4 процесса памяти человека

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Введение

Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений.

Классификация видов памяти

Классифицируют память по таким основным критериям:

  • долгосрочность хранения материала;
  • степень опосредованности задействованных механизмов;
  • свойства психической активности в данном моменте.


Рис. 3. Процессы памяти

Психологическая активность

По сути и свойствам психологической активности выделяют такие типы памяти.

Образная

Вмещает в себя все базовые принципы запоминания, которые распространяются на уже знакомые предметы и явления.Отличительная черта данной памяти заключается в том, что материал во время хранения искажается и при воспроизведении отмечаются неточности. Выделяют такие метаморфозы, происходящие с образами:

  • Гипертрофию некоторых деталей;
  • Упрощение подробностей;
  • Изменение цветовой палитры изображения;
  • Стремление сделать образ более упрощенным, однообразным и симметричным;
  • Изменение положения и ориентации фигуры в пространстве;
  • Расширение и округление формы предмета.

Такие преобразования в памяти делают ее менее достоверной. С другой стороны — такая особенность может создать общую схему материала для эффективного запоминания.

Словесно-логическая

Этот вид памяти содержит в себе высказывания и мысли, помогает отслеживать закономерности и усваивать сложный материал.

Эмоциональная

Хранит в себе воспоминания о пережитых чувствах и эмоциях. Она делает личностную память сугубо индивидуальным явлением, придавая приобретенному опыту глубоко чувственный характер.

Двигательная

Данный вид памяти проявляет себя в запоминании, сохранении и осуществлении систем движений. Она предназначена для формирования двигательных навыков. Примером хорошей двигательной памяти является сноровка и ловкость.

Длительность хранения

Типология процессов памяти по продолжительности хранения выглядит следующим образом.

Мгновенная

Характеризуется удержанием только что полученного материала без дальнейшей обработки. После получения информации мозг начинает ее обрабатывать только при условии дальнейшего использования.

Кратковременная

Обеспечивает качественное и точное воспроизведение материала только на протяжении нескольких секунд с момента запоминания. Характеризуется неспособностью вмещать в себя большой объем информации и долго его удерживать.

Оперативная

Рассчитана на обслуживание конкретных действий, осуществляемых индивидом, когда необходимо разделить и выполнить работу по частям. В этой памяти хранятся промежуточные результаты до полного решения всей задачи. Впоследствии информация стирается из этого отдела за ненадобностью. Объем этой памяти предназначен для удержания информации из кратковременной памяти и материала из долговременной, который касается осуществляемого действия.

Долговременная

Характеризуется точностью и неограниченным сроком хранения информации. На этом уровне происходит накопление опыта и знаний. Когда человеку необходимо, нужная информация актуализируется в памяти на время, потом снова уходит в глубину сознания. Благодаря этой особенности, человек не осознает каждый момент своей жизни всю информацию, хранящуюся в отделах памяти, и тем самым не перегружает работу головного мозга.

Генетическая

Этот вид памяти воспроизводится в самом генотипе и передается по наследству. На него невозможно оказывать влияние через обучение или другие виды воздействия.

Рис. 4. Функции памяти

Осознанность

Различают такие виды памяти по степени осознанности человека в происходящем процессе.

Непроизвольная

Самый удобный и простой вид запоминания, когда сам процесс проходит автоматически и без усилий со стороны индивида. Чаще всего включается при сложной, но интересной интеллектуальной работе, и при важных событиях для человека.

Произвольная

Во включении данного вида памяти принимает участие воля человека, направленная на достижение желаемого результата. Произвольную память можно контролировать и тренировать.

Метапамять

Отличается осознанным включением человека в процессы запоминания и воспроизведения. Свойственна людям, которые знают об устройстве своей памяти, развивают ее и с успехом пользуются ее преимуществами. Таких людей называют интеллектуалами.

Интересные факты о памяти

  • Первые воспоминания человек получает еще в утробе матери.
  • Александр Македонский обладал феноменальной памятью — помнил поименно более 25 000 своих солдат.
  • У людей, которые однообразно питаются, ухудшаются процессы запоминания.
  • Специалисты отмечают, что розмарин улучшает память.
  • Национальность человека с приобретенной амнезией врачи определяют по бранным словам — это то, что он запоминает на всю жизнь.
  • Беспорядок в окружающей среде плохо отражается на мнемических процессах памяти.
  • Лучше всех память развита у пчеловодов, артистов и ученых.
  • Самый популярный портрет Линкольна написал его почитатель по памяти, когда узнал о его гибели.
  • Абсолютный рекордсмен по владению своей памятью — Джон фон Нейман. Он мог с легкостью воспроизводить содержание прочитанных много лет назад книг и переводить их на немецкий и английский языки.
  • Центр восприятия запахов в человеческом мозге находится рядом с отделами памяти, поэтому они вызывают воспоминания. Специалисты считают, что такое устройство передалось нам генетически от первобытных предков, которым память на запахи помогала выживать.

Человеческая память относится к основным свойствам личности. Она является одним из главных инструментов в развитии человека и помощником в реализации его индивидуальных способностей. Без нее практически невозможно выстроить благоприятные и гармоничные межличностные отношения. Если смотреть с точки зрения жизни на планете, то ни одно живое существо не проживет долго без нейронных связей, которые отвечают за запоминание и воспроизведение.Для лучшего представления о том, как работает память, посмотрите это видео.

Медицинские средства

Применение лекарств или БАДов не приводит к каким-либо негативным последствиям

Однако важно при выборе средств учитывать возраст человека, возможные побочные эффекты, противопоказания, а также их эффективность. Для этого достаточно изучить инструкцию и ознакомиться с отзывами в интернете

Дополнительно рекомендуется проконсультироваться с врачом, что особенно актуально для людей с хроническими заболеваниями. Что нужно принимать для улучшения памяти?

Безрецептурные

Самым популярным препаратом для устранения невнимательности и укрепления памяти в России стал Глицин. Препарат недорогой и достаточно эффективный. Его главным преимуществом является не только влияние на память, но также снижение напряжения. Принимать Глицин достаточно по 1 таблетке 3 раза в день.

На какие еще препараты можно обратить внимание:

  • Витрум Мемори;
  • Ундевит;
  • Билобил;
  • Интеллан;
  • Аминалон.

Все они оказывают положительное влияние на качество памяти. Эти средства особенно эффективны для школьников, студентов, а также всех, чья работа требует взаимодействия с большими объемами информации.

Рецептурные

Получить их можно только после консультации с врачом. Все они отпускаются из аптеки строго по рецепту. Такие лекарства легко устраняют невнимательность, избавляют от забывчивости, а также оказывают особое воздействие на организм при необходимости. Большую популярность получил Пирацетам, который снижает риск развития болезни Альцгеймера, параллельно укрепляя память и устраняя нарушения кровообращения в мозге. Также в нашей стране известен Кавинтон, улучшающий состояние после инсульта и других мозговых болезней. Дополнительно можно рассматривать:

  • Фезам;
  • Ноотропил;
  • Фенотропил;
  • Энцефабол;
  • Пикамилон;
  • Церебролизин;
  • Ноофен.

У рецептурных средств перечень возможных побочных эффектов и противопоказаний значительно шире, что нужно учитывать.

ЗАПОМИНАНИЕ И ЗАБЫВАНИЕ.

Запоминание — обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти. Различаются два вида запоминания: произвольное и непроизвольное.

Запоминание — важнейшее условие последующего восстановления приобретенных знаний. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. Именно в зависимости от места процесса запоминания в структуре деятельности и различаются указанные выше виды.

1. Рассмотрим непроизвольное запоминание.

В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Вместе с тем зависимость запоминания от цели и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае.

Как показали исследования психологов П.И.Зинченко и А.А.Смирнова, непроизвольное запоминание оказывается значительно более успешным, когда запоминаемый материал входит в содержание и определяется целями выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному запоминанию.

2. рассмотрим произвольное запоминание.

Произвольное запоминание является специальным действием, конкретная задача которого — запомнить точно на максимально продолжительный срок с целью последующего воспроизведения или просто узнавания. Она определяет выбор способов и средств восприятия и тем самым влияет на результаты запоминания

Важное условие успешности произвольного запоминания — установка на продолжительность сохранения в памяти того, что должно быть усвоено и сохранено. Так, экспериментально выяснилось, что если предложить испытуемым запомнить материал с тем, чтобы воспроизвести его на другой день, а другим испытуемым предложить тот же самый материал, но предупредить их, что понадобится отвечать по содержанию того, что подлежит усвоению, через месяц, различие на результативности запоминания будет весьма и весьма заметным

Итак, если провести проверку того, что осталось в памяти, не на другой день и не через месяц, а через две недели, то те испытуемые, которые собирались отвечать по заданному материалу на другой день, в несколько раз хуже воспроизведут его по сравнению с теми, кто собирался воспроизвести его через месяц. Установка на длительность запоминания оказала решающее значение в данных обстоятельствах. Типичным для этого вида запоминания является сложное опосредствованное строение.

В число обычно используемых способов произвольного запоминания входят:

  1. составление предварительного плана;
  2. выделение смысловых опорных пунктов;
  3. пространственная группировка материала;
  4. представление материала в форме наглядного зрительного образа;
  5. соотнесение его с уже имеющимися знаниями;

При прочих равных условиях произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного. Оно обеспечивает большую сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом.

Важную роль среди механизмов запоминания играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего именно произвольного запоминания. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является единственным условием, необходимым для долговременного запоминания. Жизненно важные материалы и сведения, несущие для индивида большую смысловую нагрузку, запоминаются «сами собой».

Исследование памяти

Научными исследованиями памяти занимался немецкий психолог Эббингауз. Используя метод эксперимента, он выделил рассмотренный выше ряд процессов, сопровождающих работу памяти. Всё, что происходит в нейронах мозга и коре, отображается в виде следа. Но прочность подобного отображения неодинакова. И это зависит от воли человека и происходит без усилия, самопроизвольно. Задача памяти — отделить главное от второстепенного, чтобы привести мышление в соответствии с потребностями и интересами. Невозможно запомнить всё. Но на помощь приходит избирательность сознания при непроизвольном запоминании. Значительную роль в этих процессах играет отношение к окружению, среде обитания и наоборот — обстановка воздействует на память и сознание. Преднамеренные усилия памяти связаны с поставленной целью и её выполнением в процессе деятельности. Так, для примера, при теоретическом обучении запоминание само представляет собой вид деятельности.

При непроизвольном забывании иногда существует необходимость укрепления памяти

Важно знать, по каким законам происходит забывание. В основе памяти лежит нейрофизиология

Перечисленные процессы сопровождаются механизмом возбуждения связей между нейронами и торможения. Раздражитель должен быть значимым, в то время, как процесс возбуждения в коре обеспечивает правильное запечатление.

Поговорим о генетической памяти, передающейся по наследству. Инстинкты в первую очередь занимаются жизнедеятельностью. Нервные центры распоряжаются питанием — пищевые, регулируют агрессию и защитные реакции. Эмоции тоже часто возникают самопроизвольно, благодаря инстинктам. Импульсивность помогает определить вредные факторы в кратчайшие мгновения. Опыт подсознания сохраняет полученные на протяжении жизни автоматические навыки. Чувства приобретают смысл при реализации речевых функций.

Все это составляет массивный объём информации долговременного характера

Важно организовать хранение, упорядочить методы этого хранения и способы извлечения. Например, долговременное сохранение информации в памяти можно назвать статическим, а для оперативных процессов применяются динамические способы

Наиболее надежно организовывается запоминание и исключается забывание, если усвоенный материал совпадает с текущей деятельностью, а не противоречит ей.

https://youtube.com/watch?v=ZOAOWSi1X-U

Как укрепить функцию памяти

Психолог Г. Эббингауз проводил эксперименты на предмет зависимости запоминания от процесса мышления. При запоминании типа заучивания мышление не должно влиять. Следовательно, такие обстоятельства обеспечивают «чистую» память. Выведена диаграмма, согласно которой забывание бессвязных слов идёт сначала быстро, в течение первых часов. А 35% оставшихся впечатлений забываются на протяжении месяца

Вывод: для лучшего выучивания материала важно периодически повторять его

Эббингаузом также сформулирован «эффект края», когда при запоминании требуется в первую очередь усвоить начало и конец.

Забывание

Познавательный процесс, который состоит в отсутствии у человека возможности восстановить запомненную информацию, называется забыванием. Этот процесс столь же важен, что и предыдущие.

Существуют различные причины забывания. Среди них: низкий уровень организации материала, его характер, степень новизны для человека, возраст, неиспользование материала. К этому списку добавим и неосознаваемые мотивы, и травмы головного мозга. К примеру, по причине сложности организации запоминания пожилые люди зачастую с трудом осваивают что-то новое.

Но забывание свойственно не только людям в возрасте. Никто, за редким исключением, не в силах вспомнить, что с ним происходило в жизни за период с рождения до трех лет.

Это связывают с тем, что у ребенка этого возраста отсутствуют как словарный запас, так и необходимый опыт жизни. Он не позиционирует себя как личность и не способен воспринимать свои действия по отношению к другим. Не происходит еще и распознавания понятий «сегодня», «завтра». Но существуют, например, гипноз или лекарственные препараты, под воздействием которых человеку все-таки удается припоминать события раннего возраста.

Интерференция – еще одна из причин забывания с отрицательным влиянием информации, сопутствующей восприятию. Проактивная интерференция связана с событиями в жизни человека, произошедшими до запоминания материала. Так, студент, получивший плохие известия накануне экзамена, не в состоянии будет подготовиться к нему хорошо.

Ретроактивная интерференция устанавливает взаимосвязь между последовательно изучаемыми материалами, и если связь между ними сильная, или, напротив, слабая, то интерференция незначительно повлияет на качество запоминания. Но, если первый и второй материалы относительно похожи, то процесс кодирования первого будет страдать. Примером является освоение итальянского с последующим изучением французского языка. При этом неиспользование итальянского повышает вероятность его забывания.

Еще один вид забывания – мотивированное забывание или подавление. Возникает тогда, когда у человека появляется желание уйти от проблем. Это не случайный, а действительный процесс торможения следов в памяти, когда информация переносится в подсознание. Например, забываем подписать счет на оплату, выучить экзамен или явиться на встречу, связанную с отрицательными последствиями.

Трудно переоценить роль, которую память играет для человека. Это бесценный дар получать, накапливать и воспроизводить личный жизненный опыт. А без необходимого опыта, который человек непрерывно получает в течение жизни, и деятельности, невозможно было бы адаптироваться к стремительно меняющимся событиям. Нет у человека памяти — нет вместе с ней и возможности нормально функционировать ни отдельной личности, ни целому обществу.

Отличия краткосрочной от долговременной памяти

Кратковременная и долговременная виды памяти представляют собой две ступени одного развития. Долговременная память отлично функционирует только при хорошей кратковременной, которая является своеобразным буфером для продвижения отобранной информации.

Краткосрочная память позволяет без специальной цели и особых усилий запоминать услышанное и увиденное. Она имеет большое значение для формирования жизненного опыта и организации мышления.

Долговременная память наиболее сложная и важная из всех типов. В ее системе длительное время хранится все, что удерживается в поле внимания более нескольких минут. Туда попадают только переработанные и осознанные материалы. Все это напоминает работу современного компьютера, но более совершенного, с огромными объемами разнообразных данных.

Мозг как компьютер

Главное отличие краткосрочной и долгосрочной памяти – в объемах запоминаемого материала. Предельные возможности человеческого мозга остаются неизученными. Но даже то, что известно, поражает воображение – столько информации не содержится в самых крупных библиотеках. В обычной жизни человек не задействует все функции и возможности своего совершенного мозгового устройства. Из-за огромного количества информации есть серьезные проблемы с ее поиском.

Классификация по характеру целей деятельности

По характеру целей деятельности память можно разделить на следующие виды:

Произвольная память. Такая память работает, когда перед индивидом поставлена цель запомнить конкретный материал.
Непроизвольная память. Такая память работает, когда нет специальной цели запомнить какую-либо информацию

Например, человек непроизвольно запоминает информацию, которая выступает в качестве предмета целенаправленной деятельности; все то, что связано с затруднениями, помехами в деятельности; незаконченные действия (они запоминаются легче, нежели оконченные); то, что имеет действительно важное значение, а также напрямую связано с интересами и эмоциями.

Можно отметить, что непроизвольное запоминание подчиняется законам ассоциативного связывания. Абсолютно все представления, которые содержатся в памяти, существуют не сами по себе, а группируются в конкретные совокупности.

Определение 2

Ассоциация – это появляющаяся в опыте индивида закономерная связь между двумя представлениями, и она выражается в том, что появление в сознании человека одного представления приводит к актуализации второго.

С давнего периода, когда жил Аристотель, выделяют такие виды ассоциаций – по смежности в пространстве и времени, по контрасту и по схожести.

Человек осуществляет произвольную и волевую регуляции процессов памяти. Данные виды памяти являются двумя последовательными стадиями развития памяти.

Также существует классификация памяти по использованным для запоминания средствам. Выделяются следующие виды:

  • Непосредственная натуральная память. Это память, которая является прямым механическим запоминанием неких явлений и событий; это самый простой и, можно сказать, примитивный вид памяти, который характерен для начальных стадий развития индивида как в филогенетическом, так и в онтогенетическом плане.
  • Внешне опосредованная память. Эта память характерна для уже более сложной ступени культурно-исторического развития индивида. Она представляет собой начальный шаг на пути к овладению и управлению уже натуральной памятью. Это некая попытка обеспечить собственное воспоминание определенного следа памяти благодаря стимулу, который выполняет функцию средства запоминания. В такой ситуации средства носят внешний, определенно материальный характер: это могут быть узелки на память, пометки в записной книжке, фотографии, сувениры и так далее. Именно из-за этих простых средств индивид совершенствует свою память, делает ее эффективнее.
  • Внутренне опосредованная память. Эта память является уже самой высшей формой памяти, это логическая память, где происходит переход от использования внешних средств запоминания к внутренним элементам опыта. Чтобы данный переход осуществился, непосредственно внутренние элементы обязаны достаточно сформироваться. В данном процессе формирования внутреннего человеческого опыта главенствующая роль отведена мышлению и речи.

Сложнейшую структуру памяти в психологии разделяют на несколько базисных мнемических процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Этапы обработки информации при запоминании

Если говорить о структуре и механизме восприятия, анализа и отправки на хранение в память любой полученной информации, то это происходит на следующих уровнях.

Сенсорная обработка любых данных. На этот период отводятся доли секунды. Все запоминается кратко и откладывается на более длительное хранение лишь в том случае, если она была проанализирована, как ценная.
На следующем этапе полученные данные отправляются на сохранение. Если они используются в самом ближайшем времени и человек их применяет практически сразу, тогда этот вид называется кратковременной. К нему относятся, например, распоряжения на работе, которые нужно выполнить в течение текущего рабочего дня.
Далее идет долговременная или долгосрочная

Это место является хранилищем всего важного, что будет использовано на протяжении длительного периода жизни. Как правило, сюда относятся все полученные навыки и жизненный опыт, знания и умения, воспоминания и впечатления.
Оперативная память – она схожа с внутренней компьютерной

Этот тип используется тогда, когда нужна работа с небольшими объемами информации на протяжении длительного отрезка времени. Несмотря на ее сходство с кратковременной – между ними существуют все же определенные отличия.
Третичная память – относится к долгосрочным. Чаще всего используется для хранения языковых массивов.

  • https://ponervam.ru/vidy-pamyati-u-cheloveka.html
  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/pamyat.html
  • https://Plachu.net/obshhaya-psihologiya/vidy-pamyati-cheloveka
  • https://srazu.pro/teoriya/vidy-pamyati-cheloveka.html
  • https://ponervam.ru/dolgovremennaya-pamyat.html
  • https://rptp-rd.ru/rasstrojstva/vidy-pamyati.html

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Общим для всех этих многообразных процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы били бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающегося в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть.

Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.