Тест дерево с человечками: две картинки + интерпретация

Алан-э-Дейл       04.12.2024 г.

Очертания ветвей

Толстые и чётко прорисованные ветви — гармоничное сочетание ума и энергичности. Вы можете максимально выкладываться в деятельности и брать от жизни все блага.

Ствол

Это элемент, наиболее идентифицированный с “Я”. Он должен отражать восприятие человека о себе, а также степень безопасности или уверенности в себе, чтобы противостоять вызовам внешнего мира. Слабые, узкие, нерегулярные, низкие или деформированные стволы показывают слабый, влиятельный характер, который со страхом сталкивается с внешним миром, который считается враждебным. Поэтому слабый туловище может быть индикатором эмоциональных проблем.

Многие дети с большим эмоциональным дефицитом или с плохим обращением обычно окрашивают сундук с отверстием в середине, чтобы неосознанно символизировать свою эмоциональную пустоту.

По инсульту

  • Прямой багажник: Жесткость, самоконтроль, дисциплина, сдержанность.
  • Ствол с Волнистые линии: Гибкость, общительность. Послушный персонаж Если линии очень искажены, это может означать эмоциональное страдание, чувство вины, беспокойство.

высота

Низкий багажник: Интернализующий характер, осторожность перед внешним миром, senzillez, скромность, аккомодация, немного духа преодоления.

Высокий багажник (длинный): беспокойство из-за того, что вы проецируете себя наружу, ради роста, экстраверсии, амбиций и идеализма.

ширина

  • Ствол с обеспеченная ширина (в соответствии с остальной частью дерева): баланс, сдержанность, уверенность в себе, самоконтроль, способность планирования.
  • Тонкий ствол: Нестабильность (особенно если троко — одна линия), слабость, неуверенность, застенчивость, уход, инициатива, жесткое мышление, умственная слабость (в зависимости от возраста).
  • Толстый ствол: Твердость, экстраверсия, авторитет, энергия, уверенность в себе. Если оно очень густое, это может быть признаком негативных черт, связанных с возвышением самого «Я» (нарциссизм, авторитаризм, агрессивность, индивидуализм, упрямство, упрямство)..
  • магистральный толще сверху: Это связано с идеалистическими, духовными людьми, с большой способностью к концентрации.
  • Ствол больше толстый внизу: Тихий, материалистический характер.
  • магистральный расширена посередине: Выражение возможной потери контроля, импульсивность.
  • магистральный сужается посередине: Торможение, возможные репрессии.

наклонение

  • На пути к правоЭто связано с экстравертированными, общительными моделями, но также (в зависимости от рисунка) с импульсивностью и незначительным отражением.
  • На пути к слева: Интроверсия, закрытие, консерватизм, рутина, отказ от романа.

форма

  • магистральный одна часть (с 11/12 лет): это связано с отсутствием чувствительности, эмпатии, незащищенности, инфантилизма, примитивного функционирования.
  • магистральный открыть на базе: Импульсивность, эмоциональная нестабильность, а также (в зависимости от типа рисунка) агрессивность.
  • магистральный в угловой формеРаздражительный характер, маленький пациент, восприимчивый, легкий гнев.

Другие элементы

заливка: В зависимости от того, как это делается, это может быть связано с художественной чувствительностью или, когда он полностью затенен, покидая черный ствол, с возможным чувством вины или внутреннего раскаяния.

Дыра в центре у молодых людей это часто представляет собой внутреннюю пустоту, эмоциональную хрупкость, личные проблемы аффективного типа (в зависимости от возраста с родителями или партнерами). Раны, пятна

Когда в багажнике появляются пятна то, что ребенок описывает как травмы, вызванные болезнью или несчастными случаями на дереве, может быть проецированием внутренних страданий (возможно, эмоциональных), эмоциональных недостатков, а также страхов на будущее. Мы также должны оценить возможность физического или психического насилия.

Проведение диагностики среди дошкольников и младших школьников

Перед началом тестирования нужно постараться расположить ребёнка к доверительной беседе. Для этого полагается выбрать соответствующую обстановку и тон общения. Разговаривая с малышом, необходимо получить как можно больше информации о той среде, в которой он живёт: кто находится с ним в одной квартире, как зовут членов семьи, чем они заняты (учатся, работают или находятся на пенсии). Ребёнок может поведать и о самом жилище: сколько в нём комнат, кто из близких обитает в том или ином помещении и так далее.

На время выполнения ребёнком задания организатор может удалиться для беседы с родителями испытуемого

Потом исследователю предстоит дать тестируемому словесную инструкцию. Она проста: «Нарисуй на листе бумаге любые три дерева». Для рисования малышу предлагаются чистый бумажный лист формата А4 горизонтального расположения и цветные карандаши или фломастеры. На время создания рисунка организатор диагностики может выйти из комнаты для беседы с родителями и задать им интересующие вопросы по поводу семейных отношений и места ребёнка в ячейке общества. Такой разговор в дальнейшем поможет подтвердить или опровергнуть те или иные предположения о внутрисемейных проблемах.

Затем организатору нужно предложить ребёнку назвать и подписать каждое дерево, воспользовавшись подходящим цветным инструментом

У детей дошкольного возраста, не умеющих писать, взрослый спрашивает разрешения сделать надпись, тем самым показывая уважение к его выбору и внимание к личному пространству

Следующим этапом является разговор с испытуемым. Ему нужно задать вопросы, но сделать это ненавязчиво, стараясь вывести малыша на максимальную откровенность. Сначала исследователь просит тестируемого ответить на «удобные» и комфортные, постепенно переходя к вопросам острым и не всегда приятным. Примерный их перечень:

  • Как называются деревья?
  • Какому ты больше всего симпатизируешь?
  • Почему тебе это нравится больше других?
  • Какое из деревьев моложе (старше) остальных?
  • Какое самое красивое, по твоему мнению?
  • Какое некрасивое и почему?
  • Почему дерево получилось изогнутое и корявое (и так далее)?

Полученная информация поможет проследить сравнения, сформировавшиеся у ребёнка естественным образом (без прямых ассоциаций с членами семьи). Все ответы полагается фиксировать, краткие подписи можно делать на самом рисунке (с разрешения малыша).

Затем взрослому необходимо предложить ребёнку представить себя садовником и ухаживать за деревьями («Ты — садовник, что будешь делать с каждым деревом?»). В случае непонимания вопроса необходимо расширить предлагаемые сюжетные обстоятельства пояснениями: деревья можно поливать, удобрять, выкапывать, пересаживать, обрезать ветви, собирать урожай и так далее. При этом нужно непременно уточнить, что в отношении растений можно и ничего не предпринимать, если с ними всё хорошо и благополучно. Все предлагаемые испытуемым действия также фиксируются на рисунке рядом с деревьями.

Завершающий этап процесса тестирования — предложение испытуемому сравнить каждое изображённое дерево с членами семьи

Ребёнок может подписать объекты или доверить этот процесс организатору, но цвет должен выбрать только сам тестируемый. Важно подготовить малыша к сравнению растений и членов семьи, чтобы избежать прямых ассоциативных моментов. Подготовить почву для правильного прохождения этого этапа теста поможет дополнительное простенькое задание (например, по ранжированию каких-либо предметов в школе, дома, на улице — от самого приятного до вызывающего острую неприязнь)

Описание рисунка по методике дом, дерево, человек: как правильно нарисовать и провести?


Рекомендации по проведению теста

Если вы решили провести подобный психологический тест своему ребенку или просто кому-то из взрослых членов семьи помните, что для того чтобы получить максимально точный результат, надо дать человеку полную свободу мыслей. Вы не имеете права подсказывать ему как прорисовывать ту или иную часть рисунка. Также категорически запрещено подталкивать тестируемого к выбору определенного цвета. Все то время пока человек будет справляться с заданием вы должны будете молча сидеть в стороне. А будет еще лучше если вы на некоторое время, вообще, выйдете из помещения. Таким образом вы позволите человеку остаться с собой наедине.

Также обязательно позаботьтесь о месте где будет проходить тестирование. Вы должны создать условия, в которых человеку будет максимально комфортно

Это значит, что на столе, на котором он будет рисовать не должно быть предметов, отвлекающих внимание. В идеале на столе должны лежать только листик бумаги, карандаши и резинка

Если тестирование будет проходить ребенок, то помимо вышеупомянутых вещей можете расположить на столе еще фломастеры и краски.

С их помощью малыш сможет максимально хорошо раскрыть свой внутренний мир. Что касается рисования, то тут каких-то четких правил не существует. Вы просто должны дать человеку задание, а он уже сам должен решить с чего он будет начинать создавать рисунок. Все что от вас будет требоваться в этой ситуации, молча наблюдать и терпеливо ждать, когда он закончит.


Рисунок взрослого человека


Рисунок ребенкаПока человек будет проходить тестирование вы должны будете зафиксировать:

  1. Его реакцию на задание
  2. Насколько быстро он сориентировался в том, что от него требуется
  3. Как быстро тестируемый определяется с цветом
  4. За какое время человек справился с заданием

После того как рисунок будет готов вы можете задать ребенку или взрослому человеку вопросы, которые помогут вам получить максимально точный результат. Но помните, делать это вы должны в максимально непринужденной форме. Разговор с малышом, вообще, лучше всего проводить в игровой форме. Ведь чем больше он будет расслаблен, тем более достоверную информацию выдаст его подсознание.

Вопросы по тесту:

  • Кого ты изобразил на рисунке мальчика или девочку (мужчину или женщину)?
  • Это ты или твой родственник?
  • Нравится ли тебе то, что ты нарисовал?
  • Что за дерево ты нарисовал?
  • Чем оно тебе так сильно нравится?
  • Этой твой дом?
  • Из чего построено твое жилище?

В принципе вопросы могут быть разные главное, чтобы они имели отношение к картинке. Например, во время пост-рисуночного опроса вы можете уточнить у тестируемого почему на его рисунке отсутствуют какие-то значимые детали (листья на дереве, окна и двери на доме или уши на голове). Также вас должно заинтересовать не совсем правильное расположение элементов картинки.

Например, косо растущие деревья или очень сильно перекошенные стены дома. Человек обязательно должен попытаться объяснить почему он видит свой мир в слегка искаженном виде. После того как выясните все интересующие вас детали, можете приступать к окончательному анализу того что человек нарисовал.

Тест Вартегга: интерпретация

Квадрат 1

В этом квадрате мы с вами видим точку.  Она помогает найти себя, разобраться с отношением к себе, со своей самооценкой, отображает нашу эго-концепцию, начало чего-либо.

Если в этом квадрате мы встречаем две точки, то  можно говорить о созависимости автора. То есть, человеку нужен кто-то, кто находился бы постоянно рядом.

Также часто здесь рисуют мишень, глаза, паутинки.

Квадрат 2

Здесь мы видим с вами волнистую линию. Некий зародыш. Он помогает нам посмотреть  на наши отношения  с окружающим миром. Также увидим, является ли окружающий мир агрессивной средой для этого человека или, наоборот, способствующий его развитию. Здесь мы говорим о:

  • Сопричастности между другими людьми;
  • Контактности;
  • Социальном аспекте личности;
  • Эмоциональности;
  • Умение сопереживать.

 Часто в этом квадрате  рисуют волны моря, бровь, часть носа, плечо.

Квадрат 3

Если мы посмотрим на  этот квадрат, то увидим три возрастающих вверх  линии. Это амбиции, мотивация для достижения цели, карьерные планы, настойчивость, творческая динамика  нахождения человеком своего места в жизни, также использование своего интеллектуального потенциала.

В этом квадрате чаще всего рисуют схему, лестницу, столбы.

Квадрат 4

Четвертая клетка теста выражена в черном маленьком квадрате. Здесь мы говорим о:

  • Работе со страхами;
  • Бессознательном чувстве вины либо стыда.

Качество тяжести, качество темноты, которые находятся в этом квадрате – это и угроза, и самоотчуждение.

Часто здесь рисуют домики, телефон с кнопками, гримасы, робота.

Квадрат 5

Это две перпендикулярные линии. Можно говорить о сопротивлении. Этот квадрат дает импульс преодолевать препятствия, мотивацию.

Часто здесь рисуется швабра, узоры, кинжалы, ножи, грабли т .д.

Квадрат 6

Этот квадрат показывает нам две линии: одну горизонтальную, другую вертикальную.  Они не связаны между собой. Это некоторые противоположные начала, которые ищут пересечение друг с другом. То есть, стремление человека к интеграции. Сюда же входят:

  • семейные отношения,
  • мышление человека,
  • качество связанности или разъединения.

Часто здесь бывают нарисованы предметы мебели, геометрические фигуры, автомобили.

Квадрат 7

В седьмом квадрате находится пунктирный полукруг. Обозначает:

  • качества гибкости,
  • опыт наших переживаний,
  • эмоциональная сфера,
  • насколько человек чувствительный,
  • эротика и сексуальность,
  • порог возбудимости человека.

Чаще всего здесь рисуют цветы, солнце, разные узоры, следы на снегу.

Квадрат 8

Мы видим большую дугу.  Это укрытие, защита человека. То есть, здесь мы уже говорим о чувстве безопасности и о его проявлении:

  • Потребность в защите,
  • Зрелость или инфальтивность.

Испытуемые часто рисуют в этом квадрате зонтик, черепашку, мосты, солнце.

Ветви и чашка

Ствол и голые ветки они многолетние, длительные.

Ветви, листья и другие элементы верхней части дерева составляют структуры, которые поднимаются на стволе (на “Я”) и раскрыть качество и интенсивность отношений с внешним миром. Это можно интерпретировать как символ оружия и направление стремления. Также о текущем настроении.

По форме они будут описывать нас человеку, который адаптируется к внешней, эффективно общается с другими или, наоборот, занимает позицию ухода и защиты своего эго перед лицом внешних угроз.

На некоторых рисунках (особенно у детей младшего возраста) ветви можно заменить чашкой. В других они появляются вместе. Кубок, по мнению некоторых авторов (Маурисио Ксандро в «Графических тестах»), связан с самооценкой и миром идей. Этот элемент также будет отражать возможные текущие конфликты.

черты

  • ветви до: В целом это связано с оптимизмом и экстраверсией. Также с плоскостью идей и стремлений. Некоторые восходящие ветви, которые выступают в небо, могут быть признаком желания расти, взаимодействовать с миром. Однако, если ветви заканчиваются заостренной формой или имеют зубцы пилы, они могут указывать на импульсивность, агрессивность, внешняя среда рассматривается как враждебная и должна защищаться (см. Дерево 5).
  • ветви вниз: Падшие ветви имеют первое значение как выражение распавшегося, пессимистического, беспомощного или несчастного состояния. Однако, когда они нарисованы с определенной утонченностью и деталями (типа плачущей ивы), они могут ассоциироваться с утонченными людьми, продавцами, очень чувствительными и склонными к грусти..
  • ветви восходящий и нисходящий одновременноВлиятельный человек, с небольшими критериями, неустойчивый, покорный. Это считается признаком одновременного присутствия эйфории и разочарования, которые следует интерпретировать в соответствии с другими ключами. Если ветви пересекаются с преобладанием угловых форм: импульсивность, склонность критиковать других, низкая терпимость к разочарованию, экстернализующее поведение.
  • Филиалы и филиалы тонкий: В зависимости от возраста: простота, чувствительность. Если они очень тонкие: аффективное закрытие, застенчивость (особенно если листьев нет).
  • Филиалы и филиалы толстый: Если они обеспечены деревом и хорошо нарисованы: безопасность, уверенность в завтрашнем дне, ясные идеи, настойчивость. Если они раздваиваются: они связаны с хорошими творческими и пластическими способностями (при условии, что это сделано в чертеже, представленном в его различных элементах).
  • ветви Открывание: Экстраверсия, склонность анализировать окружающую среду с инициативой. Также (в зависимости от формы удара) импульсивность.
  • ветви закрыто: В общем, интроверсия, закрытие, необходимость самозащиты от внешнего мира.
  • ветви Заточка: Его следует интерпретировать в чертеже в целом, поскольку он может иметь разные значения. Это часто связано с: низкой самооценкой, комплексом неполноценности, проблемами эмоциональных отношений, а также упрямством или упрямством.
  • Отрасли, которые выйти из багажника: Они обычно присутствуют на рисунках, выполненных подростками. С психоаналитической точки зрения это объясняется как проявление развивающейся сексуальности. Он также может выражать необходимость искать свой собственный путь (поиск своей личности) из «Я», представленного стволом..
  • Маленькая чашка: (по отношению к дереву) Интроверсия, застенчивость, страх за границей (см. дерево 1)
  • Большая чашка: (по отношению к дереву) Экстраверсия, воображение, интерес к внешнему миру, идеализм. Если оно очень большое: сложный контроль над фантазиями, нарциссизмом, тщеславием, эксгибиционизмом.
  • Кубок при условии: Баланс между интроверсией и экстраверсией, рефлексивностью, реализмом, вкусом к деталям, балансом.
  • Кубок с волнистыми линиями: Если они соразмерны и мягки: адаптивность, терпение, понимание, вкус к спокойной деятельности.
  • Когда Волнистости очень концентрированные: Изъятие, защита от внешнего мира, необходимость поддерживать свое пространство, очень избирательная коммуникабельность
  • Если чашка появляется раздавлен сверху: Чувство безнадежности, покорности и беспомощности под давлением внешнего мира.
  • Чашка в угловой форме: По точной линии: интроверсия, упрямство, склонность к спорам, импульсивность.

Рисунок дерева как вспомогательное психодиагностическое средство

Это личностный тест можно применять в любом возрасте, хотя, в случае с младшими детьми, это от 5 до 6 лет, что совпадает с закреплением базовых навыков рисования, когда оно приобретает большую актуальность, поскольку это происходит, когда дерево появляется со всеми его элементами.

Руководство по его применению

Для теста дерева вы можете использовать общий лист чистого листа. Инструментом будет карандаш, его также можно использовать при желании предмета, ластика и цветных карандашей.

Чтобы выполнить тест, достаточно спросить ребенка: Нарисуйте дерево по своему вкусу, чтобы избежать вопросов, которые нарушают спонтанность рисунка, вы можете добавить: вы можете рисовать все, что хотите, у вас есть абсолютная свобода; каким бы образом вы ни делали, все будет хорошо, если это вам нравится и согласно вашей собственной идее..

После первого рисунка вас могут попросить Нарисуй другое дерево “отличается от первого”

Аспекты, содержащиеся в чертежах, будут приняты во внимание. Дискордантные сигналы не отменяют, а дополняют друг друга

Нет срока для его исполнения.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно. Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке. Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать:
1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации

Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Определение внутреннего мира с помощью теста «Нарисуй дом»

Психологический тест по рисунку, по которому можно узнать свой внутренний мир подробнее. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, простой карандаш. Успокоиться, рисовать только то что приходит первым в голову (относительно дома). Расшифровка:

Замок — такое изображение говорит о несерьезности личности, ребячливости, легкомысленности. Для женщин в этом рисунке нет ничего плохого, но требует воздержания от занятия серьезного рабочего поста, создания семьи. Это может оказаться непосильным.
Дом, перед которым находится высокий забор. Если ограждение неприступное, это говорит о замкнутом характере, скрытности, недоверчивости. Когда забор рисуется витиеватым, со множеством маленьких деталей — индивид общительный, добродушный.
Низкое здание. Индивид, который нарисовал такой рисунок нуждается в психологическом покое, отдыхе

Это крайне важно, так как продолжая активную жизнедеятельность, можно нанести вред своему организму.
Многоэтажный дом. Указывает на сложный характер

Индивид замыкается на ошибках.
Большой деревенский дом. Индивид хочет расширить свою жилплощадь. Если нет любимого человека, изображение говорит о желании почувствовать ласку, заботу.

Также внимание необходимо уделить мелочам:

  1. Большое количество окон, указывают на общительность. Малое количество окон — враждебность.
  2. Наличие печной трубы говорит о том, что присутствует эмоциональное напряжение, нехватка дружеских чувств.
  3. Маленькие двери, наличие замков указывают на скрытность человека, его необщительность.

Тест (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко

Посетите мой «Блог практикующего психолога» – stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

ТЕСТ «ДЕРЕВО» (АВТОР Д. ЛАМПЕН, В АДАПТАЦИИ Л.П. ПОНОМАРЕНКО)

Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

Содержание методики:

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки

Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (ЭТО ВАЖНО! ФИУГРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ БЕЗ НУМЕРАЦИИ)

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор (когда берешь у ребёнка лист с выполненным заданием, скажи ему: «подпиши»). По этой же причине (может повлиять на выбор ребенка) не рекомендуется давать стимульный материал (лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков) с подписанными номерами фигур.

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков или самостоятельно обозначают одним цветом две позиции.

В этом случае не следует ограничивать их выбор.

Если вы заметили такое во время проведения методики (или когда ребёнок сдавал вам свой лист с деревом), попросите ответить кого первого, а кого второго из двух/трех (и такое бывает!) человечков ребенок закрасил.

Соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Человечки с подписями

№ позиции фигурки

Характеристика

1, 3, 6, 7

характеризует установку на преодоление препятствий

2, 11, 12, 18, 19

общительность, дружескую поддержку

4

устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

5

утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

9

мотивация на развлечения

13, 21

отстраненность, замкнутость, тревожность

8

отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15

комфортное состояние, нормальная адаптация

14

кризисное состояние, «падение в пропасть»

20

часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Здесь можете взять диагностический бланк с человечками без подписей. (http://www.stotestov.ru/product/дерево-тест-лампен) Или скачать компьютерную версию теста «Дерево с человечками». (http://www.stotestov.ru/product/komp-test-derevo/)

Источник методики в печати: Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

Посетите мой «Блог практикующего психолога» – stotestov.ru . Там вы найдете ещё много интересных и полезных методик для психологической диагностики.

nsportal.ru

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.