Мамина радость или трудный ребенок? стадии развития личности

Алан-э-Дейл       15.11.2024 г.

Оглавление

Особенности шага

Орально-садистическая стадия психосексуального развития сопровождается амбивалентным отношением к матери. Мазохизм, садизм приобретают биологический, психический фундамент. У ребенка начинают появляться первые зубки, вместе с ними – новый путь изучения окружающего мира, и зубы становятся инструментом, опробуемым на матери. Таким образом, одновременно женщина приносит наслаждение, но можно ее наказать. Мать отдаляется от ребенка, переводя его на искусственное питание, что является и отрицательным фактором, и стимулом для развития, детерминации личности. При неэффективности решения конфликта процессы развития сбиваются, вступает в силу фиксация, вытеснение, что провоцирует формирование невротического синдрома.

Но это не значит, что нужно удовлетворять все желания ребенка, например, систематически спать втроем. Диалектика воспитания состоит не только в удовлетворении всех потребностей ребенка, но и в многих его желаний, иначе ребенок вырастет психопатом, неспособным выдерживать любые запреты и уважать границы других людей.

Способность находиться в триангулярных отношениях очень важна для взрослой жизни. Триангулярные отношения существуют повсюду. Так, например, Ваш друг общается не только с Вами, но и с другим своим другом и со своей девушкой – и если это будет вызывать невыносимую ревность, Вы не сможете дружить. Ваш начальник имеет отношения не только с Вами, но и с другими сотрудниками Вашего отдела, и если это будет вызывать невыносимую ревность – Вам будет очень тяжело работать в коллективе. Между прочим, дети, выросшие в семье матерей-одиночек, хуже адаптируются в рабочем коллективе, где всегда присутствует начальник-отец – образ эдипальной фигуры. И, конечно, рождение собственного ребенка не должно ввергать семью в ревностную конкуренцию.

Сознание и «Эго»

Следующая часть является сознательной. «Я», или «Эго», образуется между 12 и 36 месяцами жизни ребенка. Эта часть личности, которая руководствуется реальностью. Эго несет определенную задачу: соотнести свое поведение с окружающей обстановкой так, чтобы удовлетворить потребности «Ид», при этом не нарушив требований социума.
Часть под названием «Сверх-Я», или «Супер-Эго», начинает функционировать позднее всех – между 3 и 6 годами. Здесь содержатся такие элементы личности, как совесть и идеалы. Супер-Эго зорко следит за тем, чтобы общественные нормы соблюдались.

Все психосексуальные стадии развития происходят в этих компонентах психики. Противоположность функций «Оно» и «Сверх-Я» и становится причиной неврозов и конфликтов. В ответ на них «Эго» создает ряд защитных механизмов: рационализация, вытеснение, регрессия, сублимация и другие. Однако в раннем возрасте для ребенка существует опасность «застрять» на определенной стадии развития личности (как говорил Фрейд, происходит «фиксация» на этой стадии). Ведь «Эго» еще достаточно слабо. Оно не способно разрешить всех существующих конфликтов, которые без конца создает ему «Оно» и «Сверх-Я». Тогда развитие личности идет по неверной траектории.

Оральный тип личности

Если у ребенка были трудности (чрезмерная или недостаточная стимуляция в младенчестве, т. е. в возрасте от рождения и примерно до 18 месяцев, а также когда происходило отучение от материнской груди), то, скорее всего, в дальнейшем сформируется орально-пассивный тип. Этот тип характеризуется сильной зависимостью от других, пассивной установкой по отношению к окружающей действительности. Он постоянно ищет поддержки и одобрения от других. Обычно это человек веселый и оптимистичный, доверчивый, с ребяческой душой. Часто он бывает либо жадным либо чрезмерно щедрым.

Если проблема (имеются в виду фрустрация или чрезмерная заботливость) возникла в период, когда у ребенка появляются зубы, в результате чего кусание и жевание становятся важной формой выражения этого состояния, то мы имеем орально-агрессивный, или орально-садистский, тип личности. Такой тип личности отличают цинизм, сарказм, пессимизм, склонность к господству и подчине¬нию, к использованию других людей в собственных интересах, т

е. такие люди часто любят «ездить» на других.

Профилактика

Лучшее лечение – это профилактика. На положительный исход операции влияют:

  • Профессиональный подход – нужно серьезно подойти к выбору клиники и имплантолога, поскольку успешность лечения на 90% зависит от профессионализма врача.
  • Качество диагностики и подготовки – к операции нужно готовиться серьезно, исключить все противопоказания. Для этого требуется сдать анализы, не утаивать от хирурга проблемы со здоровьем – чем больше доктор будет знать о состоянии здоровья пациента, тем точнее он подберет протокол имплантации, и тем качественней будет приживление искусственного корня.
  • Гигиена рта – на этапе подготовки следует устранить все стоматологические проблемы, повысить качество проводимых гигиенических процедур.

После имплантации обязательно выполнять врачебные рекомендации, относительно ухода, питания, физических нагрузок. Не пропускать контрольные и профилактические осмотры.

Фаллическая стадия

Эрогенная зона: Гениталии

Во время фаллической стадии основное внимание либидо находится на гениталиях. В этом возрасте дети также начинают обнаруживать различия между мужчинами и женщинами

Фрейд также полагал, что мальчики начинают рассматривать своих отцов как конкурента для привязанностей матери. Эдипов комплекс описывает эти чувства желания обладать матерью и желанием заменить отца. Однако, ребенок также боится, что будет наказан отцом за эти чувства, страх Фрейд, которого называют беспокойством кастрации.

Термин комплекс Электры был использован к описанному подобный набор ощущений себя, испытанных молодыми девушками. Фрейд, однако, полагал, что девочки вместо этого испытывают зависть члена.

В конечном счете ребенок начинает идентифицировать с однополым родителем как средство опосредованного обладания другим родителем. Для девочек, однако, Фрейд полагал, что зависть члена полностью никогда не решалась и что все женщины остаются несколько зафиксированными на этой стадии. Психологи, такие как Карэн Хорни оспаривали эту теорию, называя его и неточным и ведя себя женщинам. Вместо этого Хорни предложил, чтобы мужчины испытали чувства неполноценности, потому что они не могут родить детей.

Регрессия как психологическая защита

Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Регрессией называется обратный шаг-другой на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок, можно говорить, что он регрессировал – это называется поведенческой регрессией. Более сложным и устойчивым процессом является регрессия либидо, чему посвящена эта статья.

Не путайте регрессию с регрессом, который происходит при возрастных изменениях в мозге и именуется инволюционным психозом, когда старый человек впадает в детство; в отличие от регресса, регрессия – процесс обратимый и не связан с мозговыми изменениями

Сосание большого пальца в стрессовых ситуациях детьми старше двух лет является ярким примером регрессии либидо в качестве . Сосание само по себе не может устранить стрессовую ситуацию, с которой столкнулся ребенок, но помогает регрессировать к стадии, на которой сосание было средством удовлетворения и успокоения. Таким образом сосание обеспечивает ослабление напряжения, вызванное стрессом. Посредством такой регрессии ребенок, сосущий палец, достигает иллюзии защищенности и дистанцируется от неудовольствия, вызванного окружающей средой.

Сосание пальца младенцем не является регрессией, так как он еще находится на оральной стадии развития, на которой сосание является основным видом деятельности.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Уровни сознания по Фрейду

Психику Фрейд делил на три уровня – предсознание, сознание и бессознательное. Ему же принадлежит авторство деления личности на три компонента – «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Предсознательный уровень может воспринимать информацию при должной концентрации внимания. Он относится к пороговому восприятию. К этой категории относятся воспоминания. Люди не помнят о них ежесекундно, но при усилии эти образы тут же явятся в их воображении. Теория развития личности Фрейда отводит сознанию роль «органа чувств для восприятия психических качеств». Но в наибольшей степени его интересовало бессознательное. Именно оно вмещает природные потребности организма – в первую очередь, агрессию и сексуальную энергию.

Личность человека Фрейд разделил также на три составляющие. «Оно», или «Ид», является самой примитивной из них. Эта часть расположена в бессознательном и существует по принципу удовольствия. Именно здесь содержатся влечения – инстинкт к жизни под названием «Эрос», и инстинкт к смерти, «Танатос». Развитие личности черпает свою энергию из этой части психики.

Симптомы отторжения

Отторжение внутрикостного элемента – это тяжелое осложнение, ведущее к утрате металлического штифта. Обычно отторгание имплантата сопровождается достаточно красноречивой симптоматикой:

  • Отек десны, не уменьшающийся в течение 5 дней после вмешательства, а наоборот, нарастающий.
  • Покрасневшая слизистая вокруг искусственного корня.
  • Выраженная боль, усиливающаяся при любой нагрузке на конструкцию.
  • Кровоточивость десны вокруг импланта более 4-5 дней после вживления.
  • Гнойное отделяемое из раны.
  • Появление гнилостного запаха из области имплантирования.
  • Чрезмерная подвижность искусственного корня, обнажение его шейки, проседание десны.
  • Ухудшение общего самочувствия, повышение температуры. 

Шатается коронка импланта – это повод срочно идти к стоматологу. Лечение отторжения проводят редко. При подобной симптоматике наилучший вариант – изъятие имплантата из кости с дальнейшей медикаментозной терапией, направленной на восстановление организма и регенерацию костных тканей.

Тория Эрика Эриксона. 8 этапов развития

Датско-немецко-американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) представляет нам психосоциальную теорию из 8 стадий развития.

Эти стадии также характеризуются положительным или отрицательным результатом.

Как и во многих других теориях детской психологии, каждый этап должен быть успешно завершен, прежде чем ребенок сможет перейти к следующему этапу.

Как и Фрейд, Эрик Эриксон считал, что если по какой-то причине ребенок не завершил определенную стадию, проблемы неизбежно возникнут в жизни в дальнейшем.

Этапы Эрика Эриксона

Теория Эрика Эриксона приведена в кратком содержании, наиболее подробно вы можете изучить в специальной литературе, которые вы увидите в конце статьи.

Стадия 1. Младенчество. Доверие против недоверия(0-1 год )

Младенец полностью зависит от своих родителей в получении удовлетворения и наслаждения. Если ребенок чувствует отзывчивость, заботу, то он понимает, что миру можно доверять. Если ребенок чувствует, что не может полагаться на своих родителей, существует риск развития недоверия к людям.

Стадия 2. Раннее детство. Автономия против стыда и сомнения(2-3 года)

Когда ребенок растет, он становится способным делать многие вещи самостоятельно. Если родители его независимое поведение, у ребенка развивается здоровая самостоятельность и позитивное самооценка. Если родители предъявляют слишком много требований к ребенку, а ребенок постоянно терпит неудачу — или если родители смеются над его усилиями, ребенок может испытывать стыд и начинает сомневаться в своих собственных силах.

Стадия 3. Игровой возраст. Инициатива против вины(4 — 6 лет)

В это время ребенок развивает более целенаправленные ориентации в своих действиях. Ребенок начинает больше планировать действия и судить о них. И если ребенок не преуспевает в своих усилиях, тогда ребенок будет чувствовать вину, что является новой эмоцией.

Стадия 4. Школьный возраст. Комплекс неполноценности(7-12 лет)

Способности и навыки ребенка все еще стремительно развиваются, и теперь ребенок способен прилагать больше усилий и целенаправленных действий для выполнения своих задач. Если ребенок получает в этом позитивную поддержку, то у него скорее всего, появится больше уверенности в себе, что снова заставляет ребенка хотеть учиться больше. Если же нет, ребенок может испытывать чувство неполноценности и неудачи.

Стадия 5.Юность. Личность против ролевого замешательства(13-19 лет)

Теперь ребенок больше заботится о том, кем он является по отношению к другим: «Как меня видят люди?» Он может играть с разными личностями и ролями, что может привести к путанице в идентичности, но это также может помочь создать чувство принадлежности.

Стадия 6. Ранняя зрелость. Интим против изоляции(20-34 года)

Теперь человек может начать развивать отношения на более глубоком уровне с партнерами и друзьями. Когда человек преуспевает в этом, он получает положительные эффекты глубокой связи и положительное чувство «кто-то хочет меня». Если человек испытывает неудачу, он или она может не хотеть близости из-за боязни отказа. Такой страх может привести к изоляции.

Стадия 7. Средняя зрелость. Продуктивность – инертность и застой(35-65 лет)

На этой стадии человек начинает спрашивать себя, полезен ли он для других в обществе? Если родители были добры в детстве по отношению к ребенку и поощряли его заслуги, то он будет стремится быть полезным для общества.

Стадия 8. Поздняя зрелость. Целостность эго против отчаяния (65+ лет)

Человек теперь оглядывается назад на свою жизнь и оценивает ее в свете счастья и продуктивности. Если перспектива будет позитивна, может возникнуть чувство смысла и целостности, в противном случае существует риск безнадежности.

«Как я появился на свет»: период с 3 до 5-7 леТ

Примерно с трех лет ребенок начинает активно интересоваться, как устроено его тело и тела его друзей. Он может задавать вопросы, почему же половые органы мальчиков и девочек разные. Почему мама и папа спят вместе, а он или она – одни. Также – как они появились на свет и почему происходит именно так.

Следует понимать, что любопытство детей носит чисто поверхностный характер, а не сексуальный или эротический. Чтобы удовлетворить его, нужно давать четкие, правдивые ответы и ребенку этого пока будет достаточно.

Удовлетворить свое любопытство насчет строения тела, дети могут и сами, играя в игры, которые позволяют сделать это беспрепятственно. Например, в «доктора», когда на «приеме» нужно раздеваться. Становясь более взрослыми, ребенок выбирает игры, в которые играют дети одного с ним пола. Мальчики – «войнушки», «стрелялки», девочки – куклы.

При этом, мальчики могут не принимать в свои игры девочек, мотивируя это тем, что эти игры не для них. А девочки – прогонять от себя мальчиков. Но чаще дошкольники еще достаточно лояльно относятся к общению с детьми и своего, и противоположного пола. Так, например, для игры «в семью» девочки могут привлекать мальчиков в качестве пап и сыновей.

Что важно: родителям нужно помнить, что отношение к половым органам у ребенка формируется такое же, как относятся к ним они сами. Поэтому, разговаривать на эту тему лучше без жеманства, заминок и ни в коем случае не пренебрежительно

Негативное высказывание родителей к гениталиям, разговор на эту тему, как о чем-то «грязном» и «недостойном», может привести к тому, что ребенок будет негативно относится к своему телу. Во взрослой жизни это чревато глубокой неуверенностью в себе, а в сексуальном плане – фригидностью или импотенцией.

С другой стороны, если ребенок не задает подобных вопросов, это еще не значит, что они его не интересуют. Следует понимать: если эти вопросы задаются не родителям, то существует вероятность, что ребенок задает их кому-то другому и получает на них ответы.

Родителям на заметку: важно присматриваться к детям во время игры, к тому, какие роли они выбирают. Ведь для детей игра – это возможность проявить себя, для них она не отличается от действительности

Если мальчики выбирают женские роли и модели поведения, а девочки – мужские, это может свидетельствовать о нарушении полоролевого развития. Если же и в повседневной жизни они просят называть их именами противоположного пола, мальчики – считать их девочками, а девочки – мальчиками, это уже может говорить о нарушении половой аутентификации.

В таких случаях лучше обратиться к специалисту – детскому психологу, который поможет выяснить, когда и почему, на какой стадии случился «сбой». Если это необходимо, подскажет, нужны ли дополнительные консультации медиков. Также — поможет скорректировать дальнейшее психосексуальное развитие ребенка.

Структурная модель психической жизни по Фрейду

Психологическая концепция Фрейда состоит из трех структур – «Оно», «Я», «Сверх-Я».

Рисунок 1. Структура личности по З. Фрейду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Оно» или «Ид» является бессознательной частью психики и его можно сравнить с котлом биологических врожденных инстинктов, агрессивных и сексуальных. Бессознательная часть психики насыщена сексуальной энергией (либидо). У каждого человека, который представляет собой замкнутую энергетическую систему, количество энергии является величиной постоянной. «Оно» подчиняется принципу удовольствия, будучи бессознательным и иррациональным. Удовольствие и счастье – это в жизни человека главная цель.

Вторым принципом поведения является гомеостаз, что означает тенденцию к сохранению примерного внутреннего равновесия.

«Я» или «Эго» – уровень сознания, который подавляет сексуальные влечения и находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно». Формирование уровня сознания происходит под влиянием общества, которое вместе с «Оно» и «Сверх-Я» предъявляют свои требования к человеку. «Я» подчиняется принципу реальности и старается установить гармонию между «Оно» и «Сверх-Я».

Носителем моральных стандартов служит «Сверх-Я», которое является частью личности, выполняющей роль критика, совести, цензора. Когда «Я» совершает какое-либо действие в угоду «Оно», но, в противовес «Сверх-Я», Эго испытывает вину, стыд, укор совести.

Отвечая за принятие решений «Я» старается выразить и удовлетворить желание «Оно», но, с теми ограничениями, которые налагаются обществом и его правилами. Отсюда следует, что безопасность и самосохранение организма обеспечивает «Эго», рассуждая, анализируя и принимая соответствующее решение.

У детей становление «Сверх-Я» происходит через преодоление Эдипова комплекса.

Фрейд считал, что ключом к сексуальному комплексу, тяготеющему над каждым мужчиной, является греческий миф о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на матери. Испытывая влечение к матери, мальчик видит в отце соперника, который одновременно вызывает у него страх, ненависть, восхищение. Ему хочется быть похожим на отца и хочется его смерти, а отсюда боязнь и чувство вины перед отцом. Сексуальное влечение к матери преодолевается страхом кастрации, т.е. преодолением эдипова комплекса и появлением «Сверх-Я», содержащим ценности и нормы, совместимые с окружением человека.

«Сверх-Я» дает возможность отличать хорошее от плохого, нравственное от безнравственного, оно не пускает инстинкты в сферу «Я».

В результате этого энергия инстинктов сублимируется, трансформируется и воплощается в приемлемых человеком и обществом видах деятельности.

Замечание 2

Отсюда, сублимация – это преобразование энергии подавленных желаний в разрешенные обществом виды деятельности.

Сущность понятия «фрейдизм»

Определение 1 Фрейдизм или психоанализ – это общее обозначение различных школ, которые возникли на базе психологического учения З. Фрейда, выводящего проблемы взрослого человека из полового инстинкта.

Психоанализ получил большую известность за пределами психологии и его идеи оказывали влияние на области деятельности, связанные с человеком. Концепция носит имя её основателя З. Фрейда. Постепенно, опираясь на идеи Фрейда, формировалось психологическое направление «психоанализ».

Данный термин имеет три значения:

  1. теория личности и психопатологии;
  2. метод терапии личностных расстройств;
  3. метод изучения чувств и неосознанных мыслей человека.

Используя топографическую модель, Фрейд в психической жизни выделял три уровня – сознание, предсознание, бессознательное.

Сознание состоит из ощущений и переживаний, осознаваемых человеком в данный момент. Сознание может охватить небольшой процент хранящейся в мозге человека информации.

Часть информации осознается в течение малого периода времени и погружается на уровень бессознательного. Иногда бессознательное называют «доступной памятью», которая включает весь опыт, не осознаваемый в данный момент. В результате небольшого усилия, она может вернуться в сознание спонтанно.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психоанализ или фрейдизм 490 руб.
  • Реферат Психоанализ или фрейдизм 220 руб.
  • Контрольная работа Психоанализ или фрейдизм 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Бессознательное является глубокой и значимой областью психики человека. В бессознательном хранятся инстинктивные побуждения, эмоции и воспоминания. В свое время они угрожали сознанию, поэтому были подавлены и вытеснены в область бессознательного. Сознанию человека бессознательные переживания полностью недоступны, но они определяют действия человека в значительной степени.

Клинические наблюдения Фрейда в течение длительного времени помогли ему сформулировать психологическую концепцию, состоящую из трех уровней – «Оно», «Я», «Сверх-Я».

В точном значении слова психоанализ отличается от фрейдизма.

Замечание 1

Фрейдизм – это разновидность психодинамического подхода, который значительно шире фрейдизма и не сводится к нему.

Фрейдизм можно узнать по его основным тезисам:

  • природа человека эгоистична, основу поступков которого составляют подавленные сексуальные желания;
  • дети в обязательном порядке проходят через Эдипов комплекс – это означает, что мальчики ненавидят отца как соперника, когда начинают желать свою мать, девочки – аналогично;
  • в психосексуальном развитии существует пять фаз – оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Фрейд выделяет пять фундаментальных принципов психоаналитического подхода – динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации. Эти принципы лежат в основе психоаналитического наследия.

Фрейдизм имеет свои недостатки и достоинства

Достоинством является внимание к изучению бессознательного, к внутренним конфликтам личности, а также и то, что психоанализ получил распространение в психотерапии, психиатрии, в консультировании.Среди недостатков – преувеличенная в жизни и психике человека роль сексуальной сферы

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.