Рассеянность

Алан-э-Дейл       05.10.2023 г.

Что это такое в психологии?

Рассеянное внимание считается очень значимым нарушением нервной системы. К данным сложностям необходимо относиться очень серьезно

При этом нужно отметить, что они могут коснуться любого человека. Но паниковать не стоит.

Чтобы сравнить 2 понятия, такие как невнимание и внимательность, необходимо представлять, что такое внимательность. Итак, внимательность – это процесс наивысшей концентрации внимания или полная обработка конкретной информации, благодаря чему любой индивид может легко ориентироваться в окружающей среде

Когда процесс невнимания формируется, тогда процесс сосредоточения угасает. Именно таким образом в сознании человека образовывается рассеянность. Нужно учесть, что человек не рождается с рассеянностью. Данный изъян приобретается с годами. Невнимательность у взрослых и у детей может появиться по разным причинам, все зависит от особенностей формирования личности.

Невнимательность бывает разная.

Функциональная. Такой вид может появляться тогда, когда наступает усталость. Например, если человек выполняет монотонные действия на работе, и его сосредоточение начинает притупляться естественным образом.

Творческая. Этот вид наблюдается у людей, озабоченных созданием чего-либо нового и неизвестного

Люди-творцы находятся в постоянных поисках новых идей, и поэтому никак не могут сосредоточить свое внимание на более приземленных вещах.

Минимальная. Происходит это тогда, когда человек не может сосредоточить свое внимание на значимой информации из-за сильного погружения в свои мысли

Личность полностью погружается в переживания и больше не в состоянии выбраться из этой проблемы.

Ригидная. В основном такое состояние испытывают люди с эпилепсией и другими заболеваниями нервной системы. Человек просто не способен задерживать свое сосредоточение на долгое время на чем-либо и быстро переключается с одной темы на другую.

Неустойчивая. Когда ребенок или взрослый человек имеет в своем характере гиперактивность, то ему трудно долгое время сосредотачиваться на одном и том же объекте.

Причины возникновения заболевания и группа риска

Далеко не каждый человек становится неврастеником даже при огромных нагрузках и стрессах. Чаще всего астеническому неврозу подвержены люди со следующими особенностями характера и образа жизни:

  • имеющие астенический тип характера, основные черты которого – ранимое самолюбие, преувеличенное чувство собственной неполноценности, замкнутость, застенчивость, раздражительность, дисфункция вегетативной нервной системы, мнительность, тревожность, повышенная истощаемость;
  • сознательно пренебрегающие полноценным отдыхом – трудоголики;
  • не умеющие правильно организовать рабочий процесс;
  • стремящиеся довести работу до совершенства вплоть до срыва сроков ее сдачи – перфекционисты;
  • чрезмерно ответственные, стремящиеся выполнить работу в срок и в полном объеме любой ценой;
  • взвалившие на себя непосильный объем забот – работающие в нескольких местах, студенты с подработкой, домохозяйки с детьми и больными пожилыми родственниками и т.д.

Описанные черты характера могут быть результатом личностных особенностей, или слишком строгого воспитания с предъявлением непомерных требований, или наследственности к астении. Люди с невротическими чертами характера являются группой риска для появления и развития астенического невроза, но особенностей характера недостаточно, необходим еще психотропный фактор, дающий толчок возникновению заболевания.

Кроме психотипа личности основные причины астенического невроза кроются в негативном воздействии эндогенного или экзогенного характера на психику человека:

  • непосильные физические или интеллектуальные нагрузки, приводящие к истощению нервной системы;
  • чрезмерные требования, предъявляемые руководством, коллегами, родственниками, избыточная критика с их стороны, способствующая развитию комплекса неполноценности;
  • нездоровая обстановка (предвзятое отношение, травля) на рабочем месте, в учебном заведении или семье, при которой человек все время находится в ожидании скандала, оскорбления, физического насилия;
  • работа или учеба в условиях жесткой конкуренции, не дающих возможность полноценно отдохнуть, расслабиться;
  • неправильный выбор вида деятельности, образования, в том числе – по настоянию родителей или других родственников, необходимость заниматься нелюбимой работой;
  • хронические заболевания, ослабляющие здоровье и усложняющие выполнение профессиональных обязанностей;
  • эндокринные заболевания, нарушающие баланс вегетативной нервной системы;
  • подстегивание нервной системы алкоголем, наркотиками;
  • нездоровый, малоподвижный образ жизни, нарушение режима питания, ожирение, приводящие к нарушению обмена веществ и гормонального фона;
  • продолжительные финансовые проблемы, вызывающие чувство несостоятельности.

Настройка фокуса внимания

Очевидные советы в стиле «составьте список дел» или «переведите телефон в авиарежим, чтобы не отвлекаться на уведомления» не затрагивают истинных причин дефицита внимания. Это лишь внешние ограничения, которые мы устанавливаем для себя сами, а значит, в любой момент можем их обойти. По сути, подобные запреты не решают проблему рассеянного внимания, а лишь «снимают симптомы». Вместо того, чтобы бороться с навязчивым желанием десятый раз за час проверить почту, следует научиться отслеживать триггеры, запускающие это желание, и настраивать фокус внимания.

1/ Обращайте внимание на дискомфорт

Это может быть как физический (вам просто неудобно работать за этим столом или сидеть в этом кресле), так и психологический дискомфорт (вы чувствуете себя недостаточно компетентными в том или ином вопросе и испытываете неосознаваемую тревогу). В первом случае вы подсознательно будете искать любую причину, чтобы покинуть рабочее место, во втором — откладывать начало работы. Даже безобидное на первый взгляд желание открыть Google и поискать нужную информацию может стать настоящей вредной привычкой. В глубине души вы и сами понимаете, что не «проводите исследование», а ищете любой повод отвлечься от трудной задачи.

2/ Отслеживайте свои триггеры

Сразу, как только ваша рука потянулась к смартфону, отметьте для себя этот момент

Обратите внимание, в какое время это произошло, на каком этапе работы, а также что вы делали и что чувствовали прямо перед этим. Отследить внутренние триггеры бывает непросто, но вы можете чётко описать для себя внешнюю ситуацию, сопровождающую их

Можете даже проговорить это вслух: «Мне кажется, на меня навалилось слишком много задач, поэтому мне хочется пойти перекусить» или «У меня так много идей, что мне хочется реализовывать их все одновременно!”. Чем лучше мы понимаем своё поведение, тем проще нам контролировать его. Учитесь отслеживать степень своей энергичности в течение дня, чтобы правильно распределять задачи. Когда вы гиперактивны, фокус внимания очень неустойчив, а когда энергии мало, сконцентрироваться на задаче слишком тяжело.

3/ Прислушайтесь к сигналам тела

Ваше тело говорит с вами, осталось только прислушаться к его сигналам. Нетрудно заметить, что перед тем, как отвлечься, вы чувствуете напряжение в мышцах плеч или подёргивание пальцев

Важно разорвать цепь «сигнал тела — импульсивная реакция», а, сосредоточившись на первом этапе, осознать, в чём же на самом деле его смысл. Например, боль в шее или учащенное сердцебиение являются первыми физиологическими проявлениями стресса

Справиться с ним вам поможет медитация, а не лента Instagram.

4/ Не заполняйте паузы

Человек привыкает заполнять микроскопические моменты ожидания какой-то деятельностью. Например, ожидая зелёного сигнала светофора вы берёте в руки смартфон, а если какой-то сайт загружается дольше двух секунд, вы, чтобы не терять времени, начинаете проверять уведомления в соцсетях. И, конечно, в результате «теряете время» именно в соцсетях. Воспользуйтесь правилом десяти минут: почувствовав желание заполнить паузу, пообещайте себе, что возьмёте в руки смартфон через десять минут. А пока вы спокойно ждёте возможности действовать и продолжаете работу. Это хороший способ преодолеть импульсивное желание. Отложив его во времени, вы поймёте, что по сути не испытывали никакой потребности в этом, а действовали по привычке.

Причины развития болезни

Основная причина возникновения болезни — поражение артерий атеросклерозом. Другим фактором развития цереброваскулярной болезни становится патологии, затрагивающие стенки сосудов. Из-за возникновения воспалительных и деформационных процессов и происходит кислородное голодание головного мозга.

Что еще относится к факторам риска:

  • сахарный диабет;
  • инфекционные заболевания;
  • опухоли головного мозга.

К болезням ЦВД приводят и нарушения кровоснабжения, нарушение сердечного ритма, низкое артериальное давление.

Цереброваскулярная болезнь развивается и при неправильном образе жизни. Этому способствуют курение, чрезмерное увлечение спиртными напитками, хронические стрессы, избыточный вес.

Что такое рассеянность и невнимательность?

Многие любят говорить, что рассеянность присуща великим людям. Это повторяют те, кто не хочет работать над своими плохими качествами и ищет им оправдания. На самом деле, данный недостаток не так уж и безвредный, как многие полагают.

Рассеянность — это состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на происходящих событиях или действиях. Ее еще называют невнимательностью, забывчивостью, и часто она не считается пороком, а лишь чертой характера.

Никто из нас не родился сразу рассеянным или невнимательным. Многие люди считают их «славными недостатками», но они могут привести к настоящим трагедиям: к автокатастрофам или авариям на заводе. Такие люди и в обычной жизни приносят массу хлопот, ведь построить нормальные отношения они тоже не могут из-за постоянных бытовых «аварий», да и на работе они вряд ли приносят много пользы.

Рассеянность абсолютно никак не связана с памятью, это нарушение внимания. Данная черта приобретается, поэтому от нее необходимо избавляться, если вы хотите изменить свою жизнь к лучшему и облегчить ее окружающим, которым вы доставляете хоть и мелкие, но неприятности.

Профилактика

Старайтесь ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Даже в выходные дни. Оптимальное количество часов сна для взрослого человека составляет 7-8 часов

Обратите внимание, что наиболее эффективным, с точки зрения профилактики рассеянности, является непрерывный сон. Если ночью вы встаете в туалет или попить, постарайтесь устранить эти поводы для пробуждения – самостоятельно или с помощью врача.
Пейте достаточное количество чистой негазированной воды (не менее 1,5 л/день).
Придерживайтесь правильного питания

Воздерживайтесь от употребления алкоголя, курения.
Обеспечьте себе ежедневную физическую активность. Желательно организовать ее на свежем воздухе – например, прогулки в парке отлично сказываются на самочувствии и состоянии здоровья.
Если ваша работа сопряжена со стрессом, находите способы отвлекаться, перезагружаться. Это могут быть как перерывы в работе (переключение внимания, разминка, прогулка в обеденный перерыв), так и различные активности: танцы, спорт, другие хобби.

Если вы испытываете чувство усталости, переутомления, ощущаете недостаток концентрации внимания, приходите на прием к врачам-эндокринологам клиники Марины Рябус. С помощью внимательного индивидуального подхода и экспертной диагностики мы определим причины вашей забывчивости, при необходимости дадим рекомендации посетить специалистов другого профиля: психолога, психотерапевта, кардиолога, невролога и др. И мы обязательно поддержим ваше здоровье БАДами и оздоровительными процедурами.

В клинике Марины Рябус лечением эмоционального и физического выгорания по причине гормональных нарушений, дефицитарных состояний занимаются врачи Ирина Сергеевна Вяткина (к.м.н., гинеколог-эндокринолог, нутрициолог), Екатерина Николаевна Козлова (к.м.н., врач-гинеколог, онколог, эндокринолог).

Для записи на консультацию врача-эндокринолога звоните: +7 (499) 397-71-30.

Наши партнеры

Негативные признаки

На раннем этапе развития кризиса у подростков, первые признаки которого могут проявляться уже в возрасте от 9 – 11 лет, начинается переход к новой форме взаимодействия с окружающими.

Это выражается в следующих изменениях:

  • На фоне быстрого физического и умственного развития у подростка возникают новые потребности, которые он не может удовлетворить из-за отсутствия социальной зрелости.

    То есть подросток ощущает потребность к самостоятельности и независимости, но еще не способен вести себя как взрослый человек.

  • Происходит переоценка ценностей. Общение со сверстниками преобладает над учебной деятельностью, вследствие чего снижается успеваемость и утрачивается значимость мнения взрослых.
  • Мышление от образного трансформируется к абстрактному и работает с опорой на личный опыт.
  • Возможны противоречия между возникающими желаниями и имеющимися потребностями.

Дальнейшее развитие кризиса характеризуется острой кризисной стадией, которая характерна для 13-15-летнего подростка.

Этот этап проявляется по-разному:

  1. максимальным протестом и категоричностью;
  2. конфликтностью и раздражительностью;
  3. развитием новых способов мышления;
  4. появлением новых возможностей и интересов.

Отстаивая свою точку зрения и осознанную возможность в самостоятельном приятии решений, подросток стремится полностью исключить родительский контроль и внимание. Подводные камни отношений между подростком и родителями, при котором обострению подросткового кризиса способствует конфликтная ситуация с родителями

Многие из них не могут принять негативное поведение ребенка, не понимая, что оно является нормальным для этого возраста.

Подводные камни отношений между подростком и родителями, при котором обострению подросткового кризиса способствует конфликтная ситуация с родителями. Многие из них не могут принять негативное поведение ребенка, не понимая, что оно является нормальным для этого возраста.

Гендерные особенности

Пубертатный или переходный возраст протекает у девочек и мальчиков по-разному. Симптоматика, характерная для подросткового кризиса, проявляется у девочек с 10 – 11 лет со слабо выраженными признаками.

У мальчиков переходный период начинается позже (в 12 – 13 лет), но протекает более выразительно. Мнение психологов сводится к тому, что это обусловлено более жесткими требованиями к юношам, чем к девушкам.

У девочек

К нормальным проявлениям подросткового кризиса у девочек психологи относят следующие признаки:

  • Недовольство своей внешностью. Выражается это острым восприятием своего несоответствия общепринятым эталонам женской красоты. Девочки стремятся к определенному образу, слепо следуя за модой и одеваясь в трендовую одежду.
  • Желание нравиться. Девушки нарочито демонстрируют необычность своего внутреннего мира и необычных взглядов на жизненные ценности. При этом, они ведут себя достаточно провокационно, стараются выделиться броскими нарядами, выразительным макияжем, порой окрашивают волосы в исключительно яркий цвет.
  • Скачки настроения. Нестабильность гормонального статуса вызывает агрессивность, гневливость и раздражительность.
  • Проявление интереса к представителям мужского пола. При этом, девочки, часто влюбляясь, более склонны к платоническим отношениям.

Травма, полученная из-за безответной любви, становится предпосылкой к развитию осложнений кризисного периода. Среди них – замкнутость, депрессивное состояние, суицидальные наклонности.

У мальчиков

  • Проявление агрессии и злости. Повышенный уровень тестостерона становится причиной негативного поведения при общении со взрослыми и сверстниками.
  • Излишняя эмоциональность. Беспричинные скачки настроения также связаны с гормональными изменениями.
  • Отсутствие страха. Отсюда стремление к экстриму и необдуманность поступков, порой граничащих с опасностью для жизни.
  • Проявление самостоятельности. Подростки пытаются решать непосильные проблемы. Это вызвано желанием подражать взрослым мужчинам и вести аналогичный образ жизни, совершая громкие дела и подвиги.
  • Интерес к жизненным аспектам интимного характера, проявляющийся в остром влечении к женскому полу.
  • Озабоченность внешним видом. Следует отметить, что мальчиков не меньше девочек волнует их внешность. Недовольство своим образом делает их уязвимыми, замкнутыми и неуверенными в себе. Это приводит к занижению самооценки, неприятию критики и замечаний по поводу внешности.

Упомянутые проявления считаются нормальными для подросткового кризиса. Однако велика вероятность развития осложнений на фоне неправильных взаимоотношений между подростком и родителями, а также окружения и общепринятых стандартов общества.

Правильно

Невнимательность – слитное написание существительного с частицей «не» происходит при утверждении отрицательного признака. При этом слово можно заменить синонимом: невнимательность – халатность. Невнимательность помешала ему запомнить задание. Невнимательность к посетителям стала причиной снижения посещаемости кафе. Тебя, как всегда, подвела твоя невнимательность.

Не внимательность – раздельно пишем существительное с частицей «не» при противопоставлении (не внимательность, а рассеянность). Наличие рядом слов «вовсе, далеко, отнюдь» также предполагает раздельное написание. Не внимательность, а рассеянность помешала ему запомнить задание. Не внимательность, а равнодушие и халатность в отношении к посетителям стали причиной снижения посещаемости кафе. Вовсе не внимательность стала причиной ссоры.

Аэробика для мозга

Память — это более сложный процесс. У всех людей она разная, кто-то запоминает больше, кто-то меньше. За память отвечают нейронные связи, чем их больше, тем лучше человек запоминает. Только с годами нейронные связи ухудшаются. Сказываются сосудистые, эндокринные болезни, гипертония. И тут, как и с телом, чтобы память была хорошей, мозг нужно тренировать. Мышцы укрепи — аэробика, память — нейробика.

«Специальные упражнения помогут сохранить и улучшить память. Например, если человек — правша, периодически нужно что-то делать левой рукой, можно рассыпать монеты на стол и закрытыми глазами перебирать по номиналу», — рекомендует врач.

Попробуйте писать левой рукой, если вы — правша. Фото: pixabay.com

Мозг должен работать и учиться чему-то новому. Даже смена привычного маршрута из дома до работы укрепляет нейронные связи: меняется картинка — мозг воспринимает все по-другому. Но зарядка для нейронов должна быть регулярной, если выполнять упражнения время от времени, результата не будет. Хорошие тренажеры для мозга — кроссворды, изучение языков. В целом любое обучение чему-то новому укрепляет те самые нейронные связи.

Статья по теме

«Возможности человека безграничны». Психолог – о мечтах и карте желаний

Полезны для памяти определенные продукты: орехи, ягоды, горький шоколад с высоким процентом содержания какао.

Тяжелые нарушения памяти уже требуют серьезного лечения и терпения со стороны родственников. Так как сами пациенты не понимают, что они болеют в силу отсутствия критического восприятия.

Виды депрессии

В зависимости от патомеханизма, клиническая форма депрессии отличается разными видами и типами. Одно из делений по клиническим проявлениям:

  • Простая депрессия.
  • Депрессия с торможением. Так называемое депрессивное оглушение, при котором больной человек отказывается от деятельности, в том числе от приема пищи. Старается находиться в одном положении, ограничивает контакт с окружающей средой.
  • Ананкастная (с компульсиями). Наблюдается навязчивое поведение и мышление, например, одержимость чистоты рук.
  • Тревожная (возбужденная). Симптомам депрессии сопутствуют сильные тревожные состояния, которые пациент ощущает умственно, физически и поведенчески.
  • Депрессия при беременности. Связана с расстройствами настроения, причина которых — изменение гормонального баланса. Женщины в этот период подвергаются длительному стрессу, вызванному опасениями, связанными с родами или ожиданием малыша, отказом от некоторых привычек или планов.
  • Послеродовая депрессия. Возникает сразу после рождения ребенка. Женщину беспокоят психические и физические симптомы. На появление депрессии влияет множество факторов. Некоторые матери не могут справиться с большим стрессом, особенно матери-одиночки. Не исключено влияние осложнений в перинатальном периоде.
  • Униполярная депрессия. Это рецидивирующая депрессия или униполярное аффективное расстройство. Характеризуется расстройствами настроения, снижением эмоциональности и активности. При этом заболевании возникает рецидивирующий депрессивный эпизод, проявляющийся подавленным настроением, нарушениями сна, суицидальными мыслями, проблемами с концентрацией внимания, изменением массы тела.
  • Биполярное расстройство. Состояние, при котором стадии гипомании и депрессии перемежаются с периодами без симптомов. Также могут быть смешанные состояния. При лечении патологии используются не только антидепрессанты, но и прежде всего нейролептики, противоэпилептические препараты, применяемые в качестве «стабилизаторов настроения».
  • Униполярное расстройство. Возникают рецидивирующие эпизоды депрессии, чередуются периоды мании или гипомании и депрессии.
  • Атипичная депрессия. В ее течении появляются симптомы, выходящие за рамки типичной формы. К ним относятся: повышенный аппетит, набор веса, сильное подавленное настроение в ситуациях, когда обычно ощущается удовлетворение, чувство тяжести тела, повышенная чувствительность и сонливость. Нередко у пациентов с атипичной депрессией диагностируют сезонную депрессию (осень, зима) или униполярное расстройство.
  • Эндогенная депрессия («d. из ниоткуда») биологически обусловлена проблемами с нервной или эндокринной системой. Отсутствует влияние типичных внешних факторов.
  • Экзогенная депрессия (реактивная). За ее возникновение ответственны жизненные ситуации.

Виды депрессии

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны — от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», — считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет.  Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» — за содержание и «2» — за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Симптомы депрессии у подростков

Главными симптомами подростковой депрессии являются эмоциональные и поведенческие изменения. 

Эмоциональные изменения

  • Частое проявление чувства печали или тоски, в том числе — плач без видимой причины 
  • Раздражительность, огорчение или гнев по самым незначительным поводам 
  • Потеря интереса или удовольствия от привычных занятий подростка 
  • Потеря интереса к семье и друзьям или постоянные конфликты с ними 
  • Ощущение собственной бесполезности, вины, фиксация на прошлых неудачах, чрезмерная самокритика 
  • Слишком болезненная реакция на неудачи 
  • Затруднения в мышлении, концентрации внимания, принятии решений и запоминании событий 
  • Постоянное ощущение, что настоящая и будущая жизнь мрачная и безрадостная 
  • Частые мысли о смерти, мысли о самоубийстве. 

Поведенческие изменения

  • Хроническая усталость и апатия 
  • Бессонница или избыток сна 
  • Изменения аппетита: снижение аппетита и потеря веса, или увеличение аппетита и быстрый набор веса 
  • Прием алкоголя или наркотиков 
  • Ажитация или беспокойство — например, неусидчивость, выкручивание рук и т.д. 
  • Замедление мышления, речи или движений тела 
  • Частые жалобы на боли в теле и головные боли, которые могут приводить к частым визитам в школьный медицинский кабинет, но обычно не имеют никаких объективных причин 
  • Снижение успеваемости в школе или частые пропуски занятий 
  • Неопрятный и неряшливый внешний вид, например грубое несоответствие элементов одежды, растрепанные волосы 
  • Провоцирующее или рискованное поведение 
  • Аутоагрессия, целенаправленное нанесение себе небольших травм: порезов, ожогов, чрезмерный пирсинг и татуировки. 
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.