Детская психология. основные этапы детства

Алан-э-Дейл       22.10.2022 г.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский , советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» .

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития

Теорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда.

В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры.

В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и говорил, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; новый этап – поступление в школу – сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с простым содержанием античного и ветхозаветного миров, средние классы – с христианской культурой, а годы зрелости – с культурой нового времени.

Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916–1997) считал, что интеллект на 80 % определяется влиянием наследственности и на 20 % – влиянием среды.

Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития.

Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития.

4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды

Сензитивностъ – это характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям; обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. д.

Особенностям сензитивного периода (см

2.8) уделяли внимание многие ученые. Так, Ц

Стоккард считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем. Согласно этой точке зрения, если в детстве в сензитивный период какая-то функция не развивается, то ее коррекция в дальнейшем невозможна.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис). Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса… развитие иногда приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер» и считал, что «развитие здесь в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу» (Выготский Л.С., 1991). Но он отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, – их называют новообразованиями.

На протяжении всей жизни человека отмечается не один критический период. Выготский выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период. Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы! – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне и перешел в следующий психологический возраст.

Основные области психического развития

  1. Психофизическая область развития – включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека.
  2. Психосоциальная область развития – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
  3. Когнитивная область развития – включает все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

В настоящее время психическое развитие человека рассматривают с точки зрения системного подхода, включающего четыре аспекта:

Динамический – характеризует психическое развитие как процесс, осуществляющийся на протяжении жизни, т.е. это возрастная динамика различных психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.).

Структурный – качественные изменения в психических процессах, например, усложнение процессов запоминания, выработка рациональных приемов мышления.

Каузальный – определение детерминант, движущих причин развития.

Онтологический – выяснение специфики психического развития человека как биологического и социального единства.

Рекомендации

С целью профилактики возникновения шизофренического расстройства у детей и подростков родители должны проводить следующие мероприятия:

регулярно проходить обследования у психолога и психотерапевта, особенно если их чадо принадлежит к группе риска по возникновению патологии;
обращать внимание на все личностные изменения, особенно в подростковом возрасте;
нужно проводить беседы о вреде алкоголя и наркотиков;
дети должны чувствовать поддержку близких людей в развитии социальных навыков, формировании положительных взаимоотношений между членами общества;
в семье важно сохранять здоровую психологическую и психическую атмосферу, не использовать моральное и физическое насилие.

Специалисты советуют родителям и окружающему социуму придерживаться некоторых правил воспитания и общения с шизотипальными личностями.

  1. Оберегайте их от стрессовых ситуаций, общение должно проходить в разъяснительном, а не приказном тоне.
  2. Слишком ранние психологические нагрузки в виде обучения иностранным языкам, математике и т. п. приводят к ухудшению общего состояния.
  3. Проявление максимально возможного количества внимания и терпения к больному.
  4. Общение с шизофреником должно проходить максимально уважительно, без любого давления или высмеивания.
  5. Хороший результат показывает лечебная физкультура.

Шизофреническое расстройство – серьезное заболевание, которое может сломать жизнь еще психически неокрепшему ребенку. Поэтому родители должны быть максимально внимательными к детям, и запомнить одно: чем раньше будут выявлены симптомы болезни, тем быстрее можно будет приступить к лечению. Это, в свою очередь, существенно увеличивает шансы на то, что в дальнейшем такой человек сможет вести активную, полноценную жизнь.

Возрастные этапы психомоторного развития ребёнка

В 1-2 месяца ребёнок ещё не способен держать голову, так как тонус мышц снижен, однако конечности уже достаточно подвижны. В трёхмесячном возрасте голова уже удерживается, но нижняя часть тела пока малоподвижна. В полгода ребёнок уже должен сидеть, хотя и с поддержкой. В 8 месяцев дети обычно способны стоять, а к десятимесячному возрасту – достаточно хорошо ползать. Примерно в год малыш уже начинает самостоятельно ходить, хотя иногда это происходит на пару месяцев раньше или позже. В полтора года дети способны на перешагивание препятствий и бег.

Руки начинают развиваться с самого рождения. В 2 месяца уже неплохо развит хватательный рефлекс, в полгода малыш способен на произвольный захват предметов ладонью, а к 8 месяцам держит их уже пальцами (обычно безымянным и мизинцем). Десятимесячный ребёнок способен отличать большой палец от остальных, а в возрасте от года может проделывать «пинцетный захват» (указательным и большим пальцами), что ещё больше улучшает его моторику.

Подростки

Подростки или средний и старший школьный возраст (от 11 до 16 лет). Данный этап является переходом от детства к юности. Он протекает дольше всех остальных этапов взросления детей. Этот возраст считается наиболее сложным, так как в жизни подростка происходят различные перемены, которые, иногда, он не способен контролировать. Подростки сталкиваются с тяжелой ситуацией под названием «биологическое созревание». У всех оно происходит по-разному, у кого-то этот момент переносится легко, у кого-то не очень. Дети начинают чувствовать себя взрослее, умнее и активнее.

У многих подростков в этом возрасте появляются некие любовные и романтические чувства по отношению к противоположному полу. Они начинают понимать, для чего рождены, определяют ценности мира и общества в целом, стремятся удовлетворить свои потребности самостоятельно, без помощи взрослых.

Ухаживающие за больными

Ну и несколько слов о помощи для тех, кто ухаживает за больными. Здесь трудно давать конкретные рекомендации, ясно только одно: нельзя вставать в позицию ни спасателя, ни жертвы, нужно просто выполнять свой человеческий долг по мере сил и возможностей. Не забывайте про себя. 

Любой человек, проживающий с больным и тем более ухаживающий за ним, испытывает громадный личный и эмоциональный стресс. Поэтому следует подумать о том, как Вы будете справляться с болезнью в будущем. Разобравшись, как следует в собственных эмоциях, Вы сможете более эффективно справляться как с проблемами больного, так и с Вашими собственными проблемами. Вам, возможно, придется испытать такие эмоции, как горе, стыд, гнев, смущение, одиночество и другие.

Для некоторых людей, ухаживающих за больным, семья является лучшим помощником, другим она приносит лишь огорчения

Важно не отвергать помощь других членов семьи, если они располагают достаточным количеством времени, и не пытаться нести подчас нелегкое бремя ухода за больным одному. . Если члены семьи огорчают Вас своим нежеланием помогать, или из-за недостатка сведений о данном расстройстве критикуют Вашу работу, Вы можете создать семейный совет для обсуждения проблем по уходу за больным

В частности, принять решение привлечь наемного работника, хотя бы на период времени, необходимый для Вашего отдыха и восстановления сил, и при необходимости, лечения.

Если члены семьи огорчают Вас своим нежеланием помогать, или из-за недостатка сведений о данном расстройстве критикуют Вашу работу, Вы можете создать семейный совет для обсуждения проблем по уходу за больным. В частности, принять решение привлечь наемного работника, хотя бы на период времени, необходимый для Вашего отдыха и восстановления сил, и при необходимости, лечения.

И последнее. Не держите проблемы в себе. Ощутив, что Ваши эмоции являются в Вашем положении естественной реакцией, Вам будет легче справиться со своими проблемами. Не отвергайте помощь и поддержку других, даже если Вам кажется, что Вы их затрудняете. Даже сами психотерапевты (казалось бы, знающие, как максимально уменьшить стресс) часто имеют своего психотерапевта, и плохо тому врачу, который пренебрегает помощью своих коллег.

Информацию для Вас подготовил:

Аронов Павел Владимирович — врач-психиатр, психотерапевт, нарколог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент. Врач ведет прием в корпусе клиники на Бауманской.

1.doc

ЛЕКЦИЯ 6-7ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1. Психические особенности детей в период новорожденности и младенчествазакономерностьо, , , , ^ 2. Психические особенности детей раннего возрастан^ 3. Особенности психического развития в дошкольном возрасте, и со более , . ситуации, с^ 4. Общие подходы к диагностике психического развития детей

Каждая методика направлена на измерение очень узкого, спе­циального качества – какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, ца основании которых Вы бы могли сразу понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, осо­бенностей его общения или стиля деятельности, его познаватель­ных процессов

Поэтому для составления психологической характе­ристики необходимо использовать не меньше 10-15 разных тестов.

Обязательно обращайте внимание на инструкцию, которая да­ется в каждой методике. Помните, что неправильная инструкцияможет полностью изменить содержание задания и, следовательно,полученный Вами результат.

Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст

Поэтому внимательно следите за тем, чтобы воз-ласт исследуемого ребенка совпадал с тем возрастом, для которогосоставлена данная методика. Существуют методы, которые можноиспользовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.

Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковыми для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при интерпретации результатов, обязательно сверяйте их с нормативностью, т.e. с теми результатами, которые типичны для детей данноговозраста. Помните и о том, что только по данным одной методики, уже если результаты ребенка ниже, чем должны быть в норме, еще нельзя сделать вывод о его «глупости» или отсталости, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть сделан только в том случае,если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

Многие методики требуют специального «стимульного материала, т.е. карточек, текстов, картинок, которые предлагаются ребенку.Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способедачи этого материала обязательны; при несоблюдении их или изменении самого материала Вы получите совершенно иной результат.

Существуют так называемые субъективные и объективные ме­тодики, способы анализа полученных результатов. Одни из нихимеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов,другие требуют не количественной, но качественной интерпретации; хотя работать с ними труднее, часто эти методы дают более ясные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при ра­боте с ними надо проявлять особое внимание и сверять полученные результаты с показателями, полученными в других тестах.

Никогда не пытайтесь давить на ребенка, т.е. работать с ним без его добровольного желания. Отвержение ребенком ситуации обследования может нарушить весь процесс диагностики и Вы полу­чите неверные результаты. Старайтесь также не подчеркивать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к на­пряженности, скованности и также нарушит объективность полу­ченных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе этой игры сосредоточиться, при­нять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать его дан­ной деятельностью и добиться внимания к ней.

Поиск по сайту:  

Шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство у детей и подростков

Такие нозологические единицы, как шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройство объеденены в одну группу, так как имеют много одинаковых симптомов:

1. Для шизоаффективных расстройств характерно наличие аффективных и шизофренических симптомов одновременно, приступы могут длиться несколько дней. В промежутках состояние пациента может рассцениваться  как нормальное, близкое к выздоровлению. Изменения личности, наблюдающиеся при шизофрении, начинают проявляться после 3-5 приступа. Этиология заболевания до конца не выявлена, предполагается что данный вид расстройств представляет собой одну из разновидностей шизофрении.

2. Шизотипическое расстройство сопровождается эксцентричным немного странным поведением, аномалиями эмоций и мышления. Подобные отклонения наблюдаются у пациентов, больных шизофренией. Но течение шитопического расстройства не соответствует основным стадиям шизофрении. Диагностировать данный вид расстройства довольно сложно, так как не выраженность симптомов делает его схожим с простым видом шизофрении, а также параноидальным личностным расстройством. В связи с этим шизотипическое расстройство часто называют латентной шизофренией.

3. При шизофрении наблюдается прогрессирующее изменение личности, которое не поддается коррекции. У детей в раннем возрасте данный вид психического заболевания встречается редко, но диагностировать его возможно уже в 2-3 года. Первым признаком является угасание интереса у ребенка к играм, отсутствие реакции на ласку близких. Затем наступает период угасания психической активности и торможение развития психики. Склонность к шизофрении передается по наследству, но толчком к прогрессированию болезни может стать любая стрессовая ситуация.

Все формы шизофрении тяжело поддаются коррекции. Больной не может излечиться полностью, удается добиться лишь некоторых улучшений. При расстройствах, имеющих сходные с шизофренией симптомы, прогнозы более благоприятные.

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

  1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
  1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  2. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.Ретардация — это замедление развития.Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.

Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.

  • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Как помочь детям?

Необходимо давать ясные ответы на вопросы ребенка. Сообщения должны быть открытыми и честно передавать информацию ребенку, особенно в отношении того, что произошло, что происходит и что произойдет. Разумеется, объяснения должны учитывать возраст ребенка.

Родители являются наиболее подходящим человеком для информирования и подготовки ребенка. Если это невозможно, то это должен сделать человек которому ребенок хорошо доверяет. Должно быть, достаточно времени для разговоров. Взрослый должен прислушиваться к вопросам ребенка и отвечать искренностью, принимать и уважать эмоции ребенка.

Дети реагируют по-разному, некоторые скорбят или протестуют, другие отрицают реальность, а кто-то проявляет апатию и ведет себя так, как будто не слышал, что только что объяснили, но они должны иметь возможность возобновить тему своими вопросами и получить честные ответы.

Важно иногда использовать поддержку психотерапевта или психолога, особенно если люди, с которыми живет ребенок, не могут помочь. Терапевтическое вмешательство обычно имеет короткий или средний срок и важно не только для решения посттравматической эмоциональной проблемы, но и для предотвращения будущих трудностей. Игорь Фомичев, клинический психолог,

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

т. 8-925-855-13-75

Кризис новорожденности (0-2 месяца)

Это первый кризис в жизни ребенка, симптомы кризиса у ребенка – потеря веса в первые дни жизни. В таком возрасте ребенок – максимально социальное существо, он не в состоянии удовлетворить свои потребности и полностью зависим и, в то же время, лишен средств общения, вернее, не умеет общаться. Его жизнь начала становится индивидуальной, отдельной от организма  матери. По мере приспособления к окружающим, у ребенка появляется новообразование в виде комплекса оживления, включающего в себя реакции: моторное возбуждение при виде приближающихся знакомых взрослых; использование плача для привлечения внимания к себе, т. е. попытки общения; улыбки, увлеченные «воркования» с матерью.

Комплекс оживления служит своеобразной границей критического периода новорожденности.  Срок его появления служит основным показателем нормальности психического развития ребенка и появляется раньше у тех деток, матери которых не только просто удовлетворяют потребности ребенка, но и общаются с ним, разговаривают, играют.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.