Оглавление
Теория социального научения бандуры. Бандура Альберт
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория, систематически излагающая его взгляды на поведение человека. Дальнейшая работа в данном направлении привела его к более общим умозаключениям, постулированным в социально-когнитивной теории, которая существенно отличается от классического обусловливания по Павлову и от оперантного научения Скиннера.
Господствовавшие ранее в психологии точки зрения сводили объяснение поведения либо к личностным факторам, либо к ситуационным, исключая из поля зрения когнитивные структуры и процессы. Но человек не является абсолютно свободным от собственной природы. Наиболее важным оставался вопрос о том, является ли связь между ситуационным побуждением и последующим поведением примой (так, например, в теории научения Скиннера, которого часто критикуют за механистичность), или опосредована разного рода когнитивными процессами: оценкой актуальной ситуации, антиципацией событий и оценкой их последствий. Конечно, сложно наблюдать когнитивное переменные, можно лишь косвенно заключить об их существовании по отдельным признакам.
Бандура создал обоснованную теорию, в противовес-точке зрения, в которой индивидуум рассматривался как пассивный ответчик на внешние стимулы или жертва неосознанных побуждений. Автор показывает, что поведение объясняется в терминах непрерывной реципрокной интерактивности, в которой личностные, ситуационные и поведенческие факторы взаимодействуют между собой как взаимозависимые детерминанты. В рамках этого подхода наиважнейшую роль играют символические, косвенные и саморегуляционные процессы.
С самого начала своей научной деятельности Альберт Бандура уделял особое внимание огромной роли символического моделирования в формировании и распространении новых форм поведения и социальных отношений. С развитием коммуникационных технологий, символическое окружение играет все возрастающую роль в распространении идей, ценностей и стилей поведения
С позиций социального научения моделирование влияет на научение главным образом через информативную функцию\Если бы люди руководствовались в повседневной жизни только методом проб и ошибок, то научение было бы очень трудоемким, не говоря уж рискованным процессом. Но, в большинстве случаев, наблюдая за другими, мы обучаемся на примерах пусть даже приблизительных, и поэтому избегаем многих ошибок. V Наиболее спорным вопросом в научении через наблюдение является вопрос о роли подкрепления. Предполагается, что последствия автоматически подкрепляют поведение, без участия когнитивных структур. Однако в процессе изучения ученые пришли к заключению, что когда научение происходит неосознанно, то оно крайне замедленно во времени и малоэффективно. Чаще всего подкрепление переживается непосредственно или опосредовано. Однако, кроме прямого и косвенного подкрепления, люди свое собственное поведение регулируют посредством самоподкрепления. Самоподкрепление осуществляется в том случае, если люди придерживаются высокого уровня исполнения и вознаграждают или наказывают себя за достижения и неудачи. Люди способны осуществлять некоторый когнитивный контроль над своим собственным поведением, мотивацией и окружающей их средой. В контексте самоподкрепления Альберт Бандура вводит термин саморегуляция и показывает, как человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и самооценочными реакциями.
Самоэффективность занимает центральное место в размышлениях Бандуры. Когда люди осознают собственную эффективность в специфической ситуации, они начинают прилагать больше усилий, дольше могут противостоять препятствиям, выдерживают враждебные обстоятельства и неприятные переживания. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к хорошему результату и повышает таким образом самоуважение. И, напротив, низкая самоэффективность приводит к неудаче и снижению самоуважения. Человек постоянно пытается контролировать непредсказуемые ситуации и таким образом пытается осуществлять контроль над разнообразными аспектами бытия.
Бандура считает поведение достаточно целенаправленной активностью, а эффективность намерений в регулируемом поведении определяется частично тем, насколько далеко цели устремлены в будущее.
Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.
Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия
Организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов, т.е. поведения. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение. Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул-реакция» (S →R). Дж. Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.
На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).
В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».
Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.», который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.
Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.
Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).
Ящик Скиннера
Согласно концепции оперантного поведения, обусловливание может использоваться для контроля над поведением окружающихи для самоконтроля. Для регулирования личного поведения необходимо положительное подкрепление для действия.
Эксперимент Берреса Скиннера
- Голодная крыса помещалась в специальный короб. Нажимая на рычаг, животное получало еду. Со временем подопытная крыса осознала (положительный результат), что нажатие рычага позволяет достать лакомство. Данный навык закрепился.
- Крыса снова помещалась в ящик, но нажатие рычага сопровождалось подачей тока. Каждый разряд тока создавал неприятное ощущение в памяти животного (негативное подкрепление). Ток, проводимый через лапки, заставлял выработанную форму поведения сойти на нет – наказание.
- Последняя фаза эксперимента: крыса помещается в ящик. При нажатии рычага крыса не получала разряд током, но и еду не получала. Животное не получало позитивного или негативного подкрепления, поэтому навык затухал.
Опыты Берреса Скиннера позволили изучить процесс обучения организмов и способы его контроля.
В 1960-е годы американские государственные психиатрические клиники начали применять результаты эксперимента для работы с людьми, больными шизофренией, расстройством личности.
Чего мы можем достичь с помощью оперантного кондиционирования?
Что мы можем достичь с помощью оперантной обусловленности — это привычное формирование поведения. Наиболее важные понятия:
Приобретение
Приобретение — это процесс изучения поведения, при котором поведение связано с положительным или отрицательным подкреплением. Из-за подкрепления, поведение происходит быстрее, больше раз и с меньшей вероятностью исчезнет.
Вымирание
Вымирание состоит в подавлении подкрепления ранее усиленного поведения. Когда вы прекращаете усиливать поведение, его частота уменьшается. Это эффективная процедура для определенно уменьшить поведение, но это медленнее, чем другие, поэтому нельзя ожидать, что поведение исчезнет немедленно. Снижение поведения происходит постепенно и зависит от:
- История поведения, которое должно быть погашено: вымирание происходит быстрее, когда происхождение поведения происходит недавно, и медленнее, когда поведение имеет долгую историю возникновения и хорошо консолидировано..
- Подкрепление, которое получило поведение для тушения: оно быстрее, когда поведение получало подкрепление непрерывно, и медленнее, когда оно получало подкрепление периодически.
- Уровень лишения подкрепления: чем больше времени прошло между появлением подкрепления, тем медленнее будет исчезновение.
- Интенсивность усиления: чем больше используемый усилитель, тем больше времени потребуется, чтобы погасить поведение.
- Усилие, необходимое для выдачи ответа: чем больше усилий требуется, тем легче будет потушить.
Необходимо учитывать, что приложение вымирания приводит к увеличению частоты и интенсивности поведения в первые моменты приложения, это называетсявзрыв вымирания«Они также могут усиливать агрессивное или эмоциональное поведение при осуществлении процедуры, так называемой« агрессии, вызванной вымиранием »
Важно упорствовать в применении вымирания, поскольку оно обеспечивает его эффективность.
Кроме того, ответ может появиться пунктуально через промежуток времени, в течение которого поведение исчезло, это явление называется «спонтанное выздоровление«Сохраняя вымирание, со временем исчезнет навсегда.
¿Как вымирание должно быть применено?
- Удобно объяснить и уточнить условия вымирания.
- Определите все усилители, которые поддерживают поведение.
- Чтобы иметь возможность контролировать представление усилителей. Чтобы достичь этого, все люди в среде, в которой издано поведение, должны применить исчезновение, чтобы они не усиливали их.
- Предотвратите людей, вовлеченных в программу вымирания, от первоначального увеличения нежелательного ответа, возможных агрессивных ответов, не получая ожидаемого вознаграждения, и последствий спонтанного выздоровления..
- Будьте постоянны, потому что, если вымирание используется с перерывами, это эквивалентно его с перерывами.
- Используйте вместе с исчезновением ненадлежащего поведения усиление альтернативного поведения, если возможно, несовместимого с тем, которое должно быть устранено. Например, если мы хотим погасить поведение употребления сладких напитков, мы будем усиливать каждый раз, когда вы пьете воду.
Управление человеком
Воспитание в Б. Скиннера основано на том, что личность человека — это совокупность физических реакций, возникающих при наличии предшествующих факторов и последствий.
Человеческое поведение формируется согласно подкреплениям. Чаще всего, на основе положительного. Может формироваться и под воздействием отрицательного подкрепления.
Зная это, поведением человека можно управлять, основываясь на:
- Положительном подкреплении верных реакций. Это способствует их закреплению в поведении личности.
- Субъективной ценности подкрепления. То есть исходя из того, что является наиболее стимулирующим для данной личности.
- Оперантное обусловливание. Личность знает, что за ее поведением может последовать отрицательное подкрепление. Чтобы избежать негативных последствий, человек вполне способен отказаться от конкретного вида поведения.
- Субъективная вероятность последствий. Если человек осознает то, что вероятность возникновения отрицательного подкрепления от его действий мала, он готов рисковать.
- Подражание. Людям свойственно бессознательное подражание тем, кого они считают своим авторитетом.
- Тип личности. Управлять теми, кто склонен перекладывать ответственность за свои поступки и действия на других людей и жизненные обстоятельства, гораздо легче. Такой тип личности называется экстерналами. Интерналы, наоборот, берут всю ответственность за происходящее с ними только на себя.

Эта тема закрыта для публикации ответов.