Акселерация и ретардация в детском и подростковом возрасте

Алан-э-Дейл       31.07.2022 г.

Признаки ретардации

Рассматриваемое явление играет основополагающую роль при определении готовности малышей к образовательному процессу, поскольку именно его психофизиологическая зрелость обуславливает дальнейшую школьную успеваемость и взаимоотношения с ровесниками.

Данное нарушение и интересует учёных, прежде всего, по причине важности решения проблемы школьной сформированности детей

Так как количество ретардированных малышей внутри определённых возрастных подгрупп порой достигает 20 %, а иногда и 40%, что необходимо принимать во внимание при поступлении отпрысков в школу

Выявление степени незрелости детей, поступающих в образовательное учреждение, поможет своевременно сформировать специальные классы для малышей, запаздывающих в созревании. Поскольку успешное обучение таких деток возможно исключительно при наличии надлежащей учебно-воспитательной деятельности.

Иногда с целью предотвращения возможных разладов здоровья ретардированных малышей целесообразно временно отсрочить зачисление их в школу.

По смыслу рассматриваемый термин частично соответствует понятию «инфантилизм». Однако ретардация подразумевает, что по прошествии времени запоздание может быть устранено, а при большинстве вариаций инфанти­лизма сохраняются определенные его проявления даже у взрослых. Также, ретардация может включать и задержку интеллектуального созревания, чего при инфантилизме не наблюдается.

Признаки анализируемого сбоя заключаются в повышенной внушаемости малышей, несамостоятельности, легкомысленности, ослабленности чувства долга.

Частичная психическая ретардация обнаруживается синдромами невропатии, несформированностью некоторых психических процессов, например, речи, внимания, психомоторики, пространственного восприятия, запаздыванием формирования умения читать, навыков счета, письма, эмоциональной неразвитостью.

Клиника тотального психического запоздания проявляется общим недоразвитием психических процессов. Примеры ретардации детей наблюдаются при ЗПР и олигофрении. При этом ЗПР встречается намного чаще, нежели олигофрения. Поскольку не является необратимой психической незрелостью, а представляет собой лишь замедление скорости созревания, обнаруживающееся чаще при начале учебной деятельности и выражающееся ограниченностью представлений, недостаточностью багажа знаний, незрелостью интеллектуальной деятельности, превалировании игровых интересов. Малыши с ЗПР в отличие от их собратьев, страдающих олигофренией, довольно сообразительны в рубежах имеющихся знаний, более производительны при использовании помощи.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Основные виды психического дизонтогенеза

Одной из первых научных технологий отклоняющегося разви­тия можно считать классификацию, предложенную Л.С.Выгот­ским (текст 4).

–––––––––––––-

1 Защитные механизмы личности — это специфические способы восприятия событий, своего рода «маневры», к которым прибегает человек для смягчения неприятных переживаний и удержания их вне сознания.

Текст 4. Три типа дефекта

«Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выпол­няющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная сис тема. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на разви тие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринима ющих органов (слепота, глухота, слеп о глухота), повреждение или не достаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недо статок или повреждение центральной нервной системы (слабоумие)» (Т. 5.-С. 181-182.)

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложен ной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С.Выготский, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалева Л.Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:

ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при остановка всех сторон психического развития или преимуществен но отдельных компонентов;

дисфункция созревания1связана с морфофункциональной воз растной незрелостью центральной нервной системы и взаимодей ствием незрелых структур и функций головного мозга с неблаго приятными факторами внешней среды;

поврежденное развитие- изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

–––––––––––––––

1 Дисфункция созревания — тип развития, занимающий промежув точное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. В рамках нормального типичного онтогенеза у правшей часть из них демонстрирует незрелость отдельных психических функций, что препятствует овладению сложными интегративными формами психической деятельности (пись мо, чтение, произвольная регуляция деятельности). То же самое можно отнести к атипичному психическому развитию у левшей.

общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различ­ной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В.Лебединского.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию со зревания:

Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

– поврежденное развитие (органическая деменция),

– дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных си­стем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, раз­витие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых на­рушений1:

– искаженное развитие (ранний детский аутизм),

– дисгармоническое развитие (психопатии).

В последние годы все больше появляется детей с так называе­мыми сложными недостатками в развитии, у которых имеется со­четание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных си­стем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллек­туального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недо­статками развития». Фактически сейчас все больше можно гово­рить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ре­бенка.

Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с. С. 29-37.

Степень нарушения межфункциональных связей (в частности, межполушарных) и иерархических координации

Отставание в развитии никогда не носит равномерного харак­тера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей не­устойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с по­врежденной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. По­этому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

Дефекты зрения и слуха возникают вследствие повреждения или недоразвития периферических звеньев соответствующего ана­лизатора. При этом центральные отделы анализатора, корковые структуры, во многих случаях остаются сохранными, а изменение их функционирования может иметь вторичный характер, обус­ловленный депривацией (неупотреблением). При двигательной па­тологии также могут диагностироваться локальные повреждения эфферентного (исполнительного) звена анализатора, при сохран­ном состоянии других отделов головного мозга.

При рассмотрении природы речевой патологии принято счи­тать, что во многих случаях оказываются затронутыми лишь спе­цифические речевые корковые зоны, а в целом деятельность моз­говых структур, обеспечивающих неречевые психические функ­ции, остается сохранной.

В то же время при психологическом изучении нарушений пси­хических функций у детей с разными формами локальной и сис­темной патологии неизменно обнаруживаются сходные с нормой общие закономерности развития, проявляющиеся в возрастной пе­риодизации развития психических функций. Эта периодизация, с одной стороны, обусловлена сроками биологического созревания областей коры и подкорковых образований головного мозга, их кор-ково-подкорковых связей, с другой — характером и интенсивнос­тью воздействий окружающей среды, обусловливающих степень и характер возникающих недостатков развития психических функций.

Особенные дети – стоит ли их бояться?

Фото автора cottonbro: Pexels

И вроде бы все хорошо и даже отлично, если бы не было все так печально. А именно непринятие особенных детей в обществе. Родители бунтуют. Они пытаются огородить своих чад от этого «зла»

А какую точку зрения разделяешь ты? Заострим внимание на этой теме, а ты сделаешь выводы

Наверняка на просторах тик-тока или других социальных сетей, тебе попадалось видео, где женщина выгоняла с детской площадки детей с аутизмом, аргументируя это тем что «они пугают нормальных детей». Это видео буквально взорвало интернет.

Большинство пользователей, конечно, ее не поддержало, но факт остается фактом. Особенные люди вызывают у общества непринятие и страх, а иногда даже презрение.

Но почему так происходит? Ответ прост: нас пугает, то что мы не понимаем. Так, давай поговорим о том, почему эти дети ведут себя так необычно.

Причины возникновения

Как приводилось выше, ретардация является понятием противоположным акселерации, и проявляется замедлением физического развития, формирования психических процессов, функциональных систем.

Специалисты констатируют, что сегодня наблюдается наряду с акселерацией преобладание явлений ретардации. Отставание наблюдается у 40% шестилеток, которые функционально к учебной деятельности не созрели. Также отмечается запаздывание формирования иммунной системы.

К сожалению, по сей день биологические механизмы анализируемого явления мало изучены. Поэтому выделяются два ключевых фактора, повинных в возникновении отставания в созревании, а именно: различные органические нарушения наследственной этиологии, врождённого генеза либо приобретённые, и всевозможные причины социальной направленности.

Причиной запаздывания формирования часто являются перенесенные недуги, приводящие к преходящей задержке созревания. Такое отставание прекращается и темпы созревания увеличиваются (генетическая программа выполняется за более короткий период времени) после выздоровления.

Существенное негативное воздействие оказывает социальный детерминант. Менее влияет неблагоприятное финансовое положение, более – отрицательная эмоциональная среда, окружающая малышей в детских учреждениях либо семье. Крохи, недополучающие родительского внимания, растущих в различных воспитательных учреждениях, запаздывают в созревании в среднем на полтора года в сравнении с их ровесниками.

Также можно выделить следующие причины ретардации: неправильное питание, перенасыщенное различными красителями, добавками, ароматизаторами, неблагоприятная экологическая среда, солнечная инсоляция, радиация, большое количество гетеролокальных брачных союзов (супруги проживают далеко географически друг от друга).

Таким образом, ретардация детей, независимо от факторов, детерминирующих её возникновение, может сказываться и на скорости психического созревания и на сроках физического.

Этиология нарушений

Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Так, экзогенные вредности в зависимости от наслед­ственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии. Совпадение во време­ни различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья детей, на первом месте стоит поражение центральной нервной системы различной степени тяжести, на втором — хрони­ческие соматические заболевания.

Причины акселерации

Чтобы понять, что такое ретардация, необходимо выяснить причины развития противоположного ей явления, то есть установить биологические механизмы акселерации. Условно причины ускоренного роста и развития можно поделить на три основные группы:

1. Гипотезы физико-химического характера. К ним можно отнести теорию Коха, который считал, что современные дети подвергаются более сильному воздействию ультрафиолетовых лучей, являющихся стимулятором роста. Но все-таки более распространенной, подтвержденной многими исследователями, является гипотеза о влиянии отходов промышленного производства на рост детей.

2. Гипотеза влияния на рост и развитие ребенка социальных условий, в частности, улучшения питания, медицинского обслуживания и условий городской жизни. По мнению исследователей, все перечисленные факторы также могут стимулирующе воздействовать на физическое развитие.

3. Гипотеза, в соответствии с которой акселерация — это результат циклических биологических изменений гетерозиса и прочих явлений. Эффект гетерозиса можно объяснить широкой миграцией современного населения и ростом численности смешанных браков. Потомство при этом с каждым поколением становится все более развитым в физическом плане.

Правильно будет согласиться со всеми тремя гипотезами, так как многие авторы считают причиной акселерации влияние ряда факторов, при этом в разное время и в разных местах основополагающими являются различные обстоятельства.

Общие и специальные способности

Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии, исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее психическое явление.

Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.

В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова — о летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях. Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах — звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому представлению); 3) музыкально-ритмическое чувство.
Л.И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам: 1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически-психологический ум; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4) критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития; 7) инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12) наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15) настойчивость; 16) личная активность; 17) работоспособность; 18) организованность. Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств.
Изучение структур способностей к конкретным видам общественно полезной деятельности идет по линии пересечения более частных способностей, совокупность которых, по мнению авторов и составляет способность к тому или иному конкретному виду деятельности.

Возрастные анатомо-физиологические особенности различных систем и органов в предшкольном периоде (до 3 лет). Возможные заболевания, их профилактика.

  • Младенчество (от
    рождения до 1 года). Период грудного
    возраста характеризуется бурным ростом,
    развитием и совершенствованием всех
    органов и систем. Доношенный ребёнок
    рождается с массой тела, в среднем
    равной 3200-3400 г, ростом 49-51 см. Мальчики
    обычно крупнее девочек. Наиболее
    энергично ребёнок растёт в первые
    месяцы жизни, затем темпы роста несколько
    замедляются.

  • Первый
    год жизни ребёнка отличается также
    интенсивным развитием центральной
    нервной системы, формированием активных
    движений, различных навыков и умений.
    В возрасте одного месяца младенец уже
    хорошо держит голову, реагирует на
    звуки, улыбается. В 3 месяца объем
    движений увеличивается: ребёнок
    поворачивается со спины на бок, начинает
    захватывать предметы, чётко определяет
    направление звука, узнает близких. В 6
    месяцев малыш хорошо переворачивается
    со спины на живот и обратно, начинает
    ползать, произносит отдельные слоги.
    В 8-9 месяцев ребёнок самостоятельно
    садится, встаёт и передвигается у опоры,
    много лепечет. В возрасте одного года
    малыш обычно начинает ходить без опоры,
    произносит 10-12 слов, умеет пить из чашки,
    пытается самостоятельно есть ложкой.

  • Костный
    скелет приобретает большую плотность,
    нарастает мышечная масса, развивается
    подкожный жировой слой, кожа уплотняется,
    становится менее ранимой, совершенствуются
    функции дыхательной и сердечно-сосудистой
    систем.

  • После
    6 месяцев у ребёнка прорезываются первые
    зубы, к году жизни ребёнок обычно имеет
    8 зубов. По сравнению с первыми месяцами
    жизни значительно увеличивается объем
    желудка. В связи с введением в рацион
    ребёнка новых видов пищи увеличивается
    выделение пищеварительных соков,
    нарастает их активность.

  • Ранний
    возраст – период жизни ребёнка от 1 года
    до 3 лет. В этот период отмечается
    постепенное совершенствование всех
    функциональных возможностей организма
    ребёнка. Однако Малыш в этом возрасте
    легко подвержен любым воздействиям
    окружающей среды. Темпы физического
    развития ребёнка на втором и третьем
    годах жизни несколько замедляются. У
    детей раннего возраста продолжаются
    созревание и дифференцировка костной
    и мышечной тканей, усложняются и
    совершенствуются двигательные умения.
    За этот период жизни ребёнок хорошо
    овладевает ходьбой, бегом, прыжками. К
    трем годам он овладевает более сложными
    умениями: самостоятельно ест, одевается,
    начинает застёгивать пуговицы, завязывать
    шнурки с небольшой помощью взрослого.
    Особенно заметно развитие интеллектуальных
    способностей ребёнка. У него значительно
    обогащается запас представлений,
    расширяется осознанное отношение к
    окружающей действительности, быстро
    развивается речь, возникает потребность
    к общению с другими детьми.

  • К
    двум годам ребёнок имеет уже 20 зубов и
    может хорошо пережёвывать пищу. Объем
    желудка у 2-3-летних детей увеличивается
    до 350-400 мл. Увеличивается переваривающая
    способность желудочно-кишечного тракта.
    Однако восприимчивость ребёнка раннего
    возраста к различным нарушениям пищевого
    режима остаётся ещё высокой.

Как выявить признаки ретардации на ранних этапах развития ребенка?

С психической ретардацией у ребенка могут столкнуться абсолютно любые родители. Стоит бить тревогу, если у ребенка есть следующие признаки:


Фото автора Sharefaith: Pexels

  • Задержка навыков и интеллекта;
  • Задержка речевого развития или полное отсутствие речи;
  • Отсутствие интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
  • Привязанность к неодушевленным предметам;
  • Нарушения координации и моторики;
  • Эмоциональная незрелость;
  • Нарушения сна, аппетита;
  • Отсутствие реакции на физический дискомфорт;
  • Специфические привычки;
  • «Полевое» поведение.

При каких-либо признаках стоит обратиться к следующим специалистам: неврологу, психиатру, коррекционному психологу, дефектологу.

n1.doc

  1    

I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИОбщебиологические законы физического развития детей и основные закономерности роста и развития организма.1 развитие мускулатуры 2 состояние осанки3 половое развитие4 морфо-функциональные и психологические ускорение темпов развития организмапо сравнению с предшествующим поколением возрастной периодизацией1 паспортный возрастсистемогенезом 7. 2 плодный2 пубертатный16-20 летгармоничность, надежность, гетерохронность1 морфологические, функциональныеи психологические (в)(б)(а)филиппинский тест1 биологического возрастагетерохронностисостояние осанкиразвитие костно-мышечной системыполовое развитие(в)(б)(а)гетерохронностью .П.К.Анохинпаспорным данным наличием репродуктивной системы.метод функциональных нагрузоканатомией . пренатальным3.гормоничностью (а)(с)1 состояние здоровьягиподинамией .

      1. 4 16-21

второе детство3дублирования, пластичности, избыточности1 резервного объема выдоха 2 дыхательного объема3 резервного объема вдоха1 ягодицами 2 пятками3 межлопаточной областью. плодный экскурсию грудной клеткипервый год жизни1 возраста 2 половой принадлежности3состояния здоровья2 пубертатный3 паспортный3 гетерохронности1дать общую оценку состояниюфизического развития 4 соответствие физиологических возможностей организма требованиям,предъявляемым окружающей средой4 тест Керна в модификации Ирасеканабрал более 10 балловза тест Керна-Ирасека3хронологический возрастфизиологиейонтогенезомпо уровню психического ифизического развитиякоординационным способностяммышечная сила кистиполовыми гормонами3 возрастной физиологией3.темб голоса 4. особенности волосяного покрова3 после 4-5 лет 3непрерывно в течение всего онтогенезавозраста1 без одежды 2 без обуви3натощак утром1 степенью созревания морфофункциональныхи психофизиологических качеств индивида3 в определенном возрасте2 мышечную силу1 увеличение массы теластарческого (в)(б)(а)гетерохронностипозже созревают мелкие мышцыгармоничность, надежность, гетерохронностьплодный

  1. препубертатный 4 постпубертатный

1.зрительная область коры больших полушариймелкие мышцыпоследовательный ( гетерохронный2-3 месяцасенситивными 2 замедленноеобщение со взрослымидошкольный становую силужизненную емкость легких5 экскурсию грудной клетки2 второй4 раздражимость2 способность к адаптации1 генотип1 состояние здоровьяраньше созревают крупные мышцысенсорнообогащенная средаполовые железыстановления коммуникативного поведениясоматической зрелостинаследственностьфункциональных возможностей клетоку стареющих людей4 очень низкий1 биохимический1 физическую (соматическую3 психологическую5социальную4 ускоренное развитие по сравнениюс предшествующим поколением1 пубертатноммолекулярном ассимиляция300-500 гр.4 рибосомах1 гомеостазнаследственностьобменом веществ1. жидкостный2 антитела1 дощкольном 4. нервная, эндокринная, иммуннаяоднократное воздействие закаливающих факторов3искусственным активным3 костная зрелость4 гомеостаз3 внешние половые признаки2 мышечная сила кисти4 жидкостный1 соматической зрелоститорможение развития нервнойной системы системысенситивными . социального2 после перенесенного инфекционного заболеванияв период второго детствафункциональных возможностей клетокII СЕНСОРНЫЕ ФУНКЦИИАнатомия , физиология сенсорных систем.радужной оболочке глазного яблокаглаз вкусовой зрачок улиткаадаптация2 подросткампри близорукости3 зрительногохрусталик1 среднее и внутреннее ухо3 наружной оболочки ( склеры)повышении порога слуховой чувствительности 1 близорукостьраздражению слуховых рецепторов1 высокой эластичностью хрусталика2 изменении работы сердечнососудистой системыроговицы мышечное веретено1 у новорожденных2 сетчатка4 воздухом2 сетчаткеслуховой 3 последействие4рецепторный.колбочкиулитке внутреннего уха3малыми размерами глазного яблокарецепторного, проводниковогокорковогопалочки и колбочки.височной4.коэффициент аэрациикорковыйзатылочной внутреннем ухеза сетчаткойвисочной области коры больших полушарийресничной мышцы сосудистой оболочки глазного яблока изменение кривизны хрусталика2 дальнозоркостикортиев орган2 температурный режимучебной комнатысетчатке висцеральногокортиев органчтение в транспорте2 висцерального  1    

I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.