Диагностика

Алан-э-Дейл       25.11.2024 г.

Диагностика тревожности

  • с 7 до 9 лет — используется проективная методика изучения школьной тревожности А.М. Прихожан (ребенок без лица)
  • с 10 до 12 лет — шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, форма А (адаптированный вариант шкалы О.Кондаш). Уровень тревожности оценивается по 4 шкалам: школьная, межличностная, самооценочная и магическая
  • с 13 до 16 лет — шкала личностной тревожности А.М.Прихожан, форма Б. В данной форме отсутствует шкала магической тревожности.
  • с 5 класса — диагностика уровня школьной тревожности Б. Филлипса
  • Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина)
  • Шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора ( адаптация Т.А. Немчина)
  • Анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю.Чибисовой позволяет исследовать уровень экзаменационной тревожности
  • Шкала безнадежности А.Бека — для выявления тревоги в отношении будущего и склонности к суицидальному поведению
  • Для взрослых: методика незаконченных предложений А.М.Прихожан
  • Шкала профессиональной и родительской тревожности А.М.Прихожан (форма А для педагогов и форма Б для родителей)

Лабораторные методы

Повышение эффективности диагностики напрямую связано с разработкой новых методов и принципов диагностики психических расстройств, которые основаны на объективных биологических критериях. В настоящее время активно ведется поиск биологических признаков (маркеров) шизофрении и расстройств шизофренического спектра: исследуются генетические, иммунологические, нейрофизиологические показатели. Обнаружение особенностей, которые присущи тому или иному заболеванию, — база для создания дополнительных диагностических тестов «на шизофрению». Несмотря на всемирные усилия таких особенностей открыто крайне мало. Ниже мы рассмотрим самые значимые из них.

Совместив в комплексе измерения провоспалительных маркеров с уровнем антител к мозговым белкам в крови (белку S-100, основному белку миелина) был создан новый инструмент объективизации диагноза — Нейротест, который повышает надежность выявления и прогноза шизофрении и шизофреноподобных расстройств.

3

Завершая статью, вернемся к тому, с чего мы начали, а именно: «Что может дать практическому психологу, в частности, психологу-консультанту, психодиагностика?». На этот вопрос автор предпочитает ответить словами будущих психологов-консультантов, получивших первый опыт практического применения психодиагностики. Студенты II курса Института практической психологии и психоанализа отвечали на вопрос: «Нужна ли практическому психологу психодиагностика?». Автор далеко не со всем согласен и многое может добавить, но представляется, что нижеприведенные мнения более интересны в своем первозданном виде. Социальная желательность (которая безусловно имела место) частично снижалась тем, что ответы могли быть анонимными. Вот фрагменты того, что было написано.

Какие задачи решает психодиагностика?

«Возможность разностороннего и разноуровневого анализа личности и ее проблем».

«Составить объективное мнение о человеке, которое стало бы отправным моментом в работе».

«Дает возможность строить различные версии, которые можно прорабатывать с клиентом».

«Дополнительный инструмент для подбора или выбора применяемой техники (или техник) терапии».

«Поможет лучшему установлению контакта на первичном этапе консультирования».

«Можно определить то, что человек хочет скрыть и не склонен афишировать».

«От результатов тестирования можно отталкиваться при работе с клиентом, который не склонен говорить о своих проблемах, точнее, когда он приходит и заявляет «поверхностную» проблему, не желая видеть ее сути».

«Поможет определить границу «болезнь — здоровье»: некоторые опасные тенденции видны в тестах иногда очень ярко».

«Для самоконтроля: всегда разграничивать проблемы свои и клиента; двигаться не в том направлении, в котором мне хочется при консультировании, а в том, которое приемлемо для клиента».

«Вспомогательный инструмент в отслеживании терапевтических результатов».

«Оценить эффективность терапии в процессе и по ее завершении».

Ограничения:

«Считаю, что в работе практического психолога психодиагностика нужна, но очень ограниченно и осторожно, т.к. «диагноз» может оказаться неким «ярлыком», мешающим более полному восприятию и пониманию клиента»

«Для краткосрочной терапии и консультирования, по-моему, психодиагностика необходима, т.к. позволяет получить представление о человеке и его возможных конфликтах и проблемах достаточно быстро. В условиях длительной терапии, мне кажется, проблематично и спорно: это может ограничить «полет фантазии», затруднить диагностику более глубинных проблем клиента».

«Психодиагностика не должна ни в коем случае быть основным критерием в практической деятельности психолога».

Сомнения:

«Думаю, что диагностика — это очень субъективный метод. По результатам только тестов (без беседы с самим человеком) совершенно невозможно с достаточной степенью вероятности делать какие-то предположения. Даже если использовать этот метод вместе с консультированием, тест бессознательно (это в отношении психолога) будет подтверждать увиденное».

«Психологу-консультанту пользоваться тестами необязательно. Процесс терапии может быть успешным и без этого. Но знания о тестах, методиках обязательны — это дает большее представление о личности вообще и клиента в частности».

В качестве итога:

«Диагностика для практического психолога — это инструмент, с помощью которого можно очень точно ответить на некоторые вопросы». (Добавим только: необходимо эти вопросы точно сформулировать).

История становления и структура

Становление психодиагностики происходило на рубеже XIX и XX века. По мнению Вундта, психические функции личности высшего порядка не подлежат исследованию путем экспериментов

Несмотря на это убеждение, он первым исследовал внимание, память, восприятие и другие функции в условиях экспериментальной лаборатории. По общему мнению, основателем дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия психологии личности, принято считать Штерна

В 1901 году этот ученый взывал к коллегам с призывом расширить сферу психологических исследований с изучения общих характеристик к частным индивидуальным. Первое упоминание термина «психодиагностика» зафиксировано в 1921 году в публикации Роршаха. В этом труде присутствовало описание теста «пятна Роршаха», ставшего знаменитым

Также важно упомянуть еще одного человека, стоявшего у истоков развития психодиагностики – Леопольда Сонди

Психодиагностика динамично развивалась в течении 20-го столетия. На сегодняшний день это достаточно разветвленная структура разнообразных методов. Все методы психодиагностики в современном виде можно разделить на две большие группы: малоформализированные и формализированные.

Некоторые методы психодиагностики

Психологи применяют разные методы диагностики, чтобы выявить психологические и личностные качества пациента для проведения успешного лечения.

  • Во-первых, это длительное наблюдение за человеком в естественных условиях.
  • Во-вторых, это моделирование психологом такой ситуации, в которой пациент может проявить исследуемые качества.
  • Самым распространенным методом является инструментальная психодиагностика (самоотчеты, тесты, проективные методики и др.). Инструментальный метод считается самым продуктивным при решении психодиагностических задач, так как он позволяет за короткое время получить целостную информацию о человеке. Это дает возможность дать охарактеризовать индивидуальные особенности человека пациента и прогнозировать его поведение.

Психодиагностические методы: виды, классификация, применение.

Хотя психодиагностика считается практической областью, она, скорее, является звеном между общей и прикладной психологией. То есть это одновременно вся теоретическая база и сфера практической работы психолога. Поэтому разделяют психологическую диагностику:

  • Теоретическую. Здесь конструируют методики тестирования, собирают и обрабатывают данные.
  • Практическую. Здесь подбирают методику для определенной цели проверки и конкретного клиента.

В XXI веке нет единой общепризнанной классификации психодиагностических методик. На практике чаще применяют:

  • Вербальные: тестируемый описывает свои действия словами.
  • Стандартизированные: утвержденный тест с четким количеством последовательных вопросов, инструкцией для расшифровки результата.
  • Интеллектуальные: тесты-задачи на скорость решения с однозначно «верными» и «неверными» ответами, проводятся с ограничением во времени.
  • Личностные: изучение характера, способностей, эмоций, особенностей памяти, внимательности, реакций, работоспособности.

Психологическое тестирование бывает:

  • Групповое/индивидуальное.
  • Устное/письменное/эмоциональное.
  • Бланковое/предметное (кубики, фигуры)/программное.
  • Профессиональное/профориентационное.

Психологическое тестирование применяют в индивидуальном консультировании, но массово оно используется для отбора кандидатов на вакантную должность. Тестирование при трудоустройстве дает работодателю возможность оценить претендента субъективными методами, выбрать наилучшего кандидата на должность, избегая предвзятого отношения со стороны руководителя, рекрутера, сотрудника отдела кадров.

При профотборе используют тест Амтхауэра (интеллект), Люшера (темперамент), Кеттелла (личные качества), Белбина (общительность) и другие. В зависимости от вакантной должности, специфики работы, предпочтений работодателя набор методик может меняться.

Кроме данных о профпригодности работодатель получает информацию: насколько претендент будет соответствовать коллективу и требованиями корпоративной дисциплины, как ему удастся налаживать совместную работу с коллегами. Отдельные стресс-проверки дают информацию о том, как человек ведет себя в нестандартных, экстремальных ситуациях, насколько склонен обманывать, валить вину на другого.

Но при всех плюсах диагностические методики имеют большой минус: они не дают прогноза о том, насколько эффективными будет сотрудник через год-два работы в компании. И поэтому решающей проверкой все же считается личное собеседование.

Пройти тест на психику

Эмоционально неустойчивое расстройство личности — лечение

Люди с эмоционально неустойчивым расстройством личности особенно остро нуждаются в помощи психотерапевта. Специалист может научить их контролировать свои эмоции и не допускать негативного влияния эмоциональных вспышек на окружающих (при импульсивном расстройстве) и на самого человека (при пограничном расстройстве личности).

Лабильное расстройство личности описывается как один из самых непростых диагнозов в плане лечения. Установить контакт с человеком, который страдает эмоционально неустойчивым личностным расстройством, — непростая задача для психотерапевта. Неопытные специалисты избегают стойкого альянса с такими пациентами, чтобы не потерять собственное душевное равновесие.

Но при этом важно помнить, что расстройство личности — не заболевание, у пациента нет повреждения нервной системы. Следовательно, при грамотном лечении он достигает серьезных положительных результатов

У людей с пограничным и агрессивным расстройствами личности лечение должен проводить опытный психотерапевт.

Важно

Психотерапия — основной немедикаментозный метод лечения психических расстройств. В отличие от медикаментов, которые устраняют симптомы, она работает с причиной — позволяет достичь длительного, стойкого результата.

Основной метод лечения эмоционального расстройства личности — психотерапия. Медикаментозное лечение используется не во всех случаях. Назначение лекарственной поддержки иногда бывает необходимо, если расстройство личности сочетается с другими заболеваниями, например, депрессией.

Наиболее эффективные методики при работе с людьми, которые страдают эмоционально лабильным личностным расстройством, — это когнитивно-поведенческая терапия и диалектическая поведенческая терапия. Они помогают пациентам осознать мысли и чувства, которые влияют на их поступки, и учат себя контролировать.

При соблюдении всех рекомендаций врача и, главное, желании пациента взаимодействовать с психотерапевтом, терапия дает стойкий положительный эффект. При этом специалист не стремится изменить личность пациента, а помогает принять себя и научиться жить в гармонии с собой и окружающими.

Возрастные особенности психодиагностики

В каждом возрасте применяются свои способы и методы психодиагностики. Чем младше ребенок, тем более подвижны и изменчивы его психические функции. Личностные качества и характер только формируются. Поэтому в дошкольный период легче всего корректировать психические отклонения. Людей с неявными дисфункциями действительно много, и если в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью специальных упражнений, то чем старше человек, тем труднее провести психокоррекцию. Своевременная психодиагностика и развивающее обучение расширяют возможности ребенка в будущем.
С другой стороны, и возможности самопознания меняются с возрастом. Форматы работы с ребенком, подростком и взрослым отличаются. Психодиагностика дошкольников и младших школьников — это игры, беседы и упражнения (рассказать, написать, нарисовать), которые помогают психологу разобраться в особенностях ребенка, о которых ребенок сам сказать не может. В подростковом возрасте ребята уже могут анализировать свое поведение, отвечать на вопросы об интересах и способностях. В этот период им интересен процесс самопознания. Подросток 14-ти лет без труда может пройти продолжительный тест и сосредоточенно отвечать на вопросы, которые раскрывают личностные особенности. Для взрослого, который уже имеет сложившееся мнения о своих личных качествах и жизненный опыт, психодиагностическое обследование может стать таким «взглядом со стороны», который поможет увидеть скрытые особенности личности. Для этих задач методика профдиагностики должна быть научно обоснована, валидна.

https://youtube.com/watch?v=4_voHQabaHc

Ошибки использования психодиагностических методик

Понимая общественную значимость психологической диагностики и положительно оценивая интерес к ней в нашей стране на современном этапе, нельзя вместе с тем не указать на некоторые распространенные ошибки, присущие отечественной практической психологии, которые следует преодолеть.

Во-первых, это некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты.

Во-вторых, это использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют; доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития (а иногда изменения) представлений об измеряемых ей характеристиках.

В-третьих, это статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно категоричные выводы и заключения

Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности. Изменчивость индивида во времени, в процессе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, обеспечивающих ее стабильные взаимодействия с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности

Именно относительная константность личности позволяет психологу установить диагноз и прогноз ее поведения и переживаний.

И, наконец, в-четвертых, еще одной распространенной ошибкой отечественной психологической практики является использование методик неспециалистами, связанное с непониманием значения специального образования. Кроме того, встречается и чистая любительщина, шарлатанство, проявляющиеся в составлении доморощенных, не прошедших серьезной проверки методик и использовании их на практике людьми, не имеющими необходимых специальных знаний не только в области психологической диагностики, но у которых вообще отсутствует психологическое образование.

Настоящим бедствием для отечественной психологической диагностики является неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Эти издания безусловно следует считать пиратскими, поскольку собранные в них методики печатаются без согласия их авторов или тех, кто является их правопреемниками. Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым является требование ограничения распространения своих методик — это одно из основных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение необходимо для того, чтобы диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, а также тех, кто в дальнейшем будет подвергаться диагностированию. Предварительное знакомство испытуемого с психологической методикой не позволит диагносту поставить правильный диагноз. Следовательно, неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают профессионального диагноста его инструментария, делают его безоружным и бессильным в отношении специфических практических задач, требующих выявления психологических особенностей. Вряд ли поэтому можно считать психодиагностами тех, кто публикует сборники диагностических методик.

Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались, — «Лучшие психологические тесты» (1992-1994), «Энциклопедия психологических тестов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000) — неисчислимое количество ошибок, неточностей как в

стимульном материале и ключах, так и в понимании и интерпретации результатов методик.

Отмеченные проблемы, связанные с использованием и разработкой психодиагностических методик, являются следствием того, что психологическая диагностика как учебная дисциплина появилась в нашей стране сравнительно недавно — в 80-е гг. XX в. Спрос на специалистов в этой области значительно превысил предложение и это привело к потоку неподготовленных людей, хлынувших в психологическую диагностику.

Также читайте:
Что такое возрастная психология?
Понятие конфликта, его сущность
Методы исследования в психологии. Наблюдение, опрос, тесты, эксперимент и моделирование, как методы исследования в психологии.
Психология и этика делового общения
Личность и коллектив
как объекты управления

Телефон доверия, консультирование по телефону.

Особенности:

  • человек может оставаться анонимным, может рассказывать без стеснения
  • клиент сам контролирует ситуацию, в любой момент может выйти из контакта с психологом (повесить трубку)
  • единственный метод — психотерапевтическая беседа. Носит только вербальный характер.

Первая беседа может оказаться последней и строится по законам краткосрочной интенсивной терапии.

Этапы беседы (цель):

1). Начальный этап, его цели

— придать человеку уверенность в том, что он обратился за помощью туда, где его поймут и поддержат, помогут

— определить степень серьезности проблемы и состояния обратившегося

Дают возможность говорить, о чем он хочет. Задача слушать, не перебивать и собрать всю необходимую первичную информацию.

2). Заложить основу для развития отношений с клиентами. Нужно базироваться на положениях клиентцентрированной терапии, гуманистической психологии К.Роджерса.

Основные положения:

  • безусловное принятие личности человека и его внутренних переживаний — признание того, что есть.
  • отсутствие оценок в отношении человека, его высказываний и особенностей.
  • проявление эмпатии — сопереживание, понимание и сочувствие.

Второй этап:

Цели.

1) понять содержание проблемы и сфокусироваться на ней

2) помочь позвонившему идентифицировать эту проблему, понять ее

Особенности поведения

Техника активного рефлексивного слушания.

Основные приемы техники активного рефлексивного слушания:

— уточнение отдельных моментов сообщения, открытые вопросы и открывающие реплики, которые побуждают расширить и уточнить сообщения говорящего.

«Расскажите подробнее о …»

«Может быть, есть еще, что вы хотите рассказать…»

Перефразирование некоторых моментов, резюмирование сказанного.

Третий этап:

Цели.

Помочь позвонившему в интеллектуальном и ценностном овладении проблемой.

Психолог констатирует, задает вопросы, уточняет источник наиболее негативных эмоций.

Вербализует то, что собеседник подразумевает.

Психолог выделяет смысловые опорные моменты (наводить на смысл сообщения). Старается сформулировать объект, картину событий позвонившего, упорядочивает переживания.

Четвертый этап:

Цель — собственно психотерапевтическая.

1)

поддерживать все здоровые позитивные стороны личности, обратить на них внимание, повысить самооценку, укрепить уверенность в себе. Установить круг близких людей, способных помочь в сложившейся ситуации

Пятый этап:

Цель — выработка плана действий, направленных на преодоление критической ситуации.

Нужна активность самого клиента.

Задача психолога — подвести клиента к осознанию того варианта, который бы его устроил, разобрать план действий.

Психолог занимает позицию пассивной активности, больше молчит, удерживает паузу, переадресовывая активность клиенту.

Можно что-то деликатно предлагать в форме гипотез, но не навязывания.

Заключительный этап:

Поддержка и максимальное одобрение клиента, вера в него самого, в его силы.

Наблюдение

В силу особенностей работы, приоритетной и весьма распространенной методикой для большинства практических психологов является метод наблюдения. Это неудивительно, так как этот способ не требует сложной аппаратуры и материальной базы. Однако, от эксперта необходим высокий профессионализм, терпение и время для глубокой индивидуальной работы. Психодиагностика методом наблюдения выдвигает ряд определенных, но выполнимых требований:

  • Поведение человека должно оцениваться с точки зрения его ролевой функции в разных ситуациях с разных сторон

  • Диагност должен проводить достаточно много времени с испытуемым (2-3 сеанса в неделю)

  • Психодиагност должен иметь навык в наблюдении и уметь фиксировать мелкие реакции (микромоторику, физиогномику, невербальные сигналы). Это приходит с опытом

  • Между клиентом и диагностом должны быть исключены межличностные ролевые отношения

Накопив достаточный опыт в этом методе и развивая профессиональную наблюдательность, метод наблюдение может стать самым действенным и эффективным способом диагностики, коррекции и положительного влияния на реципиента.

Развитие личности инструментами диагностирования

Необходимость своевременного профессионального диагностирования очевидна на примере ребенка. Грамотный психологический самоанализ представляет трудность даже для взрослого человека. Для ребенка это еще большее препятствие. Именно поэтому требуется регулярная психодиагностика ребенка с помощью опросов и бесед с родителями, близкими людьми, тестирования детей посредством рисуночных тестов.

Хорошо себя зарекомендовала диагностика детей путем проигрывания с ним различных игровых жизненных ситуаций, в которых диагност наблюдает за проявлением его межличностных моделей поведения. В них могут проявиться такие качества, как адаптивность, авторитарность, тревожность и т.д.

В целом, постоянный контроль и психологическое диагностирование позволяет более гибко выстраивать педагогический процесс и создать условия для всестороннего личностного и творческого развития будущего творца, а не потребителя. Такое наблюдение психолога и тесное взаимодействие с близкими людьми – его родителями, создадут не только возможности для роста детей, но и косвенно положительно повлияют на климат внутри всей семьи, формируя благоприятную психологическую атмосферу, духовно развивая всех участников этого процесса.

Уважаемые подписчики, если вопросы, затронутые в этой статье вызвали отклик и интерес, оставьте свои комментарии и замечания ниже. Либо поделитесь этой информацией на своей социальной странице!

До встречи!

Оценить систему

В спортивной подготовке психодиагностика используется десятки лет, но она служит лишь основанием для планирования работы спортсмена, тренера, психолога команды, пояснила спортивный психолог, ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта Ольга Тиунова. Попытки разработать «психологический портрет чемпиона» делаются уже много лет, но пока они не принесли результатов.

— Психодиагностика в спорте нужна, это надежный инструмент работы спортивного психолога, — отметила Ольга Тиунова. — Но ни один тест или «батарея» тестов не способны дать точный и полный портрет спортсмена или команды с прогностическими гарантиями.

По мнению инструктора спецназа Александра Ластовины, «Психодиагностику в VR» можно применять для тренировки солдат, но сначала нужно убедиться в надежности результатов.

— Попробовать использовать систему для отбора и подготовки бойцов спецназа было бы интересно, но встает вопрос: не будут ли данные при обработке неверно трактоваться компьютером? — сомневается Александр Ластовина. — На основе полученной программой информации можно понять, как люди реагируют на определенные сигналы, и потом нарабатывать реакцию на них.

Вы нам проходите_1

Фото: TASS/dpa/picture-alliance/Hendrik Schmidt

Идея специалистов из Самары выглядит реальной при нынешнем уровне технологий, считает проректор Томского политехнического университета по цифровизации Александр Фадеев

Для ее успеха важно, чтобы оценки машины соответствовали оценкам специалистов-психологов и объективные показатели, измеряемые программой, отражали бы качества тестируемого. Если это будет достигнуто, то можно создать надежную систему

Однако с развитием технологий люди привыкнут к виртуальной реальности и смогут разделять ситуацию в цифровом пространстве и в жизни и относиться к ней как к игре.

— Автоматическая система очень скоро может оказаться в распоряжении каждого кадровика, и вся страна будет вынуждена проходить такое тестирование. В результате у большого числа сотрудников диагностируют какие-то особенности личности, допустимо ли это? — задается вопросом Александр Фадеев.

Системе еще предстоит пройти проверку на валидность на крупных выборках, которые измеряются тысячами участников, полагает доцент кафедры психологии и педагогики Института дополнительного профессионального образования социальных работников города Москвы Марина Солдатенкова. Программа избавит практических психологов от дополнительных диагностик. Но работодатель без психологического образования не сможет адекватно оценить результаты. Два человека с одинаковыми с точки зрения системы качествами могут повести себя в одной и той же ситуации абсолютно по-разному.

— Если принимать решение о трудоустройстве на основе выводов программы, то это будет необъективно и нарушит права кандидата, потому что мы не дадим ему возможности проявить себя в профессиональной деятельности, — подчеркнула Марина Солдатенкова.

Система может быстро выдать результат, но интерпретировать его всё-таки должны психологи, а не сама программа, резюмировала специалист.

В перспективе технологии автоматической психодиагностики будут находить всё более широкое применение. Но при их использовании нельзя забывать, что человек — нечто большее, чем просто сумма психологических характеристик, напоминают эксперты.

Что это такое психодиагностика

К нашему сознанию с обычной линейкой не подойдешь. Поэтому уже более 100 лет процветает такая наука, как психодиагностика, которая измеряет трудноуловимые черты личности. Психодиагностика (или психологическая диагностика, или психометрия) — это научная дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений. А что можно измерять в психологии? Да очень многое: знания, способности, взгляды, качества личности. Психодиагностика нужна HR-ам, профориентологам, специалистам во всех областях психологии и, конечно, самим людям, которые хотят разбираться в своих особенностях, сильных и слабых сторонах. Основная задача психометрии — создание измерительных инструментов, той самой «линейки» для сознания. Поэтому тестологи разрабатывают опросники и разнообразные методики оценки личности, а потом проверяют и уточняют их на большой группе людей. Так получаются валидные и надежные тесты. Хотя психодиагностика не исчерпывается тестами, в ней есть место и наблюдениям, беседам и интервью.

Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии», кандидат психологических наук.Психолог без нормированной методики, которая научно обоснована и выверена на цифрах и статистике, может привнести в консультацию много лишнего, субъективного. Можно не использовать компьютерный или бумажный тест, можно опрашивать человека по выбранной методике, просто времени уйдет гораздо больше.

Методики, разработанные тестологами из МГУ им. М.В. Ломоносова, проверены и валидны.

Диагностика мотивационной сферы

Для диагностики мотивации учебной деятельности применяют следующие методики:

  • 1 класс — беседа о школе Нежновой (проводится только в индивидуальной форме)
  • с 1 по 4 класс — анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой (проводится, как правило, в групповой форме)
  • с 1 по 3 класс — методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга и «Лесенка побуждений»Елфимовой
  • 5 класс — Диагностика учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьянова М.И.
  • с 9 до 14 лет -методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению(модификация А.Д. Андреева)
  • с 14 до 17 лет — методика Н.Ц. Бадмаевой (на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)

Требования к психодиагностическим методам

Психодиагностические методы должны отвечать следующим требованиям:

  1. Стандартизация процедуры проведения и обработки результатов исследования, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых.
  2. Надежность психологического метода (методики) позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода.
  3. Валидность – понятие, показывающее, насколько психологический метод (методика) измеряет действительно то, что он должен изучать и измерять, и насколько хорошо он выполняет эту задачу. Если надежность показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине, то валидность показывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое изучается исследователем.
  4. Жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.).
  5. Задача, стоящая перед психодиагностическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.

Список диагностических методик

Диагностика и ее обработка занимает большую часть времени школьного психолога. Когда я только начинала работать в школе подбор методик и инструкций к ним отнимал очень большое количество времени. В сети огромное количество информации и выбрать то, что действительно нужно, бывает непросто.

Я сделала для себя таблицу-памятку, в которой перечислены диагностические методики, используемые в зависимости от класса или возраста обучающегося. Эта таблица помогала мне быстро сформировать батарею методик при проведении групповой или индивидуальной диагностики.

В папке я храню бланки не всех методик (так как их очень много и многие дублируют друг друга), а только те, которые использую чаще всего. Все остальные хранятся у меня на компьютере в электронном виде, чтобы не искать их в интернете каждый раз.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.