно гуляют, приглашают друг друга на дни рождения, встречаются на выходных. Если ваш ребенок никогда этого не делает, ему как минимум некомфортно в классе.
- Ребенок отказывается от участия в школьных экскурсиях и мероприятиях, где сверстники могут свободно пообщаться вне уроков.
- У ребенка в школе “теряются” или “портятся” вещи, хотя по жизни он не такой уж безалаберный и рассеянный.
- На школьной одежде ребенка появляются неожиданные пятна, она может быть испорчена жевачкой или порвана. Хотя опять же обычно на нем “вещи не горят”.
- У ребенка появляются травмы и ссадины, о происхождении которых он внятно рассказать не может. А на вопросы отвечает уклончиво или завирается.
- У ребенка явно “глаза на мокром месте”, когда вы начинаете разговор об одноклассниках.
Что делать, если вы заподозрили школьную травлю? Прежде всего, помнить, что резкие движения тут могут навредить ребенку. Скажем, если вы накинетесь на других детей с обвинениями, это явно не сделает вашего ребенка более популярным.
Начните с визита к независимому психологу, который не знает вашу школу и впервые видит вашего ребенка, с запросом разобраться в том, какая помощь нужна, чтобы ребенок смог общаться с ровесниками. Вполне возможно, что вы, любя своего ребенка, не замечаете, что у него действительно есть какие-то особенности поведения, которые стоит скорректировать. Например, его нужно научить реагировать на обидное прозвище — и ситуация нормализуется.
Также нужно иметь в виду, что, если травля и правда имеет место, то педагогический коллектив по какой-то причине ее игнорирует или даже провоцирует. Поэтому удивление по поводу вашего визита в школу будет весьма неискренним, а желание помочь — весьма формальным. И часто не очень эффективным.
Если в школе есть психологическая служба, обратитесь и к ней. Сформулируйте запрос: понять, почему ребенок воспринимает отношения с одноклассниками как неблагоприятные. Не требуйте вмешательства, попросите их предъявить свой взгляд на ситуацию. Если школьная система встанет в защитную позицию “у нас все хорошо — проблема в вашем ребенке или его восприятии”, стоит задуматься о смене школы.
Чрезмерная нагрузка
Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.
Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.
Другие причины
Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
Например, сильная перегрузка
Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.
Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя – нет. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
Третья причина – самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.
Что запомнить
- При любой усталости: от шума, информации, общения, малоподвижности, оценок и недосыпа — необходимо компенсировать дефицит тишины, покоя, движения или сна.
- Обязательно обсудите вопрос дополнительного выходного с родителями и предупредите учителя, что вы не придёте на занятия.
- Если опасаетесь идти в школу из-за недоброжелателей, необходимо разобраться в конфликте: заручиться поддержкой взрослых, обсудить план действий, связаться с администрацией.
- Лучше всего не сидеть в телефоне, а почитать книгу для души, полежать в ванне, прогуляться, порисовать.
- Если очень хочется, можно и поучиться: посмотреть разборы олимпиад или документальные фильмы на исторические темы, почитать дополнительную литературу по любимым предметам.
- Стоит подумать, как снизить ежедневную нагрузку, чтобы не доводить себя до эмоционального истощения и утомления.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Впереди паровоза
— Система воспитания и обучения,которую прошли мы,основывалась на наших возможностях и удовлетворяла наши же потребности. В современном мире она дала сбой. Перекос происходит колоссальный,и год от года все больше.
Дети от года до трех лет,например,должны много двигаться. Это стадия формирования сенсомоторного интеллекта. Человек познает мир через движения и ощущения. В это время он накапливает багаж ощущений и формирует свою нервную систему так,чтобы в дальнейшем она была способна выполнять другие операции и обслуживать другие процессы,например мышление,на котором потом будет строиться как раз обучение.
Слишком увлеченные идеей развития ребенка родители,начитавшись интернета,начинают своих 2−3-летних детей усаживать за стол и учить буквы. Бежать впереди паровоза,в общем. Мать,что ты делаешь? Чего хочешь добиться? Чтобы ребенок к 10-му классу докторскую диссертацию защитил?
Это очень жестоко по отношению к маленькому человеку. Движения и ощущения — это буквально еда для нервной системы ребенка в этом возрасте. И родители его постоянно недокармливают.
Подростки. Кеды.
СС0
Так что к первому классу ребенок приходит,во-первых,физически чахлым,во-вторых,с уже накопленным колоссальным отвращением к самому процессу обучения. Ведь,если вместо еды всякий раз давать человеку какую-нибудь вонючую гадость,он очень быстро перестанет есть вообще.
У здорового ребенка огромный познавательный интерес,но с ним учат буквы и цифры,а не познают мир на ощупь. В школе все еще хуже. Ребенок и физически не может вытягивать эту нагрузку. А там еще и оценки. Потом приходит пубертатный период и вообще сносит крышу.
— Если в начальной школе уже видно проблему,то как ее решить?
— Решить можно,но не всегда есть кому это сделать. Грамотный педагог,конечно,сможет пробудить искру любознательности в своем ученике,но сейчас все больше ориентируются на показатели,а не на процесс. У процесса познания нет результата,он ценен сам по себе,так нарабатывается драгоценный опыт,который нельзя как-то измерить.
Подростки.
unsplash.com
Дополнительно
Главным правилом при мотивировании своего чада это выполненные обещания. Никогда не обещайте то, чего невозможно выполнить. Таким образом, у ребенка не будет чувства, что его используют и обманывают. Утратить доверие школьника очень легко, а вот восстановить его гораздо сложнее.
Не менее важным является и выбор учебного заведения. Так как в этом месте ребенок проводит больше всего времени, он должен испытывать комфорт, который особо важен для продуктивного учебного процесса. Наилучшим вариантом будет и присутствие психолога в школе. Именно он первым заметит изменения в поведении школьника и сможет помочь в сложившейся ситуации.
Изменения в поведении вашего ребенка будут заметны не сразу. Если родители приложили максимум усилий в улучшение своей модели поведения, то результат точно будет. А вот чтобы избежать проблемных ситуаций в школе, необходимо интересоваться жизнью своего ребенка. Просто разговор или определенный совет помогут ребенку чувствовать вашу поддержку .
Размытые требования
Самое сложное в любом деле — начать. Школьники часто прокрастинируют потому, что не знают, как подступиться к заданию. В идеале домашние задания должны быть направлены на закрепление или повторение материала, а значит — быть посильными без участия родителей. На практике ребёнок часто не хочет делать уроки потому, что задания слишком сложные.
Что делать? Посмотрите вместе с ребёнком список домашних заданий и проговорите, что и как необходимо сделать. Если задание слишком большое, разбейте его на маленькие шаги. Когда ребёнок видит последовательность действий, подступиться к заданию становится легче.
<<Перелинковка2>>
Разбираемся в причинах
Участвуйте в жизни вашего малыша до тех пор, пока он не научится принимать самостоятельные решения. Умейте дружить, но оставайтесь в первую очередь отцом или матерью. Если ваше чадо не хочет идти в школу, то не стоит закрывать на это глаза и обвинять в этом малыша: нужно найти проблему и искоренить ее.
- Во-первых, говорите с ребенком. Обсуждайте, как прошел его день, расспросите о новых друзьях и об учителях. Ваша задача — следить за реакцией малыша: блеск в глазах, радостная улыбка, уставший вид, уклончивые ответы — каждая деталь важна, ведь она скрывает душевное состояние ребенка. Это правило касается не только первоклассников. Внимательный родитель проявляет инициативу и участвует в жизни своего чада с раннего детства и тогда не сталкивается с обманом или скрытным поведением ребенка-подростка.
- Во-вторых, проанализируйте учебный день ребенка. Причина отказа от школы может лежать на поверхности: у малыша слишком много занятий и плотный график. Не старайтесь записать ваше чадо во всевозможные кружки и курсы. Если он не будет посещать хореографию или учить третий иностранный язык, то это вовсе не означает, что ребенок вырастет глупым и неразвитым. Запомните! Дети всегда выбирают занятия им по душе, иногда за ними достаточно лишь наблюдать и помочь им направить свою энергию в нужное русло.
Повышенная тревожность
Тревожность — это чувство неблагополучия, напряжения, озабоченности, неопределённости, а порой и беспомощности. Если ребёнок не хочет делать уроки вообще, возможно, у него повышенная тревожность. Психологи Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко выделяют такие признаки тревожного ребёнка:
- любое задание вызывает излишнее беспокойство;
- во время выполнения заданий школьник напряжён;
- ребёнок легко расстраивается и не может сдержать слёзы;
- ребёнок не уверен в своих силах;
- у него многое, в том числе домашние задания, вызывает страх.
Что делать? Для уменьшения уровня тревожности нужно чаще обращаться к ребёнку по имени, чаще обнимать и отмечать его успехи. Нельзя кричать, угрожать и унижать ребёнка, сравнивая его с «сыном подруги».
По каким причинам обычно у ребенка нет желания ходить на занятия?
У мальчика или девочки может отсутствовать желание посещать учебное заведение по ряду причин.
- Некоторым деткам не особо легко осваивать не самую простую программу в кратчайшие сроки. Из-за этого часто подросток не хочет ходить в школу. Ему надоела постоянная нагрузка, которая способствует тому, что его самооценка постепенно снижается.
- Иногда нежелание идти на занятия кроется не в самой личности, а исключительно в учебном заведении. Нередко у ребят появляются разногласия с педагогами, другими школьниками, им не нравятся, как проходит учебный процесс и так далее. Как результат — первоклассник не хочет идти в школу и постоянно плачет.
- Порой виной всему оказываются существенные проблемы семьи. Речь идет о разводе родителей, смерти близких людей, отсутствии внимания к чаду со стороны взрослых и так далее.
- Достаточно часто случается такое, что мальчику или девочке очень сложно адаптироваться в коллективе и поэтому ребенок не хочет идти в школу в первый класс. Однако это вполне нормальная ситуация, поскольку часто деткам нужно просто дать время, чтобы они успели сдружиться с незнакомыми ребятами.
Первоклассник не любит школу
Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа:
— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться,
— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,
— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,
— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми.
Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.
«Мы записываем ребенка на пять кружков и потом понимаем, что света белого не видим»
Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться.
Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом.
На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»).
Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.
Завышенные ожидания родителей
Порой мама с папой предъявляют к ребёнку слишком много требований: «Как это можно не понимать! Это же элементарно! И в кого ты такой двоечник?!» Постоянные упрёки подрывают самооценку школьника, неуверенный в себе ребёнок не хочет делать уроки — вдруг допустит ещё больше ошибок. А уверенный начнёт пререкаться или агрессировать в ответ, так как захочет защитить себя.
Что делать? Обычно родители идут к психологу и просят изменить ребёнка. А надо изменить своё отношение к ситуации — пересмотреть требования и увидеть в школьнике человека, которому нужна помощь и стабильность. Можете ли вы сказать, что гордитесь ребёнком просто так, без хороших отметок?
Ребенок не учит конкретный предмет
Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.
Ребенок не ладит с учителем
В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя
Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету
Слишком много заданий
Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.
Ребенку сложно учить предмет
Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.
Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка
Эта тема закрыта для публикации ответов.