Виды и процессы воображения

Алан-э-Дейл       25.11.2024 г.

Воображение в психологии

Как психологи характеризуют понятие воображения? В психологии оно имеет широкое понятие, которое включает способность воссоздавать ранее воспринятые образы, манипулировать ими, не имея непосредственного физического контакта, прогнозировать и представлять будущее, которое еще не осуществилось. Человек в своем воображении может быть кем угодно и жить как угодно. Иногда воображение путают с восприятием, однако это разные психические процессы.

Воображение основывается на имеющемся опыте, который теперь трансформируется, совершенствуется. Все это происходит пока что только в голове. Это не является реальностью, хотя может ею стать. Нередко люди просто представляют себе то, чего никогда не может быть или пока еще нет таких технологий, которые могли бы воплотить представленную фантазию.

Человек воображает только то, что ему интересно. Это помогает немного познать себя, свои вкусы и пожелания. При этом воображение позволяет человеку составить план действий, представляя себе тот результат, которого хочется достичь. Таким образ, воображение – это способ составления плана, по которому человек собирается жить в ближайшее будущее.

Способы развития

В современном мире творческие люди очень востребованы. Поэтому существуют тренинги и семинары по развитию воображения.

Подобные упражнения рассчитаны не только на детей, но и на взрослых

Краткие рекомендации по формированию фантазии позволяют родителям помогать детям совершенствовать свои навыки. Для начала взрослые должны сформировать сенсорную среду, т.е. знакомить ребенка с разными предметами и явлениями. Малыш должен активно играть и разговаривать со сверстниками. Именно устная речь способствует появлению абстрактного мышления.

Важно! Нужно поддерживать любые творческие начинания: рисование, музицирование, лепку и т.п. Взрослые тоже могут развивать воображение. Для этого им стоит постоянно тренироваться

Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля

Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля

Взрослые тоже могут развивать воображение. Для этого им стоит постоянно тренироваться. Например, придумывать новые свойства для уже существующего предмета или постараться придумать что-то с нуля.

Зная точные характеристики воображения и особенности его проявления, любой человек может развить у себя этот вид психической деятельности. Дополнительно можно считать в уме, читать книги, смотреть фильмы и учиться анализировать окружающую среду.

Чем больше у человека чувственного опыта, тем выше вероятность появления фантазий. Могут помочь медитации и другие трансовые техники. Полезно каждодневно перед сном воссоздавать прошедший день. При регулярных занятиях получится добиться хороших результатов.

Функции воображения

Иногда воображение выполняет защитную функцию

Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.

Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.

Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.

В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:

  • регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
  • познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
  • приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
  • психотерапевтическая – создание психологической защиты;
  • аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.

Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.

Силу воображения можно развить специально с помощью различных упражнений и психологических приемов. Занятия творческими видами деятельности тренируют воображение человека самопроизвольно.

Выполняя специальные упражнения, можно достичь полного расслабления тела или избавиться от болезненных ощущений.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Интересные исследования

То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.

Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.

Как проявляется воображение

В зависимости от вида воображения, оно проявляется в разных формах.

Для активного воображения это:

  • Мыслительный эксперимент. Характерен в основном для ученых. Считается, что первым стал «ставить» такие опыты Аристотель, а широко популяризировал их Галилей. При отсутствии возможностей провести эксперимент в реальности – это единственный вариант поведения для того, кто желает спрогнозировать результат собственных действий.
  • Фантазия. Не имеет ничего общего с реальностью. Воплотить ее в жизнь не получится просто потому, что предметы, о которых можно фантазировать, не существуют в реальности. Зато итогом может стать, например, роман в жанре научной фантастики.
  • Мечта. Четкий образ желаемого, того, что можно получить в реальности. Может быть и полезной, и вредной. В первом случае – это стимул к действиям, направленным на ее достижение, во втором – склонность «витать в облаках», ничего полезного не предпринимая.

Пассивное воображение проявляется как:

  • Сновидение. Порождается здоровой психикой. Отражает эмоциональное отношение к пережитому. Другие варианты их трактовки – «перевод» информации из оперативной в долговременную память либо удовлетворение подсознательных потребностей.
  • Галлюцинация. Характерно для бодрствующего человека с нарушениями психики, либо находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ. Реальностью не является, но им воспринимается именно в таком качестве.
  • Греза. Отличается от мечты тем, что не имеет практически или вообще никакого отношения к объективной реальности. Это приятная, но иллюзорная альтернатива действительности.

Соответственно, отсутствие у человека воображения означает для него полную невозможность любого прогресса.

Классификация видов воображения:

  • Активное (произвольное) — преднамеренное построение образов с сознательно поставленной задачей в том или ином виде деятельности, развивается в процессе труда.
  • Пассивное (непроизвольное) — возникновение новых представлений при ослаблении сознательного контроля со стороны личности и без непосредственного ее намерения.

Активное воображение

Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.

В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

Задачи активного воображения:

  • Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.
  • Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.
  • Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

В группе активного воображения выделяют следующие подвиды:

  • продуктивное (творческое);
  • репродуктивное (воссоздающее);
  • мечта.

Продуктивное (творческое) воображение

Данный тип отвечает за формирование представлений, не имеющий прообразов в реальном мире. В сознании человека формируется модель определенной ситуации, явления или объекта на основе жизненного опыта и знаний. Трудность заключается в объединении имеющихся элементов в единое целое, благодаря чему создается уникальность итогового образа.

Продуктивное воображение проявляется в процессе творчества человека: искусстве, науке, технической деятельности.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.

Мечта

Является особой формой активного воображения, которая заключается в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта направлена в будущее и выступает как причина, мотив той или иной деятельности человека.

Пассивное воображение

Непроизвольное воображение начинает проявляться у детей младшего возраста. Наиболее ярко — в сновидениях, в полусонном состоянии, когда представления возникают, сменяются, соединяются самопроизвольно. Однако пассивное воображение имеет место и в состоянии бодрствования.

Пассивное воображение проявляется в двух подвидах:

  • преднамеренном (грезы);
  • непреднамеренном.

Преднамеренное воображение (грезы)

Создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как неосуществимые, нереальные. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания. При этом контроль проявляется в отборе образов, которые вызвали бы у человека определенное эмоциональное состояние.

Непреднамеренное воображение

Проявляется при особых состояниях личности или организма, когда человек не управляет процессом создания образов. Разновидностями являются сновидения и галлюцинации.

Сновидения — образы, возникающие у человека в фазе быстрого сна, представляют собой создание новых образов в результате сочетания информации из долговременной памяти, а также информации, полученной в течение дня.

Во время галлюцинаций образ возникает без реального внешнего раздражителя. Специфика заключается в том, что этот образ оценивается человеком без критики, как истинно существующий объект. Причинами возникновения галлюцинаций могут быть как органические факторы (воздействие наркотиков, алкоголя, температура, недостаток кислорода), так и психогенные (состояние аффекта).

Кратко о свойствах

Значимо воображение не только для деятелей науки и искусства, но и в жизни абсолютно каждого человека, так как обладает следующими свойствами:

  1. Снимает нервное перенапряжение в процессе мысленного удовлетворения потребностей человека, сглаживает последствия конфликтных ситуаций, возникающих при социальных взаимодействиях.
  2. Оказывает помощь в решении различных практических задач при мысленной проработке различных вариантов действий.
  3. Предвосхищает будущее, позволяя планировать шаги к достижению тех или иных целей.
  4. Регулирует психофизиологическую деятельность организма, настраивает на выполнение определенных задач, повышает концентрацию при выполнении деятельности различного рода.

Методы развития

Воображение — целенаправленный процесс, имеющий конечную цель. В дошкольном возрасте оно развивается стремительно. Представлено 2 формами: созданием идеи, стратегии воплощения. Оно помогает ребенку познавать мир. Личность ребенка находится в стадии развития, он еще не имеет рациональных средств защиты психики. Воображение защищает от переживаний при столкновении с действительностью, оберегая от стресса.

Развитие детского воображения зависит от процесса опредмечивания. Ребенок заменяет реальный образ, пытаясь добавить новые черты, изменить, усовершенствовать. Так он пытается воздействовать на реальность, подчинив ее себе. Контролировать себя он еще не может. Способность к планированию появится к 5 годам. К 6–7 годам дети полностью владеют навыком представления себя в мире.

Отрицательные переживания тормозят развитие воображения. Негативный жизненный опыт становится источником создания образов. Не имея возможности получить позитивные варианты образов, ребенок использует только отрицательные. Это приводит к торможению развития остальных психических процессов.

Воображение можно развить в любом возрасте. Одаренные дети проявляют творческие способности в раннем возрасте. Иногда одаренность просыпается в зрелом возрасте, после 40 лет. Например, рисованием многие люди начинают заниматься даже после 60 лет, и это замедляет старение. Занятия творчеством позволяют развить воображение. Можно выбирать любые виды творческой деятельности:

  • рукоделие;
  • ведение дневника, заметок;
  • фотографирование;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • лепка.

Деятельность, требующая внимания, активирует мышление. Это стимулирует развитие воображения, помогая создавать более сложные фантазии. В раннем возрасте лучше всего на развитие способности представлять действуют сказки. Ребенок, слушая рассказы или пытаясь воспроизвести сюжет в игре, самостоятельно стимулирует воображение, ускоряя развитие.

Методы развития воображения

Если вы чувствуете, что жизнь стала скучной и пустой, а умственная деятельность вызывает утомление, пора задуматься. Не заела ли вас рутина? Не стала ли повседневность слишком предсказуемой? Возможно, уже давно пора найти способ переключиться.

Книги

Во-первых, самый доступный и приятный метод – чтение книг. Главное – действительно эффективный.

Так как читая, вы поневоле мысленно переносите себя на страницы. Кто-то предпочитает книгам фильмы.

В этом тоже есть свой резон, но фильм закрывает многие вопросы. Вы можете додумывать сюжет, но лица героев и все остальное уже было придумано за вас.

Например, если описывается улица – вы непременно увидите эту улицу мысленным взором. К тому же, если описывается человек – вы обязательно будете как-нибудь его представлять. Может быть, он будет похож на вашего знакомого; может быть – на кого-то еще. Но точно не останется безликим!

Вы уже не будете полностью поглощены повседневной рутиной, она не будет так давить на вас – потому что вам есть, где укрыться. И есть то, на что можно переключить мысли. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчивым к новой информации.

Ассоциации

Во-вторых, развивайте ассоциативное мышление. Ассоциации – это связь между предметами, событиями, фактами и явлениями. Сознательно стимулируя возникновение таких связей, вы научитесь создавать в уме целостную картину.

Начните с простого. Подумайте, с чем у вас ассоциируются простые предметы быта – чашка, книга, часы, и т.п. Какие воспоминания они вам навевают?

Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, поменяйте им цвет. Не ограничивайте себя естественными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы был желтым в клеточку. И заодно, как бы он смотрелся на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?

Полезно будет задействовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются конкретные вкусы и запахи – свежего хлеба, кофе, скошенной травы, воздуха после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.

Даже вышеупомянутые книги и фильмы могут ассоциироваться не со своим содержанием, а с событиями, которые происходили в момент чтения или просмотра Пользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.

Творчество

В-третьих,  вы можете действовать более радикально – не пользоваться плодами искусства, а погрузиться в него.

Походите по художественным выставкам, почитайте книги о живописи. Затем  попробуйте рисовать сами, даже если не умеете.

В хорошем смысле дайте волю рукам. Сначала в рисунках не будет смысла, но со временем у вас обязательно появятся идеи.

Наконец, попробуйте писать стихи, чтобы облечь образы и ассоциации в слова.

Проще говоря, не игнорируйте свои мысли, а дайте возможность эфемерному и бесформенному обрести форму.

На десерт, забавное видео как  развить фантазию и воображение у взрослых, раздвигая шаблоны мышления (для удобства разверните телефон на 90 градусов).

https://youtube.com/watch?v=ShPJBw3MKE0

На этом я прощаюсь с вами и желаю, чтобы ваши дни были полны ярких впечатлений и идей. Я продолжу помогать по мере своих скромных сил и возможностей. А вы не забывайте делиться записью в соцсетях и рекомендовать друзьям. Обязательно заходите еще. Вам будут рады! Всего вам доброго!

Особенности понятия

Воображение в классической психологии рассматривается с разных точек зрения. Считается, что образы создаются на основе полученного реального опыта. В то же время человек не видел динозавров или не слышал шум моря, но он может представить это, благодаря уже известным образам.

Основой такого процесса считают восприятие. Именно благодаря нему формируются механизмы фантазии. В повседневной жизни человек сталкивается с массой явлений. Он запоминает форму, звуки, цвета, запахи и другие характеристики. Все эти черты потом смешиваются в воображении, и их новые сочетания создают образы.

Нельзя считать, что воображение – это часть восприятия. Это отдельный вид психической деятельности. Его основная отличительная черта – это создание образов, которые невозможно встретить в реальности: машину времени, фантастические миры и другие. В то же время специалисты уверены, что все эти представления появляются на основе прошлого опыта.

Важно! Нельзя однозначно утверждать, когда именно формируется фантазия, и может ли она быть у младенцев. У воображения есть разные определения в психологии

У специалистов нет точных данных, которые бы доказывали наличие такого процесса у животных

У воображения есть разные определения в психологии. У специалистов нет точных данных, которые бы доказывали наличие такого процесса у животных.

Фантазия имеет конкретно-образную форму. Человек может представлять не только какие-то очертания, но и полностью продумывать выдуманную реальность. Воображение – это не только форма психического отражения, но и способность обрабатывать полученную от мира информацию.

Пассивное воображение

Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.

Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.

В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.

Пассивное непроизвольное воображение

К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.

  • Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
  • Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.

Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.

Пассивное произвольное воображение

К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.

Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?

  • Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
  • Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.

Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

https://youtube.com/watch?v=HbA6APEoRR8

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Определение в психологии

Воображение – когнитивная способность, проявляющаяся в мысленном создании образов предметов и явлений на основании имеющихся знаний и опыта, с использованием сформировавшихся и хранящихся в памяти представлений об объектах действительности. Способность воображать позволяет индивиду ориентироваться и направлять свою деятельность в разных сферах. Другие возможности, достигаемые при помощи воображения:

  1. Предвидеть развитие событий.
  2. Разнообразить досуг.
  3. Расширить перспективы в сфере познания.
  4. Использовать накопленные знания и опыт в контексте решения новых задач.
  5. Преуспеть в творческой деятельности.

Характерная особенность способности воображать – активация когнитивных ресурсов для моделирования предварительного образа планирующегося действия, поступка. Даже при ограниченном объеме информации, касающейся вопроса, благодаря мыслительным, творческим процессам индивид способен планировать, представлять вероятные исходы.

Когнитивные процессы в этом случае характеризуются непосредственно-чувственным ориентированием. Пассивная и активная формы воображения различаются итогом мыслительно-творческого процесса. В первом случае мысленное представление объекта, ситуации заменяет активные действия. Речь чаще идет о мечтах, которым не суждено стать реальностью.

Активное воображение – это в психологии предварительное моделирование прогнозируемой ситуации, действия, которое планируется совершить. Благодаря активной форме человек до начала работы представляет результат своих усилий. Речь идет о полном воссоздании в сознании вероятных результатов с эмоциональным сопровождением и компонентами сферы восприятия (зрительные, слуховые, тактильные стимулы).

Активное воображение – сознательный, целенаправленный процесс, который предполагает использование специальной техники для создания образов, соответствующих целям. Пассивная и активная формы воображения в психологии часто переплетаются, это затрудняет проведение четких границ.

Пассивное воображение – примитивная форма, которая характеризуется преднамеренными или непреднамеренными реакциями, проявлениями. Непреднамеренная форма отражает появление спонтанных мысленных образов без сознательных усилий индивида. Представления возникают и исчезают внезапно, не управляются сознанием, что обуславливает невозможность оперирования ими.

Примером непреднамеренной формы пассивного воображения служат сновидения, картины, возникающие в состоянии дремы, под влиянием внешних психотравмирующих факторов на фоне расстройств психической деятельности. Логические связи в создаваемых мыслью сюжетах, картинах чаще разорваны.

Преднамеренная форма пассивного воображения представляет собой направляемые индивидом мечты, грезы. Содержание представляемых картин предсказуемо, смысл событий и явлений управляем мыслительной деятельностью. Обычно воссоздаваемые мыслью сюжеты не связаны с волевыми усилиями и попытками воплотить их в реальность.

Чаще преднамеренный вид пассивного воображения типичен для людей, которые являются примером различных деформаций личности. Замена реального мира вымышленным, пребывание в стране грез – удел одиноких людей, испытывающих дефицит реального общения и последствия фрустрации (невозможность достижения целей, исполнения желаний, удовлетворения потребностей).

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.