Воображение в психологии: свойства и приемы, как развить

Алан-э-Дейл       04.09.2023 г.

Оглавление

Определение и виды

Воображение — процесс, во время которого создаются образы, которые являются новыми, но основаны на былом опыте. Данное определение имеет связь с фантазией и мышлением. При помощи воображения индивид можно представлять результаты поступков, правильно себя вести в непонятной ситуации.

По мнению физиологии воображение представляет собой процесс, при котором образовываются временные нейронные связи, является результатом деятельности головного мозга.

Воображение — это процесс, во время которого происходит мысленное преобразование действительности, появляется способность к созданию новых образов реальности при переработке смыслового интеллектуального практического и чувственного опыта. Оно может характеризоваться устойчивостью образов, их яркостью, новизной, широтой, оригинальностью и правдивостью.

Виды воображения в психологии представлены следующими формами:

  • активное — человек прикладывает силу для вызова определенных образов в своем подсознании;
  • пассивное — образы формируются без непосредственного участия человеческого мышления, не зависят от его желаний, в жизни не воплощаются.

Пассивный вид в свою очередь делится на:

  • преднамеренный — образы, создаваемые воображением, не имеют общей связи с волей, которая была бы способна их осуществить;
  • непреднамеренный — образы появляются, когда имеет место расстройство сознания, в момент дремоты, во сне.

Кроме того, различают типы воображения в зависимости от категорий, которые их объединяют.

  1. По предмету: образный; эмоциональный вид; словесно-логический.
  2. По типу труда: технический вид; художественный.
  3. В зависимости от образов: конкретный вид; абстрактный.
  4. По результатам: творческий вид — формирование образов, которые в настоящее время не существуют; воссоздающее воображение — когда мысленно воспроизводятся существующие образы.

Воображение необходимо людям для трудовой деятельности. Оно всегда имеет направленность на труд, практическую деятельность. Перед тем, как человек совершает поступок, он мысленно представляет свои действия и возможные результаты.

Что такое воображение: пути создания образов

Для понимания как создаются мечты, грёзы, образы нужно узнать способ их творения:

  1. Агглютинация — это способ создания новых, фантастических предметов или явлений, получившихся путём пришедшего вдохновения от осмотра, изучения реального объекта. Принимая за основу существующий предмет, событие, явление создаётся их выдуманный прототип. Например, мифы о богах громовержцах создавались на основе страха перед молниями.
  2. Акцентирование — это выделение какой-либо черты и её чрезвычайное преувеличение. Гиперболизация свойственна художникам использующих стиль карикатур в картинах.
  3. Типизация — это процесс создания что-то нового из нескольких выбранных самых полезных характеристик объектов. Новый созданный объект соберёт в себе особенности основных предметов. Такой способ применяют писатели, создавая героев своих книг.

Активное произвольное воображение

Это как раз та самая «рабочая лошадка» нашего сознания, которая активно участвует во всех сферах и областях жизни. Этот вид воображения носит продуктивный характер, его образы воплощаются в реальность и являются основой созидательной деятельности. Активное произвольное воображение тоже бывает двух видов: репродуктивное и творческое.

Репродуктивное воображение

Воображение всегда связано с конструированием новых образов, но степень их новизны может различаться. Репродуктивное воображение воссоздает, воспроизводит образы по описанию, схеме, чертежу, например:

  • представление дома по его подробному плану;
  • рисунка вязки по схеме;
  • образа героя книги по описанию;
  • кулинарного шедевра по рецепту.

Репродуктивное воображение требует хорошо развитого образного мышления и богатства сенсорного опыта. Ведь образы создаются только из уже имеющегося материала, на основе сформированных навыков. Поэтому «увидеть» готовый дом или устройство по чертежу может далеко не каждый, а только тот, кто этому обучался, у кого есть специальные знания, в том числе опыт привязки «картинки» к схеме.

То же можно сказать о представлении литературного персонажа или фантастического животного по описанию. Это ведь, по сути, «сотворчество» с писателем. Причем чем менее четкое и однозначное дается описание, тем более творческим и самобытным будет возникающий в голове человека образ. Если автор описывает внешность героя подробно, как в ориентировке на преступника в полиции, то он не оставляет места для воображения читателя, тем самым снижая интерес и к герою, и к книге.

Творческое воображение

Это высшая форма и воображения, и познавательных процессов в целом. Творческое воображение имеет отношение не только к созданию фантастических образов. Реалистичные картины или литературные произведения требуют не меньшего воображения. Причем именно творческого, связанного с созданием жизненных, правдивых, но совершено новых образов. Творческое воображение необходимо и в научной, и в конструкторской сферах, да и в любой другой области. Ведь в каждом виде деятельности: от кулинарии и сантехники до поэзии и менеджмента – есть место творчеству.

Творческое воображение нередко связывают с вдохновением и говорят о его спонтанности, непредсказуемости, неуправляемости. Действительно, связь с вдохновением, подсознанием и интуитивным мышлением здесь есть. Однако этот вид познавательной деятельности относится к произвольным процессам, значит, поддается регулированию и управлению.

В психологии исследованы и описаны специальные приемы или технологии творческого воображения. Овладев ими, можно совершено по-новому организовать свою деятельность, сделать ее более продуктивной, интересной и оригинальной.

Воображение — это способность производить и моделировать новые объекты или идеи в уме без какого-либо непосредственного вклада чувств.

Также данное определение можно описать как формирование в уме картины, которая может быть воссозданием прошлого опыта, такого как яркие воспоминания, созданные воображением с изменениями, или они могут быть полностью выдуманы и, возможно, являться чем-то за гранью реального понимания человека.

Воображение: это что за способность

Воображение происходит в сознании человека, где усваивается полученная свежая информация из разных источников — книг, фильмов, сериалов, опыта повседневной жизни, а также перерабатывается в новые образы, созданные представлением. А также эти знания помогают индивидууму создавать целые миры.

Для достижения цели вначале необходимо представить в воображении как, и какими путями её осуществить. Все изобретатели и представители искусства перед созданием чего-либо сначала составляли мечту о цели и после представляли, как шаг за шагом её осуществляют. Именно так они творили шедевры. Воображению для создания чего-то нового требуется упорство и трудолюбие человека.

Интересные факты

Воображение лучше знания, говорил гений физики Альберт Эйнштейн. Потому что в воображении можно придумать вещи, что потрясут и изменят мир. За один день в сознании человека происходят и создаются образы в количестве более 1 тыс. раз.

Не все из этих образов личность запоминает, но из 1 тыс

выбирается подсознанием самое важное и интересное представление. Этот запомнившийся образ становится идеей не покидающей сознание долгое время

Например, Леонардо да Винчи перед созданием портрета Моны Лизы имел в сознании множество образов, но остановился на самом мощном, а поэтому и создал известный всему миру шедевр, а не что-то иное.

Примеры из жизни.

Люди часто воображают. Проснувшись рано утром, человек мысленно выбирает одежду, комбинируя свои вещи в голове.

После выхода из дома мы продумываем кратчайший путь до работы или школы, учитывая погодные изменения или прочие условия.

После трудового дня мы придумываем, что приготовить из имеющихся продуктов.

Но не только в повседневной жизни мы задействуем воображение. К примеру, во время ремонта мы мысленно расставляем мебель по комнате и прикидываем, как будет выглядеть помещение после ремонта.

Когда человек находится наедине со своими мыслями, включается большое воображение. Пребывая в одиночестве можно проникнуть на глубокий уровень воображения и найти ответы на все интересующие вас ответы

Как возникают образы

Существуют различные способы их создания.  

Акцентирование – это выделение каких-либо частей, черт или свойств. Здесь используются следующие приемы:

Типизация – обобщение образа и его эмоциональное насыщение. Многие литературные герои являются яркими примерами типизации. Например, помещики Гоголя из «Мертвых душ»: Манилов – бесплодный мечтатель, Коробочка – жадная накопительница, Ноздрев – лихой кутила.

Комбинирование – создание нового способом комбинации частей уже имеющегося.

Утрирование – умышленное усиление какой-либо характерной черты или явления. Например, выражение: «Утром я выпил десять литров кофе» — будет утрированием.

Преувеличение и преуменьшение. Ярким примером того и другого можно считать Гулливера.

Комбинирование – сочетание элементов уже существующего в новых комбинациях.

История открытия и изучения

В отечественной психологии интерес к феномену возник наряду с изучением других функций психики. Основной вклад в процесс изучения внес Л. Выготский. Он посвятил воображению книгу, десятки статей — фундаментальное изложение находок, теорий относительно развития способности к представлению в онтогенезе.

Выготский уделял большое внимание развитию познавательных процессов в дошкольном возрасте. Ученый полагал, что этот период — критический. Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов

Способность к представлению в дошкольном возрасте он рассматривал как умение создавать целое из элементов.

Выготский отмечал сложность мыслительной деятельности, постепенность развития. По его теории, творческая деятельность зависит от приобретенного опыта. Ребенок через творчество выражает накопленные знания. На процесс накопления влияют разные факторы: интересы, потребности, желания. От скорости их удовлетворения зависит способность к самовыражению в детском, взрослом возрасте. Негативный опыт, приобретенный в детстве, влияет на взрослого индивида.

Особенности воображения в дошкольном возрасте

Отличительной особенностью воображения дошкольников является то, что основу образов составляет процесс перекомбинирования материала, который хранится в памяти ребенка. Главным отличием детского воображения от воображения взрослого человека является то, что жизненный опыт ребенка намного меньше, чем у взрослого и, тем самым не смотря на кажущееся богатство детского воображения оно находится на первой ступени развития. Видимое богатство воображения ребенка напрямую связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает.

Замечание 1

Стартом для развития воображения является возраст около трех лет. В возрасте до 3 лет воображение является составной частью других психических процессов, именно они являются фундаментом его последующего развития.

На начальном этапе развития воображение ребенка неразрывно связано с предметом, который выполняет опорную функцию. Постепенно в процессе роста и развития ребенка воображение в качестве совей опоры использует предметы уже не имеющие сходства с замещаемыми образами.

Осуществляется процесс интериоризации действий воображения в двух ракурсах:

  • Во-первых ребенок осуществляет переход к осуществлению игровых действий с предметами, которых в реальности не существует.
  • Во-вторых, происходит плавное перемещение к игровому использованию предмета, наделение его новыми смыслами и характеристиками и представление игровых действий с ним в уме, без реальных действий с данными предметом. В данном случае игровые действия полностью проходят в плане представления ребенка.

К 4 -5 годам у ребенка возникают творческие проявления как в игровой деятельности, так и в продуктивной и трудовой. Элементы творческого воображения также находят свое проявление в процессе рассказывания и пересказа. Ребенок может привносить свои детали в рассказ и пересказ уже известных ему историй и сказок. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Согласно особенностям возраста, они носят ситуативный характер, обусловлены событиями, которые вызвали у ребенка сильный и яркий эмоциональный отклик.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.