Оглавление
Содержание
Этот раздел изучается с 1 курса психологического факультета, так как знания, полученные по данному предмету, являются основой для изучения дальнейшего материала по всем разделам психологии. Результаты исследований в области общей психологии также являются базой для развития всех отраслей и разделов психологической науки.
- амбулаторно;
- в стационаре;
- диспансерный учет.
Согласно Статье 29 УК РФ, пациент может быть госпитализирован без согласия его и родственников в стационар, если его состояние обуславливает:
- нанесение вреда себе и окружающим;
- отсутствие возможности осуществлять элементарные действия самообслуживания;
- ухудшение состояния, если больной не будет госпитализирован.
Раньше лечение душевнобольных не отличалось гуманизмом и деликатностью. Например, в 1936 году португальский врач Эгаш Мониш предложил способ лоботомии. То есть удаление некоторых частей мозга. После 20 проведенных операций, он огласил результаты. семь подопытных полностью излечились от душевного недуга, еще семь показали заметные улучшения. У остальных состояние осталось на прежнем уровне.
Удивительно, но этот метод приобрел большую популярность, а ее автор даже был награжден Нобелевской премией в области медицины.
В настоящее время терапия душевнобольных проводится в нескольких направлениях и имеет более щадящий подход:
- фармакотерапия;
- психотерапия;
- социальная реабилитация.
Общие принципы диагностики психических заболеваний
Постановка диагноза психического расстройства начинается с физиологического обследования пациента, чтобы проверить его на наличие заболеваний внутренних органов. Больного направляют к узким специалистам и назначают лабораторные исследования.
После исключения органической патологии пациент направляется к психиатру. В его функции входит беседа с пациентом или его родственниками и осмотр больного. Беседа помогает специалисту узнать о длительности сохранения симптомов, когда они впервые появились, что послужило толчком к их возникновению, степень их прогрессирования. Если пациент сам не в состоянии изложить информацию, это обязаны сделать его родственники.
Параллельно врач наблюдает за поведением больного. Оценивает его эмоциональное состояние, характер поведения, когнитивные функции.
Беседа с врачом не может в полной мере обеспечить информацией о состоянии пациента. В этом врачу помогают психометрические методы исследования. Стандартизированные тесты: опросники, самоопросники, а также шкалы и различные задания. Они дают достоверную характеристику всех психологических сфер, помогают выявить малейшие отхождения от нормы.
Среди инструментальных методов исследования выделяют как общие, например, ЭЭГ, КТ, МРТ, исследование биоэлектрической активности мозга, так и специфические методы. Специфические методы позволяют получить более точную информацию и выявить заболевание уже на ранней стадии развития.
Лабораторные методы исследования базируются на генетических и иммунологических тестах. Иммунологические реакции основаны на определении в крови уровня особых белков. Эти данные позволяют выявить такие патологии, как шизофрения, ЗПР и др.
Психоз
В отличие от неврозов, в случае психоза – пациент не осознает своего состояния; находится вне реального мира и не может нормально функционировать при ухудшении симптомов. Психическое заболевание очевидно для окружающих пациента, но пострадавший не осознает своего поведения.
Психотические симптомы могут быть вызваны сильным стрессом, использованием запрещенных препаратов, органическими заболеваниями и злоупотреблением алкоголя. Врачи не уверены, что именно вызывает психоз. Вероятно, это результат нескольких взаимодействий, включая гены, травматический опыт, подавленные чувства, семейную ситуацию и химические изменения в мозге. При психических заболеваниях психотические симптомы не позволяют человеку отличить вымысел от реальности.
Характер психоза проявляется маниакально-депрессивными расстройствами (биполярным расстройством) и различными формами шизофрении. При биполярном расстройстве бывают эпизоды мании (когда пациент очень активен, возбужден, также творческий, с высокой самооценкой) и эпизоды депрессии (когда наблюдается падение настроения, низкая самооценка, неуверенность в себе, грусть, потеря интереса, депрессия, снижение энергии).
Биполярное расстройство
Особого внимания заслуживает психическое заболевание – шизофрения. По оценкам психиатров, от него страдает каждый сотый человек в мире. Обычно патология диагностируется у молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет. Это наиболее распространенное психотическое заболевание, при котором пациент не различает реальность и заблуждение. Течение шизофрении у всех разное, но обычно наблюдаются резкие нарушения в мыслях и чувствах, проявляющиеся в поведении, которое окружение находит странным.
Некоторые больные шизофренией слышат голоса. Другие испытывают галлюцинации (зрительные, сенсорные, обонятельные). Шизофреник может чувствовать угрозу или преследование. Существует гонка мыслей, апатия, страх. Психическое заболевание может возникать внезапно или развиваться постепенно.
Изменения в поведении также могут быть симптомом психических заболеваний: новые привычки относительно ритма сна, изменение аппетита, трудности в общении с людьми, членовредительство.
Психоанализ
В психоанализе и других формах глубинной психологии под психикой понимаются силы человека, которые влияют на мышление , поведение и личность .
Школа фрейда
Зигмунд Фрейд , отец психоанализа, считал, что психика — он использовал слово Seele («душа», но также и «психика») во всех своих трудах — состоит из трех компонентов:
- Ид, который представляет инстинктивные влечения человека и остается в значительной степени бессознательным . Он не уважает правила общества.
- Супер-эго, которое представляет собой совесть человека и его усвоение социальных норм и морали.
- Эго, которое является сознательным и служит для интеграции побуждений Ид с запретами Супер-Эго. Фрейд считал, что этот конфликт лежит в основе невроза .
Первоначальные термины Фрейда для обозначения трех компонентов психики на немецком языке были das Es (букв. «Оно»), das Ich (букв. «Я») и das Über-Ich (букв. «Over-I»). ‘или’ Верхний-I ‘). По словам Бруно Беттельхейма , латинские термины были предложены английскими переводчиками Фрейда, вероятно, для того, чтобы они казались более «медицинскими», поскольку в то время латынь преобладала в медицинской терминологии. Беттельхейм сожалеет о том, что он считает псевдонаучными латинскими терминами.
Юнгианская школа
Карл Юнг написал большую часть своих работ на немецком языке. Юнг тщательно определил, что он имел в виду под психикой и душой ( Seele ).
Причины
В основе любой формы обморока лежит одна основная причина — это нарушение кровоснабжения головного мозга. К таким нарушениям приводят самые различные ситуации и факторы. Рассмотрим некоторые из них.
При нарушении тонуса кровеносных сосудов развивается ортостатический коллапс. Он возникает обычно, если человек резко встает на ноги. В такой ситуации кровь в нижних конечностях депонируется и не успевает дойти до мозга, который начинает испытывать острый дефицит кислорода и глюкозы, что, конечно же, приводит к потере сознания. Обмороки случаются и при сильных эмоциональных потрясениях: болевой шок, испуг, трагические известия и др. Причинами обморока часто становятся снижение кровяного давления, низкий уровень сахара в крови, патологии артерий, связанные с их проходимостью. Любые нарушения в работе сердца, такие как аритмия, тахикардия, остановка сердца, также являются причинами обморока у человека. Тепловой удар или перегревание на солнце являются основным фактором для возникновения обморока как у взрослых, так и у детей. Пониженное содержание гемоглобина и эритроцитов в крови, изменение гормонального баланса и обмена веществ — основная причина обмороков у беременных женщин.
Причины
По причине возникновения различают эндогенные и экзогенные психические заболевания. Толчком к развитию эндогенных расстройств становятся хромосомные или генные мутации, в том числе и наследственные. Самый яркий пример – это синдром Дауна, возникающий при трисомии 21 пары хромосом.
Другой группой провоцирующих факторов могут быть соматические заболевания. Чаще всего, это гормональные нарушения, патологии печени, почек, сосудов. Изменения в поведении также вызывают опухолевые процессы в мозге. Так, опухоль лобной доли провоцирует подозрительность, патологическую ревность, и даже может толкнуть человека на преступление.
Группа экзогенных причин более широкая. К ней относятся факторы, влияющие на человека извне:
- токсические вещества – алкоголь, наркотики, яды, промышленные токсины;
- инфекции, поражающие головной мозг;
- травмы головного мозга;
- радиация.
Особую группу составляют психологические факторы. Очень часто психическое расстройство возникает на фоне стресса, причем он может быть как острый, так и хронический.
Хронический стресс – это то, что систематически, ежедневно расшатывает нервную систему человека, но делает это постепенно, дозировано. Сюда относят постоянное переутомление и недосыпание, неблагоприятную обстановку в семье или в рабочем коллективе, регулярное психическое или физическое насилие.
Острый стресс – это единовременное, но очень мощное нервное потрясение: смерть близкого человека, развод, смена социального статуса,разорение, переезд и т.д.
Достаточно часто вероятность развития ментального расстройства определяется детством человека. Если ребенок подвергался физическим и моральным издевательствам, то вероятность получить психическое заболевание во взрослом возрасте у него очень велика.
Эмоциональная холодность, гиперопека, агрессия и физическое насилие по отношению к детям становятся благоприятной почвой для формирования у них таких черт характера, как неуверенность в себе, тревожность, комплекс неполноценности, агрессивность, склонность к девиантному поведению, беспочвенное самообвинение.
Впоследствии у ребенка появляются акцентуации характера, то есть обычные его черты, но слишком ярко выраженные и даже преувеличенные: психастенические, шизоидные, циклоидные с колебаниями настроения и т.д.
Изъяны воспитания в детском возрасте приводят к развитию таких заболеваний, как депрессия или шизофрения у взрослого человека.
На возникновение душевных расстройств во взрослом возрасте влияет взаимоотношения ребенка с матерью. Например, девочка воспитывается в атмосфере строгости и повышенной требовательности. Несмотря на то, что семья материально обеспечена, мама не балует дочь излишествами. Она постоянно недовольна девочкой. Требует от нее больше концентрироваться на учебе, контролирует ее чрезмерно и всегда найдет к чему придраться.
Девочка оканчивает успешно школу, а затем и институт. Устраивается на престижную работу, где дела у нее обстоят очень хорошо. Но постоянное недовольство собой, ощущение, что она не дотягивает до нормы и боязнь разочаровать мать, которая «так много в нее вложила», постепенно приводят ее к депрессивному состоянию.
Чтобы справиться с напряжением и уйти от черных мыслей, девушка пристращается к алкоголю. В итоге – депрессия и алкоголизм, и, конечно, недовольство и потакания матери.
Вообще, сложно достоверно определить, по какой причине развивается то или иное психическое заболевание. Как правило, его возникновению способствует сразу несколько причин.
Почему важно психическое здоровье?
По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), например, только в 2012 году покончили жизнь самоубийством около 804000 человек. Уровень смертности от самоубийств увеличился в период с 2000 по 2012 год на 9%. Начиная с этого момента, с каждым годом эта цифра растет в среднем на 100000 человек. На каждую смерть приходится несколько попыток самоубийства. По данным ВОЗ, значительная часть самоубийств является результатом депрессии или тревожных расстройств, число которых также неуклонно растет за последние годы.
Увеличивается также употребление психоактивных веществ. 5,9% всех смертей в 2012 году были связаны с употреблением алкоголя. Кроме того, по оценкам исследователей, в 2013 году 27 млн человек страдали психическими расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, почти половина из которых была наркоманией.
Наркомания
В свете приведенных выше данных очевидно, насколько важно психическое здоровье. К сожалению, иногда мы все еще можем столкнуться с информацией о том, что психические расстройства – это фантастика и с ними не следует бороться, потому что это пустая трата времени
Такой подход рискует недооценить растущую проблему, которая имеет далеко идущие последствия не только для здоровья отдельных людей, но, и следовательно, для всего общества.
Причины головокружения и шума в голове
Существует несколько основных причин, приводящих к тому, что кружится голова и возникает шум в ушах:
1. Дисциркуляторная энцефалопатия. Наиболее частая причина, которая охватывает большой процент населения и носит хронический характер. Постепенное, прогрессирующее нарушение мозгового кровообращения, приводит к стойкой хронической гипоксии головного мозга. Недостаток кислорода провоцирует отмирание нервных волокон головного мозга, что сопровождается болями, шумом в ушах, головокружением и нарушением общего самочувствия.
2. Остеохондроз. Распространенное заболевание, имеющее разнообразные проявления. При остеохондрозе межпозвоночные диски подвергаются дегенеративным изменениям. В частности, шейный остеохондроз вызывает болевые ощущения по ходу позвоночника и сочетается с болью в голове и головокружением за счет смещения и протрузии позвонков.
Казиева Аминат Зиявовна
Врач-невролог
Ростовский государственный медицинский университет
Стаж с 2012 года
3. Артериальная гипертензия. Повышенное давление нередко сопровождается специфической клинической картиной, которая знакома многим гипертоникам: головная боль, слабость, мелькание мушек перед глазами, головокружение и шум в ушах. Такая неприятная симптоматика связана с усиленным током крови в кровеносных сосудах, что вызывает усиленное давление на сосудистые стенки и раздражение болевых рецепторов.
4. Нарушения мозгового кровообращения. Перенесенные инсульты всегда сопровождаются сложным и длительным периодом реабилитации, во время которого больного могут мучить головокружение, звон и шум в ушах, головные боли.
5. Анемия. Состояние, при котором наблюдается снижение уровня гемоглобина в крови и насыщение ее кислородом, приводит к гипоксии органов и тканей, что сопровождается бледностью кожных покровов, головокружением, шумом в ушах, голове и частыми обмороками.
6. Переутомление, синдром хронической усталости, бессонница и недосып. Отсутствие полноценного отдыха и загруженность работой, приводят к истощению физиологических ресурсов организма. Начинаются сбои в работе многих органов и систем, которые выражаются в слабости, апатии, учащенном дыхании, предобморочных состояниях, головных болях напряжения и кружение предметов перед глазами, шуме в ушах при движении глазных яблок.
7. Гипогликемия. Состояние, при котором наблюдается резкое падение уровня глюкозы в крови. Такое встречается при сахарном диабете или при длительном ограничение углеводов в пище.
8. Болезни ЛОР- органов. Заболевания слухового анализатора, в частности внутреннего уха, такие как болезнь Менье, помимо боли, снижения слуха и шума в ушах, сопровождаются нарушением работы вестибулярного аппарата, за счет повышения внутрилабиринтного давления.
9. Мигрень. Сложная неврологическая патология, включающая в себя широкий спектр проявлений от сильной головной боли, светобоязни, звона в ушах и тошноты, до потери ориентации.
10. Новообразования центральной нервной системы, эпилепсия. Опухоли, которые поражают спинной или головной мозг, сдавливают корешки спинномозговых нервов, влекут за собой такие неспецифические симптомы, как двоение предметов перед глазами, слабость, тошнота, рвота, потерю сознания и кружение предметов.
11. Операции на головном или спинном мозге. Восстановительный период после тяжелых хирургических вмешательств влечет за собой нарушения со стороны ЦНС.
Казиева Аминат Зиявовна
Врач-невролог
Ростовский государственный медицинский университет
Стаж с 2012 года
12. Гормональные изменения у женщин: беременность и менопауза. Те случаи, когда головокружение носит физиологический характер и связано с гормональной перестройкой организма.
13. Травматические поражения. После открытых или закрытых черепно-мозговых травм, а также повреждений позвоночника, возникают отдаленные последствия в виде головокружения, шума в ушах и голове. Это связано со смещением мягких тканей и мозговых оболочек при повреждениях. Такие проявления носят временный характер.
14. Укачивание в транспорте во время езды, длительные голодовки, курение.
Для точной установки причины возникновения патологических симптомов и их устранения, лечащим врачом должна проводиться тщательная диагностика.
Основные психологические концепции.
Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.
1. Психоанализ или фрейдизм.
Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.
2. Логотерапия.
Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.
3. Гештальтпсихология.
Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.
4. Гуманистическая психология.
Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.
5. Когнитивизм.
Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.
6. Бихевиоризм.
Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.
7. Трансперсональная (надличностная).
В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.
8. Интерактивная.
Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.
Психология памяти человека
И еще хотелось бы остановиться на таком объекте изучения психологии как память. Почему именно она?
Память – самая интригующая способность человека. Она делает личность личностью. Если откажет функционал любого из органа чувств, человек все равно останется самим собой. Но без памяти он утратит свое «Я».
Память – всеобъемлюща: любой психический процесс обязательно станет памятью.
Кто-то подсчитал, что человеческий мозг может хранить 1 млн гигабайт информации. Для сравнения, оперативная память компьютера 4-8 гигабайт, крохи по сравнению с мозгом.
Но как работает память – загадка, над которой ломают голову армии ученых. Распространена теория (и на ней построен психоанализ), что человек не забывает ничего, в его мозгу закодировано все его прошлое. И если найти код, то можно воскресить мельчайшие детали прошлого. Подтверждают эту теорию гипноз и феноменальные примеры абсолютной памяти – они есть.
Нейробиологи говорят, что процесс запоминания – это результат запечатления в десятках миллиардов клеток мозга человека. Но как именно работают связи в этой смеси молекул, ионов, белков и липидов? До разгадки этой тайны еще далеко. Основной парадокс в том, что каждая молекула тела в течение жизни несколько раз перерождается, связи между ними образуются и разрушаются миллионы раз, а память при этом сохраняется.
Какая от психологии памяти практическая польза? Память можно развивать.
Например, ты слышала о методе запоминания Цицерона, который еще называют системой римской комнаты? Это интересно. Известный римский политик был мастером ораторского искусства и выступал без записей. А запоминал он свою речь перед выступлением следующим образом. Ходил по дому и мысленно размещал основные тезисы в разных местах. Попробуй и ты расставлять мысли в определенном порядке, представляя какое-нибудь знакомое помещение и как бы обходя его по определенному маршруту.
Но это частность. Если обобщить, то самые популярные способы развития памяти – это:
- ассоциативные ряды,
- словесные игры,
- механическое заучивание наизусть,
- чтение вслух,
- логические задачи, решение уравнений и примеров в уме,
- некоторые компьютерные игры и онлайн-тренажеры.
Тренируй память! Она отражает прошлое, но служит будущему. То есть то, что было, закрепляется в памяти постольку, поскольку оно необходимо тому, что будет. Сложно? Но захватывающе!
Что такое психология?
Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.
Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.
Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.
Истории появления науки.
В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.
Всего выделяют четыре этапа:
- объект изучения – душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
- объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
- объект изучения – поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
- объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.
Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.
Похожие термины:
-
новая объединяющая психологию и акмеологию научно-практическая область. А. и п.п.д.г.с. разрабатывает теоретически и решает практически вопросы: 1) профессиональной подготовки кадров государствен
-
направление глубинной психологии, осн. К.Г. Юнгом (1913). Исходит из понимания психики как автономной саморегулирующей системы, основанной на взаимной компенсации сознания и бессознательного, интег
-
ветвь антропологии, в рамках которой изучаются особенности психической жизни человека, его душевного состояния и проявления в единстве его филогенеза и онтогенеза. Антропологические психологи (
-
общее название целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строгому детерминистскому объя
-
составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента – общественной психологии. Проявляется в поступках и поведении людей и их групп.
-
научная библиотековедческая дисциплина, образовавшаяся в результате интеграции психологии и библиотековедения; изучает психологические основы библиотечного дела.
-
научная дисциплина, изучающая структуру читательской психологии, природу и закономерности ее основных направлений (потребность в чтении, читательские интересы, установки, мнения и др.), факторы е
-
целостное структурное образование в общественном или индивидуальном сознании, регулирующее взаимоотношения читателя (личности, группы, общества) и печатной продукции.
-
научная дисциплина, изучающая формирование навыков чтения, структуру восприятия и понимания литературы, роль и особенности психических процессов и состояний человека при чтении, их зависимость
-
от лат defectus недостаток и греч. logos — слово, учение) — наука, изучающая особенности развития детей с психическими и физическими недостатками, а также закономерности их обучения и воспитания; включа
-
от лат. determinare — определять) — учение о детерминирующих тенденциях и о целенаправленности психических актов. Согласно детерминационной психологии поведение субъекта по отношению к воздействиям
-
отрасль возрастной психологии, которая изучает психологию детей разного возраста, от рождения до окончания школы.
-
отрасль психологии, изучающая индивидуальные различия людей.
-
новая ветвь психологического знания, родившаяся на интеграции знаний о человеке из области философии, психологии, экологии, педагогики, психотерапии, медицины в целях объяснения условий и принци
-
междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнед
-
отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, классов, народов, а также экономиче
-
область прикладной психологии, в которой исследуется влияние экономики в ее различных формах (и связях) на человека (стремление к экономии, радость труда и т. д.).
-
общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.
-
отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космическ
-
направление в современной западной психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и
Неврозы
При неврозах (тревожных расстройствах) преобладает страх. Это могут быть панические атаки, боязнь уйти из дома или путешествия, различные виды фобий. Обычно здесь имеют место навязчивые идеи, то есть навязчивые мысли, и принуждения (компульсии)
Важно отметить, что человек, страдающий этим психическим заболеванием, осознает свое состояние и его негативные последствия. Больной может даже попытаться им воспротивиться
Панические атаки
Невроз – очень распространенное заболевание, которым страдают многие люди. Большинство из них могут справиться со своими симптомами с помощью психотерапии, бесед с психотерапевтом и методов релаксации. По возможности люди, страдающие неврозами, стараются избегать стрессовых ситуаций.
Методы психологии.
Практически все методы психологии можно объединить в две группы:
- Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
- Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).
Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:
- Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
- Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
- Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
- Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
- Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
- Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
- Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.
Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.
Что такое психические заболевания?
Психические заболевания – это нарушения в головном мозге, которые часто приводят к необратимым или трудно поддающимся лечению изменениям. Психически больные люди часто не осознают, что с ними происходит, думая, что их хотят загнать в психоневрологический центр.
Болезнь может протекать без каких-либо симптомов в течение многих лет. Некоторые психические заболевания и расстройства протекают в легкой форме, и для их лечения достаточно психотерапии и популярных анксиолитических и седативных препаратов. Другие настолько сильны и влияют на психику, что пациент может быть опасен для окружающей среды, в которой он находится. Поэтому игнорировать первые симптомы нельзя.
Эта тема закрыта для публикации ответов.